Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Жанрово-стилистические особенности богословских трудов И. А. Ильина
Жанрово-стилистические особенности богословских трудов И. А. Ильина
Приблизительное время чтения: 11 мин.
100%

Аннотация: Статья иерея Александра Клецкова, аспиранта ОЦАД, посвящена выделению жанрово-стилистических особенностей философско-богословских трудов И.А. Ильина. Автор утверждает, что философско-богословские труды И.А. Ильина отличает жанрово-стилистическое разнообразие. Вместо того, чтобы тяготеть к какому-то конкретному литературному жанру, знаменитый философ использовал широкую жанровую палитру. В своем анализе философско-религиозных тем И.А. Ильин обращался к таким жанрам, как публицистика, беллетристика, очерки и сказки. Автор статьи отмечает, что наиболее исследованными являются научные статьи и очерки И.А. Ильина, тогда как сказки – наименее изученная грань наследия философа. В статье дается краткий обзор жанровой палитры И. Ильина как попытка привлечения внимания к необходимости шире использовать стилистический подход к текстам выдающегося русского мыслителя. Автор приходит к выводу, что работы И.А. Ильина обладают поэтичностью и музыкальностью, в них соединяются творческие и богословские образы.

***

Жанр – понятие текучее, – писал прозаик и литературовед Ю.Н. Тынянов [15, с. 119]. Как известно, литературные жанры развиваются, однако с течением времени их устойчивые содержательные и формальные черты сохраняются, что свидетельствует о наличии жанровых традиций [2, с. 121]. Эти устойчивые признаки делают возможной жанровую классификацию произведений, в соответствии с которой выделяются эпические, драматические, лирические и лиро-эпические жанры.

Изучение наследия выдающегося русского философа И.А. Ильина приводит к мысли о том, что разговор о жанровой специфике произведений может выходить за рамки анализа художественной литературы, но также касаться философскобогословских трудов, поскольку в творчестве этого мыслителя наблюдалась общая тенденция, характерная для русской религиозной философии первой половины XX в. – сближение философских жанров и жанров художественной литературы.

Философию Серебряного века можно назвать синтетической – своеобразным симбиозом философско-литературных жанров, идей и умозаключений. С помощью такой синтетической философии (тесного взаимодействия философии и литературы) упрощалось изложение основ духовной стороны жизни. Вопросы гносеологии, онтологии и аксиологии гораздо проще воспринимались благодаря упрощенному стилю философских произведений.

Чтобы выразить свои философско-религиозные идеи и взгляды в доступной для читателя форме, И.А. Ильин обращался к таким литературным жанрам, как публицистика, беллетристика, очерки и сказки. Стоит начать анализ жанровой специфики трудов И.А. Ильина с последних – с его авторских сказок, самых недооцененных и малоисследованных, на наш взгляд, произведений философа.

И.А. Ильин считал сказку начальной, дорелигиозной философией народа. По мнению философа, с помощью сказки человек постигает народную мудрость, смысл земной жизни. В своей статье «Духовный смысл сказки» (1934) философ отмечает: «Человек спрашивает сказку, а она отвечает ему – о смысле земной жизни. Но спрашивает он, как существо, еще не узревшее и не постигшее Бога» [3, с. 10].

«Невинные сказки» И.А. Ильина – сборник из десяти небольших публицистических произведений, написанных на стыке фольклорного и сатирического жанров, – в своем большинстве были опубликованы уже после смерти мыслителя. Все они начинаются с «присказки», чья задача, по мнению философа, – на время приглушить рассудочность слушателя, чтобы тем самым подготовить его для восприятия сказки. Как писал философ, особенностью присказки является раскрытие духовного смысла сказки, задувание свечи трезвого и прозаического сознания [3, с. 9].

Так, одна из сказок под названием «Праведный народ» начинается с присказки: «Давно, давно, в те незапамятные времена…». Речь в этой сказке идет о добродушном и трудолюбивом народе Прямичей, который живет со всеми в мире и любви, однако помощь соседним народам, участие в войнах «за чужие дела» приводит к его истреблению. И когда царь Прямичей, Буйтур Справедливый, попадает в Рай, он обращается к Господу с просьбой не дать погибнуть своему народу, создать великое государство на этом самом месте [7].

В этой, как и в остальных сказках И.А. Ильина, тревога о судьбе России переплетается с его философско-богословскими идеями. Особенно остро звучит мотив духовного перерождения – своего рода метафизического пути, который предстоит пройти русскому народу. Как отмечает исследователь А.Л. Налепин, И.А. Ильин считал мотив пути одним из важнейших аспектов философии и фольклористики и намеренно делал на нем акцент в своем авторском фольклоре [9, с. 336]. 

Многочисленными были научные статьи И.А. Ильина, которые раскрывали особенности его философской системы [8, с. 235]. Именно статьи выступают основным жанром его творчества. Как правило, опубликованные И.А. Ильиным статьи первоначально были им прочитаны как лекции, а затем напечатаны в российских/советских или издававшихся на Западе журналах. Так, статья «О религиозном кризисе наших дней» была задумана И.А. Ильиным как лекция, которую он читал в эмигрантских кругах в Берлине в 1922-1923 гг. В этой статье философ отмечает, что причины Первой мировой войны и революции 1917 г. кроются в религиозном бессилии людей. Как отмечает философ И.А. Ильин кризис, который происходит в России и в мире имеет религиозную природу, поскольку дух человека обнаруживает «мертвенность и религиозное бессилие», пустынность возникает вследствие религиозного бессилия» [5]. 

В другой известной статье «О сопротивлении злу силою» (1925) И.А. Ильин критиковал высказанную Л.Н. Толстым идею о непротивлении злу, поскольку подобная идеология становится убежищем для слабых и безвольных людей, не способных отстаивать свое видение России, поскольку русский человек нуждается в воспитании волевого характера [6].

С точки зрения И.А. Ильина, непротивление злу означает не что иное, как «приятие зла». «Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым», – писал философ [4, с. 9]. Более того, не противясь злу, человек не просто исповедует ложную идею, но и проповедует ее [4, с. 38].

И.А. Ильин считал «духовно допустимым» физическое уничтожение зла. Он писал: «Физическое пресечение и понуждение могут быть прямой религиозною и патриотическою обязанностью человека» [4, с. 177].

Оправдание идеи физической расправы над злом с помощью отсылок к библейским канонам возмутило представителей русской эмиграции. Как отмечает исследователь К.Е. Троицкий, оппозиция сводится к тому, что Ильин попытался привлечь христианскую религиозную философию как санкцию на убийства во имя некоего добра [14, с. 155].

В эмиграции И.А. Ильин писал и публиковал свои статьи, а также являлся редактором и издателем. Он был членом редакции издаваемой П. Б. Струве газеты «Возрождение». После ухода из «Возрождения» И.А. Ильин основал журнал «Русский колокол», который издавал и редактировал в период 1927-1930 гг.

Также Ильин написал немало монографий, критических обзоров, речей, лекций. Важное место в его творчестве занимали очерки. И.А. Ильин активно обращался к жанру портретнофилософского очерка, раскрывающего особенности философских взглядов и идей того или иного философа посредством описания его жизни, принципов, взглядов, образования, круга общения и т.д. Зачастую такие очерки имели вид критических рецензий и обзоров [10, с. 203], в которых Ильин не раз выражал уважение и восхищение взглядами именитых философов. При этом важно отметить то особое уважение, испытываемое Ильиным к западной философии, в частности к немецкой, которое кардинально отличалось от критики в адрес русских философов, идеи которых Ильин подвергал сомнениям (например, идеи Н.А. Бердяева, Л.Н. Толстого и т.д.) [11, с. 17].

Нельзя не отметить, что Ильин был увлечен также и эпистолярным жанром. Им было написано немало писем [12, с. 231], в которых он затрагивал проблемы самого различного характера, в том числе религии и философии. В письмах (как открытых, так и личной переписке) Ильин обсуждал широкий перечень проблем: от политики до искусства, поддерживая укрепление «русской идеи» и русского православия. Письма также являлись важным звеном, связывающим Ильина и Родину, так как находясь в эмиграции, философ не мог лично общаться с представителями русской интеллигенции и коллегами-философами. Также зачастую Ильин вел переписку и с западными коллегами.

Отдельным блоком можно выделить переписку, которую на протяжении более 10 лет И.А. Ильин вел с писателем И. С. Шмелевым. В этой переписке не просто затрагивались глубочайшие политические и философские темы, они, поскольку сама природа письма позволяло это, были пронизаны личностным отношением авторов к затронутому вопросу, в письме каждый мог искать и находить те самые слова, которые выражали суть вопроса и суть переживаемых чувств. Каждый высоко оценивал литературный дар другого. Объединенные единым мировоззрением, сходными эстетическими взглядами и литературными вкусами, они могли не бояться говорить друг другу о сокровенных воззрениях, тем самым помогая один другому еще глубже понять те или иные аспекты философии и литературного творчества. В своих отзывах Ильин раскрывает сущность героев Шмелева, отмечая сочетание в них лирического и трагического начал. Так, Ильин в статье о произведении Шмелева «Лето Господне» называет его эпической поэмой о России, в которой описывается ее духовное бытие, противопоставляет «окаянную» и Святую Русь как источник человечности [16, Т. 1, с. 37]. Шмелев с благодарностью отвечает другу, что образы его героев верно отражены в статье Ильина, они уцелели в сердце, его герои православные, русские люди, он стремился воссоздать русскую эпопею [16, Т. 2. С. 476-477].

Соединяя образы высокого богословия с образами творчества, Шмелев пишет Ильину, одни из самых сокровенных строк, в которых отмечает, что вера является величайшим искусством, искусством Богопознания, которое нельзя приобрести философией, где «обойденному» не стать верующим, ведь для веры нужен особый дар – «вообразительное сердце, не просто воображение» [16, Т. 2, с. 410-411]. 

Работы Ильина напоминают произведения художественной литературы, обладающие поэтичностью и определенной музыкальностью. При этом «поэтичность, к сожалению, идет иногда в ущерб строгости изложения» [13, с. 41]. Следует отметить, что, несмотря на изученность философскомировоззренческих аспектов творчества И.А. Ильина, в научной литературе сравнительно мало используется стилистический подход к его работам. Как подчеркивает О.М. Афанасьева, «ни в одной из немногочисленных трудов филологической направленности не предпринимается попыток воссоздания языковой картины мира философа И.А. Ильина» [1, с. 108]. Данная статья – попытка пробудить интерес не только к философскобогословским идеям, но и к многогранному стилистическому миру Ивана Ильина.


Литература

1. Афанасьева О.М. Концепт «Русская идея» в публицистике И.А. Ильина // Вестник РГГУ. 2015. № 4. С. 108 – 116. 

2. Поспелов Г.Н., Николаев П.А., Волков И.Ф. и др. Введение в литературоведение: учеб. для филол. спец. ун-тов / Под ред. Г.Н. Поспелова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1988. 398 с. 

3. Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Алтай. № 6. 1995. С. 5 – 20. 

4. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. / Сост. Ю.Т. Лисица. М.: Русская книга, 1996. Т. 5. 608 с. 

5. Ильин И.А. Электронный документ 1-486. Архивные фонды НБ МГУ. URL: https://nbmgu.ru/search/?q=*&cat=ILIN&p=17&s=N UM,INV (дата обращения: 23.09.21). 

6. Ильин И.А. Электронный документ 1-487. Архивные фонды НБ МГУ. URL: https://nbmgu.ru/search/?q=*&cat=ILIN&p=39&s=- NUM,INV (дата обращения: 22.09.21) 

7. Ильин И.А. Электронный документ 1-589. Архивные фонды НБ МГУ. URL: https://nbmgu.ru/search/?q=001&cat=ILIN&p=29&f= NUM&s=NUM,INV (дата обращения: 23.09.21) 

8. Мурышев К.Е. Учение И.А. Ильина об одухотворении инстинкта в контексте христианской антропологии // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2010. № 13 (56). С. 233 – 241. 

9. Налепин А.Л. Иван Александрович Ильин и философская мысль русского зарубежья в поисках фольклорного императива // Studia Litterarum. Т.1. 2016. № 3-4. С. 325 – 339. 

10. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2002. 544 с. 

11. Пирогова Л.А. Проблема очевидности в философии И.А. Ильина: автореф. дис. … канд. филос. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 2006. 28 с. 

12. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение: Сб. ст. М.: Эрмитаж, 1989. 320 с. 

13. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков: изд. М.В. Потебни, 1905. 151 с. 

14. Троицкий К.Е. Сопротивление злу силою Ивана Ильина как «духовный имморализм» // Вопросы философии. 2017. № 2. С. 154 – 165. 

15. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М.: Высш. шк., 1993. 248 с. 

16. Шмелев И.С. Иван Ильин. Переписка двух Иванов: в 3-х т. М: Русская книга, 2000. Т. 1. 569 с. Т. 2. 578 с.

Источник: Клецков А.В. Жанрово-стилистические особенности богословских трудов И. А. Ильина // Modern Humanities Success/Успехи гуманитарных наук. – 2021. – №12 – С. 27–30.