Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Вклад курского духовенства в победу русского народа
Анонсы
Вклад курского духовенства в победу русского народа
28/10/2025
Приблизительное время чтения: 9 мин.
100%

В статье соискателя аспирантуры ОЦАД иеромонаха Агапия (Чернышова) освещается деятельность курского священника в годы Великой Отечественной войны - протоиерея Павла Говорова. Проводится ассоциация с героем настоящего времени - протоиереем Евгением Шестопаловым. В статье поднимается вопрос о необходимости окормления русских воинов на передовых. Рассказывается о вкладе Курской епархии в организации гуманитарных сборов. Отмечается жертвенность военного духовенства. 


Сегодня, спустя почти 80 лет с момента Великой Победы, нет сомнения в том, что выстоять в Великой Отечественной войне и победить коварного и сильного врага, кроме всех прочих условий, помогла и вера людей. Несмотря на то, что накануне Отечественной войны Русская Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям, невзирая на нанесенные обиды, Русская Православная Церковь в тяжелое время для страны и народа без каких-либо колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу.

В Отечественной хронике есть множество примеров настоящего и действенного патриотизма. Учению о войне как о вынужденной необходимости в падшем мире посвящены такие слова святителя Филарета Московского: «Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать... Война - священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости - в защиту правды, веры, отечества». За мир на русской земле люди боролись и продолжают это делать.

В стороне не осталось и курское духовенство. Многие курские священники во время войны 1941 - 1945 гг. помогали нашим воинам, обычному мирному населению. В их числе и священник Павел Говоров.

По данным архива Курской епархии, из дела № 362 известно, что протоиерей Павел Андреевич Говоров родился 28 июня 1876 года. Окончил Курскую духовную семинарию и был рукоположен в 1911 году. Священник Павел Говоров начинал служить в храме Иоакима и Анны в Коренной пустыни. В 1917 - 1932 годах отец Павел служил во Введенском храме города Курска. Этот период охватывает собой революции, репрессии против Церкви, изъятие церковных ценностей.

Период спокойного приходского служения отца Павла, как и для многих, заканчивается в 1917 году, когда власть в стране в свои руки берут большевики. О жизни священника с этого момента известно немного. Известно, что в 1932 году отец Павел в числе других 413 человек был отправлен в ссылку. В том числе, среди обвиняемых по тому же делу были: Архиепископ Курский и Обоянский Дамиан (Воскресенский), епископ Орловский Николай (Могилёвский), епископ Рыльский, викарий Курской епархии Иоанн (Пашин) и еще 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь, 70 крестьян, 11 бывших дворян и другие лица. Из дела известно, что архиепископа Дамиана 26 декабря 1932 года постановлением особого совещания коллегии ОГПУ приговорили к расстрелу, который был заменен на 10 лет лишения свободы. Наказание архиепископ отбывал на Соловках. 3 ноября 1937 года архиепископа Дамиана расстреляли в урочище Сандармох в Карелии близ города Медвежьегорска.

Отец Павел же отбывал своё наказание в мордовских лагерях, а именно - в Темниковском исправительно-трудовом лагере. Уже гораздо позже, в 1960-х годах родные священника вспоминали, как он плакал, говоря об архиереях и других товарищах, которых невинно замучили во времена советской власти: «Вернувшись из Темлагеря отец Павел часто посылал посылки заключенным: продукты, одежду, деньги - рассказал внук священника Владимир Мруз. - Неохотно, изредка вспоминая это время, батюшка плакал, рассказывая, что особенно плохо обращались с архиереями - ставили на самые тяжелые работы, избивали и подвергали пыткам». В период с 1937 по 1942 год об отце Павле информации не находится.

По возвращении в Курск в 1942 году, он становится клириком Казанского кафедрального собора, который находился недалеко от военного госпиталя, где на лечении находились раненные летчики. Отец Павел собирал продукты и провозил их раненым.

Подпольщики, которые активно действовали в Курске, готовили побег. Главы группировок - железнодорожник Павел Бабкин и главврач госпиталя Юлиан Козубовский понимали, что побег не мог состояться без участия отца Павла, который имел доступ в госпиталь. Стоит задаться вопросом, был ли у священника выбор? Мог ли он отказаться, ведь советская власть пыталась расправиться с ним пытками и лагерями? Конечно, отец Павел мог бы отказаться от участия в помощи организации побега, но любовь к людям была у батюшки на первом месте.

Подготовка к побегу происходила в строжайшей тайне. Даже лечащий врач лётчиков скрывала от немцев факт их выздоровления, маскируя раны больных. Выходили по одному или по двое, некоторых отец Павел прятал в алтаре Сергиево-Казанского собора: «Не побоялся дедушка, что немцы повесят, решил помочь летчикам бежать из плена. - вспоминают родные батюшки. - Немцы лечили их для того, чтобы заставить работать на них, либо отправить в Германию, - вспоминала Людмила Говорова-Герасимова - внучка протоиерея Павла. - Когда летчики немного окрепли, пришли они к нашим домой. Тут их переодели во всё гражданское. Белым днем, через весь Курск, размалеванная наша красавица, рослая шестнадцатилетняя тетя Нина (дочь отца Павла), хихикая и кокетничая с прихрамывающим кавалером и загипсованным по пояс его другом, проводила летчиков к дому маминой подруги Зои Емельяновой. Зоя - жена офицера, была связана с партизанами. Ночью летчиков проводили к своим в лес...».

В лесных массивах города Дмитриева находился партизанский аэродром, откуда советские асы и покинули город Курск. На сегодняшний день известно о четырех спасенных пилотах. Старший лейтенант Константин Длужицкий, батальонный комиссар Павел Бубеков, старшина Афанасий Бумко, сержант Николай Евграфов - все они продолжили воевать и защищать своё Отечество в небе.

Немецкие оккупанты обыскали весь город, но безуспешно - следов летчиков не обнаружили. Отец Павел в это время изменяет место своего служения на село Глебово, Фатежской области. А через два месяца, 8 февраля, город Курск был освобожден.

После войны, все участники подпольных группировок были награждены орденами, в том числе и священник Павел Говоров - ему было присвоено звание партизана и вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Курский священник Павел Говоров - пример настоящего патриота своей Родины, который рисковал собой, ради других людей. Смелый, решительный русский человек, ни в каких испытаниях, выпавших на его долю, не предавший ни людей, ни веры!

Сейчас, спустя, 79 лет после Великой Победы, над нашей страной нависла новая военная угроза. Снова настало то время, когда враг прибег к разрушению церквей и уничтожению святынь. Время, когда люди от безысходности покидают родные дома и бегут в неизвестном направлении. Но, именно эти события, показывают всем сплочённость и мужество русского народа. Проводя аналогию с подвигом батюшки Павла Говорова, хочется привести пример нашего современника - настоящего Воина Христова - священника Евгения Шестопалова настоятеля Свято­Троицкого храма г. Суджа, который, несмотря на продолжающиеся обстрелы, под ливнем пуль, рискуя своей жизнью, спас порядка ста человеческих жизней.

Отец Евгений сначала вывез из обстреливаемых мирных домов порядка тридцати человек, среди которых также были дети, и укрыл их в Троицком храме. После уже начал увозить всех за пределы города Суджа, вновь и вновь возвращаясь, за ожидающими помощи людьми. Только за один день под ливнем пуль и неутихающими канонадами, курский священник проехал более 500 километров. Многие бы так смогли? Думаю, что нет. Ведь на такой поступок способен только человек, который полностью предается воле Бога. Отец Евгений Шестопалов показал пример истинной христианской любви к ближнему.

Святитель Дмитрий Ростовский говорил, что «двоякая бывает война: одна происходит напрасно и несправедливо обижает, а другая защищает себя и других от неправедного вражеского нападения. Неправедная война есть смертный грех, как убийство, и подлежит тому суду, который изрек Бог после потопа: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9:6)».

Анализируя происходящую обстановку в Курской области, мы становимся свидетелями того, как русский народ сплотился и пытается защитить свое государство от вражеского нападения. Люди стремятся всячески помочь не только тем, кто вынужденно покинул свои дома, но и защитникам нашей Родины, которые отдают свои жизни за мир на Русской земле. Курская епархия не остаётся в стороне: с начала специальной военной операции на многих приходах неоднократно были организованы пункты сбора помощи для солдат - прихожане собственноручно изготавливали окопные свечи, плели маскировочные сети, курские священники выезжали на передовые, окормляя наших бойцов ещё и духовно. Отец Дионисий Дыда руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Курской епархии отмечает необходимость присутствия в зоне СВО духовных наставников, уточняя, что «...когда военнослужащий находится в зоне риска между жизнью и смертью, здесь уже другое понимание ценностей жизни, - говорит Дионисий Дыда. - Человек начинает думать о духовном, о том, чтобы остаться живым. Идет искренняя молитва к Богу. Военнослужащий подходит и спрашивает благословения, просит помолиться за своих сослуживцев, которые погибли или ранены. Встречаются те, кто не был крещен, но, возможно, думал об этом раньше. И здесь, оказавшись в такой напряженности, военные просят, чтобы их крестили. Бывало, что военнослужащие прибывали из зоны боевых действий даже на короткий срок, буквально на час-два, и говорили мне: «Батюшка, хочу принять крещение». Приходилось крестить кратким чином и провожать в ответственный путь». Наличие священства на передовых еще раз символизирует о том, что одно из высших проявлений христианской любви - это забота и духовное окормление своей паствы. С первых месяцев СВО вслед за теми, кто верен своей Родине, верен присяге, отправляются и те, кто дал иную присягу - Богу.

Список литературы и источников:

1. Святые отцы церкви о воинском служении. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/1347.html

2. Священник - партизан. Отец Павел Говоров [Электронный      ресурс] URL:https://chr.aif.ru/society/history/svyashchennik_i_partizan_pochemu_otec_pavel_skryval_svoyo_geroich...

3. Там же.

4. Святые отцы о войнах. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/svjatye-otcy-o-vojnah

5. Военный священник Курской области: «Духовенство должно быть со своей паствой даже на поле боя». [Электронный ресурс]. URL: https://riakursk.ru/voennyy-svyashchennik-kurskoy-oblasti-dukhovenstvo-dolzhno-byt-so-svoyay-pastvoy...

Источник: Чернышов А.Ю. Вклад курского духовенства в победу русского народа // Духовно-нравственный опыт осмысления Великой Победы в свете современных вызовов. XХI международные научно-образовательные знаменские чтения. Курск, 2025. С. 4-10.

Подпишитесь на наш канал в Telegram,
чтобы быть в курсе актуальных новостей вуза!