Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Укрепление связей Русской и Кипрской Православных Церквей как важная задача деятельности Отдела внешних церковных сношений в 1960–1972 годах
Анонсы
Укрепление связей Русской и Кипрской Православных Церквей как важная задача деятельности Отдела внешних церковных сношений в 1960–1972 годах
04/07/2025
Приблизительное время чтения: 32 мин.
100%

Статья докторанта ОЦАД, кандидата богословия, секретаря по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Сергия Звонарева, посвящена отношениям Русской и Кипрской Православных Церквей в 1960–1972 гг., когда во главе Отдела внешних церковных сношений стоял митрополит Никодим (Ротов). В опоре на ранее не публиковавшиеся материалы церковных и государственных архивов, в числе которых Архив Отдела внешних церковных связей, Архив внешней политики Российской Федерации, Государственный архив Российской Федерации и Российский государственный архив Новейшей истории, а также опубликованные в «Журнале Московской Патриархии» и газете «Известия» источники, рассматриваются различные направления двусторонних церковных контактов. Во взаимоотношениях священноначалия Русской и Кипрской Православных Церквей учитывался тот факт, что архиепископ Кипрский Макарий занимал пост президента Республики Кипр, а потому церковные контакты приобретали государственное измерение. Данное обстоятельство имело значение для советской дипломатии, видевшей в тесных межцерковных связях одну из точек опоры для советско-кипрских отношений. Эту особенность церковно-государственного сотрудничества осознавал митрополит Никодим, который старался поддерживать общение с архиепископом Макарием. Автор рассказывает о поддержке со стороны Московского Патриархата руководства Кипрской Церкви и, одновременно, кипрского государства, в моменты напряжения в политической жизни в республике, о помощи отдельным представителям Кипрской Церкви. Священноначалие в Москве внимательно следило за процессом сближения с перспективой объединения Греции и Кипра (эносиса), поддерживало обмен визитами церковных делегаций, академическое сотрудничество, участие официальных церковных представителей в общественных связях между двумя странами. Иерархи Московского Патриархата занимали посты в руководящих органах Общества дружбы «СССР — Кипр», что служило признанию места и роли Русской Церкви в общественной жизни Советского Союза, связанной с международной проблематикой. По оценке автора статьи, студенческие обмены в повестке сотрудничества двух Церквей не заняли заметного места, чему имелись объективные причины.


Strengthening of Ties between the Russian Orthodox Church and the Orthodox Church of Cyprus as an Important Task of the Department for External Church Relations in 1960–1972

Abstract. This article explores the relations between the Russian Orthodox Church and the Orthodox Church of Cyprus from 1960 to 1972, during the tenure of Metropolitan Nikodim (Rotov) as the Head of the Department for External Church Relations. Drawing on previously unpublished materials from church and state archives including the Archive of the Department for External Church Relations, the Archive of Foreign Policy of the Russian Federation, the State Archive of the Russian Federation, and the Russian State Archive of Contemporary History as well as the sources published in the "Journal of the Moscow Patriarchate" and the newspaper "Izvestia", the author examines various aspects of bilateral church contacts. In the relations between the hierarchies of the Russian Orthodox Church and the Orthodox Church of Cyprus, a key factor was the fact that Archbishop Makarios of Cyprus also held the office of President of the Republic of Cyprus, giving church contacts a political dimension. This aspect was significant for Soviet diplomacy, which viewed close inter-church ties as means of strengthening Soviet-Cypriot relations. Metropolitan Nikodim was fully aware of this feature of church-state cooperation and sought to maintain communication with Archbishop Makarios. The article discusses the Moscow Patriarchate's support for the leadership of the Church of Cyprus and, simultaneously, for the Cypriot state during moments of political tension in the Republic, as well as for its assistance to individual representatives of the Church of Cyprus. The Church hierarchs in Moscow closely followed the process of rapprochement between Greece and Cyprus with the prospect of their unification (enosis), supporting the exchange of church delegations, promoted academic cooperation, and facilitated the participation of official church representatives in public relations between the two countries. The fact that hierarchs of the Moscow Patriarchate held positions in the governing bodies of the "USSR — Cyprus Friendship Society" reflected the recognition of the Russian Church's role in Soviet public life, particularly in the sphere of international affairs. According to the author, student exchanges did not play any significant role in the cooperation agenda of the two Churches, which can be attributed to objective reasons.

Архиепископ Кипрский Макарий (Мускос)

Специфику контактам Московского Патриархата с Кипрской Православной Церковью придавало то обстоятельство, что архиепископ Кипрский Макарий III (Мускос) с 1960 г. свое предстоятельское служение совмещал с трудами на посту первого избранного президента Республики Кипр. Это означало, что все отношения священноначалия Русской Церкви с архиепископом Макарием были одновременно и отношениями с высшим кипрским государственным деятелем. Такой характер связей учитывался и руководством Московского Патриархата, и властями Советского Союза.

Несмотря на облеченность архиепископа Макария высшей церковной и государственной властью, его письма в адрес Патриарха Московского и всея Руси были неизменно наполнены братским чувством. В переписке не чувствовалось превозношения и не подчеркивался особый государственный статус. Церковные послания из Кипра, идет ли речь о рождественских и пасхальных поздравлениях, приветствиях в день тезоименитства, поздравлениях по случаю празднуемых церковных дат, были лишены политических тем. По признанию самого архиепископа Макария, он считал себя больше предстоятелем Кипрской Церкви, нежели президентом Кипра1.

Единственный из всех глав Автокефальных Православных Церквей архиепископ Кипрский Макарий как президент Республики Кипр получал поздравления Московского Патриарха и руководства ОВЦС с Днем независимости Кипра. Патриарх Алексий в марте 1968 г. поздравил архиепископа Макария с победой на президентских выборах, а руководство ОВЦС в декабре 1969 г. — с десятилетием избрания на пост президента Кипра.

Поддержка руководством Московского Патриархата архиепископа Макария

Патриарх Алексий выражал архиепископу Макарию поддержку в борьбе кипрских властей за территориальную целостность и суверенитет Кипра, против оккупации части острова турецкими войсками, проблема чего должна быть урегулирована в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций2. В этой связи предстоятель Русской Церкви направил телеграмму генеральному секретарю ООН У Тану, в которой солидаризировался с позицией правительства Кипра и его главы архиепископа Макария и выразил убеждение, что все государства-члены ООН, должны в соответствии с Уставом международной организации занять позицию уважения неприкосновенности и независимости Кипра3.

Патриарх Алексий свидетельствовал своему кипрскому собрату, что «вместе со всем нашим народом Русская Православная Церковь твердо стоит на стороне братьев-киприотов в их героической борьбе за независимость и поддерживает справедливое требование о выводе всех иностранных войск с острова»4. Такая поддержка Московского Патриархата встретила благодарность архиепископа Макария5.

В марте 1964 г. предстоятель Русской Церкви принял и. о. министра иностранных дел и министра торговли и промышленности Кипра А. Араузоса и депутата кипрского парламента В. Лиссаридиса. На аудиенции, ставшей формой поддержки Кипру и его народу, присутствовал митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим. В 1965 г. в Москве пребывал министр просвещения Кипра К. Спиридакис. Высокопоставленный кипрский государственный деятель встретился с патриархом Алексием, который передал для архиепископа Макария икону святителя Николая Чудотворца.

Военная и политическая угроза целостности Кипра побуждала церковного и государственного лидера Кипрской Республики использовать площадки молодежного мирного движения, создаваемые и поддерживаемые СССР. Так, в сентябре 1964 г. кипрская делегация прибыла в Москву для участия во II Всемирном форуме солидарности молодежи и студентов в борьбе за национальную независимость, освобождение и мир.

В марте 1970 г. предстоятель Русской Церкви выразил Кипрскому архиепископу братские чувства в связи с попыткой покушения на его жизнь6. Патриарх Московский и всея Руси Пимен в марте 1972 г. поддержал архиепископа Макария во время синодального демарша, инициированного тремя кипрскими архиереями7, суть которого заключалась в требовании предстоятелю Кипрской Церкви оставить пост президента страны8. В Москве заметили в развивающемся церковном кризисе внешнее участие, что могло привести к возрастанию напряженности в стране и угрожало независимости Кипра9. Архиепископ Макарий благодарил Московского Патриарха за солидарность в трудную минуту. Кипрский внутрицерковный кризис не позволил предстоятелю Кипрской Церкви оказать новоизбранному патриарху Пимену гостеприимство на должном уровне при планируемом посещении кипрской земли в ходе серии мирных визитов по Православным Церквам Востока, в чем архиепископ Макарий с сожалением признавался10.

Эносис

В фокусе внимания Отдела внешних церковных сношений находилась тема эносиса (соединения) Кипра и Греции. Движение соединения Кипра с Грецией укреплялось в течение всей первой половины XX столетия, было активным как во время, так и после освобождения острова от британского протектората и получения независимости Кипром в 1960 г. Опорой этого политического проекта была принадлежность подавляющей части киприотов к греческой нации, языковой и народной культуре Эллады.

Иерархи Русской Церкви свидетельствовали о нежелании архиепископа Кипрского Макария продвигать тему эносиса, поскольку соединение двух стран означало бы и соединение древней Кипрской с относительно молодой, но более многочисленной Элладской Церковью. На деле это бы привело, скорее, к поглощению Элладской Церковью Кипрской Церкви.

У этого противления была и политическая составляющая. Соединение Кипра с Грецией означало бы ввод на остров войск Северо-атлантического военного альянса, членом которого была Греция, и дальнейшую эскалацию напряжения с Турецкой Республикой, последствия которой могли сказаться на населении острова самым трагическим образом. Эносис вписывался в стратегию США по урегулированию кипрской проблемы посредством присоединения к Греции большей части разделенного между Грецией и Турцией Кипра согласно разработанному летом 1964 г. бывшим государственным секретарем США Дином Ачесоном плану.

Георгиос Василиу, занимавший пост президента Кипра в 1988–1993 гг., утверждал, что архиепископ Макарий к 1968 г. осознавал угрозу войны Кипра с Турцией в результате попыток достижения эносиса11. Кроме того, эносис, по мнению предстоятеля Кипрской Церкви и главы кипрского государства, мог привести к падению жизненного уровня киприотов, ущемлению независимости страны и политических свобод ее жителей12.

Поэтому архиепископ Макарий, хотя публично и подчеркивал, что Греция — единая родина и для собственно греков, и для киприотов, но предпочитал не предпринимать конкретных шагов, направленных в сторону продвижения эносиса13. В этом вопросе архиепископ Макарий выступал очень осмотрительно и дипломатично. Позиция предстоятеля Кипрской Церкви и президента страны по проблеме кипрского урегулирования встречала понимание и поддержку священноначалия Русской Церкви14.

Взаимные визиты и встречи церковных представителей

Важным вкладом в развитие отношений Русской и Кипрской Православных Церквей были личные встречи их священноначалия в ходе посещений СССР и Кипра. Межцерковное и международное значение личного общения на уровне официальных церковных представителей осознавали и руководство Московского Патриархата, и советские дипломаты.

Заведующий 5 Европейским отделом МИД СССР С. Т. Аставин сообщал председателю Совета по делам Русской Православной Церкви В. А. Куроедову о том, что посольство СССР в Республике Кипр в своих политических отчетах за 1961 и 1962 гг. предлагало предпринять шаги по установлению контактов между Русской и Кипрской Православными Церквами, в том числе в формате обмена церковными делегациями15. Развитие контактов между двумя Церквами посредством взаимных визитов поддерживал и архиепископ Макарий16.

Празднование 50-летия служения Святейшего Патриарха Алексия в архиерейском сане в 1963 г. стало удобным поводом пригласить в Москву официальных представителей Кипрской Церкви. В столицу Советского Союза прибыла кипрская делегация во главе с митрополитом Китийским Анфимом (Махериотисом). В 1968 г. гостем Московского Патриархата стал митрополит Пафский Геннадий (Махериотис), представлявший Кипрскую Церковь на праздновании 50-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Радушный прием кипрскому иерарху оказал в Ленинграде митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим.

В сентябре 1964 г. в Афинах состоялась личная встреча патриарха Алексия с архиепископом Макарием. Главы двух Церквей присутствовали на свадьбе короля Греции Константина II. О желании лично встретиться с патриархом Алексием архиепископ Макарий заявлял еще в январе 1961 г., сожалея, что в ходе ближневосточного турне предстоятеля Русской Церкви в ноябре-декабре 1960 г. он не смог оказать гостеприимства на Кипре17. Архиепископ Макарий выразил пожелание посетить пределы Русской Церкви, а патриарх Алексий был готов встретить его как личного гостя, о чем и сообщил в беседе с В. А. Куроедовым18.

В январе 1966 г. Кипрский предстоятель пригласил патриарха Алексия совершить официальный визит на Кипр19. Предстоятель Русской Церкви, с благодарностью откликаясь на предложение, в то же время ссылался на невозможность предпринять дальнюю поездку по состоянию здоровья, а потому предложил направить на кипрскую землю своих представителей20.

Делегация в составе председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), архиепископа Минского и Белорусского Антония (Мельникова), ректора МДАиС епископа Дмитровского Филарета (Вахромеева), представителя Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле епископа Подольского Гермогена (Орехова), протодиакона ленинградского кафедрального собора во имя святителя Николая Чудотворца Б. Глебова, сотрудника ОВЦС Г. Н. Скобея и переводчика В. Г. Федюшина в мае-июне 1967 г. была радушно принята на Кипре. Глава и члены церковной делегации посетили святыни кипрской земли, участвовали в богослужениях в исторических храмах и монастырях, знакомились с жизнью Кипрской Церкви, музеями и местными достопримечательностями.

Митрополит Никодим встретился с архиепископом Макарием, в ходе беседы затронул вопросы межправославных отношений, в том числе общеправославных инициатив патриарха Константинопольского Афинагора, экуменических контактов, участия Кипрской Церкви в миротворческих встречах, укрепления двусторонних связей Русской и Кипрской Церквей. Митрополит Никодим передал архиепископу Макарию приглашение патриарха Алексия посетить Русскую Церковь либо направить делегацию. Председатель ОВЦС также провел рабочую встречу с послом СССР на Кипре П. К. Ермошиным. Последний выступил с инициативой, чтобы представители Русской Церкви на Ближнем Востоке (в Иерусалиме, Дамаске или Бейруте) были бы одновременно и представителями на Кипре. Это, по мнению высокопоставленного советского дипломата, позволило бы поддерживать те контакты, которые установила делегация Русской Церкви с архиепископом Макарием и другими иерархами Кипрской Церкви. Было предложено, чтобы представители Московского Патриархата по пути из мест своего основного служения в Москву делали остановки на Кипре на несколько дней, дабы воспользоваться этим временем для оживления, поддержания и развития связей с Кипрской Церковью.

Глава советской дипломатической миссии также предлагал, чтобы паломники из СССР в составе церковных делегаций на Святую Землю и Афон хотя бы на краткое время останавливались на Кипре и имели общение с представителями Кипрской Церкви. Впоследствии, по мнению дипломата, это обстоятельство могло быть использовано в качестве аргумента в пользу создания на Кипре представительства Русской Церкви22. В 1969 г. посольство СССР в Никосии вновь поставило вопрос о назначении постоянного представителя Русской Церкви при архиепископе Кипрском либо предлагало рассмотреть возможность возложить эти обязанности на начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме23. Совет по делам религий согласовал второй вариант24. Начальник миссии архимандрит Иероним (Зиновьев) стал одновременно и представителем Московского Патриархата при Кипрском архиепископе, о чем Совет уведомил МИД СССР25. В честь московской церковной делегации во главе с митрополитом Никодимом были устроены приемы в посольстве СССР в Никосии и президентском дворце.

Участниками государственного приема стали члены правительства, чрезвычайный и полномочный посол СССР и другие представители дипломатического корпуса, иерархи и все духовенство Никосии и ее окрестностей. Нужно отметить, что пребывание московской церковной делегации на Кипре активно освещалось в местных средствах массовой информации. Ежедневно по телевидению и радио выходили информационные сюжеты и озвучивались материалы о перемещении делегации по острову. Кипрские газеты, в числе которых «Χαραυγή», «Νέοι Καιροί», «Αγών», «Ελευθερία», «Εκκλησία» и другие публиковали статьи и заметки, посвященные как современной жизни Русской Церкви в СССР, так и отдельным пунктам программы пребывания делегации на кипрской земле. Сообщения большей частью носили хроникальный характер. Накануне отъезда с острова митрополит Никодим выступил на пресс-конференции, организованной Министерством информации Кипра.

По сообщению советских дипломатов в Никосии, кипрская печать в целом весьма положительно оценила визит представителей Русской Церкви и подчеркивала полезность контактов, способствующих улучшению отношений между двумя Церквами. Лишь прогрессивная газета правого толка «Πατρίς» критиковала кипрские церковные власти за приглашение делегации Московского Патриархата, глава которого осудил политику нового греческого правительства в отношении Церкви26. По возвращении церковной делегации в СССР патриарх Алексий сердечно благодарил своего кипрского собрата за теплый прием на кипрской земле27. В ОВЦС был подготовлен обширный отчет, который подписали митрополит Никодим и остальные члены делегации. Председатель Отдела лично правил текст отчета. Архиепископ Макарий дал высокую оценку пребыванию московской церковной делегации в пределах Кипрской Церкви: «С помощью этого личного контакта еще более усилились братские связи и издавна существовавшие тесные дружеские узы между двумя нашими Церквами и расширились перспективы еще более сердечного сотрудничества в будущем для разрешения взаимно интересующих нас вопросов»28.

Положительные отклики по итогам поездки делегации Русской Церкви прозвучали из уст советских дипломатов на Кипре. По словам первого секретаря посольства СССР в Республике Кипр П. Куприянова, визит способствовал улучшению отношений Советского Союза и Кипра, налаживанию контактов советских дипломатов с представителями Кипрской Церкви, распространению в кипрской политической, церковной и общественной среде правдивой информации о положении Церкви в СССР, упрочению позиций архиепископа Кипрского Макария в церковной и государственной сферах29. Следующее посещение Кипра митрополитом Никодимом состоялось в ноябре 1970 г. В ходе пребывания на кипрской земле в сопровождении членов паломнической группы иерарх провел встречу с архиепископом Макарием, дважды встречался с послом СССР на Кипре Н. П. Толубеевым. Русские паломники побывали в древних монастырях и поклонились святыням. Визит предстоятеля Кипрской Церкви во главе церковной делегации в Москву состоялся в конце мая — начале июня 1971 г. Архиепископ Макарий присутствовал на Поместном Соборе и участвовал в интронизации новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Поскольку архиепископ Макарий был и президентом Кипра, для поездки в столицу СССР он получил приглашение со стороны правительства Советского Союза. Такой визит послужил личному знакомству двух предстоятелей и укреплению связей Русской и Кипрской Православных Церквей30. «Мы навсегда сохраним в сердце нашем воспоминание об этом посещении», — писал архиепископ Макарий патриарху Пимену31.

Студенческие обмены и академическое сотрудничество 

Студенческие обмены стали темой, вошедшей в повестку взаимоотношений Русской и Кипрской Православных Церквей. Вопрос обучения в духовных школах Московского Патриархата студентов-киприотов поднимался на встрече председателя ОВЦС с предстоятелем Кипрской Церкви в ходе поездки московской церковной делегации на кипрскую землю в мае-июне 1967 г. Митрополит Никодим предварительно обсудил эту инициативу с послом СССР в Никосии П. К. Ермошиным. По сообщениям советских дипломатов, архиепископ Макарий положительно отнесся к соответствующему предложению митрополита Никодима32. Официальное приглашение направить в духовные академии Русской Церкви на обучение в 1967–1968 г. двух студентов-богословов из Кипра поступило в адрес предстоятеля Кипрской Церкви после возвращения митрополита Никодима. Такое приглашение стало, в том числе, откликом на просьбы студентов духовной семинарии Апостола Варнавы, которую митрополит Никодим и сопровождавшие его члены церковной делегации посетили в ходе пребывания на кипрской земле. Руководство Кипрской Церкви наметило двух кандидатов на обучение в духовных школах Московского Патриархата из числа священнослужителей. Однако ни один из них так и не отправился в СССР. По словам архиепископа Макария, обстановка потребовала их срочного назначения на должности34. Единственный в обозреваемый нами период времени студент — выпускник богословского факультета Афинского университета иеромонах Лука (Сотириу) — был зачислен в Ленинградскую духовную академию с целью подготовки докторской диссертации по догматике.

Первым же его трудом стало изучение русского языка под руководством заведующего академическим кружком новогреческого языка К. И. Логачева. Необходимо отметить, что, в отличие от других Поместных Церквей, Кипрская Церковь не наладила систематической отправки своих студентов в духовные школы Московского Патриархата. На то имелась объективная причина: тяготение студентов-киприотов к греческой культуре и общность языка влекли молодых людей по окончании семинарии Апостола Варнавы продолжать обучение и заниматься церковной наукой на богословских факультетах университетов расположенной неподалеку Греции. И лишь немногие университетские выпускники выражали желание изучать русский язык и специализироваться в духовных академиях Русской Церкви. Кипрская Церковь предоставляла возможность представителям Московского Патриархата, в первую очередь преподавателям духовных школ и синодальным работникам, изучать греческий язык. Данная тема стала предметом обсуждения митрополита Никодима с архиепископом Макарием в ноябре 1970 г. на Кипре. Со стороны предстоятеля Кипрской Церкви последовала благожелательная реакция. На обучение были направлены преподаватель патрологии Ленинградской духовной академии протоиерей Н. Гундяев и преподаватель Священного Писания Нового Завета той же духовной школы протоиерей Г. Тельпис35.

Советско-кипрские общественные связи

Представители Русской Церкви участвовали в работе общественных площадок СССР и Кипра, деятельность которых активно развивалась несмотря на различие в государственно-общественном строе двух стран. Такое общественное сотрудничество было возможным лишь при условии позитивного настроя политического руководства Советского Союза и Кипра. По свидетельству председателя ОВЦС, архиепископ Макарий высказывал свои симпатии в адрес СССР, говорил, что киприоты ценят отношения, сложившиеся между двумя государствами36. Такая позиция предстоятеля Кипрской Церкви и кипрского государства была ответом на поддержку со стороны СССР молодой Кипрской Республики. Председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин, пребывая в последней декаде декабря 1966 г. на турецкой земле, в ходе официального обеда, данного в честь премьер-министра Турецкой Республики Сулеймана Демиреля, в числе прочего заявил: «Советский Союз неуклонно выступает за независимость, суверенитет и территориальную целостность Республики Кипр. Мы считаем, что иностранные войска должны быть выведены с территории острова, а военные базы ликвидированы. Кипрский вопрос должен быть решен самими киприотами, разумеется, мирным путем, без применения силы как средства решения национального вопроса. Законные права обеих национальных общин на Кипре, как турок, так и греков, должны соблюдаться»37. Архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Киприан (Зернов) по благословению патриарха Алексия с осени 1964 г. входил в состав Общества дружбы «СССР — Кипр» как один из его вице-президентов38. Позже членом Правления общества стал заместитель председателя ОВЦС епископ Зарайский Ювеналий (Поярков). На Кипре действовало аналогичное общество «Кипр — СССР», учрежденное в 1961 г.39 Между обществами «СССР — Кипр» и «Кипр — СССР» было заключено соглашение о сотрудничестве. В апреле-мае 1965 г. архиепископ Киприан в составе делегации Общества находился на кипрской земле.

Советскую делегацию встречал посол СССР на Кипре П. К. Ермошин. Архиепископ Киприан встретился с архиепископом Макарием в президентском дворце. В честь московского церковного представителя был устроен обед, на котором присутствовали члены московской делегации, кипрские иерархи и государственные деятели высокого уровня, советский посол П. К. Ермошин. Архиепископ Киприан присутствовал на Божественной Литургии, которую совершил предстоятель Кипрской Церкви. Московский церковный представитель посетил кипрские храмы и монастыри, познакомился с церковной жизнью в городах и небольших населенных пунктах. В июне 1968 г. в Москве, в Доме дружбы с народами зарубежных стран состоялась встреча представителей Общества «СССР — Кипр», в том числе архиепископа Киприана, епископа Ювеналия, писателя Ю. А. Арбата и военного хирурга академика А. А. Вишневского с пребывавшими в столице СССР представителями Кипрской Церкви — митрополитом Пафским Геннадием (Махариотисом) и архимандритом Хрисанфом (Сарияннисом) — будущим митрополитом Морфским. Архиепископ Киприан участвовал в торжественных вечерах, устраиваемых в Москве по случаю очередной годовщины провозглашения независимости Республики Кипр. В ноябре 1968 г. состоялась поездка на Кипр делегации Общества дружбы «СССР — Кипр», возглавляемой министром торговли РСФСР Д. В. Павловым, в которую входил ректор Московской духовной академии епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев). Поездка была приурочена к празднованию 51-й годовщины октябрьской революции 1917 г. Все последующие ежегодные посещения Кипра московскими делегациями тоже организовывались в привязке к очередной годовщине революционного октября. В аэропорту Никосии советскую делегацию встречали посол СССР на Кипре Н. П. Толубеев совместно с сотрудниками советского посольства и представители Кипрской Церкви, государственных властей и общественности. Членов делегации принял в президентском дворце архиепископ Кипрский Макарий. Епископ Филарет передал предстоятелю Кипрской Церкви письмо патриарха Алексия с сердечным приветствием и памятный дар — панагию. В посольстве СССР в Никосии в честь празднуемого события и по случаю прибытия делегации из Москвы был устроен прием. Епископ Филарет совершил Божественную Литургию в никосийском храме «Παναγία Παλλουριώτισσα» в сослужении настоятеля храма архимандрита Хрисанфа (Сариянниса), сопровождавшего московскую делегацию.

О богослужении было объявлено в местных газетах. На Литургии присутствовал Н. П. Толубеев с рядом советских дипломатов. Преосвященный ректор академии обратился к верующим с приветственным словом и встретился с православной молодежью. Кипрские СМИ, в числе которых газеты «Χαραυγή» и «Φιλελεύθερος», публиковали хронологические материалы о поездке советской делегации. На следующий год, а именно в октябре-ноябре 1969 г., в составе Общества «СССР — Кипр» остров посетил заместитель председателя ОВЦС, член Правления Общества епископ Зарайский Ювеналий (Поярков). Это была не первая поездка владыки заместителя на Кипр. Двумя годами ранее, в октябре 1967 г., епископ Ювеналий в составе туристической группы из СССР посетил кипрскую землю. Тогда заместитель председателя Отдела встретился с архиепископом Макарием и вручил ему письмо патриарха Алексия, в котором выражались братские чувства. Программа пребывания церковного дипломата в кипрских пределах в 1969 г. в основных чертах повторяла поездку прошлого года ректора МДА, включая встречу с предстоятелем Кипрской Церкви, богослужение, посещение святых мест и достопримечательностей, общение с верующей молодежью и представителями кипрской общественности. Третий визит на Кипр епископа Ювеналия, приуроченный к 10-летию советско-кипрского Общества дружбы, состоялся в мае 1971 г. и проходил по отработанной в предыдущие годы программе. К этому времени заместитель председателя ОВЦС состоял вице-президентом Общества «СССР — Кипр» вместо архиепископа Берлинского и Среднеевропейского Киприана. В ноябре 1970 г. состоялась очередная поездка на Кипр советской делегации Общества «СССР — Кипр», возглавляемой директором московского Института педиатрии доктором медицинских наук М. Я. Студеникиным, в состав которой вошел архиепископ Харьковский и Богодуховский Леонтий (Гудимов). Члены делегации были приняты архиепископом Макарием, недавно вернувшимся из зарубежной поездки, и председателем парламента Кипра Глафкосом И. Клиридисом. Архиепископ Леонтий выразил свои впечатления от кипрской поездки: «Все встречи, проходившие в сердечной, дружественной обстановке, укрепили уверенность в благоприятной перспективе развития отношений между Кипром и СССР, открывая возможность церковным деятелям внести свой значительный вклад в созидание дружбы и взаимоотношений между народами»40. Аналогичная поездка на Кипр имела место в ноябре 1971 г. Тогда представителем Русской Церкви, согласно синодальному решению, стал архиепископ Ростовский и Новочеркасский Владимир (Котляров)41, а возглавил советскую делегацию председатель президиума Литовского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами Р. Л. Петраускас. Традиция продолжилась и в декабре 1972 г., когда на кипрскую землю направился председатель Издательского отдела Московской Патриархии архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев).

Священный Синод Русской Церкви в своих заседаниях выразил удовлетворение развитием и укреплением братских отношений между Кипрской и Русской Православными Церквами, чему послужили визиты представителей Московского Патриархата42.

Знаки взаимного внимания Церквей. Обмен печатными изданиями 

Как и в случае с другими Автокефальными Церквами, Кипрская Церковь вес ной 1960 г. получила в качестве дара Московского Патриархата документальный фильм на греческом языке «Торжество Православия», посвященный празднованию в 1958 г. в Москве 40-летия восстановления Патриаршества. В 1964 г. в адрес Кипрского архиепископа был направлен четвертый том «Слов, речей и посла ний» патриарха Алексия, а предстоятель Кипрской Церкви в ответ на просьбу за местителя председателя ОВЦС епископа Зарайского Ювеналия отправил в Москву новоизданную книгу Мели Николаиди «Вокруг Иисуса». В январе 1969 г. епископу Ювеналию в ответ на его запрос предстоятелю Кипрской Церкви были переданы книжные издания на тему освободительного движения на Кипре. Обмен печатными изданиями между двумя Церквами осуществлялся, в том числе, посредством посольства СССР на Кипре. В частности, через советскую дипломатическую миссию в Никосии в ноябре 1960 г. из Московской Патриар хии в адрес Кипрского архиепископа направлялись печатные издания Русской Церкви. В свою очередь Московская Патриархия также дипломатическим кана лом получала официальный ежемесячный журнал Кипрской Церкви «Απόστολος Βαρνάβας», на страницах которого помещались статьи об истории и современ ной церковной жизни на острове. Святейший Патриарх Алексий направил свои благопожелания по случаю 50-летия журнала, отмечавшегося в 1968 г.

Помощь со стороны Русской Церкви представителям Кипрской Церкви 

Отдел внешних церковных сношений в отдельных случаях оказывал жителям Кипра помощь в лечении. Так, по просьбе клирика Кипрской Церкви священ ника Николая Папахристофору его сын, проходящий курс лечения с протезированием верхней конечности в московском Центральном научно-исследова тельском институте протезирования и протезостроения, получал помощь со стороны ОВЦС, в том числе в возвращении на родину после окончания медицинских процедур. Профессору Кастасу Миранфеасу в 1970 г. было оказано содействие в подготовке исследовательского труда, посвященного антиминсам храмов и монастырей Кипра: Московская духовная академия направила кипр скому ученому фотографии девяти антиминсов Русской Церкви из собрания Церковно-археологического кабинета.

В качестве заключения 

На взаимоотношения Русской и Кипрской Православных Церквей накладывало отпечаток совмещение архиепископом Кипрским Макарием должностей пред стоятеля Кипрской Церкви и президента Кипрской Республики. В этой связи двусторонние церковные контакты приобретали качественно новое измере ние — государственное, что, в свою очередь, имело немаловажное значение для советской внешней политики на кипрском направлении. Советские дипломаты поддерживали укрепление связей двух Церквей, служивших дополнительной точкой опоры в советско-кипрских отношениях, а посольство СССР на Кипре предоставляло свои возможности для обмена церковными изданиями. Церковные связи Москвы и Никосии развивались на высшем уровне с уча стием глав двух Церквей и официальных церковных представителей. Особый вклад в их поддержание вносил Отдел внешних церковных сношений, пред седатель которого — митрополит Никодим — имел не только личное знаком ство с архиепископом Макарием, но и обсуждал с ним в ходе встреч и бесед комплекс вопросов, представлявших взаимный интерес. В их числе — даль нейшее сближение Церквей посредством поездок в СССР и на Кипр церков ных делегаций, академического и научного сотрудничества, в том числе в сфе ре изучения языков. Однако не все направления взаимодействия оказались одинаково успешными. В частности, затруднены были студенческие обмены, так и не ставшие заметной составляющей межцерковных контактов.

Сокращения

  • АВПРФ — Архив внешней политики Российской Федерации (г. Москва)
  • ГА РФ — Государственный архив Российской Федерации (г. Москва)
  • ЖМП — Журнал Московской Патриархии. М., 1931–1935, 1943—
  • МДА — Московская духовная академия (г. Загорск/Сергиев Посад)
  • МДАиС — Московская духовная академия и семинария (г. Загорск/Сергиев Посад)
  • МИД — Министерство иностранных дел
  • ОВЦС — Отдел внешних церковных связей/сношений (г. Москва)
  • ООН — Организация Объединенных Наций
  • РГАНИ — Российский государственный архив новейшей истории (г. Москва)
  • СМИ — средства массовой информации
  • СССР — Союз Советских Социалистических Республик
  • США — Соединенные Штаты Америки

Источники
  • Архив внешней политики Российской Федерации (АВПРФ). Ф. 608. Оп. 9. П. 10. Д. 5; Ф. 0604. Оп. 3. П. 105. Д. 11; Оп. 4. П. 106. Д. 11; Оп. 8. П. 115. Д. 11; Оп. 10. П. 118. Д. 11; Оп. 11. П. 121. Д. 12.
  • Архив Отдела внешних церковных связей (Архив ОВЦС). Д. 28. 1964, 1965, 1966, 1967, 1968, 1971, 1972; Д. 28-А. 1967, 1970; Д. 28-Б. 1971.
  • Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 435; Оп. 6. Д. 466; Оп. 8. Д. 36.
  • Определения Священного Синода от 1.12.1970 г. // ЖМП. 1971. № 1. С. 3–6.
  • Определения Священного Синода от 15.12.1972 г. // ЖМП. 1973. № 1. С. 4–5.
  • Определения Священного Синода от 19.10.1971 г. // ЖМП. 1971. № 11. С. 2–7.
  • Определения Священного Синода от 2.02.1972 г. // ЖМП. 1972. № 3. С. 1–4.
  • Письмо Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Макария Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 11.09.1964 г. // ЖМП. 1964. № 10. С. 3.
  • Под знаком добрососедства. Пребывание председателя Совета Министров СССР в Турции. Выступление А. Н. Косыгина // Известия. 1966. 23 декабря (№ 301 (15389)). С. 1.
  • Послание Блаженнейшего Макария, Архиепископа Кипрского, Святейшему Патриарху Алексию от 2.06.1967 г. // ЖМП. 1967. № 7. С. 1.
  • Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 55. Д. 72; Оп. 59. Д. 24.
  • Телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископу Новой Юстинианы и всего Кипра Макарию от 24.02.1964 г. // ЖМП. 1964. № 3. С. 1.
  • Телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископу Новой Юстинианы и всего Кипра Макарию от 10.03.1970 г. // ЖМП. 1970. № 4. С. 3.
  • Телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Алексия генеральному секретарю ООН У Тану от 22.02.1964 г. // ЖМП. 1964. № 3. С. 1.

Литература
  • Кызылюрек Н. Георгиос Василиу: размышления о прошлом и будущем. М., 2016.
  • References: Kızılyürek N. George Vassiliou: Reflections on the Past and the Future. Moscow, 2016. (In Russ.)

Информация об авторе

Звонарёв, Сергей Леонидович, протоиерей

кандидат богословия, секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия

Контактная информация: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 115191, Российская Федерация, г. Москва, ул. Даниловский вал, д. 22. E-mail: ovcs.zvonarev@patriarchia.ru

Information about the Author

Zvonarev, Sergey Leonidovich, Archpriest

Cand. Sci. (Theology), Secretary for Far Abroad Affairs of the Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate, doctoral student at the All-Church Postgraduate and Doctoral Studies named after Ss. Cyril and Methodius

Contact information: The Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate, 22 Danilovsky val, 115191, Moscow, Russian Federation. E-mail: ovcs.zvonarev@patriarchia.ru

Для цитирования: Звонарёв С. Л. Укрепление связей Русской и Кипрской Православных Церквей как важная задача деятельности Отдела внешних церковных сношений в 1960–1972 годах // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2025. № 50. С. 139–156.

Поступила в редакцию 14.03.2025

Принята к публикации 07.05.2025

Подпишитесь на наш канал в Telegram,
чтобы быть в курсе актуальных новостей вуза!