Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Учение святителя Викторина Петавийского о семи Церквах Христовых и семи группах святых
Анонсы
Учение святителя Викторина Петавийского о семи Церквах Христовых и семи группах святых
29/07/2025
Приблизительное время чтения: 21 мин.
100%

В данной статье докторанта ОЦАД, Николая Анатольевича Хандоги, впервые в русскоязычной богословской литерату­ре предпринимается попытка проанализировать экклезиологию и нравственное учение малоизвестного святого отца — святителя Викторина Петавийского. Ис­пользуя подлинные творения Викторина Петавийского, — трактат «О сотво­рении мира» и толкование «На Откровение. Автор приходит к выводу, что для Викторина 7 — число полноты. В результате этого мы узнаем, что семь церк­вей Христовых и семь групп святых, находящихся в разных уголках земного шара, составляют одно целое.


Жизнь церкви, этого таинственного тела Христова, имеет в основных своих чертах некоторое сходство с земной жизнью Господа[1].

Епископ Михаил (Грибановский)

Введение

Среди святых отцов и церковных писателей доникейского периода (I — нач. IV в.), писавших на латинском языке, особое место занима­ет святитель Викторин Петавийский (годы жизни: ок. 230–303/304; место служения: город Петавий в Римской империи, или город Птуй в Республике Словения)[2]. Вслед за святителем Киприаном Карфагенским (ок. 200/210—258) и Лактанцием (ок. 250/260 — после 325), а также многими другими истинными учениками Господа Ии­суса Христа, Викторин прославился в Церкви Христовой как один из мучеников[3]. Кроме того, Викторин Петавийский многими иссле­дователями именуется первым латинским толкователем Священно­го Писания (так как большинство его сочинений посвящено экзегезе библейских Книг), первым христианским писателем Паннонийской провинции Римской империи и главным учителем нравственности для петавийских христиан.

К великому сожалению, из обширного списка творений Викто­рина Петавийского (состоящего из десяти наименований), упоми­навшихся в трактате «О знаменитых мужах» блаженного Иеронима Стридонского (ок. 347–419/420)[4], сохранилось лишь одно сочи­нение — толкование «На Откровение»[5]. Однако Иероним пишет и о «многих других (multa alia)»[6] творениях Викторина, которые, возможно, он не читал, поэтому и не упомянул в своем сочинении[7]. Среди них подлинными сочинениями Петавийского святителя исследователи считают следующие: трактат «О сотворении мира»[8] и фрагмент «О жизни Христа»[9].

Что касается гомилии «О десяти девах», которая встречается в некоторых некритических изданиях творений Викторина Петавийского, то по ряду причин (например, отсутствует христология, раскрывает­ся иная эсхатология и многое другое) считается, что это сочинение не подлинное[10]. Автор гомилии — анонимный латинский толкователь Евангелия от Матфея[11], живший в конце III или начале IV в., которо­го мы условно именуем Псевдо-Викторином Петавийским[12].

Викторин Петавийский в своих сочинениях, используя аллегорический и типологический методы толкования Священного Писания, исследует разные богословские вопросы: космологии и эсхатоло­гии, христологии и сотериологии, экклезиологии и нравственности, символической аритмологии. Однако «связующим звеном» всего экзегетическо-богословского комплекса творений Викторина стано­вится учение о числах, а наименее изученными вопросами — учение о Церкви Христовой и добродетелях. Исходя из этого, целью нашего исследования является богословско-филологический анализ неко­торых фрагментов из сочинений Викторина Петавийского, посвя­щенных символическому значению числа семь и, в частности, семи Церквам Христовым и семи группам святых.

1.    7 — число полноты

В первой главе трактата «О сотворении мира» Викторин Петавийский утверждает, что «седмеричным числом дней управляет­ся все: и небесное, и земное»[13], то есть этим он подчеркивает, что в созданном Богом мире все очень гармонично и подчиненно опре­деленному порядку (ср.: Прем 11. 21). Это следует из того, что Бог за шесть дней сотворил мир из ничего, а в седьмой день уже ничего не творил (см.: Быт 1. 1 —2, 3). Исходя из этого история мира и че­ловечества «помещается» в первых семи днях, или первых семи тысячах лет, так как для Викторина аксиомой является утвержде­ние — семь дней как семь тысяч лет[14]. Иными словами, число семь указывает на существование в мире, или во вселенной времени, от­счет которого начался с первого дня творения и прекратится с за­вершением седьмого дня покоя, после которого начнется Страшный Суд и восьмой день вечного покоя.

При этом следует иметь в виду, что для Петавийского святителя особое значение имеет символика разных чисел (например, четыре, семь и двенадцать). В связи с чем восьмая глава данного трактата полностью посвящена символическому значению числа семь. Здесь Викторин приводит примеры из Ветхого и Нового Заветов, в кото­рых используется термин «septem». В результате этого мы узнаем, что существует «семь рогов Агнца (см.: Откр 5. 6), семь очей Божи­их (см.: Зах 4. 10), семь очей, сделанных из сплава серебра и свинца (см.: Зах 3. 9), семь духов (см.: Откр 4. 5), семь факелов, горящих перед престолом Божиим (см.: Откр 4. 5), семь золотых подсвечни­ков (см.: Откр 1. 12), семь овец (см.: Лев 23. 18; Числ 28. 11), семь женщин у Исаии (см.: Ис 4. 1), семь церквей у Павла[15], семь диако­нов (см.: Деян 6. 3), семь ангелов (см.: Откр 8. 2; 15. 1), семь труб (см.: Откр 8. 6), семь печатей книги (см.: Откр 5. 1), семь седмиц, за­канчивающихся Пятидесятницей (см.: Лев 23. 15—16), семь седмиц у Даниила (см.: Дан 9. 24—27), а также шестьдесят три седмицы у Да­ниила, по семь всякого чистого [скота] в ковчеге у Ноя (см.: Быт 7. 2), семь Каиновых кар (см.: Быт 4. 15, 24), семь лет для возвращения дол­гов (см.: Втор 15. 1), светильник с семью отверстиями (см.: Зах 4. 2), семь столбов мудрости в доме Соломона (см.: Притч 9. 1)»[16]. Кроме того, в толковании «На Откровение» тоже есть множество мест, в ко­торых раскрывается символическое значение числа семь[17]. Однако в данных примерах Священного Писания небесное «переплетено» с земным так, что трудно отделить одно от другого. Поэтому число семь имеет небесноземное происхождение.

Кроме того, термин «septem» cвязан, во-первых, с семью собы­тиями из жизни Воплощенного Бога — Господа Иисуса Христа и, во-вторых, с двойной природой Спасителя, то есть что Он с одной стороны — полноценный Бог, а с другой — полноценный Человек[18]. В связи с этим Викторин Петавийский приводит по семь примеров из Четвероевангелия доказательств Божественной и Человеческой природ Господа Иисуса Христа[19] и соединяет этапы земной жиз­ни Спасителя, или ключевые ее периоды с седмеричным числом: «Он также исполняет Свою человеческую природу числом семь: рождение, младенчество, отрочество, юность, молодость, зрелость, смерть»[20]. Здесь Викторин опирается на античную традицию, со­гласно которой человеческая жизнь делится на семь этапов[21], то есть «в соответствии со схемой: семь периодов по семь лет»[22]. Иными словами, Господь Иисус Христос прожил на земле такую же жизнь, как любой человек, живший когда-либо. Следовательно, 7 — число полноты.

2.    Семь церквей Христовых

Викторин Петавийский в толковании «На Откровение», объ­ясняя первые главы Откровения Иоанна Богослова, учит, что семь церквей Христовых, которые находились в Малой Азии, или во всем мире[23], являлись единой и единственной Церковью Христовою: «Так что под этими семью церквами (septem ecclesiis) подразумевай одну Церковь (una ecclesia)»[24]. При этом Викторин поименно их не пере­числяет, так как этих семи церквей историческая реальность ему малоизвестна[25]. Тем не менее при их сравнении Викторин приводит пример, взятый из «известного ему военного языка, так как в Петавии [во второй половине III в.] находился римский легион»[26]. По­этому Петавийский святитель сравнивает одну из этих семи церквей с небольшим отрядом солдат, а семь церквей — со всем войском, то есть «то, что он (то есть апостол Иоанн Богослов. — Н. Х.) гово­рит одной [Церкви], говорит всем [церквам]»[27].

В подтверждение своих слов Викторин Петавийский ссылает­ся на послания апостола Павла (+ 66/67/68)[28], в которых перво­верховный апостол учил, что «семь (septem) названных [им] церк­вей (ecclesias) составляют единую Вселенскую [Церковь] (unam catholicam [ecclesiam])»[29]. Это следует из того, что апостол Павел, во-первых, написал только семь посланий, адресованных семи Церквам, то есть к Римской, Коринфской, Галатской, Ефесской, Филиппийской, Колосской и Фессалоникийской (Солунской), во-вторых, написал несколько писем (но не больше семи) отдельным лицам и, в-третьих, в Первом Послании к Тимофею сам об этом за­свидетельствовал: «Чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого» (1 Тим 3. 15).

При этом важным моментом эккезиологии Викторина Петавийского становится то, что в Церкви Христовой на протяжении всей Её истории действуют Господь Иисус Христос и Святой Дух, то есть «христианская благодатная жизнь одновременно христоцентрична и пневматологична»[30]. Чтобы наглядно это объяснить Викторин, ис­пользуя типологический метод толкования Священного Писания, истолковывает фрагмент из Книги пророка Исаии об одном мужчи­не и семи женщинах (см.: Ис 4. 1): «Один же мужчина — Христос, рожденный не от семени. Семь женщин — церкви, получающие свой хлеб и одетые в свои туники, которые стремятся снять свой по­зор, чтобы наречено было имя Его над ними; хлеб же — Дух Свя­той, который питает в жизнь вечную; [свой] — обещанный им через веру, как свои туники, то есть обещанные им, которыми они желают укрыться...»[31].

Развивая учение об единой и единственной Церкви Христовой, Викторин Петавийский вслед за апостолом Павлом (ш.: Кол 1. 15– 28; 2, 9– 19; Еф 1. 22–23; 2. 14–16; 4. 12–16; 5. 23–32) и Тертуллианом (ок. 155/160 — после 220)[32] свидетельствует, что глава Церкви Христовой это Воплотившийся Сын Божий — Господь Ии­сус Христос, Который не только ее основал, но также и есть Сама Церковь. Следовательно, в мире может существовать только одна Церковь Христова, так как «Церковь (ecclesia) является Телом Хри­стовым (corpus Christi), украшенным своими членами, и каждый [член] должен соответствовать своему месту»[33].

3.    Семь групп святых

Викторин Петавийский в толковании «На Откровение» вме­сто традиционной экзегезы II и III глав Откровения Иоанна Бого­слова, которые содержат «послания Тайнозрителя семи малоазийским церквам»[34], то есть Ефесской (см.: Откр 2. 1 —7), Смирнской (см.: Откр 2. 8—11), Пергамской (см.: Откр 2. 12—17), Фиатирской (см.: Откр 2. 18—29), Сардийской (см.: Откр 3. 1—6), Филадель­фийской (см.: Откр 3. 7—13) и Лаодикийской (см.: Откр 3. 14—22), предлагает читателям или слушателям текст, адресованный семи группам святых[35]. Иными словами, в данном сочинении излагаются семь нравственных поучений, написанные Викторином с целью рас­крыть истинный смысл христианской жизни.

При этом следует иметь в виду, что эти семь групп святых — образованная христианская община, состоящая из неизвестного количества верующих и читающих людей. Все дело в том, что «основной труд Викторина — комментарии к Библии — представлял в то вре­мя самый востребованный тип христианской литературы, предна­значенной для образованных христиан»[36]. Также эта христианская община по примеру Церкви Христовой была единой и единственной. Это, например, следует из того, что, рассуждая о первой и пятой группах святых, Викторин использует только единственное число: «И потому он (то есть апостол Иоанн Богослов. — Н. Х.) говорит далее, что всецело, вплоть до последнего времени (nouissimum), необходимо осуществлять дело любви (amoris opera), что является главной заповедью (principale mandatum) (см.: Мф 22. 38)»[37]; «Ведь недостаточно дереву (arborem) жить [и цвести] и не иметь плода (fructum) (см.: Лк 13. 6—9); так и недостаточно называться христиа­нином (christianum) и признавать себя им, но не иметь христианско­го дела (christiani opera)»[38]. Следовательно, Петавийский святитель, обращаясь к разным группам святых, или к образованной христиан­ской общине, призывал ее к духовному совершенствованию.

Раскрывая учение о семи группах святых, Викторин Петавийский указывает на семь добродетелей, необходимых петавийским христи­анам: вера, смирение, терпение, труд, милосердие, любовь и покаяние[39]. Однако, естественно, главными добродетелями он считал милосердие и любовь, так как без них невозможно быть хорошим христианином[40]. Кроме того, если все эти добродетели обозначить одним словом, то мы получим термин «благочестие (pietas)»[41]. Это следует из того, что этим термином именуются шестой дух, шестое небо, а также Слово, или Сын Божий, что соответствует в типоло­гии Викторина шестому дню творения мира, в который Бог сотворил первых людей — Адама и Еву (ср.: Быт 1. 26–27) и которые обла­дали этой добродетелью в раю (ср.: Быт 2. 25)[42].

Заключение

Святитель Викторин Петавийский как глава Петавийской Церк­ви (состоящей из города Петавия, расположенного на окраине Рим­ской империи, и, возможно, ближайших пригородов), на протяже­нии многих лет самоотверженно занимался духовным воспитанием петавийских христиан. Например, он написал толкования на многие книги Священного Писания (общее количество — около десяти), в которых им объяснял смысл непростых для понимания библейских мест. В связи с чем в своих подлинных творениях — трактат «О со­творении мира» и толкование «На Откровение» — Викторин изло­жил экклезиологию и нравственность, или учение о Церкви Христо­вой и добродетелях, то есть двуединое учение, крайне необходимое для нашего спасения.

При этом для Викторина Петавийского, как и для многих других доникейских святых отцов и церковных писателей, истинная Церковь Христова может быть только единой и единственной. Соответствен­но, все семь церквей, находившиеся в Малой Азии, или во всем мире (о которых упоминается в первых главах Откровения Иоанна Бого­слова и в посланиях апостола Павла), суть одна Церковь Христова. Однако в этой Церкви, состоящей из семи групп святых, или из об­разованной христианской общины, действуют Господь Иисус Хри­стос и Святой Дух (о чем упоминается в книге пророка Исаии). Сле­довательно, единая и единственная Церковь Христова — это Петавийская Церковь, состоящая из петавийских христиан призванных к святости.

Источники и литература

1.   Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла. М., 2009.

2.    Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. М., 2021.

3.    Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. М., 2002.

4. Небольсин А. С. Методы интерпретации, эсхатология и структура Открове­ния Иоанна Богослова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитар­ного университета. Сер. I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 55—74.

5.    Торканевский А. А. Христианство в Риме в I — середине II в. Минск, 2020.

6.   Хандога Н. А. Адам и Ева как прообраз Нового Адама и Новой Евы (по уче­нию святителя Иринея Лионского, Тертуллиана и святителя Викторина Петавийского). К вопросу о теории рекапитуляции в раннехристианском богословии // Warszawskie studia teologiczne. 2021. Т. 34, № 2. C. 142—159.

7.   Хандога Н. А. Важные дни в жизни Господа Иисуса Христа (по учению свя­тителя Викторина Петавийского) // Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8—10 фев­раля 2019 г.). Екатеринбург, 2019. С. 191 — 196.

8.   Хандога Н. А. Является ли святитель Викторин Петавийский автором гоми­лии «О десяти девах»? // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 1. С. 5—23.

9.   Anonimus. Сапоп Muratori / ed. J. J. Armstrong // Vigiliae chiristianae. 2008. Vol. 62. P. 32—34.

10. Armstrong J. J. Victorinus of Pettau as the Author of the Canon Muratori // Vigiliae chiristianae. 2008. Vol. 62. P 1—34.

11. Bratoz R. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2 Halfte des 3 Jahrhunderts) // Zalai muzeum. 2002. Vol. 11. P 7—20.

12.   Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exegete latin. Paris, 1993. Vol. 1.

13. Gryson R. Repertoire general des auteurs ecclesiastiques latins de l’antiquite et du haut Moyen Age. Freiburg im Breisgau, 2007. Vols. 1 — 2.

14. Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus / ed. M. E. Botecchia Deho // Соrpus scriptorum ecclesiae aquileiensis. Roma; Gorizia, 2009. Vol. 6/1. P 172—385.

15. Marin M. Retorica ed esegesi: Studi di letteratura cristiana antica / Cur. V Lomiento. Bari, 2021.

16. Pani G. Le sette chiese nel commento all’Apocalisse Vittorino di Petavio / Cur. L. Padovese // Atti del X simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo. Roma, 2005. P 149—171.

17. Philonus Alexandrinus. De opificio mundi / eds. L. Cohn, P. Wendland // Opera quae supersunt. Berlin, 1896. Vol. 1. P. 1 — 60.

18. Schnabel E. J. The Muratorian Fragment: The State of Research // Journal of the Evangelical Theological Society. 2014. Vol. 57 (2). P 231—264.

19. Simonetti M. L’Apocalisse nel II e III secolo / Cur. R. E. Guglielmetti // L’Apocalisse nel Medioevo. Firenze, 2011. P. 3—14.

20. Spelic M. Il destino del corpo in Vittorino di Poetovio / Cur. R. Iacumin // II corpo e la salvezza negli scrittori cristiani aquileiesi del II—IV secolo. Udine, 2009. P 24—37.

21. Tertullien. La penitence / ed. C. Munier. Paris, 1984. (Sources chretiennes; 316). P 144—191.

22. Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. (Corpus christianorim. Series Latina; 5). P 295—300.

23. Victorinus Poetovionensis. De vita Christi // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. (Corpus christianorim. Series Latina; 5). P 303.

24. Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. (Corpus christianorim. Series Latina; 5). P 110—265; 266—291.


[1] Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. М., 2002. С. 141.

[2] Во-первых, среди его творений находится первое сохранившееся толкование на Откровение Иоанна Богослова (см.: Simonetti M. L’Apocalisse nel II e III secolo / Cur. R. E. Guglielmetti // LApocalisse nel Medioevo. Firenze, 2011. P. 6). И, во-вторых, вслед за святителем Иринеем Лионским (ок. 130/140–198) и Тертуллианом (ок. 155/160 — после 220) он был сторонником теории рекапитуляции, или теории восстановления (см.: Хандога Н. А. Адам и Ева как прообраз Нового Адама и Новой Евы (по учению святителя Иринея Лионского, Тертуллиана и святителя Викторина Петавийского). К вопросу о теории рекапитуляции в раннехристианском богословии // Warszawskie studia teologiczne. 2021. Т. 34, № 2. C. 145).

[3]      См.: Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus 74 / ed. M. E. Botecchia Deho. Соrpus scriptorum ecclesiae aquileiensis. Vol. 6/1. Roma, Gorizia, 2009. P. 348–349.

[4] См.: Ibid.

[5]      См.: Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. Corpus christianorim. Series Latina; 5). P. 110—265; 266—291.

[6]      Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus 74 / ed. M. E. Botecchia Deho... P. 348.

[7]   Напр., «Канон Муратори» (см.: Anonimus. Саnon Muratori / ed. J. J. Armstrong // Vigiliae chiristianae. 2008. Vol. 62. P. 32—34), авторство которо­го приписывает Викторину Петавийскому один из западных исследователей (см.: Armstrong J. J. Victorinus of Pettau as the Author of the Canon Muratori // Vigiliae chiristianae. 2008. Vol. 62. P. 3). Тем не менее достоверно известно, что данный труд был написан анонимом в кон. II в. или ок. 200 г. (см.: SchnabelE. J. The Muratorian Fragment: The State of Research // Journal of the Evangelical Theological Society. 2014. Vol. 57 (2). P. 239).

[8] См.: Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. (Xorpus christianorim. Series Latina; 5). P. 295–300.

[9]      См.: Victorinus Poetovionensis. De vita Christi // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. (Xorpus christianorim. Series Latina; 5). P. 303.

[10]     См.: Хандога Н. А. Является ли святитель Викторин Петавийский автором гомилии «О десяти девах»? // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 1. С. 19.

[11]     См.: Gryson R. Repertoire general des auteurs ecclesiastiques latins de l’antiquite et du haut Moyen Age. Freiburg im Breisgau, 2007. Vol. 1. P. 155.

[12]    См.: Ibid. Vol. 2. P. 813.

[13] Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 1. P. 295.

[14] Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 1. P. 297.

[15]     Это те церкви, к которым он написал послания, то есть Римская, Коринфская, Галатская, Ефесская, Филиппийская, Колосская и Фессалоникийская (Солунская).

[16] Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 8. P 298—299.

[17]     См.: Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I, II, III, IV P 112, 122—128, 146, 160, 164—166, 188—194, 198, 222, 230—232, 248.

[18]    См.: Хандога Н. А. Важные дни в жизни Господа Иисуса Христа (по учению святителя Викторина Петавийского) // Церковь. Богословие. История: мат-лы VII Всеросс. научн.-богосл. конф. (Екатеринбург, 8– 10 февраля 2019 г.). Екате­ринбург, 2019. С. 196.

[19] См.: Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 9. P. 299.

[20] Ibid.

[21]    См.: PhilonusAlexandrinus. De opificio mundi 36 / eds. L. Cohn, P Wendland // Opera quae supersunt. Berlin, 1896. Vol. 1. P 37.

[22] Marin M. Retorica ed esegesi: Studi di letteratura cristiana antica / Cur. V. Lomiento. Bari, 2021. P 166.

[23] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P 124.

[24] Ibid. P 128.

[25]    См.: Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exegete latin. Paris, 1993. Vol. 1. P. 160.

[26]    Pani G. Le sette chiese nel commento all’Apocalisse Vittorino di Petavio / Cur. L. Padovese // Atti del X simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo. Roma, 2005. P 156.

[27] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P 124.

[28]    Следует отметить, что до сего дня год его мученической кончины в точности не известен. По Евсевию Кесарийскому (258/265—339/340), казнь апостола на­родов состоялась в 67—68 гг.; по блаженному Иерониму Стридонскому (ок. 347— 419/420), — в 68 г.; по святителю Епифанию Кипрскому (ок. 315—403), — в 66 г. См.: Торканевский А. А. Христианство в Риме в I — середине II в. Минск, 2020. С. 130—131.

[29]    Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P 124; Idem. De fabrica mundi 8. P. 298—299.

Здесь Викторин употребляет «греческое слово ekklesia, означающее ״церковь“, ״собрание людей“, [которое] происходит от глагола ekkaleo — ״призывать“. Христи­анская Церковь — это собрание призванных Христом, уверовавших в Него и жи­вущих Им» (Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. М., 2021. С. 139). Кроме того, в данном фрагменте он «использует выражение, которое позже приобретет символическое значение в истории христианства: catholica ecclesia, Вселенская Церковь, в этимологическом смысле греческого термина, то есть универсальная» (Pani G. Le sette chiese nel commento all’Apocalisse Vittorino di Petavio... P 156).

[30] Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла. М., 2009. С. 379.

[31] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P. 126—128.

[32]    Tertullien. La penitence / ed. C. Munier. Paris, 1984. (Sources chretiennes; 316). P 182.

[33]    Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin III. P 200. Возможно, прав один из западных исследователей, который считал, что Викторин заимствовал это учение из утерянного источника, так как «aллегория человеческого тела как обозначения общества очень древняя, и таких примеров нет» (см.: Spelic M. Il destino del corpo in Vittorino di Poetovio / Cur. R. Iacumin // II corpo e la salvezza negli scrittori cristiani aquileiesi del II—IV secolo. Udine, 2009. P 33).

[34]    Небольсин А. С. Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитар­ного университета. Сер. I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 60.

[35]    Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P. 128—144. Здесь стоит отметить, что среди экзегетических сочинений, написанных в доникейский период, в этом тво­рении используется единственное подобное толкование.

[36]    Bratoz R. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2 Halfte des 3 Jahrhunderts) // Zalai muzeum. 2002. Vol. 11. P 8.

[37] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P 132.

[38] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P. 140.

[39] Ibid. P. 128—130.

[40] Ibid. P. 130.

[41] Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 7. P. 298.

[42] См.: Ibid. P. 297—298.

Источник: Хандога Н. А. Учение святителя Викторина Петавийского о семи церквах Христовых и семи группах святых // Церковь. Богословие. История. 2023. № 4. С. 233–243.

 

Подпишитесь на наш канал в Telegram,
чтобы быть в курсе актуальных новостей вуза!