В данной статье докторанта ОЦАД, Николая Анатольевича Хандоги, впервые в русскоязычной богословской литературе предпринимается попытка проанализировать экклезиологию и нравственное учение малоизвестного святого отца — святителя Викторина Петавийского. Используя подлинные творения Викторина Петавийского, — трактат «О сотворении мира» и толкование «На Откровение. Автор приходит к выводу, что для Викторина 7 — число полноты. В результате этого мы узнаем, что семь церквей Христовых и семь групп святых, находящихся в разных уголках земного шара, составляют одно целое.

Жизнь церкви, этого таинственного тела Христова, имеет в основных своих чертах некоторое сходство с земной жизнью Господа[1].
Епископ Михаил (Грибановский)
Введение
Среди святых отцов и церковных писателей доникейского периода (I — нач. IV в.), писавших на латинском языке, особое место занимает святитель Викторин Петавийский (годы жизни: ок. 230–303/304; место служения: город Петавий в Римской империи, или город Птуй в Республике Словения)[2]. Вслед за святителем Киприаном Карфагенским (ок. 200/210—258) и Лактанцием (ок. 250/260 — после 325), а также многими другими истинными учениками Господа Иисуса Христа, Викторин прославился в Церкви Христовой как один из мучеников[3]. Кроме того, Викторин Петавийский многими исследователями именуется первым латинским толкователем Священного Писания (так как большинство его сочинений посвящено экзегезе библейских Книг), первым христианским писателем Паннонийской провинции Римской империи и главным учителем нравственности для петавийских христиан.
К великому сожалению, из обширного списка творений Викторина Петавийского (состоящего из десяти наименований), упоминавшихся в трактате «О знаменитых мужах» блаженного Иеронима Стридонского (ок. 347–419/420)[4], сохранилось лишь одно сочинение — толкование «На Откровение»[5]. Однако Иероним пишет и о «многих других (multa alia)»[6] творениях Викторина, которые, возможно, он не читал, поэтому и не упомянул в своем сочинении[7]. Среди них подлинными сочинениями Петавийского святителя исследователи считают следующие: трактат «О сотворении мира»[8] и фрагмент «О жизни Христа»[9].
Что касается гомилии «О десяти девах», которая встречается в некоторых некритических изданиях творений Викторина Петавийского, то по ряду причин (например, отсутствует христология, раскрывается иная эсхатология и многое другое) считается, что это сочинение не подлинное[10]. Автор гомилии — анонимный латинский толкователь Евангелия от Матфея[11], живший в конце III или начале IV в., которого мы условно именуем Псевдо-Викторином Петавийским[12].
Викторин Петавийский в своих сочинениях, используя аллегорический и типологический методы толкования Священного Писания, исследует разные богословские вопросы: космологии и эсхатологии, христологии и сотериологии, экклезиологии и нравственности, символической аритмологии. Однако «связующим звеном» всего экзегетическо-богословского комплекса творений Викторина становится учение о числах, а наименее изученными вопросами — учение о Церкви Христовой и добродетелях. Исходя из этого, целью нашего исследования является богословско-филологический анализ некоторых фрагментов из сочинений Викторина Петавийского, посвященных символическому значению числа семь и, в частности, семи Церквам Христовым и семи группам святых.
1. 7 — число полноты
В первой главе трактата «О сотворении мира» Викторин Петавийский утверждает, что «седмеричным числом дней управляется все: и небесное, и земное»[13], то есть этим он подчеркивает, что в созданном Богом мире все очень гармонично и подчиненно определенному порядку (ср.: Прем 11. 21). Это следует из того, что Бог за шесть дней сотворил мир из ничего, а в седьмой день уже ничего не творил (см.: Быт 1. 1 —2, 3). Исходя из этого история мира и человечества «помещается» в первых семи днях, или первых семи тысячах лет, так как для Викторина аксиомой является утверждение — семь дней как семь тысяч лет[14]. Иными словами, число семь указывает на существование в мире, или во вселенной времени, отсчет которого начался с первого дня творения и прекратится с завершением седьмого дня покоя, после которого начнется Страшный Суд и восьмой день вечного покоя.
При этом следует иметь в виду, что для Петавийского святителя особое значение имеет символика разных чисел (например, четыре, семь и двенадцать). В связи с чем восьмая глава данного трактата полностью посвящена символическому значению числа семь. Здесь Викторин приводит примеры из Ветхого и Нового Заветов, в которых используется термин «septem». В результате этого мы узнаем, что существует «семь рогов Агнца (см.: Откр 5. 6), семь очей Божиих (см.: Зах 4. 10), семь очей, сделанных из сплава серебра и свинца (см.: Зах 3. 9), семь духов (см.: Откр 4. 5), семь факелов, горящих перед престолом Божиим (см.: Откр 4. 5), семь золотых подсвечников (см.: Откр 1. 12), семь овец (см.: Лев 23. 18; Числ 28. 11), семь женщин у Исаии (см.: Ис 4. 1), семь церквей у Павла[15], семь диаконов (см.: Деян 6. 3), семь ангелов (см.: Откр 8. 2; 15. 1), семь труб (см.: Откр 8. 6), семь печатей книги (см.: Откр 5. 1), семь седмиц, заканчивающихся Пятидесятницей (см.: Лев 23. 15—16), семь седмиц у Даниила (см.: Дан 9. 24—27), а также шестьдесят три седмицы у Даниила, по семь всякого чистого [скота] в ковчеге у Ноя (см.: Быт 7. 2), семь Каиновых кар (см.: Быт 4. 15, 24), семь лет для возвращения долгов (см.: Втор 15. 1), светильник с семью отверстиями (см.: Зах 4. 2), семь столбов мудрости в доме Соломона (см.: Притч 9. 1)»[16]. Кроме того, в толковании «На Откровение» тоже есть множество мест, в которых раскрывается символическое значение числа семь[17]. Однако в данных примерах Священного Писания небесное «переплетено» с земным так, что трудно отделить одно от другого. Поэтому число семь имеет небесноземное происхождение.
Кроме того, термин «septem» cвязан, во-первых, с семью событиями из жизни Воплощенного Бога — Господа Иисуса Христа и, во-вторых, с двойной природой Спасителя, то есть что Он с одной стороны — полноценный Бог, а с другой — полноценный Человек[18]. В связи с этим Викторин Петавийский приводит по семь примеров из Четвероевангелия доказательств Божественной и Человеческой природ Господа Иисуса Христа[19] и соединяет этапы земной жизни Спасителя, или ключевые ее периоды с седмеричным числом: «Он также исполняет Свою человеческую природу числом семь: рождение, младенчество, отрочество, юность, молодость, зрелость, смерть»[20]. Здесь Викторин опирается на античную традицию, согласно которой человеческая жизнь делится на семь этапов[21], то есть «в соответствии со схемой: семь периодов по семь лет»[22]. Иными словами, Господь Иисус Христос прожил на земле такую же жизнь, как любой человек, живший когда-либо. Следовательно, 7 — число полноты.
2. Семь церквей Христовых
Викторин Петавийский в толковании «На Откровение», объясняя первые главы Откровения Иоанна Богослова, учит, что семь церквей Христовых, которые находились в Малой Азии, или во всем мире[23], являлись единой и единственной Церковью Христовою: «Так что под этими семью церквами (septem ecclesiis) подразумевай одну Церковь (una ecclesia)»[24]. При этом Викторин поименно их не перечисляет, так как этих семи церквей историческая реальность ему малоизвестна[25]. Тем не менее при их сравнении Викторин приводит пример, взятый из «известного ему военного языка, так как в Петавии [во второй половине III в.] находился римский легион»[26]. Поэтому Петавийский святитель сравнивает одну из этих семи церквей с небольшим отрядом солдат, а семь церквей — со всем войском, то есть «то, что он (то есть апостол Иоанн Богослов. — Н. Х.) говорит одной [Церкви], говорит всем [церквам]»[27].
В подтверждение своих слов Викторин Петавийский ссылается на послания апостола Павла (+ 66/67/68)[28], в которых первоверховный апостол учил, что «семь (septem) названных [им] церквей (ecclesias) составляют единую Вселенскую [Церковь] (unam catholicam [ecclesiam])»[29]. Это следует из того, что апостол Павел, во-первых, написал только семь посланий, адресованных семи Церквам, то есть к Римской, Коринфской, Галатской, Ефесской, Филиппийской, Колосской и Фессалоникийской (Солунской), во-вторых, написал несколько писем (но не больше семи) отдельным лицам и, в-третьих, в Первом Послании к Тимофею сам об этом засвидетельствовал: «Чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого» (1 Тим 3. 15).
При этом важным моментом эккезиологии Викторина Петавийского становится то, что в Церкви Христовой на протяжении всей Её истории действуют Господь Иисус Христос и Святой Дух, то есть «христианская благодатная жизнь одновременно христоцентрична и пневматологична»[30]. Чтобы наглядно это объяснить Викторин, используя типологический метод толкования Священного Писания, истолковывает фрагмент из Книги пророка Исаии об одном мужчине и семи женщинах (см.: Ис 4. 1): «Один же мужчина — Христос, рожденный не от семени. Семь женщин — церкви, получающие свой хлеб и одетые в свои туники, которые стремятся снять свой позор, чтобы наречено было имя Его над ними; хлеб же — Дух Святой, который питает в жизнь вечную; [свой] — обещанный им через веру, как свои туники, то есть обещанные им, которыми они желают укрыться...»[31].
Развивая учение об единой и единственной Церкви Христовой, Викторин Петавийский вслед за апостолом Павлом (ш.: Кол 1. 15– 28; 2, 9– 19; Еф 1. 22–23; 2. 14–16; 4. 12–16; 5. 23–32) и Тертуллианом (ок. 155/160 — после 220)[32] свидетельствует, что глава Церкви Христовой это Воплотившийся Сын Божий — Господь Иисус Христос, Который не только ее основал, но также и есть Сама Церковь. Следовательно, в мире может существовать только одна Церковь Христова, так как «Церковь (ecclesia) является Телом Христовым (corpus Christi), украшенным своими членами, и каждый [член] должен соответствовать своему месту»[33].
3. Семь групп святых
Викторин Петавийский в толковании «На Откровение» вместо традиционной экзегезы II и III глав Откровения Иоанна Богослова, которые содержат «послания Тайнозрителя семи малоазийским церквам»[34], то есть Ефесской (см.: Откр 2. 1 —7), Смирнской (см.: Откр 2. 8—11), Пергамской (см.: Откр 2. 12—17), Фиатирской (см.: Откр 2. 18—29), Сардийской (см.: Откр 3. 1—6), Филадельфийской (см.: Откр 3. 7—13) и Лаодикийской (см.: Откр 3. 14—22), предлагает читателям или слушателям текст, адресованный семи группам святых[35]. Иными словами, в данном сочинении излагаются семь нравственных поучений, написанные Викторином с целью раскрыть истинный смысл христианской жизни.
При этом следует иметь в виду, что эти семь групп святых — образованная христианская община, состоящая из неизвестного количества верующих и читающих людей. Все дело в том, что «основной труд Викторина — комментарии к Библии — представлял в то время самый востребованный тип христианской литературы, предназначенной для образованных христиан»[36]. Также эта христианская община по примеру Церкви Христовой была единой и единственной. Это, например, следует из того, что, рассуждая о первой и пятой группах святых, Викторин использует только единственное число: «И потому он (то есть апостол Иоанн Богослов. — Н. Х.) говорит далее, что всецело, вплоть до последнего времени (nouissimum), необходимо осуществлять дело любви (amoris opera), что является главной заповедью (principale mandatum) (см.: Мф 22. 38)»[37]; «Ведь недостаточно дереву (arborem) жить [и цвести] и не иметь плода (fructum) (см.: Лк 13. 6—9); так и недостаточно называться христианином (christianum) и признавать себя им, но не иметь христианского дела (christiani opera)»[38]. Следовательно, Петавийский святитель, обращаясь к разным группам святых, или к образованной христианской общине, призывал ее к духовному совершенствованию.
Раскрывая учение о семи группах святых, Викторин Петавийский указывает на семь добродетелей, необходимых петавийским христианам: вера, смирение, терпение, труд, милосердие, любовь и покаяние[39]. Однако, естественно, главными добродетелями он считал милосердие и любовь, так как без них невозможно быть хорошим христианином[40]. Кроме того, если все эти добродетели обозначить одним словом, то мы получим термин «благочестие (pietas)»[41]. Это следует из того, что этим термином именуются шестой дух, шестое небо, а также Слово, или Сын Божий, что соответствует в типологии Викторина шестому дню творения мира, в который Бог сотворил первых людей — Адама и Еву (ср.: Быт 1. 26–27) и которые обладали этой добродетелью в раю (ср.: Быт 2. 25)[42].
Заключение
Святитель Викторин Петавийский как глава Петавийской Церкви (состоящей из города Петавия, расположенного на окраине Римской империи, и, возможно, ближайших пригородов), на протяжении многих лет самоотверженно занимался духовным воспитанием петавийских христиан. Например, он написал толкования на многие книги Священного Писания (общее количество — около десяти), в которых им объяснял смысл непростых для понимания библейских мест. В связи с чем в своих подлинных творениях — трактат «О сотворении мира» и толкование «На Откровение» — Викторин изложил экклезиологию и нравственность, или учение о Церкви Христовой и добродетелях, то есть двуединое учение, крайне необходимое для нашего спасения.
При этом для Викторина Петавийского, как и для многих других доникейских святых отцов и церковных писателей, истинная Церковь Христова может быть только единой и единственной. Соответственно, все семь церквей, находившиеся в Малой Азии, или во всем мире (о которых упоминается в первых главах Откровения Иоанна Богослова и в посланиях апостола Павла), суть одна Церковь Христова. Однако в этой Церкви, состоящей из семи групп святых, или из образованной христианской общины, действуют Господь Иисус Христос и Святой Дух (о чем упоминается в книге пророка Исаии). Следовательно, единая и единственная Церковь Христова — это Петавийская Церковь, состоящая из петавийских христиан призванных к святости.
Источники и литература
1. Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла. М., 2009.
2. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. М., 2021.
3. Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. М., 2002.
4. Небольсин А. С. Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 55—74.
5. Торканевский А. А. Христианство в Риме в I — середине II в. Минск, 2020.
6. Хандога Н. А. Адам и Ева как прообраз Нового Адама и Новой Евы (по учению святителя Иринея Лионского, Тертуллиана и святителя Викторина Петавийского). К вопросу о теории рекапитуляции в раннехристианском богословии // Warszawskie studia teologiczne. 2021. Т. 34, № 2. C. 142—159.
7. Хандога Н. А. Важные дни в жизни Господа Иисуса Христа (по учению святителя Викторина Петавийского) // Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8—10 февраля 2019 г.). Екатеринбург, 2019. С. 191 — 196.
8. Хандога Н. А. Является ли святитель Викторин Петавийский автором гомилии «О десяти девах»? // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 1. С. 5—23.
9. Anonimus. Сапоп Muratori / ed. J. J. Armstrong // Vigiliae chiristianae. 2008. Vol. 62. P. 32—34.
10. Armstrong J. J. Victorinus of Pettau as the Author of the Canon Muratori // Vigiliae chiristianae. 2008. Vol. 62. P 1—34.
11. Bratoz R. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2 Halfte des 3 Jahrhunderts) // Zalai muzeum. 2002. Vol. 11. P 7—20.
12. Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exegete latin. Paris, 1993. Vol. 1.
13. Gryson R. Repertoire general des auteurs ecclesiastiques latins de l’antiquite et du haut Moyen Age. Freiburg im Breisgau, 2007. Vols. 1 — 2.
14. Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus / ed. M. E. Botecchia Deho // Соrpus scriptorum ecclesiae aquileiensis. Roma; Gorizia, 2009. Vol. 6/1. P 172—385.
15. Marin M. Retorica ed esegesi: Studi di letteratura cristiana antica / Cur. V Lomiento. Bari, 2021.
16. Pani G. Le sette chiese nel commento all’Apocalisse Vittorino di Petavio / Cur. L. Padovese // Atti del X simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo. Roma, 2005. P 149—171.
17. Philonus Alexandrinus. De opificio mundi / eds. L. Cohn, P. Wendland // Opera quae supersunt. Berlin, 1896. Vol. 1. P. 1 — 60.
18. Schnabel E. J. The Muratorian Fragment: The State of Research // Journal of the Evangelical Theological Society. 2014. Vol. 57 (2). P 231—264.
19. Simonetti M. L’Apocalisse nel II e III secolo / Cur. R. E. Guglielmetti // L’Apocalisse nel Medioevo. Firenze, 2011. P. 3—14.
20. Spelic M. Il destino del corpo in Vittorino di Poetovio / Cur. R. Iacumin // II corpo e la salvezza negli scrittori cristiani aquileiesi del II—IV secolo. Udine, 2009. P 24—37.
21. Tertullien. La penitence / ed. C. Munier. Paris, 1984. (Sources chretiennes; 316). P 144—191.
22. Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. (Corpus christianorim. Series Latina; 5). P 295—300.
23. Victorinus Poetovionensis. De vita Christi // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. (Corpus christianorim. Series Latina; 5). P 303.
24. Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. (Corpus christianorim. Series Latina; 5). P 110—265; 266—291.
[1] Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. М., 2002. С. 141.
[2] Во-первых, среди его творений находится первое сохранившееся толкование на Откровение Иоанна Богослова (см.: Simonetti M. L’Apocalisse nel II e III secolo / Cur. R. E. Guglielmetti // L’Apocalisse nel Medioevo. Firenze, 2011. P. 6). И, во-вторых, вслед за святителем Иринеем Лионским (ок. 130/140–198) и Тертуллианом (ок. 155/160 — после 220) он был сторонником теории рекапитуляции, или теории восстановления (см.: Хандога Н. А. Адам и Ева как прообраз Нового Адама и Новой Евы (по учению святителя Иринея Лионского, Тертуллиана и святителя Викторина Петавийского). К вопросу о теории рекапитуляции в раннехристианском богословии // Warszawskie studia teologiczne. 2021. Т. 34, № 2. C. 145).
[3] См.: Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus 74 / ed. M. E. Botecchia Deho. Соrpus scriptorum ecclesiae aquileiensis. Vol. 6/1. Roma, Gorizia, 2009. P. 348–349.
[4] См.: Ibid.
[5] См.: Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. Corpus christianorim. Series Latina; 5). P. 110—265; 266—291.
[6] Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus 74 / ed. M. E. Botecchia Deho... P. 348.
[7] Напр., «Канон Муратори» (см.: Anonimus. Саnon Muratori / ed. J. J. Armstrong // Vigiliae chiristianae. 2008. Vol. 62. P. 32—34), авторство которого приписывает Викторину Петавийскому один из западных исследователей (см.: Armstrong J. J. Victorinus of Pettau as the Author of the Canon Muratori // Vigiliae chiristianae. 2008. Vol. 62. P. 3). Тем не менее достоверно известно, что данный труд был написан анонимом в кон. II в. или ок. 200 г. (см.: SchnabelE. J. The Muratorian Fragment: The State of Research // Journal of the Evangelical Theological Society. 2014. Vol. 57 (2). P. 239).
[8] См.: Victorinus Poetovionensis. De fabrica mundi // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. (Xorpus christianorim. Series Latina; 5). P. 295–300.
[9] См.: Victorinus Poetovionensis. De vita Christi // Idem. Opera quae supersunt / ed. R. Gryson. Turnhout, 2017. (Xorpus christianorim. Series Latina; 5). P. 303.
[10] См.: Хандога Н. А. Является ли святитель Викторин Петавийский автором гомилии «О десяти девах»? // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 1. С. 19.
[11] См.: Gryson R. Repertoire general des auteurs ecclesiastiques latins de l’antiquite et du haut Moyen Age. Freiburg im Breisgau, 2007. Vol. 1. P. 155.
[12] См.: Ibid. Vol. 2. P. 813.
[13] Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 1. P. 295.
[14] Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 1. P. 297.
[15] Это те церкви, к которым он написал послания, то есть Римская, Коринфская, Галатская, Ефесская, Филиппийская, Колосская и Фессалоникийская (Солунская).
[16] Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 8. P 298—299.
[17] См.: Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I, II, III, IV P 112, 122—128, 146, 160, 164—166, 188—194, 198, 222, 230—232, 248.
[18] См.: Хандога Н. А. Важные дни в жизни Господа Иисуса Христа (по учению святителя Викторина Петавийского) // Церковь. Богословие. История: мат-лы VII Всеросс. научн.-богосл. конф. (Екатеринбург, 8– 10 февраля 2019 г.). Екатеринбург, 2019. С. 196.
[19] См.: Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 9. P. 299.
[20] Ibid.
[21] См.: PhilonusAlexandrinus. De opificio mundi 36 / eds. L. Cohn, P Wendland // Opera quae supersunt. Berlin, 1896. Vol. 1. P 37.
[22] Marin M. Retorica ed esegesi: Studi di letteratura cristiana antica / Cur. V. Lomiento. Bari, 2021. P 166.
[23] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P 124.
[24] Ibid. P 128.
[25] См.: Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exegete latin. Paris, 1993. Vol. 1. P. 160.
[26] Pani G. Le sette chiese nel commento all’Apocalisse Vittorino di Petavio / Cur. L. Padovese // Atti del X simposio di Efeso su s. Giovanni Apostolo. Roma, 2005. P 156.
[27] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P 124.
[28] Следует отметить, что до сего дня год его мученической кончины в точности не известен. По Евсевию Кесарийскому (258/265—339/340), казнь апостола народов состоялась в 67—68 гг.; по блаженному Иерониму Стридонскому (ок. 347— 419/420), — в 68 г.; по святителю Епифанию Кипрскому (ок. 315—403), — в 66 г. См.: Торканевский А. А. Христианство в Риме в I — середине II в. Минск, 2020. С. 130—131.
[29] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P 124; Idem. De fabrica mundi 8. P. 298—299.
Здесь Викторин употребляет «греческое слово ekklesia, означающее ״церковь“, ״собрание людей“, [которое] происходит от глагола ekkaleo — ״призывать“. Христианская Церковь — это собрание призванных Христом, уверовавших в Него и живущих Им» (Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. М., 2021. С. 139). Кроме того, в данном фрагменте он «использует выражение, которое позже приобретет символическое значение в истории христианства: catholica ecclesia, Вселенская Церковь, в этимологическом смысле греческого термина, то есть универсальная» (Pani G. Le sette chiese nel commento all’Apocalisse Vittorino di Petavio... P 156).
[30] Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла. М., 2009. С. 379.
[31] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P. 126—128.
[32] Tertullien. La penitence / ed. C. Munier. Paris, 1984. (Sources chretiennes; 316). P 182.
[33] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin III. P 200. Возможно, прав один из западных исследователей, который считал, что Викторин заимствовал это учение из утерянного источника, так как «aллегория человеческого тела как обозначения общества очень древняя, и таких примеров нет» (см.: Spelic M. Il destino del corpo in Vittorino di Poetovio / Cur. R. Iacumin // II corpo e la salvezza negli scrittori cristiani aquileiesi del II—IV secolo. Udine, 2009. P 33).
[34] Небольсин А. С. Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 60.
[35] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P. 128—144. Здесь стоит отметить, что среди экзегетических сочинений, написанных в доникейский период, в этом творении используется единственное подобное толкование.
[36] Bratoz R. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio (2 Halfte des 3 Jahrhunderts) // Zalai muzeum. 2002. Vol. 11. P 8.
[37] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P 132.
[38] Victorinus Poetovionensis. In Apocalypsin I. P. 140.
[39] Ibid. P. 128—130.
[40] Ibid. P. 130.
[41] Victorisus Poetovionensis. De fabrica mundi 7. P. 298.
[42] См.: Ibid. P. 297—298.
Источник: Хандога Н. А. Учение святителя Викторина Петавийского о семи церквах Христовых и семи группах святых // Церковь. Богословие. История. 2023. № 4. С. 233–243.

