Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Церковное право как культура: вопросы культурной интерпретации церковного права
Церковное право как культура: вопросы культурной интерпретации церковного права
Приблизительное время чтения: 37 мин.
100%

Аннотация: Статья Юлии Владимировны Ерохиной, доцента, кандидата юридических наук, доцента кафедры церковно-практических дисциплин ОЦАД посвящена отдельному научному направлению «Церковное право и культура», сформировавшемуся в рамках деятельности Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова Санкт-Петербургской духовной академии Русской Православной Церкви (Барсовское общество). Актуальность темы обусловлена процессами переосмысления ценностных установок культуры в целом и ценностными трансформациями в системе церковного права. Предпринимается попытка анализа тенденций развития взаимодействия церковного права и культуры. Новизна исследовательского подхода заключается в анализе современных форм и направлений взаимодействия церковного права и культуры, критической оценке условий их эффективного развития.

***

Постановка проблемы

За два десятилетия XXI в. обозначились тенденции дальнейшего развития церковного права Русской Православной Церкви (далее: Церковь) как науки, учебной дисциплины, так и нормативно-регулятивной системы и его взаимодействия с российской правовой системой, что проявилось в пристальном внимании отечественных ученых к обозначенной проблематике[1]. Связано это с переосмыслением в современных условиях правовых, политических, культурных явлений и традиционных духовно-нравственных ценностей. После распада Союза ССР в 1991 г. Россия столкнулась с серьезными проблемами, связанными с внедрением в общественную практику «ценностей западной демократии», показавших свою жизнеспособность и эффективность в целом ряде государств, но не ставших столь результативными в российских условиях. На настоящий момент насаждение западноевропейских ценностей представляет угрозу национальным интересам Российской Федерации[2]. Как отмечает В. В. Сорокин, «к началу XXI века население России уже не имело единого мировоззрения, всенародного согласия по принципиальным вопросам общественной жизни», отсутствовало необходимое духовное содержание государственной и правовой форм[3]. По мнению Л. В. Садовой, «современное социокультурное пространство настолько аксиологически разнообразно, что возникает ощущение, что люди говорят на абсолютно разных языках»[4]. Перемены, происходящие сегодня в России и в мире в целом, кардинально меняют общественно-политическую и идеологическую обстановку, обусловив тем самым возрождение исторических традиций и духовных основ российского общества, выводя на первый план явления культуры. Отечественные исследователи оказались перед необходимостью поиска собственных теоретических моделей преобразования государства, права и общества, учитывающих специфику исторических, культурных, экономических и политических условий России[5]. В этом случае значимыми областями соработничества Церкви и государства являются: забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры; диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений; наука, включая гуманитарные исследования; культура и творческая деятельность. Следует отметить возрастающую роль Церкви как носителя духовно-нравственных идеалов в духовно-нравственном возрождении общества. Причем из всех общественных институтов, как подчеркивает Д. Д. Боровой, только Церковь имеет специфическое церковное право, подробно разработанное еще в первое тысячелетие истории христианства и фактически действующее сегодня[6]. Когда церковное право и культура исследуются вместе, они чаще всего концептуализируются как различные сферы действия, и их связь не всегда очевидна[7]. Исходя из этого, цель настоящего исследования состоит в том, чтобы рассмотреть церковное право не во взаимосвязи с культурой, как если бы это были две отдельные сферы действия и дискурса, а осмыслить церковное право как культуру. Это обусловлено прежде всего сложностью и многогранностью церковного права как социокультурного явления, при анализе которого всегда имеется перспектива обнаружить его новые грани и свойства (например, ценностное измерение церковного права) и, следовательно, прийти к новому в трактовке его понимания[8]. Важно не просто констатировать, что церковное право рассматривается как культура - некая постоянная величина, а показать, в чем плодотворность анализа церковного права сквозь призму культуры. Мы исходим из того, что церковное право - это и есть система основных социально значимых ценностных ориентаций, изложенных научным языком канонического права и юриспруденции. В качестве методологической основы используется абстрагирование, которое представляет собой мыслительную процедуру, определяющую объект и его понятие в теоретическом познании. При абстрагировании происходит синтез двух противоположных процессов, логических действий - отбрасывание одних содержаний и пополнение исходного смысла другими содержаниями[9]. Такой метод исследования является смыслообразующим и позволяет выявить ценностные аспекты современного церковного права. При этом следует учитывать некоторые ограничения (что, впрочем, не является препятствием к научной рефлексии). В частности, речь идет об опасении, что научный подход в исследовательской практике «может превратиться в безразмерно-абстрактную, бессодержательную банальность, заявление о том, что все есть культура»[10]. Данный аспект, несомненно, целесообразно иметь в виду.

Церковное право в системе правопонимания

В связи с тем, что существует зависимость между типом правопонимания и подходом в исследовании, необходимо сделать акцент на некоторых особенностях. В юридической науке основной вопрос при определении типа правопонимания звучит так: «Что есть право?». Однако с учетом специфики настоящего исследования целесообразно трактовку этого вопроса изменить следующим образом: «Что есть церковное право?». Дело в том, что наблюдается корреляция определения церковного права на теоретико-правовом уровне и практики применения норм церковного права. В числе практических вопросов, непосредственно связанных с типом правопонимания, такие как: каким критериям должны отвечать формы внешнего проявления права? как оценивается система церковного права? каковы функции церковного права? какие устойчивые однородные общественные отношения нуждаются в упорядочивании при помощи церковных правовых средств и методов? какова цель церковного права?

По мнению протоиерея Владислава Цыпина, необходимо учитывать подходы к пониманию права, значение самого понятия «право», чтобы точнее определить область церковного права[11]. В. В. Сорокин считает, что господствующий тип правопонимания становится жизненно важным в перспективе дальнейшего развития отечественной культуры[12]. Существуют различные типы понимания права: позитивистский, естественно-правовой, социологический, интегративный, коммуникативный и другие, - которые предоставляют возможность по-новому взглянуть на такое социально-правовое явление, как церковное право, влияние которого становится все более реальным и значимым. Долгое время эта область социальных отношений являлась приоритетным направлением исследований богословских, религиоведческих, философских, исторических, социологических и других общественных наук, оставаясь за рамками правоведения, в первую очередь теории права и государства. По всей видимости, невнимание к данной проблематике обусловлено как ее недооценкой, так и, возможно, односторонним подходом к осмыслению места и роли норм церковного права в системе социально-правового регулирования. Усиливающаяся роль норм церковного права в жизни российского общества обусловила возрастающий интерес к нему как к социальному регулятору, имеющему многовековой исторический опыт применения в этом качестве.

В отечественной правовой мысли утвердился и культурологический подход к исследованию права[13], но к изучению церковного права этот подход практически не применялся (за исключением нового исследовательского направления «Церковное право и культура», возникшего в рамках Барсовского общества[14]). Однако относится ли церковное право к праву в собственном, т. е. общепринятом, смысле этого слова? Мы считаем, что это вопрос дискуссионный, и в рамках настоящей статьи не будем подробно анализировать различные подходы к этой проблематике. Остановимся лишь на суждении канониста А. С. Павлова, который ответил на этот вопрос в своем курсе церковного права. По его мнению, ответ может быть только утвердительным, но с некоторыми ограничениями, так как в церковном праве, в отличие от мирского, моменты внешнего принуждения и внутренней личной свободы вполне совпадают[15]. В связи с этим полагаем, что перспективным представляется использование культурологического подхода и к изучению церковного права, а не только права в целом. Культурологический подход, как считает О. Н. Бибик, может применяться к изучению преемственности в праве[16], цель которой - сохранение накопленного предыдущими поколениями опыта правового регулирования общественных отношений. Преемственность в праве представляет собой элемент традиции, а последняя образует «коллективную память общества и культуры»[17]. Традиция как культурный феномен включает в себя не только правовую составляющую, но и иные элементы, наследуемые в процессе ее передачи (социальные нормы, ценности, знания, обряды, ритуалы, процедуры и т. д.). Изучение традиции позволяет установить те факторы, которые оказали влияние на развитие права. Применительно к церковному праву необходимо учитывать, что традиция может отождествляться с неподвижностью, на что обращает внимание иерей Димитрий Пашков. Он рассматривает две установки по отношению к традиции, которые встречаются в истории христианства (применительно к церковному праву существует два способа применения священных канонов). Первая - акривия (от греч. строгость, точность), исходящая из однозначной определенности, из точной формулы, строго следующей неизменным догматическим и каноническим началам. Акривии обычно противостоит вторая установка – икономия (от греч. домостроительство), т. е. «мера целесообразности в разрешении текущих проблем жизни Церкви, причем целью, оправдывающей в известной мере выбор средств для ее достижения, является благо всей церкви или отдельных верующих»[18]. Однако сразу возникает вопрос о границах допустимых трансформаций с целью «решения текущих проблем»: в каком случае происходит развитие традиции, а в каком - разрыв с ней? Игнорирование традиции может существенно уменьшить эффективность воздействия церковного права на общественные отношения, поскольку при таком подходе оно рискует утратить свои культурные корни, прежде всего систему ценностей, являющуюся одним из элементов культуры, выступающую основанием нормотворческой и правоприменительной деятельности[19].

Далее, в череде наших рассуждений о церковном праве как культуре, уделим внимание теологической парадигме права. Проблемным вопросом является оторванность современной аксиологии права от христианской традиции, что позволяет сторонникам философии трансгуманизма активно насаждать в институтах власти и общества повестку «новой нормальности»[20], хотя особенностью российского правопонимания почти всегда была его религиозная первооснова, вера в высшую силу права, его божественное предназначение, которое не потеряло своей глубинной сути по сей день. Развиваясь в рамках в основном нормативного православного религиозного сознания, правовая теология возвращает и направляет исследователей к поиску абсолютных ценностей современного права, его нравственных смыслов в его первоосновах[21]. Теологический подход к праву проявляется в различных сферах, но мы будем его учитывать при изучении церковного права как культуры. При характеристике церковного права, выявлении его ценностной составляющей важно принимать во внимание тот факт, что оно существует или внешне выражается в письменных источниках и может быть оценено с точки зрения эффективности его применения. Ценность церковного права заключается и в том, что оно выступает фактором стабилизации общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. По отношению к праву в целом анализ церковного права как культуры позволит выявить смыслообразующие ценностные концепты и редуцировать их применительно к российскому праву.

Церковное право, культура и современное государственное законодательство

Теперь проанализируем современное государственное законодательство и новейшие нормативные документы Церкви для выявления аспектов взаимодействия церковного права и культуры. В государственном законодательстве наблюдается тенденция к обозначению программных положений в части сохранения российских традиционных духовно-нравственных ценностей. Несмотря на то что Российская Федерация является светским государством и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, в Конституцию Российской Федерации внесены изменения в следующей формулировке: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство»[22]. По мнению А. И. Овчинникова и Г. В. Нефедовского, изменение «вполне уместно и своевременно, а размещение этой поправки в главе “Федеративное устройство” обосновано, хотя в преамбуле было бы более уместно»[23]. Существуют и иные мнения относительно места Бога в Конституции Российской Федерации[24]. При этом принцип светского государства остался неизменным. Следует обратить внимание на указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Это документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который определяет систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В нем отмечено, что «настоящие Основы конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной культурной политики, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” и от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”». И далее: «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию». Православная Церковь является носителем духовно-нравственных идеалов и хранителем культурных традиций народа[25]. Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, «Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу», а «культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире»[26]. Это коррелируется с положениями, закрепленными в Конституции Российской Федерации: «…культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством»[27]. Церковь постоянно напоминает о том вкладе, который внесло христианство в сокровищницу мировой и национальной культуры. При этом в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви отмечается: «Проповедуя вечную Христову Истину людям, живущим в изменяющихся исторических обстоятельствах, Церковь делает это посредством культурных форм, свойственных времени, нации, различным общественным группам. То, что осознано и пережито одними народами и поколениями, подчас должно быть вновь раскрыто для других людей, сделано близким и понятным для них. Никакая культура не может считаться единственно приемлемой для выражения христианского духовного послания. Словесный и образный язык благовестия, его методы и средства естественно изменяются с ходом истории, различаются в зависимости от национального и прочего контекста. В то же время изменчивые настроения мира не являются причиной для отвержения достойного наследия прошлых веков и тем более для забвения церковного Предания»[28]. Как справедливо отмечал еще в первой половине XX в. российский политический деятель и ученый-юрист Г. К. Гинс, «без высокой социальной культуры, главным орудием которой является право, не могли бы существовать современные государства»[29]. По мнению американского антрополога К. Клакхона, культура позволяет индивиду адаптироваться к своему окружению, помогая ему решать проблемы выживания[30].

Изучение проблем церковного права взаимосвязано с нравственными и правовыми процессами, происходящими в современном российском обществе. Основанием церковного права служат как Священное Писание, так и Священное Предание. Как отмечает протоиерей Владислав Цыпин, «Церковь выводит свое право из Божественного Откровения, данного людям навсегда, вследствие чего первооснова церковного права, его ядро, остается неизменным на все времена, как неизменны догматы веры»[31]. Немецкий юрист Р. Зом в начале XX в. подчеркивал, что «невозможно представить и понять право единственно из него самого. Чисто юридическая обработка имеет только формальную ценность. Право черпает свое содержание не из себя самого, но получает его от других сил, в области церковного права - от духовных сил человеческой жизни»[32]. Церковное право обладает прежде всего инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность и согласованность, обеспечивает вероустойчивость и веротерпимость, при этом сохраняя аксиологическое значение.

Ценность церковного права

Возрастают роль и ценность церковного права, которые призваны служить достижению одухотворенной, нравственной и религиозной жизни. Господь говорил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4. 4). Слова, идущие от Бога через Иисуса Христа, есть истина, следование которой - путь к просветлению, прозорливости и укреплению духовных сил. Во Втором послании к Коринфянам святого апостола Павла о духовности человеческой природы сказано: «…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор 4. 16). Задача церковного права состоит не только и не столько в том, чтобы регулировать внешнюю сторону жизни людей, сколько в том, чтобы создавать мотивацию для подлинно христианского поведения. Юрисдикция Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на ее канонической территории: в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике, Кыргызской Республике, Латвийской Республике, Литовской Республике, Монголии, Республике Таджикистан, Туркменистане, Республике Узбекистан, Эстонской Республике, Японии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах. Эти государства отличаются культурными традициями формирования национальной памяти как части национальной самоидентичности. Она представляет собой одну из специфических форм культурной памяти, которая вносит существенный вклад в сплочение национальных групп. В то же время изменчивые настроения мира не являются причиной для отвержения достойного наследия прошлых веков и тем более для забвения церковного Предания[33]. Церковное право - это один из способов, с помощью которого мы придаем смысл миру культуры. В этом случае церковное право возможно рассматривать как одну из практик, составляющих культуру, и, несмотря на все усилия, его нельзя отделить от культуры. Следовательно, если рассматривать взаимосвязь церковного права и культуры, безусловно, было бы правильно сказать, что оно всегда динамично и диалектично, являясь одновременно и созидателем культуры, и ее объектом. Однако нам не следует говорить о взаимосвязи церковного права и культуры вообще, абстрактно, поскольку это будет усиливать различия между теми установками, которые мы обозначили в начале статьи, трактуя церковное право как культуру. Здесь уместно привести примеры из современной практики применения норм церковного права. Но сначала целесообразно процитировать часть текста присяги церковного судьи, которая, по нашему мнению, отражает специфику культуры и цели, а также установки применения церковно-правовых норм: «Обещаюсь также, что при рассмотрении всякого дела в церковном суде буду стремиться действовать по совести, справедливо, подражая Праведному и Милосердному Вселенскому Судии Господу нашему Иисусу Христу, с тем, чтобы решения, выносимые церковным судом с моим участием, ограждали паству Церкви Божией от ересей, расколов, нестроений и бесчиния и помогали преступившим заповеди Божий прийти к познанию Истины, к покаянию, исправлению и конечному спасению»[34].

Теперь рассмотрим решение о лишении сана четырех бывших клириков Виленской епархии, которое вступило в силу после его утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Бывшие священники извергнуты из священного сана указом митрополита Виленского и Литовского Иннокентия за совершение тяжких канонических преступлений. Указы о лишении священного сана В. Моцкуса, В. Даупараса, Г. Ананьева и В. Селявко подписаны 29 июня 2022 г. Церковный суд рассматривал совершенные ими деяния в плоскости церковно-канонического права.

Церковный суд установил факты попрания священнической присяги и клятвопреступления (25-е правило Святых Апостолов), непослушания правящему архиерею и ведения публичной деятельности без благословения своего епископа (3-е правило Святых Апостолов), сговора против своего епископа и собратьев-священнослужителей, а также разрушения церковного мира (18-е правило IV Вселенского Собора и 34-е правило V-VI Трулльского Собора), раскольнической деятельности, намерении и организации перехода в другую церковную юрисдикцию без благословения своего епископа (16-е правило I Вселенского Собора), а также участия клириков в кампании по дискредитации Церкви и ее архиереев (55-е правило Святых Апостолов), а также собратьев-священнослужителей.

В. Моцкус, В. Даупарас, Г. Ананьев и В. Селявко в сотрудничестве с представителями государственной власти предприняли активные действия по созданию в Литве параллельной церковной структуры в юрисдикции Константинопольского Патриархата. При этом ведущими раскольническую деятельность клириками полностью отвергнута установленная процедура перехода из одной Поместной Церкви в другую. Послушание правящему архиерею является нормой и в других Поместных Церквах. Используя антивоенную риторику, лишенные сана клирики развязали в средствах массовой информации и социальных сетях кампанию по дискредитации Православной Церкви в Литве[35].

Итак, решения церковного суда возможно представить в качестве акта церковной культуры и справедливости с учетом социокультурных особенностей, так как они фокусируют в себе нормативно-эмпирическое восприятие церковным судом идеи справедливости как назначения соразмерного наказания (прещения), способствуют восстановлению нарушенного порядка и уклада церковной жизни, соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви, врачеванию болезненного состояния душ грешников, заботе о вечном спасении нарушителей церковных законов.

В то же время, рассматривая церковное право как культуру, необходимо учесть противоречия, которые могут возникнуть в процессе теоретизирования. Например, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви постулируется, что «встреча Церкви и мира культуры отнюдь не всегда означает простое сотрудничество и взаимообогащение». Если культура противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозной или античеловечной, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей[36]. Но даже в этом случае возможно расценивать церковное право как культуру, поскольку культура как способ деятельности является открытой системой; она несет в себе момент изменения, коррекции. Культура существует в единстве противоречий между сохранением и уничтожением, удерживанием и преодолением, это не противоречит ее сущности и цели. Безусловно, необходимо с помощью церковно-правовых норм противостоять проявлениям антирелигиозной культуры, а если это невозможно, то применять меры правового характера, используя правовые механизмы разрешения подобных ситуаций на территории государств, где располагаются канонические подразделения Церкви.

Выводы

Обращаясь к проблеме формулирования абстрактных гипотез (теорий), подобно той, которой посвящена настоящая статья, - церковное право как культура, следует отметить, что обозначены лишь предварительные теоретические рамки для культурной интерпретации церковного права. Последняя будет убедительной только в контексте дальнейших конкретных применений. Полагаем, что представление церковного права как культуры позволяет продвинуться в исследовании такого научного направления, как церковное право и культура. Как ученым в области, которая все еще формируется, нам было бы полезно получить больше теоретических рекомендаций, оставляющих дискуссионное поле для иных взглядов на исследуемую проблематику. Рассматривая церковное право как культуру, мы приходим к конструированию ценностных значений церковного права и представлений о всех православных христианах, на которых распространяется действие церковного права, того, как церковные законоустановления отображают нашу взаимосвязь с религиозными духовными и нравственными ценностями. Таким образом, вполне допустимо концептуализировать церковное право как культуру. В каком-то смысле финал настоящей статьи остается открытым, ведь речь идет не о завершенном, а, наоборот, о зарождающемся исследовательском направлении - церковное право и культура.

Библиография

Источники

“Конституция Российской Федерации.” (Constitution of the Russian Federation). КонсультантПлюс. July 4, 2020. [Accessed June 6, 2023].

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. (Fundamentals of the social concept of the Russian Orthodox Church). М. : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. 174 с.

Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).” (Regulation on the Church Court of the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate). Официальный сайт Московского Патриархата. December 2, 2017. [Accessed June 6, 2023].

“Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.”   (On the Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values): указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 46, ст. 7977.

Литература

Алексеев А. В. “Теоретико-правовой взгляд на обязательность (юридическую силу) норм церковного права.” (Alekseev A. Theoretical and Legal View on the Binding (Legal Force) of the Norms of Church Law). Теология. Философия. Право. № 2(10). (2019): 68–78.

Бибик О. Н. “Культурологический подход к исследованию государства и права.” (Bibik O. Cultural Approach to the Study of State and Law). Вестник Омского университета. Серия «Право». № 2(19). (2009): 14–22.

Боровой Д. Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01. (Borovoy D. Canonical (Church) Law As a Regulatory System of Social and Legal Regulation). Ставрополь, 2004.178 с.

“Вступило в силу решение об извержении из сана пятерых бывших священников Виленской епархии.” (The Decision to Erupt Five Former Priests of the Vilnius Diocese from the Dignity Came into Force). Официальный сайт Московского Патриархата. July 30, 2022. [Accessed June 6, 2023].

Гаранова Е. П. “Место церковного права в развитии российской правовой системы: логико-исторический и аксиологический аспекты.” (Garanova E. The Place of Church Law in the Development of the Russian Legal System: Logical-historical and Axiological Aspects). Ипатьевский вестник. № 2(2). (2014): 36–47.

Гинс, Г. К. Право и культура. (Gins, G. Law and Culture). М. : Юрлитинформ, 2012. 320 с.

Горячева Е. М. Государство и общество в воззрениях мыслителей русского зарубежья: автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01. (Goryacheva E. The State and Society in the Views of Thinkers of Russian Abroad). Тула, 2006. 24 с.

Гриценко Г. Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): автореф. дис. … д-ра филос. наук : 09.00.13. (Gritsenko G. Law As a Sociocultural Phenomenon (Philosophical and Anthropological Concept)). Ставрополь, 2003. 44 с.

Дорская А. А. “Типы правопонимания и вызовы постсекулярного мира.” (Dorskaya A. Types of Legal Understanding and Challenges of the Postsecular World). In Типы правопонимания и вызовы меняющегося мира, 541–549. СПб.: Астерион, 2016. 

Зом, Р. Церковный строй в первые века христианства. (Zom, R. Church System in the First Centuries of Christianity). СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. 320 с.

Исидор (Тупикин), митр. Церковное каноническое право и право государственное: сопряжения, пересечения, взаимные влияния. Научно-теологическое и научно-юридическое исследование. (Isidore (Tupikin), mitr. Church Canon Law and State Law: Conjugations, Intersections, Mutual Influences. Scientific-theological and Scientific-legal Research). М., Смоленск: Свиток, 2022. 144 с.

Клакхон, К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. (Klakhon C. Mirror for Man. Introduction to Anthropology). М.: Евразия, 1998. 352 с.

Климент, митр. Калужский и Боровский. “Роль Православия в формировании системы духовно-нравственных ценностей современного общества.” (Kliment, mitr. Orthodoxy Role in Formation of a System of Spiritual and Moral Values of Modern Society). Официальный сайт Московского Патриархата. September 17, 2007. [Accessed June 6, 2023].

Краснов М. А. “Права человека в понимании Русской Православной Церкви.” (Krasnov M.  Human Rights in the Understanding of the Russian Orthodox Church). In Очерки идеологии постсоветского конституционализма, 122–137. Харьков: Право, 2013.

Культурология (Cultural Science). М. : Высшее образование, 2007. 566 с.

Лазарев Ф. В. “Абстрагирование и смыслообразование: конститутивные основания.” (Lazarev F. Abstraction and Meaning Formation: Constitutive Grounds). Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. № 1. (2017): 23-34.

Лухтерхандт О. “Права человека, свобода вероисповедания и русская православная церковь.” (Luhterhandt O. Human Rights, Religious Freedom and the Russian Orthodox Church).  Право. Журнал Высшей школы экономики. № 1. (2012): 133–163.

Максутов А. “Почему Богу не место в Конституции?” (Maksutov A. Why Does God Have No Place in the Constitution?). Закон. ру. March 3, 2020. [Accessed June 6, 2023].

Овчинников А. И. “Правовая теология в контексте современного правопонимания.” (Ovchinnikov A. Legal Theology in the Context of Modern Legal Understanding). Вестник юридического факультета Южного федерального университета. № 4. (2021): 87–92. Овчинников А. И., Нефедовский Г. В. “Взаимоотношения Церкви и государства в свете конституционной поправки с упоминанием о «вере в Бога».” (Ovchinnikov A., Nefedovsky G. The Relationship between the Church and the State in the Light of the Constitutional Amendment with the Mention of Faith in God). Административное и муниципальное право. № 5. (2020): 23–37.

“О Барсовских чтениях”. (About Barsovsky Readings). Христианское чтение. № 1. (2023): 419–425.

Оспенников Ю. В. “Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества).” (Ospennikov Yu. Relevant problems of studying church law (intermediate results of the work of the Barsov society)). Христианское чтение. № 1. (2023): 180–198.

Павлов, А. С. Курс церковного права. (Pavlov, A. Course of Сhurch Law.) Сергиев Посад : Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1902. 539 c.

Павлюк И. В. “Православное церковное право в правовой системе России: историко-правовой аспект”. (Pavlyuk I. Orthodox Church Law in the Legal System of Russia: Historical and Legal Aspect). Вестник Кемеровского государственного университета. Серия «Гуманитарные и общественные науки». № 4(20). (2021):  358–364.

Пашков Д., иерей. “Икономия как принцип церковного права.” (Pashkov D., priest. Iconomy as a Principle of Church Law). Журнал Московской Патриархии. № 8. (2011): 34–40.

Псарев А. “Действующее право Русской Православной Церкви.” (Psarev A. The Current Law of the Russian Orthodox Church). ResearchGate. March 2022. [Accessed June 6, 2023].

Садовая Л. В. “Этическое многообразие и культурная идентификация.” (Sadovaya L. Ethical Diversity and Cultural Identification). In Этика в современной философско-культурологической перспективе, 64–71. Екатеринбург: УрФУ, 2015.

Слыщенков В. А. “Сравнительное право и культура: размышления о культурном измерении правопорядка.” (Slyshchenkov V. Comparative Law and Culture: Reflections on the Cultural Dimension of Law and Order). Правоведение. № 3(314). (2014): 17–61.

Сорокин, В. В. Право и православие. (Sorokin, V. Law and Orthodoxy). Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2007. 547 с.

Степаненко Р. Ф. “Культурологический подход в праве: проблемы междисциплинарных исследований.” (Stepanenko R. Cultural Approach in Law: Problems of Interdisciplinary Research). Государство и право. № 1. (2022): 64–74.

Фетисов Т. А., протоиерей. Теоцентрическое правосознание: междисциплинарный дискурс богословия и философии права: автореф. дис. … д-ра богословия. (Fetisov T., archpriest. Theocentric Rightwing: an Interdisciplinary Discourse of Theology and Philosophy of Law). М., 2023. 36 c.

Цыпин, В., протоиерей. Курс церковного права. (Tsypin, V., archpriest. Church Law Course). Клин: Христианcкая жизнь, 2004. 700 с.

Честнов И. Л. “Культуральный тип право понимания.” (Chestnov I. Cultural Type Right of Understanding). In Типы правопонимания и вызовы меняющегося мира, 18–28. СПб.: Астерион, 2016.

Яровой А., Яровой М.  “Церковные каноны в системе современного права.” (Yarovoy A., Yarovoy M. Church Canons in the System of Modern Law). Наука. Искусство. Культура. № 2(38). (2023): 153–165.

Cochran R. F. jr. “Christian Traditions, Culture, and Law: an Update and a Few Reflections”. Pepperdine Law Review. Vol. 47. Art. 19. (2020): 563–599.

Hahn, J. Church Law in Modernity: Toward a Theory of Canon Law between Nature and Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. 282 p.



[1] Алексеев А. В. Теоретико-правовой взгляд на обязательность (юридическую силу) норм церковного права // Теология. Философия. Право. 2019. № 2(10). С. 68–78; Гаранова Е. П. Место церковного права в развитии российской правовой системы: логико-исторический и аксиологический аспекты // Ипатьевский вестник. 2014. № 2(2). С. 36–47; Дорская А. А. Церковное право как предмет научной дискуссии: основные направления изучения церковно-правовых вопросов в постсоветский период // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 134-143; Краснов М. А. Права человека в понимании Русской Православной Церкви // Очерки идеологии постсоветского конституционализма / науч. ред.: М. А. Краснов, Ю. Барабаш. Харьков: Право, 2013. С. 122–137; Лухтерхандт О. Права человека, свобода вероисповедания и Русская православная церковь // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 1. С. 133–163; Павлюк И. В. Православное церковное право в правовой системе России: историко-правовой аспект // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия «Гуманитарные и общественные науки». 2021. № 4(20). С. 358–364; Псарев А. Действующее право Русской Православной Церкви. [доступ от 06.06.2023]; Исидор (Тупикин), митр. Церковное каноническое право и право государственное: сопряжения, пересечения, взаимные влияния. Научно-теологическое и научно-юридическое исследование / под науч. ред. И. В. Понкина. М., Смоленск: Свиток, 2022. 144 с.; Оспенников Ю. В. Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества) // Христианское чтение. 2023. № 1. С. 180–198; О Барсовских чтениях // Христианское чтение. 2023. № 1. С. 419–425; Яровой А., Яровой М.  Церковные каноны в системе современного права // Наука. Искусство. Культура. 2023. № 2(38). С. 153–165.

[2] Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 46, ст. 7977.

[3] Сорокин В. В. Право и православие. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2007. С. 3.

[4] Садовая Л. В. Этическое многообразие и культурная идентификация // Этика в современной философско-культурологической перспективе. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 66.

[5] Горячева Е. М. Государство и общество в воззрениях мыслителей русского зарубежья: автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01. Тула, 2006. С. 3.

[6] Боровой Д. Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01. Ставрополь, 2004. С. 3.

[7] Cochran R. F. jr., Christian Traditions, Culture, and Law: An Update and a Few Reflections, Pepperdine Law Review., vol. 47, art. 19 (2020): 563–599; Hahn J., Church Law in Modernity: Toward a Theory of Canon Law between Nature and Culture (Cambridge : Cambridge University Press, 2019), 282.

[8] Гриценко Г. Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): автореф. дис. … д-ра филос. наук : 09.00.13. Ставрополь, 2003. C. 3.

[9] Лазарев Ф. В. Абстрагирование и смыслообразование: конститутивные основания // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2017. № 1. С. 23-34.

[10] Честнов И. Л. Культуральный тип правопонимания // Типы правопонимания и вызовы меняющегося мира. СПб. : Астерион, 2016. С. 21.

[11] Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. Клин: Христианcкая жизнь, 2004. С. 4.

[12] Сорокин В. В. Право и православие. С. 3.

[13] Бибик О. Н. Культурологический подход к исследованию государства и права // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 2(19). С. 14–22; Слыщенков В. А. Сравнительное право и культура: размышления о культурном измерении правопорядка // Правоведение. 2014. № 3(314). С. 17–61; Степаненко Р. Ф. Культурологический подход в праве: проблемы междисциплинарных исследований // Государство и право. 2022. № 1. С. 64–74; Честнов И. Л. Культуральный тип правопонимания. С. 18–28.

[14] В 2022 г. в рамках работы обществом изучения церковного права им. Т. В. Барсова Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви (Барсовское общество) совместно с проектной группой «Право и искусство» факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва), которая в 2023 г. трансформировалась в Центр исследований права и культуры Юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, положено начало разработке нового научно-исследовательского направления «Церковное право и культура» (координатор Ю. В. Ерохина). Проведены мероприятия по проблематике взаимоотношения церковного права и культуры: круглый стол «Церковное право и культура: введение в проблематику»; научные конференции «Церковное право и культура: грани взаимодействия» (2022 г., 2023 г.); круглый стол по обсуждению вопросов взаимосвязи права, культуры, религии через оптику художественного фильма «Бездна, круг седьмой» (1993 г.), реж. В. Басов.

[15] Павлов А. С. Курс церковного права. Сергиев Посад : Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1902. 539 c.

[16] Бибик О. Н. Культурологический подход к исследованию государства и права. С. 14–22.

[17] Культурология / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М. : Высшее образование, 2007. С. 176.

[18] Пашков Д., иерей. Икономия как принцип церковного права // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 8. С. 35.

[19] Бибик О. Н. Культурологический подход к исследованию государства и права. С. 17.

[20] Фетисов Т. А., протоиерей. Теоцентрическое правосознание: междисциплинарный дискурс богословия и философии права: автореф. дис. … д-ра богословия. М., 2023. С. 4.

[21] Степаненко Р. Ф. Культурологический подход в праве: проблемы междисциплинарных исследований. № 1. С. 71.

[22] Конституция Российской Федерации // КонсультантПлюс. 04.07.2020. [доступ от 06.06.2023]. Ст. 67.1.

[23] Овчинников А. И., Нефедовский Г. В. Взаимоотношения Церкви и государства в свете конституционной поправки с упоминанием о «вере в Бога» // Административное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 27.

[24] Максутов А. Почему Богу не место в Конституции? // Закон.ру. 03.03.2020. [доступ от 06.06.2023].

[25] Климент, митр. Калужский и Боровский. Роль Православия в формировании системы духовно-нравственных ценностей современного общества // Официальный сайт Московского Патриархата. 17.09.2007.  [доступ от 06.06.2023].

[26] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. 174 с.

[27] Конституция Российской Федерации. Ст. 68, п. 4.

[28] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Гл. XIV.2.

[29] Гинс Г. К. Право и культура. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 37.

[30] Клакхон К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. М.: Евразия, 1998. 352 с.

[31] Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. С.13.

[32] Зом Р. Церковный строй в первые века христианства / пер. с нем. А. Петровского, П. Флоренского. Заозерский Н. А. О сущности церковного права (против воззрений проф. Рудольфа Зома). СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. С. 9.

[33] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Гл. XIV.2.

[34] Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) // Официальный сайт Московского Патриархата. 02.12.2017. [доступ от 06.06.2023].

[35] Вступило в силу решение об извержении из сана пятерых бывших священников Виленской епархии // Официальный сайт Московского Патриархата. 30.07.2022. [доступ от 06.06.2023].

[36] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Гл. XIV.2.


Источник: Ерохина Ю. В. Церковное право как культура: вопросы культурной интерпретации церковного права // Aspiratio. Журнал церковно-гуманитарных исследований. 2023. № 1. С. 64–84.