Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Системный подход к исследованию внешней деятельности Русской Православной Церкви
Системный подход к исследованию внешней деятельности Русской Православной Церкви
Приблизительное время чтения: 15 мин.
100%

В статье кандидата политических наук, референта Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, доцента Кафедры церковно-практических дисциплин Общецерковной аспирантуры и докторантуры Кузнецова Владимира Александровича раскрывается применение системного подхода к исследованию внешней деятельности Русской Православной Церкви.


Утверждается, что выявленные с помощью системного подхода основные компоненты внешней церковной деятельности позволяют ее рассматривать как явление, обладающее системными свойствами. В статье подробно рассматриваются такие системные элементы внешней церковной деятельности, как цель, задачи, состав, структура, функции, окружающая среда. Анализируется организационно-управленческий механизм внешней церковной деятельности. Значительное внимание в статье уделяется месту и роли ОВЦС в осуществлении внешней церковной деятельности на современном этапе. Реализация внешней церковной деятельности описывается на примере конкретных действий и мероприятий, таких как встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в 2016 году, деятельность Межрелигиозной рабочей группы по оказанию гуманитарной помощи Сирии. Автор статьи полагает, что использование системного подхода создает методологическую основу для теоретического обоснования концептуальной модели внешней деятельности Русской Православной Церкви.

***

Современный этап развития Русской Православной Церкви и, в частности, ее внешней деятельности, касающейся сферы межправославных, межхристианских, межрелигиозных и международных отношений требует серьезного научно-теоретического осмысления с использованием самого широкого спектра исследовательских подходов и научных парадигм.

Одним из самых распространенных подходов к исследованию окружающей действительности (в частности, ее социально-гуманитарного измерения) является системный подход, который «отвечает определенному методологическому вызову – потребности концептуализации и формализации исследовательского процесса и доказательств верифицируемости его результатов» [7]. Кроме этого, «системный подход позволяет исследователю конкретизировать объект и предмет исследования, создать теоретическую модель в виде совокупности свойств и отношений исследуемого объекта» [1].

К базовым научным категориям, составляющим основу исследовательского процесса в рамках системного подхода, относятся: система, элемент, состав, структура, функции, функционирование, цель, среда [5].

Исходя из самого названия подхода, центральной категорией здесь выступает «система», которая имеет три необходимых признака: «1) наличие в исследуемом объекте компонентов; 2) устойчивые взаимосвязи между этими компонентами; 3) системное (интегративное) качество, возникающее в результате этих взаимосвязей» [6], а сама она представляет собой «совокупность взаимосвязанных компонентов, отношения (связи) между которыми порождают системное качество» [6].

Использование системного подхода в рамках данной статьи предполагает рассмотрение внешней деятельности Русской Православной Церкви как системы, включающей цель, элементы, состав, структуру, функции, процесс функционирования, а также окружающую среду, с которой она взаимодействует.

Фундаментальная цель внешней деятельности Русской Православной Церкви заключается в словах Господа Иисуса Христа, сказанных Им Своим ученикам после Воскресения: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15).

Особенности реализации этой цели в отношении к современным процессам раскрыл Святейший Патриарх Кирилл в своем программном слове на торжественном акте, посвященном 70-летию Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, подчеркнув, во-первых, что «общение Церкви с внешним для нее миром – это особая, но неотъемлемая часть православной миссии» [3], во-вторых, «сфера ее проповеди – это весь род человеческий, весь мир, люди разных национальностей, взглядов, политических убеждений» [3], в-третьих, «если Бог возлюбил весь мир, то и мы должны быть открыты ко всему миру, к каждому, кто готов услышать наше слово, вне зависимости от его конфессиональной принадлежности»[3].

Цель внешней деятельности Русской Православной Церкви конкретизируется в задачах, которые обозначил Святейший Патриарх Кирилл в своем Обращении в связи с 75-летием ОВЦС: отстаивание евангельских ценностей в мировом цивилизационном пространстве; усилия по преодолению разделений, возникших в семье Православных Церквей; дальнейшее успешное развитие отношений с христианскими общинами во всем мире, с чего когда-то начиналась история Отдела и что сегодня составляет важную и динамичную часть его работы; активное участие в деятельности межхристианских организаций, необходимое для донесения нашей позиции до широкой мировой общественности; координацию совместных с государственными структурами трудов, направленных на поддержку соотечественников, проживающих за рубежом; консолидацию совместных с другими религиозными сообществами усилий по защите нравственного измерения общественной жизни; участие в диалогах по линии гражданских обществ, ставшее одним из самых молодых направлений внешнего служения Русской Православной Церкви.

Состав внешней деятельности Русской Православной Церкви как системного явления включает концептуальный компонент и управленческий компонент.

Концептуальный компонент представлен общецерковным документами, решениями Архиерейских Соборов, заявлениями Священного Синода и Высшего Церковного Совета, выступлениями Патриарха Московского и всея Руси, председателя ОВЦС, определяющих цели, задачи, главные направления этой деятельности.

Управленческий компонент состоит из высших и центральных органов церковного управления и включает: Поместный Собор, Архиерейский Собор, Патриарха Московского и всея Руси, Священный Синод, Межсоборное присутствие, Высший Церковный Совет, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.

Структура внешней деятельности Русской Православной Церкви раскрывается через взаимосвязь ее составных элементов, на основе которых эта деятельность стремится к достижению своей цели и выполнению соответствующих задач.

Важнейшим концептуальным компонентом внешней деятельности Русской Православной Церкви является ее Устав, в котором, в частности, зафиксирована компетенция органов церковного управления в сфере внешней деятельности.

Согласно Уставу, Поместный Собор Русской Православной Церкви «по предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся ... взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами».

Архиерейскому Собору «принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами».

Патриарх Московский и всея Руси «сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления».

Священный Синод является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. В его обязанности, касающиеся внешней церковной деятельности, входят: поддержание единства с другими Православными Церквами; организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений; поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей, как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами; координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости.

В 2009 году Священным Синодом было учреждено Межсоборное присутствие, которое действует в периоды между проведением Поместных и Архиерейских Соборов, для подготовки решений, касающихся, в частности, наиболее важных вопросов внешней деятельности Русской Православной Церкви. Согласно Положению о Межсоборном присутствии, оно «призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности, относящихся к сфере .... взаимоотношений Церкви и иных конфессий и религий».

В 2011 году в связи с реформой церковного управления был создан Высший Церковный Совет, который является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде. Высший Церковный Совет рассматривает в том числе и вопросы взаимоотношений Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехристианскими религиями.

Центральные органы церковного управления представлены синодальными учреждениями, «которые являются органами исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода». Синодальные учреждения «создаются или упраздняются по решению Священного Синода и подотчетны им», их положения (уставы) и поправки к ним «утверждаются Патриархом Московским и всея Руси с одобрения Священного Синода», они возглавляются лицами, назначаемыми Священным Синодом. Синодальным учреждением, в частности, является Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.

Другим важнейшим структурным компонентом внешней церковной деятельности являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»[4]. Документ, принятый на Архиерейском Соборе 2000 года, включает в себя такие разделы, как раздел VIII «Война и мир» и раздел XVI «Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма». С одной стороны, «Основы ...» содержат фундаментальные теологические установки, осмысляющие окружающую действительность в ее мировом, международном измерении, с другой стороны, закрепляют ряд принципов реализации внешней церковной деятельности (отношение к современной системе международных отношений, к вооруженным конфликтам, к участию в миротворческом служении и т.д.).

Структурное единство и целостность внешней деятельности Русской Православной Церкви обеспечивается тесной взаимосвязью между концептуальным и управленческим компонентами, которые, в свою очередь, позволяют ее рассматривать как динамичную, открытую и имеющую способность к изменению систему

В настоящее время важнейшая роль в реализации внешней деятельности Русской Православной Церкви принадлежит Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата. Взаимодействие данного Отдела с высшими органами церковного управления четко выразил председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион в своем докладе на торжественном акте 19 мая 2016 года, подчеркнув: «Священноначалие Церкви в лице Святейшего Патриарха и Священного Синода является «заказчиком», мы же – исполнители. По-другому и быть не может, поскольку ОВЦС – служебный орган, полностью подконтрольный Священноначалию»[2].

Функции внешней деятельности Русской Православной Церкви на современном этапе заключаются в следующем: во-первых, сохранение православного единства через взаимодействие с другими Поместными Православными Церквами, преодоление разногласий, существующих в межправославных отношениях, а также помощь православным братьям в решении их проблем; во-вторых, взаимодействие с иными христианскими конфессиями в России и за рубежом по вопросам, представляющим взаимный интерес; в-третьих, взаимодействие с представителями нехристианских конфессий, как в России, так и в зарубежных странах; в-четвертых, взаимодействие с российскими и зарубежными государственными органами власти, реализующими внешнеполитические функции, а также международными, межправительственными и другими общественными организациями в рамках реализации внешней деятельности Русской Православной Церкви, которое дает возможность представлять церковную позицию на происходящие в мире события, касающихся «общественной и семейной морали, христианских ценностей и символов, места и роли религии в обществе, вопросов войны и мира, а также политических и экономических проблем»[2].

Процесс функционирования представляет собой выражение реализации внешней деятельности Русской Православной Церковью в виде конкретных действий и мероприятий.

Ярким примером конкретного мероприятия стала встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском, состоявшаяся 12 февраля 2016 года, а также подписание ими Совместной декларации по итогам встречи. Основной причиной встречи двух лидеров крупнейших христианских конфессий мира стала тяжелейшая ситуация, в которой оказались христиане в ряде регионов мира, в первую очередь на Ближнем Востоке и в Северной Африке. 

Совместное заявление христианских лидеров содержало призыв к мировому сообществу сделать всё для прекращения насилия в ближневосточном регионе, скоординировано действовать все силы, противостоящие экстремизму и терроризму. В документе также отмечалась необходимость широкомасштабной гуманитарной помощи «страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах».

Другим примером стала деятельность Межрелигиозная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. В ее состав вошли представители христианских, мусульманских и иудейских общин России, государственные и общественные деятели. Цель создания группы состояла в координации дальнейших действий по гуманитарной поддержке мирного сирийского населения, прежде всего, доставка продуктов питания, медикаментов, средств первой необходимости, школьных принадлежностей и т. д. в Сирию.

Внешняя деятельность Русской Православной Церкви как системное явление обусловлена таким элементом, как окружающая среда. Изменения в компонентах окружающей среды могут оказывать существенное влияние на характер и направления внешней церковной деятельности. В рамках системного подхода к исследованию заявленной темы окружающая среда представлена: другими Поместными Православными Церквами и их представительствами на канонической территории Русской Православной Церкви; традиционными религиозными конфессиями России, религиозными конфессиями зарубежных стран; органами государственной власти России, определяющими и реализующими внешнюю политику, международными организациями самых разных направлений деятельности, иностранными государствами в лице своих высших должностных лиц и ведомств, осуществляющих внешнеполитическую деятельность, дипломатическими представительствами иностранных государств на территории России.

Применение системного подхода к исследованию внешней деятельности Русской Православной Церкви позволяет выявить основные элементы этой деятельности, их взаимосвязь и значение, а также создает теоретическую основу для построения концептуальной модели внешней деятельности Русской Православной Церкви.

Список литературы

1. Беркут В.П., Дубинина Е.А. Системный подход и системный анализ как методологические средства научного исследования // Гуманитарный вестник ВА РВСН. 2020. № 3 (20). С. 28-41.

2. Иларион, митр. Волоколамский. Доклад на торжественном акте 19 мая 2016 года // Церковь и время. 2016. № 2 (75). С. 36-52.

3. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово на торжественном акте 19 мая 2016 года // Церковь и время. 2016. № 2 (75). С. 21- 35.

4. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 75-летием Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5813303.html (дата обращения 1.06.2022).

5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2018. 176 с.

6. Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/intersobor/ustav (дата обращения 7.06.2021).

7. Протасов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 495 с.

8. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. URL.: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html (дата обращения 9.06.2021).

9. Современная политическая наука: методология. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2019. 773 с.

10. Устав Русской Православной Церкви. Глава II. Поместный Собор. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133117.html (дата обращения 3.06.2021).

11. Устав Русской Православной Церкви. Глава III. Архиерейский Собор. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133124.html (дата обращения 3.06.2021).

12. Устав Русской Православной Церкви. Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133121.html (дата обращения 3.06.2021).

13. Устав Русской Православной Церкви. Глава V. Священный Синод. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133126.html (дата обращения 7.06.2021).

14. Устав Русской Православной Церкви. Глава VI. Высший Церковный Совет. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777567.html (дата обращения 7.06.2021).

15. Устав Русской Православной Церкви. Глава VII. Межсоборное присутствие. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777592.html (дата обращения 7.06.2021).

16. Устав Русской Православной Церкви. Глава VIII. Московская Патриархия и синодальные учреждения. URL.: http://www.patriarchia.ru/db/text/133128.html (дата обращения 7.06.2021).

17. Цыганков П.А. Политическая динамика современного мира: теория и практика. М.: Изд-во Московского университета, 2017. 576 с.

Источник: Кузнецов В.А. Системный подход к исследованию внешней деятельности Русской православной церкви // Гражданское общество в России и за рубежом. –2022. – №3. – С. 13-16.