Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Православие в Казахстане в 1943-1958 гг.: период попыток возрождения церковной жизни
Анонсы
Православие в Казахстане в 1943-1958 гг.: период попыток возрождения церковной жизни
14/10/2025
Приблизительное время чтения: 18 мин.
100%

В статье выпускника аспирантуры ОЦАД, кандидата богословия, ректора Алматинской православной духовной семинарии протоиерея Евгения Иванова на материалах Государственного архива Россий­ской Федерации, Центрального государственного архива Республики Казахстан, Архива Митрополичьего округа в Республике Казахстан анализируются попытки возрож­дения церковной жизни в Казахстане, предпринимавшиеся в 1943-1958 гг.; показаны положение Русской Православной Церкви в Казахской ССР к 1945 г., возобновление деятельно­сти Алма-Атинской и Семипалатинской епархий и ликви­дация Семипалатинской епархии; рассмотрены появление и упразднение просуществовавшей только три года Петро­павловской епархии, попытки ликвидации Алма-Атинской епархии — с этой инициативой выступал и один из церков­ных иерархов. В рамках хронологических рамок исследования показаны рост числа храмов и духовенства, религиозность в городах и сельской местности Казахстана; приводится динамика изменения количества церквей и молитвенных домов в Казахской ССР в 1947-1958 гг.; отмечается, что попытки возрождения и развития церковной жизни в Ка­захстане предпринимались вплоть до 1960 г.


Введение

Перемены политики СССР в религиозной сфере, на­чавшиеся отражение в Казахстане ближе к концу Великой Отечественной войны. В 1945 г. возроди­лась Алма-Атинская епархия, в 1947 г. — Семипалатинская. При этом архиепископ Алма-Атинский Николай (Моги­левский) открыто высказывал мнение, что не видит в ней необходимости. За период 1943-1958 гг. Семипалатинская епархия успела прекратить существование. В 1957 г. была создана Петропавловская епархия, которая действовала только до 1960 г.

После 1943 г. в Казахской ССР стали открываться храмы. Поскольку многие храмы дореволюционной по­стройки государство не могло или не хотело освободить, распространение получили молитвенные дома — поме­щения, приспособленные под храм. В первые послевоен­ные годы отмечался рост религиозности народа. К 1951 г. в Казахстане наблюдалось значительное сокращение религиозности сельского населения, что приводило к возникновению финансовых трудностей у приходов, од­нако в городах ситуация была иной. Материалы Государ­ственного архива Российской Федерации и Центрального государственного архива Республики Казахстан дают ос­нования охарактеризовать период 1943-1960 гг. в целом как период попыток возрождения церковной жизни в Казахской ССР.

Положение Русской Православной Церкви в Казахстане к 1945 г.

К 1943 г. в Казахской ССР были закрыты все храмы [11, л. 50]. Антирелигиозные действия советской власти лишили возможности духовенство, которое было в регио­не, открыто совершать служение, многие священнослужи­тели были репрессированы [20, с. 45]. В 1944 г. территория

Казахстана временно входила в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии, которой управлял епископ Кирилл (Поспелов) [32].

Из более чем 150 дореволюционных приходов не осталось ни одного, регулярно проводящего богослуже­ния. Из 49 все еще сохранившихся зданий бывших церк­вей 46 использовалось для нужд Советского государства, а 3 здания были аварийном состоянии и нуждались в ремонте [11].

К началу 1944 г., согласно документам, на террито­рии Казахстана действовало всего 2 церкви [19]. Одна из них — кладбищенская церковь в честь Всех святых — рас­полагалась в городе Петропавловске, другая — Спасо-Пре- ображенская кладбищенская церковь — в городе Уральске. В богослужениях в этих храмах также были перерывы.

Клир кладбищенской церкви в честь Всех святых, состоявший из священника Иоанна Никифоровича Вини- ченко и псаломщицы монахини Феодоры (Мурчич), был арестован в 1940 г. Поставленный на место настоятеля протоиерей Дмитрий Млодзяновский «был агентом НКВД, кроме того, связанный с обновленчеством. В 1941 г. с на­чалом войны он был отправлен для агентурной работы на оккупированную территорию. Богослужения в храме были прекращены»[19]. Однако можно говорить о продолжении существования общины, так как в отчетных документах о взносах отображается, что храм платил отчисления в фонд обороны, и если в 1941 г. сумма отчислений была равна 1,3 т. р., в 1942 г. — 18,8 т. р., то в 1943 г. — 173 т. р. [19].

Спасо-Преображенская кладбищенская церковь в Уральске была закрыта накануне Великой Отечественной войны, в 1940 г.; клиру было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, что повлекло за собой осуждение на различные сроки. Открыта церковь была в ноябре 1943 г. при условии «выполнения всех ремонтных работ по зданию церкви» [25, с. 43]. Ключи были переданы новому настоятелю — священнику Никифору Сальникову [25, с. 43-44]. Проявленная им в годы Великой Отече­ственной войны патриотическая позиция способствова­ла лояльному отношению властей к приходу в Уральске. На страницах «Приуральской правды» была опубликована переписка этого священника с И. В. Сталиным. Священник Никифор Сальников сообщал, что «верующие общины Преображенской церкви города Уральска внесли на стро­ительство танковой колонны имени Дмитрия Донского 40 000 рублей и сам он внес из своих личных сбережений 65 тысяч рублей» [25, с. 44]. А председатель государственно­го комитета обороны поблагодарил общину Преображен­ской церкви города Уральска и лично настоятеля «за заботу о бронетанковых силах Красной Армии» [Там же].

Возобновление деятельности Алма-Атинской и Семипалатинской епархий

В 1945 г. была возобновлена деятельность Алма- Атинской епархии. Постановлением Священного Сино­да при патриархе Московском от 13 июля 1945 г. было определено «епископом Алма-Атинским и Казахстанским назначить Преосвященного архиепископа Николая (Мо­гилевского), до сих пор пребывающего на покое и про­живающего в г. Челкар, и предложить Преосвященному Алма-Атинскому архиепископу Николаю поручить точно установить границы своей епархии путем переписи с епи­скопами Ташкентским, Новосибирским и Свердловским, с донесением о сем Священному Синоду»[12, л. 7].

В 1947 г. была возобновлена деятельность Семипа­латинской епархии, несмотря на позицию митрополита Николая (Могилевского), который писал: «Принимая во внимание тенденцию Семипалатинска на выделение в самостоятельную епархию, считаю нужным заявить, что открытие не только другой епархии в Казахстане, но и даже викариатства, является не целесообразным и ничем пока не вызывается» [13, л. 24]. Однако епархия была от-

крыта, а епархиальным архиереем назначен архиепископ Палладий (Шерстенников) (1896-1976) [29]. Он управлял епархией до ноября 1948 г. После него был назначен архи­епископ Варсонофий (Гриневич), переведенный в 1950 г. на управление Чкаловской и Бузулукской епархией [9, л. 31]. В 1950 г. на руководство епархией был поставлен митрополит Варфоломей (Городцов) (1866-1956) [9, л. 66] до 1951 г. Он постоянно занимался богословской работой и просвещением мирян [16], после него осталось большое пастырское наследие [22]. После его перевода епархией временно управлял митрополит Николай (Могилевский) [23]. В 1955 г. Семипалатинскую епархию включили в состав Алма-Атинской епархии. Это было связано с хру­щевской антирелигиозной кампанией, в рамках которой происходило укрупнение епархий [20, с. 46].

Митрополит Николай (Могилевский) прославлен­ный как священноисповедник на Юбилейном Архие­рейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г., является знаковой фигурой для Православия в Казах­стане [26]. Оказавшийся в Казахстане во время Великой Отечественной войны в качестве ссыльного, он стал здесь первым епархиальным архиереем возобновившей дея­тельность Алма-Атинской епархии.

Когда архиепископ Николай (Могилевский) прибыл в Алма-Ату 26 октября 1945 г., единственной действующей церковью в городе была Казанская. Архиерей активно выступал за возвращение Вознесенского кафедрального собора, но власти отказали. В результате митрополит Ни­колай добился передачи Никольского храма, который стал кафедральным собором. Перед возобновлением в нем богослужений были проведены значительные ремонтные работы. Первая служба состоялась в апреле 1946 г. Архи­епископ, а затем митрополит Николай активно открывал новые приходы, и к середине 1950-х гг. в Казахстане дей­ствовало 55 православных общин. Архиерей был почитаем как духовный наставник и молитвенник [17].

Проявляя внешнюю лояльность в вопросах церков­но-государственных отношений, архиепископ Николай (Могилевский) в то же время пытался поддерживать и неофициальные формы православной религиозности, направляя священников для проведения тайных бого­служений в незарегистрированных храмах Северо-Ка­захстанской области [18, с. 34].

Рост числа храмов и духовенства. Религиозность в городах и сельской местности

Перемены государственной религиозной политики после Великой Отечественной войны остро обозначили необходимость решения вопроса с кадрами священ- но-служителей для открывавшихся епархий и храмов. В Казахстане большое значение для его решения имела возможность привлечения репрессированных священни­ков, проживавших за штатом на территории Средней Азии и в Казахстане [10, л. 4]. Это позволило быстро решить кадровую проблему с нехваткой духовенства в регионе. Естественно, что власти к такому пути решения кадрового вопроса относились в целом настороженно. Уполномо­ченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Казахской ССР С. Р. Вохменин 18 декабря 1948 г. писал, что в Казахской ССР числятся 13 зарегистрированных диаконов, из которых 5 — бывшие репрессированные [5, л. 1]. Исследователь этого периода в Казахской ССР священник Михаил Березин обращал внимание на то, что «к 1953 г. в Казахской ССР большая часть православного духовенства (53 из 91 священнос­лужителя, то есть — 58%) имела в прошлом судимость по политическим статьям Уголовного кодекса» [20, с. 46].

С 1950-х гг. Алма-Атинская епархия начала по­полняться новыми православными верующими, что было связано с переселением народов СССР с Кавказа и Украины, а также с освоением целины в 50-60-х гг. про­шлого века [27]. Увеличение численности населения в регионе констатировалось и уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете мини­стров Казахской ССР С. Р. Вохмениным. В своем письме в Москву он упоминает численность населения города Лениногорска в 1951 г.: «В отношении гор. Лениногорска надо указать, что население там в 1945 г. насчитывалось 60 600 человек, а в данное время, очевидно, около 100 000 человек, к тому же большинство составляют русские и украинцы поэтому открытие молитвенного дома там вызывалось необходимостью»^, л. 12].

Если рассматривать сравнение численности верую­щих в городах и селах Казахстана, то в информационном отчете от 1 апреля 1951 г. С. Р. Вохменин указывает на сни­жение численности верующих в сельской местности «из- за удаления кулацкого и монашеского элемента»[6, л. 45]. В городе, напротив, складывается обратная ситуация: «Другое дело в городах, и особенно в городах Казахстана, где за последние годы осело много кулацкого элемента, высланного в свое время из сельской местности. Кроме того, здесь имеется старая интеллигенция, часть которой до настоящего времени не порвала своих отношений с церковью, и свое влияние стремится распространить на другие слои населения» [6, л. 45].

Верующие в Казахстане в 1944-1958 гг. настойчи­во просили власти об открытии новых церквей. Если в 1944 г. в Казахской ССР действовало всего два храма, то к 1956 г. в республике насчитывалось 55 зарегистриро­ванных общин и 98 священнослужителей. Большую роль в открытии новых храмов сыграл священноисповедник митрополит Николай (Могилевский), который регулярно об этом ходатайствовал. Увеличение ходатайств об от­крытии новых приходов было обусловлено возрастающей религиозностью населения: посещаемость храмов увели­чивалась в среднем на 30%. Особую активность в период 1944-1958 гг. проявлял прп. Севастиан Карагандинский.

Усилиями его общины был зарегистрирован молитвенный дом в селе Большая Михайловка возле Караганды, общи­на которого насчитывала около 600 человек. Поскольку многие храмы дореволюционной постройки государство не могло или не хотело освободить, распространение получили молитвенные дома — помещения разного на­значения, в том числе жилые, приспособленные под храм.

Динамику изменения количества церквей и молит­венных домов в Казахстане мы можем видеть в приведен­ной ниже таблице. Из нее видно, что больше половины храмовых зданий были открыты в первые послевоенные годы и около 40 % в 1947-1948 гг.


Появление и упразднение Петропавловской епархии. Попытки ликвидации Алма-Атинской епархии

Появление на короткий период самостоятельной Петропавловской епархии в чем-то было подготовлено деятельностью благочинного Петропавловского округа протоиерея Игнатия Кондратюка. Уполномоченный Со­вета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Казахской ССР С. Р. Вохменин писал о нем в 1946 г., что протоиерея Кондратюка не удовлетворили от­веты на вопросы, изложенные в его письме. Указание на необходимость ограничивать свою деятельность рамками благочиннического округа [по его мнению] подчеркивает уровень бюрократии и отсутствие гибкости в разрешении вопросов [4, л. 79]. Протоиерей Игнатий Кондратюк ста­рался соответствовать ожиданиям властей, подчеркивая свою преданность Церкви и готовность к сотрудничеству. Он стремился к созданию самостоятельной епархии для северных областей и вскоре был переведен из региона [20, с. 51].

В 1956 г. был зарегистрирован как епископ Петро­павловский — викарный архиерей Алма-Атинской епар­хии епископ Иосиф (Чернов) [7, л. 7].

С официальной инициативой создания Петро­павловской епархии выступил архиепископ Иоанн (Лавриненко), направивший об этом письма патриарху Московскому и всея Руси Алексию I после завершения своего служения в качестве управляющего Алма-Атинской епархией [7, л. 43].

Краткое служение архиепископа Иоанна (Лаври­ненко), управлявшего Алма-Атинской епархией с 1956 по 1957 г.[21, с. 22] было сопряжено с рядом конфликтных ситуаций [15]. 12 марта 1957 г. он писал своему викарию епископу Петропавловскому Иосифу (Чернову): «Вы не смогли защитить авторитет епархиального архиерея, ни перед о.о. Исаакием и Анатолием, ни перед верующей паствой собора. Она не достойна видеть и слышать ар­хиерейскую службу, о чем я и Святейшему докладываю, сообщая и о Вашем выезде. Прошу не гневаться на меня за правдивое слово. Зла я Вам не желаю и знаю, что Вам скоро будет совсем хорошо, в Вашем же Петропавловске» [15, л. 23]. 14 марта 1957 г. епископ Иосиф стал правящим архиереем образованной Священным Синодом Петропав­ловской и Кустанайской епархии.

Архиепископ Ермоген (Голубев), временно управляв­ший Алма-Атинской епархией дважды, в 1955-1956 гг. и в 1958 г., по мнению некоторых исследователей, стал одной из ключевых фигур в укреплении Православия в Казахстане [30]. Его временное управление характеризовалось усили­ями по сохранению традиций и обеспечению духовного осознания среди верующих [31]. Будучи временно управля­ющим епархией, он издавал указы управляющего епархи­ей, образовал епархиальный совет [14, л. 14]. В то же время, исходя из сохранившейся переписки уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Сове­те министров Казахской ССР с Советом по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР именно архиепископ Ермоген выступал одним из инициаторов упразднения самостоятельной Алма-Атинской епархии и создания вместо нее викариатства Ташкентской епархии, обращаясь по этому поводу к уполномоченному [8, л. 32].

По словам исследователя А. Г. Косиченко, «В 1955 г. имелось намерение ликвидировать Казахстанскую епар­хию; клир, верующие и даже уполномоченный по делам РПЦ по Казахской ССР отстояли епархию» [24, с. 72]. По­пытки прекращения деятельности Алма-Атинской епар­хии предпринимались и позднее, в рамках масштабных антицерковных гонений 1958-1964 гг., развернутых по инициативе Н. С. Хрущева, однако в отличие от Семипала­тинской епархии и просуществовавшей всего несколько лет Петропавловской епархии Алма-Атинская епархия сумела пережить все испытания советского периода своей истории.

Архиепископ Алексий (Сергеев), управлявший Алма-Атинской епархией в 1957-1958 гг., был уволен на покой по болезни [28, с. 31-32]. Он крайне отрицательно относился к появлению второй епархии в Казахской ССР, 7 августа 1957 г. писал патриарху Алексию I о том, что Петропавловскую епархию необходимо присоединить обратно к Казахстанской [15, л. 81, 83]. Ликвидация Пе­тропавловской епархии произошла в 1960 г.

Заключение

Попытки возрождения и развития церковной жизни в Казахстане предпринимались вплоть до 1960 г. Управляющий Алма-Атинской епархией в 1958-1960 гг. архиепископ Иннокентий (Леоферов) достаточно успешно решал кадровые проблемы, которые стояли перед епар­хией, пытался организовать епархиальную и приходскую жизнь [1; 2; 3]. В рамках набиравших силу «хрущевских» гонений на Церковь такая инициативность архиерея не могла быть государством поддерживаема. В 1960 г. ему пришлось уйти за штат. Уже при новом управляющем Алма-Атинской епархии (объединенной в 1960 г. с Петро­павловской) архиепископе, затем митрополите Иосифе (Чернове) произошло сокращение числа приходов и ду­ховенства в Казахстане.

Литература

1. Архив Митрополичьего Округа Русской Православной Церк­ви в Республике Казахстан (АМО РПЦ РК). Отчет о состоянии Алма-Атинской епархии за 1958 г.

2. АМО РПЦ РК. Отчет о состоянии Алма-Атинской епархии за 1959 г.

3. АМО РПЦ РК. Отчет о состоянии Алма-Атинской епархии за 1960 г.

4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 258.ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 560.

5. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 829.

6. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1522.

7. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1621.

8. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп.2. Д. 76.

9. ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 72415.

10. Центральный Государственный архив Республики Казах­стан (ЦГА РК). Ф. 1709. Оп. 1. Д. 3.

11. ЦГА РК. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 5.

12. ЦГА РК. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 13.

13. ЦГА РК. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 82.

14. ЦГА РК. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 88.

15. Андреев Н. В. Сибирский Святитель: к 50-летию кончи­ны митрополита Варфоломея // URL: https://www.orthedu.ru/ nskeparh/mitr_varfolom/sib-cv/svyatitel.htm (Дата обращения:

09.11.2024)    .

16. Афанасий (Кудюк), иером. Митр. Алма-Атинский и Казах­станский Николай: (Некр.) // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 12. С. 11-13.

17. Березин М., свящ. К вопросу об открытии церквей на терри­тории Северо-Казахстанской области в период с 1943 по 1950 г. // Новосибирский временник. 2021. №1. С. 32-37.

18. БерезинМ. А., свящ. Приходское духовенство Северного Ка­захстана в контексте нового курса конфессиональной политики советского государства (1940-1950 гг.). URL: https://doctorantura. ru/publications/prikhodskoe-dukhovenstvo-severnogo- kazakhstana-v-kontekste-novogo-kursa-konfessюnalnoj-poHtiki- sovetskogo-gosudarstva-1940-1950-gg/ (Дата обращения:

12.11.2024)    .

19. Березин М., свящ. Церковно-государственные отношения в Северном Казахстане (1943-1953 гг.) в аспекте деятельности Совета по делам Русской Православной Церкви // Вестник Исто­рического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 2 (10). С. 43-52.

20. Диаковский А., прот. Высокопреосв. архиеп. Иоанн (Лав­риненко): Некролог // Журнал Московской Патриархии. 1986. № 2. С. 22.

21. Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барна­ульского Варфоломея: Дневник, ст., послания. Новосибирск, 1996. 326 с.

22. Исаакий (Виноградов), архим. Светлой памяти митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (к годовщине со дня кончины) // Журнал Московской Патриархии. 1956. № 10. С.11-13.

23. Косиченко А. Г. Исторический очерк деятельности РПЦ в Казахстане в годы советской власти (по материалам Цен­трального Государственного архива Республики Казахстан) // Православие и общество: грани взаимодействия: Сборник статей III Международной научно-практической конференции в рамках IX Забайкальских Рождественских образовательных чтений, регионального этапа XXVIII Международных Рожде­ственских образовательных чтений. 2019. С. 71-74.

24. Кутищев В. Спасо-Преображенская церковь в г. Уральске. Уральск, 2016. 52 с.

25. Макарий (Веретенников), архим. Патерик новоканонизиро­ванных святых: Священноисп. Николай (Могилевский), митр. Алма-Атинский // Альфа и Омега. 2004. № 2(40). С. 219-247.

26. Малиновская Е. А. Православие в Центральной Азии: ис­токи и современность // Полис. Политические исследования. 2008. № 2. С. 38.

27. П. У. Архиепископ Алексий (Сергеев), бывший Алма-Атин­ский: Некролог // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 6. С.31-32.

28. Сапсай Н., прот. Митрополит Орловский и Брянский Пал­ладий // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 7. С.23-24.

29. Сухоруков А. Н. Ермоген // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. XVIII. С. 648-653.

30. Шабалин О. А. Проповедническая деятельность архиепи­скопа Ермогена (Голубева) // Церковный историк. 2023. № 1 (11). С. 204-216.

31. Ходаковская О. И. Астанайская и Алматинская епархия // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ

Источник: Иванов Е.Г. Православие в Казахстане в 1943-1958 гг.: период попыток возрождения церковной жизни // Церковь и время. № 4(108) 2024. С. 157-169.

Подпишитесь на наш канал в Telegram,
чтобы быть в курсе актуальных новостей вуза!