В статье выпускника аспирантуры ОЦАД, кандидата богословия, ректора Алматинской православной духовной семинарии протоиерея Евгения Иванова на материалах Государственного архива Российской Федерации, Центрального государственного архива Республики Казахстан, Архива Митрополичьего округа в Республике Казахстан анализируются попытки возрождения церковной жизни в Казахстане, предпринимавшиеся в 1943-1958 гг.; показаны положение Русской Православной Церкви в Казахской ССР к 1945 г., возобновление деятельности Алма-Атинской и Семипалатинской епархий и ликвидация Семипалатинской епархии; рассмотрены появление и упразднение просуществовавшей только три года Петропавловской епархии, попытки ликвидации Алма-Атинской епархии — с этой инициативой выступал и один из церковных иерархов. В рамках хронологических рамок исследования показаны рост числа храмов и духовенства, религиозность в городах и сельской местности Казахстана; приводится динамика изменения количества церквей и молитвенных домов в Казахской ССР в 1947-1958 гг.; отмечается, что попытки возрождения и развития церковной жизни в Казахстане предпринимались вплоть до 1960 г.

Введение
Перемены политики СССР в религиозной сфере, начавшиеся отражение в Казахстане ближе к концу Великой Отечественной войны. В 1945 г. возродилась Алма-Атинская епархия, в 1947 г. — Семипалатинская. При этом архиепископ Алма-Атинский Николай (Могилевский) открыто высказывал мнение, что не видит в ней необходимости. За период 1943-1958 гг. Семипалатинская епархия успела прекратить существование. В 1957 г. была создана Петропавловская епархия, которая действовала только до 1960 г.
После 1943 г. в Казахской ССР стали открываться храмы. Поскольку многие храмы дореволюционной постройки государство не могло или не хотело освободить, распространение получили молитвенные дома — помещения, приспособленные под храм. В первые послевоенные годы отмечался рост религиозности народа. К 1951 г. в Казахстане наблюдалось значительное сокращение религиозности сельского населения, что приводило к возникновению финансовых трудностей у приходов, однако в городах ситуация была иной. Материалы Государственного архива Российской Федерации и Центрального государственного архива Республики Казахстан дают основания охарактеризовать период 1943-1960 гг. в целом как период попыток возрождения церковной жизни в Казахской ССР.
Положение Русской Православной Церкви в Казахстане к 1945 г.
К 1943 г. в Казахской ССР были закрыты все храмы [11, л. 50]. Антирелигиозные действия советской власти лишили возможности духовенство, которое было в регионе, открыто совершать служение, многие священнослужители были репрессированы [20, с. 45]. В 1944 г. территория
Казахстана временно входила в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии, которой управлял епископ Кирилл (Поспелов) [32].
Из более чем 150 дореволюционных приходов не осталось ни одного, регулярно проводящего богослужения. Из 49 все еще сохранившихся зданий бывших церквей 46 использовалось для нужд Советского государства, а 3 здания были аварийном состоянии и нуждались в ремонте [11].
К началу 1944 г., согласно документам, на территории Казахстана действовало всего 2 церкви [19]. Одна из них — кладбищенская церковь в честь Всех святых — располагалась в городе Петропавловске, другая — Спасо-Пре- ображенская кладбищенская церковь — в городе Уральске. В богослужениях в этих храмах также были перерывы.
Клир кладбищенской церкви в честь Всех святых, состоявший из священника Иоанна Никифоровича Вини- ченко и псаломщицы монахини Феодоры (Мурчич), был арестован в 1940 г. Поставленный на место настоятеля протоиерей Дмитрий Млодзяновский «был агентом НКВД, кроме того, связанный с обновленчеством. В 1941 г. с началом войны он был отправлен для агентурной работы на оккупированную территорию. Богослужения в храме были прекращены»[19]. Однако можно говорить о продолжении существования общины, так как в отчетных документах о взносах отображается, что храм платил отчисления в фонд обороны, и если в 1941 г. сумма отчислений была равна 1,3 т. р., в 1942 г. — 18,8 т. р., то в 1943 г. — 173 т. р. [19].
Спасо-Преображенская кладбищенская церковь в Уральске была закрыта накануне Великой Отечественной войны, в 1940 г.; клиру было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, что повлекло за собой осуждение на различные сроки. Открыта церковь была в ноябре 1943 г. при условии «выполнения всех ремонтных работ по зданию церкви» [25, с. 43]. Ключи были переданы новому настоятелю — священнику Никифору Сальникову [25, с. 43-44]. Проявленная им в годы Великой Отечественной войны патриотическая позиция способствовала лояльному отношению властей к приходу в Уральске. На страницах «Приуральской правды» была опубликована переписка этого священника с И. В. Сталиным. Священник Никифор Сальников сообщал, что «верующие общины Преображенской церкви города Уральска внесли на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского 40 000 рублей и сам он внес из своих личных сбережений 65 тысяч рублей» [25, с. 44]. А председатель государственного комитета обороны поблагодарил общину Преображенской церкви города Уральска и лично настоятеля «за заботу о бронетанковых силах Красной Армии» [Там же].
Возобновление деятельности Алма-Атинской и Семипалатинской епархий
В 1945 г. была возобновлена деятельность Алма- Атинской епархии. Постановлением Священного Синода при патриархе Московском от 13 июля 1945 г. было определено «епископом Алма-Атинским и Казахстанским назначить Преосвященного архиепископа Николая (Могилевского), до сих пор пребывающего на покое и проживающего в г. Челкар, и предложить Преосвященному Алма-Атинскому архиепископу Николаю поручить точно установить границы своей епархии путем переписи с епископами Ташкентским, Новосибирским и Свердловским, с донесением о сем Священному Синоду»[12, л. 7].
В 1947 г. была возобновлена деятельность Семипалатинской епархии, несмотря на позицию митрополита Николая (Могилевского), который писал: «Принимая во внимание тенденцию Семипалатинска на выделение в самостоятельную епархию, считаю нужным заявить, что открытие не только другой епархии в Казахстане, но и даже викариатства, является не целесообразным и ничем пока не вызывается» [13, л. 24]. Однако епархия была от-
крыта, а епархиальным архиереем назначен архиепископ Палладий (Шерстенников) (1896-1976) [29]. Он управлял епархией до ноября 1948 г. После него был назначен архиепископ Варсонофий (Гриневич), переведенный в 1950 г. на управление Чкаловской и Бузулукской епархией [9, л. 31]. В 1950 г. на руководство епархией был поставлен митрополит Варфоломей (Городцов) (1866-1956) [9, л. 66] до 1951 г. Он постоянно занимался богословской работой и просвещением мирян [16], после него осталось большое пастырское наследие [22]. После его перевода епархией временно управлял митрополит Николай (Могилевский) [23]. В 1955 г. Семипалатинскую епархию включили в состав Алма-Атинской епархии. Это было связано с хрущевской антирелигиозной кампанией, в рамках которой происходило укрупнение епархий [20, с. 46].
Митрополит Николай (Могилевский) прославленный как священноисповедник на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г., является знаковой фигурой для Православия в Казахстане [26]. Оказавшийся в Казахстане во время Великой Отечественной войны в качестве ссыльного, он стал здесь первым епархиальным архиереем возобновившей деятельность Алма-Атинской епархии.
Когда архиепископ Николай (Могилевский) прибыл в Алма-Ату 26 октября 1945 г., единственной действующей церковью в городе была Казанская. Архиерей активно выступал за возвращение Вознесенского кафедрального собора, но власти отказали. В результате митрополит Николай добился передачи Никольского храма, который стал кафедральным собором. Перед возобновлением в нем богослужений были проведены значительные ремонтные работы. Первая служба состоялась в апреле 1946 г. Архиепископ, а затем митрополит Николай активно открывал новые приходы, и к середине 1950-х гг. в Казахстане действовало 55 православных общин. Архиерей был почитаем как духовный наставник и молитвенник [17].
Проявляя внешнюю лояльность в вопросах церковно-государственных отношений, архиепископ Николай (Могилевский) в то же время пытался поддерживать и неофициальные формы православной религиозности, направляя священников для проведения тайных богослужений в незарегистрированных храмах Северо-Казахстанской области [18, с. 34].
Рост числа храмов и духовенства. Религиозность в городах и сельской местности
Перемены государственной религиозной политики после Великой Отечественной войны остро обозначили необходимость решения вопроса с кадрами священ- но-служителей для открывавшихся епархий и храмов. В Казахстане большое значение для его решения имела возможность привлечения репрессированных священников, проживавших за штатом на территории Средней Азии и в Казахстане [10, л. 4]. Это позволило быстро решить кадровую проблему с нехваткой духовенства в регионе. Естественно, что власти к такому пути решения кадрового вопроса относились в целом настороженно. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Казахской ССР С. Р. Вохменин 18 декабря 1948 г. писал, что в Казахской ССР числятся 13 зарегистрированных диаконов, из которых 5 — бывшие репрессированные [5, л. 1]. Исследователь этого периода в Казахской ССР священник Михаил Березин обращал внимание на то, что «к 1953 г. в Казахской ССР большая часть православного духовенства (53 из 91 священнослужителя, то есть — 58%) имела в прошлом судимость по политическим статьям Уголовного кодекса» [20, с. 46].
С 1950-х гг. Алма-Атинская епархия начала пополняться новыми православными верующими, что было связано с переселением народов СССР с Кавказа и Украины, а также с освоением целины в 50-60-х гг. прошлого века [27]. Увеличение численности населения в регионе констатировалось и уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров Казахской ССР С. Р. Вохмениным. В своем письме в Москву он упоминает численность населения города Лениногорска в 1951 г.: «В отношении гор. Лениногорска надо указать, что население там в 1945 г. насчитывалось 60 600 человек, а в данное время, очевидно, около 100 000 человек, к тому же большинство составляют русские и украинцы поэтому открытие молитвенного дома там вызывалось необходимостью»^, л. 12].
Если рассматривать сравнение численности верующих в городах и селах Казахстана, то в информационном отчете от 1 апреля 1951 г. С. Р. Вохменин указывает на снижение численности верующих в сельской местности «из- за удаления кулацкого и монашеского элемента»[6, л. 45]. В городе, напротив, складывается обратная ситуация: «Другое дело в городах, и особенно в городах Казахстана, где за последние годы осело много кулацкого элемента, высланного в свое время из сельской местности. Кроме того, здесь имеется старая интеллигенция, часть которой до настоящего времени не порвала своих отношений с церковью, и свое влияние стремится распространить на другие слои населения» [6, л. 45].
Верующие в Казахстане в 1944-1958 гг. настойчиво просили власти об открытии новых церквей. Если в 1944 г. в Казахской ССР действовало всего два храма, то к 1956 г. в республике насчитывалось 55 зарегистрированных общин и 98 священнослужителей. Большую роль в открытии новых храмов сыграл священноисповедник митрополит Николай (Могилевский), который регулярно об этом ходатайствовал. Увеличение ходатайств об открытии новых приходов было обусловлено возрастающей религиозностью населения: посещаемость храмов увеличивалась в среднем на 30%. Особую активность в период 1944-1958 гг. проявлял прп. Севастиан Карагандинский.
Усилиями его общины был зарегистрирован молитвенный дом в селе Большая Михайловка возле Караганды, община которого насчитывала около 600 человек. Поскольку многие храмы дореволюционной постройки государство не могло или не хотело освободить, распространение получили молитвенные дома — помещения разного назначения, в том числе жилые, приспособленные под храм.
Динамику изменения количества церквей и молитвенных домов в Казахстане мы можем видеть в приведенной ниже таблице. Из нее видно, что больше половины храмовых зданий были открыты в первые послевоенные годы и около 40 % в 1947-1948 гг.

Появление и упразднение Петропавловской епархии. Попытки ликвидации Алма-Атинской епархии
Появление на короткий период самостоятельной Петропавловской епархии в чем-то было подготовлено деятельностью благочинного Петропавловского округа протоиерея Игнатия Кондратюка. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Казахской ССР С. Р. Вохменин писал о нем в 1946 г., что протоиерея Кондратюка не удовлетворили ответы на вопросы, изложенные в его письме. Указание на необходимость ограничивать свою деятельность рамками благочиннического округа [по его мнению] подчеркивает уровень бюрократии и отсутствие гибкости в разрешении вопросов [4, л. 79]. Протоиерей Игнатий Кондратюк старался соответствовать ожиданиям властей, подчеркивая свою преданность Церкви и готовность к сотрудничеству. Он стремился к созданию самостоятельной епархии для северных областей и вскоре был переведен из региона [20, с. 51].
В 1956 г. был зарегистрирован как епископ Петропавловский — викарный архиерей Алма-Атинской епархии епископ Иосиф (Чернов) [7, л. 7].
С официальной инициативой создания Петропавловской епархии выступил архиепископ Иоанн (Лавриненко), направивший об этом письма патриарху Московскому и всея Руси Алексию I после завершения своего служения в качестве управляющего Алма-Атинской епархией [7, л. 43].
Краткое служение архиепископа Иоанна (Лавриненко), управлявшего Алма-Атинской епархией с 1956 по 1957 г.[21, с. 22] было сопряжено с рядом конфликтных ситуаций [15]. 12 марта 1957 г. он писал своему викарию епископу Петропавловскому Иосифу (Чернову): «Вы не смогли защитить авторитет епархиального архиерея, ни перед о.о. Исаакием и Анатолием, ни перед верующей паствой собора. Она не достойна видеть и слышать архиерейскую службу, о чем я и Святейшему докладываю, сообщая и о Вашем выезде. Прошу не гневаться на меня за правдивое слово. Зла я Вам не желаю и знаю, что Вам скоро будет совсем хорошо, в Вашем же Петропавловске» [15, л. 23]. 14 марта 1957 г. епископ Иосиф стал правящим архиереем образованной Священным Синодом Петропавловской и Кустанайской епархии.
Архиепископ Ермоген (Голубев), временно управлявший Алма-Атинской епархией дважды, в 1955-1956 гг. и в 1958 г., по мнению некоторых исследователей, стал одной из ключевых фигур в укреплении Православия в Казахстане [30]. Его временное управление характеризовалось усилиями по сохранению традиций и обеспечению духовного осознания среди верующих [31]. Будучи временно управляющим епархией, он издавал указы управляющего епархией, образовал епархиальный совет [14, л. 14]. В то же время, исходя из сохранившейся переписки уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров Казахской ССР с Советом по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР именно архиепископ Ермоген выступал одним из инициаторов упразднения самостоятельной Алма-Атинской епархии и создания вместо нее викариатства Ташкентской епархии, обращаясь по этому поводу к уполномоченному [8, л. 32].
По словам исследователя А. Г. Косиченко, «В 1955 г. имелось намерение ликвидировать Казахстанскую епархию; клир, верующие и даже уполномоченный по делам РПЦ по Казахской ССР отстояли епархию» [24, с. 72]. Попытки прекращения деятельности Алма-Атинской епархии предпринимались и позднее, в рамках масштабных антицерковных гонений 1958-1964 гг., развернутых по инициативе Н. С. Хрущева, однако в отличие от Семипалатинской епархии и просуществовавшей всего несколько лет Петропавловской епархии Алма-Атинская епархия сумела пережить все испытания советского периода своей истории.
Архиепископ Алексий (Сергеев), управлявший Алма-Атинской епархией в 1957-1958 гг., был уволен на покой по болезни [28, с. 31-32]. Он крайне отрицательно относился к появлению второй епархии в Казахской ССР, 7 августа 1957 г. писал патриарху Алексию I о том, что Петропавловскую епархию необходимо присоединить обратно к Казахстанской [15, л. 81, 83]. Ликвидация Петропавловской епархии произошла в 1960 г.
Заключение
Попытки возрождения и развития церковной жизни в Казахстане предпринимались вплоть до 1960 г. Управляющий Алма-Атинской епархией в 1958-1960 гг. архиепископ Иннокентий (Леоферов) достаточно успешно решал кадровые проблемы, которые стояли перед епархией, пытался организовать епархиальную и приходскую жизнь [1; 2; 3]. В рамках набиравших силу «хрущевских» гонений на Церковь такая инициативность архиерея не могла быть государством поддерживаема. В 1960 г. ему пришлось уйти за штат. Уже при новом управляющем Алма-Атинской епархии (объединенной в 1960 г. с Петропавловской) архиепископе, затем митрополите Иосифе (Чернове) произошло сокращение числа приходов и духовенства в Казахстане.
Литература
1. Архив Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан (АМО РПЦ РК). Отчет о состоянии Алма-Атинской епархии за 1958 г.
2. АМО РПЦ РК. Отчет о состоянии Алма-Атинской епархии за 1959 г.
3. АМО РПЦ РК. Отчет о состоянии Алма-Атинской епархии за 1960 г.
4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 258.ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 560.
5. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 829.
6. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1522.
7. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1621.
8. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп.2. Д. 76.
9. ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 72415.
10. Центральный Государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 1709. Оп. 1. Д. 3.
11. ЦГА РК. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 5.
12. ЦГА РК. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 13.
13. ЦГА РК. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 82.
14. ЦГА РК. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 88.
15. Андреев Н. В. Сибирский Святитель: к 50-летию кончины митрополита Варфоломея // URL: https://www.orthedu.ru/ nskeparh/mitr_varfolom/sib-cv/svyatitel.htm (Дата обращения:
09.11.2024) .
16. Афанасий (Кудюк), иером. Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Николай: (Некр.) // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 12. С. 11-13.
17. Березин М., свящ. К вопросу об открытии церквей на территории Северо-Казахстанской области в период с 1943 по 1950 г. // Новосибирский временник. 2021. №1. С. 32-37.
18. БерезинМ. А., свящ. Приходское духовенство Северного Казахстана в контексте нового курса конфессиональной политики советского государства (1940-1950 гг.). URL: https://doctorantura. ru/publications/prikhodskoe-dukhovenstvo-severnogo- kazakhstana-v-kontekste-novogo-kursa-konfessюnalnoj-poHtiki- sovetskogo-gosudarstva-1940-1950-gg/ (Дата обращения:
12.11.2024) .
19. Березин М., свящ. Церковно-государственные отношения в Северном Казахстане (1943-1953 гг.) в аспекте деятельности Совета по делам Русской Православной Церкви // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 2 (10). С. 43-52.
20. Диаковский А., прот. Высокопреосв. архиеп. Иоанн (Лавриненко): Некролог // Журнал Московской Патриархии. 1986. № 2. С. 22.
21. Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневник, ст., послания. Новосибирск, 1996. 326 с.
22. Исаакий (Виноградов), архим. Светлой памяти митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (к годовщине со дня кончины) // Журнал Московской Патриархии. 1956. № 10. С.11-13.
23. Косиченко А. Г. Исторический очерк деятельности РПЦ в Казахстане в годы советской власти (по материалам Центрального Государственного архива Республики Казахстан) // Православие и общество: грани взаимодействия: Сборник статей III Международной научно-практической конференции в рамках IX Забайкальских Рождественских образовательных чтений, регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. 2019. С. 71-74.
24. Кутищев В. Спасо-Преображенская церковь в г. Уральске. Уральск, 2016. 52 с.
25. Макарий (Веретенников), архим. Патерик новоканонизированных святых: Священноисп. Николай (Могилевский), митр. Алма-Атинский // Альфа и Омега. 2004. № 2(40). С. 219-247.
26. Малиновская Е. А. Православие в Центральной Азии: истоки и современность // Полис. Политические исследования. 2008. № 2. С. 38.
27. П. У. Архиепископ Алексий (Сергеев), бывший Алма-Атинский: Некролог // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 6. С.31-32.
28. Сапсай Н., прот. Митрополит Орловский и Брянский Палладий // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 7. С.23-24.
29. Сухоруков А. Н. Ермоген // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. XVIII. С. 648-653.
30. Шабалин О. А. Проповедническая деятельность архиепископа Ермогена (Голубева) // Церковный историк. 2023. № 1 (11). С. 204-216.
31. Ходаковская О. И. Астанайская и Алматинская епархия // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ
Источник: Иванов Е.Г. Православие в Казахстане в 1943-1958 гг.: период попыток возрождения церковной жизни // Церковь и время. № 4(108) 2024. С. 157-169.

