Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Образ Матери-Церкви в контексте раннехристианской катехизации
Анонсы
Образ Матери-Церкви в контексте раннехристианской катехизации
Приблизительное время чтения: 33 мин.
100%


Образ Матери-Церкви широко распространен в раннехристианской литературе. В статье выпускницы аспирантуры ОЦАД Олеси Ивановной Сидоровой исследуется значение этой метафоры для катехизической практики в Ранней Церкви: анализируется применение материнской символики на разных этапах огласительного про­цесса, обобщается и структурируется основное учительное значение образа Матери-Церкви, содержащееся в катехизических источниках II-V вв. разных провинций Римской империи. В научной литературе наиболее изучено использование метафор матери и материнской утробы в связи со значением таинства Крещения как духовного возрождения человека, однако не­достаточно раскрыто их употребление на других этапах катехизации — в предкрещальной подготовке и мистагогии. В статье приводятся примеры употребления образа Матери-Церкви как в крещальных гомилиях, так и в катехизических лекциях, библейских комментариях для оглашаемых, проповедях на Символ веры, молитву Господню и в дни Светлой седмицы. Показывается, как катехизаторы давали различные этические наставления, вытекающие из по­нимания особой связи верующих — детей общих Отца и Матери. Особо исследуется катехиза­ция блж. Августина и свт. Иоанна Златоуста. Делается вывод о том, что раннехристианский опыт использования этой метафоры остается актуальным и для современной огласительной практики. Семейные аллюзии являются привлекательными и понятными для современных людей, при этом напоминание о материнской «природе» Церкви раскрывает призвание всего церковного собрания (клира и мирян, мужчин и женщин) к служению просвещения, приводя­щего к Богу-Отцу новых детей.

Введение

Крещение с самых первых веков христианства понималось как новое творение, «возрождение», «рождение свыше» — Божественное действие, усыновляющее ново­крещеного, соделывающее его чадом Божиим по благодати [Ysebaert, 1962, 89-154]. В связи с этим крещальная купель и, шире, вся Церковь, в которой происходило обращение человека, символически часто отождествлялись с матерью и материн­ской утробой. Наиболее изучены исторические и экклезиологические аспекты образа Матери-Церкви в раннехристианских источниках. Одним из первых генезис и разви­тие образа Матери-Церкви в святоотеческой традиции изучал Дж. Пламп, работы ко­торого стали фундаментом для дальнейших исследований [Plump, 1939; Plump, 1943]. Он пришел к выводу, что этот образ происходит из Малой Азии (Фригии) и затем был принесен на Запад через христианские общины, обосновавшиеся в Лионе и Вьенне [Plump, 1943, 35-62]. Экклезиологические исследования латинской и греческой ранне­христианских традиций материнских образов Церкви получили особый импульс в связи с «богословием истоков» (ressourcement) II Ватиканского собора. Здесь стоит отметить работы К. Делаэ и А. де Любака [Delahaye, 1964; Lubac, 1982]. Одной из совре­менных работ, продолжающих эти исследования, является диссертация Б. М. Пепера, посвященная динамике развития образа Матери-Церкви в североафриканской эккле- зиологии от Тертуллиана до св. Фульгенция Руспийского. Пеппер отмечает, что ха­рактерное для североафриканских авторов употребление образа матери подчеркивает эксклюзивизм Церкви, поэтому, по его мнению, использование материнской мета­форы в ее историческом аутентичном значении проблематично в современном ка­толическом богословии, ориентированном больше на инклюзивную экклезиологию [Peper, 2011, 231-233]. Р. Мюррей анализирует персонификацию Церкви как Матери и Невесты в своем исследовании символов Церкви и Царства Божия в ранней си­рийской традиции. Он отмечает как сходные с греко-римской традицией интерпре­тации этого образа, связанные с рождением детей Небесному Отцу и параллелями между Церковью и Девой Марией, так и уникальные для сирийских отцов, связанные с материнством Святого Духа [Murrey, 1975, 131-158]. Протоиерей Джон Бэр иссле­дует соотношение метафор Матери и Невесты в новозаветном и раннехристианском богословии II-III вв., в частности в мученических актах [Бэр, 2022]. Конечно, следует упомянуть о полемическом значении образа Матери-Церкви в экклезиологических исследованиях расколов в Ранней Церкви (таких работ очень много, в частности, об этом писал еще проф. В. Болотов [Болотов, 2006, 389]). В источниках кон. IV-V вв. Северо-Африканской Церкви, в т.ч. и катехизических, можно встретить противопо­ставление образа истинной Матери-Церкви и наложницы (concubina) — церкви дона- тистов, ариан [Pignot, 2020, 267-275; Voprada, 2020, 173-200].

Катехизический аспект образа Матери-Церкви также становился предметом научно­го изучения, хотя и в меньшей степени. В фундаментальных исследованиях раннехри­стианской практики катехизации и крещения этот образ упоминается наряду с другими церковными метафорами и символами [Ferguson, 2009; Riley, 1974] или рассматривается в рамках отдельных катехизических традиций. Хорошо изучена материнская симво­лика в катехизической традиции Северной Африки (блж. Августин, св. Кводвультдеус) [Harmles, 2014; Pignot, 2020; Voprada, 2020]. Специально использование образов матери и материнской утробы в процессе христианского посвящения рассматривается в ра­ботах Р. М. Дженсон, которая изучала как текстовые источники разных регионов, так и сохранившиеся раннехристианские баптистерии (надписи, архитектурные формы) [Jensen, 2008; Jensen, 2012, 53-90]. Дженсон уделяет больше внимания самому таинству Крещения. Вместе с тем представляется актуальным проанализировать применение материнской символики на разных этапах огласительного процесса (предоглашения, оглашения, Крещения и мистагогии), обобщить и структурировать основное учитель­ное значение образа Матери-Церкви, содержащееся в источниках разных регионов. В данной статье эти вопросы будут исследоваться на катехизических текстах II-V вв. (огласительных беседах, проповедях на Символ веры и молитву Господню, крещальных гомилиях, библейских комментариях для оглашаемых и др.).

Региональное распространение образа Матери-Церкви

Образ Матери-Церкви не имеет прямых новозаветных параллелей, в отличие от образов Тела Христа или народа Божия[1]. Вместе с тем идея материнства присут­ствует в библейской символике в отношениях между Матерью-Сионом и народом Израиля и другими народами (Ис 49:16-17; 60:1-4). Этот ветхозаветный образ был позднее переосмыслен в Новом Завете в образе вышнего Иерусалима, который стал «матерью» всем христианам (Гал 4:26). Еще большее влияние на широкое распро­странение материнской метафоры Церкви оказало новозаветное понимание креще­ния как нового рождения человека, его перетворения. Церковь уподобляется матери, рождающей новых чад Богу-Отцу, а крещальная купель — чреву матери, в которой умирает ветхий человек и зачинается новый Духом Святым. Так или иначе, образ Матери-Церкви появился в патристической литературе уже во II в. и встречается в крещальных гомилиях и других катехизических текстах II-VI вв. в различных частях Римской империи — Италии, Галлии, Испании, Малой Азии, Дакии, Иудее, Сирии, Египте, Северной Африке и др., т.е. фактически по всему Средиземноморью. Осо­бенно стоит отметить роль материнской метафоры Церкви в североафриканской тра­диции, где материнская символика встречается на протяжении нескольких столетий в сочинениях Тертуллиана, сщмч. Киприана Карфагенского и его учеников, блж. Ав­густина, св. Кводвультдеуса Карфагенского, св. Фульгенция Руспийского.

Хотя самое раннее упоминание образа матери по отношению к Церкви в греческой литературе встречается в мученических актах, можно сказать, что оно косвенно связано с крещальной метафорой рождения. В «Послании о лионских и виеннских мучениках» (ок. 177) говорится о «великой радости» Девы-Матери о верующих, которые вначале из-за страха стали отступниками, но позднее, укрепленные верой других мучеников, исповедали себя христианами. Покаявшиеся отступники сравниваются с отринутыми выкидышами, возвращенными своей матери живыми (Euseb. Hist. eccl. 5. 1. 45). В латин­ской литературе этот образ впервые встречается у Тертуллиана, и тоже в связи с муче­ничеством. В сочинении «К мученикам» (197 или 202), которое является обращением к катехуменам, ожидающим смерти в тюрьме [Arbesmann, 2008, 14], Тертуллиан призы­вает их к мужеству. Цель его письма — укрепить дух мучеников, в то время как «мать и владычица Церковь» и отдельные братья-христиане помогают узникам поддерживать их тело (Tertull. Martyr. 1). В источниках сирийского происхождения материнский образ Церкви впервые встречается в «Дидаскалии апостолов» (1-я пол. III в.), в котором хри­стиане призываются постоянно быть собранными вместе с другими верующими, живу­щими в Церкви — «живой матери, дающей жизнь» (Didasc. Apost. 13)[2].

Использование образа Матери-Церкви на разных этапах катехизации

Как уже было сказано, наиболее широко материнская символика Церкви ис­пользуется в описаниях значения таинства Крещения и, соответственно, встречается в проповедях на Крещение и других мистагогических беседах. Вместе с тем сравнение оглашаемых с детьми Матери-Церкви можно встретить на всех этапах катехизации. Постараемся последовательно раскрыть использование этого образа в контексте огла­сительного процесса.

Вначале рассмотрим в качестве примера катехизацию блж. Августина. Во время его епископства в кон. IV — нач. V в. уже сложилась развитая система оглашения, кроме того, до нас дошли сочинения блж. Августина, относящиеся ко всем основным этапам катехизации — предоглашению, 2-3-летнему катехументату, подготовке огла­шаемых второго этапа (competentes)[3] к Крещению во время Великого поста и мистаго- гическим проповедям новокрещеным (см. табл. 1)[4] [5].

Катехумены, «слушающие» (catechumenus, audientes) — 2-3 года и более

Слушают меня многие еще не ставшие верными через крещение и пока являющиеся катехуменами: пока они не рождены, но уже зачаты. А когда и как были бы они зачаты в недрах Матери-Церкви, если бы не были запечатлены неким таинством веры? (Проповедь на Мк 1:15) (Aug. Serm. 352A. 3).

«Стремящиеся», «заявители» (competentes) — подготовка к Крещению во время Великого поста

Вот, чрево матери Церкви... мучится со стенанием, чтобы родить тебя и вывести на свет веры. Не сотрясайте в нетерпении материнскую утробу, сужая врата вашего рождения (Проповедь к «стремящимся» на обряд «возвращения Символа») (Aug. Serm. 216. 7).

Крещение — «рождение свыше»

Те, кто немногим ранее назывались стремящимися, теперь называются младенцами. Стремящимися их звали потому, что они, стремясь [родиться], толкались в материнском чреве. Младенцами же зовутся потому, что, прежде рожденные для мира сего, они только что родились для Христа (Проповедь на Пасху к народу и новокрещеным) (Aug. Serm. 228. 1).

Новокрещеные («младенцы», «новорожденные», infantes) — Пасхальная неделя

Любите Господа, ибо Он любит вас. Часто посещайте сию матерь, которая родила вас. <...> Итак, сия святая и духовная матерь ежедневно приуготовляет вам духовную пищу, чтобы укреплять ею не тела, но души ваши. Она щедро дарует вам небесный хлеб, напояет вас из чаши спасения. Она не хочет, чтобы кто-то из сынов ее страдал от столь великого голода (Проповедь в пасхальные дни) (Aug. Serm. 255A. 2).

Верные (fideles) — после 8-го дня

Вот, сегодня смешиваются с верными наши «младенцы» и словно бы вылетают из гнезда. Посему необходимо, чтобы мы, рождающие, обратились к ним с речью. Ведь, как вы можете припомнить, братья мои, вокруг птенцов ласточек или обыкновенных воробьев, когда они начинают вылетать из гнезда, их матери летают с шумом и нежными голосами предупреждают детей об опасностях (Проповедь в воскресенье на 8-й день после Пасхи) (Aug. Serm. 376A. 2).

Таблица 1. Образ Матери-Церкви на разных этапах катехизации у блж. Августина5

Блаженный Августин говорит о тех, кто только начинает оглашение, что они при­нимаются в лоно Матери-Церкви через первый обряд посвящения в катехумены (catechumenus) — крестное знамение. Более того, оглашаемые как бы зачинаются в утробе Церкви в момент начала оглашения (Aug. Serm. 260C. 1; Aug. Serm. 352A. 3). Известно, что к кон. IV в. некоторые оглашаемые откладывали Крещение, поэтому перед началом Великого поста, когда происходила запись ко Крещению, блж. Ав­густин в своих проповедях активно призывал катехуменов из своей паствы стать «стремящимися» (competentes) и подготовиться к принятию Крещения на Пасху. Они должны возродиться от воды и Духа, и Церковь должна родить тех, кого зачала и кого долго носила во чреве (Aug. Io. eu. 12. 3). В одной из проповедей во время обряда «возвращения» (воспроизведения по памяти) Символа веры блж. Августин говорит, что Церковь рождает оглашаемых в муках, чтобы вывести их на свет веры, и они не должны «сотрясать в нетерпении материнскую утробу», «сужая врата» своего спасения (Aug. Serm. 216. 7-8). В проповеди на Пасху блж. Августин подчер­кивает разницу между «стремящимися» (competentes), которые «толкались в мате­ринском чреве» и «новорожденными» (infantes), которые в начале земной жизни родились для мира, а после Крещения — родились для Христа (Aug. Serm. 228. 1). Продолжая наставлять новокрещеных в пасхальные дни Светлой седмицы, блж. Ав­густин призывает их не оставлять свою Матерь и приходить к ней ежедневно для насыщения «духовной пищей» (Aug. Serm. 255А. 2). Блаженный Августин гово­рит не только в целом о мистической Матери-Церкви, которая объединила творение с Творцом (Aug. Serm. 255А. 2), но и об отдельных верующих, кому непосредственно следует позаботиться о нововоцерковленных, становящихся верными, подобно тому, как матери-ласточки заботятся о вылетающих из гнезда повзрослевших птенцах (Aug. Serm. 376А. 2).

Использование образа Матери-Церкви в процессе катехизации на разных этапах оглашения можно встретить в сочинениях и других авторов. Приведем в качестве еще одного примера огласительные гомилии свт. Иоанна Златоуста (см. табл. 2). Объ­ясняя значение экзорцизмов, свт. Иоанн Златоуст сравнивает оглашаемых, которые стояли во время этого обряда нагими и босиком, с пленными: таков вид пленных, над которыми Царь одержал победу. При этом свт. Иоанн Златоуст их утешает: «Че­ловеческий плен лишает матери, а этот ведет тебя ко всеобщей нашей матери» (loan. Chrysost. Catech. 2. 6, серия А. Пападопуло-Керамевса). В начале этапа просвещения свт. Иоанн Златоуст очень трогательно обращается к оглашаемым и как бы авансом уже именует их новыми братьями: «Ибо я называю вас братьями еще прежде родов, и прежде рождения приветствую вас как родных» (loan. Chrysost. Catech. 1. 1, серия А. Пападопуло-Керамевса). Накануне Крещения святитель обращается к оглашаемым с просьбой ходатайствовать за него и за всю Церковь. Оглашаемые подносят Христу- Царю «не золотой венец, но венец веры», и Он с благоволением выслушает их прось­бу: «Поэтому помолитесь за всеобщую Матерь [Церковь], чтобы ей быть незыблемой и непоколебимой» (loan. Chrysost. Catech. 3. 9, серия А. Пападопуло-Керамевса). А сразу после Крещения он сравнивает новокрещеных с детьми, о которых «ликует» Матерь- Церковь (loan. Chrysost. Catech. 3. 1, серия А. Венгера). В Антиохии, так же как и в Се­верной Африке в IV в. встречалась практика откладывания Крещения на конец жизни. Убеждая оглашаемых креститься вовремя, свт. Иоанн Златоуст говорит, что хоть бла­годать в обоих случаях дается равная, но «не равно произволение и приготовление к этому событию». Одни «принимают [таинство] на одре», а другие «в лоне Церкви, общей всем нам матери». Первые скорбят и плачут, вторые радуются и веселятся. «Здесь [в лоне Церкви] все соответствует дару, а там [на одре] все противоположно дару» (loan. Chrysost. Catech. 1. 3, серия А. Пападопуло-Керамевса).

Образ зачатия оглашаемых в лоне Церкви продолжал существовать в Церкви Се­верной Африки и после блж. Августина, во время завоевания вандалов. Так, он встре­чается в проповедях на Символ веры, приписываемых св. Кводвультдеусу. В них го­ворится, что оглашаемые пока не возрождены Крещением, хотя уже приняты в недра

Таблица 2. Образ Матери-Церкви на разных этапах катехизации у свт. Иоанна Златоуста6

Просвещаемые

(φωτιζόμενοι) —

подготовка к Крещению в течение 30 дней во время Великого поста. Совершение экзорцизмов

Сколь желанен и дорог нам сонм наших новых братьев! Ибо я называю вас братьями еще прежде родов, и прежде рождения приветствую вас как родных (loan. Chrysost. Catech. 1. 1, серия А. Пападопуло-Керамевса).

.Хвалю за благоразумие, потому что вы обратились к просвещению не как нерадивейшие из людей, при последнем издыхании. Ибо хоть и равна благодать для вас и для тех, кто посвящается в это таинство при смерти, но не равно произволение и приготовление к этому событию. Ведь те принимают [таинство] на одре, вы же в лоне Церкви, общей всем нам матери: те скорбят и плачут, вы же радуетесь и веселитесь. (loan. Chrysost. Catech. 1. 3, серия А. Пападопуло-Керамевса).

[Об экзорцизмах] .Не смущайся, слыша о плене, ибо нет ничего блаженнее этого плена. Человеческий плен ведет от свободы к рабству, а этот плен выводит из рабства к свободе, человеческий лишает отечества и ведет на чужбину, а этот плен прогоняет с чужбины и ведет в отечество, горний Иерусалим. Человеческий плен лишает матери, а этот ведет тебя ко всеобщей нашей матери (loan. Chrysost. Catech. 2. 6, серия А. Пападопуло-Керамевса).

Когда вы сойдете в купель с той водой, помяните мое ничтожество. <.> Ныне велико дерзновение всех вас к Царю: мы посылаем вас вместе как ходатаев за человеческое естество. Вы подносите Ему не золотой венец, но венец веры, и Он примет вас с большим благоволением. Поэтому помолитесь за всеобщую Матерь [Церковь], чтобы ей быть незыблемой и непоколебимой. (loan. Chrysost. Catech. 3. 9, серия А.Пападопуло-Керамевса).

Новопросвещенные (νεόφυτοι) — после Крещения на Пасху и в течение Светлой седмицы

Я вижу сегодня собрание блистательнее обычного и Церковь Божию, ликующую о детях своих. Ибо подобно тому, как любящая мать, видя своих чад, окружающих ее, радуется, веселится и окрыляется от этой радости, таким же точно образом и эта духовная мать, взирая на своих детей, радуется и торжествует (loan. Chrysost. Catech. 3. 1, серия А.Венгера).

Матери-Церкви через крестное знамение, зачаты в ее чреве ((Quodvultdeus). Sy 1. 1. 1)[6] [7]. Святитель Кирилл Иерусалимский в «Предогласительном слове» называет просвеща­емых сыновьями и дочерьми одной матери (Cyr. Hieros. Procatech. 13). А в 18-й огласи­тельной беседе, посвященной разбору учения Символа веры о Церкви, подчеркивает разницу между «сборищем еретиков» и «кафолической Церковью»: «...Не спрашивай просто, где церковь, но где Вселенская Церковь. Ибо это собственно имя сей Святой и всеобщей нашей Матери Церкви» (Сук Hieros. Catech. 18. 26). В анонимном сирий­ском трактате IV-V вв. «Книга ступеней» земная видимая Церковь сравнивается с кор­милицей, которая вынашивает и воспитывает детей для небесной Церкви, делающей совершенными всех святых (Liber graduum. 12. 3).

В более ранний период, во II-III вв., материнская символика также использовалась на разных этапах катехизации — и до, и после Крещения. Кроме упомянутого ранее сочинения «К мученикам» Тертуллиан говорит о Церкви как о Матери в трактатах «О молитве» (Tertull. De orat. 2) и «О Крещении» (Tertull. De bapt. 20). Оба сочинения относятся к подготовительным наставлениям до совершения Крещения. Тертуллиан первым раскрывает связь между отцовством Бога и материнством Церкви, затем ее продолжит сщмч. Киприан Карфагенский в классическом экклезиологическом сочи­нении «О единстве Церкви» (см.: [Фокин, 2013]). В александрийской катехизической традиции материнская символика встречается у Климента Александрийского и в со­чинении «Увещевание к язычникам», которое можно соотнести с первоначальным этапом александрийской катехезы (см.: [Смирнов, 2014, 569]), и в сочинении «Педа­гог», которое, по-видимому, соотносится с этапом подготовки ко Крещению или с на­ставлением нововоцерковленных христиан (см.: [Смирнов, 2014, 569; Братухин, 2018, 22]). В «Увещевании к язычникам» (нач. 90-х гг. II в.) Климент отождествляет Царство Небесное с Церковью, состоящей из многих добрых детей — людей, познавших Бога и освобожденных от греха (Clem. Alex. Prot. 9. 82). В «Педагоге» (ранее 202) тема отцов­ства Бога и материнства Церкви раскрывается в контексте размышлений о том, кто называются детьми в Новом Завете:

Младенческими являются новые души... выросшие в соответствии с Новым Заве­том. <...> Юны те, кто составляет новый народ в отличие от более древнего народа.

<...> Мать привлекает к себе детей, и мы ищем [нашу] мать — Церковь. <...> Бог не откажет в помощи существу столь малому. <...> Отец всячески принимает прибегающих к Нему и, возродив Духом в усыновление, знает их как кротких, и любит их одних, и помогает им, и борется за них, и из-за этого называет [Своим] чадом (Clem. Alex. Paed. 1. 5. 20. 2-3, 21. 1-2; пер. А. Ю. Братухина).

В библейских комментариях Оригена на книгу Левит[8] Церковь называется «небес­ной матерью» верующих (Orig. In Lev. 12. 4), а в сочинении «О молитве» оглашаемые призываются относиться к другим христианам как своим братьям, имеющим общих Отца и мать (Orig. De orat. Dom. 28)[9].

При этом, как уже было сказано, чаще всего материнская символика Церкви встречается в огласительных сочинениях при раскрытии смысла таинства Крещения. Эта метафора встречается в крещальных гомилиях еп. Феодора Мопсуестийского, свт. Зинона Веронского, свт. Пациана Барселонского, Нарсая Нисибийского, свт. Хро- матия Аквилейского, св. Льва I Великого и др.[10] В связи с этим исследователи обраща­ют внимание на то, что некоторые крещальные купели напоминали формой материн­скую утробу (см.: [Jensen, 2005, 139]).

Этические наставления оглашаемым, связанные образом Матери-Церкви

Катехизаторы с помощью материнской метафоры не только раскрывали духовное значение таинства Крещения и, шире, всего просвещения человека, но и обыгрыва­ли разные этические наставления. Например, при изъяснении молитвы Господней отмечались братские отношения между христианами. Ориген учит своих слушате­лей, что к братии они должны относиться особым образом: «кто того не исполняет, что он обязан оказывать братьям, на том неисполненное остается долгом» (Orig. De orat. 28; пер. Н. Корсунского). Блаженный Августин говорит, что все люди изначально по природе братья, даже враги, потому что их прародители — Адам и Ева. Теперь же следует отказаться от этого природного родства в пользу духовного: «Бог — Отец, Цер­ковь — мать: поэтому мы братья» (Aug. Serm. 56. 14). Кроме того, братские отношения между верующими призваны помогать преодолевать и социальное неравенство. Хотя блж. Августин открыто не осуждает институт рабства, он настаивает на том, что во­площение Христа требует другого отношения к человеческому достоинству: хозяин не должен отвергать своего раба в качестве брата, если Сам Господь пожелал иметь его братом (Aug. Serm. 58. 2).

В одной из проповедей на Светлой седмице блж. Августин с братской любовью призывает новокрещеных вести добродетельную жизнь, чтобы им были присущи святость, целомудрие, кротость, смирение: «Я призываю вас... как братьев и сыновей. Как братьев, потому что нас родила одна матерь — Церковь; как сыновей, потому что я родил вас через благовестие» (Aug. Serm. 255A. 2). В одной из огласительных проповедей, произнесенных в присутствии новопросвещенных, свт. Иоанн Златоуст сокрушается, что некоторые христиане пришли не в церковное собрание, а пошли на «зрелища». Он призывает тех, кто присутствует в храме, потом пойти и наставить отсутствующих братьев. Тот, кто спасает братьев, подражает самому Богу: «А в том, что вы. со всем рвением возвратите ваших братьев к [нашей] всеобщей Матери, я со­вершенно уверен, поскольку знаю, что по благодати Божией вы разумны и сможете образумить других» (loan. Chrysost. Catech. 5. 19-20, серия А. Венгера).

В проповедях блж. Августина можно встретить призыв к верующим христианам помогать другим людям приходить ко Христу, неординарно обоснованный как раз материнской природой Церкви. Он учит, что все рожденные Матерью-Церковью могут и сами стать матерями для новых верующих — членов Тела Христова, а значит, и для самого Христа. Для этого нужно привести всех, кого возможно, к купели Крещения:

Кто вас родил? Слышу ответ вашего сердца: Матерь-Церковь. <...> Вы стали сынами, станете и матерями. Сыны матери, когда вы были крещены, вы были рождены как члены Христовы. Приведите к купели Крещения тех, кого можете, чтобы, как стали вы сынами, когда были рождены, таким же образом смочь, ведя к рождению, стать Христу матерями (Проповедь на Мф 12) (Aug. Serm. 25. 8).

Заключение

Образы Матери-Церкви встречаются в катехизических источниках различных провинций Римской империи. Воцерковление понималось как единый процесс «рождения свыше», который начинается с начала оглашения и заканчивается в конце Светлой седмицы. Материнские метафоры Церкви есть на всех этапах этого процесса, а иногда целостно символизируют воцерковление как зачатие, вынашивание в утробе и рождение новых чад Божиих. Такая динамика, в свою очередь, еще раз подчеркива­ет последовательную смену различных духовных состояний катехумена, отраженную в традиционном для раннехристианской практики катехизации переходе с одного этапа на другой. Вера в одного Бога-Отца и единую Матерь-Церковь предполагала ожидание от оглашаемых понимания и выполнения ряда этических требований: братского отношения к верующим, преодоления социальных ограничений, заботы о воцерковлении других людей. Рассмотренные примеры, на наш взгляд, до сих пор являются актуальными и вполне могут быть использованы на разных этапах полной катехизации взрослых и в настоящее время. Семейные метафоры (Бог — Отец, Цер­ковь — Мать, христиане — братья), с одной стороны, несут глубокое богословское со­держание, с другой стороны, являются сейчас привлекательными и понятными.

Исследование материнской символики в процессе воцерковления позволя­ет по-новому взглянуть на ее роль в современной экклезиологии. Обычно образ

Матери-Церкви используется в полемическом («киприановском») значении при бого­словском обсуждении единства и границ Церкви, в том числе возможности призна­ния Крещения в разных христианских конфессиях (подлинное возрождение возмож­но только от истинной матери). Катехизический же аспект этого образа раскрывает его с другого ракурса: материнская «природа» Церкви напоминает о призвании всего собрания верующих (клира и мирян, мужчин и женщин) к служению возрождения и просвещения, приводящего к Богу-Отцу новых детей. В эпоху секуляризации и сни­жения количества воцерковленных христиан такой подход, на наш взгляд, востребо­ван как для христианского богословия, так и для самой церковной жизни.

Источники и литература

Источники

1. Aug. De fide et operibus — Augustinus Hipponensis. De fide et operibus // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vienna: Tempsky, 1900. Vol. 41. P. 35-97.

2. Aug. Io. eu. — Augustinus Hipponensis. In Iohannis evangelium tractatus // Corpus Christianorum. Series Latina. Vol. 36. Turnhout: Brepols, 1954.

3. Aug. Serm. — Augustinus Hipponensis. Sermones (25, 56, 58, 216, 228, 255A, 352A, 260C, 376A) // PL 38; Corpus Christianorum. Series Latina. Turnhout: Brepols, 1953. Vol. 41А-В.

4.   Clem. Alex. Paed. — Clemens Alexandrinus. Paedagogus, I-III // Die griechischen christlichen schriftsteller. Berlin, 1905. Bd. 12. S. 1-86. (Рус. пер.: Климент Александрийский. Педагог / Пер. с древнегреч., вступ. статья и комм. А.Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. 290 с.)

5.   Clem. Alex. Prot. — Clemens Alexandrinus. Protrepticus // Die griechischen christlichen schriftsteller. Berlin, 1905. Bd. 12. S. 89-292. (Рус. пер.: Климент Александрийский. Увещевание к язычникам // Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спа­сется / Пер. с др.-греч., вступ. статья, комм. и указатель А. Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. С. 47-143).

6.    Cyr. Hieros. Procatech — Reischl W. K, Rupp J. (ed.). Cyrilli Hierosolymorum archiepiscopi

opera: in 2 v. Vol. 1. Hildesheim: G. Olms, 1967. P. 1-27. (Рус. пер.: Предогласительное слово, или Введение к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архи­епископа Иерусалимского / Пер. Л. А. Герд, предисл. и комм. К. А. Мозгова, О. И. Си­доровой // Вестник Свято-Филаретовского института. 2021. Вып.39. С.70-183. DOI: 10.25803/26587599         2021_39_170).

7.         Cyr. Hieros. Catech. — Reischl W. K, Rupp J. (ed.). Cyrilli Hierosolymorum archiepiscopi opera: in 2 v. Hildesheim: G. Olms, 1967. V. 1. P. 28-320; V. 2. P. 2-342. (Рус. пер.: Кирилл Иеру­салимский, свт. Поучения огласительные // Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласи­тельные и таинствоводственные. М.: Благовест, 2010. С. 18-323).

8.   Didasc. Apost. — Didascaliae Apostolorum fragmenta Veronensia Latina / Hrsg. von E. Hauler. Lipsiae, 1900. S. 1-90. (Рус. пер.: Дидаскалия, т.е. кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя / П. А. Прокошев. Томск: Типо-лит. Си­бирского Т-ва Печатного Дела, 1913. 205 с.).

9.   Euseb. Hist. eccl. — Eusebius Werke. Historia ecclesiastica [EuoePiog xpg Kaioapeiag ’ЕккХрст1астт1кр 'Ioropia] // Die griechischen christlichen schriftsteller. Bd. 9 (1-3) / Hrsg. von E. Schwartz, T. Mommsen. Leipzig, 1903-1909. (Рус. пер.: Евсевий Кесарийский. Церковная исто­рия / Ввод. ст., коммент., библиогр. список и указат. И. В. Кривушина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013. 544 с.).

10.   Ioan. Chrysost. Catech. 1-3, серия А. Пападопуло-Керамевса — Piedagnel A. Trois Catecheses baptismales. Paris, 1990. P. 112-242 (SCh. Vol. 366).

11. Ioan. Chrysost. Catech. 3, 5, серия А. Венгера — Wenger A. Huit Catecheses baptismales. Paris, 1957 (SCh. Vol. 50). (Рус. пер.: Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии / Сост., введ., перев. с др.-греч., коммент., библиогр. И. В. Пролыгиной. Тверь: Герменевтика, 2006. 256 с.)

12.   Liber graduum — Liber graduum / Ed. by M. Kmosko. Patrologia Syriaca. III, 1926.

13.   Orig. De orat. — Origen. De oration // Koetschau P. Origenes Werke. Bd. 2 [Die griechischen christlichen Schriftsteller 3. Leipzig: Hinrichs, 1899.] S. 395-403. (Рус. пер.: Ориген. Толкование на молитву «Отче наш» (из трактата «О молитве») // Отцы и учители церкви III века: Ан­тология: в 2 т. Т. 2 / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева). М.: Либрис, 1996. С. 79-124.)

14.   Orig. In Lev. — Origen. In Leviticum // Die griechischen christlichen schriftsteller. Bd. 29.

S. 280-507.

15.   (Quodvultdeus). Sy 1 — (Quodvultdeus of Carthage). De symbol 1 // Corpus Christianorum. Series Latina. V. 60. Turnhout: Brepols, 1976. P. 227-486.

16.   Tertull. De bapt. — Tertullian. De baptismo // Corpus Christianorum. Series Latina. V. 1. Turnhout: Brepols, 1954. P. 275-296. (Рус. пер.: Тертуллиан. О крещении // Тертуллиан. Из­бранные сочинения. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 93-105).

17.   Tertull. De orat. — Tertullian. De oratione // Corpus Christianorum. Series Latina. V. 1. Turnhout: Brepols, 1954. P. 255-274. (Рус. пер.: Тертуллиан. О молитве // Тертуллиан. Избран­ные сочинения. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 294-306).

18.   Tertull. Martyr. — Tertullian. Ad martyras // Corpus Christianorum. Series Latina. V. 1. Turnhout: Brepols, 1954. P. 1-8. (Рус. пер.: Тертуллиан. К мученикам // Тертуллиан. Избран­ные сочинения. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 273-276).

Литература

19.   Болотов (2006) — Болотов В.В. История Древней Церкви. СПб.: Аксион эстин, 2006.

T. 2. 494 с.

20.   Братухин (2018) — Братухин А. Ю. Климент Александрийский: жизнь и тексты // Кли­мент Александрийский. Педагог / Пер. с др.-греч., вступит. статья и комм. А. Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. С. 5-37.

21.   Бэр (2022) — Бэр Дж., прот. Мать и Невеста: экклезиология, христология и антропология // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 42. С. 12-39. DOI: 10.25803/26587599_2022_42_12.

22.   Гаврилюк (2001) — Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова. М.: Свято-Филаретовская МВПХШ, 2001. 320 с., 16 с. цв. ил.

23.   Пролыгина (2006) — Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии / Сост., введ., перев. с др.-греч., коммент., библиогр. И. В. Пролыгиной. Тверь: Герменевтика, 2006. 256 с.

24.   Смирнов (2014) — Смирнов Д. В. Климент Александрийский // Православная энцикло­педия. М., 2014. Т. 35. С. 562-663.

25.   Ткаченко (2005) — Ткаченко А.А. Галликанский обряд // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 358-368.

26.   Ткаченко (2006) — Ткаченко А.А. «Дидаскалия апостолов» // Православная энцикло­педия. М., 2006. Т. 14. С. 663-666.

27.   Ткаченко (2011) — ТкаченкоА.А. Испано-мосарабский обряд // Православная энцик­лопедия. М., 2011. Т. 27. С. 584-596.

28.   Фокин (2010) — Фокин А.Р. Программа катехизации по блаженному Августину // XX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. С. 161-167.

29.   Фокин (2013) — Фокин А.Р. Киприан // Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 33. С. 658-692.

30.   Arbesmann (2008) — Arbesmann R. (transl.). Tertullian. Disciplinary, moral and ascetical works. Washington, DC: The Catholic University of America Press, 2008. 310p. (The fathers of the Church. A new translation. Vol. 40).

31.   Delahaye (1964) — Delahaye K. Ecclesia Mater chez les peres des trois premiers siecles. Paris: Cerf, 1964.

32.   Ferguson (2001) — Ferguson E. Catechesis and Initiation // The Origins of Christendom in the West / Ed. by A. Kreider. Edinburgh; New York: T. & T. Clark, 2001. P. 229-268.

33.   Ferguson (2009) — Ferguson E. Baptism in the Early Church: History, Theology and Liturgy in the First Five Centuries. Grand Rapids; Cambridge: Eerdmans, 2009. XXII, 953 p.

34.   Harmless (2014) — Harmless W. Augustine and the Catechumenate. Rev. ed. Collegevine, MN: Liturgical Press, 2014. 476 p.

35.   Jensen (2005) — Jensen R.M. Baptismal rights and architecture // Late Ancient Christianity. Vol. 2 / Ed. by V. Burrus. Minneapolis: Fortress Press, 2005. P. 117-144.

36.   Jensen (2008) — Jensen R.M. Mater Ecclesia and Fons Aeterna // A Feminist Companion to Patristic Literature. New York: T & T Clark, 2008. P. 137-153.

37.   Jensen (2012) — Jensen R.M. Baptismal Imagery in Early Christianity. Grand Rapids, MI: Baker Academic Press, 2012. 272 p.

38.   Lubac (1982) — Lubac H de. The Motherhood of the Church. San Francisco: Ignatius Press, 1982. 363 p.

39.   Minear (2004) — Minear P.S. Images of the Church in the New Testament. Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press, 2004. 313p.

40.   Murray (1975) — Murray R. Symbols of Church and Kingdom: A Study in Early Syriac Tradition. London: Cambridge University Press, 1975. XV, 394p.

41.   Peper (2011) — PeperB.M. The Development of Mater Ecclesia in North African Ecclesiology: Ph. D. Dissertation. Vanderbilt University. Nashville, Tennessee, 2011. X, 264p.

42.   Pignot (2020) — Pignot M. The Catechumenate in Late Antique Africa (4lh-6lh Centuries): Augustine of Hippo, His Contemporaries and Early Reception. Leiden; Boston: Brill, 2020. XI, 414p. (Supplements to Vigiliae Christianae; v. 162).

43.   Plump (1939) — Plumpe J. C. Ecclesia Mater // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1939. Vol. 70. P. 535-555.

44.   Plump (1943) — Plumpe J. C. Mater Ecclesia: An Inquiry into the Concept of the Church as Mother in Early Christianity. Washington, DC: Christianity Catholic University of America Press, 1943. 143 p.

45.   Riley (1974) — Riley H.M. Christian Initiation: A Comparative Study of the Interpretation of the Baptismal Liturgy in the Mystagogical Writings of Cyril of Jerusalem, John Chrysostom, Theodore of Mopsuestia and Ambrose of Milan. Washington, DC: The Catholic University of America Press: Consortium Press, 1974. XXXIII, 481 p. (Studies in Christian Antiquity. Vol. 17).

46.   Stewart-Sykes (2004) — Stewart-Sykes А. Tertullian, Cyprian and Origen on the Lord’s Prayer / Transl. and Introd., with Brief Annot. by A. Stewart-Sykes. New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 2004. 214p.

47.   Voprada (2020) — Voprada D. Quodvultdeus: A Bishop Forming Christians in Vandal Africa: A Contextual Analysis of the Pre-baptismal Sermons attributed to Quodvultdeus of Carthage. Leiden; Boston: Brill, 2020. XII, 368 p.

48.   Ysebaert (1962) — Ysebaert J. Greek Baptismal Terminology: Its Origins and Early Development. Nijmegen Dekker & van de Vegt, 1962. XVIII, 435 p.


[1] См., напр., исследование новозаветных образов Церкви П. С. Минера: [Minear, 2004].

[2] Утраченный ныне оригинал «Дидаскалии апостолов» был написан на греческом языке, при этом исследователи полагают, что он сирийского происхождения и его составителем был епископ, занимавший кафедру в Северной Сирии [Ткаченко, 2006, 663; Murray, 1975, 26].

[3] В Риме оглашаемых, готовящихся к крещению, называли «избранными» (electi), в других западных Церквах, в частности в Северной Африке, Галлии, Испании, было более распростране­но название «стремящиеся» или «заявители» (competentes) [Гаврилюк, 2001, 223; Ткаченко, 2011, 590; Ткаченко, 2005, 366; Фокин, 2010, 162]. Блаженный Августин объясняет такое наименование тем, что они уже подали свое имя в список для принятия Крещения (Aug. De fide et operibus. 6. 9), а также тем, что оглашаемые второго этапа совместно стремятся (simul petentes) к возрожде­нию во Христе (Aug. Serm. 216. 1); [Фокин, 2010, 162].

[4] В частности, до нас дошли его поучения о первоначальном наставлении оглашаемых, комментарии на Священное Писание, касающиеся оглашаемых, проповеди на Символ веры, молитву Господню, Крещение и Евхаристию, обряды 8-го дня и др. [Фокин, 2010, 162; Гаври­люк, 2001, 227; Ferguson, 2001, 257]. Подробное исследование катехизации блж. Августина см.: [Harmles, 2014].

[5] Благодарим П. С. Озерского за помощь с подготовкой литературного перевода цитат блж. Августина.

[6] Перевод И. В. Пролыгиной [Пролыгина, 2006].

[7] Обзор позиций по поводу авторства этих проповедей см.: [Pignot, 2020, 239-248].

[8] Изучение Священного Писания после предшествовавшего этапа изучения философии и других наук входило в катехизическую программу Оригена.

[9] Об особенностях огласительного значения сочинения Оригена «О молитве» см.: [Stewart- Sykes, 2004, 101-107].

[10] Обзор источников, содержащих свидетельства о раннехристианской практике Крещения, см.: [Ferguson, 2009].

Источник: Сидорова О. И. Образ Матери-Церкви в контексте раннехристианской катехи­зации // Христианское чтение. 2024. № 1. С. 23-34.