Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Храмы Черниговского Патриаршего подворья и отражение их истории в литературе, электронных ресурсах и рукописных материалах (обзор источников)
Анонсы
Храмы Черниговского Патриаршего подворья и отражение их истории в литературе, электронных ресурсах и рукописных материалах (обзор источников)
Приблизительное время чтения: 34 мин.
100%


В статье преподавателя ОЦАД, кандидата искусствоведения Ольги Сергеевны Трофимовой поставлена задача провести обзор наиболее значимых и характерных источников информации разных типов и эпох, в которых содержатся сведения о храмах Черниговского подворья и связанных с ним объектах в Черниговском переулке. В обзоре учте­ны как традиционные печатные источники, так и электронные публикации, рукописи и неопубликованные материалы. В связи с активным проникновени­ем в научную и педагогическую деятельность интернет-источников часть статьи посвящена типам современных публикаций о храмах Черниговского подворья и истории данной местности. Расширение представлений об истории подворья представляет особый интерес для тех, кто работает в сфере краеведения, по­скольку в последние годы растет число пеших экскурсий по городу, в том числе по Замоскворечью. В рамках изучения источников по истории Черниговского Патриаршего подворья вводится в научный оборот написанный в Гражданскую войну «Протокол осмотра церкви Иоанна Предтечи, что под бором, и противо­лежащей церкви во имя Черниговских Чудотворцев...», входящий в собрание протоколов, созданных Комиссией по изучению старой Москвы и хранящихся в Государственной Публичной Исторической библиотеке. С целью обрисовать вопрос о строительстве каменной Иоанновской церкви, связанный с датиров­кой постройки и участием итальянского зодчего Алевиза Нового, рассмотрено содержание и выводы исследований авторов XIX и XXI вв., священника Сергия Страхова и искусствоведа, профессора А. Л. Баталова. В статье намечены при­мерные направления возможной исследовательской деятельности для тех, кого заинтересует продолжающаяся история подворья, — ученых, педагогов, экс­курсоводов и др.

Черниговский переулок Замоскворечья, в котором располагается Чернигов­ское Патриаршее подворье, организованное в 1990-е гг., — зримое воплощение мысли, изложенной в русской пословице: «Мал золотник, да дорог». Краевед С. К. Романюк писал: «Особенно богат достопримечательностями в Замоскво­речье небольшой, всего в 218 метров, Черниговский переулок»[1]. В комплекс подворья входят две старинные церкви — во имя Усекновения главы св. Иоан­на Предтечи, что под Бором (1675 г., с фрагментами XVI в., перестраивалась в XVIII — нач. ХХ в.) (ил. 1) и во имя святых мучеников Михаила и Феодора, Черниговских чудотворцев (1675) (ил. 2). К подворью относится отдельно стоя­щая колокольня 2-й пол. XVIII в. и два дома (кон. XIX — нач. ХХ в.), в которых располагается Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равно­апостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД, ректор митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)). Более трех столетий в создание архитектурного комплек­са вносили свой вклад русские купцы, меценаты и деятели искусства разных эпох.

В послереволюционный период храмы Черниговского переулка были закры­ты, убранство и росписи практически полностью уничтожены. К 2010 г. комплекс нуждался в серьезной реставрации. Она проводилась совместными усилиями Церкви и государства, в т. ч. в рамках Государственной программы города Мо­сквы «Культура Москвы 2012—2016 гг.»[2]. 1 ноября 2015 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Иоанновской церкви[3]. К осени 2017 г. закончились работы по отделке внутреннего убран­ства храма Черниговских чудотворцев. 11 марта 2018 г. состоялось освящение[4].

Оба памятника входят в число объектов культурного наследия федерального зна­чения[5] (ил. 3).

Иконографическая программа ансамбля стенных росписей обновленной Иоанно-Предтеченской церкви делает ее единственной в своем роде и расши­ряет историю памятника. Над созданием росписей трудился коллектив масте­ров из разных стран под руководством выпускника иконописной школы МДА в Троице-Сергиевой лавре Д. М. Севастьянова. Помощник руководителя ре­ставрационных работ А. С. Чорба рассказал в интервью телеканалу «Культура»: «Старались сделать все самое лучшее, чтобы храм смотрелся одним целым, что­бы прослужило много лет и чтобы это досталось нашим потомкам»[6].

Ориентированная на традиции балканских фресок XIV в. и древнерусско­го искусства, творчески интерпретированного мастерами школы м. Иулиании (Соколовой) и ее последователей, программа включает в себя более 300 изобра­жений (отдельные фигуры и сюжеты). Фрагменты фресок XVII в. и небольшой деисис кон. XIX — нач. ХХ в., уцелевшие до наших дней, органично включены в новый слой. Сочетания изображений отдельных святых и сюжетов представляют собой многотемную полифоническую структуру. Помимо традиционных изображений (состав икон в местном ряду, деисис, двунадесятые праздники), в небольшом приходском храме подобрано значительное число изображений святых покровителей врачей, педагогов, богословов и людей церковного ис­кусства. Это подвижники разных чинов святости, в том числе мученики и исповедники.

В церкви мучеников Черниговских воссоздана стенопись XIX в. в стиле позднего ампира (сюжеты Евангелия и святые покровители храма), отрестав­рированы фрагменты росписей эпохи модерна. В работе принимал непосред­ственное участие митрополит Иларион, который помог художникам расшиф­ровать смысл фрагментов, уцелевших на стенах[7]. В духе русской религиозной живописи 2-й пол. XIX столетия созданы сцены жития свв. Михаила и Феодора, замученных в Орде (ил. 4). Тематически с ними связана композиция «Препо­добный Сергий Радонежский благословляет св. блгв. великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву» (раскрывается мысль о борьбе Руси за освобождение от монголо-татарского ига, которую возглавляли святые подвижники разных эпох). В иконостасе, выполненном в стиле барокко (напоминание об эпохе строительства церкви), обращает на себя внимание деисис: помимо Пре­святой Богородицы и св. Иоанна Крестителя изображены шесть апостолов. По­средством икон устанавливается связь храма с темой духовного просвещения и воспитания.

Таким образом, новый этап в жизни подворья требует обновления и си­стематизации информации о нем с целью дальнейшего изучения особенностей комплекса, по ряду позиций входящего в число уникальных культурных объек­тов. Богословские и художественные особенности иконографических программ позволяют пополнить число исследований по церковному искусству новейшего времени.

Между тем количество опубликованной научной литературы, посвящен­ной истории храмов нынешнего Черниговского Патриаршего подворья и собственно Черниговского переулка, невелико. Причиной тому скудость ис­точников XVXIX вв. об этом уголке Замоскворечья и меньшая известность памятников переулка в сравнении с некоторыми другими культурными объ­ектами района. В числе печатных изданий можно выделить несколько брошюр XIXXX вв. и современных статей по истории искусства и археологии в книгах и журналах. Из фактов научной жизни последнего десятилетия, связанных с подворьем, внимание ученых прежде всего привлекают археологические на­ходки[8].

Опыт собирания ключевой информации о церквях Черниговского пере­улка из опубликованных и неопубликованных источников на начало 1990-х гг. осуществлен П. Г. Паламарчуком[9]. Значительная по объему подборка фактов со ссылками на различные, в том числе научные, источники[10], о причте церк­вей, архитекторах, реставраторах и иконописцах помещена на сайте «Храмы России»[11] — базе данных, формируемой энтузиастами-краеведами. Основную часть материалов о Черниговском переулке и его храмах составляют научно­популярные, обстоятельно написанные разделы в краеведческих изданиях[12] и краткие упоминания в популярных книгах об истории[13].

Большую часть от общего числа публикаций о Черниговском переулке, рассчитанных на самый широкий круг интересующихся темой, составляют интернет-тексты в виде справок для туристов и рассказов любителей краеведе­ния в их ЖЖ[14].

В ходе изучения круга источников сведений о храмах переулка и соседних зданиях автором данной статьи было выявлено, что он разнообразен в плане ти­пов документов. В их круг входят летописи, книги, фиксировавшие информа­цию о землевладениях и выдаче жалованья причту церквей, планы города, доку­менты о храмах, хранящиеся в фонде Московской духовной консистории (ЦГА. Ф. 203) и в фонде церквей Замоскворецкого сорока Москвы (ЦГА. Ф. 2121), опу­бликованные воспоминания современников событий 1812 г., справочники «Вся Москва», официальная информация о работе археологов, реставраторов и стро­ителей в ходе реставрации 2010-х гг., результаты экспертиз, публикации в СМИ, публикации на сайте ОЦАД о богослужебной жизни подворья и др.

Иллюстративный материал представлен:

а)   старинными планами города XIX—XX вв.;

б)   фотоматериалами в составе реставрационных документов разных десяти­летий;

в)   любительскими и профессиональными фотографиями XIXXXI вв., на­чиная с альбома Н. А. Найденова[15] и кончая новейшими фотографиями в репортажах СМИ о ходе реставрационных работ на подворье.

Особенную ценность представляет собрание любительских фотографий А. М. Чеботаря, который сфотографировал Иоанновский храм в середине 1970-х гг. и имел возможность снимать последние росписи этой церкви с лесов, судя по расположению сюжетов перед объективом[16]. Кроме того, для специали­стов по современному церковному искусству будет интересна фотоподборка ра­бот иконописца А. Деркачева, принимавшего участие в росписи[17]. Данные фо­тографии позволяют детально рассмотреть некоторые ростовые изображения. В статье интернет-журнала «Татьянин день» помещены фото автора, запечатлев­шие отдельные моменты в ходе работ иконописцев[18].

Храмы Черниговского переулка относятся к числу наиболее старых церквей Замоскворечья. С историей Предтеченской церкви связан ряд вопросов, нашед­ших свое отражение в исследованиях. В древности за рекой стоял мужской мо­настырь, первое упоминание о котором, согласно летописям, относится к весне 1415 г., когда великая княгиня, жена Василия I, не могла разрешиться от бре­мени и была близка к смерти. В трудный час великий князь послал с просьбой о молитве за супругу к иноку, который охарактеризован в летописи как «некий старец свят», «знаем же бе и великим князем». Инок находился в «манастыре святаго Иоана предтечи под Бором, за рекою Москвою»[19]. Старец велел пере­дать, чтобы великий князь молился Господу, Богоматери и мученику Лонгину Сотнику, покровителю правящей династии, и предсказал рождение наследни­ка в тот же вечер. Слово инока сбылось: великая княгиня благополучно родила будущего Василия II, известие о чудесном предсказании тотчас разошлось по дворцу и было передано летописцу[20].

В краеведческих изданиях о Москве (и Замоскворечье в частности) не встре­чается информации о том, что существует гипотеза относительно имени святого подвижника. В житии прп. Иакова Железноборовского, основателя монастыря во имя св. Иоанна Предтечи в селе Железный Борок (на территории современ­ной Костромской области), есть эпизод, местами дословно совпадающий с рас­сказами летописей о рождении Василия II. Эпизод начинается со слов: «Некогда бывшу святому Иакову на Москве и в то время родися великому князю Васи­лию Димитриевичу сын князь великий»[21]. Далее следует знакомый по летописям рассказ о страданиях великой княгини, угрозе смерти, просьбе мужа молиться, ответе инока (в данном случае святого Иакова) и рождении наследника. Эпи­зод в житии завершается сведениями об особенной милости счастливого отца к монастырю, основанному преподобным Иаковом: «И вси дивишася, и от того наипаче держа веру великий князь ко святому Иакову и имея его, яко единаго от пророк, и вдаде великий князь монастырю святаго Иакова села, и пажити, и милостину многу на создание святыя обители»[22]. Современные исследователи древнерусской агиографии полагают, что отождествлять преподобного Иакова и старца из монастыря за рекою — ошибка, и составитель жития в свое время допустил ее, будучи введен в заблуждение созвучием (два Иоанновских мона­стыря, один в Железном Бороке, другой под Бором)[23]. Но, как справедливо заме­чает автор книги об обители преподобного Иакова, в таком случае нужна оценка сведений о внимании великого князя к монастырю, которое агиограф напрямую связывает с событием в Москве[24].

Однако главной загадкой истории Иоанновской церкви является «алевизовский вопрос». Суть его сводится к следующему: был ли построен в 1514—1515 гг. на месте деревянной церкви под Бором каменный храм по проекту итальян­ского зодчего Алевиза Нового или не был? Практика работы с экскурсантами в наше время показывает, что «алевизовский вопрос» часто вызывает повышен­ный интерес у знатоков и любителей истории и древнерусского искусства. Уже в XIX в. существовали разные точки зрения относительно времени возведения Иоанновской церкви. Гипотезы основывались на летописных известиях и дан­ных Строельной книги 7165 г. (1657). Согласно летописям, в 1514 г. Алевиз воз­вел каменный храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи[25], согласно Строельной книге, церковь была деревянной.

Для сравнения проанализируем подробнее точки зрения авторов, акценти­ровавших внимание на данном вопросе.

В 1893 г. о. Сергий Страхов выпустил брошюру «Древнейшие известия о церкви св. Иоанна Предтечи, что под Бором, на Пятницкой»[26]. О. Сергий объяс­няет, что здание, известное читателям конца XIX в., построено на месте преды­дущих, и это «по крайней мере четвертая из церквей», сменявших одна другую[27]. Страхов указывает на ошибочность мнения, что Иоанновский храм впервые был возведен в 1675 г.

Называя Иоанновскую церковь одной из древнейших в Москве, о. Сергий кратко характеризует раннюю застройку замоскворецкого посада. Переходя к истории памятника, исследователь цитирует летопись за 1415 г. (история о труд­ных родах у великой княгини и об ответе старца, носившем провидческий ха­рактер). В свойственной ему обстоятельной манере Страхов приводит ссылки на три летописи. Сравнивая летописные известия и поздние данные XVIII в., о. Сергий выдвигает предположение, что Иоанновский монастырь под Бором «обращен был в женский и оставался таким до своего упразднения»[28]. Далее ис­следователь развивает мысль о преемственности московских обителей во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи: либо после упразднения заречного мона­стыря была основана одноименная женская обитель на Кулишках, либо на Кулишки перевели женский монастырь из-за Москвы-реки. Ссылаясь на летопись 1514 г., Страхов предполагает, что церковь к тому времени стала приходской в связи с расширением посада, и обращает внимание читателя на то, что в книге царского жалованья церквям 1625—1677 гг. церковь обозначалась «что был Ива­новской монастырь под Бором» [29].

О. Сергий подчеркивает значимость церкви, особенное внимание к кото­рой проявил великий князь Василий III, повелев возвести ее в камне Алевизу Новому. Аргументирует свою точку зрения о. Сергий цитатой из Воскресенской летописи. Страхов предполагает, что внимание великого князя обусловили об­стоятельства рождения его деда. Загадку, почему алевизовский храм числится в Строельной книге деревянным, о. Сергий решает так: «Какой-либо великий по­жар, или же погром 1612 г., уничтожил каменную церковь»[30].

Если обобщить наблюдения и выводы о. Сергия Страхова, получается сле­дующее:

церковь — одна из древнейших в Москве, первоначально монастырская;

почитание старца Иоанновской обители в семье великого князя обусло­вило внимание правящей династии к маленькой церкви в малонаселенной ча­сти посада.

Исследователь делает акцент на уникальности Иоанновской церкви, среди прочего потому, что она была выстроена усердием представителя велико­княжеской династии;

по неизвестной причине алевизовская церковь была разрушена;

всего на этом месте сменили друг друга четыре храма.

О том, что мнения об «алевизовском вопросе» в нач. ХХ в. различались, сви­детельствует следующий факт: в опубликованном в 1913 г. путеводителе, кото­рый предназначался Московским архитектурным обществом для членов V съез­да зодчих в Москве, постройка Иоанновской церкви отнесена к 1658 г.[31], тогда как в «Указателе московских церквей» М. И. Александровского записано: «По­строена в 1514 году зодчим Алевизом»[32].

В первой четверти ХХ в. история Иоанновской церкви достаточно прочно связывалась с «алевизовским вопросом». Это показывает краткая запись в про­токоле осмотра памятника, выполненного специалистами Комиссии по изуче­нию старой Москвы в 1920 г. Комиссия по изучению старой Москвы входила в число краеведческих организаций, которые ставили перед собой цель изучать и сохранять историческое наследие московского региона. Комиссия была основа­на в 1909 г. при Императорском Московском археологическом обществе. После революции, когда ИМАО было закрыто, Комиссия перешла в ведение Государ­ственного Исторического музея, позже присоединилась к «Обществу изучения Московской губернии». В кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. перешла под партийный контроль и действовала до 1936 г.[33] За время своего существования Комиссия ис­следовала большое количество памятников старины, спасла ряд их от уничтоже­ния. Ее документы, в том числе протоколы заседаний, имеют особую ценность для историков и краеведов.

В течение 1920—1923 гг. Комиссия проводила осмотры столичных храмов и фиксировала результаты в рукописных протоколах. В настоящее время собрание хранится в ГПИБ и включает в себя 15 тетрадей[34]. Среди них: «Протокол осмотра церкви Иоанна Предтечи, что под бором, и противолежащей церкви во имя Чер­ниговских чудотворцев (св. кн. Михаила Черниговского и боярина его Федора) членами Комиссии по изучению старой Москвы Московского Археологическо­го общества, 9 июня 1920 г.», составленный Б. С. Пушкиным[35]. Основную часть текста занимает перечень икон и богослужебной утвари, которые позволяют представить себе состав убранства храма и расположение утраченных памятни­ков иконописи, а также выписка информации из Строельной книги 1657 г.

Вопрос о возведении Предтеченской церкви в XVI в. возникает в начале обследования: «Встреченные о. протоиереем Василевским[36], сообщившим истори­ческие данные о той и другой церкви, члены Комиссии осмотрели сначала цер­ковь Иоанна Предтечи; по своему наружному виду она, несомненно, относится ко 2-й пол. XVII в., разумея при этом, конечно, главный храм во имя св. Иоанна Предтечи; возвышающийся над храмом световой фонарь более позднего про­исхождения XVIII в. Приделы — во имя Николая Чудотворца и св. бессребренников Косьмы и Дамиана — построены в пол. XVIII в. (ил. 5, 6), колокольня кон. XVIII в. Проникнуть в [туннель? нрзб.] подклети храма, где устроено ото­пление, не удалось, так как ключи у другого священника; близлежащая к ней, тоже подклетная — храмовая часть обращена в ризницу; своды в ней — равно как и в отоплении, по словам о. прот. Василевского, — так выровнены и отшту­катурены, что очень трудно, при осмотре быстром даже нельзя найти в этом подклетном помещении следы каменной стройки XVI в., времени Алевиза»[37].

Наиболее полный анализ «алевизовского вопроса» на сегодняшний день предлагает современный историк искусства, один из крупных специалистов в области московского зодчества XVI в., доктор искусствоведения, профессор А. Л. Баталов[38]. Ученый реконструирует раннюю историю Иоанновской обители на Кулишках, подробно анализирует летописные упоминания о монастыре за Москвой-рекой и существующие версии о времени постройки каменного Предтеченского храма в последнем. А. Л. Баталов обоснованно предлагает критиче­ское и осторожное отношение к гипотезам об истории замоскворецкой обители и, позже, приходской церкви.

Ученый ссылается на данные реставрационных работ в Черниговском пе­реулке, в ходе которых отмечалось, что «кладка подклета (Иоанновской церк­ви. — О. Т.) единовременна с кладкой стен, относящихся к XVII столетию»[39]. Исследователь подчеркивает, что «материальных свидетельств существования здесь каменной церкви ранее второй половины XVII в. обнаружить не удалось», а маломерный кирпич, встречавшийся реставраторам в дверном проеме подклета, не может служить доказательством, поскольку данный тип кирпича рас­пространяется в середине — 2-й пол. XVI столетия[40] . Загадку расположения алевизовского храма, по мнению А. Л. Баталова, объясняет следующая гипоте­за: поскольку убедительных доказательств постройки в XVI в. каменной церкви за рекой нет, а собор на Кулишках очень близок по типологическим особенно­стям архитектуре XVI в., то «нельзя исключать, что именно собор Ивановского монастыря под Бором на Кулишках был тем храмом, построенным Алевизом Фрязиным, о котором упоминается в летописях под 1514 г.», существование же в городе двух храмов с одинаковым посвящением и топонимом могло привести к контаминации[41].

В настоящее время в официальных документах Иоанновский храм датиру­ется 1675 г., с фрагментами XVI в.[42]

Создание Патриаршего подворья в Черниговском переулке относится ко времени новейшего периода в истории прихода, которая находит свое отраже­ние в рукописных материалах и интернет-публикациях. Среди них следует вы­делить воспоминания местных жителей и тех, кто связан с возрождением при­хода в 1990—2000-е гг. Воспоминания частично опубликованы в интернете и в приходском издании церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, частично записаны со слов рассказчиков и получены автором данной статьи в виде электронных писем. Их содержание касается служения покойных настоятелей храмов в Черниговском переулке, деталей приходской жизни в эти годы, появления в приходе старинного Казанского образа Пресвятой Богороди­цы, условий жизни обитателей бывшего церковного дома, в котором размеща­лись коммунальные квартиры.

Наиболее яркие примеры — воспоминания об о. Сергии Торопцеве[43] и об­леченные в художественную форму зарисовки об о. Сергии Карамнове (рассказ А. В. Артомасовой)[44]. Названные тексты рисуют священников, преданно слу­живших Господу и самоотверженно заботившихся о своей пастве. О. Сергий Торопцев «всю основную работу по подготовке Черниговского храма к богослуже­ниям, будучи от Бога прекрасным электриком, сварщиком и столяром... провел сам»[45]. При о. Сергии Карамнове «маленькая община пополнялась все новыми членами, которые в процессе работы над воссозданием храма Черниговских му­чеников сроднились. Не последнюю роль в этом играл характер батюшки — отца Сергия. Его работоспособность, веселый характер, удивительная деликатность создали атмосферу доброты, доброжелательности и искреннего тепла к окру­жающим людям. Кто бы ни вошел в храм, его принимали с добром, без упреков, одергиваний и замечаний»[46]. В пору настоятельства о. Сергия Карамнова прихо­ду подарили Казанский образ Пресвятой Богородицы в ризе, вычеканенная мо­литва на которой позволяет осторожно датировать икону последними двадцатью годами царствования Екатерины II (упомянуты государыня, цесаревич Павел Петрович и его вторая супруга Мария Феодоровна). Икона сугубо почитается прихожанами. Она неоднократно мироточила, о чем сообщил ряд российских СМИ, в том числе агентство международной информации «РИА Новости»[47].

После размещения на территории подворья церковного вуза (ОЦАД) Иоанновский храм стал академическим. Фоторепортажи о богослужениях и инфор­мация о событиях в жизни подворья размещаются на сайте аспирантуры (http:// www.doctorantura.ru/), наиболее значимые отражаются в «Журнале Московской Патриархии». Территория подворья выступает как площадка для проведения просветительских и культурных мероприятий (фестиваль «Пасхальный дар», выступления церковных хоров), здесь же проводятся съемки материалов для портала «Иисус» (https://jesus-portal.ru/) и экскурсии для гостей ОЦАД из раз­ных стран.

Завершая обзор источников, которые могут быть использованы в работе по истории и памятникам искусства Черниговского Патриаршего подворья, следу­ет отметить, что за последние годы объем информации значительно увеличился и предоставляет исследователям новые возможности для работ в области исто­рии Церкви, археологии и церковного искусства.

Список литературы

Официальные документы

1. Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации «Про­ект приспособления для современного использования объекта культурного наследия федерального значения “Церковь Ивана Предтечи под Бором, 1675 г., с фрагментами XVI в. Колокольня, 1758 г.”» от 25 апреля 2018 г. // Официальный портал Мэра и Пра­вительства Москвы: Департамент культурного наследия города Москвы. URL: https:// www.mos.ru/dkn/documents/discussions/view/4267221/ (дата обращения: 18.08.2019).

2. Приказ Мосгорнаследия от 19 июля 2017 г. № 493 «Об утверждении охранного обяза­тельства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения “Церковь Ивана Предтечи под Бором, 1675 г., с фрагментами XVI в. Колокольня, 1758 г.” по адресу: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 8, 9» // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: Департамент культурного на­следия города Москвы. URL:

https://www.mos.ru/dkn/documents/normativnye-pravovye- akty/view/52311220/ (дата обращения: 20.08.2019).

3. Церковь Ивана Предтечи под Бором, 1675 г. с фрагментами XVI в. Колокольня, 1758 г. // Портал открытых данных Правительства Москвы: объекты культурного наследия. 2013. URL: https://data.mos.ru/opendata/530/row/2949540 (дата обращения: 15.08.2019).

4. Церковь Михаила и Федора Черниговских, 1675 г. // Портал открытых данных Прави­тельства Москвы: объекты культурного наследия. 2013-. URL: https://data.mos.ru/ opendata/530/row/2959512 (дата обращения: 15.08.2019).

Книги, статьи, электронные ресурсы

5. Алексеева Е. По молитве Черниговских святых // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 4. С. 40-46.

6. Артомасова А. Старый храм: светлой памяти прот. Сергия Карамнова посвящается // Приходской листок Патриаршего Подворья храмов свв. мчч. Михаила и Феодора Чер­ниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. 2007. № 3. С. 4-6.

7. Баталов А. Л. К истории храмового строительства в Москве первой трети XVI века и проблема топографической локализации Ивановского монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века: к 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря: [сб. ст.]. М.: Северный паломник, 2005. С. 454-466.

8. Баталов А. Л. Монастырь Иоанна Предтечи в Москве: факты 600-летней истории // История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XVII — начала XIX века / сост. Д. Г. Давиденко. М.: Лето, 2015. С. 6-26.

9.Беляев Л. А. Декоративные изделия из известняка в Коломенском: обзор коллекции // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1(21). С. 95-108. DOI: 10.15382/sturV201621.95-108.

10. Васил(ь)евский Константин Александрович // Персоналии: краткие справки о священно- церковнослужителях и ктиторах Русской Православной Церкви // Храмы России: электрон. период. издание. 1999- . URL: http://www.temples.ru/clerics.php?ClericID=589 (дата обращения: 15.08.2019).

11. В церкви Михаила и Федора Черниговских найдено захоронение XVII в. // Официаль­ный портал Мэра и Правительства Москвы: Департамент культурного наследия го­рода Москвы. 23.07.2014. URL: https://www.mos.ru/dkn/documents/arhiv-novostej/view/ 108936220/ (дата обращения: 16.08.2019).

12.Векслер А. Г. и др. Спасательные археологические работы на территории Китай-города и Замоскворечья // Археологические открытия. 2015 г. М.: ИА РАН, 2017. С. 121-123.

13. Вся Москва: адресная и справочная книга на 1913 год: 29-й год издания. М.: Т-во А. С. Су­ворина «Новое время»: Городская тип., 1913.

14.Вся Москва: адресная и справочная книга на 1917 год: 24-й год издания. М.: Т-во А. С. Су­ворина «Новое время»: Городская тип., 1917.

15.Гриднев Сергий, диакон; Морулёв Ф. Памяти Сергия Торопцева. Биография. Воспоми­нания. 26.09.2017 // Всемирный Христианский Благотворительный Фонд «Триумф Сердца»: [сайт]. 2016-. URL: http:// triumphserzia.ru/памяти-протоиерея-сергия-торопцева-б/ (дата обращения: 16.08.2019).

16.Дмитриева И. А. Краеведческая деятельность московских священнослужителей (конец XIX — начало ХХ века) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религио­ведение. 2003. № 1. С. 107—119.

17.До конца года в Москве будет отреставрировано 90 памятников архитектуры // Офици­альный портал Мэра и Правительства Москвы. 18.11.2015. URL: https://www.mos.ru/ mayor/themes/4299/2995050/ (дата обращения: 16.08.2019).

18.Дроздов Д. П. Переулки Замоскворечья. Прогулки по Кадашевским, по Толмачевским, Лаврушинскому, Черниговскому и Климентовскому. М.: Центрполиграф, 2017.

19.Замоскворечье в лицах, судьбах, эпохах...: ист. сенсации в современной трактовке: путе­водитель. 2-е изд. М.: Новая элита, 2011.

20.Иоанно-Предтеченский собор Москвы будет освящен 1 ноября // Телеканал «Россия — Культура» (Россия — К): [сайт]. 2001- . 30.10.2015. URL: https://tvkultura.ru/article/ show/article_id/143846/ (дата обращения: 20.08.2019).

21.Колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором // Nefer's Journal: [блог]. 20.04.2012. URL: https://neferjournal.livejournal.com/3094620.html (дата обраще­ния: 16.08.2019).

22.Митрополит Иларион рассказал о мироточащей иконе в центре Москвы // РИА Ново­сти: [сетевое издание]. 2014- . URL : https://ria.ru/20191003/1559410844.html (дата об­ращения: 14.12.2019).

23.Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви: [в 4 ч.]. М., 1882—1883. Отд. 2: За­москворецкая часть Земляного города. 1883.

24.Проценко А. Черниговское подворье — сокровище старой Москвы // Td = Татьянин день: молодежный интернет-журнал МГУ. 2007- . 05.11.2015. URL: http://www.taday.ru/ text/2147968.html (дата обращения: 20.08.2019)

25.ПСРЛ. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949.

26.Путеводитель по Москве, 1913 / под ред. И. П. Машкова. М.: ТЕРРА, 1998.

27.Пушкин Б. Протокол осмотра церкви Иоанна Предтечи, что под бором, и противоле­жащей церкви во имя Черниговских чудотворцев (св. кн. Михаила Черниговского и боярина его Федора) членами Комиссии по изучению старой Москвы Московского Археологического общества, 9 июня 1920 г. [рукопись] [М., 1920].

28.Романюк С. К. Переулки старой Москвы: история, памятники архитектуры, маршруты. М.: Центрполиграф, 2018.

29.Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столе­тия / сост. Волобуева Т. И. [и др.]. Тверь: Булат, 2013.

30.Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Журнал Московской Патриар­хии. 2015. № 12. С. 8-10.

31.Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Журнал Московской Патриар­хии. 2018. № 4. С. 26-27.

32.Сорок сороков: [в 4 т.] / авт.-сост. П. Г. Паламарчук. Т. 2: Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. М.: Книга и биз­нес: Кром, 1994. С. 570-574.

33.Стародубова А. Л. Комиссия по изучению старой Москвы // Православная энциклопе­дия. М., 2014. Т. 36. С. 526-533.

34.Страхов С., свящ. Древнейшие известия о церкви св. Иоанна Предтечи, что под Бором, на Пятницкой. М.: Тип. А. И. Снегиревой, 1893.

35.Сытин П. В. Из истории московских улиц: очерки. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Моск. рабочий, 1958.

36.Указатель московских церквей / сост. М. Александровский. М., 1915.

37.Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Иаково-Железноборовский мо­настырь. Кострома: Костромская епархия РПЦ, 2017.

38.Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Москва, Черниговский переулок // Офи­циальный сайт Иконописного Отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019- . URL: https://icon.spbda.ru/8171-2/aleksandr-derkachev-2/khram-useknoveniya- glavy-ioanna-predte/ (дата обращения: 17.08.2019).

39.Храмы России: электрон. период. издание: [сайт]. 1999- . URL : http://www.temples.ru/ (дата обращения: 14.08.2019).


[1] Романюк С. К. Переулки старой Москвы: История. Памятники архитектуры. Маршру­ты. М., 2018. С. 774.

[2] В церкви Михаила и Федора Черниговских найдено захоронение XVII в. // Официаль­ный портал Мэра и Правительства Москвы: Департамент культурного наследия города Мо­сквы. 23.07.2014. URL: https://www.mos.ru/dkn/documents/arhiv-novostej/view/108936220/ (дата обращения: 16.08.2019).

[3] Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Журнал Московской Патриар­хии.

2015. № 12. С. 8—10.

[4] Там же. 2018. № 4. С. 26.

[5]См. записи URL: https://data.mos.ru/opendata/530/row/2949540 и https://data.mos.ru/ opendata/530/row/2959512 в перечне: Объекты культурного наследия // Портал открытых дан­ных Правительства Москвы. 2013. URL: https://data.mos.ru/ (дата обращения: 15.08.2019).

[6] Иоанно-Предтеченский собор Москвы будет освящен 1 ноября // Телеканал «Россия — Культура» (Россия — К): [сайт]. 2001. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/143846/ от 30.10.2015 (дата обращения: 20.08.2019).

[7] Алексеева Е. По молитве Черниговских святых // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 4. С. 42.

[8] Беляев Л. А. Декоративные изделия из известняка в Коломенском: обзор коллекции // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 104; Векслер А. Г. и др. Спасательные археологические работы на территории Китай-города и Замоскворечья // Археологические открытия. 2017. Т. 2015. С. 122—123.

[9] Сорок сороков: [в 4 т.]. Т. 2: Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. М., 1994. С. 570-574.

[10] В их число входит издание «Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети XX столетия». Тверь, 2013.

[11] Храмы России: эл. период. издание. 1999- . URL: http://www.temples.ru/ (дата обраще­ния: 14.08.2019).

[12] Среди них книги П. В. Сытина, С. К. Романюка и Д. П. Дроздова.

[13] Приведем как образец цитату из недавнего издания: «Перейдя Черниговский переулок, который отсюда (с Пятницкой улицы. — О. Т.) открывается во всей красе между стенами двух древних храмов (Иоанна Предтечи под Бором и Михаила и Федора Черниговских), вы про­должите путь вдоль “провинциального ряда” позапрошлого века» (Замоскворечье в лицах, судьбах, эпохах...: ист. сенсации в совр. трактовке. 2-е изд. М., 2011. С. 75).

[14] Яркий пример: Колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором // Nefer's Journal: [блог]. 20.04.2012. URL: https://neferjournal.livejournal.com/3094620.html (дата обращения: 16.08.2019).

[15] Найденов Н. А. Москва: Соборы, монастыри и церкви: [в 4-х ч.]. М., 1882—1883. Отд. 2: Замоскворецкая часть Земляного города. 1883.

[16] На сайте «Храмы России», раздел «Изображения».иКГ: http://www.temples.ru/gallery. php?CardID=4460 (дата обращения: 17.08.2019).

[17] Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, Москва, Черниговский переулок // Офици­альный сайт Иконописного Отделения Санкт-Петербургской ДуховнойАкадемии. 2019—. URL: https://icon.spbda.ru/8r71-2/aleksandr-derkachev-2/khram-useknoveniya-glavy-ioanna-predte/ (дата обращения: 17.08.2019).

[18] Проценко А. Черниговское подворье — сокровище старой Москвы // Td = Татьянин день : молодеж. интернет-журнал МГУ. 2007— . 05.11.2015. URL: http://www.taday.ru/text/ 2147968.html (дата обращения: 20.08.2019).

[19] ПСРЛ. Т. 25: Московский летописный свод конца XV века. М.; Л., 1949. С. 241.

[20] Там же.

[21] Житие преподобнаго Иакова, игумена Железноборовскаго. КМЗ КОК 24783. С. 118. Цит. по: Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Иаково-Железноборовский монастырь. Кострома, 2017. С. 125.

[22] Там же. С. 119. Цит. по: Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Указ. соч. С. 125.

[23] Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Указ. соч. С. 92—93.

[24] Там же. С. 93.

[25] Перечень летописных источников и их сравнительный анализ см. в: Баталов А. Л. Мо­настырь Иоанна Предтечи в Москве: факты 600-летней истории // История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XVII — начала XIX века / сост. Д. Г. Давиден- ко. М., 2015. С. 6-26 .

[26] Страхов Сергей Васильевич (1864 — после 1923), духовный писатель, краевед, церков­ный историк, проповедник. Родился в Москве. Выпускник МДС, о. Сергий закончил МДА со степенью кандидата богословия (1888). Изучал историю отдельных московских и подмосков­ных церквей. Печатался в 1880—1910-е гг. С 1889 г. служил в Введенской церкви Мариинского училища Дамского попечительства о бедных в Москве (на Софийской набережной). С 1890 г. законоучитель Елисаветинской женской гимназии, некоторое время служил настоятелем гимназического храма во имя св. прав. Елисаветы. Протоиерей церкви Троицы в Вишняках (с 1903).

[27] Страхов С., свящ. Древнейшие известия о церкви св. Иоанна Предтечи, что под Бором, на Пятницкой. М., 1893. С. 3.

[28] Там же. С. 5.

[29] Там же. С. 6.

[30] Там же. С. 7.

[31] Путеводитель по Москве, 1913 / под ред. И. П. Машкова. М., 1998. С. 353.

[32] Указатель московских церквей / сост. М. Александровский. М., 1915. С. 6.

[33] Стародубова А. Л. Комиссия по изучению старой Москвы // Православная энциклопе­дия. Т. 36. М., 2014. С. 526-533.

[34] Собрание протоколов осмотров московских храмов (1920-1923 гг.) членами Комис­сии по изучению старой Москвы / [Моск. археол. о-во Комис. по изуч. старой Москвы]. М., 1920-1923.

[35] Пушкин Борис Сергеевич (1879-1939), архивист, краевед, знаток истории декабристов. Окончил МДА со степенью кандидата богословия, преподавал в Академии. Долгие годы ра­ботал в архивах. Вольнослушатель Московского археологического института (1907) (см.: Дми­триева И. А. Краеведческая деятельность московских священнослужителей (конец XIX — на­чало ХХ века) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2003. № 1. С. 114).

[36] Василевский (Васильевский) Константин Александрович, московский священнослу­житель, выпускник МДС (1887), служил в Зачатьевском монастыре Москвы и преподавал За­кон Божий в гимназиях С. Н. Фишер и А. Е. Флерова (см.: Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1913 год. М., 1913. С. 87; Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1917 год. М., 1917. С. 74). Позже служил в церкви Иоанна Предтечи под Бором (см.: Васил(ь)евский Кон­стантин Александрович // Персоналии: краткие справки о священно-церковнослужителях и ктиторах Русской Православной Церкви // Храмы России: электрон. период. издание. 1999- . URL : http://www.temples.m/derics.php?Qericro=589 (дата обращения: 15.08.2019).

[37] Пушкин Б. Протокол осмотра церкви Иоанна Предтечи, что под бором, и противоле­жащей церкви во имя Черниговских чудотворцев (св. кн. Михаила Черниговского и боярина его Федора) членами Комиссии по изучению старой Москвы Московского Археологического общества, 9 июня 1920 г. [М., 1920]. [Л. 1-2].

[38] Баталов А. Л. К истории храмового строительства в Москве первой трети XVI века и проблема топографической локализации Ивановского монастыря // Древнерусское и пост­византийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века: к 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 454—466.

[39] Баталов А. Л. Указ. соч. С. 458.

[40] Там же. С. 454, 458.

[41] Там же. С. 465.

[42] Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации «Проект приспособления для современного использования объекта культурного наследия федерального значения “Церковь Ивана Предтечи под Бором, 1675 г., с фрагментами XVI в. Колокольня, 1758 г.”» от 25 апреля 2018 г.; Приказ Мосгорнаследия от 19 июля 2017 г. № 493 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объ­екта культурного наследия федерального значения “Церковь Ивана Предтечи под Бором, 1675 г., с фрагментами XVI в. Колокольня, 1758 г.” по адресу: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 8, 9» (записи https://www.mos.ru/dkn/documents/discussions/view/4267221/ и https://www. mos.ru/dkn/documents/normativnye-pravovye-akty/view/52311220/ // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: Департамент культурного наследия города Москвы (дата об­ращения: 18.08.2019)).

[43] Гриднев Сергий, диакон; Морулёв Ф. Памяти Сергия Торопцева. Биография. Воспоми­нания. 26.09.2017 // Всемирный Христианский Благотворительный Фонд «Триумф Сердца»: [сайт]. 2016- . URL:http:// triumphserzia.ru/памяти-протоиерея-сергия-торопцева-б/

[44] Артомасова А. Старый храм: светлой памяти прот. Сергия Карамнова посвящается // Приходской листок Патриаршего Подворья храмов свв. мчч. Михаила и Феодора Чернигов­ских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. 2007. № 3. С. 6. Выражаю благодар­ность С. Л. Белокурову за предоставленный экземпляр издания.

[45] Гриднев Сергий, диакон; Морулёв Ф. Указ. соч.

[46] Артомасова А. Указ. соч.

[47] Митрополит Иларион рассказал о мироточащей иконе в центре Москвы // РИА Ново­сти: [сетевое издание]. 2014- . URL : https://ria.ru/20191003/1559410844.html (дата обращения: 14.12.2019).


Источник: Трофимова О.С. Храмы Черниговского Патриаршего подворья и отражение их истории в литературе, электронных ресурсах и рукописных материалах (обзор источников) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 123–143.