Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Храмоздание на территории Прикамья в эпоху царствования Петра I (1682–1725)
Храмоздание на территории Прикамья в эпоху царствования Петра I (1682–1725)
Приблизительное время чтения: 22 мин.
100%


Аннотация: Статья протоиерея Алексия Марченко, доктора исторических наук, доктора церковной истории, доцента, профессора, начальника отдела докторантуры, профессора кафедры церковной истории и общегуманитарных дисциплин ОЦАД, посвящена изучению процесса храмоздания на территории Прикамья в период правления Императора Петра I (1682–1725). Внимание автора сосредоточено на выявлении взаимосвязи строительства церквей с развитием вотчины именитых людей (графов) Строгановых и горно-металлургической промышленности Западного Урала в XVIII веке. Автором представлены и охарактеризованы важнейшие сохранившиеся и ныне утраченные памятники деревянного и каменного церковного зодчества Прикамья, возведенные в указанную эпоху, с описанием их литургических и художественно-архитектурных особенностей. Делается вывод о том, что в период правления Петра Великого на территории Западного Урала шел интенсивный процесс строительства новых храмов, как деревянных, так и каменных, который должен был обеспечить растущие духовные потребности жителей стратегически важного для страны региона. Богатые солью, медью и другими природными ресурсами города и заводы, находившиеся под патронатом государства и Строгановых, были отмечены выдающимися памятниками каменного церковного зодчества начала XVIII в., являющимися шедеврами церковной культуры Западного Урала.

***

Чтобы проследить процесс храмоздания в Прикамье в эпоху царствования Петра I (1682–1725), необходимо обратить внимание на политическую обстановку в этом регионе России. В петровское время на Западном Урале укрепляется власть и множится богатство именитых людей Строгановых, обосновавшихся здесь еще в XVI веке. Строгановым удалось создать в Прикамье свою вотчину, состоящую из городков и острогов. Крупнейшие вотчинные центры Строгановых – Орел-Городок, с. Новое Усолье, Васильевское и Слудка Ильинского р-на.

Григорий Дмитриевич Строганов (1656–1715) становится сподвижником Петра I и активно участвует в его реформах. Благодарный Петр преумножил богатства Строгановых на Урале дарованием новых земель и казенных крестьян, которые стали их крепостными. В это время Строгановы занимались в Прикамье добычей соли и торговлей, конкурируя с новым кланом вотчинников – Демидовых, обосновавшихся на восточном склоне Урала. Строгановы стремились расширять границы своих владений. Они пытались завладеть Кунгурским уездом, но эти земли остались в собственности государства. Однако Петр в 1702 г. именным указом передал Григорию Дмитриевичу Строганову земли по Обве, Иньве и Косьве, а также с. Ильинское, которым совместно после его смерти управляли его сыновья Александр, Николай и Сергей. В 1722 г. Петр пожаловал старшего брата Александра Григорьевича Строганова (1698–1754) вместе с двумя братьями в баронский титул, и тот становится камергером императорского двора.

Пермские вотчины Строгановых сыграли решающую роль в духовной жизни Урала. В своих имениях Строгановы повсеместно строили храмы, развивали иконописание и церковное пение.

В начале XVIII в. на Урале бурно развивалась горнозаводская цивилизация. Первое крупное месторождение меди в Русском государстве было открыто именно в Прикамье – в 1617 году. Строгановский холоп Яков Литвинов обнаружил руду в Григоровой горе вблизи города Соликамска. Однако разработка меди Строгановыми не велась. Права на нее принадлежали исключительно московскому правительству, производство меди и железа было государственной монополией[1]. Несмотря на огромный спрос на выработку меди, Петр не разрешил Строгановым заниматься металлургией, хотя в их вотчинах для этого были все условия. Очевидно, Царь не желал усиления влияния и без того богатейшего рода Строгановых. Таким образом, Строгановы не занимались развитием металлургического производства вплоть до смерти Петра – 1725 года.

Все металлургические заводы, основанные при Петре на Западном Урале, были исключительно государственные. В Прикамье возникли 6 медеплавильных заводов: Мазуевский – 1704, Кунгурский – 1714, Романовский – 1716, Давыдовский – 1720-е гг. и Егошихинский – 1723, заново построен Пыскорский завод – 1723[2]. Организатором трех из них был посланный в 1720 г. Петром на Урал инженер-артиллерист, историк, географ, экономист капитан Василий Никитич Татищев (1686–1750). Вместе с заводами возникают поселки, городки, где строятся новые храмы. Урал становится кузницей страны, позволившей одержать победу над Швецией в длительной Северной войне (1700–1721 гг.).

В XVIII веке – в эпоху Петра I – в Прикамье развивается деревянное церковное зодчество. Деревянные храмы были выстроены во всех строгановских городках и острожках. В это время острожки, утратив значение крепостей, постепенно приходят в упадок. В 1715 г. в Яйвенском острожке имелась одна церковь свт. Николая. Этот храм сгорел в 1792 г. Были церкви в Очерском и Сылвенском острожках[3].

Наибольшее распространение в это время получили клетские, срубленные храмы с двухскатной крышей и пристройками. Небольшие по размеру, высокие храмы опирались на высокий подклет – хозяйственный этаж. Храмы выполнялись в виде корабля и имели клинчатую кровлю. Строились они местными плотниками и богато украшались рублеными элементами.

Церковные комплексы этого времени обычно состояли из двух храмов: зимнего (теплого) и летнего, а также отдельно стоящей колокольни. Колокольни представляли собой восьмигранные рубленые башни с ярусом звона и шатром на восьми столбах и опорным столбом «мертвяком» в центре. Шатры храмов и колокольни венчались главой с крестом. Из дерева рубились и часовни, как правило, «клетью» или восьмигранные.

Деревянная архитектура Прикамья испытала влияние местных традиций и заимствовала многие приемы строительства крепостей. В свою очередь, она влияла на развитие каменной архитектуры. Не случайно многие уральские каменные храмы своими мощными стенами напоминают оборонительные укрепления.

Большое влияние на развитие храмового строительства и архитектуру оказывали правительственные указы и наказы храмозданных грамот, издаваемых церковными иерархами. В эпоху Петра I храмы и монастыри Прикамья входили в юрисдикцию Вятской епархии и управлялись епископами Вятскими и Великопермскими. Со времен патриарха Никона, видевшего эталон церковной архитектуры в византийском пятиглавии, в России было запрещено строительство храмов с шатровыми куполами. Храмозданные грамоты Вятских архиереев конца XVII–XVIII вв. содержат строгий наказ: «верхи на той церкви сделать не шатровые, алтари сделать тройные круглые»[4].

Известно, что при Петре I велась борьба со строительством часовен. Об этом говорилось в указе 1707 г. «Об упразднении деревянных часовен и запрещении строить вновь»[5]. Синодальный приговор 1722 г. повелевал деревянные часовни, стоящие без употребления, «разобрать вскоре без всякого отлагательства»[6]. Такое отношение к часовням было связано с тем, что они часто служили излюбленным местом собраний старообрядцев-беспоповцев.

Типичный пример деревянной клетской церкви – Богородицкая церковь из с. Тохтарево Суксунского р-на (1694), которая сегодня находится в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка». Она является редким памятником деревянного зодчества. Церковь входила в комплекс построек Тохтаревской пустыни на левом берегу р. Сылва, которой управлял строитель Тихон. Алтарь церкви пятистенный, 5х5 м, трапезная часть 7х7 м и паперть 7х3. Высота церкви 20 метров[7].

К концу XVII века относится церковь Преображения из с. Янидор, которая также находится в музее «Хохловка». «Яни-дор» (Божий край, дом). Название говорит о том, что она построена на месте древнего языческого капища[8]. Остатки подобной деревянной церкви св. Зосимы и Савватия Соловецких сохранились в с. Торговище Суксунского р-на.

Историк-краевед Е. Н. Шумилов насчитывает 123 деревянные церкви, построенные на территории Пермского Прикамья во второй половине XVI – первой четверти XVIII вв., которые не сохранились до наших дней. Большинство из них обветшали и со временем были заменены новыми – каменными[9]. Из них для нас особую значимость имеет Петропавловская церковь в Егошихинском заводе, известная нам из первой летописи города Перми священника Гавриила Филипповича Сапожникова: «Лета от сотворения мира 7231-го, от воплощения же и спаса нашего Иисуса Христа 1723-го по открытии в здешних местах медных руд начат строить медеплавиленной завод по имянному повелению Великого Государя Императора Петра Первого бывшим в Екатеринбурге главным сибирских казенных заводов правителем генералом лейтенантом и кавалером Вильгельмом Ивановичем Дегенниным… В следующем 1824 году оный завод приведен в совершенное действие. По умножению в оном жителей в том же году заложена церковь деревянная во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь тезоименитства Императора Петра Великого»[10]. При Императрице Екатерине I, летом 1926 г., по благословению епископа Вятского и Великопермского Алексия церковь была освящена. Каменное здание Петропавловского собора было заложено только в 1757 году.

Первая половина XVIII века стала эпохой бурного строительства каменных зданий по всей Российской Империи. В это время строились Санкт-Петербург, Москва. Традиции каменного строительства закладывались на окраинах, в том числе на Урале и в Сибири.

Замечательным памятником церковного каменного зодчества на Урале является Никольская церковь пос. Ныроб Чердынского р-на (1705). Она построена на месте деревянной церкви, существовавшей примерно с 1617 года. Пятиглавый храм кораблем с пятигранной апсидой выполнен в стиле барокко. С запада устроена квадратная трапезная и крытая паперть. Все здание украшено каменной резьбой: наличники с завитками, богатые многогранные карнизы с декоративными кронштейнами – модульонами. Барабаны пятиглавия отмечены изящной аркатурой. Центральный – световой, четыре – глухие. Внутри стены храма были расписаны в 1722–1725 гг. художником-иконописцем Михаилом Казариновым. Среди изображений выделяется св. Христофор с собачьей головой, мечом в левой руке и крестом в правой (покровитель охотников)[11]. Каменный храм сооружен в 1704 г. и освящен в 1705 г. В настоящее время храм действующий[12].

Другой, не менее известный памятник каменного зодчества – церковь св. ап. Иоанна Богослова в г. Чердыни (1704). Согласно переписи М. Ф. Кайсарова 1623–1624 гг., в Чердыни уже существовал каменный храм св. Иоанна Богослова, имевший «верх шатром». Проезжавший в 1704 г. через Чердынь глава Сибирского приказа Матвей Петрович Гагарин (1659–1721) по обету, данному им, решил перестроить церковь. Для этого им были посланы пленные шведы-каменщики, окончившие перекладку церкви в 1718 г. Работами руководил «прикащик» Лев Колотилов, а наблюдал за строительством выборный Иван Ветошев. При реконструкции церкви была разобрана крытая каменная галерея с овальной аркой, которая использовалась для крестных ходов вокруг церкви, и перестроена паперть.

Церковь св. Иоанна Богослова – двухэтажная, кирпичная, на высоком подклете с основным храмом, с двухъярусной звонницей-восьмериком над ним, полукруглой апсидой, трапезной и притвором в каждом этаже. Совмещает две церкви – зимнюю и летнюю, расположенные друг над другом. На первом этаже (теплом) размещается главный храмовый престол св. ап. Иоанна Богослова, на втором (холодном) – во имя Вознесения Господня[13].

Реконструкция церкви св. Иоанна Богослова в г. Чердыни была завершена в 1704 г. В 1720 г. был освящен нижний Иоанно-Богословский придел. В настоящее время храм действует на территории Иоанно-Богословского мужского монастыря.

Еще один великолепный памятник каменного зодчества, созданный в петровское время, – Спасо-Преображенский собор г. Усолья (1724). Вместе с колокольней он является органичной частью архитектурного каменного ансамбля Нового Усолья. Его административный центр – Палаты Строгановых в Усолье (1724), которые являются выдающимся памятником гражданского каменного зодчества на Урале. Каменные шедевры Нового Усолья строились в период 1724–1731 гг. Как видим, строительство началось в последние годы правления Петра I. Известно, что Петр своим указом от 1713 г. запретил строительство каменных зданий, так как одновременно строился Санкт-Петербург. Мастеровые-каменщики со всей страны должны были отправиться на берега Невы, чтобы строить великий город. Однако Строгановы были людьми исключительного порядка. Именно поэтому на Урале появилась поговорка «Усолье-град Петербургу брат».

В знак благодарности Богу и Государю за дарование баронского титула в 1722 г. братья Строгановы дали обещание построить три храма: Александр – в Великом Устюге, Николай – в Нижнем Новгороде, Сергей – в Пермских вотчинах. Этим храмом и стал Спасо-Преображенский собор г. Усолья на берегу Камы[14]. Таким образом, храм строился на средства барона Сергея Григория Строганова вместе с палатами теми же мастерами и имеет много общего в украшающем декоре. Замечательный образец «строгановского» барокко сохранился до наших дней и находится в ведении Спасо-Преображенского женского монастыря в г. Усолье[15].

Известный памятник строгановской вотчины – церковь Похвалы Пресвятой богородицы в п. Орел (1715–1735). Около 1715 г. храмы угасающего строгановского центра Орел-городка были перенесены Строгановыми на другой берег Камы. Церковь Похвалы Пресвятой богородицы в Орле-городке была деревянной, но когда ее переносили в новое поселение Орел, то решили построить каменную. Это действие не считалось новым строительством, а переносом существующего храма. Строительство началось при Петре I, а построили ее после смерти монарха – к 1735 г. Церковь одноглавая, построена в канонах русского барокко. Внутри храма устроен придел в честь св. благоверного князя Александра Невского[16]. Храм сохранился и является действующим.

Богатый уральский город Соликамск тоже имеет великолепный ансамбль гражданских и церковных каменных зданий, построенных в эпоху Петра I. Дом воеводы в Соликамске (1688) построил предположительно московский каменщик Логин.

Венчает центральный ансамбль древнего Соликамска Троицкий собор – главный храм города, расположенный на вершине холма. Храм трехпрестольный, пятиглавый, летний на подклете, трехапсидный, с галереей и двумя приделами с северной стороны – св. Иоанна Предтечи, с южной – свт. Николая Чудотворца. Замечательный памятник архитектуры заложен 19 июня 1684 г. на средства соликамских посадских людей. Великие Князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич своим личным указом от 26 июня 1688 г. внесли на строительство храма 200 рублей из таможенных и кабацких доходов города. В память о том, что храм строился за казенный счет, в кладку южной стены был вставлен изразец с изображением государственного герба, а на западном фасаде изображена выложенная кирпичной кладкой корона. Престол во имя Иоанна Предтечи освящен в 1689 г., во имя Святителя Николая – 17 июля 1693 г.; во имя Святой Живоначальной Троицы – 28 июня 1697 г.[17].

Богоявленская церковь, каменная, построена вместо деревянной церкви. Заложена в 1687 г. 9 ноября 1691 г. был освящен Богородице-Владимирский придел, 18 января 1895 г. – Богоявленский. В настоящее время церковь действующая[18].

Введенская церковь, каменная (в бывшем Спасо-Преображенском женском монастыре), построена и освящена в 1702 г. В настоящее время действующая[19].

Воскресенская церковь, каменная. Заложена в 1714 г. 10 декабря 1721 г. был освящен зимний Христорождественский придел. Здание сохранилось – в настоящее время в нем расположен краеведческий музей[20].

Михайло-Архангельская церковь, зимняя, каменная. Заложена в 1712 г. на месте сгоревшей деревянной. Освящена 17 октября 1725 года. Ныне действующая[21].

Спасо-Преображенская церковь, каменная (в бывшем Спасо-Преображенском женском монастыре). Заложена в 1683 г. Теплый храм построен в 1690 г., холодный – в 1692 г. Сооружена на средства купчихи Е. Н. Щепоткиной[22].

Спасская (Спаса Нерукотворного Образа) церковь, каменная, заложена 27 мая 1689 года. Летний придел выстроен в 1689 г., зимний – в 1725 г. и освящен в 1726 г. архиепископом Вятским и Великопермским Алексием. Церковь сооружена на средства прихожан. Ныне действующая[23].

Иоанно-Предтеченская 2-этажная церковь бывшего с. Красное (ныне в г. Соликамске). Заложена в 1721 г., построена в 1728 г. на средства солепромышленника И. Суровцева и купца А. Ф. Турчанинова. Была приписана к Соликамскому Свято-Троицкому собору. В настоящее время храм Иоанно-Предтеченского Красносельского женского монастыря г. Соликамска[24].

Среди утраченных памятников каменного зодчества Прикамья, церковь Живоначальной Троицы в с. Ленва (1688 г.), построенная как жилой дом. В Березниковском краеведческом музее хранится памятная плита, когда-то вмонтированная в южную стену церковной паперти. На ней есть надпись: «Лета 7196 (1688) года построена и освящена во имя Святые Живоначальныя и нераздельныя Троицы, во дни при благочестивейших Великих Князьях Иоанне и Петре Алексеевичах… при Преосвященном Архиепископе Ионе Вятском и Великопермском, у соляного варничного промысла гостей Василия, Григория и Никиты Федоровых, гостей Шустовых по обещанию».

Ленвенская церковь была украшена цветными изразцами с изображением сказочных птиц с многоцветным оперением. Фризы, опоясавшие здание, также были выполнены из зеленых изразцов с растительным орнаментом. Ленвенские промыслы, находившиеся на государственной тягловой земле Соликамского уезда, вошли в состав частного владения Г. Д. Строганова. Указом Петра I спорные имения с соляными промыслами Филатьева и Шустова были переданы Строгановым со всеми постройками. В том числе и каменная церковь Живоначальной Троицы[25]. Этот храм был закрыт в 1960-е гг. и практически погиб. Его руины можно видеть при подъезде к г. Береники.

Кроме приходских церквей в Прикамье строились каменные храмы монастырских ансамблей. В XVII веке Строгановы построили на своих землях Спасо-Преображенский Пыскор-ский монастырь. Монастырь был ставропигиальный, подчинялся Патриарху Московскому. Главным источником его богатств были соляные промыслы. В эпоху Петра I, благодаря заботам Строгановых, Пыскорский монастырь активно развивался. В 1696–1700 гг. на его территории велось масштабное каменное строительство, каменным стал весь монастырский комплекс. На одном из ранних изображений монастыря 1696 г. видно, что его территория имела вид правильного прямоугольника и была ограждена высоким деревянным забором[26]. В 1700 г. архимандрит Евфимий и Григорий Дмитриевич Строганов заключили «уговорную запись», по которой Пыскорскому монастырю «на Дедюхине и Березовом острове» разрешалось «соляные трубы делать и ставить варницы в удобных местах, где пристойно и вольно и теми варницами на всякий год соли варить по девяносту сапец, и дров к тем варницам покупать на всякий же год по пятидесяти тысяч сажен»[27]. Однако уже к 1720 г. выварка соли стала падать, монастырские варницы пришли в ветхость. Однако камер-коллегия требовала от монастыря ежегодно повышать производительность соли: в 1722 г. – 526 пудов соли, а в 1723-уже 600 пудов[28]. В 1755 г. монастырь был перенесен архимандритом Иустом на новое место – в устье реки Лысьва, после сего начинается период его упадка. От монастыря в с. Пыскор сохранилось только здание Свято-Николаевской каменной церкви, построенной в 1695 г. на средства солепромышленника Г. Ф. Шустова[29].

Под патронатом мужского Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря находился Пыскорский Введенский подгорный девичий монастырь. В начале XVIII в. – в эпоху Петра I – здесь тоже шло каменное строительство. Возводился храм в честь иконы Божией Матери – Одегитрии. В 1709 г. в монастыре уже существовали две церкви – Введенская и Одегитрии. Женский Введенский монастырь постепенно пришел в упадок вместе с мужским Спасо-Преображенским около 1755 года[30].

Еще одним погибшим памятником каменного зодчества Прикамья эпохи Петра I является Благовещенский собор г. Кунгура (1704). Благовещенский собор, каменный, был сооружен по приказу кунгурского воеводы И. М. Коробьина на средства местных жителей. Заложен в 1700 г., построен в 1704 году. Освящен 23 января1701 года. Закрыт после 1922 г. Взорван в 30-е гг. ХХ в[31].

Таким образом, в конце XVII – начале XVIII в. в Прикамье, в имениях Строгановых и открывающихся заводах, строились как деревянные церкви, так и первые каменные храмы. Деревянное строительство имело повсеместный характер, так как было относительно дешевым и простым в производстве. Каменное строительство, хотя и было запрещено, но благодаря исключительному положению Строгановых имело место в крупных торгово-промышленных центрах Урала – в городах: Соликамске, Чердыни, Усолье, Кунгуре. Сохранившиеся памятники церковного каменного зодчества свидетельствуют о богатом убранстве, декоре и мастерстве приглашенных и местных уральских зодчих.

Список источников и литературы

1. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1841.

2. Архитекторы и архитектурные памятники пермского Прикамья. Краткий энциклопедический словарь. Пермь, 2003.

3. Головчанский, Г. П., Мельничук, А. Ф. Строгановские городки, острожки, села. – Пермь, 2005.

4. Города-заводы / науч. ред. Г. Н. Чагина. – Пермь, 2014.

5. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 540. Оп. 1. Д. 1.

6. Заграевский, С. В. К вопросу о запрете патриарха Никона на строительство шатровых храмов // ΠΡΑΞΗΜΑ. – 2017. – № 3 (13).

7. Луканин, А., священник. Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска // Пермские епархиальные ведомости (неофициальный отдел). – Пермь, 1882.

8. Пермский летописец священника Гавриила Сапожникова. – Пермь, 1888.

9. Пиляк, С. А. Композиционные особенности костромского деревянного культового зодчества XVII – нач. XX в.: дис. канд. ист. наук. – Иваново, 2019.

10. Пыскорский медеплавильный завод: памятники деловой письменности конца XVIII – начала XIX века. – Усолье, 2016.

11. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 214. Оп. 5, в. 2224. Д. 2336; Ф. 280. Оп. 3. Д. 219, 1511. Д. 1555.

12. Словцов, И., священник. Пыскорский Преображенский Ставропигиальный 2-го класса монастырь. – Пермь, 1869.

13. Соликамский краеведческий музей (СКМ). Ф. 82. Д. 349а, 350, 351–353, 355а, 377, 385.

14. Шишонко, В. Н. Пермская летопись. – Пермь, 1887. Вып. 5.

15. Шумилов, Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермской епархии. Краткий исторический справочник. – Пермь. 2004.

________________________________________________________________________________________________________________

1. Пыскорский медеплавильный завод: памятники деловой письменности конца XVIII – начала XIX века. Усолье, 2016. С. 6; Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф. Строгановские городки, острожки, села. Пермь, 2005. С. 210.

2. Города-заводы / науч. ред. Г. Н. Чагина. Пермь, 2014. С. 4.

3. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф. Строгановские городки, острожки, села… С. 170–172.

4. Заграевский С. В. К вопросу о запрете патриарха Никона на строительство шатровых храмов // ΠΡΑΞΗΜΑ. 2017. № 3 (13). С. 39.

5. Пиляк С. А. Композиционные особенности костромского деревянного культового зодчества XVII – нач. XX в.: дис. канд. ист. наук. Иваново, 2019. С. 64.

6. Архитекторы и архитектурные памятники пермского Прикамья. Краткий энциклопедический словарь. Пермь, 2003. С. 42.

7. Там же. С. 20–21.

8. Там же. С. 104.

9. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермской епархии. Краткий исторический справочник. Пермь. 2004. С. 26.

10. Пермский летописец священника Гавриила Сапожникова. Пермь, 1888. С. 42–43.

11. Там же. С. 92–94.

12. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы… С. 61.

13. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 214. Оп. 5, в. 2224 (1912 г.). Д. 2336, п. 21–22 (1917); Ф. 280. Оп. 3. Д. 219. Л. 1–2; Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1841. № 207. С. 397–398.

14. Шишонко В. Н. Пермская летопись. Пермь, 1887. Вып. 5. С. 180.

15. Архитекторы и архитектурные памятники пермского Прикамья… С. 115.

16. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф. Строгановские городки, острожки, села… С. 160–161.

17. РГАДА. Ф. 214. Д. 1511. Л. 3; Ф. 214. Д. 1555. Л. 50; Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 540. Оп. 1. Д. 1. Л. 2; Соликамский краеведческий музей (СКМ). Ф. 82. Д. 349а, 350, 351–353, 355а, 377, 385. Луканин А., священник. Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска // Пермские епархиальные ведомости (неофициальный отдел). Пермь, 1882. С. 132–137.

18. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермской епархии… С. 48.

19. Там же. С. 48.

20. Там же. С. 48–49.

21. Там же. С. 49.

22. Там же. С. 49.

23. Там же. С. 49.

24. Там же. С. 49.

25. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф. Строгановские городки, острожки, села… С. 119.

26. Там же. С. 103.

27. Словцов И., священник. Пыскорский Преображенский Ставропигиальный 2-го класса монастырь. Пермь, 1869. С. 16.

28. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф. Строгановские городки, острожки, села… С. 164–165.

29. Там же. С. 55.

30. Словцов И., священник. Пыскорский Преображенский Ставропигиальный 2-го класса монастырь. С. 48.

31. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермской епархии… С. 26.

Источник: Марченко Алексий, прот. Храмоздание на территории Прикамья в эпоху царствования Петра I (1682-1725) // Реформы Императора Петра I. Историческое наследие и современность. К 350-летию со дня рождения императора Петра Великого: материалы научно-исследовательского форума. — Пермь, 2023. — С. 131 — 144