Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Характерные особенности, свойственные литургии по Супрасльскому служебнику 1758 г.
Анонсы
Характерные особенности, свойственные литургии по Супрасльскому служебнику 1758 г.
Приблизительное время чтения: 28 мин.
100%


В статье выпускника Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иерея Сенченко Леонида Леонидовича рассказывается об униатской литургии, которая служилась в «пу­тешествии», то есть паломничестве. Униатский Служебник 1758 г. представлен лишь только одной Литургией святителя Иоанна Златоуста. Цель исследования — проследить литургиче­скую эволюцию униатской Литургии святителя Иоанна Златоуста по Служебнику 1758г., кото­рый применялся для богослужения на белорусских землях. Ко второй половине XVIII в. униаты прочно стали осваиваться и часто совершали паломничества, крестные ходы, посвященные праздникам и памяти святых. Служебник 1758 г. был напечатан именно для этой цели — слу­жения литургии согласно католическому духу в паломничестве.

На титульном листе заглавие: «Служебник в нем же литургиа иже в святых отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Константина града, с службами вопервее праздником господским, по ряду расположенными, по сем богородичным, такожде и нарочитым святым всего года и с прочими различными содержится. В оудобнейшее оу потребление иереем, изрядне еже наедине без пения литургисающим в путешествиих сущих типом издася в Лавре общежителнаго монастыра Супраслскаго в лето от воплощения Бога Слова 1758».

Как видно из названия, этот Служебник содержит в себе лишь Литургию святите­ля Иоанна Златоуста, с возможностью служения ее в паломничестве.

Текст Служебника 1758 г. напечатан в два столбца (по рамке) 267*155 мм, 10 строк — 83 мм. Кустоды, сигнатуры буквенные, печать в две краски. Пагинация по страницам, в верхнем углу: 1 нн. л., 1-174с. [Книга Белоруссии, 1986, 144].

На первой странице изображен киот. Вверху восседает Спаситель мира. По бокам стоят святые апостолы, пострадавшие в Риме: Петр с ключами и Павел с мечом. Под изображением апостолов показаны сцены их мученической кончины. Внизу киота икона Успения Пресвятой Богородицы.

Содержание Служебника 1758 г.:

1)      Титульный лист — 1 нн.

2)      Проскомидия литургиям — 1-8 с.

3)      Литургия Иоанна Златоуста — 8-35 с.

4)      Службы праздникам Господским — 38-93 с.

5)      Праздникам Богородичным — 94-116 с.

6)      Нарочитым святым всего года — 116-159 с.

7)      Службы различные — 159-168 с.

8)      За усопших — 169-172 с.

9)      Оглавление — 173-174с.

Данная тема в отечественной и зарубежной литературе и литургическо-бого­словской мысли изучена мало. В основном, в современных научных литургических и богословских трудах она затрагивается фрагментарно и лишь как введение к некоей другой основной теме. Имеющиеся же разработки, посвященные похожей теме (в осо­бенности же труд преподавателя Киевской духовной академии, магистра богословия протоиерея Андрея Федоровича Хойнацкого «Западно-русская церковная уния в ее богослужении и обрядах», Киев, 1871 г. [Хойнацкий, 1871]), представлены достаточно неоднородно. В его труде нет указаний и ссылок ни на один белорусский Служебник, изданный в Речи Посполитой, а в основном представлены поздние униатские изда­ния Почаевской лавры (Почаевской типографии) XVIII в.

Чин входных молитв

«Благословен Бог наш», «Царю небесный», «Трисвятое по Отче наш», тропари: «Помилуй нас, Господи», Слава: «Господи помилуй нас», И ныне: «Милосердия двери», «Пречистому Ти образу», «Милосердия сущи источник», «Господи посли ми руку Твою», «Боже милостив буди мне грешному», «Посем умывают руце»: «Умыю в неповинных руце мои»[1].

В униатском Служебнике 1758 г. нет в чине входных молитв молитвы «Вниду в дом Твой».

Молитвы на облачения

При надевании наплечника: «Плещи моя вдах на раны»[2]. На одевание подризни­ка: «Возрадовася душа моя о Господе». Во время опоясования поясом: «Благословен

Бог, препоясуя мя силою». При надевании епитрахили: «Благословен Бог, изливая благодать свою». На правый «нарукавник»: «Десница Твоя Господи прославися в кре­пости». На левый поруч: «Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя».

Диакон во время облачения в свои одежды говорит те же молитвы, что и священник.

Проскомидия

Священник, подойдя к жертвеннику и расположив «святыя сосуды», молится: «Искупил ны еси от клятвы законныя»3.

Возглас на начало проскомидии: «Благословен Бог наш». Взяв просфору в левую руку, а копие в правую, «знаменует им трижды, верху изображения просфорнаго»: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». При отрезании правой стороны просфоры: «Яко овча на заколение ведеся». На левой стороне: «И яко Агнец прямо стригущему его безгласен, тако не отверзает уст своих». На верх­ней стороне: «Во смирении иже его суд его взятся». На нижней стороне: «Род же его кто исповесть». При изымании Агнца из просфоры: «Яко вземлется от земля живот его». Нарезая Агнец крестообразно: «Жрется Агнец Божий вземляй грех миру, за мир- ский живот и спасение». Прободая на левой стороне: «И един от воин копием ему ребра прободе и абие изыйде кровь и вода и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его».

После взимает часть Богородичную: «В честь и в память Преблагословенныя Владичица нашея Богородица, и присно Девы Марии». В этом Служебнике ука­зывается вынимать Богородичную часть «аще храм, или праздник Богородицы» с особой молитвой: «Честнаго и славнаго Ея ради (имя) еяже молитвами прими Господи жертву сию, во пренебесный Твой жертвенник». Полагает эту часть на дис­косе одесную Агнца: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных, одеянна и преукрашенна».

Потом священник начинает полагать части в память святых на левой стороне от Агнца. Первая часть: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста», «Честных не­бесных сил безплотных», вторая часть: «Честнаго и славнаго пророка и предтечи и крестителя Иоанна и всех святых пророк», третья часть: «Святых славных и все- хвальных апостол Петра и Павла, и прочих двоенадесяти, и всех святых апостол», четвертая часть: «Иже во святых отец наших иерарх, Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасия, Кирилла, и Николая иже во Мирех, и Бла- женнаго священномученика Иосафата4, и всех святых иерарх», пятая часть: «Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, и святых великомученик Георгия, Димитрия, Феодора и всех святых мученик и мучениц», шестая часть: «Преподоб­ных и богоносных Отец наших, Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия и всех препо­добных Отец и Матерей», седьмая часть: «Святых врачев безсребренник, Козмы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых безсребренник», восьмая часть: «Святых праведных богоотец Иоакима и Анны, и святаго (имя рек), его же есть день, и всех святых, ихже молитвами посети нас Боже»5. Девятая часть за составителя литургии не вынимается.

Нужно сказать, что поминовение здесь начинается с «Креста», а не с «пророка Иоанна». Нет поминовения русских святых. Не поминается святой храма и состави­тель литургии.

«Посем за живых полагает части под Агнцем» при чтении молитвы: «О святей- шом Вселенском Архиереи (имя рек) Папе Римском. О Благоверном Короли нашем (имя рек). О Преосвященном Архиепископе нашем (имя рек) или епископе (имя рек). И о всяком епископстве православных, о Честнем Презвитерстве, еже о Христе диаконстве, и о всем священническом чину», добавляя: «О Всечестном Отце нашем [3] [4] [5]

Архимандрите (имя рек). Или настоятели (имя рек) о братии нашей, и сослужебни- цех Пресвитерех и диаконех: о иже во чистоте и девстве пребывающих и всей еже о Христе братии нашей, ихже призвал еси в Твое приобщение за Твое благоутробие всеблагий Владыко».

Далее священник читает молитву для поминовения живых: «Господи Иисусе Христе, приими жертву сию в оставление грехов рабу Твоему (имя рек)», и поминает всех живых, «ихже хощет».

О усопших же полагает части: «О блаженней памяти, и оставлении грехов Блаженным Ктитором святыя обители сея (святаго храма сего)», «Помяни Господи душу усопшаго раба Твоего (имя рек)», и поминает умерших. В конце помино­вения умерших молится: «О всех иже в надежди воскресения, и жизни вечныя, и Твоего приобщения, усопших Православных Отец и братий наших человеколю- бче Господи».

«Полагает часть о себе самом глаголя»: «Помяни Господи по многим щедро­там Твоим и мое недостоинство, и прости ми всяко прегрешение вольное же и невольное»[6].

Далее следует покрытие дискоса и Чаши на жертвеннике. Священник читает молитву благословения кадила: «Кадило Ти приносим». Поставляет звездицу «верху Агнца»: «И пришедши звезда ста верху, идеже бе отроча». Покрывает малым покров- цом дискос: «Господь воцарися, в лепоту». Покрывает опять только вторым покров- цом Чашу: «Покри Небеса добродетель Ти Христе, и хвалы Твоея исполнися земля». Покрывает воздухом «обоя»: «Покрый нас Боже кровом крылу Твоею».

После принимает кадило от диакона и кадит «предложение»: «Благословен Бог, сице изволивый, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь». «О предложенных честных дарех Господу помолимся». Молитва «предложения»: «Боже, Боже наш, иже Небесный хлеб, пищу всему миру... благословляет предложение глаголя: Сам благо(+) слови»[7]. «Слава Ти, Христе Боже, упование наше слава Ти», «Слава, и ныне», «Госпо­ди, помилуй» (трижды), «Господи благослови», отпуст.

После отпуста священник облачается в фелонь: «Посем облачится в фелонь глаго­ля»: «Иереи Твои облекутся во правду». После читает 50-й псалом и «приходит пред святую трапезу, отверзает Царские врата, и начинает литургию».

Далее в Служебнике содержится «Увещание иереом», в котором говорится о том, как правильно совершать службу в «дому благороднаго нарочита мужа». Перед началом проскомидии читается молитва на освящение воды: «Боже Великоименитый творяй чудеса», которой окропляется дом. После читается молитва на освящение дома: «Влады­ко Господи Боже наш, молим Тя прилежно»[8], и только потом служится литургия.

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных начинается с того, что священник с диаконом, став перед престолом, крестятся и молятся: «Благословен Бог наш». После «совокупивше же руце при персих глаголют»: «Царю Небесный», «Слава в вышних Богу» (дважды), «Господи устне мои отверзеши» (единожды).

«Иерей целует святую трапезу, диакону же дает целовати крест». Диакон, прекло­нив голову священнику, говорит: «Время еже сотворити Господеви, владыко благо­слови», священник: «Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков», диакон: «Помолися о мне, владыко», иерей: «Да исправит Господь стопы Твоя», диакон: «Помяни мя, владыко, святый», священник: «Да помянет тя Господь Бог во царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков».

Диакон, став напротив Царских врат, возглашает: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословенно Царство.».

«И абие иерей втай, диакон же велегласно глаголет ектению, руце держаще при персех совокуплены».

За возгласом следует мирная ектения из 13 прошений, в которой речь идет о короле: «Благоверном короли нашем (имя рек), о всей Полате и воех его, Господу помолимся»[9].

Молитвы антифона — идентичные современному чину.

Наряду с антифонными молитвами в Служебнике 1758 г. помещены антифоны.

Молитва входа такая же: «Владыко Господи Боже наш, поставивый, на Небесех Чины и Воинства».

После иерей берет Евангелие, которое дает диакону, и исходят северными две­рями предыдущим свещеносцам. «Иерею держащу руце совокуплены при персех: и ставши има пред святыми дверми целует Иерей святое Евангелие, и глаголет диакон к иерею тихо»: «Благослови владыко святый вход». Иерей благословля­ет: «Благословен вход (+) святых твоих, всегда ныне и присно, и во веки веков». Диакон: «Аминь».

«Аще прилучится быти Архиерею в Церкви, диакон да относит Евангелие к нему, он же е целовав вход благословляет, и паки диакон став пред Царскими дверми и воз­двиг руце мало со святым Евангелием возглашает».

«Премудрость прости». Входят в алтарь, и диакон полагает Евангелие на престоле. Хор поет: «Приидите поклонимся». Поются тропари и кондаки.

Иерей перед престолом читает молитву: «Боже святый, иже на святых опочиваяй».

Возглас иерея: «Яко свят еси Боже наш». Диакон наводит орарем к людям: «И во веки веков». Хор: «Аминь».

Далее поется хором «Трисвятая песнь». Священнослужители читают ее в алтаре перед престолом четыре с половиной раза: «Тожде и иерей с диаконом глаголют в себе» [10]. Священник отходит «к седалищу» и молится: «Благословен грядый во имя Господне», «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего». Читается Апостол и совершается каждение. Перед чтением Евангелия читается молитва: «Восияй в серд­цах наших». За Евангелием следует сугубая ектения, в которой поминаются папа Римский и король: «Еще молимся о святейшом Вселенском Архиереи (имя рек) Папе Римском. И о благочестивом и Богохранимом Короли нашем (имя рек), о державе победе, пребывании, мире, здравии и спасении и оставлении грехов его, и о еже Го­споду Богу нашему наипаче поспешити и пособити ему во всем, и покорити под нозе его, всякаго врага и супостата»[11]. Молитва прилежного моления: «Господи Боже наш, прилежную сию мольбу приими».

Ектения об оглашенных: «Помолитеся оглашенныи Господеви». Молитва за огла­шенных: «Господи Боже наш, иже на высоких живый».

«Да и тии с нами славят». Раскрытие илитона. Диакон:

Литургия верных

«Елицы оглашении изыдете». Молитва 1-я верных: «Благодарим Тя Господи Боже сил». Малая ектения и молитва 2-я верных: «Паки и многажды Тебе припадаем».

После возгласа: «Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсы- лаем, Отцу и Сыну и Святому Духу» молитва: «Никтоже достоин». В то время, когда священник читает молитву, то диакон совершает каждение престола, предложения, людей в церкви с чтением 50-го псалма: «Помилуй мя Боже».

В «Херувимской песни» стоит слово «печаль»[12]. После троекратного чтения Хе­рувимской священник с диаконом целуют престол и крест и идут к жертвеннику «и тамо поклонившись глаголют»: «Боже милостив буди мне грешному».

Иерей, взяв воздух, полагает его на левое плечо диакону со словами: «В мире воздеждете руки ваша во святая и благословите Господа. Благословит тя Господь от Сиона сотворивый Небо и землю». Эти слова отличаются от слов, которые говорит священник диакону перед Великим входом: «Возмите руки ваша во святая и благо­словите Господа».

Дискос иерей дает в руки диакону, а сам, взяв Чашу, выходят северными дверями. Иерей говорит: «Святейшаго Вселенскаго Архиерея (имя рек) Папу Римскаго. Благо- вернаго Короля нашего (имя рек). Преосвященнаго Архиепископа нашего (имя рек). И всечестнаго Отца нашего Настоятеля (имя рек), и весь священнический и иноческий чин. И всех вас православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии своем, всегда ныне и присно и во веки веков»[13]. Хор: «Аминь», «Яко Царя всех подемлюще».

После входа «внутрь» алтаря Чаша и дискос поставляются на престоле «аер же кадив покривает им поставленная дары»: «Благообразный Иосиф». Взяв кадило, священник кадит со словами из 50-го псалма: «Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона».

«Посем иерей наклонся к диакону глаголет»: «Помяни мя брате и сослужителю». Диакон отвечает: «Да помянет Господь Бог иерейство Твое во Царствии Своем. По- молися о мне владыко святый». Иерей: «Дух святый найдет на Тя, и сила вышняго осенит Тя». Диакон: «Сам той Дух да действует с нами во вся дни живота нашего. Помяни мя владыко святый». Иерей: «Да помянет Тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков». Диакон: «Аминь».

Диакон выходит из алтаря на амвон и начинает ектению: «Исполним молитва наша Господеви», во время которой священник, «руце имуще при персех совокупле- ни», читает молитву: «Господи Боже Вседержителю».

Лобзание мира: «Возлюбим друг друга, да в единомыслии исповемы». Хор: «Отца и Сына, и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Целует священник дискос, Чашу, «край святыя», «трапезу пред собою»: «Возлюблю Тя Господи крепости моя, Господь утверждение мое, и прибежище мое». Диакон: «Двери, двери, премудро- стию вонмем». Священник совершает веяние воздухом над Дарами. Люди в храме поют Символ веры с приставкой Filioque («и Сына»). Во время веянием воздухом свя­щенник читает Символ веры[14].

После Символа веры диакон возглашает: «Станем добре». Хор: «Милость мира». Диакон, поклонившись, входит в алтарь.

Евхаристический канон

Священник возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Хор: «И со духом твоим».

«Иерей руце и оце выспрь вознес, вкупе же и мысль, глаголет велегласно»: «Горе имеим сердца». Хор: «Имамы ко Господу». «Иерей совокупив руце при персех и главу прекланяя глаголет»: «Благодарим Господа». Хор: «Достойно и праведно». Священ­ник читает молитву префацио: «Достойно и праведно Тебе пети»[15].

Диакон творит крест звездицей над дискосом при словах священника: «Побед­ную песнь». «И целовав звезду, отлагает ю на страну, и совокупи руце при персех покланяется». Хор поет: «Свят, свят, свят».

В этом Служебнике дальше содержится напоминание к освящению Даров: «иере- еви подобает с великим вниманием и расуждением сотворити намерение воле своей ко освящению святых таин... Хлеб и Вино в Тело и Кровь Христову освятити имать словесы самаго Иисуса Христа Спасителя Нашего».

Молитва санктуса: «С сими и мы блаженными силами.». Во время этой мо­литвы священник «подъемлет руками дискос глаголя»: «Прием хлеб во святыя своя и пречистыя и непорочныя руки». Преклонив голову, говорит: «Благодарив, (знаме­нует же десницею верху дискоса, глаголя) и Благо(+)словив, освя(+)тив, прело(+)мив, даяше святым своим учеником и апостолом рек».

«И абие наклонся, зря на хлеб, со вниманием словеса освящающая Тело Христово провещавает возгласно и раздельно»: «Приимете, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов»[16]. Хор: «Аминь».

«Иерей же низко покланяется святому Телу Христову. Восклонжеся открывает Чашу, и прием ю обема рукама, благословляет десницею глаголя: Такожде и Чашу (+) по Вечери глаголя»: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы, и за многи изливама, во оставление грехов» [17]. Хор: «Аминь».

«Иерей же низко поклонся Крови Христовой, глаголет молитву»: «Помняще убо спасительную сию заповедь, и всех».

Священнослужитель берет крестообразно дискос и Чашу и возносит с молитвой: «Твоя от Твоих, Тебе приносим, о всех и за вся».

Хор: «Тебе поем».

Священник с воздетыми руками читает молитву анамнезиса: «Еще приносим Тебе словесную сию и безкровную службу»[18].

Священник с диаконом перед престолом молятся и читают тропарь 3-го часа трижды без слов «но обнови нас молящихся» со стихами 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне», «Не отвержи мене от лица Твоего».

После третьего прочтения тропаря 3-го часа «иерей знаменует трижды святыя Дары. Знаменая убо святый Хлеб глаголет»: «И сотвори, Хлеб убо сей (+) честное Тело Христа Твоего». «Знаменая святую Чашу глаголет»: «А еже во Чаши сей (+) честную Кровь Христа Твоего»[19]. «Преложив я (+) Духом Твоим Святым».

Священник с воздетыми вверх руками молится, читая ходатайственную молит­ву: «Якоже бытии причащающимся». Приняв кадило, возглашает: «Изряднее о Пре­святей». Хор поет песнь Пресвятой Богородице: «Достойно есть» или задостойник. С воздетыми руками молится: «О святом Иоанне пророце», где поминается о живых король.

«Иерей возглашает руце имея совокупленни»: «Во первых помяни Господи Свя- тейшаго Вселенскаго Архиерея (имя рек), Папу Римскаго»[20]. Затем читает тайно мо­литву: «Помяни Господи град сей».

Евхаристический канон заканчивается словами Доксологии: «И даждь нам едине- ми усты».

Иерей: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, со всеми вами»[21]. Хор: «И со духом твоим».

Диакон: «Вся Святыя помянувшее, паки и паки миром Господу помолимся». Мо­литва: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду».

Иерей: «И сподоби нас Владыко со дерзновением».

Иерей, «распростер руце глаголет»: «Отче наш». Молитва: «Благодарим Тя Царю невидимый». Молитва: «Вонми Господи Иисусе Христе».

Три раза кланяется и «приемлет» пальцами двух рук святой Агнец. Диакон возглашает: «Вонмем». Иерей: «Святая святым», хор: «Един Свят». Иерей возносит Агнец над дискосом и раздробляет, «полагая их (части) крестообразне» со словами: «Раздрабляется, и разделяется Агнец Божий». В это время поется «киноникон».

Берет на дискосе верхнюю часть Агнца «и творит Крест верху святыя Чаши»: «Ис­полнение веры Святаго Духа», и влагает в Чашу. Нет в Служебнике указания на вли­вание в Чашу теплоты.

Причащение священнослужителей

Священник читает молитвы перед причащением: «Верую Господи, и исповедаю», «Вечери Твоей Тайней днесь» «и биется в перси, глаголя»: «Помяни мя Господи, егда приидеши во царствии си».

Нет молитвы: «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему». Поклонив­шись низко, берет пальцами в руку часть Агнца и молится: «Честнаго и Пресвятаго и Пречистаго Тела Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз недостойный раб Божий (имя рек) иеромонах (имя рек), во оставление грехов моих, и в жизнь вечную. Аминь». В молитве причащения Телом священнослужителя стоит слово «недостойный», что не встретишь в нынешней молитве.

После потребления «Части Тела Христова», «открывает Чашу, покланяется низко, ометает зело опасно и сохранно вся Частици от Дискоса в Чашу, и прием ю десницею крепко, дискос же левою рукою подложив под Чашу глаголет»: «Честныя и Пресвятыя и Пречистыя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз не­достойный раб Божий иерей (имя рек), во оставление грехов моих, и в жизнь вечную. Аминь»[22].

«И причащается от Чаши Крове Христовы единощи точию. Поставив ю паки на Илитоне, и руце соединив, глаголет»: «Се прикоснуся устнам моим».

Нет призыва: «Диаконе, приступи».

За причащением священника следует причастие диакона, который причащается с помощью лжицы: «Честнаго и Пресвятаго и Пречистаго Тела и Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащается раб Божий диакон (имя рек) во оставле­ние грехов своих, и в жизнь вечную, Аминь».

Приняв от иерея Чашу, диакон обращается к людям и возглашает: «Со страхом Божиим и со верою приступите». Хор: «Благословен грядый».

Окончание литургии

После причащения мирян священник благословляет молящихся: «Спаси Боже люди Своя». По Служебнику дальше хор поет: «Бог Господь и явися нам», а не после благословения священника, как это принято сейчас. Хор: «Видехом свет истинный».

«Иерей же обращся к святой Трапезе поставляет Чашу на илитон глаголя»: «Воз- несися на Небеса Боже». После поклона приемлет Чашу и говорит тихо: «Благословен Бог наш» и «Всегда ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь», «Да исполнятся уста наша».

Далее указание в Служебнике на то, чтобы после поставления Чаши на жертвен­ник священник подложил под нее дискос и потреблял Святые Дары. «Таж вином сию очищает, вливающу ему сие диакону, или служащему и испивает очищение»[23].

Диакон выходит из алтаря и произносит ектению: «Прости приемше». В про­шении нет слова «святых». Во время этой ектении священнику предписывается читать благодарственную молитву по причащении: «Благодарим Тя владыко чело- веколюбче».

Возглас ектении: «Яко Ты еси святыня наша», а не «освящение», что положено говорить в современном православном чинопоследовании.

Диакон: «С миром изыйдем». Хор: «О имени Господни». Диакон: «Господу по­молимся». Хор: «Господи помилуй». Диакон входит в алтарь, а священник выходит из Царских врат для чтения заамвонной молитвы: «Благословляяй благословящих Тя Господи», где поминает «благовернаго короля»[24]. Хор: «Аминь», «Буди имя Господне благословенно» и псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время».

«Иерей входя во святый олтарь глаголет»: «Исполнение закона».

После священник произносит: «Благо(+)словение Господне на вас». Хор: «Аминь». Диакон: «Премудрость». Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи помилуй», «Господи благослови», отпуст.

После отпуста хор поет многолетие: «Их святыми молитвами утверди Боже веру христианскую. Многая лета святейшему Архиерею Вселенскому (имя рек) Папе Рим­скому. Господару нашему Великому Королю (имя рек). Спаси Господи Преосвященна- го Архиепископа нашего (имя рек). Весь чин священнический, и иноческий, всех отец и братию нашу, и вся Православныя христианы, Господи помилуй, Господи поми­луй, Господи спаси, Пресвятая Богородице, помогай всем православным христианом, и спаси нас»[25].

«Иерей совлачится священных одежд» и читает: «Ныне отпущаеши», «Трисвятое по Отче наш», тропарь: «Уст Твоих яко светолучная заря», Слава, кондак: «С Небес прием», И ныне, богородичен: «Заступнице христианом», «Господи помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую», отпуст.

«Умывает же руце, и благодарит Бога о всех и исходит»[26].

Униатский митрополит Лоуренс Хокулак придерживается именно такого обряда, который свойствен латинскому мнению. Он придерживается мнения, что мы явля­емся Православной Церковью, с православным богословием, литургией, духовностью, канонической традицией, которая решает проявить православие в духе первого хри­стианского тысячелетия, в общении с Римом [Украинская Католическая Церковь, 2020].

Униатский священник и богослов П. Галадза учит: «Давайте поручим себя и друг друга и всю нашу жизнь Христу, Богу нашему». Эти слова звучат на каждой Боже­ственной литургии во время ектений. Он считает, что в этом заключается единый смысл и предложение жить сообща [Галадза, 2004, 9].

В заключение нужно сказать, что всего Служебников, относящихся к белорус­ской печати, насчитывается 14 экземпляров: 6 православных и 8 униатских. На фоне других 7 униатских изданий, принадлежащих к белорусской печати, Служебник 1758 г. заметно изменен: 1. Нет молитвы «Вниду в дом Твой»; 2. есть молитва на на­плечник; 3. за проскомидией упоминается Иосафат Кунцевич как «священномуче- ник»; 3. в Символе веры есть вставка Filioque; 4. Диакон причащается при помощи лжицы; 5. Появляется служба священномученику Иосафату Кунцевичу (если сравни­вать с униатским Служебником Льва Сапеги 1617 г.).

Особенности Служебника 1758 г.

В чине Входных молитв Служебника 1758 г. нет молитвы: «Вниду в дом Твой».

В молитвах на облачение присутствует молитва на наплечник: «Плещи моя вдах на раны»[27].

Во время проскомидии не поминаются русские святые. Вместо них поминается священномученик Иосафат[28] (Кунцевич), который оказался предателем и гонителем православных христиан. Из заздравной просфоры вынимается часть за папу Римского и короля.

Во время литургии поется Символ веры с приставкой Filioque.

Акт пресуществления Даров совершается во время установительных слов Спаси­теля: «Приимите, ядите»[29]. Отражена католическая практика совершения священно­действия. После причащения священник соединяет руки в ладонях.

После литургии обычное многолетие короля и папы Римского[30].

В Служебнике 1758 г. в разделе «Нарочитым святым» имеется «Служба блажен­ному священномученику Христову Иосафату, Архиепископу Полоцкому»[31]: тропарь, глас 4: «Светильник светлый явися Блаженный Священномучениче Христов Иосафа- те»; кондак, глас 4: «Зарею огненною от Распятаго Христа»; прокимен, глас 7: «Честна пред Господем смерть святаго и преподобнаго его»; Апостол ко Евреем: «Братие, имуще архиерея великаго, прошедшаго небеса»; Аллилуарий, глас 4: «Священницы твои облекутся в правду»; Евангелие от Иоанна, зач. 36: «Рече Господь к пришедшим к нему иудеом: Аз есмь дверь»[32]; причастен: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится».

В эту эпоху на белорусских землях существовали два очага противостояния униатам: Могилевская (по-другому Белорусская) епархия и Слуцкое княжество. Там было сохранено православие. На тот момент использовался белорусский «Брацкий» Служебник 1641 г. Служебники московской печати были приняты в богослужебное употребление после 1839 г., когда произошло воссоединение униатов с православ­ными. Конечно, здесь нельзя проводить параллель «Брацкого» Служебника 1641 г. с униатским Служебником 1758 г.

«Брацкий» Служебник 1641 г. [Служебник, 1641] был издан в Евье или Вильно, в Типографии братства Святого Духа, и включает 148 листов.

По этому Служебнику видно, что на Малом входе диакон показывает на Дары и говорит священнику: «Благослови владыко предложение сие», и около жертвенника священник благословляет предложение: «Благословенно предложение Божественных твоих Таин, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь» [Служебник, 1641, 18 об.]. О такой практике свидетельствуют и некоторые другие белорусские Служебники 1583 г. (с. 42), 1598 г. (с. 36-36 об. нн.), 1624 г. (с. 20), 1641 г. (18 об).

Во время проскомидии из Девятичинной просфоры вынимается первая часть в честь Креста: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» [Служебник, 1641, 7]. Такая же практика прослеживается и в Служебниках 1624 и 1638 гг.

Отличительной особенностью «Брацкого» Служебника 1641 г. является цере­мония восхождения священника на горнее место. Диакон: «Повели, владыко», священник: «Повелением Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их». Диакон: «Благослови владыко изыйти к святому месту», священник: «Благословен грядый во Имя Господне», диакон: «Благословен еси на престо­ле царствия Твоего седяй на Херувимех, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь» [Служебник, 1641, 21-21 об.]. Такую особенность впервые можно встретить в Служебнике 1598 г.

Нужно добавить, что издания 1624, 1638, 1641 гг. одинаковы по составу, и форма поминания светских властей в них одинакова, будучи весьма схожей с той, которая обнаруживается в издании «Брацкого» Служебника 1617 г. Самым важным отли­чием их от предшествующих изданий является поминание властей церковных. Если в более ранних изданиях в качестве представителя церковной власти упоми­нался архиепископ [Служебник, 1617, 3], то именно в трех последних кроме него поминается «святейший вселенский патриарх (имя рек)» [Служебник, 1624, 33 об.], что, по нашим представлениям, вполне может определять конфессиональную при­надлежность издания того времени [Медведева, 2013]. Служебник 1758 г. поминает папу Римского и короля.

Источники и литература

1.    Служебник. Супрасль, 1758. 174 с.

2.   Служебник (1617) — Служебник, или Устав Божественной литургии. Вильно: Типо­графия Братская, 1617.

3.    Служебник (1641) — Служебник. Евье или Вильно: Типография Братская, 1641. 148 с.

4.   Служебник (1624) — Служебник, или Устав Литургии. Вильно: Типография Братская, 1624. 159 с.

5.   Галадза (2004) — Галадза П., свящ. Божественная литургия: Онтология для Поклоне­ния. Оттава: Митрополита Андрея Шептицкого Институт восточных христианских иссле­дований, 2004. 1150 с.

6.   Книга Белоруссии (1986) — Книга Белоруссии. Сводный каталог 1517-1917 гг. Минск: Издательство «Белорусская Советская Энциклопедия» имени Петруся Бровки, 1986. 615 с.

7.   Медведева — МедведеваЕ.М. Камушкат // Белорусский сборник. 2013. URL: http:// kamunikat.fontel.net/www/czasopisy/sbornik/03/09.htm (дата обращения: 20.11.2020).

8.   Украинская Католическая Церковь (2020) — Украинская Католическая Церковь. 2020. URL: https://dormitionsaskatoon.ca/pastoral-team/ (дата обращения: 20.11.2020).

9.   Хойнацкий (1871) — Хойнацкий А. Ф. свящ. Западно-русская церковная уния в ее бого­служении и обрядах. Киев: Киево-Печер. лавра, 1871. 475 с.



[1] Служебник. Супрасль, 1758. С. 2.

[2]  Служебник. Супрасль, 1758. С. 2.

[3]  Служебник. Супрасль, 1758. С. 3.

[4]  Служебник. Супрасль, 1758. С.4.

[5]  Служебник. Супрасль, 1758. С. 5.

[6]  Служебник. Супрасль, 1758. С. 6.

[7]  Служебник. Супрасль, 1758. С. 7.

[8]  Служебник. Супрасль, 1758. С. 8.

[9]  Служебник. Супрасль, 1758. С. 9.

[10] Служебник. Супрасль, 1758. С. 13.

[11] Служебник. Супрасль, 1758. С. 15.

[12] Служебник. Супрасль, 1758. С. 19.

[13] Служебник. Супрасль, 1758. С. 19.

[14] Служебник. Супрасль, 1758. С. 21.

[15] Служебник. Супрасль, 1758. С. 23.

[16] Служебник. Супрасль, 1758. С. 24.

[17] Служебник. Супрасль, 1758. С. 24.

[18] Служебник. Супрасль, 1758. С. 25.

[19] Служебник. Супрасль, 1758. С. 25.

[20] Служебник. Супрасль, 1758. С. 27.

[21] Служебник. Супрасль, 1758. С. 27.

[22] Служебник. Супрасль, 1758. С. 31.

[23] Служебник. Супрасль, 1758. С. 32.

[24] Служебник. Супрасль, 1758. С. 33.

[25] Служебник. Супрасль, 1758. С. 34.

[26] Служебник. Супрасль, 1758. С. 35.

[27] Служебник. Супрасль, 1758. С. 2.

[28] Служебник. Супрасль, 1758. С. 4.

[29] Служебник. Супрасль, 1758. С. 24.

[30] Служебник. Супрасль, 1758. С. 34.

[31] Служебник. Супрасль, 1758. С. 142.

[32] Служебник. Супрасль, 1758. С. 143.

Источник: Сенченко Л., свящ. Характерные особенности, свойственные литургии по Супрасльскому служебнику 1758 г. // Христианское чтение. 2020. №6. С. 111-122.