Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Духовно-просветительские труды святителя Феофана на Владимирской кафедре
Духовно-просветительские труды святителя Феофана на Владимирской кафедре
Приблизительное время чтения: 15 мин.
100%

В статье епископа Скопинского и Шацкого Питирима (Творогова), соискателя Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2020-2021) предлагается описание трудов свт. Феофана по учреждению церковного периодического издания «Владимирские епархиальные ведомости».


Для этого в первую очередь излагается история учреждения и развития «Епархиальных ведомостей» в русской православной Церкви в целом, а затем рассматривается подробный план конкретного издания Владимирской епархии, каким он виделся зачинателю этого важного дела, раскрывается его роль в жизни епархиального духовенства и паствы, показывается духовно-просветительское значение этого печатного органа. В итоге автор делает вывод, что целью трудов епископа было вовлечение местного духовенства в активную церковную жизнь совместно с паствой. В наше время выпуски данного журнала являются ценнейшим источником сведений об истории Владимирской епархии.

***

Двадцать второго июля 1863 г. священный синод высочайше утвердил доклад о назначении епископа тамбовского Феофана на открывшуюся во владимирской епархии архиерейскую вакансию.

Владимирская епархия к началу архипастырских трудов преосвященного Феофана включала 20 мужских монастырей и 8 женских, 1152 церкви, 270 духовных училищ. Предметом самых усердных забот нового владыки стали церковно-приходские школы и духовные учебные заведения епархии.

В «Слове при вступлении на Владимирскую кафедру», произнесенном 1 сентября 1863 г., Преосвященный отметил: «Христианство, предлагая нам образец высокого совершенства, подает к тому и все должные средства. Оно есть лествица, возводящая на небо, путь, ведущий в живот, врачевство, исцеляющее все немощи наши и несовершенства. Лествица сия уже утверждена и многих возвела на небо. Не перестраивать ее нужно, а восходить по ней. Путь сей уже испытан: он прост, для всех виден и верен. Было бы неразумно тратить время и труды на проложение нового пути или на исправление посвоему уже проложенного. Пролагая новый путь, можно по близорукости направить его в пагубу, а переустрояя — только испортить, наделавши рытвин и перекопов. Идти надо по указуемому пути, а не вопить без смысла: не лучше ли сюда пойти, не лучше ли туда уклониться, праздно вперив очи кто весть куда или бесполезно бегая взад и вперед. Врачевство христианства пред целым светом доказало и доказывает свою целительность на всех, кто пользуется им без всяких суемудрых умничаний. Было бы непростительной ошибкой покушаться отменить из его целительных составов то одно, то другое, то третье. Рецепт сей на небе составлен и исполняется из небесных веществ. Покушаясь его поправить, земнородные самонадеянно берут на себя дело, совершенно превышающее силы их и пагубное. Не исправлять лекарство, а пользоваться им надо в простоте веры, чтоб оздравиться его целительной силой. Понятно теперь вам, что значит в христианстве стоять и тещи».

Имея богатый опыт окормления Тамбовской епархии, епископ Феофан как пастырь и учитель веры и благочестия определил широкую программу своего духовно-просветительского служения на Владимирской кафедре. Важное место в ней занимали «Владимирские епархиальные ведомости» – учреждение и развитие главного епархиального периодического издания, дающего более широкие возможности попечения о вверенной пастве.

«Епархиальные ведомости» были обязаны своим появлением в России свт. Иннокентию (Борисову). Его имя для свт. Феофана – как в молодости, так и в зрелые годы — неизменно оставалось на высоте и во многом определяло направление жизненных путей. Так было и в Орловской семинарии, воспитанниками которой в разные годы были оба иерарха; и в Киевской духовной академии, где в период ректората епископа Иннокентия обучался Георгий Говоров, будущий епископ Феофан. Идея свт. Иннокентия издавать «Епархиальные ведомости» была подхвачена епископом Феофаном сначала на Тамбовской, а затем и на Владимирской кафедрах.

Программу первых «Епархиальных ведомостей» свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, составил в 1853 г. Примером для нового издания послужили «Губернские ведомости» ― официальная газета, начавшая выходить с 1838 г. сразу в сорока четырех губерниях. Но к изданию «Херсонские епархиальные ведомости» были разрешены Святейшим Синодом не сразу, а уже после кончины Преосвященного, в ноябре 1859 г. Состояли «Херсонские епархиальные ведомости» из двух частей: официальной и неофициальной, которая иногда получала подзаголовок «Прибавления».

Представление Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, об учреждении «Владимирских епархиальных ведомостей» было направлено в Святейший Синод 20 августа 1864 г.: «По примеру других епархий, желая учредить и во вверенной мне Владимирской епархии издание “Епархиальных ведомостей” и прилагая при сем программу на оные, покорнейше прошу Святейший Правительствующий Синод разрешить сие издание с дозволением и цензуре быть здесь же во Владимире. Издание берут на себя начальство и наставники семинарии».

В официальной части «Владимирских епархиальных ведомостей» планировалось, во-первых, помещать распоряжения и постановления правительства относительно церковной жизни: высочайшие манифесты и повеления, грамоты и рескрипты по духовному ведомству, указы и распоряжения Священного Синода: и общие, и относящиеся собственно к Владимирской епархии и не подлежащие тайне. Также в официальной части отводилось место указам и правительственным распоряжениям, прежде обнародованным, но имевшим особенную важность по местным и временным обстоятельствам для владимирского духовенства. И, наконец, в первом разделе официальной части было намечено публиковать распоряжения Владимирского епархиального начальства, касающиеся всей епархии или ее части.

В разделе «Известия» предлагалось создать пять рубрик.

Первая из них предназначалась для сообщений о новых духовных учреждениях, о перемене высших правительственных лиц духовного ведомства, о высочайших наградах, о изъявлении благословения и благодарности Священного Синода, епархиального и духовно-училищного начальства лицам духовным и светским, состоящим на службе в епархии и духовно-училищном ведомстве, а также оказавшим пользу Церкви и духовному образованию во Владимирской губернии.

Во второй рубрике «Известий» отражались новости о назначении и увольнении должностных лиц местной консистории, семинарии, духовных правлений, училищ и др.

Третья рубрика отводилась сообщениям об открытии новых приходов или упразднении прежних, об их увеличении или сокращении, о постройке, улучшении или освящении церквей, об учреждении монастырей и общин, о богоугодных подвигах и пожертвованиях в пользу церквей, монастырей и других духовных учреждений, об улучшении благосостояния духовенства, о замечательных происшествиях в епархии.

Четвертая рубрика посвящалась материалам о библиотеках при церквях, о состоянии существующих под руководством духовенства школ, о содействии духовенства народному образованию.

Наконец, в пятой рубрике «Известий» планировалось печатать выдержки из отчетов епархиального и училищного управлений: по консистории, семинарии, попечительству, приходским училищам, богадельням и прочее.

Раздел «Вызовы и объявления» должен был отличаться чрезвычайным разнообразием материалов, насущных и актуальных для повседневной жизни епархии. Здесь предполагалось размещать вызовы просителей и лиц духовного звания в консисторию, семинарское правление и проч. на основании существующих правил, а также объявления о праздных священно- и церковнослужительских местах, о постройках и подрядах по епархиальному ведомству; приглашения к участию в благочестивых предприятиях и на помощь страждущим; объявления семинарского правления по делам, касающимся епархиального духовенства; разрядные списки воспитанников, окончивших курс семинарии.

Неофициальная часть «Владимирских епархиальных ведомостей» предназначалась для широкого круга материалов экзегетического и аскетического характера, духовно-нравственных и гомилетических сочинений, публицистики, переводов творений святых отцов и др.

Читателям предоставлялись свод текстов Священного Писания на ту или другую мысль с изъяснениями относительно церковного праздника; объяснения паремий, Апостолов, Евангелий и по частям всего обрядового богослужения, переводов синаксарей, изложение служб церковных, жития местночтимых святых, а также выписки из творений святых отцов и писателей духовных, имеющих отношение к духовным нуждам паствы и к руководству пастырей по местным обстоятельствам.

Материал неофициальной части составляли оригинальные статьи догматического и нравственного содержания, востребованные религиозным состоянием епархии, и статьи общего духовно-литературного содержания – лучшие образцы умственных трудов местного духовенства.

Поучения и беседы владимирского духовенства, особенно приспособленные к пониманию простого народа, также отбираемые для публикации в неофициальной части, могли быть примером пастырских простых наставлений при разных случаях жизни. В них указывались предметы, о которых в праздничные, воскресные и постные дни уместно было бы предлагать поучения народу, учитывая его нравственные недуги; излагались опыты и советы священнослужителям относительно успешного изложения в кругу прихожан истин веры и нравственности.

Просветительское значение имели материалы по истории и статистике: описания замечательных исторических событий и церковных древностей Владимирской епархии, церквей, монастырей, святых икон, утварей, крестных ходов и др.; статьи о церковной и нравственно-религиозной жизни народа и духовенства в прошлом и настоящем, о мерах к улучшению быта духовенства и развитию нравственного воспитания в народе.

Также в неофициальной части отводилось место актуальным для Владимирской епархии исследованиям о раскольниках и сектантах, об их религиозных воззрениях и жизни, о характере их отношений к православному духовенству и народу, а также материалам о поверьях и предрассудках простого народа. Уместными в этом отношении представлялись заметки с указанием мер и способов к обращению раскольников и искоренению народных суеверий.

Включались в неофициальную часть сообщения о событиях современной жизни, особенно важных по своему влиянию на Церковь и государство, замечательные в религиозном отношении известия, особенно важные для епархии.

Читателям планировалось предложить воспоминания о лицах, оставивших по себе добрую память во Владимирской епархии высокими чертами личного характера, христианской жизнью, служением на пользу ближнего и участием в деле местного духовного и народного развития. Эти материалы нередко сопровождали биографии или некрологи замечательных должностных лиц и священнослужителей епархии.

Анонсировались назидательные размышления, духовные советы, примеры благочестия в различных состояниях и обстоятельствах жизни, заимствованные из житий святых, также случаи особенного действия благодати Божией в современной жизни и рассказы или воспоминания о знаменательных и назидательных событиях.

Важное место отводилось вопросам православной педагогики. В статьях должны были содержаться педагогические указания относительно физического, умственного и нравственного воспитания детей как в школах, так и в домах родителей; заметки о ходе домашнего и школьного воспитания детей духовенства и народа, о причинах его успеха или неуспеха, о влиянии домашнего учения на школьное образование и школьного образования на домашнюю жизнь.

Как непременные рассматривались ответы на вопросы читателей, недоумения и нужды по разным предметам и случаям службы и деятельности духовенства, основанные на канонических, церковных и гражданских действующих законах.

Для расширения читательского кругозора предполагались перепечатки из духовных и светских журналов статей и заметок, которые могли интересовать духовенство и быть полезны ему и пастве, а также библиографические справки по наиболее важным вопросам.

Неофициальная часть «Владимирских епархиальных ведомостей» была призвана отражать общеполезные сведения по естественным наукам, просто и доступно изложенные, в качестве подспорья к программным предметам семинарского курса и в помощь священникам в толковании предметов, суеверно воспринимаемых народом или необходимых духовенству в его домашнем быту и в его отношении к пастве.

Слушание Представления Преосвященного Феофана, епископа Владимирского, о разрешении на издание «Владимирских епархиальных ведомостей» прошло в Священном Синоде 7 сентября 1864 г. По его результатам было приказано: «Рассмотрев представленную преосвященным Феофаном программу “Владимирских епархиальных ведомостей” и находя неудобным помещать в оных исследования о раскольниках и иноверцах епархии, а также предрассудках простого народа с указанием мер и способов к обращению раскольников и искоренению народных суеверий (Неофициальная часть, п. V), Священный Синод определяет испрашиваемое преосвященным Феофаном издание “Владимирских епархиальных ведомостей” по представленной им, преосвященным, программе разрешить с тем, однако же, чтобы:

1) V пункт программы неофициальной части “Ведомостей”, в коем обозначены выше изъясненные исследования о расколе и народных суевериях, был исключен из оной программы;

2) жизнеописания местных святых, в полном виде и в первый раз предназначаемые в печать, не иначе были помещаемы в неофициальной части “Ведомостей”, как по предварительном представлении оных на рассмотрение Священного Синода, на основании 257 ст. цен. устава (т. XVI изд. 1857 г.);

3) рассмотрение всех прочих статей, предназначаемых для “Епархиальных ведомостей”, равно и составление сих статей поручено было вполне благонадежным лицам духовного ведомства по непосредственному усмотрению и под личным наблюдением преосвященного».

Одно из объявлений о предстоящем выходе первого номера нового церковного периодического издания вскоре было опубликовано на страницах «Тамбовских епархиальных ведомостей» 15 декабря 1864 г.: «“Владимирские епархиальные ведомости” будут издаваемы два раза в месяц — 1 и 15 числа, тетрадями в восьмую долю листа, заключающими в себе от 3,5 до 4 печатных листов. По утвержденной Священным Синодом от сентября 21 дня 1864 г. программе».

1865 г. стал первым годом издания основанных епископом Феофаном «Владимирских епархиальных ведомостей», вскоре завоевавших популярность и, как показала практика, востребованных читателями. Между тем задача, поставленная епископом, предполагала активное вовлечение в духовно-просветительскую работу епархиального духовенства. Подводя итоги первого года, «Владимирские епархиальные ведомости» обратились к читателям с приглашением к посильному участию в трудах редакции «для собственной же пользы»: «Редакция должна сознаться, что в текущем году со стороны местного духовенства она очень мало видела деятельного сочувствия к издаваемому ею местному органу. Конечно, причиной этого не неспособность духовенства говорить о себе и нуждах своих или апатия к ним, а новость дела. И поэтому редакция надеется, что на втором году ее издание встретит более деятельное сочувствие к себе от местного духовенства, жизнь которого в настоящее время и сама в себе, и по своим отношениям к пастве и всему обществу настоятельно требует взаимного общения, разъяснения и общих сил».

При епископе Феофане вышло тридцать девять номеров «Владимирских епархиальных ведомостей». Издание продолжалось вплоть до 1917 г. и является ценнейшим источником сведений об истории Владимирской епархии Русской Православной Церкви.

Архивные документы

Представление Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, в Святейший Синод об учреждении «Владимирских епархиальных ведомостей», 20 августа 1864 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 145. Ед. хр. 1608. Л. 1.

Указ Священного Синода по представлению Преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, о разрешении на издание «Владимирских епархиальных ведомостей», 7 сентября 1864 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 145. Ед. хр. 1608. Л. 5–6.

Источники

Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Слово при вступлении на Владимирскую кафедру // ВЕВ. 1865. № 1. С. 31–38.

Литература

Андреев Г. Л., Троицкий А., свящ. Христианские периодические издания на русском языке: Библиографический обзор // Христианство: Энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. Т. 3. С. 528–559.

Извольский Д. И., свящ. Алфавитный указатель статей духовно-нравственного и религиозного содержания, речей, слов и поучений, сказанных в разное время на разные случаи разными лицами; некрологов, библиографических очерков, известий и заметок, помещенных в неофициальной части Владимирских епархиальных ведомостей, за 16 лет их издания с 1865–1880 г. Владимир: Тип. П. Ф. Новгородского, 1882.

Нетужилов К. Е. Епархиальная периодическая печать в дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. № 7 (21). С. 174–182.

Об издании Владимирских епархиальных ведомостей в 1865 году // ТЕВ. 1864. № 24. С. 359.

От редакции Владимирских епархиальных ведомостей // ВЕВ . 1865. № 22. С. 1236– 1237.

Рункевич С. Г. Владимирские епархиальные ведомости // ПБЭ. Петроград: Тип. А. П. Лопухина, 1902. Т. 3. С. 626–630.

Рункевич С. Г. Епархиальные ведомости // ПБЭ. Петроград: Тип. А. П. Лопухина, 1904. Т. 5. С. 451–454.

Смирнов А. В. Указатель содержания неофициальной части Владимирских губернских ведомостей с 1838 по 1900 г. включительно и Владимирских епархиальных ведомостей, с 1865 по 1900 г. включительно. Владимир: Тип. Губернского правления, 1902.

Троицкий А., прот. Владимирские епархиальные ведомости // ПЭ. 2005. Т. 9. С. 64–65.

Троицкий А., прот. Епархиальные ведомости // ПЭ. 2008. Т. 18. С. 493–497.

Экземплярский В. И. Алфавитный указатель распоряжений и известий духовного и гражданского правительства, помещенных в официальной части Владимирских епархиальных ведомостей за 15 лет их издания, 1865–1879 гг. Владимир: Тип. П. Ф. Новгородского, 1881.

Источник: Питирим (Творогов), епископ Звенигородский. Духовнопросветитель-ские труды святителя Феофана на Владмирской кафедре. «Владимирские епархиальные ведомости» // Богословский вестник. 2020. № 1 (36). С. 168–178. DOI: 10.31802/