Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Деятельность Общесеминарского союза в годы Первой русской революции 1905–1907 гг. на примере Пензенской духовной семинарии
Анонсы
Деятельность Общесеминарского союза в годы Первой русской революции 1905–1907 гг. на примере Пензенской духовной семинарии
Приблизительное время чтения: 26 мин.
100%

    

Аннотация: В настоящей статье докторант ОЦАД протоиерей Вадим Ершов выстраивает хронологию событий, связанных с революционными событиями 1905–1907 гг., происшедших в Пензенской духовной семинарии, хотя волнения там, как и в других семинариях Российской империи, начались задолго до указанного периода. С конца XIX в. в Пензе начали появляться журналы, издаваемые учащейся молодежью, в том числе и семинаристами; существовали также так называемые кружки самообразования, которые, по сути, были революционными. На протяжении приблизительно 1901–1907 гг. на события, которые происходили в семинариях, в том числе и пензенской, влиял Общесеминарский союз. С 1905 г. его координирующая деятельность становится наиболее заметна. Проводятся съезды союза, и на них присутствуют делегаты, как правило, большинства духовных семинарий России. Документально подтверждено участие пензенских семинаристов почти во всех съездах. Съезды проходили в условиях строжайшей конспирации, на них выдвигались различные требования сообразно политической ситуации. К 1906 г. они приобрели политический оттенок — борьбы за гражданские права. Только к середине 1907 г. правительству удалось рядом мер воспрепятствовать проведению съездов. Наиболее сильные волнения в Пензенской семинарии происходили в октябре 1905 г. (с последующим ее закрытием) и в феврале-апреле 1906 г. Требования, которые выдвигались семинаристами, часто поддерживались священниками, а сами выступления одобрялись на епархиальных и благочиннических собраниях. Пензенская губерния находилась под сильным влиянием социалистов-революционеров, и семинаристы к 1907 г. больше стали участвовать в революционном движении вместе с представителями других партий. Одним из элементов деятельности социалистов-революционеров было политическое убийство: в мае 1907 г. бывшим семинаристом был застрелен ректор семинарии.


 ***

Первая русская революция 1905–07 гг. стала потрясением для всей мировой общественности и породила сильный резонанс внутри страны. В революционных событиях принимали участие представители всех слоев населения, в том числе и священнослужители. Особенно активную роль играли в этом учащиеся духовных семинарий, молодежь. Следует сказать, что волнения в семинариях не были неожиданностью: с 1890-х гг. во многих городах действовали «кружки самообразования», в которых его участники занимались чтением нелегальной литературы. Также появлялись нелегальные журналы, которые выпускались не только семинаристами, но и совместно с городской молодежью.

Со 2-й пол. 1890-х гг. в различных источниках упоминается о существовании в Пензе «кружков самообразования», в которых участвовала учащаяся молодежь. Кружки существовали, как правило, для чтения и распространения нелегальной литературы, и в них состояли, в том числе, учащиеся семинарии. Осенью 1899 г. был создан «Пензенский союз учащихся», или «Союз объединившихся кружков», который объединил кружки учащихся духовной семинарии, землемерного, реального и художественного училищ, первой и второй мужских и женских гимназий и фельдшерской школы; при этом была создана общая библиотека (см.: [Малышева, 1999, 125–128, 253–254]).

Приблизительно с конца 1890-х гг. начала свою деятельность общесеминарская организация, первоначальной целью которой было добиться возможности поступления семинаристов, окончивших 4 класса, в университеты. В это время организация координировалась из Казанских духовных школ. В 1901 г. в Пензу приезжает агитатор из г. Казани, некто Быстров, который уже побывал в некоторых поволжских семинариях. Ему было поручено познакомить семинаристов с существованием организации, а также наладить связи с другими российским семинариями (см.: [Титлинов, 1924, 68, 77]). В середине сентября этого же года после общего собрания первых четырех классов ученик 4 класса Яков Богословов вручил «петицию» ректору семинарии прот. Петру Поздневу о допущении выпускников 4 класса в высшие учебные заведения (ГАПО. Ф. Р. 2378. Оп. 1. Д. 77. Л. 2). После того как Быстров прибывает в Тамбов, там с начала учебного 1901/1902 г. начинаются беспорядки, и сразу же тамбовские семинаристы прибывают в Пензу за поддержкой. При этом тамбовские семинаристы активно участвуют в раздаче литературы (см.: [Титлинов, 1924, 79]).

В октябре 1901 г. Пензенский организационный комитет семинаристов начал издавать свой журнал, а с конца 1902 — начала 1903 г. Пензенский союз начал выпускать журнал «Вестник юности». Примерно в это же время создается группа «Друзья человечества» (см.: [Малышева, 1999, 256]).

Начало следующего учебного полугодия ознаменовалось следующими событиями: 15 февраля 1902 г. в Пензенской семинарии составляется петиция и после общего собрания численностью примерно в 200 человек она вручается ректору; основное требование в ней — разрешение поступать в университеты. Дальнейшего развития событий, однако, не последовало: в дело включилась полиция, и одному из активистов, учащемуся семинарии Гумилевскому, пришлось скрываться. В этот период основными требованиями в петициях, подаваемых семинаристами начальству в различных семинариях, были: разрешение поступать семинаристам после окончания 4 классов в университеты, отмена экзаменов, сокращение богословских и увеличение числа светских дисциплин, исключение монашествующих из администрации семинарий, необязательность посещения богослужений, необязательность соблюдения постов (см.: [Титлинов, 1924, 76–79]).

С января 1904 г. начал выходить журнал Общегородского союза учащейся молодежи Пензы «Вестник юности». В это же время в Пензе существовали нелегальные библиотеки, которые находились в частных квартирах. Эти библиотеки пополнялись нелегальными книгами за счет учеников различных учебных заведений Пензы, в том числе и семинарии (ГАПО. Ф. Р. 2378. Оп. 1. Д. 77. Л. 14–15).

К 1905 г. деятельность Общесеминарского союза стала намного заметнее во всех семинариях. В этом году состоялось два съезда — в Саратове и Владимире. На съезде во Владимире, проходившем с 16 по 19 июня, присутствовали делегаты от 9 семинарий, представитель Пензенской семинарии отсутствовал. По воспоминаниям Ивана Тонитрова, делегат от Пензы просто заблудился, однако решения съезда пензенские семинаристы все-таки получили (ГАПО. Ф. Р. 2378. Оп. 1. Д. 77. Л. 21). Ранее, в марте этого же года, в Саратове состоялся съезд семинарий близлежащих городов. В отличие от Владимирского съезда, который называют «Первый», саратовский съезд собрал больше представителей, и там, скорее всего, присутствовали пензенские делегаты, по крайней мере, Пенза получала на него приглашение (см.: [Титлинов, 1924, 93]).

Летом-осенью 1905 г. Общесеминарским союзом было принято решение   подать «петицию» своему начальству для препровождения ее в Св. Синод и устроить забастовку «без буйства», то есть просто не учиться. Скорее всего, союз согласовывал свои действия с руководством Октябрьской Всеобщей политической стачки и действовал в ее логике: без активных действий. Семинаристы в Пензе, как правило, участвовали во всех революционных мероприятиях. Общесеминарский союз же условие проведения забастовки в октябре объяснял по-своему: дебоши дискредитируют семинарское движение (см.: [Титлинов, 1924, 96]).

Так называемые кружки самообразования все еще действовали в Пензе, и очень часто в них принимали участие представители политических партий: социалисты- революционеры и социал-демократы. Много учащихся проживало на квартирах, там читали запрещенную литературу, обсуждали каждое произведение, имелись свои библиотеки (ГАПО. Ф. Р. 2378. Оп. 1. Д. 77. Л. 17). Революционная деятельность кружков не прекращалась в каникулярное время. Летом 1905 г. семинаристы были распущены на каникулы, а после — в начале учебного года — в Пензенской семинарии вновь произошло политическое событие. В начале сентября состоялось общее собрание семинаристов в одном из классов. Учащийся 4 класса Миловзоров рассказал всем, какие необходимо предъявлять требования администрации. Среди прочих это были: введение в учебную программу курса естественных наук и возможность поступать

в университеты после окончания 4 класса семинарии. После собрания учащиеся вышли с пением революционных песен в семинарский сад, и занятия были сорваны. В этот же день для наведения порядка на территорию семинарии прибыли конные казаки — и беспорядки прекратились (см.: [Пензенский край в мемуарах, 2015, 241]). Однако через месяц, после начала Всероссийской октябрьской стачки, начали бастовать и в семинариях.

В Пензенской семинарии события развивались следующим образом. 6 октября в семинарском саду после первого урока прошел митинг учащихся, на котором руководители этого собрания — ученик 5 класса Борис Милов и ученик 6 класса Анатолий Алявдин — предложили бойкотировать занятия. Была прочитана «петиция», в которой были: требование допуска семинаристов в университеты без экзаменов после окончания 4 класса и изменение учебной программы. В программы предлагалось внести больше общеобразовательных предметов, таких как ботаника, минералогия, зоология и т. д.; а богословские предметы должны были сосредотачиваться в основном в 5 и 6 классах. На митинг пришел ректор семинарии прот. Петр Позднев, но на его попытки призвать к порядку учащиеся ответили бранью. Милов и Алявдин озвучили, что требования эти были выработаны на общесеминарском съезде в Саратове летом этого года (см.: [Лебедев, 2007, 21–22]). После митинга в саду представители собрания отправились в учительскую, где были ректор с преподавателями, и объявили о прекращении занятий. Затем в одном из классов, предварительно позвав туда ректора семинарии, они (согласно Тонитрову, это был Милов (ГАПО. Ф. Р. 2378. Оп. 1. Д. 77. Л. 21)) вручили ему «петицию». Сама бумага включала в себя требования двух разрядов: к Св. Синоду и требующие немедленного решения (ПЕВ. 1905. № 23. С. 1264–1265). Увидев, что «петиция» никем не подписана, ректор отказался ее принять, но семинаристы настаивали. Никакого совместного решения не было принято, и, из-за отказа семинаристов посещать занятия, ввиду сложившейся обстановки семинария 8 октября была закрыта.

Из-за начавшейся железнодорожной забастовки семинаристы не смогли сразу разъехаться, многие ночевали на вокзале. После того как основная часть семинаристов все же разъехалась, в городе еще остались желающие помитинговать. Для наведения порядка в семинарию были введены войска — как пешие, так и конные; проводились обыски, под тротуаром были найдены две бомбы (ГАПО. Ф. Р. 2378. Оп. 1. Д. 77. Л. 22); [Лебедев, 2007, 23].

Здесь следует сказать о том, как относилось духовенство Пензенской епархии ко всему происходящему в семинарии. С 25 по 30 октября 1905 г. проходил Пензенский общеепархиальный съезд духовенства, на котором учащиеся семинарии обратились к собранию. Данное выступление произвело на съезд особое впечатление, так что делегаты съезда выразили «полное сочувствие и искреннее пожелание, чтобы они (требования) скорее были удовлетворены» (ПЕВ. 1905. № 23. С. 1261). Причина того, что делегаты съезда так благожелательно приняли представителей семинарии, была в том, что большинство учащихся были детьми пензенских священников, а также тому способствовали всеобщее настроение ожидания реализации больших надежд и желания реформ. Позже, в следующем году (апрель), как это видно из газет, в продолжении волнений в семинарии священство также поддерживало требования учащихся (ПЕВ. 1906. № 10. С. 532–533) в борьбе против «произвола» церковных властей (ПЕВ. 1906. № 17. С. 902).

Однако возвратимся к октябрьскому епархиальному съезду 1905 г.: по мнению ректора семинарии, священникам надо было обратить внимание на то, как учащиеся семинарии добивались своей цели[1]. Также ректор в своей статье в «Пензенских епархиальных ведомостях» справедливо замечает, что семинаристы не были обойдены вниманием: на тот момент семинария переехала в новое здание, и нельзя было сравнивать условия проживания семинаристов 1905 г. с теми, в каких жили учащиеся семинарии, по крайней мере, за десять лет до этого. Обустройство новых корпусов потребовало от епархии больших вложений (ПЕВ. 1905. № 23. С. 1266–1267). О недопустимом поведении семинаристов в своих мемуарах рассказывают жители Пензы. Например, 14 ноября во время молебна в кафедральном соборе по случаю дня рождения государыни Марии Феодоровны семинаристы не снимали шапок в храме, свистели и кричали (см.: [Пензенский край в мемуарах, 2015, 135]).

В то время в Пензе было две мужские гимназии, четыре женские и одно реальное училище. Также, кроме духовной и учительской семинарий, были еще железнодорожное техническое, землемерное и художественное училища. В своих воспоминаниях губернатор И. Ф. Кошко пишет, что все учебные заведения Пензы были наполнены в большинстве своем революционизированной молодежью (см.: [Кошко, 1916, 158]), и все состоявшиеся в городе митинги происходили с участием, как правило, всех учеников старших классов семинарии. Семинаристы были корреспондентами основных революционных газет, и нелегальная пресса была в курсе всех происходивших событий в Пензе; полиция докладывала об участии семинаристов в бесчисленных столкновениях с представителями власти (см.: [Кошко, 1916, 160–161]). После манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» митинги стали совершенно публичными (см.: [Кошко, 1916, 8]). 19 октября около 10 часов утра по улице Московской началась демонстрация учащихся, вдохновителем которой был общегородской союз учащейся молодежи. Демонстрантов, шедших с красным флагом и пением революционных песен, уже недалеко от вокзала, в районе железнодорожной насыпи, встретили солдаты, и все закончилось избиением молодежи ружейными прикладами (ГАПО. Ф. Р. 2378. Оп. 1. Д. 77. Л. 27–29). В числе демонстрантов были и учащиеся духовной семинарии.

Согласно синодальному определению от 8 февраля 1906 г., все воспитанники, не приступившие к занятиям после 15 января, должны были быть исключены из семинарии, и восстанавливать их разрешалось только с началом следующего учебного года и только благонадежных (Церковные ведомости. 1906 г. 11 февраля. С. 75). Однако пензенские семинаристы 10 января 1906 г. почти все приступили к занятиям. Несмотря на такую кажущуюся дисциплинированность, учащиеся с самого начала семестра собирались для обсуждения планов ведения дальнейшей борьбы для достижения своей цели, пели революционные песни после утренней молитвы и на переменах. На очередном собрании было решено подать «петицию» Педагогическому собранию, и 17 января это было сделано. «Петиция» содержала следующие требования: о свободе собраний, о чтении всех книг, разрешенных цензурой, о выписывании газет и журналов, посещении общественных библиотек, студенческом контроле за семинарской библиотекой, об организации кружков для самообразования, об организации товарищеского суда, об отмене обысков общежитий и цензуры личной корреспонденции, о посещении театров, концертов, общественных собраний семинаристами, о праве учеников устраивать музыкальные, танцевальные и литературные вечера, о свободном выходе в город до 9 вечера, о свободе заработка на стороне, о свободе проживания на квартирах. Все эти вопросы были подняты на педагогическом собрании — отрицательные ответы были даны о свободе собраний, о товарищеском суде, о посещении учениками различных городских развлекательных мероприятий и об организации таковых в самой семинарии. Другие вопросы с различными оговорками были приняты собранием и после прочтения рекомендаций педагогического собрания преосвящ. Тихоном были оглашены семинаристам (ПЕВ. 1906. № 10. С. 515–517). Вопрос о разрешении семинаристам поступать в университеты не поднимался, т. к. 10 декабря 1905 г. по докладу министра просвещения на это было дано разрешение (Церковный вестник. 1906. 15 июня. С. 785). Однако все действия с «петицией» и обсуждением изложенных в ней требований мало повлияли на поведение семинаристов: продолжались опоздания на богослужения и на занятия, дерзкое поведение в отношении преподавателей и инспекции, отсутствие по ночам в общежитии, а также многочисленные жалобы горожан на поведение семинаристов в городе. При этом учащиеся выражали недовольство по разным поводам. Например, тем, что эконом семинарии проверял личные вещи, карманы одежды семинаристов, которая оставалась в классах. При всех в столовой семинаристы обличили в этом эконома, и было обещано, что обысков больше не будет. Однако позже учащиеся поняли, что обыски все же продолжаются. Со слов самих учащихся, в семинарии появилось два враждующих лагеря. Угроза Педагогического собрания ходатайствовать перед Учебным комитетом о закрытии семинарии и отчислении

зачинщиков беспорядков не подействовала. После того как соответствующее постановление Педагогического собрания 6 и 7 февраля было прочитано в классах секретарем в присутствии ректора и инспектора семинарии, учащиеся продолжали вести себя вызывающе во время богослужений, в классах пелись революционные песни, занятия многими не посещались. Также учащиеся занимались рассылкой угрожающих писем всем тем сотрудникам семинарии, кто, по их мнению, был настроен против них, а 14 февраля был объявлен бойкот преподавателю Попову (Перестрой. 1906. 12 октября.

№ 206). В начале Великого поста семинаристы приняли решение о начале голодовки. Начались переговоры с ректором, учащимися была подана записка с требованиями Педагогическому собранию уволить эконома семинарии и разрешить семинаристам участвовать в управлении хозяйственной жизнью семинарии (за подписью 120 человек). Семинаристы обратились к правящему архиерею, и преосвящ. Тихон посетил семинарию для встречи с учащимися.

Во время этих волнений 12–13 февраля 1906 г. во Владимире проходил II общесеминарский съезд, и, по мнению Б. В. Титлинова, этот съезд координировал протестующих на местах; во многих семинариях в это время были волнения. В работе съезда от пензенской семинарии участвовал семинарист Василий Афанасьевич Гусынин (ГАПО. Ф. Р. 2378. Оп. 1. Д. 77. Л. 22); [Титлинов, 1924, 103].

Незадолго до встречи учащихся с архиереем, 27 февраля, Педагогическое собрание приняло решение о закрытии 2 и 4 классов до следующего учебного года и об удалении с территории семинарии соответствующих учеников. 3 марта на встрече правящего архиерея с учениками те заверили, что беспорядки будут прекращены. Преосвященный Тихон не дал хода постановлению Педагогического собрания. Однако беспорядки продолжались: производились поджоги в общежитии, хищения из помещений канцелярии, физкабинета, инспекторской, свечного ящика храма семинарии; а 16 марта во время проведения Педагогического собрания с улицы начали бросать камни в окна и одним камнем попали в голову инспектору. Педагогическое собрание 20 марта вновь ходатайствовало о роспуске 2 и 4 классов до следующего учебного года, и вновь преосвящ. Тихон не разрешил распустить семинарию, пока не будут установлены лица, виновные во всеобщих волнениях (ПЕВ. 1906. № 10. С. 518–523)[2].

Наступили пасхальные каникулы 1906 г., и основная масса семинаристов разъехалась по домам. Однако активные участники волнений остались в городе. По свидетельству современников, именно семинаристы участвовали в подрыве взрывных устройств 11 апреля у полицейского управления, а 13-го — на соборной площади (см.: [Титлинов, 1924, 103]). После возвращения учащихся с пасхальных каникул кроме «обычных» нарушений по ночам на территории семинарии были слышны револьверные выстрелы и взрывы бомб, из окон общежития вывешивались красные флаги. 23 апреля у зданий семинарии и общежития были сняты и разорваны государственные флаги учащимися 2 и 4 классов. Вечером того же дня из тротуарных тумб на улице были сделаны баррикады, досталось и ректору: ему попали камнем в голову, когда он пытался усмирить семинаристов. На следующий день семинаристы начали выбрасывать из окон семинарии и общежития горящую бумагу и лампы, а затем вышли на демонстрацию с красными флагами при пении революционных песен. Во время шествия по Дворянской улице к ним примыкала сочувствующая молодежь, однако вскоре демонстранты были разогнаны полицией. 25 апреля Педагогическое собрание вновь приняло решение о прекращении занятий. Также, по   настоянию гражданской власти, еп. Тихон распорядился о выселении семинаристов из семинарии. 26 апреля полиция произвела обыски в семинарии и общежитии; были найдены брошюры и книги революционного содержания, самодельные бомбы, дверные ключи и отмычки от различных дверей (ПЕВ. 1906. № 10. С. 524–525). Тогда, по воспоминаниям современников, у некоторых семинаристов действительно было холодное и огнестрельное оружие (см.: [Пензенский край в мемуарах, 2015, 137]).

25–27 декабря 1906 г. в Москве состоялся III общесеминарский съезд, на котором был учрежден Общесеминарский союз и его устав. Съезд выбрал более политизированную платформу — кроме борьбы за академические свободы была признана необходимой еще и борьба за свободы политические (см.: [Титлинов, 1924, 106–109]). На съезде присутствовали также представители московской окружной организации социал-демократов и социал-революционеров; пензенского делегата на III съезде не оказалось[3]. В январе 1907 г. документы III съезда были разосланы во все семинарии и, кроме прочего, еще предлагалось бойкотировать экзамены, т. к. они являются одним «из проявлений синодского давления на семинарии» (см.: [Титлинов, 1924, 106–109]). Центральный комитет Общесеминарского союза из Вятки 4–5 мая разослал телеграммы по семинариям о начале бойкота. Однако власти к тому времени были на шаг впереди, и 26 апреля по всем семинариям было разослано предупреждение обер-прокурора П. П. Извольского о готовящемся бойкоте (см.: [Зырянов, 1984, 198]). Были проведены обыски и аресты в семинариях, в том числе и в Пензенской.

Следует сказать, что к началу первой русской революции революционные комитеты в Пензенской семинарии появились уже в 1904 г., а 1906–1907 гг. — это время активного участия семинаристов в революционном движении. Учащиеся семинарии посещали сходки, собрания; слушали диспуты эсеров, эсдеков, меньшевиков. В воспоминаниях современников мы находим этому много примеров. Революционерами были семинаристы: сыновья диакона Дружинина в Чернцовке (см.: [Пензенский край в мемуарах, 2015, 154]), Александр Павлович Снегирёв — сын священника в Про- казне (см.: [Пензенский край в мемуарах, 2015, 138]). В январе 1907 г. председателем центрального органа революционной молодежи города Пензы был избран семинарист И. Я. Судаков (см.: [Пензенский край в мемуарах, 2015, 243]). В течение 1907 г. семинаристы оказались причастны к местному ученическому союзу партии социал- революционеров (см.: [Титлинов, 1924, 117]), а 1 мая 1907 г. демонстрация и загородный митинг проходили с участием семинаристов (ГАПО. Ф. Р. 240. Оп. 1. Д. 74. Л. 3). В семинарии также была группа анархистов, которую возглавлял Владимир Милов (ГАПО. Ф. Р. 2378. Оп. 1. Д. 77. Л. 30).

Однако для большинства семинаристов это была «революционная романтика», и вот как один из них описывает свою деятельность: «Вот, бывало, несешь гектограф (множительный аппарат. — прот. В. Е.) (завёрнут в полотно) — и вместо указанного маршрута стремишься из молодецкого лихачества пройти мимо полицейского поста — городового» (ГАПО. Ф. Р. 240. Оп. 1. Д. 74. Л. 3–4). На психику таких мальчишек революция оказывала сильное влияние. Например, весной 1906 г. из пензенской тюрьмы была совершена попытка бегства политзаключенных, среди которых были и бывшие семинаристы. В результате бежать удалось только одному — Герману Великопольскому, несколько человек было убито. По воспоминаниям бывшего семинариста П. А. Гусынина, после опознания трупа своего бывшего товарища, Алмазова, он сильно изменил свое мировоззрение (ГАПО. Ф. Р. 240. Оп. 1. Д. 74. Л. 3–4). Пензенский губернатор И. Ф. Кошко писал о тех событиях: «В революционных кружках задавали тон неуравновешенные мальчишки» [Кошко, 1916, 8].

В период первой русской революции широко использовался такой метод, как политическое убийство, его широко применяли социалисты-революционеры (к 1905 г. в Пензе они уже имели значительное влияние). Целью этих кровавых акций было запугивание властей и всех несогласных с революционным движением. В Пензе были убиты: губернатор С. В. Александровский, полицмейстер Д. Д. Кандауров и др. Запугивание иногда удавалось: например, губернатор С. А. Хвостов вынужден был уйти в отставку, однако позже все же погиб от рук террористов. Подобные акции проводились также и в отношении церковных деятелей. 26 августа 1906 г. в 10 вечера было совершено покушение на жизнь ректора Пензенской семинарии прот. Петра Поздне- ва. После нескольких выстрелов покушавшихся о. Петр был ранен в ногу (ПЕВ. 1906. № 17. С. 937–938).

Так как прот. Пётр Позднев вскоре после покушения на него был уволен из семинарии по собственному желанию (был переведен в Саратовскую епархию), в декабре 1906 г. в Пензу прибывает новый ректор — архим. Николай (Орлов). Однако через полгода, 18 мая 1907 г., он погибает от рук убийц. Современники тех событий писали, что о. Николай не был тем человеком, который мог нажить себе врагов, даже пресса не писала о нем ничего осуждающего. Ректор на тот момент был молод, ему было всего 33 года; в некрологе говорится о нем как о человеке добром, благожелательном, не занимавшемся политикой. Убийц было трое: два молодых человека произвели три выстрела, а третий ждал их у входной калитки на улицу.

Впоследствии розыскные действия ни к чему не привели: ни прочесывание местности, ни опрос свидетелей ничего не дали. Очевидно, что здесь имел место и страх за свою жизнь — слишком дерзким и подлым было это убийство: выстрелы были произведены в спину и в голову сзади. Конечно, маловероятно, что данная акция была спланирована пензенской ячейкой Общесеминарского союза, но не лучшим образом показали себя и семинаристы. Удивительно было, что, когда на место преступления прибыл губернатор, несколько человек — учащихся семинарии — стояли недалеко и, посмеиваясь, курили папиросы (ПЕВ. 1907. № 11. С. 472–475).

Несмотря на это, в семинарском храме во время отпевания было очень много молящихся, и прощание с ректором было достаточно трогательным, в отличие от того, как относились многие жители города к убийствам высокопоставленных чиновников (см.: [Кошко, 1916, 158, 161])[4].

23 мая распоряжением Св. Синода Пензенская семинария была закрыта на неопределенное время (ПЕВ. 1907. № 11. С. 475). За время, когда революционно настроенные учащиеся терроризировали семинарию, были достигнуты некоторые дисциплинарные послабления, однако после убийства ректора они были отменены. Также и ко времени открытия семинарии, 31 октября 1907 г., существенное количество семинаристов было отчислено: «Из трех первых классов осталось два» (ГАПО. Ф. Р. 240. Оп. 1. Д. 74. Л. 4). В результате работы полиции и предупреждающей деятельности Св. Синода в 1907 г. влияние Общесеминарского союза на политическую обстановку в семинариях ослабло. Так, IV Общесеминарский съезд 20 июля, скорее всего, прошел в Тамбове, но делегаты там были всего лишь от 4 семинарий (см.: [Титлинов, 1924, 116]), и о дальнейших съездах союза нет достоверных сведений. Однако после того как активные действия первой русской революции закончились, пензенские семинаристы продолжали участвовать в нелегальной деятельности. По крайней мере, известно, что в 1908– 1909 гг. за городом проходили митинги учащейся молодежи, существовали полулегальные общеобразовательные кружки, нелегальные семинарские газета и журнал.

Библиография

1. ГАПО — Государственный архив Пензенской области. Ф. 21. Оп. 1. Д. 979; Ф. Р. 240. Оп. 1. Д. 74; Ф. Р. 2378. Оп. 1. Д. 77.

2. Зырянов (1984) — Зырянов П. Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905– 1907 гг. М.: Наука, 1984. 226 с.

3. Кошко (1916) — Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора (1905–1914 г.): Новгород — Самара — Пенза. Пг., 1916. 260 с.

4. Лебедев (2007) — Лебедев М. А., прот. Очерки истории Пензенского края. Пенза, 2007. 264 с.

5. Малышева (1999) — Малышева Н. В. Общественно-политическое движение учащейся молодежи провинциальной России в конце XIX — начале XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 1999.

6. ПЕВ — Пензенские Епархиальные Ведомости. 1905. № 23; 1906. № 10, 17; 1907. № 11.

7. Пензенский край в мемуарах (2015) — Антология. Пензенский край в мемуарах, художественной литературе и исследованиях. М.: Новые решения, 2015. Кн. 4. 272 с.

8. Перестрой (1906) — Пензенская духовная семинария с 10 января по 27 апреля текущего года // Перестрой. 1906 г. 12 октября. № 206.

9. Сорокин (2004) — Сорокин П. А. Социология революции. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 704 с.

10. Титлинов (1924) — Титлинов Б. В. Молодежь и революция. Из истории революционного движения среди учащейся молодежи, духовных и средних учебных заведений. 1860–1905 гг. Л.: Государственное изд-во, 1924. 168 с.

11. Церковные ведомости. 1906 г. 11 февраля.

12. Церковный вестник. 1906 г. 15 июня.


[1] Ректор имел в виду дерзость в отношении представителей администрации, преподавателей, невзирая на сан священников и возраст. В разрешении конфликта, повлекшего закрытие семинарии, принимал участие также и правящий архиерей еп. Тихон (Никаноров). Однажды приехав поговорить с семинаристами, зайдя в помещение, он пригласил их присесть, но услышал в ответ: «Не вам нас просить садиться, а нам вас — мы здесь хозяева». См.: [Пензенский край в мемуарах, 2015, 137].


[2] Священник с. Каменка не стал служить молебен в день рождения наследника 30 июля 1906 г., но отслужил панихиду по М. Я. Герценштейну, до своего убийства человеку неодно- значному на политическом небосклоне того времени. Епископ Тихон перевел священника на другой приход, все удивились мягкости наказания. П. А. Столыпин в записке обер-проку- рору Св. Синода П. П. Извольскому потребовал уволить епископа, и 29 сентября так и было сделано. Терпимость, которую преосвящ. Тихон проявлял в управлении епархией, по мнению столичного начальства, в то время была неуместна. См.: [Пензенский край в мемуарах, 2015, 155; Зырянов, 1984, 192].


[3] В списках, которые много позже были обнаружены под жертвенником семинарского храма в Вятке, имя пензенского делегата не было обнаружено. См.: (ГАПО. Ф. 21. Оп. 1. Д. 979).


[4] Можно вспомнить, например, случай с Н. Пашей, слушателем художественного училища, отчисленным за то, что с группой своих товарищей он отнес венок на гроб убитого губернатора Александровского и участвовал в похоронной процессии. Н. Паша подвергся гонениям со стороны преподавателей и учащихся родного училища. Позже губернатору И. Ф. Кошко пришлось вмешаться и настоять на том, чтобы Н. Пашу восстановили в училище. Казалось бы, удивительно для нас такое отношение людей к гибели человека, однако это было время революции, время ожесточенного столкновения различных слоев населения. По мнению социолога П. А. Сорокина, революция ведет к росту актов насилия, причинения физической боли и других преступлений против личности; уничтожаются рефлексы религиозно- морального характера. Также во время революции происходит падение авторитета религии и рост атеизма, число посещающих храм уменьшается (см.: [Сорокин, 2004, 148, 159]). Такие изменения были очевидны в Пензенской губернии и, к сожалению, в Пензенской семинарии.

Источник: Ершов В.К., прот. Деятельность Общесеминарского союза в годы Первой русской революции 1905-1907 годов на примере Пензенской духовной семинарии // "Христианское чтение" Научный журнал: Теология. Философия. История. Санкт-Петербург. Изд-во СПбДА - 2023 - №1 -  С. 322-332.