Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Богоустановленность апостольского преемства и церковной иерархии в контексте трудов прп. Иустина (Поповича) и еп. Афанасия (Евтича)
Богоустановленность апостольского преемства и церковной иерархии в контексте трудов прп. Иустина (Поповича) и еп. Афанасия (Евтича)
Приблизительное время чтения: 19 мин.
100%

Аннотация: Статья иеромонаха Феофана (Пожидаева), аспиранта ОЦАД, посвящена области православной экклезиологии, имеющей актуальную проблематику в современной церковной жизни, так как вероучение относительно иерархического устройства Церкви является одним из оснований православия, которое не подлежит трансформации и модернизации в связи с новейшими экклезиологическими вызовами. С основой на православном учении о Церкви и на трудах прп. Иустина (Поповича) и еп. Афанасия (Евтича) в исследовании показано единство христологического и пневматологического аспекта апостольского преемства, приведено обоснование объективного и непрерывного принципа апостоличности и иерархичности. Используя оригинальную терминологию богословских формулировок этих апостольских преемников, осуществлена попытка выразить незыблемость установления православной церковной иерархии в качестве богоустановленной данности, которая распространяется на всех членов Православной Церкви. На примере современных святых отцов и подвижников благочестия в данной статье показана сотериологическая необходимость и важность традиционного принципа священноначалия для духовной жизни каждого православного христианина.

***

Свое основание учение об апостольском преемстве и иерархии имеет в Священном Писании и утверждаеОбъективность Божественного домостроительства имеет свое высшее заключение в основании Церкви Христовой как в небесном богоучреждении на земле, Теле Христовом, богочеловеческом организме, Богом дарованном богочеловеческом институте спасения для искупленного человечества. Одним из четырех основных свойств Церкви Христовой, согласно девятому члену Символа веры, является апостольство, чем и утверждается, следуя православному вероучению, церковная иерархия через непрерывное апостольское преемство рукоположением в таинстве Священства. Для современной жизни Церкви важнейшее значение имеет незыблемость этого догмата, суть которого во многом определяется единством христологического и пневмотологичского аспектовтся апостольскими правилами, святыми Вселенскими и Поместными Соборами, святыми отцами и вполне изложено в пособиях по догматическому богословию и каноническому праву. Но в современных реалиях церковной жизни, особенно среди мирян, оторванных от православной традиции и недавно пришедших в церковную ограду, зачастую существует недопонимание роли и функций иерархии в Церкви. Данное обстоятельство порой обуславливается существованием в православном или околоправославном сообществе определенных модернистских тенденций в области экклезиологии, которые имеют как явный, так и завуалированный антиклерикальный характер. Так пишет Святейший Патриарх Кирилл: «Сознание современного человека, приходящего в Церковь, являет порой весьма причудливое сочетание диссидентского нигилизма и религиозно-эвристического восторга. Отсюда… младостарчество, недоверие к священноначалию и подозрительность по отношению к церковной иерархии. Подлинные старцы всегда знали тайну богоустановленной иерархии и служили со смирением и послушанием Церкви» [Антология, 2012, 4–5]. В связи с этим сегодня важно подтверждать православное учение об апостольском преемстве и церковной иерархии, основываясь на трудах современных свв. отцов и подвижников благочестия, к числу которых, несомненно, нужно отнести прп. Иустина (Поповича) и его духовного ученика еп. Афанасия (Евтича).

Объективность Божественного домостроительства имеет свое высшее заключение в основании Церкви Христовой как в небесном богоучреждении на земле, Теле Христовом, богочеловеческом организме, Богом дарованном богочеловеческом институте спасения для искупленного человечества. Одним из четырех основных свойств Церкви Христовой, согласно девятому члену Символа веры, является апостольство, чем и утверждается, следуя православному вероучению, церковная иерархия через непрерывное апостольское преемство рукоположением в таинстве Священства. Для современной жизни Церкви важнейшее значение имеет незыблемость этого догмата, суть которого во многом определяется единством христологического и пневмотологичского аспектов

Святитель Филарет (Дроздов) учит: «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами» (Катехизис, 2015, 64). В этом катехизическом определении главное то, что Церковь имеет Божественное происхождение, так как Она основана не каким-либо человеческим усилием или волеизъявлением, но волей и силой Сына Божия от Отца в Духе Святом. Следовательно, и апостольское преемство как иерархический принцип установлено единым троическим действием на основании Богочеловечности Господа Иисуса Христа. Пишет прп. Иустин (Попович) — этот наш святой современник, давший догматическому учению оригинальную «молитвенно-гимнографическую тональность», — что «Богочеловечность — это и сущность, и мерило иерархии, иерархичности. <…> Церковь как Богочеловек Христос и есть единственный истинный обладатель и хранитель вечного, Богочеловеческого священства и иерархии» (Иустин Попович, 2006, т. 4, 290). То есть, по слову преподобного отца, несомненно то, что иерархия онтологически связана с Богочеловеческим основанием Церкви Христовой и является ее жизненно-важной, неотъемлемой частью. При этом прп. Иустин помещает данное учение об иерархии в разделе «Пневмотология» 4‑й части своей «Догматики», что указывает на понимание им апостольского иерархического преемства как единого, объективного Христова и Свято-Духовного установления.

Из православного вероучения общеизвестно, что наличие иерархического служения является условием, без которого невозможно существование самой Церкви, и на такое служение христианин призывается Пастыреначальником свыше. Ставленник получает в таинстве Священства через епископское рукоположение харизму (особый благодатный дар Духа Святого) учить, священнодействовать и управлять в зависимости от иерархической степени. Этот самый дар был сообщен апостолам еще до Пятидесятницы, в виде дуновения Воскресшего Спасителя: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Ин 20:21–22). В этом Христовом даровании дана объективная полнота энергийной силы Духа Святого совокупно апостольскому лику в качестве духовной власти, которая передается от апостолов к епископам как сообщение свыше священноначалию определять структуру Церкви, управлять Ею и благословлять различные в Ней служения.

В соответствии с вышеизложенным учит и авва Иустин в «Догматике Православной Церкви». В его интерпретации Господь Иисус Христос, являясь Единым Главой, Основанием и Архитектором Церкви как Тела, одновременно является и Единым Главой, Основанием и Архитектором уникальной богочеловеческой церковной организации: «собрание клира и мирян и прочих при них земных качеств» (Иустин Попович, 2006, т. 4, 290), где Он Сам учит, служит и управляет через верную и преемственную иерархию. О том же пишет и ученик преподобного духовного своего отца в епископском сане — Афанасий (Евтич). В своем труде «Экклесиология апостола Павла» он указывает, что иерархия служит не от себя, но в ней и через нее «действует Глава тела Церкви, Христос… Первый Литург, Священник, Архиерей, Посредник, Апостол, Епископ, Диакон, Учитель, Начальник и Совершитель» (Афанасий Евтич, 2009, 205). Во Христе же, как толкует авва Иустин 18‑й стих 28‑й главы Евангелия от Матфея «дана Мне всякая власть на небе и на земле», эта «всеобъемлющая власть, а прежде нее и всемогущество, по дару Богочеловека, становится собственностью Церкви и ее предстоятелей: святых Апостолов и их преемников» (Иустин Попович, 2014, т. 5, 466). В даровании через Богочеловеческое дуновение Воскресшего Спасителя определяется объективный христологический аспект апостольского преемства, так как оно, по учению преподобного отца, «от основания до вершины имеет Богочеловеческую природу… Господа Иисуса Христа со всеми нетленными богатствами Его удивительной Богочеловеческой Личности» (Иустин Попович, 2006, т. 3, 503). «Апостоличность», по слову преподобного аввы, есть сердце и совесть Христовой Церкви (Иустин Попович, 2006, т. 3, 514). Таким образом, Сам Христос Своим Богочеловечеством является Установителем и Законодателем апостольского преемства и придает ему вечный и неизменный статус, так как Он «содержит в Себе всю благодать в Церкви и всю существующую власть, и все службы и служения в ней» (Афанасий Евтич, 2009, 205).

При всем этом еп. Афанасий (Евтич), анализируя экклезиологию первоверховного апостола, помечает, что как такового термина «иерархия» ап. Павел не употребляет и пишет об иерархическом порядке как о чине «священного служения», а не как о «порядке власти» (Афанасий Евтич, 2009, 200). Но далее там же владыка Афанасий, используя толкования свт. Иоанна Златоуста, поясняет: «Церковную иерархию Бог поставил в Церкви… и дал ей особое и большее служение, благодать и власть. <…> Апостолы-епископы… совершают более трудную и важную службу в теле Церкви… они последние, потому что они — „слуги“ всем „ради Иисуса“» (Афанасий Евтич, 2009, 201–203). Делает он это с целью акцентировать внимание именно на служенническом характере священноначалия, которое призвано быть воплощением Христова кенозиса, одновременно обладая всеми богодарованными властными полномочиями. То есть, по мысли сербского богослова-иерарха, обладание апостольской харизмой — эта огромный дар, но и соответствующая этому дару ответственность, заключающаяся в применении и реализации духовной власти только в евангельской парадигме.

Наряду с христологическим обоснованием апостоличности и иерархического служения в богословии на основании Священного Писания имеется справедливое утверждение, что Дух Святой совершает апостольское преемство и поставляет церковную иерархию: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян 20:28). В частности, об этом пишет прп. Иустин (Попович), ссылаясь на данный стих из книги Деяний, что апостолы ставили своих преемников (епископов) на служение через рукоположение, «возвещая, что епископами в Церкви поставляет их Сам Дух Святой» (Иустин Попович, 2006, т. 4, 292). А еп. Афанасий (Евтич), изъясняя Павловы Послания относительно экклезиологии, утверждает: «Христос как Архипастырь и Архиерей действует и совершает все и вся в Своем теле Духом Святым, посланным от Бога Отца… распределение и разделение служений и харизм… дарует и раздает Дух Святой» (Афанасий Евтич, 2009, 206). Далее же он добавляет, что иерархическое служение (таинство Священства) имеет наряду с христологическим и экклезиологическим содержанием также одновременно содержание пневматологическое (Афанасий Евтич, 2009, 271). Такая функция Духа Святого выражается в первую очередь в литургийном служении (таинствах) и соборных решениях Церкви. Возникает определенный вопрос: как же участвует Святой Дух в апостольском преемстве — ипостасийно или только энергийно?

Богочеловеческая апостоличность Церкви, как и все домостроительство Божие, осуществляется по общеизвестному святоотеческому принципу: «от Отца через Сына в Духе Святом, Отец через Сына в Духе Святом все устрояет, творит, созидает и подает», — пишет преподобный Челийский богослов о церковном устроении, излагая догмат о Святой Троице (Иустин Попович, 2006, т. 2, 111). Так догматически выражается отроиченность церковного бытия, где присутствует и действует Дух Святой, чем определяется пневматологический аспект, который проявляется в Церкви двояко: объективно и субъективно.

Объективный пневматологический аспект в отношении к апостольскому иерархическому преемству, согласно догматическому богословию, обуславливается энергийным присутствием Святого Духа через Богочеловека Иисуса Христа, когда Дух Святой выступает как бы Помощником Христа в том самом дуновении после Воскресения до Пятидесятницы. Данный факт, по слову одного из современных православных догматистов, определяет «объективность богослужебным действиям духовенства, сообщает объективный и обязательный характер постановлениям церковной власти, дает церковным Соборам способность определять, выражать и заключать в точные догматические формы непостижимые для человеческого ума тайны» [Давыденков, 2013, 500]. Как сказано ранее, это же энергийное действие Духа Святого во Христе и через Христа относится ко всей Церкви как к мистическому Телу, определяя объективность апостольского преемства как такового, в чем и заключается в своем непоколебимом основании единство его христологического и пневматологического аспектов.

В православном богословии очень важно различать независимость ипостаси Святого Духа от ипостаси Сына Божия. Святой Дух ипостасно действует после Пятидесятницы, совершая Свое домостроительство по отношению отдельно к каждой человеческой личности, в чем заключается субъективный пневматологический аспект. То есть на Богочеловеческом незыблемом фундаменте Церкви, на котором утверждены иерархия, вероучение и таинства, Дух Святой созидает само Тело Христово как общество верующих и шествующих по пути спасения, таинственно возглавляемое Господом через церковную иерархию. Здесь важнейшую роль играет синергийный принцип взаимодействия человеческих личностей и благодати Духа Святого, что принадлежит к области православной аскетики и к сфере личной духовной жизни, а для священноначалия изложено преимущественно в пасторском и нравственном богословии.

Личная Пятидесятница имела особое значение для апостолов, так как, в интерпретации прп. Иустина (Поповича), они стали первыми человеками по благодати, совершенными христоносцами, потому что «Христом они живут, Христом мыслят, Христом чувствуют, Христом говорят, Христом действуют, Христом подъемлют подвиги, Христом благовествуют, Христом пребывают в бессмертии» (Иустин Попович, 2006, т. 3, 507). Несомненно, апостольский век был временем чрезвычайных дарований Духа Святого, и это относится в первую очередь к святым апостолам. В них было совершено Духом Святым в Пятидесятницу максимально необходимое просвещение, и была дана им полнота Божественных даров для их апостольского служения по особому домостроительству Божию. То есть объективный и субъективный аспекты действия Духа Святого на апостолов во время Его видимого сошествия в Пятидесятницу были очень сближены и переплетены. Другими словами, в Христовом дуновении иерархии Церкви дана объективная духовная власть, которая в Пятидесятницу получила активацию и дальнейшую реализацию в лице святых апостолов, можно сказать, во всем своем возможном потенциале.

Так было только с апостолами, еще раз подчеркнем, по особому Божию домостроительству. Хотя и не проявляются повсеместно через современных апостольских преемников те выдающиеся внешние чудеса и знамения, которые совершали сами апостолы, этот факт нисколько не умаляет существующую объективность церковной иерархии. И сейчас, как и при апостолах, есть у священноначалия объективное благодатное служение, духовная власть и управление. И если имеется непрерывное апостольское преемство объективной харизмы и исповедание православного вероучения, то необходимо быть в духовном послушании у такого священноначалия, исполняя иерархический принцип православной экклезиологии. Пишет авва Иустин: «В Церкви иерархия необходима и… без нее не может быть Церкви: ведь без нее Церковь не могла бы совершать свое спасительное служение. Поэтому евангельская обязанность паствы — повиноваться иерархии» (Иустин Попович, 2006, т. 4, 500). Эти слова особо авторитетны для нас, так как произнесены современным нам выдающимся богословом, который не только был носителем объективного дара священства, но и реализовал в своей личной жизни субъективный Свято-Духовный аспект, достигнув главной цели существования Церкви — личной святости и обожения, став преподобным Богочеловеку Иисусу Христу. Так же важны слова еп. Афанасия (Евтича) в контексте учения его святого наставника о необходимости богоучрежденной иерархии: «У нас есть церковная иерархия, которая, не являясь самоцелью домостроительства, совершает свое служение ради единства и построения Церкви» (Афанасий Евтич, 2009, 220). Этот подвижник благочестия — наш современник, яркий проповедник и свидетель любви Христовой, которого нельзя заподозрить в клерикализме, — сам был носителем апостольского преемства и как никто понимал важность послушания священноначалию.

Святой Иустин Челийский в разделе «Пневмотология» 4‑го тома «Догматики» указывает на духовное исчезновение иерархии и упразднение апостольского преемства, если прерывается благодатная связь со Христом (Иустин Попович, 2006, т. 4, 291). Позже, в 1974 г., за пять лет до своей блаженной кончины, святой автор повторяет практически тот же текст в одном из последних своих произведений, посвященном непосредственно современным экклезиологическим вызовам, в частности проблеме экуменизма (Церковь и экуменизм, 2012, 122). Интерпретируя и развивая мысль святого отца, можно сказать, что квинтэссенция экуменической проблематики состоит в постепенном, но все нарастающем вытеснении из всех сфер земной жизни Богочеловека и замены Его гуманистическим (трансгуманистическим) человекобогом. Последствия такой подмены особенно опасны при забвении духовного святоотеческого опыта, искажении православных догматов и модернизации в области экклезиологии, что приводит посредством анархии к узаконению лжецерковной, антихристовой иерархии, которая, помимо духовной, жаждет еще и безграничной мирской власти. Из Священного Писания нам известна эсхатологическая вершина этой антииерархии — человек греха, который «в храме Божием сядет… как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2:4).

Челийский авва в своем труде «Об отношении Церкви к властям» постулирует и обосновывает свой главный принцип внутри- и внешнецерковных взаимоотношений, который основан на словах апостолов, сказанных в синедрионе: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5:29; Иустин Попович, 2004, т. 1, 67). В отношении повиновения священноначалию данный постулат имеет принципиальное значение, так как богоугодно управлять Церковью и соответственно выстраивать отношения с внешним миром может только истинно богоустановленная иерархия, обладающая непрерывным историческим апостольским преемством и исповедующая неискаженное православие. Поэтому современному православному христианину необходимо знать не только внешнее институциональное церковное устройство, но и основы вероучения, чтобы иметь четкие критерии в различении истинной богоустановленной иерархии от иерархии незаконной и ложной. Так же важно понимать и исполнять для достижения цели христианской жизни сотериологические законы, неразрывно связанные с православным учением о церковной иерархии, которые основаны на принципах послушания и благословения. Исходя из святоотеческой традиции, именно следование данной парадигме послушания законному и верному священноначалию задает правильный вектор благодатной жизни. Искреннее послушание священноначалию является уподоблением Богочеловеку Иисусу Христу, которое сохраняет христианина в кафолическом теле Христовом и позволяет ему пребывать в церковном единстве и общении, тем более евхаристическом. В противном случае, даже при ревностном исполнении всех прочих правил христианской жизни, одно сознательное и упорное непослушание лишает благодати Святого Духа и отлучает от Христа, Который был послушен Небесному Отцу даже до смерти (Флп 2:8). Об этом свидетельствовали святые Соборы и писали свв. отцы, составляя свои правила [Антология, 2012]. Преподобный авва Иустин, несомненно, всецело следовал данным фундаментальным духовным принципам, иначе не смог бы достичь вершин святости. Не вызывает сомнения и то, что он в таком же духе воспитал и своих учеников, в том числе монаха Афанасия, будущего епископа Захолмского и Герцеговинского многострадальной Сербской Православной Церкви. Такое заключение основывается на самой исповеднической жизни этих верных «служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор 4:2).

Таким образом, можно заключить, что апостольское преемство и церковная иерархия, основанные на единстве христологического и пневматологического аспектов в едином троическом действии, имеют объективный, неизменный, неподверженный трансформации и модернизации, вечный принцип существования, как вечен Христос и Дух Святой, пребывающий в церковном организме. Труды прп. Иустина (Поповича) и еп. Афанасия (Евтича) во всем своем оригинальном терминологическом изложении православного вероучения подтверждают данное утверждение, имеющее основание в Божественном Откровении и в святоотеческом наследии. Нисколько не принижая роль мирян в Церкви, стоит особо выделить исключительную роль законной и верной иерархии в церковной жизни, надмирный статус и духовное действие ее постановлений, соборных решений и благословений, которым необходимо оказывать послушание для правильной жизни и устроения на земле Тела Христова, что имеет важное сотериологическое значение для каждого члена Православной Церкви.

Источники и литература 

Источники

1. Афанасий Евтич (2009) — Афанасий Евтич, иером. Экклесиология Апостола Павла. М.: Новоспасский монастырь, 2009. 384 с.

2. Иустин Попович (2004, т. 1) — Иустин Попович, прп. Собрание творений. Т. 1: Жизнеописание. На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания. М.: Паломник, 2004. 431 с.

3. Иустин Попович (2006, т. 2) — Иустин Попович, прп. Собрание творений. Т. 2: Догматика Православной Церкви. Часть первая. Часть вторая. М.: Паломник, 2006. 607 с.

4. Иустин Попович (2006, т. 3) — Иустин Попович, прп. Собрание творений. Т. 3: Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология. М.: Паломник, 2006. 608 с.

5. Иустин Попович (2006, т. 4) — Иустин Попович, прп. Собрание творений. Т. 4: Пневматология. Эсхотология. М.: Паломник, 2007. 512 с.

6. Иустин Попович (2014, т. 5) — Иустин (Попович), прп. Собрание творений. Т. 5: Толкование Евангелия от Матфея. Святосаввье как философия жизни. М.: Паломник, 2014. 576 с.

7. Катехизис (2015) — Филарет Московский, свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: Сибирская Благозвонница, 2015. 160 с.

8. Церковь и экуменизм (2012) — Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. 288 с.

Литература

9. Антология (2012) — Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов / Сост. прот. Александр Задорнов. М.: Изд-во МП РПЦ, 2012. 272 с.

10. Давыденков (2013) — Давыденков, О., прот. Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСГТУ, 2013. 622 с.

Источник: Феофан (Пожидаев), иером. Богоустановленность апостольского преемства и церковной иерархии в контексте трудов прп. Иустина (Поповича) и еп. Афанасия (Евтича) // Христианское чтение. – 2022. – № 4. – С. 128–135.