В статье начальника отдела магистратуры ОЦАД Артёма Рональдовича Айрапетова предпринимается попытка исследования вопроса о наличии прямой связи между историческим генезисом получения Церковью в римском праве, в частности, в постклассическом праве имперского периода (284-565), особого правового статуса специальной правосубъектности, сочетающей в себе свойства юридического лица частного права и публично-правового института с ее внутренним устройством — экклезиологической моделью, обладающей универсальным и вневременным характером. В исследованиях экклезиология Православной Церкви анализируется исходя из отраслевых исследовательских задач, например, с позиций исторической или богословской науки. Целью настоящего исследования является проверка тезиса о непреходящем положительном значении юридизации определенных сторон жизни Церкви, влияющей на ее эффективность и действенность при осуществлении ею своей спасительной миссии в эсхатологической перспективе. В качестве исследовательской задачи предполагается оценить собственный генезис римского права, достигшего к моменту появления христианских общин в Римской империи определенного уровня развития и специфического понимания правосубъектности как публичных институтов, так и частных лиц, а также выделить особенности правового статуса Церкви, которые она обрела при непосредственном участии императорской власти. В результате осуществленного анализа делается вывод, что экклезиологическая модель Церкви в своем наиболее функциональном виде включает в себя наличие правосубъектности как частноправовой, так и публично-правовой. Кроме того, выдвигается тезис об обоснованности и актуальности придания Русской Православной Церкви в современном российском законодательстве конституционного публично-правового статуса как способа реального восстановления правосубъектности Русской Церкви, ее положения в государстве и обществе.
Введение
Церковь одновременно божественна и незрима, человечна и видима Согласно тезису протоиерея Сергия Булгакова, «основным свойством Церкви является то, что под внешними формами и проявлениями ее жизни подается благодать, совершается действие силы Божественной. Церковь есть божественная, благодатная жизнь на земле, в этом мире и за его пределами одновременно»[2]. Она не от мира сего (Ин. 18:36), но несет свое спасительное служение людям в мире сем. В той своей части, в которой она является сообществом людей на земле, Церковь вступает в область права[3], а ее члены становятся участниками правоотношений. Право как система норм, в свою очередь, является результатом деятельности человека и, с одной стороны, содержит в себе «печать ограниченности и несовершенства»[4], но, с другой стороны, в то же время и «некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества»[5]. Как писал русский философ Вл. С. Соловьев (1853-1900) в работе «Оправдание добра»: «Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла»[6].
Церковь в новозаветный период своего исторического бытия начала свой путь к получению юридического статуса в пределах юрисдикции Римской империи и внутри ее правовой системы. Правопонимание и правосознание, свойственные сначала гражданам Рима, а позже подданным римского императора, непосредственно выступили той правовой средой, в рамках которой появилась, возрастала и получила в конечном итоге признание Церковь как институт, как организованная религиозная структура. При этом приобретение Церковью в исторической обстановке римского мира правового статуса (правосубъектности)[7] в рамках римской правовой системы сопровождалось наличием ряда проблем, связанных как непосредственно с гонениями на христиан и статусом христианства как запрещенной религии, что было благополучно преодолено только в IV в. изданием святым императором Константином Великим в 313 г. Миланского эдикта, так и с особенностями генезиса самого римского права. В последнем случае особенности римского права повлияли на характер и динамику процесса получения Церковью правового статуса и комплекса прав, а сам данный процесс происходил на протяжении сотен лет и включал в себя как периоды кризисов и упадка, можно сказать, поражения в правах Церкви, так и периоды достижений в области разработки системы обеспечения прав Церкви. Опыт правоотношений Римского государства и Вселенской Церкви определил всю будущую историю формирования юридических норм в европейских и в ряде других стран, регулирующих права Церкви и субъективные права христиан, вплоть до настоящего времени.
Представляется необходимым для целей настоящей статьи обратить внимание на некоторые характерные черты и основные этапы формирования правосубъектности Церкви в рамках римского права и государства. Правовой статус Церкви формировался в рамках такой частноправовой категории, как «юридическое лицо», приобретая с течением времени определенные свойства публично-правового института. Поэтому и данные категории вообще, и Церковь как субъект права в частности необходимо понимать с учетом определенных особенностей, содержащихся в нормах римского права, регулирующих права таких субъектов правоотношений, как «лица», а также учитывая юридическое значение вхождения в число органов Церкви римского императора как носителя высшей власти в Римском государстве.
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ В РИМСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Человек, являясь субъектом объективной реальности, способен наделять иные объекты мира субъектностью. Придание или признание субъектности осуществляется человеком в отношении объектов природы как одушевленных, так и неодушевленных, а также в отношении созданных непосредственно человеком или даже только воображаемых им[8]. Частным случаем данной субъективизации является юридическая ее форма, т. е. признание за отдельными объектами реального, физического мира юридизированной субъектности — правосубъектности[9]. Самой распространенной и древней формой правосубъектности является правосубъектность самого человека — естественного лица, являемая в римской юриспруденции посредством категории физического лица. Исторически именно на основе какой-либо количественной и (или) качественной нетождественности с категорией физического лица в праве появляется на практике и входит в юридическую теорию идея лица иного рода. Так, внутри римского частного права, прежде всего в практической деятельности римских граждан[10], зародились основы правоотношений, отличных от правоотношений собственно физических лиц, оформление и признание которых послужило основанием для формирования в европейской правовой традиции гражданского права такого правового явления, как юридическое лицо.
К настоящему времени в юридической науке утвердился подход, согласно которому в римском частном праве сформулированной концепции юридического лица не существовало[11]. Одновременно с этим, как отмечал известный русский юрист и специалист по церковному праву профессор Н. С. Суворов (1848-1909): «...ни римская юридическая жизнь не могла обойтись без признания особого рода субъектов гражданского права, не совпадающих с естественными лицами, ни римская юридическая наука не могла игнорировать действительного существования таких субъектов»[12]. Древнейшими формами юридических субъектов, отличных от физических лиц, в римском праве были частные корпорации — союзы для религиозных целей и профессиональные ремесленные союзы. В республиканский период к ним добавился еще ряд объединений римских граждан, созданных прежде всего для взаимопомощи и взаимовыгодной деятельности, таких как похоронные коллегии (collegia funeratitia) и коллегия публиканов (collegiapublicanorum), являющихся прообразом современных командитных товариществ в гражданском праве. И хотя их правовой статус существенно отличается от правосубъектности юридических лиц в современных правопорядках романо-германской и англосаксонской правовых семей, усложнение хозяйственной жизни римского общества потребовало сформировать зачатки идеи юридического лица, которые можно обнаружить в работах римских юристов, упоминающих правовые случаи, связанные с участием таких частных союзов[13]. Разумеется, упомянутые здесь юридические лица римского права не отражают всего их многообразия, однако соответствующая цель в настоящей работе автором не ставилась, так как она выходит за рамки обозначенной темы.
Важно отметить, что правоспособность юридических лиц по римскому праву отличалась от той, которая свойственна юридическим лицам в современных правопорядках. По свидетельству римского юриста Домиция Ульпиана[14], от имени юридических лиц действовали физические лица, избранные для этих целей, в частности, в городских общинах (civitatis actor), а также в благотворительных учреждениях (oeconomus). В обоих случаях такие избранные лица выступали аналогом органов юридического лица в современных правопорядках. Юридические лица признавались носителями реальных субъективных прав, но действенное их участие в правоотношениях мыслилось как действие вместо лица (personae vice) или вместо отдельных лиц (privatorum loco), что свидетельствует о восприятии их римской юриспруденцией с позиций, близких к впоследствии возникшей средневековой теории фикции юридических лиц.
Правовым статусом в римском частном праве, в значительной степени схожим с правомочиями современных юридических лиц, обладали и римские городские общины — муниципии (municipia civium Romanorum). После признания правового статуса юридического лица за муниципиями данные правомочия в рамках гражданского процесса получили и частные корпорации, однако объем их правоспособности всегда был различен, что отражалось прежде всего в имущественном статусе. В праве республиканского периода данные лица были способны обладать правами патроната над лицами, подобно тому как данным правом обладала римская семья (familia), но одновременно с этим объем правомочий в области права наследования всегда существенно отличался. Право наследования в силу завещательных отказов и легатов коллегии получили только во II в. н. э., при императоре Марке Аврелии, право на получение имущества по наследству в рамках завещания было даже в эпоху святого императора Юстиниана Великого для частных корпораций ограниченным, в то время как городские общины получили на них полноценное право ранее, в классический период римского права (27 г. до н. э. — 228 г. н. э.)[15].
Начиная с 21 г. до н. э., в соответствии с законом императора Августа о коллегиях (lex Julia de collegiis)[16], юридическое лицо в римском частном праве могло возникнуть только при наличии санкции государственной власти, что ознаменовало собой переход римского права классического периода от автономной системы создания юридических лиц к концессионной[17]. Впоследствии, в связи с рецепцией и переосмыслением римского права в Европе[18], данное обстоятельство напрямую оказало влияние как на правовой статус Церкви в западноевропейских правопорядках в частности, так и на генезис теории юридического лица и его правоспособности в европейской правовой науке в целом[19]. К примеру, города будут обладать элементами гражданско-правовой правоспособности не только в рамках римского права и римского, а затем и византийского государства, но и в средневековой Европе[20].
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ПРИЗНАНИЕ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ЦЕРКВИ В РИМСКОМ ПРАВЕ
Начиная с древнейших времен римское право связывало основание юридического лица с фактом наличия сообщества людей, в интересах и вместо которых такое лицо должно было участвовать в правоотношениях. Появление христианских общин в римских городах и деятельность христиан в различных сферах жизнедеятельности римского общества послужили прологом к официальному признанию Церкви в Римской империи.
Исторически периоды открытых гонений со стороны власти, в которые христианские общины выживали, часто отождествляя себя для целей легализации с похоронными коллегиями (collegia funeraticia), сменялись временами относительного затишья, в которые община христиан имела возможность владеть имуществом, что несомненно свидетельствует в пользу наличия у таких общин определенной правосубъектности в сфере частного права уже в этот период, хотя бы и на практике, а не в качестве закрепленной нормы права. Однако христианская вера de facto имела статус запрещенной религии и данный факт препятствовал полноценной правосубъектности Церкви, вплоть до издания Миланского эдикта святым императором Константином Великим, хотя первая зафиксированная официальным актом позиция императорской власти по легализации христианских общин была явлена за два года до этого в эдикте императора Галерия 311 г.[21]
Христианизация Римской империи привела к признанию правоспособности в римском частном праве такой категории юридических лиц, как церковные общины (ecclesiae), а затем, в эпоху императора Юстиниана, связанных с ними частных благотворительных заведений (piae causae)[22]. В первую очередь правосубъектность обрели кафедральные церкви в городах во главе с епископом, остальные же церковные учреждения получили статус юридических лиц только в законодательстве эпохи святого императора Юстиниана Великого. Кроме того, после признания христианства господствующей религией в дополнение к имущественной правоспособности обозначенных субъектов правоотношений в рамках римского частного права императорская власть предоставила церковным учреждениям также фискальные привилегии (privilegia fisci).
Руководимый христианскими принципами, равноапостольный император Константин в 313 г. н. э. издал вместе со своим соправителем Лицинием в Медиолане эдикт, разрешающий свободное исповедание христианской веры, устанавливающий веротерпимость в Римской империи, а также содержащий правовой механизм возврата, отнятого у христианских общин в период последних гонений имущества. В частности, в нем наместникам провинций предписывалось: «(9) Кроме того, касательно христиан мы постановляем следующее: если места, в которых они раньше собирались и о которых в прежде присланной твоей чести грамоте предписано совершенно иначе, куплены у нашей казны или у кого-либо, то пусть их вернут христианам безвозмездно, без возврата заплаченной за них суммы, немедленно и беспрекословно. Равным образом, получившие такие места в дар должны немедленно вернуть их христианам. (10) И если купившие эти места или получившие их в дар хотят просить за них от нашей доброты вознаграждения, то пусть обратятся в суд к нашему правителю, и наша милость не оставит их просьбы без внимания. Все это твоей заботливостью должно быть возвращено христианскому обществу без промедления. (11) И так как христианам принадлежали не только те места, где они обычно собирались, но и другие, составлявшие собственность не только частных лиц, а целого общества, то, согласно закону, только что нами изложенному, ты распорядишься без всякого промедления вернуть их христианам, т. е. всему их обществу и каждому собранию, соблюдая, конечно, и упомянутое указание о том, чтобы вернувшие те места безвозмездно рассчитывали на вознаграждение от нашей доброты. (12) Во всем этом ты должен оказать вышеупомянутому обществу христиан всяческое содействие, дабы наше распоряжение осуществилось как можно скорее и проявилась наша забота об общем народном спокойствии»[23]. Таким образом предпринимались меры по приданию Церкви правового статуса и восстановлению (restitutio) ее прав в отношении изъятого ранее у христианских общин имущества[24]. При этом эдикт предупреждал конфликт интересов текущих владельцев и Церкви путем выкупа этого имущества за счет императорской казны у них для целей последующего возврата церковным общинам. Все это свидетельствует о факте наличия имущественной правоспособности Церкви.
Помимо придания имущественной правоспособности в период правления Константина Великого происходит наделение им епископов Церкви судебными правомочиями. Юрисдикция епископского суда не включала в себя рассмотрение уголовных дел, но включала в себя право епископа с согласия обеих сторон, обратившихся за рассмотрением спора в данную инстанцию, вынесения решения без оглядки на нормы римского права, но содержащего в себе церковные установления и христианское правосознание в качестве веского доказательства (testimonium episcopi) и основания внутреннего убеждения судьи-епископа. По своему статусу такой суд ближе всего по своему статусу к третейскому суду, функционирующему в современных правопорядках[25] .
Одновременно с приданием Церкви правосубъектности император Константин Великий последовательно издает в разные годы своего правления постановления, регулирующие различные стороны жизни граждан Римской империи с все более очевидной позиции христианского правосознания, носителем которого он стал[26]. В частности, в уголовном праве в 314 г. вводится запрет на смертную казнь на кресте (crucifixio), в 315 г. запрещается клеимить лицо человека, осужденного к рудникам или гладиаторским боям (in ludum). В 318 г. он отменяет власть отца семейства (patria potestas) отнимать жизнь своих детей и устанавливает наказание за подобное деяние. В 320 г. принимает постановление ad populum, запретившее конкубинат человеку, состоящему в браке. В 325 г. он предписывает не использовать гладиаторские бои в качестве наказания за тяжкие преступления, но осуждать таких преступников к работе на рудниках (metallo inservire). В 326 г. император запрещает восстанавливать разрушенные языческие храмы[27] .
Данный далеко неполный перечень императорский постановлений, направленных на реформирование правоотношений между римскими гражданами и продиктованных прежде всего христианскими убеждениями императора Константина Великого, являются одновременно и ярким свидетельством факта христианизации римского права[28]. Таким образом, посредством императора как члена Церкви ее правосубъектность уже в этот период де факто не ограничивалась статусом юридического лица в частном праве, но имела признаки публично-правового института, воздействие которого на жизнь римского общества во всех его сферах далее, как показала история, только возрастала.
Период правления последующих императоров ознаменовался, с юридической точки зрения, продолжением увеличения правомочий Церкви как в частноправовой, так и в публично-правовой сферах правоотношений. В 434 г. император Феодосий II предоставил право церковным учреждениям принимать наследство от тех членов церковных общин, у которых после смерти не оставалось законных наследников. Принятие первого официально признанного сборника императорских конституций — Кодекса Феодосия (Codex Theodosianus), вступившего в силу 1 января 439 г. и включавшего положения императорских постановлений, систематизированных и направленных на регулирование правового статуса Церкви, качественно выделяло Церковь и ставило ее на первое место среди всех прочих религий в Римской империи, предоставляя ее соответствующие привилегии на законодательном уровне[29].
В еще большей степени на положение Церкви в империи и на ее внутреннее устроение повлияла законодательная деятельность императора Юстиниана Великого, ставшая юридическим рубиконом, пройдя который Церковь окончательно обрела те черты правосубъектности, включавшей в себя как статус юридического лица в римском частном праве, так и черты публично-правового института, которые ей будут присущи на протяжении следующих полутора тысячелетий и остатки которых можно обнаружить у нее в некоторых современных правопорядках.
Все действующее на тот момент право подверглось систематизации и христианизации. В частности, были изданы «Институции» (Iustiniani Institutiones) — учебник для преподавания в правовых школах, являвшийся одновременно нормативным актом, «Дигесты» (Digesta Iustiniani) — собрание фрагментов из произведений авторитетных римских юристов прошлых веков, содержащие в систематизированном виде их мнения по разрешению различных юридических случаев и также обладавшие нормативно-правовым характером. В тексты законодательных актов комиссия юристов, собранная по приказу императора Юстиниана I во главе с Трибонианом, помимо работы по систематизации законодательства, вносила необходимые правки и изменения (interpolatio), прежде всего для целей приведения их в соответствие с существующей практикой рассмотрения судебных дел, а также удаления противоречий и ошибок в текстах источников. Кроме того, был принят и обнародован в 534 г. в качестве нормативно-правового акта Кодекс постановлений (Codex Iustinianus), содержащий в систематическом изложении все имевшиеся на тот момент действующие императорские правоустанавливающие акты. Важным является факт того, что законотворческая деятельность императорской комиссии Трибониана, а также издание императором Юстинианом I новых постановлений (novellae constitutiones), в значительной части своей касались правового регулирования жизнедеятельности Церкви в целом, клира и монашествующих в частности. Среди 168 новелл, изданных императором Юстинианом, на регулирование правоотношений с участием Церкви были направлены 36, самыми значительными из которых признаются 6-я[30], 123-я[31], 131-я и 133-я.
В период правления Юстиниана Великого подверглось переосмыслению значение церковных функций самого императора: теперь его статус обязывал государя нести ответственность не только за внешние дела Церкви, но и за ее внутреннее устроение, о чем он прямо указывает в своей 133-й новелле. Посредством норм права, которые издавались императором Юстинианом и получали его санкцию, формировалась экклезиология Церкви, влияние которой распространялось на всех подданных и на все патриархаты Империи. В 131-й новелле император Юстиниан придает канонам, принятым Сборами — Первым Никейским, Первым Константинопольским, Эфесским и Халкидонским — силу закона и принимает догматы данных Соборов в равной степени со Священным Писанием. Такого рода юридизация имела своим основанием внутренние убеждения императора, выработанные им в рамках практической борьбы за единство Церкви и единство империи. Вероятно, экклезиологическая модель устроения Церкви в том виде, в котором она выражена святым Юстинианом в императорских постановлениях и практической деятельности, берет свое начало в богословских взглядах императора в области христологии, является их практическим выражением в области устроения организационной структуры Церкви как таинственного Тела Христова. Можно предположить также, что влияние христологии на экклезиологию Церкви в этот период является организационным ответом Церкви через функцию в ней императора как ее органа, на тот кризис, который будет фундаментально в области богословской мысли разрешен только в VII в.
Не случайно в этом контексте выглядит формирование в римской юриспруденции новой концепции юридического лица и ее «приложение» к Церкви. В частности, статус юридического лица приобретают не только церкви и монастыри, но и различные богоугодные заведения (piae causae), о которых упоминалось выше. Церковь признается лицом, призванным действовать в интересах неограниченного и широкого круга лиц, для чего ей императорскими постановлениями предоставляется соответствующая имущественная правоспособность и имущество, а также формируется правовой режим защиты ее имущества и прав, способствующий устойчивости церковных учреждений при участии их в гражданско-правовом обороте[32]. Признаваемая римским правом «полезная функция» Церкви носит публичный характер, что также указывает на ее особую правосубъектность, не сводимую лишь к правовому статусу юридического лица частного права.
Теоретическая сторона доктрины Юстиниана об устроении Церкви в том виде, в котором она обнаруживается в его законодательных актах, в частности 6-й и 133-й новеллах, была действенным ответом на появившиеся несколько ранее в Римской Церкви подходы к экклезиологии[33], которые, по мнению некоторых исследователей, имели тенденцию к абсолютизации значения священства при одновременном умалении значения императорских функций во внутреннем церковном строе, в ущерб согласию и балансу между данными двумя видами служения в Церкви[34]. Позиция Юстиниана формировала антитезу данной концепции, вводя не только в рамках богословской доктрины об устроении Церкви действенную альтернативу, но и в правовой сфере, регулируемой нормами права, пример подхода к правосубъектности Церкви, который создавал для ее целостности все необходимые условия[35]. Его подход был признан и реципирован соборным разумом Церкви как его времени, так и последующих времен[36]. Заложенные им принципы юридической техники и принципов правового регулирования Церкви как субъекта права будут использоваться и в период законодательной деятельности многих последующих императоров[37], в том числе в период законодательных реформ эпохи Македонской династии.
Можно прийти к заключению, что устроение Церкви в том виде, в котором ее выстраивал святой император Юстиниан I, с главенствующей среди всех видов служений в Церкви ролью императора для целей верховного попечения о ней как спасительной святыни человечества, является исторически традиционной, жизнеспособной альтернативой экклезиологии римо-католицизма с ключевой ролью в нем института папства. Возможно предположить, что именно в связи со сформированной западным христианством моделью Церкви на основе папства стали впоследствии возможны «гражданские религии» XVIII-XIX вв. и «политические религии» XX в., в основе которых лежат антиклерикализм, массовая десакрализация сознания и секуляризация публичной сферы деятельности человека, псевдо- и нетрадиционная религиозность. Вероятно, это связано с тем фактом, что в западном христианстве отсутствовал действенный институт императорской власти в том виде, в котором он был представлен императором Юстинианом I в его законодательстве и практической деятельности в целом, призванный выступать в качестве инстанции и органа Церкви, обеспечивающего, с учетом человеческих возможностей, построение оптимальной экклезио- логической модели Церкви в ее земной части бытия, а следовательно, и придания ей соответствующей правосубъектности, необходимой ей для активной деятельности в этом мире, успешной проповеди Евангелия в народах и исполнения своей миссии по спасению человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ И ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕРКВИ
С точки зрения исторического процесса, придание Церкви правового статуса, ее юридизация[38], явилось историческим этапом ее становления как в мир-системе в целом, так и в римском народе и государстве в частности. С позиций юридической науки юридизация Церкви в Римском государстве, осуществляемая при прямом участии римских императоров, начиная со святого Константина Великого, ознаменовала собою признание за ней правосубъектности, становление оптимальной структуры Церкви как всемирного, вселенского института, сформировало ее универсальный характер не только по содержанию хранимого Церковью учения, но и по кругу лиц, воспринявших или имевших возможность восприятия спасительного учения и таинств Церкви. Правосознание римских граждан стало «питательной почвой» для их успешной христианизации, возрастания и расцвета «древа» Церкви. С точки зрения богословия данная юридизация стала неотъемлемым элементом Традиции, экклезиологии Церкви, а также действенным способом удержания Церковью мира от окончательного подчинения злу в эсхатологической перспективе. Юридизация и получение Церковью правосубъектности явились организационным способом распространения и закрепления ее спасительного универсализма из пределов небесного мира в пределы земного.
Юридизация различных сторон жизни Церкви и реализация ею своей правосубъектности проявляет себя посредством обретения ее членами христианизированного правосознания, их деятельности на этой основе. Данный процесс, как и его результаты являются неотъемлемыми элементами Традиции Вселенской Церкви. Такая юридизация проявляет себя косвенно как в ее богословском наследии, особенно в экклезиологии, так и напрямую в каноническом праве и церковных установлениях, но, что особенно важно, в самом историческом пути Православия. По своим свойствам и последствиям в отношении отдельных лиц она обратна процессам варваризации, примитивизации человека и его сознания, а также их последствиям в виде правового нигилизма или сведения права к такому писанному человеческому закону, который становится неправовым и гарантирует произвол лиц в отношении друг друга и самих себя. Христианизированное правосознание членов Церкви, явившееся результатом ее юридизации и обретения ею правосубъектности, призвано препятствовать переходу или отступлению человека в область вседозволенности как в частной, так и публичной сферах его жизнедеятельности.
Юридизация Церкви, исторически впервые и во всей полноте осуществленная христианскими императорами, придание ей как частноправовой, так и публично-правовой правосубъектности, явилось действенным способом построения ее традиционной и функциональной экклезиологической модели.
В связи со всем вышеизложенным наиважнейшей проблемой видится утверждение сознанием Церкви оптимальной экклезиологической модели и такой правосубъектности, которая бы в наилучшей степени отвечала требованиям данной модели. Влияние экклезиологии на правосубъектность и правосубъектности на успешное функционирование Церкви в эсхатологической перспективе является жизненно важным вопросом для христианства в современном мире. Как было показано в статье, правосубъектность «Константиновой» Церкви не может быть низведена до статуса одного лишь статуса юридического лица частного права, так как генезис выработки правового статуса включал в себя и публично-правовые функции Церкви. В то же время отсутствие возможности выстроить экклезиологическую структуру Церкви согласно ее эсхатологическому предназначению, включающую в себя не только права юридического лица, но и правовой статус публично-правового института, структуру, способную противостоять проявлениям зла в этом мире, ведет Церковь к маргинализации ее позиции и утрате возможности эффективно удерживать мир от окончательного порабощения злу.
Указанные обстоятельства актуальны и для Русской Православной Церкви. Не случайно Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. было принято Определение «О правовом положении Православной Российской Церкви», в котором участники Собора, находясь уже перед лицом разворачивающихся гонений на православных христиан и Церковь Христову со стороны советской власти, мужественно указали на необходимость признания за Церковью особого публичноправового статуса в России[39]. К сожалению, ни в период Советского государства, ни в настоящее время такого статуса Русская Православная Церковь не имеет.
В современном российском законодательстве подобным специфическим статусом обладает, к примеру, Центральный банк Российской Федерации. Гарантом правового статуса данного публично-правового института являются соответствующие положения Конституции Российской Федерации. Особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры признается Российским государством в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»[40]. Представляется, что придание публично-правового статуса Русской Православной Церкви в российском праве путем внесения соответствующих положений в Конституцию Российской Федерации предоставило бы реальные юридические основания для восстановления ею своей правосубъектности, в наибольшей степени отвечающей природе самой Церкви, которая исторически проявляла себя в служении как отдельному человеку, так и всему народу, являясь активным участником как частноправовых, так и публично-правовых правоотношений.
ИСТОЧНИКИ
Дигесты Юстиниана, пер. с лат.; отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т I. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2008.
“Определение Поместного Собора «О правовом положении Православной Российской Церкви». 2 декабря 1917 г.” In Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Деяние 58. Т. 5, 225-227. М., 1996.
“Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (приняты Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г.).” In Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2. Ч. 2: Деятельность Русской Православной Церкви, 103-209. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015.
“Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».” In Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 39, статья 4465.
“Lex Julia de colegiis” The Roman Law Library. October 28, 2021. https:// droitromain.univ-grenoble-alpes.fr/Leges/iulia_collegiis_CIL.htm [Accessed March 20, 2024].
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмус В., прот. “Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого).” Исторический вестник. № 2. (1999): 85-92.2. Асмус В., прот. “Седьмой Вселенский Собор 787 г и строй в Церкви”. In Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 1992-1996 гг, 63-75. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1996.
3. Асмус В., прот. “Учение св. царя Юстиниана о священстве и царстве.”
In Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 1992-1996 гг, 34-41. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1996.
4. Асмус В., прот. “Церковные полномочия императоров в поздней Византии” In Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 1992-1996 гг, 296-298. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1996.
5. Геростергиос А. Юстиниан Великий — император и святой, пер. с англ. прот. М. Козлова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
6. Барихин А. Б. Большая юридическая энциклопедия. М.: Книжный мир, 2010.
Barikhin A. The Great Legal Encyclopedia. Moscow: Knizhny mir, 2010.
7. Булгаков С. Н. “Очерки учения о Церкви.” Путь. № 1. (1925): 53-78. Bulgakov S. “Essays on the Church Doctrine.” Put. No. 1. (1925): 53-78.
8. Василик В., диак. “Миланский эдикт и проблемы современного правосознания.” In Законность, правопорядок, духовность — парадигма XXI в.: материалы Международной научной конференции (Хабаровск, 6 декабря 2012 г.), 82-91. М.: РПА Минюста России, 2013.
9. Габов А. В. “Правосубъектность: традиционная категория права в современную эпоху.” Вестник Саратовской государственной юридической академии. № 2 (121). (2018): 96-113.
10. Грацианский М. В. “Папа Геласий I (492-496) и его экклезиологические воззрения.” Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Вып. 3 (65). (2016): 25-41.
Graziansky M. “Pope Gelasius I (492-496) and His Ecclesiological Views.” Vestnik PSTGU. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya. Issue 3 (65). (2016): 25-41.
11. Грацианский М. В. “Res divinae и res saeculares в восприятии папы Льва Великого. К предыстории возникновения «геласианской теории».” Вестник древней истории. Т. 80. Вып. 4. (2020): 1103-1114.
12. Франчози Дж. Институционный курс римского права, отв. ред. Л. Л. Ко- фанов. М.: Статут, 2004.
13. Евсевий Кесарийский. Церковная история. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013.
14. Кирсанова А. В. “Понятия «Правосубъектность», «Правоспособность», «Дееспособность» юридических лиц.” Юридический вестник Самарского университета. № 2. (2015): 134-141.
15. Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М.: Статут, 2003.
16. Кофанов Л. Л. Внешняя система римского права: право природы, право народов и коммерческое право в юридической мысли Античности. М.: Статут, 2015.
17. Кузенков П. В. “Эдикт Галерия 311 г. — первый юридический акт о легализации христианства в Римской империи (К 1710-летию Миланского эдикта).” In Сретенское слово. № 1 (5). (2023): 115-132. М.: Изд-во Сретенской духовной академии.
18. Максимович К. А. “Новелла CXXIII святого императора Юстиниана I (527-565) «о различных церковных вопросах» (перевод и комментарий).” Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. № 19. (2007): 22-54.
19. Максимович К. А. “Церковные новеллы святого императора Юстиниана I (527-565) в современном русском переводе: из опыта работы над проектом.” Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. № 17. (2007): 27-44.
20. Гарсиа Гарридо М. Х. Римское частное право: Казусы, иски, институты. М.: Статут, 2005.
21. Авенариус М. “Римское право как право города. Истоки концепции и изменяющиеся условия ее дальнейшего развития.” Труды Института государства и права РАН. № 3. (2018): 7-47.
22. Овчинников А. И. “Миланский эдикт и его роль в формировании ценностей современного права.” Философия права. № 3 (58). (2013): 15-19.
23. Покровский И. А. История римского права. СПб.: СПб.: Летний Сад, 1998. Pokrovsky I. The History of Roman law. St.-Petersburg: Letnij Sad, 1998.
24. Новицкий И. Б. Римское право: учебник. М.: КНОРУС, 2011.
Novitsky I. Roman Law: Textbook. Moscow: KNORUS, 2011.
25. Дождев Д. В. Римское частное право: учебник, под общ. ред. В. С. Нерсе- сянца. М.: Норма, 2008.
26. Римское частное право: учебник, под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетер- ского. М.: КНОРУС, 2021. (Бакалавриат и специалитет).
27. Рудоквас А. Д. “О христианизации римского права в эпоху императора Константина Великого.” IVS ANTIQVVM. Древнее право. № 1 (9). (2002): 161-181.
28. Рудоквас А. Д. Религиозная политика императора Константина Великого. Дис... на соискание ученой степени канд. ист. наук: 07.00.03. СПб., 1996.
29. Рудоквас А. Д. “Юрисдикция епископского суда в области гражданского судопроизводства Римской империи в IV в. н. э” IVS ANTIQVVM. Древнее право. № 1 (3). (1998): 93-101.
30. Сильвестрова Е. В. “Второй титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия.” Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. № 30. (2010): 34-64.
31. Сильвестрова E. B. “Новелла III Юстиниана и юридическая природа прав церкви Константинополя на ее имущество в начале VI в. н.э” Византийский временник. Т 65 (90). (2006): 29-36. М.: Наука.
32. Сильвестрова Е. В. “Первый титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия” Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. № 26. (2009): 7-20.
33. Соловьев В. С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012.
34. Субботин Ю. В., Крицкая С. Ю. “История формирования понятия «юридическое лицо» в Древнем Риме.” Юридическая наука. № 6. (2022): 17-22.
35. Цыпин В., прот. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.
36. Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: Статут, 2000.
37. Томсинов В. А. “О сущности явления, называемого «рецепцией римского права».” In Виноградов П. Г. Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе, 262-280. М.: Зерцало, 2010.
[1] Геростергиос А. Юстиниан Великий — император и святой / пер. с англ. прот. М. Козлова. М., 2010. С. 95.
[2] Булгаков С. Н. Очерки учения о Церкви // Путь. Сентябрь 1925. № 1. С. 53-78.
[3] Цыпин В., прот. Каноническое право. М., 2009. С. 5-6.
[4] Пункт IV.2 «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (приняты Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г.) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2. Ч. 2: Деятельность Русской Православной Церкви. М., 2015. С. 103-209.
[5] Там же. С. 130.
[6] Соловьев В. С. Оправдание добра: нравственная философия / отв. ред. О. А. Платонов. 2012. С. 62.
[7] О понятии правоспособности в современном российском праве см.: Кирсанова А. В. Понятия «Правосубъектность», «Правоспособность», «Дееспособность» юридических лиц // Юридический вестник Самарского университета. 2015. № 2. С. 134-141.
[8] Габов А. В. Правосубъектность: традиционная категория права в современную эпоху // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 2 (121). С. 96-113.
[9] О ius naturale и iura praediorum в римском праве см.: Кофанов Л. Л. Внешняя система римского права: право природы, право народов и коммерческое право в юридической мысли античности. М., 2015. С. 29-35.
[10] Субботин Ю. В., Крицкая С. Ю. История формирования понятия «юридическое лицо» в Древнем Риме // Юридическая наука. 2022. № 6. С. 17-22.
[11] Покровский И. А. История римского права. СПб. 1998. С. 307-315; Римское частное право: учебник / под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М., 2021. (Бакалавриат испеци- алитет). С 131; Дождев Д. В. Римское частное право: учебник / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. 3-е изд., испр. и доп. М., 2008. С. 306-311; Гарсиа Гарридо М. Х. Римское частное право: Казусы, иски, институты / пер. с исп.; отв. ред. Л. Л. Кофанов. М. 2005. С. 230-231; Франчози Дж. Институционный курс римского права / пер. с итал.; отв. ред. Л. Л. Кофанов. М., 2004. С. 49-51.
[12] Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 29.
[13] Римское частное право... С. 133.
[14] D. 3.3.74 // Дигесты Юстиниана / пер. с лат.; отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. I. 2-е изд.,испр. М., 2008. С. 360-361.
[15] Римское частное право... С. 136.
[16] “Lex Julia de colegiis,” The Roman Law Library, October 28, 2021, https://droitromain.univ- grenoble-alpes.fr/Leges/iulia_conegiis_CIL.htm
[17] Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. Учебное пособие. М., 2003. С. 56.
[18] Томсинов В. А. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права» // Виноградов П. Г. Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе / под ред. и с би- огр. очерком У Э. Батлера и В. А. Томсинова. М 2010. С. 262-280.
[19] Суворов Н. С. О юридических лицах по римскому праву. С. 62-188.
[20] Авенариус М. Римское право как право города. Истоки концепции и изменяющиеся условия ее дальнейшего развития // Труды Института государства и права РАН. 2018. № 3. С. 7-47; Покровский И. А. История римского права. С. 268-274.
[21] Кузенков П. В. Эдикт Галерия 311 г. — первый юридический акт о легализации христианства в Римской империи (К 1710-летию Миланского эдикта) // Сретенское слово. М., 2023. № 1 (5). С. 115-132.
[22] Новицкий И. Б. Римское право: учебник. М. 2011. С. 78-79.
[23] Евсевий Кесарийский. Церковная история / вступит., ст., коммент., библиогр. список и указатели И. В. Кривушина. СПб. 2013 (Библиотека христианской мысли. Источники). С. 438-439.
[24] Василик В., диак. Миланский эдикт и проблемы современного правосознания // Законность, правопорядок, духовность — парадигма XXI в.: Материалы международной научной конференции (Хабаровск, 6 декабря 2012). М., 2013. С. 82-91.
[25] Рудоквас А. Д. Юрисдикция епископского суда в области гражданского судопроизводства Римской империи в IV в. н. э. / IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1998. № 1 (3). С. 93-101.
[26] Овчинников А. И. Миланский эдикт и его роль в формировании ценностей современного права // Философия права. 2013. № 3 (58). С. 15-19.
[27] Подробнее о христианизации римского общества и права см.: Рудоквас А. Д. О христианизации римского права в эпоху императора Константина Великого // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 2002. № 1 (9). С. 161-181.
[28] Подробнее см.: Рудоквас А. Д. Религиозная политика императора Константина Великого. Дис. ... на соискание ученой степени канд. ист. наук: 07.00.03. СПб., 1996.
[29] Подробнее см.: Сильвестрова Е. В. Первый титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия // Вестник ПСТГУ Серия 1: Богословие. Философия. 2009. № 26. С. 7-20; Она же. Второй титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия // Вестник ПСТГУ! Серия 1: Богословие. Философия. 2010. № 30. С. 34-64.
[30] Максимович К. А. Церковные новеллы святого императора Юстиниана I (527-565.) в современном русском переводе: из опыта работы над проектом // Вестник ПСТГУ Серия 1: Богословие. Философия. 2007. № 17. С. 27-44.
[31] Он же. Новелла CXXIII святого императора Юстиниана I (527-565) «о различных церковных вопросах» (перевод и комментарий) // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2007. № 19. C. 22-54.
[32] Сильвестрова E. B. Новелла III Юстиниана и юридическая природа прав церкви Константинополя на ее имущество в начале VI в. н. э. // Византийский временник. 2006. Т. 65 (90). С. 29-36.
[33] Грацианский М. В. Res divinae и res saeculares в восприятии папы Льва Великого. К предыстории возникновения «геласианской теории» // Вестник древней истории. 2020. Т. 80. Вып. 4. С. 1103-1114; Он же. Папа Геласий I (492-496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ Серия 1: Богословие. Философия. 2016. Вып. 3 (65). С. 25-41.
[34] Асмус В., прот. Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого) // Исторический вестник. 1999. № 2. С. 85-92.
[35] Асмус В., прот. Учениесвятого царя Юстиниана о священстве и царстве // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 1992-1996 гг. М., 1996. С. 34-41.
[36] Он же. Седьмой Вселенский Собор 787 г. и строй в Церкви // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 1992-1996 гг. М., 1996. С. 63-75.
[37] Он же. Церковные полномочия императоров в поздней Византии // Там же. С. 296-298.
[38] Барихин А. Б. Большая юридическая энциклопедия. М., 2010. С. 947.
[39] Пункт 1 определения Поместного Собора «О правовом положении Православной Российской Церкви». 2 декабря 1917 г. // Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Деяние 58, 2-3. Т. 5. М., 1996. С. 225-227.
[40] Федеральный закон от 26 сентября
1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание
законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 39, статья 4465.
Источник: Айрапетов А. Р. Римские правовые основания церковной правосубъектности и их влияние на экклезиологическую модель Православной Церкви // Aspiratio. 2024. T. 1, № 2: 8-33.