18 февраля 2025 года в актовом зале ОЦАД состоялась публичная лекция на тему: «Христианство в Китае: история и современность», которую прочитал профессор кафедры библейско-богословских дисциплин ОЦАД, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, приглашенный профессор Центрального Университета национальностей (Пекин) Фокин Алексей Русланович.
В ходе лекции были освещены ключевые этапы распространения христианства в Китае — от эпохи ранней Тан (VII век) до современности. Докладчик поделился сведениями о наиболее распространенных христианских конфессиях и их видных представителях, а также рассказал о миссионерских стратегиях по «синизации» христианства и о сложностях, с которыми сталкивались иностранные проповедники на протяжении веков.
В частности, была рассмотрена гипотеза об апостольском происхождении христианства в Китае, которое могло проникнуть туда уже во второй половине 1 века благодаря деятельности св. ап. Фомы, косвенным подтверждением чему служат обнаруженные на горе Кунваншань в пров. Цзянсу наскальные барельефы эпохи ранняя Восточная Хань (втор. пол. 1 в.), а также исторические свидетельства и предания, сохраняемые в Индийской Малабарской Церкви и Ассирийской Церкви Востока.
Особенное внимание докладчик уделил раннему этапу распространения в Китае, связанному с деятельностью миссионеров Ассирийской Церкви Востока, проникших в Китай в раннюю Танскую эпоху, начиная по крайней мере с 635 г. В эпоху династий Тан, Сун, Ляо, Цзинь и Юань (7-13 вв.) китайское христианство восточно-сирийской традиции стало важнейшей составной частью азиатского христианства. Сохранилось немало письменных свидетельств и артефактов о его распространении и месте в китайской истории.
Начиная с монгольской династии Юань (1279-1368), вслед за Ассирийской Церковью Востока в Китай проникает и Католическая Церковь, чья миссионерская деятельность достигает своего расцвета в конце Минской – начале Цинской династии (конец 16 – начало 18 вв.) благодаря успешной миссионерской стратегии по «синизации» христианства, использованной выдающимися католическими миссионерами — Маттео Риччи, Джулио Алени, Адам Шалль фон Белл, Фердинанд Вербист и др., и их китайскими последователями — конфуцианскими учеными сановниками и интеллектуалами, принявшими католичество — Сюй Гуаньци, Ли Чжицзао, Ян Тинъюнь и др., которые своими глубокими познаниями и искренней верой способствовали успешному взаимопроникновению китайской и западной духовных культур.
Говоря о протестантских миссионерах в Китае, начавших свою деятельность с 1810-х гг., докладчик отметил два направления или стратегии, лежавших в основе их деятельности: «распространение сверху» — внутри правящего класса, и «распространение снизу» — среди народных масс. Особенно успешной была вторая стратегия, использованная британским миссионером Дж. Хадсоном Тейлором и его единомышленниками, которые делали упор на проповедь Евангелия среди простого населения, организацию благотворительной деятельности (открытие школ, больниц и т. п.) и подготовку новообращенных китайцев к руководству местными христианскими общинами.
В результате в конце 19 – начале 20 вв. произошел быстрый рост китайского христианского самосознания и возникло движение за самостоятельность китайской Церкви, которое возглавили такие церковные деятели, как Чэнь Мэннань, Юй Гочжэнь и др., впервые выдвинувшие принцип «тройной самостоятельности»: самоуправление, самообеспечение и самостоятельная проповедь. В 1919 вышел Объединенный китайский перевод Библии, принятый большинством христианских конфессий в Китае, а в мае 1922 года в Шанхае был созван Всекитайский национальный христианский Совет, в заседаниях которого приняли участие 1025 делегатов из 19 провинций из 6-и основных христианских деноминаций. Особое внимание докладчик уделил «Патриотическому движению тройной самостоятельности» Китайской Церкви, оформившемуся после образования Китайской народной Республики в 1949 г. В 1954 г. был издан «Христианский манифест», в котором лидеры движения в ответ на признание христианских церквей со стороны Правительства КНР обещали поддержку христиан в борьбе с империализмом, феодализмом и бюрократическим капитализмом. После «культурной революции» 1966-1976 гг., объявившей религиозную деятельность пережитком прошлого, в 1979 г. деятельность «Патриотического движения тройной самостоятельности» была возобновлена, а в 1980 г. образован его консультативный орган — Всекитайский христианский Совет, в который вошли представители всех официально признанных христианских конфессий и деноминаций. На настоящем этапе его задачами является теологическое обоснование обязанностей китайских христиан перед государством и обществом при сохранении ими неизменных основ своей веры, а также адаптация христианских вероучительных истин и литургических практик к потребностям современного китайского общества и традиционной китайской культуре для совместной реализации выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпином ноябре 2012 года «китайской мечты о великом возрождении китайской нации».
Отдельная часть доклада была посвящена истории Русской Православной Миссии в Пекине и её духовному наследию. Докладчик выделил шесть периодов в истории Православной Церкви в Китае, начиная с первой Миссии в 1715 г., охарактеризовал особенности каждого из них, указал на выдающихся представителей Миссии и сделанный ими вклад в изучение Китая, его языка, истории и литературы, а также отметил трудности, с которыми сталкивались православные миссионеры в проповеди Евангелия и организации приходской жизни на протяжении трех столетий. Говоря о современном состоянии автономной Китайской Православной Церкви, образованной в 1956 году решением Священного Синода РПЦ под председательством патриарха Алексия I, докладчик отметил постепенное увеличение приходов КПЦ и рост числа верующих, которых окормляют как китайские, так и российские священнослужители. Хотя общее число православных китайцев в настоящее время не превышает 2000, имеется позитивная тенденция к его увеличению; кроме того, наблюдается рост интереса к Православию по мере усиления контактов между руководством России и Китая, а также народами двух стран.
В ходе доклада-презентации слушатели смогли увидеть более 100 уникальных фотографий и других наглядных материалов, иллюстрирующих многообразие христианства в Китае и пройденный им непростой исторический путь.
По окончании выступления состоялась свободная дискуссия и обмен мнениями о проблемах, с которыми сталкиваются верующие христиане в современном Китае.