19 ноября 2023 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени свв. Кирилла и Мефодия состоится лекция А.М. Пентковского на тему «Формирование и основные этапы развития богослужебных синаксарей (типиконов)». Как и предшествовавшая лекция свящ. Михаила Желтова, которая была посвящена богослужебному использованию Херувимской песни и истории «тропаря на святая» (песнопения при перенесении святых даров на престол), тематика очередной лекции связана с содержанием программы магистерского профиля «Историческая литургика» и посвящена одному из аспектов истории византийского богослужения, рассмотрение которого предполагается Типовой программой по дисциплине «Литургика» в VI семестре («Развитие богослужения»).
Лекция состоится в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры (г. Москва, ул. Пятницкая 4/2, строение 1).
Начало лекции в 15:00.
Участие студентов духовных школ московского региона предполагается в очном формате. Дистанционное подключение предусмотрено для учащихся духовных учебных заведений, находящихся за пределами московского региона.
Студентам старших курсов бакалавриата духовных академий и семинарий, желающим принять участие в работе лектория, следует заблаговременно обратиться в администрацию соответствующей духовной школы для получения ссылки в закрытую трансляцию лектория.
Студентам, принимающим активное участие в лектории, будет выдан сертификат, наличие которого будет учитываться при поступлении в магистратуру ОЦАД по профилю «Историческая литургика».
Краткое содержание лекции: Богослужебный Типикон (Устав), регламентировавший совершение регулярного богослужения, появился в византийской литургической традиции в послеиконоборческий период. Кафедральное богослужение, совершавшееся в константинопольском кафедральном храме Святой Софии, регламентировал «Синаксарь (Типикон) Великой Церкви», в котором были зафиксированы основные результаты литургических преобразований предшествующего периода. После возвращения студийских монахов из разсеяния ок. 843 г. в константинопольском Студийском монастыре была произведена фиксация монастырской литургической традиции и был создан Студийский синаксарь, представлявший собой собрание пространных богослужебных рубрик для регламентации годового подвижного и неподвижного кругов богослужения. Не позднее сер. X в. под влиянием константинопольского кафедрального богослужения Студийский синаксарь был переработан. В Фессалонике на основе константинопольской редакции Студийского синаксаря была создана локальная редакция, которая была принята в афонских монастырях (Афоно-Студийский синаксарь). Не позднее кон. X в. Афоно-Cтудийский синаксарь был перенесен в Южную Италию, где вскоре появились различные группы южноитальянских синаксарей (типиконов). Константинопольская переработка Студийского синаксаря регламентировала богослужение и в различных монашеских центрах Малой Азии. В 60-е гг. XI в. эта монастырская традиция была принята в константинопольском Евергетидском монастыре, а вскоре и в других столичных монастырях. Использование константинопольской редакции Студийского синаксаря в богослужебной практике палестинских киновий в сер. XI в привело к появлению «Иерусалимского типикона (устава)», особенностью которого было совершение «всенощных бдений» в канун воскресных и праздничных дней. В Палеологовский период «Иерусалимский устав» регламентировал богослужение не только в константинопольских монастырях, в т.ч. в Студийском монастыре, но и в Святой Софии.