Александра Юрьевна Никифорова, доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и старший научный сотрудник Научного Центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ, 20 ноября 2024 года выступила по приглашению Казанской православной духовной семинарии на Международной 23-ей научно-богословской конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».
В преддверии Рождественского поста автор представила на литургической секции, организованной иереем Михаилом Желтовым, заведующим кафедрой литургико-канонических дисциплин Казанской духовной семинарии, заведующим кафедрой церковно-практических дисциплин ОЦАД, доклад «Монострофы Рождества и Крещения из иерусалимского Тропология в современной Минее». В ранних литургических памятниках, отражающих чин храма Воскресения в Иерусалиме V-VIII вв. – Древнем и Новом Тропологии, Грузинском Лекционаре – она отождествила три гимна на более молодой для иерусалимского богослужения праздник, Рождество, и 15 на Крещение, обнаружив тенденцию интеграции в позднейшую традицию наиболее значимых монострофов, изначально входивших в состав литургии апостола Иакова или певшихся на «Господи, воззвах» на вечерне, чин великого водоосвящения. Редчайший пример являет гимн из этого чина, «Ко гласу вопиющаго», который сохранил свою позицию неизменной с момента своего первого появления в книгах ок. V-VI вв. Наличие текстов «Просветителя нашего» и «Свет от света» в ранних памятниках ставит под вопрос их атрибуции в печатных Минеях Иоанну Дамаскину и Герману патриарху соответственно, а также атрибуцию исконно крещенского гимна «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся» Льву императору Константинопольскому. Древние гимны строились на актуальных для своего времени чтениях праздников, прежде всего Мф 2:1-23 и Ис 7:10-17 (Рождество) и Ин 1:18-28 и Ис 60: 1-22 (Крещение). Архаичные гимны Рождества были, прежде всего, посвящены парафразу событий и темам рождения Христа от Девы Марии и Ее прославлению, поклонению волхвов и пастухов Младенцу, а Крещения – не только парафразу, но и богословскому осмыслению событий: свету и просвещению, сокрушению змеев в воде, уничижению Христа, явлению Троицы.