Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

В Казани прошла XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»
В Казани прошла XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»
25/11/2024
Приблизительное время чтения: 3 мин.
100%
В рамках конференции, проходившей 20-21 ноября на площадках Казанской духовной школы, в Казанском Инновационном университете им. В.Г.Тимерясова, в Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова работали секции по истории Церкви, богословию, философии, филологии, церковно- певческому искусству, литургике, краеведению, педагогике, психологии, исламоведению. Прошли круглые столы по исламоведческому наследию Казанской духовной семинарии, мастер-классы по нейрографике и телесной терапии. 

В день архистратига Божия Михаила все участники соборно помолились на Божественной литургии в храме святого праведного Иоанна Кронштадского при Казанской духовной семинарии. Литургию совершили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, с сонмом архипастырей и пастырей. 

Александра Юрьевна Никифорова, доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и старший научный сотрудник Научного Центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ, 20 ноября 2024 года выступила по приглашению Казанской православной духовной семинарии на Международной 23-ей научно-богословской конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи». 

IMG_1808.jpg

 
В преддверии Рождественского поста автор представила на литургической секции, организованной иереем Михаилом Желтовым, заведующим кафедрой литургико-канонических дисциплин Казанской духовной семинарии, заведующим кафедрой церковно-практических дисциплин ОЦАД, доклад «Монострофы Рождества и Крещения из иерусалимского Тропология в современной Минее». В ранних литургических памятниках, отражающих чин храма Воскресения в Иерусалиме V-VIII вв. – Древнем и Новом Тропологии, Грузинском Лекционаре – она отождествила три гимна на более молодой для иерусалимского богослужения праздник, Рождество, и 15 на Крещение, обнаружив тенденцию интеграции в позднейшую традицию наиболее значимых монострофов, изначально входивших в состав литургии апостола Иакова или певшихся на «Господи, воззвах» на вечерне, чин великого водоосвящения. Редчайший пример являет гимн из этого чина, «Ко гласу вопиющаго», который  сохранил свою позицию неизменной с момента своего первого появления в книгах ок. V-VI вв. Наличие текстов «Просветителя нашего» и «Свет от света» в ранних памятниках ставит под вопрос их атрибуции в печатных Минеях Иоанну Дамаскину и Герману патриарху соответственно, а также атрибуцию исконно крещенского гимна «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся» Льву императору Константинопольскому. Древние гимны строились на актуальных для своего времени чтениях праздников, прежде всего Мф 2:1-23 и Ис 7:10-17 (Рождество) и Ин 1:18-28 и Ис 60: 1-22 (Крещение). Архаичные гимны Рождества были, прежде всего, посвящены парафразу событий и темам рождения Христа от Девы Марии и Ее прославлению, поклонению волхвов и пастухов Младенцу, а Крещения – не только парафразу, но и богословскому осмыслению событий: свету и просвещению, сокрушению змеев в воде, уничижению Христа, явлению Троицы. 

Снимок экрана 2024-11-25 в 15.48.24.png