14 апреля 2024 года состоялась третья встреча в рамках лектория по каноническому праву. Профессор Московской и Сретенской духовных академий, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, заместитель председателя Московского епархиального суда, член Общества права восточных церквей, доктор богословия, доктор церковной истории протоиерей Владислав Цыпин прочитал лекцию, посвященную правилам функционирования Церковного суда Русской Православной Церкви.
В своем выступлении отец Владислав представил краткий обзор развития церковного судопроизводства. Он также раскрыл специфику устройства суда Русской Православной Церкви на современном этапе и подробно остановился на отдельных практических аспектах его работы.
После лекции отец Владислав ответил на несколько вопросов, резюмирующих содержание его выступления.
Чем отличается церковный суд от светского суда?
Церковный суд рассматривает дела с позиции христианского вероучения, канонических норм. Есть очевидные параллели. Как и светские суды, церковный суд принимает по обвинительным делам решения, имеющие характер наказаний. Однако наказания светских государственных судов – это уголовные кары, а наказания, выносимые церковными судами, – это так называемые прещения в виде запрещения причащаться, отлучение от Церкви или в случае с клириками извержение из сана.
Какова основная цель церковного суда?
Основная цель церковного суда – сохранение церковного правопорядка и, насколько это возможно, способствовать исправлению жизни подсудимого клирика или мирянина.
Отличается ли церковный суд сегодня от церковного суда в предыдущие эпохи?
Конечно, отличается. Современные церковные суды имеют иной состав, чем это было в прошлом. Например, в Синодальный период, в императорской России, дела рассматривались в духовных консисториях, которые принимали не только судебные, но и административные решения. При этом церковных судов как отдельных учреждений не существовало. Церковные суды, как отдельные епархиальные учреждения, учреждения на высшем церковном уровне – это явление в жизни Церкви уже в посткоммунистическую эпоху.
Церковный судебный процесс четко не регламентирован в отличие от светского судопроизводства. Является ли это нормой, не вызывает ли это сложностей на епархиальном и общецерковном уровнях?
Мне представляется, что церковный судебный процесс регламентирован достаточно четко, но в отличие от светского суда более лаконично и без множества деталей. Наверное, это связано в основном с тем, что дела, рассматриваемые в государственных судах, гораздо более многообразны, чем те, которые подлежат рассмотрению в церковных судах.
Работа лектория по каноническому праву в текущем учебном году завершится 12 мая выступлением профессора Московской духовной академии, кандидата богословия, наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумена Дионисия (Шленова), который расскажет о концепции «первенства власти» Константинопольского Патриархата.
Встреча начнется в 15:00 и пройдет в очном формате в актовом зале ОЦАД (г. Москва, ул. Пятницкая, дом 4/2, строение 1, аудитория 115).
Студентам старших курсов бакалавриата духовных академий и семинарий, желающим принять участие в работе лектория в дистанционном формате, необходимо обратиться в администрацию соответствующей духовной школы для организованного участия в лектории.
Для очного участия в лекции требуется предварительная регистрация.
Регистрация необходима для всех участников, в том числе посетивших лекции 18 февраля, 10 марта и 14 апреля.
Для уточнения информации можно обращаться по адресу электронной почты: ocad.gusev@patriarchia.ru
Абитуриенты, интересующиеся каноническим правом, могу поступить в ОЦАД на профильные магистерские программы: «Каноническое право Православной Церкви» и «Православная теология. Каноническое право». Кроме того, для поддержки абитуриентов был создан специальный Telegram-чат «Поступление в ОЦАД». У абитуриентов есть возможность задавать в чате вопросы о поступлении на все программы ОЦАД и первыми узнавать наиболее актуальную информацию о приемной кампании 2024 года.