Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

ОЦАД выступила соорганизатором Первых Мансветовских чтений по литургике и гимнографии, приуроченных к 140-летию со дня кончины профессора МДА Ивана Даниловича Мансветова
Анонсы
ОЦАД выступила соорганизатором Первых Мансветовских чтений по литургике и гимнографии, приуроченных к 140-летию со дня кончины профессора МДА Ивана Даниловича Мансветова
03/11/2025
Приблизительное время чтения: 14 мин.
100%

30 октября 2025 года в стенах Московской духовной академии прошли Первые Мансветовские чтения по литургике и гимнографии, приуроченные к 140-летию со дня кончины профессора МДА Ивана Даниловича Мансветова, выдающегося русского исследователя православного богослужения.


Организаторами выступили Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Московская духовная академия, где реализуются литургические магистерские профили.

По замыслу организаторов, перед началом чтений в Смоленском храме Троице-Сергиевой Лавры была совершена Божественная Литургия. Её возглавил иеромонах Далмат (Юдин) в сослужении иеромонаха Зиновия (Русакова), диакона Георгия Чемского и иеродиакона Александра (Шлянина). Часы на болгарском языке прочитал студент бакалавриата МДА Мартин Маринов, песнопения на греческом и славянском языках исполнил хором под управлением студента магистратуры ОЦАД протопсалта Николаоса Димитриу.

По окончании литургии была отслужена лития по И.Д. Мансветову и почившим литургистам, а также по всем пострадавшим в годы гонений на Церковь.

Утреннее заседание чтений было посвящено вопросам устава, дневное — гимнографии и церковной музыке, а круглый стол «Единство в многообразии» — литургическим традициям Древних и Поместных Церквей. Всего в чтениях приняли участие 20 докладчиков из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара, а также представители Армянской Апостольской Церкви, Элладской и Болгарской Православных Церквей и Патриаршего экзархата Африки.

Чтения открыл иеромонах Далмат (Юдин), руководитель магистерского профиля «Пасторология и литургика» в МДА. Он обратил внимание собравшихся на символичность выбранной даты — 30 октября. В этот день Церковь ежегодно поминает многих учёных XX века, пострадавших за веру: выдающегося историка литургии Михаила Николаевича Скабаллановича, скончавшегося в Архангельской ссылке; протоиерея Владимира Рыбакова, умершего в ленинградской больнице после допроса; и Ивана Алексеевича Карабинова, расстрелянного в Тобольске. Он также отметил, что научная встреча студентов МДА и ОЦАД постепенно превращается в общероссийское литургическое мероприятие.


Доцент МДА и ОЦАД Александра Юрьевна Никифорова передала тёплые пожелания благословенных успехов от ректора ОЦАД протоиерея Максима Козлова. Она напомнила об архимандрите Роберте Тафте, который в советские годы, когда в России заниматься литургикой стало невозможно, продолжал исследования на Западе, всегда ощущая преемственность от русских литургистов и повторяя студентам: «Каждый, кто увлечён изучением православной литургии, находится в неоплатном долгу перед плеядой учёных мирового масштаба — представителями предреволюционной русской православной науки. Это Алмазов, Дмитриевский, Голубцов, Карабинов, Красносельцев, Мансветов, Скабалланович… Если кто-то из вас поставил целью изучение литургии и не знает русского языка, он живёт в мире иллюзий».

Фундаментом исследований о. Роберта было ежедневное совершение литургии, а столпами — сравнительно-исторический метод, привлечение максимально широкого круга рукописных источников и контекстное междисциплинарное изучение богослужения. Об этом же говорили и русские литургисты дореволюционной школы — Дмитриевский, Мансветов и другие. А. Ю. Никифорова подчеркнула, что организаторы видят Мансветовские чтения как интеллектуальную площадку для встречи студентов и преподавателей разных направлений — литургики, библеистики, музыковедения, патрологии, истории искусства — и создания среды, способствующей решению вопросов литургии в науке и церковной жизни.

‎Первый, пленарный, доклад Натальи Ивановны Григорьевой был посвящён жизни И. Д. Мансветова, его вкладу в становление русской литургики и разработке проекта церковно-археологических музеев при духовных учебных заведениях. Этот проект следовал идее немецких университетских учебных музеев, в том числе системе «монументального богословия», разработанной основателем Берлинского музея христианских древностей профессором Фердинандом Пипером. В своей преподавательской деятельности Мансветов уделял особое внимание изучению истории церковного искусства в неразрывной связи с литургической жизнью Церкви. Докладчица представила ранее неизвестный архивный портрет заслуженного профессора МДА и показала место его захоронения на территории Новодевичьего монастыря у Амвросиевской церкви.


‎Александр Анатольевич Лукашевич, старший преподаватель МДА, идентифицировал «Марков» — один из старейших чиновников Московского Успенского собора — в рукописи Рогожского собрания, на форзаце которой имеется запись: «Сия книжица грешнаго Иосифа, архиепископа Суздалскаго, а мне её дал старец Макарий, бывши ключарь Марко». Эту находку он обсудил в своём сообщении.

Выступление студента II курса магистратуры «Пасторология и литургика» МДА Фёдора Кирилловича Хвостункова было посвящено вечернему богослужению (9-му часу, вечерне, повечерию) в Часословах раннего агиополитского, то есть иерусалимизированного богослужения Константинополя VI–VII веков, согласно классификации Симеона Фройсхова — ERL.A2 и TUR.B.VII.30. Данный Часослов интересен тем, что содержит многочисленные архаичные черты и является предшественником той редакции, которая была воспринята на Руси в XI веке («средней агиополитской»). Также был рассмотрен Часослов Sinai Greek NE M 46, относящийся к «средней агиополитской» редакции.

Виталий Владимирович Середенин, студент II курса магистратуры МДА «Пасторология и литургика», познакомил слушателей с логикой Окозрительного устава на примере устава из «Обиходника Кириллова монастыря» и поделился размышлениями об эффективности такого подхода к регулированию богослужения на практике: охватывает ли содержание статей «Обиходника» все службы годового богослужебного круга и как его система соотносится с другими редакциями Окозрительного устава.

Студент IV курса Екатеринодарской духовной семинарии Дмитрий Александрович Мухин рассказал о своей работе над вопросом регламентации совершения Литургии Преждеосвященных Даров на Руси в XI–XIV веках. Он отметил сложности реконструкции, вызванные малым числом уставных рубрик в Служебниках того времени, отсутствием Диатаксисов и необходимостью привлечения широкого спектра данных из Типиконов и Постных Триодей. Только сопоставление всех этих источников позволит выявить особенности формирования уставной традиции Литургии Преждеосвященных Даров в древнерусском богослужебном контексте и проследить пути адаптации византийского обряда в славянской среде.


‎Интересные наблюдения над субботним аллилуарным богослужением представил магистрант II курса МДА «Пасторология и литургика» Алексей Андреевич Нефёдов. Он отметил, что в рукописях Октоиха XV–XVI веков, принадлежавших Троице-Сергиевой Лавре, отсутствовали мученичные и заупокойные стихиры для исполнения, и выдвинул ряд предположений о том, как уставщики могли выходить из этой ситуации.

Студент I курса магистратуры Екатеринбургской духовной семинарии иеродиакон Александр (Шлянин) обсудил в докладе актуальные вопросы расхождения между практикой и Типиконом на примерах изнесения Плащаницы в Великую Пятницу, совершения пассий, совпадения службы иконы Богоматери с попразднством, а также проблемы запричастных концертов и славлений.


‎Далее выступила Ирина Владимировна Старикова, доцент Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения. Она рассказала о происхождении и разнообразии типов нотации, встречающихся в ранних гимнографических книгах XII–XIII веков; показала, что ранняя знаменная нотация и мелизматические формулы зависели от византийского прототипа, но древнерусские распевщики по-своему использовали византийскую семиографию. Хотя традиции орнаментации с течением веков разошлись в византийской и древнерусской практиках, содержание отдельных структурных элементов и гласовая принадлежность фит могли оставаться неизменными.


Иеромонах Епифаний (Булаев), доцент МДА, кандидат богословия, посвятил доклад текстологическому анализу троичных антифонов степенн, по греческим рукописям Октоихов и Стихирарей X–XII веков и по печатным изданиям. Он выявил поздние правки текста и неточности перевода в славянской традиции и пришёл к выводу, что атрибутировать троичны Иоанну Дамаскину или Феодору Студиту не представляется возможным. Сами же троичны, за исключением 8-го гласа, содержат лишь несущественные разночтения.


‎Студент II курса магистратуры МДА «Пасторология и литургика» иеромонах Зиновий (Русаков) поднял проблему происхождения гимнов «Малой подорожной книжки» Франциска Скорины. В частности, он провёл сравнение гимнографических текстов раздела «Шестоднев» и канонов с известными памятниками конца XV — начала XVI веков: Октоихом Швайполта Фиоля, Псалтирью с «Воследованием», хранящейся в Польской национальной библиотеке, восточнославянским «Шестодневом» XV века из собрания рукописей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Октоихом 1494 года, напечатанным в Цетинье в типографии Г. Црноевича.


Студентка III курса СПбГУ им. Н. А. Римского-Корсакова по направлению «Древнерусское певческое искусство» Анна Викторовна Богданова реконструировала пришедший из Византии чин шествия на осляти, совершавшийся в Вербное воскресенье в XVI–XVII веках и прекративший своё существование в 1687 году, по Чиновникам Успенского собора и Новгородского Софийского собора. Автор продемонстрировала уникальную рукопись Ирмология, где ирмосы праздника записаны строками, и представила дешифровку распева — строчного многоголосия, выполненную в Санкт-Петербургской консерватории.

Магистрант II курса МДА «Пасторология и литургика» Максим Олегович Иванищев рассмотрел структуру службы Великой субботы на Руси в эпоху Студийско-Алексиевского устава. Автор пришёл к выводу, что имеющиеся рукописи согласуются между собой и следуют традиции САУ, за исключением одного списка, представляющего иную, отличную от САУ, традицию и последование.

Диакон Георгий Чемский, магистрант I курса МДА «Пасторология и литургика», сравнил формуляры Пасхи по 15 спискам Типиконов и Триодей и выявил в них как совпадающие, так и отличающиеся песнопения, представив их полный список в контексте развития пасхального формуляра — от ранней иерусалимской традиции до наших дней.


Студент I курса ОЦАД по направлению «Историческая литургика» Сергей Сергеевич Сурцев затронул вопрос смыслового сдвига и механизмов его понимания в отношении Новой, или Фоминой, недели, которая в ранней иерусалимской традиции VII–VIII веков была почти полностью посвящена празднику Пасхи, а в современной практике — событиям уверения Фомы.


В завершение секций студент II курса ОЦАД по направлению «Историческая литургика» Руслан Сергеевич Суслов аргументировал возможность атрибуции проповеди на Преполовение Пятидесятницы, ранее приписываемой Иоанну Златоусту, неизвестному автору, жившему в V веке в Каппадокии, и обсудил вероятность возникновения самого праздника в первой половине IV века в Константинополе.


В дискуссиях приняли участие прот. Георгий Крылов, Ирина Владимировна Старикова, иеромонах Далмат (Юдин), преподаватели и студенты МДА и ОЦАД.

После обеда студенты МДА Фёдор Кириллович Хвостунков и Максим Олегович Иванищев провели задуманный ими и организованный круглый стол «Единство в многообразии», где представители Армянской Апостольской Церкви, Африканского Экзархата, Болгарской и Элладской Православных Церквей рассказали о своих литургических традициях. Все выступающие осветили вопросы использования языка в их Церкви и понимания верующими богослужения, структуры совершения служб суточного круга, особенностей совершения процессии Великого входа и поминовения на нём, практики подготовки к исповеди и причастию, праздников, которых нет в России, а также рассказали об участии верующих в пении и исполнили песнопения на армянском и греческом языках.


Обширную лекцию об Армянской Апостольской Церкви, чей уникальный обряд сохранил древние иерусалимские корни и следы взаимодействия с традициями Византии и Запада, представили иподиакон Вартан Погосян, специалист в сфере национальных и религиозных отношений Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ, и магистрант ПО «Пасторология и литургика» МДА архидиакон Давид Оганнисян. Слушателей тронуло особое почитание в Армении переводчиков Библии на армянский язык — Месропа Маштоца и Саака Партева, а также поэта Григора Нарекаци и высоко торжественное празднование освящения мира.


Представители Элладской и Болгарской Православных Церквей — студент магистратуры ОЦАД Николаос Димитриу и студент бакалавриата МДА Мартин Маринов — в своих докладах показали единство внутри византийской традиции, которая, имея единый корень, по-разному расцветала на византийской и славянской почве. Так, к примеру, Великий вход в обеих Церквах совершается по периметру всего храма в воспоминание о переносе Святых Даров из отдельно стоявшего в древности помещения в храм; при этом в Болгарии по сей день на Великом входе поминается «царь-освободитель», то есть российский император Александр II, активно способствовавший освобождению Болгарии от османского владычества.

Служение Африканского Экзархата Русской Православной Церкви, о котором рассказал студент бакалавриата МДА Тимофей Банту, показывает, как византийская литургическая традиция находит свой дом, осмысляется и живёт в сердцах народов Африки, обогащаясь новыми красками и свидетельствуя о подлинной соборности православия на французском и греческом языках, а также на суахили, лингала, киконго и чилуба.


Круглый стол показал, что единство — это не унификация, а синергия, где многообразие усиливает целое, подобно тому, как разные голоса в хоре создают неповторимую полифонию, воспевающую единого Бога.

В завершение программы Наталья Ивановна Григорьева, в продолжение своего утреннего доклада, провела для гостей МДА увлекательную экскурсию по церковно-археологическому кабинету.

Мы сердечно благодарим дорогого Владыку, Преосвященнейшего Кирилла (Зинковского), ректора МДА, и протоиерея Максима Козлова, ректора ОЦАД, за всестороннюю молитвенную и практическую поддержку нашей инициативы и надеемся на продолжение научно-образовательных литургических встреч.



Отзывы преподавателей и студентов о мероприятии:
 

Е. Д. Крюкова, выпускница ПСТГУ:

«Вы смогли организовать чудесную атмосферу для обмена опытом! Я видела и слышала, как ребята с воодушевлением общались между собой и с профессионалами, это дорогого стоит! Мне всегда хотелось найти родственные души на ниве исследований  в студенческие годы… Дай Бог, чтобы Мансветовские чтения стали ежегодным событием!»

Иеромонах Зиновий (Русаков), студент 2 курса магистратуры МДА:

«Сердечно благодарю вас за такую большую работу по сплочению двух ведущих Московских школ! Очень радостно было сослужить сегодня, в особенности понравилось византийское пение!»

Е. Н. Никулина, доцент ПСТГУ:

«Для меня радость провести день рядом с преподобным и в кругу единомышленников…»

Иеродиакон Александр (Шлянин), студент 1 курса магистратуры ЕДС:

«Сердечно благодарю Московскую духовную академию за очень тёплый приём и организаторов конференции за возможность выступить с докладом! Было очень интересно слушать все ваши доклады и выступления, особенно пение на богослужении и заседаниях! С нетерпением жду очередной возможности встретиться и обсудить актуальные вопросы литургики!»
  
А. В. Богданова, студентка 3 курса СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова:

«Ребята очень талантливые, я уже всем рассказала, как мне повезло послушать их. Доклады были очень интересные и полезные, я для себя много важного открыла в сфере устава! Ещё и организовывали всё очень хорошо! Передавайте огромную благодарность! Ну и, конечно, пение великолепное!»

Н. Г. Живаев, студент 2 курса ОЦАД:

«Спасибо Вам большое, что вытянули нас из привычной обстановки и поселили в такой замечательной гостинице, приобщили к такой замечательной конференции и службе, на которых мы узнали много нового, за то, что выводите нас в свет и всячески стараетесь поднять наш уровень! Мы это очень ценим!»

И. В. Старикова, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:

«Прежде всего хотелось бы поблагодарить всех, причастных к организации и научной части, и литургической, и творческой! … очень благодарна за участие в собрании историков литургии! Это очень помогает развиваться в своей музыкальной области»

Монахиня Афанасия (Герман), насельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального монастыря, студентка 2 курса ОЦАД:

«Очень Вам признательна за приглашение! Столько всего нового, полезного и интересного.  Особенная благодарность за организацию: и поселили, и накормили, и духовно обогатили. Спаси Господи! Σας ευχαριστώ από της καρδιάς μου!»

Фото: пресс-служба МДА


Подпишитесь на наш канал в Telegram,
чтобы быть в курсе актуальных новостей вуза!