Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

НИУ ВШЭ и ОЦАД совместно провели курсы повышения квалификации о возможностях применения ИИ в системе высшего образования
НИУ ВШЭ и ОЦАД совместно провели курсы повышения квалификации о возможностях применения ИИ в системе высшего образования
30/05/2024
Приблизительное время чтения: 6 мин.
100%
27-29 мая в Высшей школе экономики и Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) прошли очередные курсы повышения квалификации «Принципы, методы и этические аспекты использования искусственного интеллекта».  

Слушателями программы стали проректоры, руководители учебных, научных и информационных подразделений, преподаватели шестнадцати образовательных организаций Русской Православной Церкви: Санкт-Петербургская духовная академия, Вологодская, Воронежская, Екатеринбургская, Екатеринодарская, Казанская, Коломенская, Кузбасская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Саратовская, Смоленская, Ставропольская, Хабаровская, Ярославская семинарии.

В качестве спикеров курсов выступили преподаватели и исследователи НИУ ВШЭ и ОЦАД. На лекционных занятиях слушателям рассказали про основы машинного обучения и искусственного интеллекта, имеющиеся на данный момент цифровые методы и инструменты для работы с античными и средневековыми текстами, про возможности применения технологии ИИ для анализа и генерации текстов и визуальных данных.

Также проблематика технологий машинного обучения была рассмотрена через призму христианских богословских идей. В частности, участники курсов обсудили возможности и перспективы использования ИИ в богословской академической сфере.

Практические занятия позволили слушателям получить базовые навыки в построении моделей ИИ в no-code инструментах и поработать с некоторыми генеративными моделями.

Особое внимание на курсе уделили этическим аспектам применения технологии. Слушатели вместе с экспертами попытались выявить слабые места, которые сопровождают внедрение ИИ в научное и образовательное пространство, и оценить имеющиеся предложения по мягкому регулированию технологии в образовании для сохранения высоких стандартов в академической сфере.

В последний день обучения в качестве проектного задания учащиеся, поделившись на команды, представили экспертной комиссии идеи по применению ИИ в различных областях церковной жизни. Такая работа была направлена на развитие компетенции по переводу реальных задач на язык машинного обучения.


Слушатели поделились впечатлениями от обучения.


Протоиерей Константин Константинов - преподаватель биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат биологических наук, кандидат богословия:

«Благодарю всех преподавателей и организаторов курсов повышения квалификации по изучению искусственного интеллекта! Неотвратимость развития данных технологий заставляет нас развивать свою компетентность в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Потенциал влияния этой темы на общественную жизнь очень высок, поэтому духовенство и преподаватели духовных школ должны в ней хорошо ориентироваться. Проведенные курсы способствуют обретению этих навыков. Спектр затронутых тем данных курсов весьма широк: от истории и особенностей новых вычислительных технологий до философских и богословских аспектов использования когнитивных машин. Лекции проведены квалифицированными специалистами на должном уровне. Особенно сильное впечатление произвели практические занятия. Безусловно, на данном этапе жизни Церкви, овладение этой сферой знаний является важной задачей!»


Квашнин Михаил Владимирович - первый проректор Хабаровской духовной семинарии:

«С 27 по 29 мая 2024 года состоялись курсы повышения квалификации "Принципы, методы и этические аспекты использования искусственного интеллекта". Организация курсов была проведена совместными усилиями коллективов Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Высшей школы экономики для преподавателей и сотрудников духовных школ Русской Православной Церкви.

Все прошло на высшем уровне, участники получили максимально полезный опыт и знания. Слушатели курсов отметили, что лекции и практические занятия были информативными и позволили приобрести практические навыки работы с генеративными моделями нейросетей. Наиболее интересной частью курсов стала практическая работа с генеративными моделями, в ходе которой участники открыли для себя новые инструменты для работы с ИИ со свободным доступом.

Преподаватели курсов проявили высокий профессионализм и компетентность. Они были открыты к обсуждению, всегда отвечали на возникающие вопросы и помогали во время практической работы. Курсы однозначно рекомендую коллегам, однако необходимо отметить, что для успешного усвоения материала необходимы некоторые начальные навыки работы с информационными технологиями. Также хотелось бы отметить, что за три дня обучения на курсах сложно было углубиться во все вопросы и нюансы, например, не удалось поработать с текстовыми файлами в среде RapidMiner. Хотелось бы пожелать дальнейших творческих успехов сотрудникам ВШЭ и ОЦАД на пользу российского образования!»


Дудкова Ксения Александровна - преподаватель кафедры литургико-канонических дисциплин Казанской духовной семинарии, руководитель информационного отдела:

«Проблематика использования искусственного интеллекта (ИИ) в настоящее время приобретает особую актуальность в различных сферах человеческой деятельности. Для системы образования данная тематика представляет особый интерес и обладает высоким потенциалом. Одним из ключевых аспектов эффективного использования ИИ является понимание принципов его функционирования и обучения.

Программа курса позволила ознакомиться с данными вопросами, предоставляя как теоретическую базу, так и практические навыки. Важно отметить, что несмотря на наличие опыта использования генеративных моделей ИИ, курс позволил мне систематизировать знания и объединить их с основами машинного обучения.

Бесспорно, влияние ИИ на различные сферы жизни, включая духовное образование, будет продолжать расти. Это поднимает ряд вопросов: как использовать ИИ для повышения эффективности и качества образовательного процесса, как внедрить ИИ в исследовательскую деятельность, с учетом этических аспектов и вопросов авторства. Ряд этих вопросов был рассмотрен в рамках курса, что позволило наметить решения данных задач и сформировать план дальнейшей работы по внедрению ИИ в систему духовного образования.

Однако стоит отметить, что для более глубокого понимания и практической апробации полученных знаний требуется продолжение обучения по данной тематике: более глубокое и длительное.

Хочу выразить благодарность организаторам данного курса за качество и профессионализм, с которым была разработана программа. Благодаря этому курсу я увидела новые перспективы и направления для дальнейшего развития в своей профессиональной сфере.»

 

По итогам прохождения курсов слушателям были вручены удостоверение о повышении квалификации установленного ОЦАД образца и сертификаты участников установленного НИУ ВШЭ образца.

Фотогалерея