Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

В ОЦАД продолжает работу историко-литургический лекторий
В ОЦАД продолжает работу историко-литургический лекторий
14/12/2023
Приблизительное время чтения: 3 мин.
100%

17 декабря 2023 года в 15:00 в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени свв. Кирилла и Мефодия состоится лекция А. М. Пентковского на тему «Византийские богослужебные синаксари и типиконы». Как и предыдущие лекции, очередная лекция связана с содержанием программы магистерского профиля «Историческая литургика» и посвящена истории византийских богослужебных регламентов послеиконоборческого периода, которые также упоминаются в Типовой программе по дисциплине «Литургика» в VI семестре («Развитие богослужения»).


Лекция состоится в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры (г. Москва, ул. Пятницкая 4/2, строение 1). 

Начало лекции в 15:00

Участие студентов духовных школ московского региона предполагается в очном формате. Дистанционное подключение предусмотрено для учащихся духовных учебных заведений, находящихся за пределами московского региона.

Студентам старших курсов бакалавриата духовных академий и семинарий, желающим принять участие в работе лектория, следует заблаговременно обратиться в администрацию соответствующей духовной школы для получения ссылки в закрытую трансляцию лектория.

Студентам, принимающим активное участие в лектории, будет выдан сертификат, наличие которого будет учитываться при поступлении в магистратуру ОЦАД по профилю «Историческая литургика».

Краткое содержание лекции

После 843 г. в константинопольском Студийском монастыре был создан Студийский синаксарь, представлявший собой собрание богослужебных рубрик для регламентации годового подвижного и неподвижного кругов богослужения. Не позднее середины X в. в Константинополе появилась первая (констанатинопольская) редакция Студийского синаксаря, которая возникла под влиянием константинопольского кафедрального богослужения и получила распространение на территории Византийской империи. Вскоре она была принята в Солуни (Фессалоники), где на ее основе была создана вторая редакция Студийского синаксаря, которая лежала в основе богослужебного устава афонских монастырей (Афоно-Студийский синаксарь). Не позднее кон. X века Афоно-Cтудийский синаксарь был перенесен в Южную Италию, где на его основе были сформированы южноитальянские богослужебные синаксари (Синаксарь монастыря Патирион, Мессинский типикон и др.). Константинопольская редакция Студийского синаксаря, определявшая богослужение в различных монашеских центрах Малой Азии и находившаяся под палестинским (иерусалимским) влиянием, была в 60-е гг. XI в. эта традиция, испытавшая палестинское влияние, была принята в константинопольском Евергетидском монастыре, а затем и в других столичных монастырях. В свою очередь, результатом адаптации константинопольской редакции Студийского синаксаря в богослужебной практике палестинских киновий сер. XI в. стало появление «Иерусалимского устава». Константинопольское богослужение в Палеологовский период определялось «Иерусалимским типиконом».

Запись первой лекции «"Херувимская песнь" в Божественной литургии»

Запись второй лекции «Формирование и основные этапы развития богослужебных синаксарей (типиконов)»