Вход на сайт



Архив новостей

<< < 10 2017 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
10 Октябрь 2017

b_250_0_16777215_00_images_stories_news2017_10_oct_10._ECR_8995.JPG

10 октября 2017 года в конференц-зале гостиницы «Даниловская» состоялась встреча ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с представителями церковной и академической общественности Италии. В состав делегации вошли священники, профессора, а также 220 учащихся из школ Рима, Милана, Неаполя, Турина и Палермо (учебные заведения находятся под патронажем Общества Иисуса).

Во встрече приняли участие руководитель группы священник Массимо Невола, сотрудник ОВЦС священник Алексий Дикарев и и.о. руководителя Международного отдела Общецерковной аспирантуры священник Павел Анищик.

В ходе своего выступления владыка Иларион представил краткий экскурс в историю Русской Православной Церкви, в том числе в период гонений на нее со стороны советской власти:

«Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром состоялось в 988 году, и с тех пор Русская Православная Церковь была духовной матерью нашего народа.

В XX веке наша Церковь прошла через тяжелейший период испытаний. Ровно 100 лет назад, в 1917 году, произошла революция, вследствие которой к власти пришли безбожники, люди, активно боровшиеся с Церковью. Они начали беспрецедентную по своим масштабам кампанию гонений против Церкви. В ходе этих гонений, которые были особенно жестокими в 20-30-е годы, основная масса духовенства Русской Православной Церкви была расстреляна, большинство храмов оказалось закрыто, и многие из них взорваны; были закрыты все монастыри и все духовные учебные заведения.

Ситуация начала меняться во время войны, но гонения на Церковь продолжались вплоть до 1988 года, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Центром этого празднования стал как раз Данилов монастырь, и это был первый монастырь, который государство возвратило Церкви. Когда Русская Церковь начала готовиться к празднованию знаменательной даты, государственные власти указали, что это должно быть сугубо церковное торжество: никаких упоминаний о нем в прессе, никакого показа по телевидению, общество ничего не должно знать о торжествах в честь 1000-летия Крещения Руси. Но получилось совсем по-другому, потому что как только празднования начались, люди стали принимать в них самое активное участие, и невозможно было скрыть от общества масштаб этих торжеств.

Например, в одном небольшом городе с населением 60 тысяч человек архипастырь попросил местного градоначальника предоставить стадион для того, чтобы там устроить торжества. Руководитель города сказал: «Зачем вам стадион, вы не соберете и тысячи человек». В результате празднования проходили на площади под открытым небом, и из 60 тысяч жителей 40 тысяч пришли на эти празднования. И так происходило по всей стране. Тогда власти поняли, что Церковь, несмотря на семьдесят лет гонений, которым она подвергалась, продолжает сохранять колоссальный авторитет и колоссальное влияние. И с этого момента начался период, который мы называем Вторым Крещением Руси, то есть беспрецедентное по своим масштабам возрождение церковной жизни на просторах нашего Отечества.

В 1988 году у Русской Православной Церкви было 6 тысяч приходов. Сейчас, менее чем 30 лет спустя, насчитывается 36 тысяч приходов. Это означает, что в среднем каждый год мы открываем по тысяче храмов, по три храма в день. Произошло колоссальное возрождение монашеской жизни: если в конце периода гонений во всей Русской Православной Церкви был 21 монастырь, то сейчас насчитывается более 950 монашеских обителей. У нас было всего три духовных семинарии, ­ ныне же действуют более 50 духовных учебных заведений, и еще около пятидесяти факультетов либо кафедр теологии открыты в светских университетах.

Я думаю, что никогда в истории христианской Церкви не было столь масштабного церковного возрождения. Может быть, что-то подобное происходило после Миланского эдикта в Римской империи, но у нас нет статистики, относящейся к тому времени. И я не думаю, что даже в те годы открывалось по три храма в день. А по нашему периоду имеются статистические данные, свидетельствующие о том, что возрождение имеет беспрецедентные масштабы, причем оно продолжается с той же скоростью в течение уже почти трех десятилетий.

Часто, когда я приезжаю в западные страны и общаюсь с братьями-католиками, в разговорах доводится слышать жалобы на то, что прихожан в храмах становится все меньше и многие церкви пустуют, что некоторые храмы продают и переделывают в рестораны, что становится меньше священнических призваний. А некоторые люди в этих странах даже утверждают, будто у христианства в Европе нет будущего, что христианство – это только фактор прошлого времени. Когда мне говорят такие вещи, я предлагаю: «Приезжайте в Россию, посмотрите, что у нас происходит, и вы убедитесь: у христианства есть и настоящее, и будущее».

Я часто задумываюсь: почему в нашей стране христианская вера вызывает такой интерес и такую поддержку людей, а на Западе происходят совсем иные процессы? Думаю, что одна из причин заключается в том, что мы в этой стране заплатили очень высокую цену за право исповедовать Христа Богом и Спасителем. Люди моего поколения и те, кто старше, прекрасно помнят, в сколь стесненных условиях жила Церковь. И до сих пор возрождение церковной жизни нам представляется Божиим чудом, которое не произошло бы, если бы за нас не молились сейчас на небесах многие мученики и исповедники, которые собственной кровью оплатили право Церкви на существование.

Происходящие сейчас в европейских странах на политическом уровне процессы приводят к тому, что политики говорят: «Не надо говорить о Европе как христианском континенте. Здесь должен торжествовать плюрализм, а потому не следует упоминать о христианских корнях Европы».

Помню, как в те годы, когда я нес послушание представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе, предпринимались попытки написать европейскую конституцию. В преамбуле этого документа упоминалось, что Европа имеет корни в наследии греческой философии и римского права, и ни одним словом не была упомянута 2000-летняя христианская история Европы. Мы, представители христианских Церквей, говорили тогда: «Как же так, вы хотите вычеркнуть 2000 лет христианства из европейской истории?» А нам отвечали, мол, все, что угодно, но только мы не должны упоминать христианство. Глубоко убежден в том, что если Европа окончательно отречется от Христа, то через два, три или четыре поколения на этой земле будут жить совершенно другие люди, которые будут исповедовать совершенно другую религию. Только в том случае, если Европа будет бережно хранить и развивать свое христианское наследие, она сможет устоять перед теми внешними вызовами, с которыми столкнулась сегодня.

Я очень надеюсь на то, что вы, когда подрастете, будете защитниками христианской веры, в которой воспитаны. Желаю вам, чтобы за те недолгие дни, которые проведете в России, вы смогли познакомиться с жизнью нашей Церкви и увидеть, какое глубокое влияние оказало христианство на русскую культуру».

Ректор ОЦАД выразил надежду, что знакомство итальянских студентов с православной культурой России будет способствовать духовному развитию молодежи и восстановлению традиционных христианских ценностей в странах Европы.

Пресс-служба ОЦАД/Служба коммуникации ОВЦС


Поделиться: