НОВОСТИ

   _ _14.jpg

В четвертый день курсов состоялись очередные лекции. Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель церкви Всех святых в Красном селе, рассказал об искусстве подготовки гармоничного обращения к различной аудитории в устной и письменной проповеди, а также предложил размышления на тему сохранения красоты церковнославянского богослужения и русского литературного языка в доступной для восприятия современными людьми форме. 

Затем монахиня Елена (Хиловская) поделилась опытом составления библиографических описаний и справок, а также осветила существующие проблемы применения на практике существующих стандартов. 

Алла Леонидовна Зенькович, преподаватель МГИМО, прочитала лекцию на тему "Дипломатический этикет и деловая этика", в которой особое внимание уделила вопросам практической стороны общения ответственных церковных работников. 

Четвертая лекция ответственного редактора Журнала Московской Патриархии Сергея Валерьевича Чапнина была посвящена вопросу издания епархиальных журналов, которая вызвала большой интерес слушателей и продолжилась в форме беседы. 

На последней лекции дня было рассказано об особенностях православного фандрайзинга, которую прочитала преподаватель Российского православного университета Жанна Леонидовна Карлова.

После окончания занятий участники курсов посетили выставку "Православная Русь" в Манеже. Для слушателей была проведена обзорная экскурсия по основным экспозициям, а затем слушатели смогли самостоятельно осмотреть все разделы выставки.

Общецерковная аспирантура и докторантура

 

b_720_540_16777215_0___images_stories_31102013bg01.jpg

Интервью в преддверии общецерковной научно-богословская конференции на тему «Современная библеистика и Предание Церкви», которая пройдет в Москве 26-28 ноября 2013 года. О кафедре библеистики Минских духовных школ рассказывает заведующий кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии Виталий Викторович Акимов.

- До открытия нынешней библейской кафедры библеистика в МинДА не развивалась. Что препятствовало развитию?

- Однозначно заявлять о том, что до открытия кафедры библеистика в нашей академии не развивалось, будет несправедливо. Студенты изучали Ветхий и Новый завет, им предлагалось несколько проблемных курсов по Священному Писанию. Библейские дисциплины преподавали хорошие специалисты. Уже многие годы при участии преподавателей академии – профессора протоиерея Сергия Гордуна и Алеся Викторовича Короля – ведется перевод Нового Завета на белорусский язык.

Другое дело, что в преподавании библейских дисциплин практически отсутствовала системность.

В течение долгого времени библейские исследования оказывались на периферии студенческого внимания, в академии практически  не велась научная работа в области библеистики, и диссертации на библейскую тематику защищались крайне редко.

Библеистика требует огромных усилий от человека, не каждый готов жертвовать много времени и сил. В богословском учебном заведении важно создать условия, которые помогут вовлечь студентов в изучение Писания - главного источника христианского богословия.

- Открытие библейской специализации МинДА было во многом Вашей личной инициативой. Можно попросить Вас  подробнее рассказать об обстоятельствах, при которых она была открыта?

- В 2012 году в академию был назначен новый ректор, архиепископ Гурий (Апалько). Перед ним была поставлена задача реформировать Минские духовные школы. Наряду с трансформированием структуры образования, выделением бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, потребовалось изменить и структуру самой академии, создать самые важные академические подразделения – кафедры.

Процесс реформирования был ориентирован на существующую в настоящее время систему светского образования в Республике Беларусь, поэтому  количество кафедр должно было ограничиться двумя или тремя (в высшей школе их количество связано с общим количеством студентов и преподавателей). В ходе обсуждения и размышления было решено открыть три кафедры, отражающие направления, получившие в Белорусской Православной Церкви наибольшее развитие: кафедру библеистики и богословия, кафедру церковной истории и церковно-практических дисциплин и кафедру апологетики.

- Каким образом библеистика оказалась одним из развитых направлений Белорусской Церкви, когда в научном плане в Минских духовных школах она практически не  развивалась?

- Зато в Минске на тот момент уже много лет существовал Институт теологии Белгосуниверситета (ранее – факультет теологии Европейского гуманитарного университета). Он был основным местом работы многих преподавателей академии, в том числе и моим, и там функционировала кафедра библеистики и христианского вероучения и под моим руководством работал Музей Библии. Я руководил Библейской студенческой научно-исследовательской лабораторией и издавал единственный в Русской Православной Церкви специализированный научный журнал по библеистике – альманах «Скрижали».  При участии альманаха и Института теологии проводилась ежегодная международная конференция исследователей Библии «Иеронимовские чтения».

К моменту открытия кафедры в МинДа я уже завершал обучение в Общецерковной аспирантуре и докторантуре (где подготовил докторскую диссертацию «Библейская Книга Екклезиаста в контексте литературы мудрости Древнего Египта»).

Так что библеистика в Белоруссии развивалась.

- Что представляет собой кафедра библеистики МинДА сейчас?

- Сегодня она ведет подготовку магистров.

Мы разработали учебный план, в который вошли дисциплины, которые, на наш взгляд, подготовят основательную базу для дальнейших научных исследований выпускников магистратуры в аспирантуре. Большое внимание мы уделили древним и новым языкам. Изучению древнееврейского и древнегреческого отводится по 180 часов, изучению современного языка – 240 часов. Студенты изучают историю библейских стран, библейскую географию, библейскую хронологию, библейскую археологию, библейскую исагогику, библейскую герменевтику, библейскую текстологию, историю библейской экзегетики, литературу межзаветного периода, апокрифическую литературу, а также ряд проблемных спецкурсов.

Ректор академии архиепископ Гурий уделяет особое внимание преподаванию иностранных языков.

Современные иностранные языки у нас преподают опытные преподаватели с большим педагогическим стажем работы, мы приглашаем и преподавателей светских вузов. В новом здании академии оборудовано несколько современных лингафонных кабинетов. В преподавании используются новейшие учебные пособия, в том числе изданные за рубежом.

Древнееврейский язык преподает архимандрит Никодим (Генералов). Древнегреческий язык должен был преподавать иерей Виктор Кулага. Но он был направлен в качестве представителя Московского Патриарха в Каир, поэтому мы привлекли специалиста кафедры классической филологии БГУ, кандидата филологических наук, доцента Арину Владимировну Кириченко.

На кафедре работает кандидат богословия, доцент иерей Святослав Рогальский, который занимается новозаветными исследованиями. При его активном организаторском участии в 2010 году в Минске прошел Пятый Международный Симпозиум исследователей Нового Завета Востока и Запада.

Среди преподавателей кафедры – молодой ученый, занимающийся проблемами библейских переводов, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры иерей Михаил Самков, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, директор Школы катехизаторов Минской епархии, кандидат богословия иерей Иоанн Задорожин. Мы надеемся, что к нам вернется протоиерей Алексий Васин, уже четыре года находящийся в командировке в Германии.

- Многие ли студенты выбирают сейчас исследования по библеистике?

- В этом году на третьем курсе академии (который еще доучивается по старой программе), библейской темой занимается один студент.  6 человек в этом учебном году составили первый набор по специальности «библеистика».

- Они достаточно подготовлены, чтобы писать магистерские работы?

- Если говорить откровенно, результаты вступительного экзамена по Священному Писанию меня несколько удручили. При таком огромном объеме часов, которые выделяются в учебном плане семинарии на изучение Библии, от выпускников семинарий можно было ожидать большего.

- А какие темы они выбрали?

- В основном избранные темы были связаны или с личными интересами студентов, или с научными интересами преподавателей. Одна из тем, посвященная библейскому растительному миру, возникла из нашей идеи создать в новом академическом здании сад, в котором будут собраны растения, упомянутые в Священном Писании.

- Кафедра будет иметь некое ведущее направление исследований?

- Надеюсь, мы разработаем его в будущем году. На мой взгляд, оно может включать проблемы библейских переводов и изучение историко-культурного контекста Библии.

- Занятия библеистикой должны быть обязательны для всех студентов духовной школы, или это удел «избранных»? Где граница, которая отделяет знания, которыми должен обладать всякий студент духовной школы и студент библейской кафедры?

- Безусловно, дисциплина «Священное Писание Ветхого и Нового Завета» должна быть одной из самых важных дисциплин духовных школ.

Библия – это вечный и неиссякаемый источник боговедения, наших знаний о Боге и Его отношении к миру и человеку, главнейший богословский источник, учебник нашей веры, надежды и любви. Без твердых основ библейской подготовки невозможно изучение ни догматического, ни нравственного, ни сравнительного, ни всякого другого богословия, невозможно проникновение в святоотеческое наследие, невозможно истинно церковное понимание и восприятие канонических установлений Церкви. С изучения библейских дисциплин богословское образование должно начинаться, изучением их оно должно сопровождаться, а Священное Писание должно быть постоянно читаемой книгой богослова.

- Как бы Вы определили минимум знаний по библейским дисциплинам, которыми должен обладать каждый выпускник бакалавриата, магистратуры, аспирантуры?

- Студенты бакалавриата должны, во-первых, владеть хорошим знанием текста Библии, во-вторых, усвоить основные принципы православной герменевтики и православную экзегетическую традицию.

Все магистранты должны изучать основные достижения современной библейской критики и знать их православную оценку. Эти требования отражены в наших учебных планах и программах учебных дисциплин. В магистратуре возможны и общие для всех проблемные курсы по отдельным книгам или фрагментам книг.

Магистранты библейской специализации должны готовиться к работе с источниками и современными исследованиями. Магистратура по библеистике должна создавать основу для научных библейских исследований, которые осуществляются на уровне аспирантуры.

Для всех аспирантов, вне зависимости от избранного направления, целесообразно вводить небольшие курсы проблемного характера.

- Какое у кафедры есть международное сотрудничество, что оно дает? Какие направления его приоритетны для кафедры и почему? А какие бы хотелось развивать?

- Сейчас Кафедра библеистики Минской духовной академии находится в стадии становления. У нас есть определенные мысли относительно развития международного сотрудничества, есть определенные контакты. Однако на данном этапе все силы пока сосредоточены на том, что можно назвать внутрикафедральным строительством. Чтобы международное взаимодействие не превратилось в формальное перечисление не работающих договоров о сотрудничестве или просто в развлекательно-познавательные зарубежные поездки, требуется концептуальное осмысление возможных перспектив такого сотрудничества. Для нас это дело самого ближайшего будущего.

Беседовала Ольга Богданова

Общецерковная аспирантура и докторантура/Портал Учебного комитета

   __02.jpg

13 ноября 2013 г. участники курсов референтов епархиальных управлений и помощников архиереев Русской Православной Церкви посетили Российскую государственную библиотеку.

Участников курсов принял президент РГБ В. В. Федоров, который рассказал об истории главного книгохранилища России, взаимодействии библиотеки с Министерством культуры и о роли ее деятельности в культурной и образовательной жизни страны. Также он поделился своими взглядами на перспективы дальнейшего существования библиотек и основными принципами стратегии развития Библиотеки.

Далее встречу продолжили сотрудники РГБ, которые объяснили содержание веб-сайта, принципы работы с электронными каталогами, сотрудничество с региональными библиотеками и учебными заведениями по организации виртуальных читальных залов. Затем состоялась обзорная экскурсия по различным подразделениям главной библиотеки.

Данное мероприятие состоялось в рамках сотрудничества Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Российской государственной библиотеки.

Общецерковная аспирантура и докторантура

   _14.11.13_04.jpg

Продолжаются курсы повышения квалификации для референтов епархиальных управлений и личных секретарей архиереев Русской Православной Церкви. Данное мероприятие организовано по благословению ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона в развитие осуществляемой Общецерковной аспирантурой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла программы обучения сотрудников епархиальных управлений.

Во второй день с лекциями и практическими занятиями выступили руководитель службы протокола Московской Патриархии прот. Андрей Милкин, руководитель службы протокола Отдела внешних церковных связей Е. А. Новоженин, секретарь Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, руководитель Синодального информационного отдела В. Р. Легойда и ответственный редактор сайта "Патриархия.ру" В. А. Радзиевский. С лекцией "деловой стиль русского языка" выступила Е. П. Буторина.

 

На следующий день занятия провели заместитель главного редактора журнала "Церковь и время" М. В. Первушин, директор департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений А. В. Журавский. С академическими лекциями выступили преподаватели Российского государственного гуманитарного университета. Н. А. Стрелецкий прочитал лекцию на тему "Фонетические особенности публичной речи". Вторая лекция на тему "Риторика. Основы ораторского искусства" была прочитана Н. Ю. Гурьевой.

После окончания лекций участники курсов посетили с экскурсией Российскую государственную библиотеку, побывали в читальных залах, хранилищах, осмотрели различные издания, хранящиеся в РГБ, ознакомились с основными принципами функционирования библиотеки.

Общецерковная аспирантура и докторантура

 

_05.jpg

3 сентября 2013 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось заседание Общецерковного диссертационного совета. Главным пунктом повестки дня стала защита диссертации С.А. Кожухова по теме «Терминология Иоанна Кесарийского Грамматика» на соискание ученой степени кандидата богословия. Диссертационный совет по результатам тайного голосования вынес решение ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом об утверждении соискателя кандидатом богословия. Первый в истории Общецерковного диссертационного совета кандидат наук Сергей Кожухов рассказывает о своей учебе в Общецерковной аспирантуре и Латеранском университете в Риме, а также делится опытом по написанию и подготовке диссертации.

- Сергей Алексеевич, пожалуйста, расскажите о Вашей работе - почему выбрали именно эту тему, в чем ее актуальность для современной церковной науки и для Вас лично?

- Патрология и, в частности, христология заинтересовала меня еще во время учебы на втором курсе семинарии. Именно тогда я приступил к чтению и изучению текстов святых отцов под руководством опытных патрологов профессора А. И. Сидорова и С. Н. Говоруна (впоследствии архимандрита Кирилла). Иоанн Кесарийский, названный «Грамматиком», - один из тех отцов, о текстах которых исследователи узнали лишь в середине XX века. Будучи последователем Халкидонского собора (451 г.), он полемизировал с его противниками - монофизитами. Одной из важнейших тем в сочинениях Иоанна Кесарийского была терминология, которая являлась камнем преткновения в формулировках основных положений учения о Воплощении Сына Божьего между последователями и противниками Халкидонского собора. Иоанн Кесарийсий придерживался установленного отцами -Каппадокийцами и Халкидонским собором различия между терминами «ипостась» и «природа». Кесариец отождествлял первый с «лицом», а второй с «сущностью», тогда как его оппоненты отожествляли термины «ипостась» и «природа», делая их равными по значению. 

- Можно попросить Вас коротко рассказать о том, в чем суть Вашей работы, какое Вы сделали в ней главное открытие? 

- Халкидонский собор, к сожалению, был принят далеко не всей полнотой Церкви. Результатом раскола, который образовался в церковном сообществе после собора, стало создание параллельной иерархии духовенства и образование так называемых монофизитских, или дохалкидоских Церквей. Диалог с ними продолжается и в наши дни. Кроме того, христология Иоанна Кесарийского недостаточно изучена. В своей работе я анализирую важнейшие термины христологической полемики, такие как «природа», «ипостась» и другие в текстах Иоанна Кесарийского и его оппонента Севира Антиохийского. На этом основании производится сравнительный анализ значения этих и других терминов с предшествующей традицией отцов Церкви – святителей Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Моя задача - показать, что в интерпретации терминологического аппарата в христологической полемике позиция Иоанна Кесарийского более адекватно отражает предшествующую церковную традицию, нежели подход Севира Антиохийского. Главное открытие работы состоит в том, что были найдены несколько доктринально важных отличий учения Севира от учения тех отцов, на мнение которых Севир ссылался как на авторитетное для обоснования своего учения о «единой сложной природе Бога Слова». Для иллюстрации можно привести такой пример: формула «сложная природа» - основополагающая формула христологии Севира Антиохийского – является непосредственно его изобретением. Севир Александрийский ссылается на святителя Кирилла Александрийского, однако у самого Кирилла этой концепции нет,  более того, она чужда его христологии. 

- Ваша диссертация - первая кандидатская работа, которая защищена в ОЦАД. Почему Вы выбрали для своей научной работы именно Общецерковную аспирантуру?

- Общецерковная аспирантура и, в частности, кафедра богословия, представлена ведущими специалистами церковной и светской науки, поэтому мне хотелось защищать диссертацию именно здесь. 

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем научном пути - где учились, какие вопросы изучали, почему именно их?

- Я окончил Московскую духовную семинарию в 2005 году. Ещё со школы я был сильно увлечён древней историей, но в семинарии на втором курсе меня больше привлекли сочинения отцов Церкви, то есть патрология. Под руководством профессора А.И. Сидорова я написал дипломную работу по антропологии святителя Василия Великого с переводом с древнегреческого языка двух его гомилий «Об устроении человека». Затем продолжил свое обучение в Италии в Латеранском университете в Риме в Институте патристики «Августинианум», где у меня была возможность посещать лекции известных специалистов по истории христианства - М. Симонетти, Б. Штудер, А. Беррардино, К. Делль Оссо, А. Камплани, К. Морескини, В. Гросси, М. Принцивалли и познакомиться с обширной литературой по патристике. В 2010 году я защитил там магистерскую диссертацию, вернулся в Московскую духовную академию, и начал преподавать там Латинскую патрологию и Эгзегетику латинских отцов. В 2010 году экстерном окончил Московскую духовную академию и в том же году приступил к написанию кандидатской диссертации «Терминология Иоанна Кесарийского Грамматика» на кафедре богословия Общецерковной Аспирантуры. 

- Вы имеете возможность сравнивать различные системы образования и различные подходы к образованию. Можно попросить Вас сравнить те школы, в которых Вам довелось учиться? Какие положительные моменты в подходе к образованию Вы бы могли выделить в каждой из них?

- Как МДА, так и «Августинианум» являются духовными учебными заведениями, в них изучается церковная наука.  В обоих учебных заведениях большое внимание уделяется духовному воспитанию, поскольку студентов готовят к будущему пастырскому служению. Системы обучения, особенно за последние годы в связи с реформами в наших духовных школах, стали очень близки. Учебный процесс стал более целенаправленным. В католических университетах, и, в частности в Августиниануме, очень много спецкурсов, позволяющих сосредоточиться на одной из областей богословской науки, не оставляя и общеобязательных дисциплин. Наличие хороших библиотек при учебных заведениях в Италии даёт студентам возможность знакомиться с качественными научными изданиями текстов, монографиями и журналами на разных языках. В Италии я соприкоснулся с более либеральным научным подходом в изучении истории и богословия, чем тот, который знал по учебе в МДА, и это позволило мне лучше понять свою собственную точку зрения и получить опыт общения с несколько иной традицией. Считаю, что для православных студентов стажировка и в целом обучение за рубежом очень полезна. Именно с точки зрения приобретения научного опыта, знакомства с иным мировоззрением, культурой и языком непосредственно от представителей той или иной национальности или конфессии. 

- Чем Вы планируете заниматься в будущем (в научном и профессиональном плане)? 

- В настоящее время я занимаюсь написанием докторской диссертации в Общецерковной аспирантуре и Московской духовной академии. Планирую продолжать преподавание и занятие переводами текстов отцов Церкви с древнегреческого и латинского языков. 

Беседовала Ольга Богданова

Общецерковная аспирантура и докторантура

__03.jpg

11 ноября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Рим.

В программе рабочей поездки председателя ОВЦС — встречи с Папой Римским Франциском, с Президентом Республики Италия Джорджо Наполитано, с послом Российской Федерации при Святом Престоле А.А. Авдеевым, с руководством Папских советов по содействию христианскому единству, по культуре и по семье, а также участие в международной конференции «Православные и католики вместе в защиту семьи».

В день прилета митрополит Иларион посетил университет Ла Сапиенца. Университет является вторым крупнейшим вузом мира, в его стенах обучается более двухсот тысяч студентов, в том числе около ста студентов из России. К настоящему моменту он заключил около тысячи двусторонних соглашений, в рамках которых осуществляется обширное международное взаимодействие. В частности, университет сотрудничает более чем с тридцатью вузами России — от Томска до Северного Кавказа.

Целью визита митрополита Илариона стало подписание соглашения о сотрудничестве между университетом и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия.

По приглашению ректора университета Ла Сапиенца профессора Луиджи Фрати подписание состоялось в Ректорском зале. Вместе с ректором с итальянской стороны во встрече приняли участие проректор по международному сотрудничеству Антонелло Бьяджини, декан факультета медицины и фармакологии Евгенио Гаудио, представители департамента истории, культуры и религии профессоры Альберто Камплани и Паоло Синискало, департамента философии — Джузеппе Ди Джакомо и Марта Фаттори, а также директор Центра российских исследований Наталья Фефелова. Ректора Общецерковной аспирантуры сопровождали секретарь администрации приходов Московского Патриархата в Италии архимандрит Антоний (Севрюк), исполняющий обязанности представителя Московского Патриархата при европейских международных организациях протоиерей Антоний Ильин и помощник ректора Общецерковной аспирантуры по международному сотрудничеству иеромонах Иоанн (Копейкин).

Обращаясь к митрополиту Илариону, ректор Ла Сапиенца подчеркнул, что, будучи представителем христианского народа Италии, он «рад видеть в стенах университета одного из лидеров мирового христианства». Профессор Фрати выразил убежденность в том, что современный университет не может обходиться «одной лишь технической наукой». По его мнению, интегральной составляющей академического процесса должна стать «работа со смыслами», что невозможно без присутствия в вузе философского и религиозного образования и науки. Митрополит Иларион рассказал профессору Фрати о современном положении богословского образования в России, а также о том образовании, которое предоставляет Русская Церковь для своих будущих сотрудников в Общецерковной аспирантуре.

После подписания соглашения состоялись продолжительные переговоры по определению конкретных форм сотрудничества. Основными партнерами со стороны университета выступят департамент истории, культуры и религии, департамент философии, департамент греко-латинских исследований и музыковедения. Соответствующие протоколы будут подписаны в ближайшие месяцы.

Далее председатель ОВЦС и сопровождающие его лица посетили библиотеку Ла Сапиенца, учрежденную Папой Александром VI. Владыка ознакомился с редчайшими манускриптами и изданиями IX – XVII веков. Особое внимание владыки Илариона привлек рукописный миниатюрный канноник, принадлежавший царю Михаилу Феодоровича Романову.

Вечером того же дня в общине святого Эгидия был дан ужин в честь митрополита Илариона и прибывшей с ним делегации.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Служба коммуникации ОВЦС

_01.jpgС 6 по 10 ноября 2013 года в Венеции в рамках докторской программы «De Civitate hominis» богословского факультета Фрибургского университета состоялся коллоквиум «Венеция — западная Византия. По следам богословия города».

В коллоквиуме приняли участие ректор Фрибургского университета о. Гвидо Фергауен, профессоры университета Барбара Халленслебен и Астрид Каптайн, клирик католического прихода в честь святой Екатерины в Санкт-Петербурге о. Здзислав Шманда, сотрудник ОВЦС и докторант Фрибургского университета диакон Феодор Шульга и референт Общецерковной аспирантуры по международному сотрудничеству Василий Терещенко.

Работа коллоквиума была посвящена осмыслению амбивалентного значения понятий translatio и traditio для роли Венеции в истории Византии. Уникальное положение города-республики заключалось в том, что Венеция служила, с одной стороны, проводником культуры Восточной Римской империи на Запад, став ее хранителем после падения Константинополя в 1453 году. С другой стороны, Венеция оказалась виновницей захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году, ускорив тем самым закат христианской империи с тысячелетней историей.

10 ноября, в заключительный день коллоквиума, профессоры и докторанты присутствовали за воскресным богослужением, которое возглавил Патриарх Венеции Франческо Моралья.

Общецерковная аспирантура и докторантура

new_logo.jpg

9 ноября 2013 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион, стала писательница и поэтесса Олеся Николаева.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире передача «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о христианской  литературе и поэзии. У меня в гостях – поэт и прозаик Олеся Николаева. Здравствуйте, Олеся!

О. Николаева: Здравствуйте, Владыка! Существует такое мнение, что христианская литература – это что-то такое маргинальное, отжившее, что христианский или православный писатель – это что-то вроде какого-то писателя-мариниста. Тот пишет все время о море, о рыбной ловле, о кораблях, а христианский писатель пишет только о покосившихся крестах на погостах или о кадильном дыме. Мне кажется, это неверное представление. Мы ведь можем брать за основу отношение к человеку: как видится в том или ином произведении человек. Если в центре литературного произведения стоит этот человек – описанный как образ Божий, с его падениями, но и с теми благодатными озарениями – разве мы не можем рассматривать это произведение как православное?

Митрополит Иларион: Согласен, что православная литература – это не только те книги, в которых говорится о церковных ритуалах, о жизни батюшек. Православной можно назвать всю ту литературу, которая пронизана глубоким христианским пониманием человека.

В нашей русской литературе классическим примером христианского писателя является, конечно, Достоевский. Он мало писал о духовенстве. Хотя у него есть в «Братьях Карамазовых» образ старца Зосимы, все остальное, о чем он писал, – это жизнь обычных людей, людей грешных, в том числе преступников. Но именно Достоевский является тем писателем, которого исследуют, в том числе и на Западе, именно как философа, как гуманиста и как человека, который раскрывает вечные истины о человеке. Это поистине христианский писатель.

Я бы привел и другой пример – Евангелие. Ведь это не книга о ритуалах, о какой-то внешней стороне религиозной жизни. Это книга о Христе, о том, как Он пришел в этот мире, чем Он занимался, что Он говорил. А слова Христовы – это не какой-то свод нравоучений, истин или обрядовых установлений. В 95 процентах Он говорит людям, как им жить друг с другом.

О. Николаева: Причем Он говорит это на языке художественных образов, на языке притч. Ученики спрашивают Его: Почему притчами говоришь с народом? А Он отвечает: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а прочим – в притчах» (См. Мф. 13, 10-11). Тем самым Господь говорит, что язык искусства, язык художественных образов гораздо более близок и понятен человеческой душе, чем язык каких-то сухих, умозрительных заключений. Если мы с этой точки зрения будем читать Евангелие, мы увидим там потрясающие поэтические высказывания. Вспомним хотя бы Нагорную проповедь, когда Господь говорит о евангельских блаженствах. Его речь даже построена по какому-то стихотворному принципу, по принципу стихотворной анафоры, когда каждое новое высказывание, каждая новая строка начинается с «Блаженны…». Недаром заповеди блаженства  вошли в состав литургического богослужения, которое всё насквозь поэтично.

Митрополит Иларион: Евангелие – очень поэтичная книга. Сам жанр притчи достаточно необычен для философской, религиозной литературы. Ведь Сам Христос – за редким исключением – Свои притчи не истолковывал. Каждый читатель так же, как и каждый слушатель в Его времена, эти притчи воспринимает через призму своего собственного опыта, своего собственного мировосприятия и извлекает из этих притчи те духовные и нравственные уроки, которые ему необходимы. Эти притчи – как бездонный колодец, там столько уровней, что их невозможно исчерпать. Господь обращается к людям поэтическим языком именно потому, что этот язык богаче, чем язык философских определений, чем язык нравоучительных истин, даже чем язык заповедей. В Ветхом Завете заповеди Божии, обращенные к еврейскому народу, были высечены на каменных скрижалях, но они не так легко высекались на скрижалях человеческого сердца, и поэтому народ постоянно нарушал их. Поэзия – это такой способ передачи Божественных истин, который особым образом действует на человека. Это не конкретная заповедь: делай то-то и не делай то-то – а путь к изменению мировосприятия человека.

О. Николаева: В поэзии содержится какая-то потрясающая, неизреченная красота. Это как словесная красота Евангелия, из которой выросло величайшее искусство. Само Евангелие породило величайшую поэзию, потому что трудно назвать великого поэта, который бы не написал стихотворение на какую-то евангельскую тему. Например, целая книга замечательного поэта Владислава Ходасевича так и называется – «Путем зерна». В ней притча, которую Сам Христос истолковывает в Евангелии, порождает замечательные стихи, порождает понимание закона жизни, в соответствии с которым ради вечной жизни человек должен умереть, должен умертвить свои страсти для того, чтобы преобразиться.

Мне кажется, тут есть и другой момент, который связывает неразрывным узлом христианство и литературу. Ведь у них в какой-то мере есть общие цели: цель христианской жизни – это преображение, цель человеческой души – преобразиться в земной жизни, устремившись ко Христу и снискав Его благодатную помощь. Но ведь цель литературы, цель искусства в целом – это тоже преображение. Литература являет нам преображенную реальность. Русская литература дает нам высокие образцы преображения человеческой души – будь то души грешной. Вы упоминали Достоевского – давайте вспомним, что Митя Карамазов совершенно преображается в конце романа. Преображается и Родион Раскольников…

Митрополит Иларион: Вы говорите, что задачей литературы является преображение человека, но, к сожалению, не все сейчас это так воспринимают. Сейчас существует такое понимание, согласно которому литература и искусство в целом должны отражать реальность жизни. Говорят: какова реальность, так это и должно описываться в литературе. Я думаю, что изначальное назначение литературы заключается в том, чтобы воспитывать человека, чтобы эту реальность облагораживать и преображать.

Не нужно подменять реальность какими-то вымышленными образами, как нередко бывало в литературе советского времени, когда давался положительный герой, лишенный недостатков, и на этого героя надо было ориентироваться. Очень хороший советский прозаик Юрий Трифонов писал, что оценивать героев по их человеческим качествам – это все равно, что оценивать натюрморты по калорийности пищи, на них изображенной. Мы ведь героев Достоевского не оцениваем по тому, насколько они позитивны, насколько на них можно ориентироваться. Мы их оцениваем с той точки зрения, как в их судьбах, часто исковерканных и изломанных, отражается жизнь человека и как их сложный жизненный путь приводит от греха к покаянию, от мрака к свету. С чего начинается «Преступление и наказание»? С жуткого, омерзительного преступления, которое совершает человек. Раскольников проходит через допросы, через каторгу. И чем заканчивается роман? Он заканчивается Евангелием, рассказом о воскрешении Лазаря. Достоевский показывает это поразительное многообразие человеческой жизни, которое, к несчастью, включает и грех, и преступление, но которое практически на любом этапе жизненного пути дает возможность человеку покаяться, обратиться к Богу, обратиться к свету.

В этом колоссальная созидательная сила русской литературы. К сожалению, этой силы часто бывают лишены произведения современных писателей, писателей безрелигиозных. Могу признаться, что один из моих любимых писателей – Набоков. Но за что я люблю Набокова? За потрясающее владение русским языком, за образность, за необычайное искусство языка, искусство подачи материала. Но ведь писатель-то он, согласитесь Вы или нет, совершенно безнравственный. Его сочинения не несут практически никакого нравственного посыла – может быть, за исключением «Других берегов».

О. Николаева: У меня всегда вызывает сомнение мысль о том, что надо изображать реальность такой, какая она есть. Ведь на самом деле человек видит реальность такой, каким является его внутренний мир. Корыстный, сребролюбивый человек будет всегда воспринимать движения человеческого сердца как корыстные. А блудник будет видеть, что везде разлит яд сладострастия. И, наоборот, если у человека светлое око, если у него внутри светло, то он среди хаоса, среди греха, всеобщего помрачения все равно нащупает следы Божьего присутствия в мире. Он даже в самом грешном человеке прежде, чем его осудить, найдет возможности для его преображения, для его изменения.

Великий Толстой в своих произведениях – например в «Анне Карениной» – замечательно показал картину разрушительного и смертоносного действия греха. Как прекрасная женщина – красавица, добрая, великодушная – сама себя губит, совершив ужасный грех, как она саму себя уничтожает. Есть эпиграф к этому роману: «Мне отмщение, и Аз воздам». Конечно, писателю это чрезвычайно интересно как тема жизни. Когда уже достаточно лет проживешь и уже смотришь на человека именно как на творение Божие или как на потенциальный прототип для своего персонажа, то, конечно, видишь его путь – как его Господь, с одной стороны, пытается спасти, а, с другой стороны, как его губит эта страшная лукавая сила. Это, конечно, тема для художественных произведений.

Митрополит Иларион: Вы упомянули Толстого. Конечно, всем известно, что Толстой отошел от Церкви, что он противопоставил свое учение христианству, а, точнее, он выдавал его за христианское, о его конфликте с Церковью, о его последних днях, когда он метался между стремлением прийти в монастырь и стремлением убежать от своей жены. Но куда менее известны слова нашего великого философа Николая Бердяева, который, говоря о Толстом, сказал, что Толстой – несмотря на свой конфликт с Церковью – остается глубоко христианским писателем. И проблематику великих произведений Толстого: «Анны Карениной», «Войны и мира», «Смерти Ивана Ильича» – невозможно понять иначе как через призму христианства.

Думаю, вся сила нашей литературы в том, что даже в трудные советские годы, она помогала людям не забыть о христианских идеалах и помогала через призму художественных образов воспринимать глубокие христианские истины о Боге и человеке.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Служба коммуникации ОВЦС

   _09.jpg

11 ноября 2013 года в Москве  по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия начали свою работу недельные курсы повышения квалификации для референтов епархиальных управлений и личных секретарей архиереев.

Лекции проходят в Большом конференц-зале Отдела внешних церковных связей.

Основная задача кратковременных курсов – дать представление об организации работы делопроизводства и референтуры епархиального управления, сотрудничестве с церковными и со светскими средствами массовой информации. Также в курсе лекций будут затронуты вопросы организации и проведения конференций и церковных мероприятий, особенности церковного делопроизводства.

В рамках курсов с лекциями выступают сотрудники Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, представители светской и богословской науки, а также профессора Общецерковной аспирантуры и светских вузов. В ходе мероприятия слушатели посетят Российскую государственную библиотеку.

Открылись курсы вводной встречей с координатором курсов, секретарем Ученого совета Общецерковной аспирантуры А.И. Мраморновым, который рассказал о программе повышения квалификации в целом, а также о задачах данных курсов. Затем состоялось знакомство слушателей, которые представляют более 40 епархий Русской Православной Церкви.

Курсы завершатся 15 ноября подведением итогов и вручением слушателям удостоверений.

Общецерковная аспирантура и докторантура

 

_   __01.jpg

В рамках дискуссионной программы X Ассамблеи Всемирного совета церквей, проходящей с 30 октября по 8 ноября 2013 года в Пусане (Южная Корея), состоялся семинар «Источники авторитета в Церкви», организованный делегацией Русской Православной Церкви.

На семинаре был представлен исследовательский проект «Предание и предания: источники авторитета в Церкви», осуществляемый комиссией Всемирного совета церквей «Вера и церковное устройство». Данный проект реализуется по инициативе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона. Его суть заключается в богословском свидетельстве Православия об исключительной роли и значимости святых отцов в Церкви. В рамках проекта состоялись две консультации — в Кембридже (Великобритания) в 2008-м и в Москве в 2011 году.

Протоиерей Владимир Шмалий представил вниманию участников историю и промежуточные результаты исследовательского проекта, в частности, сборник докладов кембриджской консультации, опубликованный издательством ВСЦ. Архимандрит Филарет (Булеков) изложил основные положения доклада митрополита Волоколамского Илариона «Церковная иерархия как источник авторитета в Церкви».

В ходе состоявшейся дискуссии участники семинара отметили значимость темы исследовательского проекта и сделали ряд конструктивных предложений по его дальнейшему развитию.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Служба коммуникации ОВЦС

__03.jpg

С 29 по 30 октября 2013 года в Москве проходила Всемирная конференция «Соотечественники и их вклад в мировую культуру». На форум прибыло более 150 участников из русского зарубежья: деятели культуры и искусства, ученые и общественные деятели.

В конференции принял участие заместитель заведующего кафедрой Внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Сергий Звонарёв. На открытии форума отец Сергий огласил приветствие председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона.

Форум открыл специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, который огласил приветствие министра иностранных дел России С. В. Лаврова.

Прозвучали выступления руководителя Россотрудничества К.И. Косачева, заместителя министра культуры России А.Ю. Маниловой, члена комитета Совета Федерации России по международным делам И.Н. Морозова, директора Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына В.А. Москвина и других.

С российской стороны в конференции принимали участие представители федеральных органов государственной власти, руководители театров и музеев, фондов и общественных организаций.

В ходе заседаний участники московской встречи обсуждали вопросы отечественной истории и духовного наследия Русского мира, гуманитарной, юридической и материальной поддержки русскоязычных зарубежных диаспор.

Совместно с российскими загранучреждениями и при участии координационных советов разных стран к началу работы конференции была разработана брошюра о выдающихся соотечественниках, внесших заметный и разнообразный вклад в мировую культуру. 

Общецерковная аспирантура и докторантура

 

bible-conference-logo.jpg26-28 ноября 2013 г. в Москве состоится очередная общецерковная научно-богословская конференция Синодальной Библейско-богословской комиссии на тему «Современная библеистика и Предание Церкви».

Среди важнейших тем богословского форума – вопрос о церковной рецепции достижений современной библейской науки. Ряд заседаний предполагается посвятить современным историко-филологическим исследованиям Библии, а также современной библейской археологии.

На конференции также будут представлены традиционные для российской библеистики темы: святоотеческая экзегеза Священного Писания, Библия в православном богослужении.

 Конференция призвана сыграть важную роль в обсуждении тем, вынесенных на обсуждение Межсоборного Присутствия: «Богословское осмысление творения мира и человека», «Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг», «Издание материалов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых в богослужении».

Конференцию откроет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С программным докладом на конференции выступит председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион. В форуме принимают участие ведущие ученые-библеисты из России и из-за рубежа.

Открытие конференции состоится в актовом зале гостиницы "Даниловская" 26 ноября в 10.00

Синодальная Библейско-богословская комиссия


Программа конференции

b_800_600_0_0___images_stories_news2012_10_oct_dayf-1.jpg

Окончательный вариант расписания краткосрочных курсов референтов и помощников архиереев Русской Православной Церкви, организуемых Общецерковной аспирантурой и докторантурой, размещены на официальном веб-сайте учебного заведения.

Программа-расписание курсов референтов архиереев

fokin_kazan.jpg

Заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры д.ф.н. А. Р. Фокин по приглашению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия принял участие в XIII научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (Казанская духовная семинария, 5-6 ноября 2013 г.), где выступил с докладом «Учение о “двойном исхождении” Св. Духа в западной патристике II–VII вв. и его философско-богословские аспекты» на секции «Богословие и философия».

На секции обсуждались актуальные вопросы православного богословия в таких его составляющих, как патрология, догматика, миссиология, каноническое право, литургика и другие, а также перспективы взаимодействия между богословием, философией и наукой в современном обществе.

Подробнее о конференции.

Общецерковная аспирантура и докторантура

dissovet-nov-8.jpg

8 ноября 2013 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялось заседание Общецерковного диссертационного совета. Работу совета возглавил председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион.

Главным пунктом повестки дня стала защита диссертации Виталия Викторовича Акимова по теме «Библейская книга Екклезиаста в контексте литературы мудрости Древнего Египта» на соискание ученой степени доктора богословия. Исследование было подготовлено на кафедре библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия под руководством кандидата филологических наук, заведующего кафедрой библеистики ОЦАД Михаила Георгиевича Селезнева.

Официальными оппонентами на защите выступили: Кормышева Элеонора Ефимовна, профессор, доктор исторических наук, директор Международного учебно-научного центра египтологии им. В.С.Голенищева (РГГУ); Рашковский Евгений Борисович, доктор исторических наук, директор научно-исследовательского центра религиозной литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы; игумен Арсений (Соколов), доктор богословия, клирик Всехсвятского прихода РПЦ г.Лиссабон. Ведущей организацией – Институт Востоковедения РАН.

Диссертационный совет по результатам тайного голосования вынес решение ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом об утверждении соискателя доктором богословия.

Во второй части заседания диссертационный совет рассмотрел вопрос о принятии к защите работы на соискание степени доктора богословия: «Практика тюремного служения Русской Православной Церкви в Российской Федерации в конце XX– начале XXI века» протоиерея Олега Александровича Скомороха. Защита докторской диссертации прот.Олега Скомороха состоится 28 января 2014 г. в 11:30 в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.

Общецерковная аспирантура и докторантура

 .jpg

11 октября 2013 года аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры Дарья Отто приняла участие в семинаре "Перспективы диалога между Католической и Православной Церквами". Семинар состоялся на богословском факультете в университете Вены.

Мероприятие было организовано при поддержке фонда "Pro Oriente" с участием главы Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха (Kardinal Kurt Koch) и греческого богослова доктора Афанасиоса Влециса (Dr. Athanasios Vletsis). Венский университет представляли профессор Рудольф Прокши (Prof. Dr. Rudolf Prokschi) и доктор богословия отец Иоанн Мога (Dr. Ioan Moga). На встрече присутствовали представители Греческой, Русской, Сербской и Румынской Православных Церквей.

Темой для обсуждения стал вопрос о соотнесении первенства Римского епископа в Западной Церкви с традиционной соборностью патриархов в Восточной Церкви. 

Профессор Влецис рассказал о концепции Пентархии, главенства пяти патриархатов - Римского, Константинопольского, Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского, - утвержденной на Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 году и переставшей существовать в VI веке. Рассматривалась также сложившаяся в Православной Церкви модель автокефальных Церквей в Восточной Церкви. Особой темой дискуссии стали вопросы о том, может ли Папа Римский именоваться «Патриархом Запада».

В своем выступлении кардинал Кох выразил надежду, что прогресс в диалоге между Православной и Католической Церковью может наступить после Всеправославного Собора.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Комиссия по студенческому обмену

   _04.jpg

С 25 по 28 октября 2013 года аспирант ОЦАД Дарья Отто принимала участие в паломнической поездке православной молодежи Вены по святыням Эльзаса (Elsaß) и Баден-Бадена (Baden-Baden). Путешествие было организовано по приглашению настоятеля Преображенского православного храма в Баден-Бадене протоиерея Меодрага Глисича.

Группа приехала на рейсовом автобусе из Вены в Карлсруе (Karlsruhe), где её уже встречали на четырех машинах прихожане с отцом Меодрагом. Группа посетила храм святого Трифона во французском городе Эшо (Eschau), где некогда хранились мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а теперь хранится лишь частица мощей святой Веры. Там был отслужен молебен. Затем группа отправилась в горный монастырь святой Одилии (Kloster von Mont Sainte Odile), покровительницы Эльзаса, расположенный на вершине отвесной скалы. Монастырь не действующий, но храмы и часовни с мозаиками в стиле раннехристианского искусства открыты для посещения. После этого ребята посетили центральный собор города Страсбурга (Strasbourg), который строился в течение пяти веков, поэтому его фасад имеет вид архитектуры барокко, а стиль внутреннего убранства тяготеет к высокой готике.

В программе поездки оказалась и прогулка по Шварцвальду (Schwarzwald). Эта горная гряда, тянущаяся вдоль Рейна (Rhein), некогда была границей между Римской империей и германскими племенами будуших алеманнов. Для венских жителей особенно приятно, что здесь находится исток реки Дунай (Donau). Посетили озеро Муммельзее (Mummelsee), о котором сложено много легенд о водяных и русалках. На их сюжеты в Тринкхалле (Trinkhalle) Баден-Бадена нарисованы 16 фресок.

Русский Православный храм Баден-Бадена в честь Преображения Господня был построен в 1882 году на деньги местной русской общины. В храме сохранилась усыпальница княгинь Гагариных, её стены и потолок выложены золотой мозаикой с раститительным орнаментом, а пол - белым мрамором. Баден-Баден стал популярным курортом среди русской аристократии в начале XIX века, когда будущий император Российской империи Александр I женился на  принцессе Баденской Луизе.

Местные прихожане провели экскурсию по аллее Лихтенталь (Lichtentaler Allee), где прогуливались Ф.М. Достоевский, И.С.Тургенев и В.А.Жуковский, русская знать. Аллея протянулась вдоль реки Ос (Oos). Весь Баден-Баден - это одна улица, протянутая вдоль реки Ос. В центре города расположено  известное в Европе казино, его интерьеры срисованы с Версальского дворца, за казино располагается здание Тринкхалле, стены которой украшают фрески на сюжеты легенд из Шварцвальда - это здание, где можно было выпить родниковой воды в жаркое время лета. В этом месте круг Венской и Баден-Баденской православной молодежи расширили тепло и дружелюбно православные гости из Манхайма (Manheim) и Гейдельберга (Heidelberg). Они образовали внушительную русскую группу на улицах Баден-Бадена. После Всенощной в Преображенском Соборе состоялась небольшая прогулка по ночному городу.

Большую известность Баден-Бадену принесли его бани и термальные воды, которые были знамениты ещё во времена Римской Империи. В воскресенье после литургии гости из Вены имели возможность посетить эти бани.

Завершением поездки стало посещение католического монастыря XII века. Цистерианское аббатство Лихтенталь (Kloster Lichtenthal) - один из старейших женских монастырей этого ордена. Его крыши позеленели от мха, а вся территория, как фрагмент из средневековой картины. Говорят, у цистерианцев чувствуется дух Средневековья, а у бенедиктинцев - дух времени века сего. Цистерианцы - затворники, аскеты, созерцатели, отпечаток этого лежит на архитектуре и даже на окружающей природе.

Уезжали венские гости,  полные  впечатлений, ощущая себя частью большой православной семьи, не знающей никаких границ и никаких расстояний.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Комиссия по студенческому обмену

   .jpg

6 ноября 2013 года в Московской духовной академии состоялся обучающий семинар, посвященный современным методикам проведения практических занятий и семинаров в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Мероприятие собрало представителей более 25 духовных академий, семинарий, православных вузов России и ближнего зарубежья. От Общецерковной аспирантуры в работе семинара принял участие секретарь Магистерского отделения Р.В. Черняк.

На заседании прозвучали доклады первого заместителя председателя Учебного комитета, профессора МДА протоиерея Максима Козлова, профессора Московского государственного университета, доктора филологических наук А.А. Волкова, преподавателей МДА и МГУ. 

В рамках семинара обсуждались вопросы соотношения учебных программ духовных школ и государственных образовательных стандартов третьего поколения. в частности, речь шла о роли семинаров и практических занятий в сфере высшего образования. 

Результаты работы семинара будут направлены в Высший Церковный Совет для последующей обработки и создания нормативов, регулирующих проведение практических занятий и семинаров в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Общецерковная аспирантура и докторантура

mephi1.jpg

1 ноября 2013 г. в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ завершилась Международная научная конференция: НАУКА И РЕЛИГИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНВЕРГЕНЦИИ.

«Наука и религия в европейских академических учреждениях в 18-19 веках», с доклада Эльвиры Кьози начался 2-й день конференции. Теме отношений академической науки и церкви 19-20 вв. также были посвящены доклады Валерио Петрарка и Паоло Понцио. Луиджино Росси и Стефано Каприо затронули актуальные проблемы церковно-политических отношений в эпоху глобализации.

 

Отдельный блок составили доклады связанные с научно-медицинской тематикой в контексте богословия. «Наука и религия в начале третьего тысячелетия. Тело человека между сакральным и прагматичным» (Анджела Джустино), «Выбор хирурга. Амбруаз Паре в эпоху религиозных войн» (Е.Е. Бергер (ИВИ РАН), «Наука и религия в жизни и деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого, профессора хирургии и епископа» (М.Н. Козовенко), «Взаимовлияние медицины и аскетических правил» (А.В. Муравьев (ИВИ РАН).

Историко-научные доклады представили М.А. Юсим (ИВИ РАН) «Выбор для гуманиста (от ученого монаха к ученому-подвижнику): Леон Баттиста Альберти о занятиях наукой» и Д.А. Балалыкин «Значение работ Ф. Аквинского для истории естествознания».

В завершение конференции тёплой нотой прозвучали слова Андреа Милано (Ун-т Неаполя «Федерико II»): «Мы встретились в ведущем ядерно-исследовательском университете России. Это – замечательно! Наука и религия рука об руку входят в новое тысячелетие. Не пересекая пути друг друга, мы можем помочь достичь партнёру новых высот. И при этом не пряча стыдливо глаза. Наоборот, как друзья, доверяя самые искренние тайны, вместе обогатиться личным опытом ради блага ближнего».

Общецерковная аспирантура и докторантура

__02.jpg

1 ноября на пленарном заседании X Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей, проходящей в Пусане (Республика Корея), прозвучало выступление митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

ВСЦ доныне остается уникальным инструментом межхристианского сотрудничества, аналогов которому нет в мире, отметил владыка Иларион, возглавляющий делегацию Русской Православной Церкви на ассамблее Всемирного совета церквей.

В своем выступлении председатель ОВЦС остановился на основных вызовах, с которыми сталкивается сегодня христианский мир. Одним из них является набирающий силу в Европе и Америке воинствующий секуляризм, который призывает к вытеснению религии из общественной жизни, к отказу от основополагающих нравственных норм, общих для всех традиционных религий. Одним из главных направлений дальнейшего развития идей воинствующего секуляризма становится целенаправленное разрушение традиционных представлений о браке и семье. Об этом свидетельствует такое новейшее явление, как приравнивание гомосексуальных союзов к браку и предоставление однополым парам права усыновлять детей.

 

В своем выступлении председатель ОВЦС обратил внимание участников ассамблеи на то, что за последние несколько лет однополые сожительства были законодательно легализованы в ряде штатов США, нескольких странах Латинской Америки, в Новой Зеландии, а также во Франции, Англии и Уэльсе. «Страны, законодательно признавшие гомосексуальные союзы одним из видов брака, делают серьезный шаг в сторону деконструкции самого понятия брака и семьи. Семья в христианском понимании этого слова распадается, на ее место приходят безликие термины «родитель номер один» и «родитель номер два»», − констатировал митрополит Иларион.

Глава ОВЦС подчеркнул, что ответ христианских Церквей на вызовы современного мира должен быть основан на Божественном Откровении как оно передано нам в Библии. «Выступая против любых форм дискриминации, Церковь, тем не менее, должна отстаивать традиционное христианское брака как союза мужчины и женщины, важнейшей миссией которого является рождение и воспитание детей», − сказал владыка Иларион, выразив сожаление, что не все христианские Церкви сегодня готовы вопреки господствующему секулярному мировоззрению отстаивать библейские идеалы.

В своем докладе председатель ОВЦС обозначил еще одну актуальную проблему − вызов радикализма на религиозной почве, в частности, радикального ислама, ставящего под угрозу само существование христианства на Ближнем Востоке и в некоторых странах Азии и Африки. Христиане являются самым гонимым религиозным сообществом в мире, при этом на международном уровне не предпринимаются меры, которые могли бы исправить ситуацию, засвидетельствовал митрополит Иларион, подчеркнув, что для решения этой проблемы должны быть задействованы все возможные инструменты − дипломатические, гуманитарные, экономические и прочие.

Глава ОВЦС уверен: необходимо развивать взаимодействие с традиционными религиями, особенно с исламом. Владыка также отметил работу, которую Всемирный совет церквей ведет с целью снижения уровня напряженности в Сирии и предотвращения дальнейшей эскалации конфликта, а также недопущения стороннего военного вмешательства.

В завершение своего выступления митрополит Иларион поблагодарил христианские общины Южной Кореи за оказанное гостеприимство и прекрасную организацию форума. Он заверил участников ассамблеи в том, что Русская Православная Церковь сопереживает корейскому народу в его стремлении обрести единство и поддерживает процессы, направленные на преодоление напряженности в отношениях между двумя государствами Корейского полуострова.

Критическое осмысление либеральных нововведений в отдельных протестантских церквах, прозвучавшее в докладе владыки Илариона на Генеральной ассамблее ВСЦ, вызвало оживленную дискуссию на пленарном заседании, в ходе которой большинство выступавших поддержали точку зрения главы делегации Русской Православной Церкви.

В частности, представительница одной из протестантских церквей Африки поблагодарила митрополита Волоколамского Илариона за доклад, который, по ее мнению, будет способствовать сохранению национальной культуры и традиционных семейных ценностей, которые сегодня стремительно разрушаются.

Митрополит Дамиетский Бишой (Коптская Ортодоксальная Церковь) со своей стороны также поддержал выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Представитель Сирийской Ортодоксальной Церкви выразил митрополиту Илариону благодарность за привлечение внимания к катастрофическому положению христиан в Сирии и на Ближнем Востоке.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Служба коммуникации ОВЦС

Please publish modules in offcanvas position.

?iaaen.Iao?eea