НОВОСТИ

title_01.jpg25 мая 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия впервые открылись краткосрочные курсы для тюремных священнослужителей.

Данные курсы входят в цикл Высших академических курсов Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, проходящих в городе Рязань с 16 мая по 24 июня для тюремных священнослужителей в рамках программы профессиональной переподготовки в должностной категории «Помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими».

Учебная программа курсов в Общецерковной аспирантуре посвящена противодействию деятельности неоязычников и псевдорелигиозному экстремизму, их крайнему проявлению в социально-политической жизни общества – терроризму. Главной темой лекций станет изучение профилактики осужденных от влияния упомянутых угроз.
 
На открытии курсов к слушателям обратились председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх и исполнительный секретарь курсов повышения квалификации Общецерковной аспирантуры и докторантуры И.А. Парфёнов. 

Пресс-служба ОЦАД

sobor1917.jpg

20 мая 2016 года Ученый секретарь, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД священник Димитрий Сафонов выступил в Сретенской духовной семинарии с лекцией "Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны".

Лекция состоялась в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», организуемых для массовой аудитории Сретенским монастырем и духовной школой, действующей в этой святой обители. Отец Димитрий рассказал собравшимся о Поместном соборе 1917-1918 годов, посланиях святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и его служении, о первых новомучениках среди духовенства и мирян, церковно-государственных отношениях в указанный период и истории церковного зарубежья.

По окончании лекции отец Димитрий ответил на вопросы аудитории.

С текстом лекции можно ознакомиться здесь: http://sdsmp.ru/news/n2701/

Пресс-служба ОЦАД

title.JPG

23 мая 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия открылись курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации. В курсах, впервые организованных по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, принимают участие представители более 40 епархии Русской Православной Церкви.

Церемонию открытия возглавили проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин) и заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин). На мероприятии присутствовали заведующий кафедрой педагогики и теории образования ОЦАД Д.В. Шмонин и исполнительный секретарь курсов повышения квалификации ОЦАД И.А. Парфенов.

 

Иеромонах Иоанн (Копейкин) приветствовал слушателей от лица ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона. Отец Митрофан отметил, "что впервые за 20-25 в Русской Православной Церкви стали говорить о необходимости серьезного подхода к образовательному процессу. И тон в этом задает Общецерковная аспирантура".

В первый день участники курсов прослушали лекции заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе, заведующего сектором катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации Д.А. Туголукова и заведующего кафедрой педагогики и теории образования ОЦАД Д.В. Шмонина.

Учебная программа курсов посвящена организации деятельности воскресных школ, созданию центра дополнительного образования на приходе, подготовке и повышению квалификации педагогов для преподавания предметов духовно-нравственного содержания, конфессиональной аттестации православных образовательных организаций и другим вопросам, представляющим значимость для слушателей.

В рамках курсов повышения квалификации планируется подписание соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

Курсы продлятся до 27 мая.

Пресс-служба ОЦАД

01.jpg

18-19 мая 2016 года в Санкт-Петербургской духовной академии состоялась VIII международная студенческая научно-богословская конференция, в которой приняли участие учащиеся 29 отечественных и зарубежных духовных академий, семинарий и вузов. По благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона в конференции принял участие аспирант IV года обучения кафедры внешних церковных связей, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата И.Д. Кашицын.

18 мая на открытии форума было оглашено приветствие ректора СПбДА архиепископа Петергофского Амвросия, подчеркнувшего, что  богословие отвечает на те непростые вопросы, которые ставит современное общество перед Церковью. С приветствием к участникам также обратился исполняющий обязанности проректора по научной работе СПбДА священник Игорь Иванов.

 

Далее состоялось пленарное заседание. И.Д. Кашицын выступил с докладом, посвященным деятельности экстремистских группировок в отношении христиан Сирии и Ирака в последние годы. Докладчик выявил и проанализировал причины и формы преступлений, совершаемых боевиками против христиан, отметил угрожающие масштабы сокращения христианского присутствия в странах Ближнего Востока и необходимость солидарных усилий мирового сообщества для защиты преследуемых христиан.

По итогам выступления аспиранта ОЦАД состоялась оживленная дискуссия, участники которой отметили актуальность избранной тематики.

Конференция продолжилась секционными заседаниями и завершилась 19 мая принятием итогового коммюнике.

Вышел в свет "Сборник докладов. Материалы VIII международной студенческой научно-богословской конференции", где опубликован доклад И.Д. Кашицына.

Пресс-служба ОЦАД

6.jpg

18 мая 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялась встреча с директором Института экуменических исследований имени Йоханна-Адама Мёллера г. Падерборн (Германия), специалистом в сфере православно-католических отношений доктором Йоханнесом Ольдеманном. 

Гостя приветствовал руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио.

В рамках лекции "От полемики к диалогу. Линии развития и поля напряжения в диалоге между Православной и Римско-Католической Церквами"  доктор Ольдеманн затронул такие темы, как примат и соборность, богословие и история, идентичность и диалог.  Докладчик обратился к  "Равеннскому документу"  (2007 год) - итоговому документу X пленарного заседания Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквами (не подписан Русской Православной Церковью). В документе подчеркивается, что на всех уровнях Церкви (на местном, региональном и вселенском) должна присутствовать взаимозависимость между первым (предстоятелем) и сообществом (община или коллегия епископов). Несмотря на "ограничивающие замечания", этот документ расценивался католической стороной как успех, так как православные впервые признали примат на уровне Вселенской Церкви, отметил немецкий ученый. Но принятый документ не только не способствовал развитию диалога, но стал камнем преткновения по причине спора внутри Православной Церкви. Известные еще до заседания в Равенне возражения Русской Церкви по поводу роли Константинополя были проигнорированы на заседании, проведенном в отсутствие делегации Московского Патриархата. "Это игнорирование было ошибкой", - подчеркнул доктор Ольдеманн.

 

После принятия "Равеннского документа" Смешанная православно-католическая богословская комиссия решилась на то, чтобы разработать документ о примате епископа Рима в первом тысячелетии. Это оказалось сложнее, чем предполагалось. Два текста, разработанные специальными комиссиями, как и два проекта, подготовленные координационными комитетами, были отвергнуты на совместных заседаниях в 2009, 2010 и 2014 годах. Проблема, по мнению докладчика, состоит в том, что с православной стороны "принципиально отвергается сама возможность сформулировать совместную позицию по примату Римского епископа в этот период церковной истории, в период неразделенной Церкви". А причина кроется в том, что вопросу взаимосвязи богословия и истории уделяется мало внимания в официальном диалоге. Однако неофициальная группа богословов – православно-католическая рабочая группа имени святого Иринея Лионского, основанная в 2014 году, занимается этим вопросом и сформулировала вывод: "Экуменический диалог не будет продвигаться дальше, если не будем принимать во внимание результаты церковно-исторических исследований, если в равной степени не постараемся понять другую традицию и ее своеобразие. Мы должны быть готовы изучить наши уроки истории…".  

Каждый откровенный диалог предполагает, что "я готов осмыслить свою идентичность, свои основополагающие убеждения, а также чтобы я мог объяснить их своему собеседнику". Открытый диалог требует принятия самоопределения собеседника, признания его идентичности. Такой диалог может быть успешен, когда оба партнера говорят на равных. Однако, как только для одного возникает опасность, что другой его не воспринимает всерьез, диалог распадается, отметил доктор Ольдеманн.

Лектор призвал подумать и о конкретных шагах. Чтобы прийти к лучшему взаимопониманию, мы должны строить диалог на широком базисе, поддерживать личные контакты между православными и католиками, между профессорами, между общинами верующих. Из диалога может вырасти настоящая встреча: я буду принимать другого не только как представителя его Церкви, но как личность, призванную Богом к жизни в вере. Он напомнил слова председателя Папского совета по содействию христианскому единству в 2001-2010 годах кардинала Вальтера Каспера о том, что "христиане Востока и Запада разделились потому, что стали жить отдельно друг от друга".

По окончании лекции доктор Ольдеманн ответил на вопросы, касающиеся, в частности, "исторического контекста", в котором Церкви вернулись к диалогу.

Пресс-служба ОЦАД

(по материалам агенства "Благовест-Инфо")

master-defence.jpg

18 мая 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялась очередная защита магистерских работ.

Диссертационный совет возглавил ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.

В состав диссертационного совета вошли проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), секретарь Ученого совета, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД, кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Димитрий Сафонов, руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио, заведующий кафедрой истории ОЦАД доктор исторических наук, профессор А.Ю. Андреев, кандидат политических наук Е.Ю. Райкова, научные руководители и оппоненты диссертантов. Секретарем заседания выступил исполнительный секретарь магистерских программ ОЦАД А.В. Гусев.

 

На рассмотрение Диссертационного совета были предложены три магистерские диссертации, выполненные на кафедре внешних церковных связей.

Заседание началось с защиты работы протоиерея Александра Абрамова (научный руководитель – к.и.н., к.б. иерей Димитрий Сафонов; рецензент - кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии иерей Иоанн Кечкин) на тему «Основные направления развития межцерковных связей Московского Патриархата с Поместными Православными Церквами Балканских стран в 1917-1991 гг.». 

Другие диссертационные исследования посвящены теме преследования христиан в современном мире.

Магистрант 2015 года выпуска А.И. Сирота подготовил диссертацию на тему «Феномен гонений на христиан в прошлом и настоящем» (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Л.И. Маршева; рецензент – кандидат технических наук, преподаватель ОЦАД А.Ю. Хошев). Научный руководитель и оппонент отметили значительный объем проделанной диссертантом работы и высокий уровень исследования.

Выпускник магистерской программы 2016 года иерей Павел Анищик представил диссертацию на тему «Современные западноевропейские церковно-общественные и правительственные инициативы в области практической помощи преследуемым христианам Ближнего Востока» (научный руководитель – к.и.н., к.б. иерей Димитрий Сафонов; рецензент – кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов). Работа основана на анализе широкой базы источников, дает обширный материал для осмысления деятельности в области помощи гонимым христианам и содержит практические рекомендации. Председатель Совета митрополит Волоколамский Иларион дал высокую оценку выполненной отцом Павлом диссертации, особо подчеркнув ее практическую значимость.

По результатам тайного голосования Диссертационный совет принял решение о присуждении протоиерею Александру Абрамову, А.И. Сироте и иерею Павлу Анищику степени магистра богословия. Ректор ОЦАД митрополит Иларион поздравил защитившихся, призвал их продолжать научные труды и пожелал новых успехов в служении Церкви Христовой.

Пресс-служба ОЦАД

10.jpg

18 мая 2016 года Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия посетила группа священников Падерборнской епархии Римско-Католической Церкви Германии во главе с директором Института экуменических исследований имени Йоханна-Адама Мёллера г. Падерборна доктором Йоханнесом Ольдеманном. 


Гости посетили Божественную литургию в академическом храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, осмотрели учебный корпус ОЦАД.

 

Немецкую делегацию принял ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион. Владыка тепло приветствовал священнослужителей, рассказал им о деятельности ОЦАД и современном состоянии отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью.

Затем митрополит Иларион и доктор Ольдеманн подписали соглашение о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и Институтом экуменических исследований имени Йоханна-Адама Мёллера.

В завершение встречи Владыка вручил членам делегации памятные подарки. 

Пресс-служба ОЦАД 

05.jpg

С 9 по 10 мая 2016 года в католическом университете Святого Духа (г. Лёвен, Бельгии) состоялась конференция по нормативной биоэтики. В форуме принял участие аспирант кафедры внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия священник Константин Лазукин.

В ходе встречи обсуждались вопросы нормативной этики в разных культурных, религиозных и секулярных обществах. Участники конференции дискутировали над вопросами дальнейшего развития биоэтических исследований и их внедрения в жизнь.

 

Организаторами конференции выступили Центр по прикладной этики университета Дьюквесна (США), исследовательская группа в области богословия и сравнительной этики  и Центр по биомедицинской этики Лёвенского университета.

18.jpg

В ночь на 1 мая 2016 года, в праздник Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин) совершил Пасхальные богослужения в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, входящем в комплекс Черниговского Патриаршего подворья.

Отцу Иоанну сослужили инспектор ОЦАД иеромонах Афанасий (Микрюков), клирики Черниговского Патриаршего подворья протоиерей Михаил Немнонов и священник Михаил Дубовицкий, учащиеся ОЦАД священник Павел Онищик и диакон Димитрий Коростелев.

 

Пасхальное Евангелие (Ин. 1, 1-17) было прочитано на греческом, латинском, немецком, еврейском, английском, французском, арабском, мьянманском, белорусском, польском, русском и церковнославянском языках.

По запричастном стихе заведующий кафедрой философии ОЦАД В.Н. Катасонов огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

После заамвонной молитвы иеромонах Иоанн освятил артос.

В храме молились сотрудники и учащиеся Общецерковной аспирантуры, прихожане и гости Черниговского Патриаршего подворья.

Пресс-служба ОЦАД

28-04-simpozium-religion5.jpg

В Президентской академии состоялся всероссийский симпозиум «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблема определения объекта и экспертизы», на который собрались религиоведы и теологи ведущих образовательных и академических центров России.

Участники симпозиума обсудили наиболее важные векторы развития религиоведения и теологии как отраслей гуманитарного знания. Они обменялись мнениями по вопросам разделения их предметных областей. Были конкретизированы задачи отраслевого развития и межотраслевого взаимодействия на ближайшую перспективу.

Собравшихся поприветствовал директор ИГСУ РАНХиГС Игорь Барциц, напомнив, что кафедре государственно-конфессиональных отношений Академии уже более 50 лет. Научный форум подобного уровня и значимости проходил в Академии более 10 лет назад – конференция «Философско-методологические проблемы изучения религии» (28–29 октября 2003 г.). Тогда основной проблемой дискуссии были подходы к определению объекта религиоведения как науки и разработка её понятийно-категориального, методологического аппарата. Как и прежде, организатором форума выступила кафедра государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС при участии Центра «Религия и общество» ИОН РАНХиГС, Ассоциации российских религиоведческих центров, Межрелигиозного совета России.

Открывая симпозиум, заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС Ольга Васильева отметила, что для современной системы российского образования появление теологической отрасли является новацией: «До 1917 г., хотя церковные дисциплины в государственных университетах и были представлены (в основном на кафедрах церковной истории канонического права), но богословское образование в целом всё же оставалось в ведении религиозных организаций, в первую очередь Русской Православной Церкви». По мнению Ольги Васильевой, вопрос о роли религии в жизни российского общества более не является дискуссионным, но возникает иной – не случится ли подмены религиоведения теологией? Именно этот вопрос считается самым острым, и его необходимо обсудить с представителями научного сообщества на данном симпозиуме, уточнила эксперт.

Предметная область – есть ли спор?

Теология и религиоведение имеют общий объект исследования (сферу религиозного в ее полноте и многообразии феноменов), а их исследовательские фокусы имеют множество точек пересечения. Так, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры свв. Кирилла и Мефодия, обращаясь к участникам симпозиума отметил, что о присутствии теологии в отечественных науке и образовании следует говорить в смысле того, что де-факто и де-юре состоялось вхождение теологии в научно-образовательное пространство страны. Были приведены данные, что по состоянию на 1 января 2016 г., теология преподается в 48 вузах России, треть из которых являются государственными: «В стране юридически закреплена и фактически действует система вузовского теологического образования, включающая в себя соответствующие уровни – бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, дополнительные образовательные программы», – уточнил Митрополит Иларион.

Ректор Поволжского православного института им. свт. Алексия, митрополита Московского, протоиерей Дмитрий Лескин рассуждал о категориях теологии и религиоведения. Он обратил внимание на различие: «Религиоведение изучает общество, то есть людей. Методологический принцип этой науки исключает феномен трансцендентного, что для теолога является неприемлемым». У теологии в отношении к религии есть особые задачи исследования, которые несвойственны религиоведению. «Несомненно, мы должны признавать сферу деятельности возможно осуществимую для теологии так же, как признаем для религиоведения, для иных отраслей социально-гуманитарных наук», – уточнил протоиерей Дмитрий Лескин. По его мнению, если будет учитываться та система координат, в которой действует каждая научная область (в том числе и область теологии), тогда не будет повода к конфликтам и противостоянию.

О проблеме отраслевой демаркации рассказали представители не только богословия, различные подходы к проблеме представили методологи науки и религиоведы. Например, руководитель группы «Онтология» сектора теории познания Института философии РАН, профессор Андрей Павленко отнёс операциональные категории, используемые в теологических дискурсах, к разряду переживаний и эмоций. По его словам, наука, кроме прочих, активно использует естественнонаучный инструментарий; в арсенале же теологии из научного инструментария лишь единственный – логический. Поэтому профессор Павленко предложил не спешить с научностью теологии, поскольку «с методологической точки зрения перед ней уже совсем скоро для нее самой откроются совершенно неожиданные горизонты».

Руководители ведущих религиоведческих кафедр МГУ и СПбГУ Игорь Яблоков и Марианна Шахнович, признавая за теологией право на научность, обратили внимание на такой критерий как профессионализм исследователя. Обращаясь к предметной области, профессор Яблоков подчеркнул: «Теология – это система знаний о том, что называется Богом, а религиоведение – система знаний о знаниях о Боге, таким образом, если нет первого, то и предмет религиоведения ускользает, тогда как у теологии предмет остаётся». Профессор Марианна Шахнович отметила: «В современном образовательном пространстве и в академическом дискурсе существовало противостояние теологии и философии, но граница здесь подвижна. Если и проводить демаркацию, то проходить она будет по профессионализму исследователя. Если мы хотим информировать, давать знания – это по ведомству религиоведения, а если мы хотим воспитывать, то это – сфера философии, сфера духовно-нравственных ценностей, сфера теологии», – заключила проф. Шахнович.

Затем выступил руководитель Учебно-научного центра изучения религии РГГУ, профессор Николай Шабуров. По его мнению, теология существует в пространстве, но было бы неправильно не брать во внимание специфику теологии в сравнении с другими гуманитарными науками. Вне теизма, теистических систем теология невозможна: она основана на принципе Божественного откровения, которое выражено в определенных текстах. Эти тексты являются фундаментом, базой теологии как таковой. «Основной предмет теологии – это Бог, теология может быть только конфессиональной, и в этом главное отличие религиоведения от теологии, – обобщил спикер. – Религиоведение занимается религией как феноменом человеческой жизни, человеческого сознания».

Евгений Аринин, профессор Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, затронул вопрос о форме преподавания теологии в светских университетах. Эксперт выразил надежду, что компромисс будет найден: «Сегодня возрождаются религиозные ценности, и возникает вопрос, как преподавать религиоведческие дисциплины в университете. Как конкретную доктринально-вероучительную дисциплину, когда даётся знание о религиях, ввести в универсальный контекст?» Евгений Аринин заметил очевидность разницы между церковным богословием и теологией в университетском смысле: есть точка зрения Церкви, и есть университет.

Образ будущего: кто кого или взаимообогащающее партнерство?

Вадим Васильев – профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М.В. Ломоносова и председатель экспертного совета по философии, социологии и культурологии ВАК России – не исключил, что религиоведение может быть поглощено теологией. Рассматривая возможные сценарии, профессор обратил внимание на дискуссионность проблемы формирования одной УГС по религиоведению и теологии.

Доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Апполонов, рассуждая о будущем двух дисциплин, также видит опасность усугубления конкурентной борьбы: «Вместо богословия, как оно должно было называться по российской традиции, мы имеем некую латинизированную теологию, которая занимается всем, кроме Бога». Эксперт считает, что это будет иметь серьезные последствия для религиоведения, потому что мы получаем две дисциплины, которые занимаются практически одним и тем же, и они будут конкурировать.

В ответ на обеспокоенность коллег, митрополит Иларион уверил: «Я, в частности, считаю, что возможно достичь хорошего взаимопонимания и сотрудничества с религиоведами. Теология не ставит своей задачей вытеснение религиоведения из университетского и академического пространства, не ставит задачи подмены собой, занятия позиций религиоведения. Именно потому, что мы, со своей стороны, видим предметно-методическую специфичность теологии по отношению к религиоведению, мы и не претендуем на ее академический удел. Напротив, мы считаем, что появление теологии в качестве научной специальности будет способствовать лучшему пониманию предметно-методической специфики религиоведения».

Руководитель Департамента образования науки и культуры Духовного управления мусульман России Шамиль Кашаф поддержал позицию митрополита Илариона. Он обратил внимание участников симпозиума на позицию шейха муфтия Равиля Гайнутдина: «На наш взгляд теология и религиоведение в их совокупности могут дополнять друг друга, и это может способствовать лучшему постижению мироздания, к чему нас призывает Всевышний Творец». Среди тех условий, которые ещё в 2000-м году обозначил духовный лидер мусульман России шейх Гайнутдин – то, что мусульманское богословие должно преподаваться мусульманами по учебным пособиям, которые были бы согласованы в первую очередь Минобрнауки России и утверждены ДУМ России для исключения противоречий российскому законодательству.

Итог теоретической части симпозиума подвел профессор кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХИГС Вильям Шмидт. «С 90-х гг. страна и общество претерпели существенные изменения – сегодня мы имеем факт сложившейся религиозной системы, не только ставшей неотъемлемой частью ее народохозяйственного комплекса, но имеющей в нем стратегическое значение», – подчеркнул эксперт. Комплексное развитие этой отрасли (повышение качества ее ресурсных баз, развитие инфраструктуры и инструментария) – задача, которая не может остаться без внимания со стороны как профессиональных сообществ, так и органов управления.

Значительные шаги на этом пути уже сделаны. В частности, идет активный профессиональный диалог между научными направлениями и школами и их представителями как на региональном, национальном уровне, так и международном (в октябре во Владимире пройдет уже III Религиоведческий конгресс). РАНХиГС совместно с ведущими религиоведческими центрами России и СНГ реализует проект «Антология отечественного религиоведения» – уже издано 9 томов, представляющих наследие советской эпохи. В сообществе накоплен неоценимый опыт подготовки нормативных текстов – изданы 2 фундаментальных отраслевых словаря «Религиоведение» и «Энциклопедия религий» (под ред. Е.С. Элбакян, А.П. Забияко, А.Н. Красникова. – М., 2006 и 2008). Нельзя обойти вниманием и уникальный опыт «Православной Энциклопедии».

«Размышляя над общими для нас (религиоведов, теологов, философов, историков, культурологов и т.д. – всех, кто занимается исследованием религии и вовлечен в отраслевое воспроизводство) задачами, хотел бы обратить внимание на один факт – в отличие от других стран и цивилизаций (например, европейцев, сформировавших PatrologiaLatina (более 280 томов) и Patrologia Graeca (более 160 томов), Россия в своем арсенале все еще не имеет "канонического корпуса текстов" на национальном языке», – сказал Вильям Шмидт и призвал сформировать антологию религиозной мысли «Патрологию Россика».

* * *

В ходе симпозиума прикладные проблемы религиоведения и теологии обозначил начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Евгений Еремин. Он подчеркнул, что государство заинтересовано в кадрах, профессионально занимающихся религиоведческой и теологической тематиками. Экспертиза, выдаваемая профессиональным сообществом, должна ориентироваться на реалии современного российского законодательства.

Собравшиеся на симпозиум специалисты, акцентировали внимание на проблемах подготовки кадров религиоведческого и теологического профилей. Было подчеркнута необходимость формирования философско-религиоведческих и религиоведческо-теологических компетенций у специалистов всех отраслей хозяйства. Религиозный фактор оказывает все более существенное влияние на все сферы жизни общества. Особое внимание было уделено проблемам экспертной деятельности специалистов, вовлеченных в религиозную сферу жизни общества – уровню их компетенций, критериям оценки профессиональных навыков и ответственности.

Профессор кафедры Академии труда и социальных отношений Екатерина Элбакян обратила внимание на соотношения практического религиоведения и юридической практики. Она отметила: «Религиоведческая экспертиза является специализированным текстом, в котором в системном и логическом виде (с научных, религиоведческих позиций) представлены сведения о религии или религиозном направлении. Религиоведческая экспертиза должна отражать устоявшиеся в науке представления о конкретном явлении в конкретный момент времени».

О тонкостях внедрения особо значимой для эпистемологии и религиоведческой экспертизы понятия «фундаментализм» рассказала заведующая кафедрой политологии Московского православного института св. Иоанна Богослова Анастасия Митрофанова. По ее мнению, фундаменталисты обращаются к ценностям своего общества, которые это общество (по их мнению) забыло. Очевидно, что традиционность, традиционализм и фундаментализм не всегда пересекаются, но фундаментализм под собой всегда имеет установки, характерные для местной культуры, идентичные их мировоззрению.

О соотношении религиозной традиции и идентичности рассказала директор Центра религиоведческих исследований Тамбовского госуниверситета Татьяна Пронина. Спикер обратила внимание на то, что «религиозная идентичность – это (как правило) те критерии, по которым определяется религиозный характер объединения и его деятельность. В продолжение данной темы профессор кафедры философии и религиоведения Военного университета Минобороны России Михаил Курочко привёл примеры рисков, связанных с фундаментализмом. По его словам, вновь возникающие религиозные движения, будучи содержательно деструктивными и радикальными, под видом возрождения веры, активно вербуют сторонников в свои ряды: «К сожалению, практика показывает, что сегодня нет подготовленных специалистов, которые могли бы вести мониторинг и дать адекватную оценку религиозным организациям и движениям».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что круг поставленных проблем требует специального рассмотрения и будет продолжен в рамках симпозиума «Религия как фактор этно-культурной и национально-государственной идентичности» в Орловском госуниверситете, намеченного на 18–19 мая.

* * *

По итогам симпозиума, с учетом задач по демаркации предметных областей и отраслевой институциализации теологии, участники пришли к консолидированному мнению о необходимости проведения не только «ревизии» отрасли, но и придания официального статуса профессиональному сообществу исследователей религии. Именно в компетенции этого сообщества и находятся вопросы качественного преобразования и воспроизводства отрасли в целом, включая систему отношений – координации и обеспечения профессиональной коммуникации.

Обзор подготовили: В. Шмидт, Ш. Ризоев

02.jpg

25 апреля 2016 года председатель Отдела  внешних церковных связей Московского  Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион посетил гимназию № 1529 имени А.С. Грибоедова.

При входе в учебное заведение владыку Илариона приветствовали учредитель благотворительного Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин с супругой и директор гимназии М.А. Соловьева.

М.А. Соловьева рассказала гостям об истории учебного заведения и его современной структуре. В гимназии № 1529 углубленно изучаются языки, в том числе древние и редкие. Сотрудничество учебного заведения с Министерством иностранных дел России осуществляется на основе взаимодействия с курсами редких языков. После девятого класса гимназисты продолжают обучение по одному из трех направлений: гуманитарному, социально-экономическому или естественнонаучному.

 

В актовом зале председатель ОВЦС выступил перед учениками гимназии, их родителями и педагогами, рассказав им о содержании и значении книг Нового Завета.

Владыка Иларион объяснил, почему существует четыре Евангелия и зачем евангелисты повторяют одну и ту же историю. «Небольшие расхождения, которые имеются между Евангелиями, являются очень убедительным доказательством того, что история, описанная евангелистами, – это не что-то выдуманное, – сказал архипастырь. – Если бы ее захотели выдумать, то эти четыре человека посидели бы вместе, сличили бы свои повествования и позаботились о том, чтобы не было расхождений. Но тогда их труд был бы уже не свидетельскими показаниями, а результатом определенного сговора – это был бы коллективный труд. В том-то и сила этих свидетельств, что коллективного труда не было: каждый из четырех записал либо то, что он видел своими глазами, либо то, что слышал от очевидцев».

Архипастырь рассказал слушателям о боговоплощении и о сути искупительной жертвы Христа. «Чтобы понять суть Нового Завета, нужно иметь два ключа, – сказал митрополит Иларион. – Один ключ – это убеждение в том, что Иисус Христос был реальной исторической личностью, реальным, живым земным человеком, который испытывает эмоции и чувства, может плакать и гневаться, который устает и спит от усталости, хочет есть и пить, то есть обладает всеми свойствами обычного земного человека из плоти и крови, как и мы с вами. И в то же время – и это второй ключ, при помощи которого раскрывается образ Иисуса Христа, – Он был не просто человек, Он воплотившийся Бог, Который стал человеком для того, чтобы спасти людей».

Совершая чудеса, Господь часто напоминал людям о силе веры. «Евангелие показывает, что чудо всегда является плодом совместного творчества Бога и человека: человек отдает Богу свою веру, а Бог в ответ на нее совершает  чудо, в котором человек нуждается», – подчеркнул владыка Иларион, напомнив, что Господь при этом не нарушает человеческую свободу, не навязывает Себя, не заставляет человека в Себя верить: Бог ждет от него веры как свободного волеизъявления, свободного решения.

Самое главное, что Иисус Христос принес в жизнь человека, – это иное качество самой жизни, резюмировал митрополит Иларион: «Христиане ничем не отличаются от других людей, они в этом мире живут по тем же самым законам, по каким живут и другие. Когда человек становится христианином, он не избавляется ни от проблем, ни от болезней, но его жизнь приобретает иное качество. И происходит это не просто потому, что он прочитал книгу и решил по этой книге жить. Если бы Христос пришел только для того, чтобы оставить нам книгу, так были и другие учителя, которые оставляли поучения  – и Будда, и Магомет, были древнегреческие философы, от которых до нашего времени дошли очень интересные книги. Там есть нравственные наставления, там есть много ценных мыслей. Но ценность Нового Завета заключается в том, что книгой здесь все не исчерпывается. Самое главное в этой книге – это Сам Иисус Христос, Его живая личность».

Каждое из четырех Евангелий завершается рассказом о том, как Иисус Христос умер и воскрес, и для каждого из четырех евангелистов именно это является самым главным, что он хочет рассказать своему читателю, напомнил иерарх. «Сам Бог стал одним из нас, он прожил нашу человеческую жизнь, принял на Себя наши человеческие страдания», – засвидетельствовал владыка, подчеркнув, что Господь оставил нам Церковь, в которой Он живет, присутствует и действует.

На вопрос директора гимназии, каким ему представляется образ учителя в XXI веке, митрополит Иларион ответил: «Самый лучший образ учителя – это Иисус Христос. У Него были очень разные способы преподавать Свое учение людям. Одним из Его характерных качеств было то, что к Его учению никогда не относились равнодушно: некоторые были против, многие были за, но никому не было с Ним скучно. Думаю, что в этом, как и во многом другом, учителя могут брать с Него пример». Архипастырь также ответил на вопросы учеников гимназии.

Каждому из участников встречи председатель ОВЦС подарил по экземпляру Нового Завета.

Служба коммуникации ОВЦС

07.jpg

22 апреля 2016 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся всероссийский симпозиум «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблемы определения объекта и экспертизы».

Организаторами симпозиума выступили кафедра государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС и Центр «Религия и общество» Института общественных наук РАНХиГС при участии Ассоциации российских религиоведческих центров и Межрелигиозного совета России.

С приветственными словами к участникам симпозиума обратились директор Института государственной службы и управления РАНХиГС И.Н. Барциц, начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Е.В. Еремин, заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС О.Ю. Васильева.

 

С докладом «Теология в светском образовательном пространстве» на симпозиуме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион.

В числе докладчиков были проректор по научной работе Русской христианской гуманитарной академия, заведующий кафедрой педагогики и теории образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Д.В. Шмонин и ректор Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского, протоиерей Дмитрий Лескин.

Заседание вели заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС  О.Ю. Васильева и профессор кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС доцент В.В. Шмидт. Среди участников симпозиума был проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин).

Присутствующие обсудили имеющие место в научной сфере современные подходы к пониманию религиозной тематики и перспективы их развития, а также актуальные формы межотраслевого, междисциплинарного научного взаимодействия.

В завершение заседания, обращаясь к участникам симпозиума, митрополит Иларион сказал:

«Уважаемые коллеги!

Я хотел бы отреагировать на тревожные нотки, которые прозвучали в разных выступлениях. Например, были высказаны опасения, что религиоведение будет поглощено теологией (по финансовым причинам), говорилось о «трагических последствиях» введения паспорта новой научной специальности «теология», прозвучали мысли, что теологи начнут использовать свое право на участие в дискуссии для обвинения религиоведов в аморальности, и так далее.

Свой доклад, с которого началась сегодняшняя встреча, я завершил на оптимистической ноте, и даже состоявшаяся сегодня дискуссия совсем не разубедила меня в том, что у нас есть общая почва для обсуждений и взаимодействия, что теологи церковные, теологи светские и религиоведы вполне могут найти общий язык. Более того, работы хватит всем; я также надеюсь, что на всех хватит и финансов.

Приведу параллель из мира, который мне близок по моему первоначальному образованию. Существует музыка и существует музыковедение. Вот есть люди, которые пишут музыку, есть те, кто ее исполняет, а есть музыковеды, музыкальные критики, которые нам помогают понять, какой композитор или исполнитель  хорош, а какой – плох. Еще по своей учебе в консерватории я помню определенное напряжение, которое существует, например, между композиторами и музыковедами. Композиторы считают, что музыковеды – это лишняя специальность, потому что они, как правильно, только портят им жизнь. Но для людей важно, чтобы существовала и критическая оценка «со стороны» того, что делается практиками.

Теология предполагает некую религиозную практику и, соответственно, «обслуживает» эту религиозную практику при помощи определенных методологических посылок, определенного методологического и научного аппарата. Религиоведение предполагает абстрагирование от религиозной практики. Это не значит, что религиовед непременно должен быть атеистом, – убежден в том, что могут быть и верующие религиоведы, которые совмещают свою личную религиозную практику с теми подходами, которые приняты в научном религиоведении.

Поэтому я считаю важным проведение демаркационных линий между различными смежными областями. Думаю, что никто из нас не заинтересован в том, чтобы эти демаркационные линии нарушать  и у кого-то «отнимать хлеб». Хотел бы высказать уверенность, что у всех нас найдется работа, что у нас будет почва для взаимодействия».

Итоги заседания подвел профессор кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС В.В. Шмидт.

Служба коммуникации ОВЦС

09.JPG

21 апреля 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сербия в Российской Федерации доктора Славенко Терзича с сотрудниками и учащимися.

Перед началом встречи с приветственным словом выступил руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио.

Доктор Терзич посвятил свое выступление, главным образом, историческому пути Старой Сербии (включает области Рашка, Косово и Метохия и Скопско-Тетовский регион), которая является "колыбелью Сербской Церкви и сербской культуры". Также ученый и дипломат рассказал о геополитической ситуации на Балканах в историческом контексте и межконфессиональных и межрелигиозных отношениях в этом регионе. 

По окончании выступления С. Терзич ответил на многочисленные вопросы. 



Высокий гость преподнес для библиотеки Общецерковной аспирантуры свою книгу "Старая Сербия: драма одной европейской цивилизации", изданную на русском языке в Москве в 2015 году.

На память о визите в ОЦАД Послу Сербии в России была вручена книга митрополита Волоколамского Илариона "Быть в мире, но не от мира".

Для гостя была проведена экскурсия по учебному корпусу Общецерковной аспирантуры и академическому храму Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором.

Пресс-служба ОЦАД

01.jpg

20 апреля 2016 года в актовом зале Московской духовной академии председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский  Иларион выступил с лекцией, которая была посвящена встрече Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, состоявшейся в Гаване 12 февраля нынешнего года.

В актовом зале присутствовали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, представители профессорско-преподавательской корпорации, учащиеся духовной школы.

 

Перед началом лекции владыка Евгений, в частности, отметил: «Сегодняшнее выступление председателя ОВЦС посвящено важной встрече Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским. Думаю, очень важно услышать об этом событии  от митрополита Илариона, который непосредственно участвовал в подготовке встречи, был ее свидетелем и участником».

В завершение своего выступления митрополит Волоколамский Иларион ответил на многочисленные вопросы присутствовавших.

По окончании встречи архиепископ Верейский Евгений поблагодарил председателя Отдела внешних церковных связей за рассказ и пожелал помощи Божией в трудах.

Служба коммуникации ОВЦС

01.jpg

19 апреля 2016 года в Православном  Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась научно-практическая конференция «Всеправославный Собор: мнения и ожидания».

В мероприятии приняли участие: Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, ректор Санкт-Петербургских духовных школ, викарий Санкт-Петербургской епархии архиепископ Петергофский Амвросий, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон, наместник московского Данилова ставропигиального монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, проректор ПСТГУ протоиерей Димитрий Смирнов, декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Ходзинский, проректор ПСТГУ по научной работе протоиерей Константин Польсков, проректор ПСТГУ по международной работе протоиерей Георгий Ореханов, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, первый заместитель председателя того же отдела А.В. Щипков, священнослужители, преподаватели духовных школ, общественные деятели.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий огласил программу конференции. Предваряя обсуждение, иерарх констатировал, что предстоящий Всеправославный Собор не может не вызывать напряженный интерес у многих людей, и в преддверии такого исторического события важно достичь большего единомыслия и согласия внутри Русской Православной Церкви по вопросам, относящимся к Собору.

Затем с приветственным словом выступил митрополит Минский и Заславский Павел. Отметив, что тема, которой посвящена конференция, волнует многих, митрополит Павел констатировал: большинство священнослужителей с пониманием относятся к предстоящему Собору, и задача нынешней встречи – ответить на имеющиеся вопросы, разъяснить важность и значение Святого и Великого Собора Православной Церкви.

С докладом «Позиция Русской Православной Церкви в ходе подготовки к Всеправославному собору» выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Далее прозвучало выступление архиепископа Берлинского и Великобританского Марка, представившего доклад на тему «Об обращении Синода РПЦЗ к клиру и пастве в связи с публикацией документов Всеправославного Собора».

Сотрудник ОВЦС диакон Феодор Шульга ознакомил присутствовавших с ходом дискуссии о подготовке Всеправославного Собора, ведущейся в Поместных Православных Церквах, а заместитель декана богословского факультета ПСТГУ диакон Павел Ермилов сделал обзор мнений о предстоящем событии.

После пленарных докладов митрополит Иларион выступил с комментарием:

«Я внимательно слушал доклады участников и хотел бы сделать несколько замечаний и разъяснений.

Действительно, очень часто, когда говорится о Всеправославном Соборе, вольно или невольно проводится аналогия со Вселенскими Соборами. Но, как справедливо отметил последний докладчик, эта аналогия не очень уместна, потому что Вселенские Соборы созывались в иных условиях для обсуждения совершенно иной тематики и имели совсем другой результат.

Вселенский Собор не был регулярным органом управления Православной Церковью, а каждый раз становился собранием чрезвычайного характера. Каждый Вселенский Собор созывался по поводу той или иной возникавшей ереси, которую необходимо было опровергнуть, и заканчивался отпадением от Церкви тех, кто представлял осужденное Собором мнение.

Действительно, на Вселенских Соборах у каждого епископа был свой голос, и решения принимались голосованием, но на этих Соборах никто и не ограничивал количество участников. Приезжали все, кто хотел, кто мог. И бывали случаи, когда кто-то не успевал приехать и потом оспаривал соборные решения.

Мы с самого начала предлагали: давайте соберем Собор всех епископов. Тогда принимаемые голосованием решения выражали бы, по крайней мере, мнение большинства. Но нам было сказано, что собрать такое большое количество епископов невозможно, и что пусть от каждой Церкви будет фиксированное число архиереев. Сначала предлагалось двенадцать, потом решили, что пусть их будет двадцать, и, в конце концов, согласились на том, что их будет двадцать четыре. Это значит, что от каких-то Поместных Церквей поедут все архиереи, а от каких-то Церквей, где, как у нас, около 350 архиереев, поедет незначительная часть. В этих условиях единственным приемлемым для нас решением, на котором мы настаивали, являлось решение о том, что голосом будет обладать не каждый член делегации, а Поместная Церковь. Иначе сложилось бы совершенно неправильное впечатление об общеправославном консенсусе. Мы не можем ехать на Собор, где существует угроза принятия какого-то решения, которое потом не устроит нашу Церковь.

Было также сказано о том, что инославные должны быть не наблюдателями, а ответчиками. Но в наших сегодняшних взаимоотношениях с инославными христианами мы не можем ссылаться на прецеденты эпохи Вселенских Соборов, потому что тогда православная догматика была в стадии терминологического уяснения: по тем или иным вопросам не было какого-то общепринятого решения, с которым готовы были бы сразу согласиться все. Вот почему эти Соборы созывались, вот почему на них спорили, и вот почему в результате потом отпадали от Церкви какие-то группы людей.

Но сейчас такой ситуации нет, догматическое учение Православной Церкви сформировано. Мы прекрасно знаем, где Православие, а где – ересь. Другое дело, надо ли нам при каждом удобном случае напоминать носителям ошибочных или еретических мнений о том, что они таковыми являются? Ведь если мы говорим о диалоге, то диалог все-таки предполагает определенный кодекс вежливости. Даже апостол Павел, когда пришел в афинский ареопаг, не стал говорить: «Вы язычники, безбожники, вы поклоняетесь идолам». Он сказал афинянам: «По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17. 22-23). Это миссионерский подход, с которым можно ожидать некоторого успеха. И то, заметим себе, апостол Павел не достиг успеха в афинском ареопаге, но достиг его спустя некоторое время. Этот миссионерский посыл и требует от нас того, чтобы мы вступали в диалог, при этом, конечно, никоим образом не поступаясь собственными позициями.

Документы, которые обсуждались сегодня на конференции, действительно имеют некоторые формулировки, которые нам хотелось бы улучшить. И, поверьте мне, мы приложили много усилий для того, чтобы эти документы стали лучше, чем они были вначале. Но, как я говорил в своем докладе, мы не во всем преуспели: некоторые наши поправки остались неуслышанными и непринятыми. Поэтому, если мы сегодня сможем сформулировать какие-то конкретные поправки к текстам, будет еще одна возможность эти попытки представить Всеправославному Собору. Вероятно, это сможет сделать сам Святейший Патриарх Кирилл в ходе намеченного на 17 июня собрания Предстоятелей, которое будет предшествовать Собору.

Наконец, хотел бы отметить звучавший в докладах важнейший вопрос о статусе Собора и соборных документов. Если мы вспомним историю Вселенских Соборов, то даже они утверждались в качестве таковых постфактум, общим консенсусом Поместных Церквей. Ведь были соборы, которые созывались как вселенские, а потом Церковь объявляла их разбойничьими: это собор 449 года, это Ферраро-Флорентийский собор, на котором присутствовали представители разных Церквей и подписали унию – все, кроме одного человека, Марка Эфесского. А потом они разъехались и поняли, что совершили ошибку. Поместные Православные Церкви начали одна за другой отзывать свои подписи от решений этого собора. В конце концов, отозвали все, и сейчас мы знаем, что это был вовсе не Вселенский Собор, хотя католики признают именно такой его статус. Тем более, если говорить сейчас о Всеправославном Соборе, мы не можем ожидать того, что будет создан некий орган, который сможет навязывать свои решения Церквам. Ключевым моментом для нас является вопрос о рецепции решений Всеправославного Собора. Эта рецепция происходит уже сейчас, и, как мы видим, происходит не вполне однозначно. Документы опубликованы, они встречают определенную критику, причем мы слышим ее с разных сторон, от разных Поместных Церквей, и на этот фактор нельзя не обратить внимание.

Я не говорю сейчас о провокационной критике, распространяемой просто для того, чтобы расшатать единство Церкви, – об этом я сказал в своем докладе, но о той вполне серьезной и конструктивной богословской критике, которая исходит от иерархов, от богословов, которая, надеюсь, прозвучит и на нашей сегодняшней конференции. Думаю, такая критика важна для того, чтобы потом решения, которые будут приняты на Соборе, не вызывали отторжение у наших верующих. Лучше мы услышим эти критические замечания и отреагируем на них сейчас, лучше мы их донесем до Всеправославного Собора, чем вся эта критическая волна двинется после Собора».

Затем состоялось свободное обсуждение поднятых вопросов. В завершение работы научно-практической конференции участники встречи приняли итоговую резолюцию, которая будет направлена Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Служба коммуникации ОВЦС

01.jpg

19 апреля 2016 года Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия посетил генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России доктор технических наук, профессор Я.Л. Шрайберг.

Гостя приветствовал руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио.

В рамках лекции "Открытый доступ: мировые тенденции и отечественные реалии" Я.Л. Шрайберг рассказал об истории создания архивов открытого доступа, охарактеризовал основные принципы их работы и современные достижения этой системы сохранения и предоставления информации.

"Открытый доступ дает библиотекам возможность на безвозмездной основе обслуживать читателей организованной и структурированной информацией, предоставляя доступ к множеству тематических репозитариев и других открытых архивов научной информации" - отметил глава ГПНТБ.

Лектор привел многочисленные российские и зарубежные примеры функционирующих таких систем архивов.

По окончании выступления Я.Л. Шрайберг ответил на вопросы учащихся.

Пресс-служба ОЦАД

15.jpg

16 апреля 2016 года, в завершающий день III Московского международного салона образования, состоялась дискуссионная панель на тему «Духовное образование и просвещение в России: задачи, особенности, взаимодействие со светскими вузами».

Модерировал обсуждение руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио.

От имени ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона выступил проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин). Отец Иоанн напомнил позицию владыки Илариона, которая заключается в том, что вопрос присутствия религии в системе светского образования, как и вопрос преодоления религиозного невежества в целом, напрямую связан с обеспечением национальной безопасности России. «История и современность дают нам массу примеров того, как религиозное невежество влечет за собой распри, социальные травмы и такие разделения, которые мы не можем допустить в нашей стране», – подчеркнул отец проректор. По его словам, сфера теологической науки и образования должна стать площадкой для братского диалога традиционных религий. Для Русской Православной Церкви, как напомнил иеромонах Иоанн, одной из приоритетных задач является развитие богословского образования, что подразумевает «не просто преподавание определенного набора дисциплин в вузах, но выстраивание цельной системы теологического образования». «Задача Общецерковной аспирантуры – налаживать мосты между церковным и светским академическими сообществами. Речь идет об очень серьезном, глубоком и систематическом сотрудничестве с Министерством образовании и науки, а также с ведущими вузами нашей страны. В лице вузов мы находим полную поддержку, а не просто готовность формально сотрудничать», – заключил священнослужитель. 

Ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) рассказал об особенностях возглавляемого им вуза, где параллельно существуют два вида образования – религиозное и светское. Как пояснил отец Петр, выбирая светскую область деятельности (экономику, юриспруденцию, психологию, филологию и т.д.), студент одновременно получает базовые знания православного вероучения. «Несмотря на то, что РПУ является православным учебным заведением, наряду с православными студентами у нас учатся инославные и неверующие студенты», – сказал игумен Петр. Он обратил внимание на реализуемую РПУ программу посещения учащимися монастырей, храмов, музеев Москвы, позволяющую им глубже узнавать православную традицию и культуру. Ректор Российского православного университета призвал религиозные объединения активно участвовать в развитии российского образования. 

Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий выразил благодарность организаторам Московского международного салона образования за приглашение к участию, что впервые дало «возможность старообрядцам поделиться опытом образования как познания Бога». Высокопреосвященнейший Владыка отметил, что главное для человека – сохранение души, и провел сравнение образования с притчей о талантах, которая призывает каждого человека развивать свои таланты и приумножать свои возможности. Митрополит Корнилий выразил надежду, что Московский международный салон образования послужит тому, чтобы «мы познали Господа и узнали друг друга получше». Архипастырь прочитал стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Директор средней школы № 259 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга А.Т. Кочарян, представлявшая Армянскую Апостольскую Церковь, поделилась своим опытом работы в многоконфессиональной школе.

Исламскую общину России представляли главный специалист отдела по взаимодействию с религиозными органами и религиозными учебными заведениями Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан Д.Р. Тумалаев и руководитель Научно-образовательного центра «Письменное наследие и археография» Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета Р.Р. Сафиуллина-Аль Анси. Д.Р. Тумалаев  подчеркнул, что, «развивая религиозное образование в светском пространстве, мы должны воспитывать у молодого поколения чувство национальной идентичности». Р.Р. Сафиуллина-Аль Анси рассказала о многообразии мусульманского образования, о его особенностях в Республике Татарстан. По окончании выступления она спела приветственную зикру на татарском языке.

Все спикеры сошлись во мнении о необходимости продолжать практику публичных дискуссий, посвященных межконфессиональному и межрелигиозному взаимодействию в сфере образования. 

Ряд слушателей задали вопросы и внесли предложения, касающиеся темы обсуждения. 

На полях Московского международного салона образования иеромонах Иоанн (Копейкин) и Мигель Паласио побеседовали с митрополитом Корнилием об укреплении образовательных связей между Общецерковной аспирантурой и Русской Православной Старообрядческой Церковью. Владыка подарил представителям ОЦАД книги о старообрядчестве и богослужебные календари. 

Согласно официальному сайту ММСО, «Московский Международный Салон Образования в 2016 году посетили 52500 человек, из них 14000 школьников, 6000 педагогов, 4000 директоров и руководителей учебных заведений, 8000 представителей коммерческого сектора в образовании. Прошло 530 мероприятий с участием более чем 1000 спикеров, на выставке приняли участие 400 компаний из 70 стран, было зафиксировано 99 тысяч уникальных посетителей сайта». 

Пресс-служба ОЦАД

journal.jpg

Вышел в свет первый номер журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» за 2016 год, главной темой которого стал предстоящий Всеправославный собор: его подготовка, повестка и контекст. 

Приглашенным редактором-составителем номера выступил руководитель Центра изучения современных проблем православной экклезиологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии А.В. Шишков. 

В номере опубликованы статьи сотрудников ОЦАД – А.В. Шишкова, исполнительного секретаря магистерских программ А.В. Гусева, научного сотрудника А.И. Кырлежева. 

 От редакции журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом»

Настоящий номер нашего журнала посвящен особо значимому событию в жизни современной Православной церкви — Всеправославному собору, который должен состояться на острове Крит с 16 по 27 июня 2016 года. Это событие беспрецедентно в силу того, что после всеобщих соборов древности, именуемых Вселенскими, и после Великой схизмы 1054 года, разделившей церковь на Западную и Восточную, последняя не знала общецерковных, то есть общеправославных, соборов, хотя на региональном уровне, а также в отдельных поместных церквах соборная практика продолжалась и даже развивалась (пример — Всероссийский собор 1917 – 1918 гг.).

Древние Вселенские соборы фактически были соборами епископов Римской империи, но имели универсальный, «вселенский» характер не только в силу универсалистских притязаний христианства, но и потому, что сама империя рассматривалась как вся «обитаемая земля» — ойкумена. Расширение границ «обитаемого мира» до планетарного масштаба изменило саму идею пространственного универсализма. Сегодня «вселенский» характер Всеправославного собора определяется тем, что в нем участвуют представители всех общепризнанных православных автокефальных церквей, присутствующих не только на своих исторических территориях, но и во всех частях света в форме церковной диаспоры. Глобализация Православия ставит новые проблемы, касающиеся межправославных отношений, общеправославного свидетельства, а также церковного устройства и управления в масштабе всей Православной церкви.

Идея Всеправославного собора возникла в самом начале XX в. и получила развитие в 1920 – 1930-е годы. В данном случае можно говорить о двух главных внешних побудительных причинах. С одной стороны, это межхристианское сближение и сотрудничество в рамках экуменического движения минувшего века, в котором православные должны были выступать в качестве единой конфессии. С другой стороны, распад империй, Османской и Российской, в результате которого поместные православные церкви обрели собственную субъектность и оказались в ситуации именно меж-церковных отношений. Сегодня автокефальные православные церкви существуют в секулярном (или даже постсекулярном) контексте, в котором декларируется принцип отделения церкви от государства. Межправославные отношения в XX – XXI вв. уже не предполагают участия светских властей. 

«Коммунистическое пленение» православия на Востоке и Юго-Востоке Европы помешало активизации межправославных отношений, однако с начала 1960-х годов стало возможным начать общеправославный предсоборный процесс. Растянувшаяся на долгие десятилетия, с перерывом после падения Советской империи, подготовка Собора вступила в заключительную фазу в 2014 году, когда было, наконец, принято окончательное решение о его безотлагательном проведении.

Всем этим перипетиям предсоборного процесса, а также другим аспектам соборной практики и посвящен настоящий номер журнала, полностью состоящий из оригинальных текстов, специально для него написанных.

Первый блок материалов «Главной темы» открывает обширная статья американского церковного историка и специалиста по русскому богословию Пола Вальера. В ней обозначаются основные вехи в истории соборной практики от раннехристианских времен до наших дней через призму авторской концепции собора как «выявления Церкви». В поле зрения автора — древние церковные соборы I – III вв.; соборы Римской империи, получившие название Вселенских; концилиаристское движение в Римско-католической церкви; соборная практика англиканского содружества церквей и методистов; Всероссийский поместный собор 1917 – 1918 гг. и Второй Ватиканский собор. Тему соборной практики продолжает Алексей Беглов в отдельной статье о Всероссийском поместном соборе 1917 – 1918 гг. как особом случае, отразившем новую парадигму организации собора в Православной церкви. Автор не только подробно описывает механизм функционирования этого собора (формат, состав, способ принятия решений и др.), но и говорит о том, как собор мыслил соборный процесс в Русской православной церкви в будущем.

Второй блок посвящен современному устройству Православной церкви. Он знакомит читателя с участниками Всеправославного собора — автокефальными церквами, которые на соборе будут представлять делегации в составе предстоятеля церкви и епископов (не более 24), причем каждая делегация обладает од- ним голосом. В статье Александра Кырлежева предлагаются различные подходы к типологизации четырнадцати общепризнанных автокефальных церквей-участниц, позволяющие увидеть многообразие организационных форм современного православия и сложность взаимных отношений между церквами. В статье французского политического географа Николая Казаряна рассматриваются соотношение и взаимодействие православных церквей в перспективе современных геополитических исследований.

Третий блок посвящен подготовке Всеправославного собора и его повестке. Андрей Гусев подробно излагает долгую историю предсоборного процесса (1923 – 2016). Алексей Юдин, сравнивая тематику II Ватикана и повестку Всеправославного собора на раннем этапе его подготовки (1960-е гг.), обращает внимание на их параллелизм и различия. Статьи Владимира Хулапа, Андрея Шишкова и Александра Агаджаняна посвящены отдельным темам соборной повестки и соответствующим дискуссиям: это проблема календаря, спорные экклезиологические вопросы (православная диаспора, провозглашение автокефалий и диптихи), социальная тематика.

Четвертый блок включает статьи исторического характера, так или иначе связанные с проблематикой межправославных отношений в предсоборный период и с реализацией идеи Всеправославного собора. Лора Герд рассказывает об отношениях между Русской и Константинопольской церквами в период, предшествующий началу предсоборного процесса. Статьи Павла Ермилова и Александра Мазырина посвящены частным вопросам: дискуссии о праве созыва Всеправославного собора в конце XIX — первой половине XX в. и неудачным попыткам созвать собор в 1920 – 1930-е годы.

В разделе «Современное богословие» публикуется статья американского православного богослова Аристотеля Папаниколау, в которой он предлагает свое видение места соборов в Православной церкви. Автор знакомит читателя с одним из основных направлений современного православного богословия — евхаристической экклезиологией, а также затрагивает вопрос о соотношении первенства и соборности в церкви, который сегодня обсуждается не только в православной, но также в католической и протестантской теологической среде.

Полный текст номера можно скачать на сайте журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» http://religion.rane.ru/?q=ru/node/1108

sbbk.jpg16 апреля 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад митрополита Волоколамского Илариона, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о новом составе Комиссии.

Прежний состав Комиссии был утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви на заседании 25-26 декабря 2013 года (журнал № 159).

Синод утвердил следующий состав Синодальной библейско-богословской комиссии:

1. митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, — председатель комиссии;
2. митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, председатель Синодальной богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви;
3. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий;
4. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии;
5. архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии;
6. архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии;
7. епископ Ирпенский Климент, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви;
8. епископ Бобруйский и Быховский Серафим, председатель Синодального отдела Белорусского экзархата по взаимоотношениям Церкви и общества, первый проректор Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета;
9. епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл;
10. епископ Каскеленский Геннадий;
11. архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии, руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии;
12. архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии, заведующий кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии;
13. архимандрит Ириней (Стинберг), декан Института богословских наук имени святых Кирилла и Афанасия Александрийских, член Ученой комиссии при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви;
14. игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока;
15. протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей;
16. протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
17. протоиерей Валентин Асмус, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент Московской духовной академии;
18. протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии;
19. протоиерей Андрей Новиков, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах г. Москвы;
20. протоиерей Димитрий Кирьянов, заведующий кафедрой богословия Тобольской духовной семинарии;
21. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии;
22. протоиерей Владислав Цыпин, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, профессор Московской духовной академии;
23. протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии;
24. иеромонах Иоанн (Копейкин), проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
25. священник Михаил Желтов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
26. Антонов Константин Михайлович, заведующий кафедрой философии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
27. Бурега Владимир Викторович, профессор, проректор по научно-богословской работе Киевской духовной академии;
28. Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
29. Козырев Алексей Павлович, заместитель декана философского факультета Московского государственного университета;
30. Кравец Сергей Леонидович, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»;
31. Кырлежев Александр Иванович, научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
32. Легойда Владимир Романович, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации;
33. Малер Аркадий Маркович, председатель Византийского клуба «Катехон» при Институте философии Российской академии наук;
34. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
35. Мартинович Владимир Александрович, заведующий кафедрой апологетики, доцент Минской духовной академии;
36. Неклюдов Константин Викторович, заведующий редакцией Священного Писания Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»;
37. Селезнев Михаил Георгиевич, заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
38. Ткаченко Александр Анатольевич, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сотрудник Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»;
39. Фокин Алексей Русланович, заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
40. Шишков Андрей Владимирович, руководитель Центра изучения современных проблем православной экклезиологии при Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, — секретарь комиссии;
41. Языкова Ирина Константиновна, доцент Библейско-богословского института имени святого Андрея Первозванного.

Патриархия.ru

IMG_05_title.jpg

15 апреля 2016 года завершились курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по делам молодежи, организованные по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия совместно с Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Удостоверения об окончании курсов слушателям вручил ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.

Курсы продлились с 11 по 15 апреля. В них приняли участие руководители молодежных отделов из 40 епархий.

В рамках курсов состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Пресс-служба ОЦАД

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»

Please publish modules in offcanvas position.

?iaaen.Iao?eea