НОВОСТИ

21.jpg11 марта 2016 года по благословению  Святейшего Патриарха Кирилла  в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия прошел семинар, посвященный Всеправославному Собору, который намечено провести в июне на острове Крит.

В рамках семинара выступили президент Ассамблеи православных епископов Франции митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат) и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.

В мероприятии приняли участие: митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы; архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Александр (Пихач), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Сергий Привалов, исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ; А.В. Шишков, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии.

На встрече присутствовали временный поверенный в делах Греции в России Герасимос Даварис и сотрудница отдела информации и печати Посольства Греции Николь Сапфо Стеллу.

Со стороны Общецерковной аспирантуры и докторантуры участвовали проректор по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), научный сотрудник ОЦАД протоиерей Владимир Шмалий, руководитель Учебно-методического управления Мигель Паласио и заведующий кафедрой философии ОЦАД В.Н. Катасонов.

Приветствуя собравшихся, митрополит Волоколамский Иларион отметил: «Решение о проведении Собора принято на собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, в котором участвовал и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Тогда же мы обратились к Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой направить в пределы Русской Церкви авторитетного иерарха Вселенского Патриархата, который мог бы изложить точку зрения Вселенского Патриархата на подготовку и проведение Всеправославного Собора».

 

Далее слово было предоставлено митрополиту Галльскому Эммануилу, который выступил с докладом, посвященным тематике предстоящего Собора, а также общему межправославному и общественному  контексту, в котором он будет созываться.

Говоря о значении проведения Собора, митрополит Эммануил подчеркнул: «Он покажет миру единство Православия, которое сегодня должно научиться жить и интегрировать свое многообразие на международном уровне и, как следствие, на уровне всеправославном».

Одним из важнейших вопросов современной повестки дня является ситуация на Ближнем Востоке, тяжелейшее положение христианских общин этого региона, находящихся под угрозой уничтожения. «Это гуманитарная трагедия. Более того, это трагедия историческая и цивилизационная, – констатировал докладчик. – Угроза исчезновения христиан на Ближнем Востоке носит глобальный характер и ударит, в первую очередь, по нашим духовным корням,  вдохновляющим нас в эпоху глубинных изменений».

Эта тема была в центре внимания в ходе прошедшей на Кубе беседы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, напомнил митрополит Галльский Эммануил, подчеркнув важность состоявшейся встречи.

Говоря о социальном и демографическом контексте, в котором живет и действует в наши дни Православная Церковь, выступавший упомянул, что за прошедшее столетие резко выросло число тех, кто исповедует Православие. Так, согласно данным исследования, осуществленного в парижском Коллеж Бернарден, численность православных в мире выросла с 124 923 000 в начале XX века до 274 447 000 верующих в 2010 году.

«Таким образом, речь идет не только о том, чтобы засвидетельствовать единство Православия, но и о том, чтобы ответить на такой вызов современности, как стремление вывести на периферию факт религиозности, – продолжил иерарх Константинопольского Патриархата. – Секуляризация истории является искаженным взглядом на реальность, трансформацией памяти, равно как и ценностной деформацией, за счет которой исчезает понятие о духовном призвании человечества в угоду потребительскому материализму, пешками которого мы, так или иначе, становимся».

Владыка Эммануил также кратко рассмотрел в своем докладе документы, которые были подготовлены в ходе предсоборного процесса и опубликованы для ознакомления верующих. «Внимательное прочтение документов, которые будут представлены вниманию Собора, прекрасно покажет огромную актуальность затронутых тем», – уверен докладчик.

В прозвучавшем затем выступлении председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион отметил: «Собор готовился в общей сложности 55 лет – это очень большой срок. Кто-то может спросить, почему подготовка шла так долго. Мы можем привести целый ряд причин, по которым его проведение откладывалось, это были причины внутрицерковного и геополитического характера. Однако тот факт, что мы сейчас приближаемся к дате Собора, заставляет нас подумать о том, что Промысел Божий вел Церковь именно таким образом, что Всеправославный Собор не был созван раньше, а созывается сейчас. Мы не так давно провели в Гаване встречу между Патриархом Московским и всея Руси и Папой Римским, которая готовилась в общей сложности двадцать лет: в 1996 году началась подготовка встречи между приснопамятным Патриархом Алексием II и Папой Римским Иоанном Павлом II. Она была назначена на 1997 год, были определены место, дата, но встреча не состоялась. Затем неоднократно предпринимались попытки возобновить подготовку этой встречи, но, в конце концов, она состоялась именно в то время, в которое должна была состояться. Мы видим, как Промысел Божий указывает нам нужное время и место проведения подобного рода исторических встреч».

По свидетельству митрополита Илариона, Всеправославный Собор в том виде, в каком он задуман, будет представлять собой первое собрание представителей всех общепризнанных Поместных Православных Церквей со времен VII Вселенского Собора. «Это не только налагает на нас особую ответственность, но и вызывает определенные вопросы у некоторой части нашей паствы, которая спрашивает: что же это будет за Собор, почему в нем возникла необходимость, не будет ли это VIII Вселенский Собор, который пересмотрит решения древних Вселенских Соборов? Не будут ли на этом Соборе приняты какие-то нововведения, которые ослабят стояние нашей Святой Православной Церкви в истине? Такие голоса раздаются, и именно для того, чтобы повестка дня и тематика Собора были совершенно открыты, доступны для наших верующих, мы с самого начала настаивали, чтобы весь процесс подготовки был прозрачным – как сейчас говорят, транспарентным. Мы настаивали на том, чтобы наш церковный народ во всех Поместных Церквах знал, какие решения готовятся, какие документы будут приняты», – сказал митрополит Иларион.

Председатель ОВЦС напомнил, что Московский Патриархат с самого начала настаивал, что все решения на Соборе должны приниматься консенсусом Поместных Церквей. «Под консенсусом мы понимаем согласие Поместных Православных Церквей с тем или иным решением – согласие, которое выражается каждой делегацией, – уточнил митрополит Иларион. – Мы приняли такой регламент Собора, согласно которому каждая Поместная Православная Церковь будет иметь один голос. Консенсус означает единомыслие всех Поместных Православных Церквей. Он не означает, что внутри одной церковной делегации не может быть разногласий, но такой вопрос будет решаться внутри этой делегации, он не должен становиться проблемой для Собора. Если архиерей не согласен с тем или иным документом или утверждением документа, он может об этом заявить внутри своей делегации, но делегация принимает решение поддержать или не поддержать тот или иной пункт документа. Консенсус между делегациями составляет основу, на которой будет работать Всеправославный Собор. Мы с самого начала настаивали на том, что этот консенсус должен быть обеспечен и на самом Соборе, и на всех этапах подготовки к нему».

По этой причине повестка дня Всеправославного Собора в том виде, как она сегодня выглядит, не представляется внушительной и впечатляющей, продолжил свою мысль владыка Иларион: «По всей видимости, мы не примем какие-то эпохальные решения, которые прогремят на весь мир, но зато будем принимать решения, которые должны соответствовать многовековому учению нашей Святой Православной Церкви, отражать чаяния церковного народа. Решения, которые не должны быть никем оспорены».

Помимо Регламента Собора, к обсуждению на Всеправославном Соборе готовы шесть документов: «Таинство брака и препятствия к нему», «Важность поста и его соблюдение сегодня», «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», «Автономия и порядок ее провозглашения», «Миссия Православной Церкви в современном мире» и «Православная диаспора». Последний из них был принят еще в 2009 году на IV Всеправославном предсоборном совещании. Принятие документа, который касается автономии и способа ее провозглашения, а также документа «Важность поста и его соблюдение сегодня» состоялось в ходе V предсоборного совещания в 2015 году. А представляющий собой соборный ответ Православных Церквей на очень многие вызовы современности и посвященный главным образом социальной тематике документ «Миссия Православной Церкви в современном мире» был принят на синаксисе Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, который прошел в январе нынешнего года в Женеве.

По словам председателя ОВЦС, существуют определенные сложности с двумя документами. Один из них – «Таинство брака и препятствия к нему» – был обсужден на синаксисе в январе нынешнего года. Этот документ имеет признание значительной части Церквей, однако его не подписали представители Антиохийского и Грузинского Патриархатов. «Насколько мы знаем, претензии Грузинской Православной Церкви к документу носят принципиальный характер: острую критику в этой Церкви вызывает упоминание о возможности смешанных браков (с инославными христианами ­ – прим.) и благословения таких браков по икономии». Документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» был подписан всеми Православными Церквами на предсоборном совещании 2015 года. Тем не менее, уже после этого совещания и после синаксиса Священный Синод Грузинской Православной Церкви на заседании 12 февраля 2016 года отклонил данный документ, поскольку к нему имеются принципиальные поправки и замечания. Кроме того, Регламент Собора не подписан делегацией Антиохийской Православной Церкви.

В связи с этим митрополит Иларион задал митрополиту Галльскому Эммануилу вопрос, как Константинопольский Патриархат будет действовать в отношении документов, которые либо подписаны не всеми, либо оспариваются той или иной Православной Церковью.

«Мы должны обратить внимание на причины, по которым документы не были подписаны Антиохийской Православной Церковью и по которым они оспариваются Грузинской Православной Церковью. Это разные причины, – отметил представитель Константинопольского Патриархата. – Мы не принимаем единоличные решения, не можем предвидеть, что произойдет на Соборе, но это процесс, и мы должны продолжать молиться и предпринимать усилия для того, чтобы найти решение проблемы, существующей во взаимоотношениях между Антиохийской и Иерусалимской Православными Церквами, и для того, чтобы они приняли эти документы. Что касается Грузинской Церкви, мы должны дождаться их комментариев, чтобы понять, почему они отвергли этот документ».

С последним тезисом митрополита Эммануила согласился председатель ОВЦС, в свою очередь выразивший пожелание, чтобы возникшие на этапе подготовки Собора разногласия были решены до Собора. «Мы со своей стороны должны сделать все, чтобы обеспечить успех Всеправославного Собора и единомыслие на нем», – констатировал митрополит Иларион.

Вопросы, связанные с тематикой, регламентом и протокольной частью предстоящего Собора, докладчику задали митрополит Истринский Арсений, епископ Воскресенский Савва, епископ Солнечногорский Сергий.

Протоиерей Николай Балашов выразил благодарность высокому гостю за дружеский визит. «Нам очень важен процесс подготовки к Собору в эти немногие оставшиеся месяцы, ­­– сказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. – Убежден, что они должны быть максимально насыщены событиями, подобными сегодняшнему семинару. Нам нужно всеми способами увеличивать коммуникацию между Поместными Православными Церквами, общаться в самых разных формах, в том числе и таких, как сегодняшняя встреча, чтобы чувствовать атмосферу, чувствовать настроение, внимательно прислушиваться к разным голосам и проявлять предельное внимание к тем различиям, которые между нами существуют».

Служба коммуникации ОВЦС/

Пресс-служба ОЦАД

IMG_4583.jpg

         10 марта 2016 года слушатели кафедры внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия в рамках практического освоения особенностей дипломатического служения побывали в посольстве Мексиканских Соединенных Штатов в Москве.

         Вместе с учащимися представительство Мексики посетили руководитель Учебно-методического управления ОЦАД, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио, помощник проректора по учебной работе ОЦАД иеромонах Афанасий (Микрюков) и секретарь ректора ОЦАД Карина Гандур.

          Гостей принял Чрезвычайный и Полномочный Посол Мексики в России Рубен Бельтран. Открывая встречу, дипломат тепло поприветствовал представителей Патриаршей академии и выразил радость от возможности общения.

         Господин Посол рассказал о об основных этапах своей карьеры в мексиканском Министерстве иностранных дел, подчеркнув, что задолго до своего назначения в Москву стремился работать в России. «Моя задача как посла заключается в том, чтобы мой народ смог понять Россию, а Россия смогла понять Мексику», – отметил господин Бельтран.

         Особое внимание посол Мексики уделил тем качествам, которыми необходимо обладать дипломату для успешного выполнения своей миссии. К таковым он относит навык коммуникации, вовлеченность, содействие, понимание, изучение. «Дипломатия – это прежде всего умение, а не профессия, – считает Р. Бельтран. – Дипломат должен тщательно учиться, хорошо разбираться в своем деле и верить в него. Без веры невозможно быть по-настоящему вовлеченным в свою работу».

         В ходе встречи господин Бельтран упомянул недавнюю встречу Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, охарактеризовав ее как «встречу двух дипломатов высокого уровня» и «начало открытого диалога двух Церквей».

 

         Господин Бельтран ответил на вопросы учащихся Общецерковной аспирантуры, посвященные различным аспектам дипломатической службы и российско-мексиканских отношений. Затем гостям было предложено чаепитие.

         Мигель Паласио поблагодарил Р. Бельтрана за согласие встретиться со слушателями ОЦАД и передал ему приветствие ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона. Также руководитель Учебно-методического управления ОЦАД передал послу Мексики памятные подарки. В свою очередь Р. Бельтран вручил каждому гостю значки с изображением флагов Мексики и России.

 

Пресс-служба ОЦАД

16 KKT Taufe 1.jpg 4 и 5 марта 2016 г. Евангелический институт изучения христианских конфессий в г. Бенсхайм (Германия) проводил конференцию, посвященную современным богословским и практическим аспектам таинства Крещения. Конференция собрала около 40 участников, в основном профессоров богословия и пасторов протестантских церквей Германии, а также Шотландии и Венгрии. Докладчики представили баптистскую, лютеранскую, католическую и православную точки зрения на смысл таинства как события и жизненного процесса, осветили актуальный опыт вхождения человека в Церковь. 

По приглашению института с докладом о богословском осмыслении и практике Крещения в России после 1985 года выступил секретарь кафедры богословия ОЦАД, доктор теологии Е.А. Пилипенко. Он принял также участие в подиумной дискуссии. В докладе и ответах на вопросы Е.А. Пилипенко подчеркнул положительные, хотя еще и недостаточные изменения в практике пред- и послекрещальной катехизации, указал на основные тенденции в богословии Крещения у современных русских авторов, на его внутреннюю связь с Исповедью и Евхаристией, а также на новые официальные документы Русской православной Церкви касательно практики крещения в условиях новых общественных вызовов, например, относительно ВИЧ-инфицированных, младенцев, родившихся при помощи "суррогатного" материнства, в случаях сменивших пол людей. 

В докладах и общих дискуссиях были затронуты также литургические, сакраментальные, пастырские, миссионерские и экуменические вопросы. Особое внимание было уделено проблеме крещения младенцев, его необходимым предпосылкам и условиям, а также экклезиологическому значению таинства Крещения и связанным с ним вопросу о границах Церкви и практике перекрещивания при переходе в другие христианские конфессии. Кроме того было отмечено, что особенно актуальной в западноевропейском контексте в связи с небывалым наплывом беженцев является сейчас разработка методов катехизической работы с просящими о крещении представителями других религий.

ECR_3214.jpg 10 марта 2016 года в Москве в здании Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось первое в нынешнем году заседание Президиума Межрелигиозного совета России.

Участниками заседания со стороны Русской Православной Церкви стали председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и заведующий Сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов.

Со стороны Центрального духовного управления мусульман России участвовали председатель ЦДУМ шейх-уль-ислам муфтий Талгат Таджуддин и представитель ЦДУМ в Москве Ш.М. Кадыргулов.

Духовное управление мусульман Российской Федерации было представлено первым заместителем председателя ДУМ РФ Д.В. Мухетдиновым и руководителем Департамента образования, науки и культуры, начальником Отдела по взаимодействию с государственными, общественными организациями и религиозными объединениями ДУМ РФ Ш.Р. Кашафом.

От Координационного центра мусульман Северного Кавказа в заседании принял участие полномочный представитель в Москве Ш. А. Пшихачев.

Со стороны Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России в работе Президиума МСР участвовали главный раввин России А.С. Шаевич и представитель главного раввина Москвы по межрелигиозному диалогу раввин Михаэль Едвабный, со стороны Федерации еврейских общин России – представитель по связям с общественными организациями и госструктурами А.В. Глоцер.

От буддийской общины страны участником встречи был полномочный представитель Буддийской традиционной Сангхи России Санжай-Лама.

На заседании присутствовали члены Попечительского комитета МСР: учредитель компании «Кристал Протекшн» Н.Р. Исмаилов, представитель РАТМ Холдинга, член правления Благотворительного фонда «Живи» О.В. Блюдов.

В числе присутствовавших также были проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры  по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), заведующий кафедрой педагогики и теории образования ОЦАД Д.В. Шмонин, и.о. руководителя Управления по работе с государственными структурами Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ П.В. Лебедев,, сотрудник Секретариата МСР С.В. Мельник и сотрудник ОВЦС И.Д. Кашицын.

Митрополит Волоколамский Иларион выступил перед участниками заседания, отметив основные направления межрелигиозного сотрудничества. «Межрелигиозный совет России имеет одной из своих основных задач укрепление мира и согласия между традиционными религиозными общинами нашей страны» — сказал председатель ОВЦС. Архипастырь отметил, что российская модель межрелигиозного согласия во многом является заслугой религиозных лидеров страны. «Очень важно, чтобы, помимо наших собственных встреч, мы доводили их содержание до широкой общественности и до наших прихожан», — подчеркнул иерарх. По мысли митрополита Илариона, религиозным лидерам «следует воспитывать прихожан в духе мира согласия и взаимопонимания». Особый акцент в выступлении митрополита Илариона был сделан на совместной работе религиозных общин в области развития теологического образования и науки.

Затем прозвучали приветственные слова муфтия Талгата Таджуддина, раввина А.С. Шаевича и Санжай-Ламы.

Члены Президиума МСР единогласно утвердили священника Димитрия Сафонова на пост исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России. Кандидатура была выдвинута согласно имеющемуся благословению почетного председателя МСР Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В ходе заседания также был поднят вопрос о взаимодействии Межрелигиозного совета России с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Состоялось обсуждение концепций ряда межрелигиозных форумов, которые планируется  провести под эгидой МСР в 2016 году.

В завершение заседания, согласно указу Святейшего Патриарха Кирилла, митрополит Иларион вручил медаль в память 1000-летия преставления святого князя Владимира члену Попечительского комитета МСР Н.Р. Исмаилову.

 

Служба коммуникации ОВЦС

IMG_3388_1001x751.jpg

3 марта 2016 года по приглашению администрации Саввинских богословских курсов, действующих при Саввино-Сторожевском монастыре, руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио прочитал лекцию на тему «Церковная дипломатия: миссия, задачи, особенности».

 

Лекция прошла в Каминном зале одной из самых известных святых обителей Русской Православной Церкви. Представитель ОЦАД осветил такие вопросы, как роль дипломатии и дипломатов в общественной жизни, понятие церковной дипломатии применительно к Московскому Патриархату, ключевые вехи в истории церковной дипломатии, основные задачи и направления современного внешнего церковного служения.

По завершении лекции Мигель Паласио ответил на вопросы слушателей, касающиеся различных аспектов международной деятельности Русской Православной Церкви.

 ***

 Начало духовным школам в Саввино-Сторожевском монастыре в подмосковном Звенигороде положила императрица Екатерина II. В 1775 году именным указом она повелела быть семинарии в здании дворца царя Алексея Михайловича. Вплоть до трагических событий начала XX века при монастыре существовало духовное училище.

В 1999 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие при Саввино-Сторожевской обители богословских курсов, носящих имя преподобного Саввы.

На курсы принимаются лица православного исповедания от 17 лет. Лекции проводятся три раза в неделю в вечернее время. Срок обучения – 3 года. Обучение на курсах, являющееся бесплатным, имеет целью дать верующим – в основной массе своей людям недавно воцерковленным – начальные знания о православном вероучении, святоотеческих творениях, истории Церкви. Занятия на Саввинских богословских курсах ведут выпускники Московской духовной академии и Московской духовной семинарии, преподаватели высших учебных заведений Москвы. Для учащихся регулярно организуются гостевые лекции. Слушатели совершают паломнические поездки.

 

20160304_120846.jpg 4 марта 2016 года Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия посетил заместитель главы Администрации Верховного лидера Ирана по академическим вопросам ходжат-уль-ислам Али Реза Панахьян.

Высокого гостя принял секретарь Ученого совета, руководитель Секретариата Межрелигиозного совета России священник Дмитрий Сафонов, во встрече также участвовал сотрудник Секретариата МСР С.В. Мельник. 

Али Реза Панахьян охарактеризовал современный период истории как «век сближения религий» и указал на особую актуальность диалога религий в нынешних условиях. Основой межрелигиозного диалога, по мнению господина Панахьяна, может стать осознание близости этических ценностей религий и стремление верующих совместно противодействовать различным формам человеческого страдания и угнетения.

Священник Дмитрий Сафонов рассказал о работе Совместной российско-иранской комиссии по диалогу "Ислам-Православие", отметив особые теплые дружеские отношения, сложившиеся между ее участниками. С.В. Мельник описал различные подходы к межрелигиозному диалогу и указал на необходимость академического изучения этой темы.  

Участники встречи отметили важность развития научных и образовательных контактов между Русской Православной Церковью и мусульманами Ирана.

IMG_4308.jpg1 марта 2016 года в рамках проведения выездного занятия по дисциплине «Источниковедение внешних церковных связей» студенты 2 курса магистратуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия посетили РГГУ под руководством преподавателя этой дисциплины к.и.н., к.б., выпускника РГГУ и аспирантуры этого вуза священника Димитрия Сафонова.

Первое занятие прошло в Научно-образовательном центре «Гуманитарный архив РГГУ» - уникальном хранилище документальных коллекций и личных архивных фондов, связанных с историей Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ), созданием и развитием Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и его научных подразделений.

Гуманитарный архив осуществляет хранение, научное описание, изучение и публикацию документальных материалов, готовит к изданию сборники «Вестника Гуманитарного архива РГГУ».

Директором научно-образовательного центра «Гуманитарный архив РГГУ», кандидатом исторических наук, доцентом Ф. Г. Тараторкиным была проведена лекция, посвященная истории Московского государственного историко-архивного института и основам архивного дела. Он познакомил учащихся с составом фондов.

После лекции слушатели смогли задать вопросы, касающиеся методов формирования церковных архивов.

Магистранты ОЦАД также посетили экскурсию по Научной библиотеке РГГУ, в ходе которой директор научной библиотеки Л.Л. Батова рассказала об уникальных книжных фондах библиотеки,  продемонстрировала читальные залы и познакомила гостей университета с экспозицией редких и ценных книг из собрания Научной библиотеки РГГУ.

 

35.jpg23-26 февраля  2016 года в рамках программы российско-итальянского  семинара «Космос русской культуры» прошел очередной тур обмена лекциями. Университет La Sapienza в Риме посетила делегация Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в составе профессора В.Н.Катасонова, профессора протоиерея Дмитрия Лескина, профессора И.В.Лупандина. 

В.Н.Катасонов в своей лекции «Концепция целостного разума в русской философии» рассказал о становлении представления о целостном разуме у старших славянофилов И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, о судьбе этой идеи в творчестве В.С.Соловьева и его последователей. Были раскрыты и обсуждены логические и исторические корни философской идеи целостного разума, восходящие к православной антропологии, к аскетической практике исихазма.

Протоиерей Дмитрий Лескин в своем докладе «Онтологический статус имени и слова в русской философии» рассказал об исторических, философских и богословских корнях онтологического понимания имени в русской философской традиции. Были обсуждены исторические аспекты реалистического понимания имени в средневековьи и судьба этой традиции в философии имени XX столетия.

Профессор И.В.Лупандин в докладе «Достоевский и Ницше» рассказал о восприятии поздним Ф.Ницше работ Ф.М.Достоевского. В докладе была подчеркнута односторонность ницшеанских интерпретаций Достоевского, роль Г.Брандеса в этом процессе.

Все три доклада сопровождались интересными дискуссиями, помогающими лучше осознать особенности восприятия русской культуры в Западном мире. pureprotein

В рамках поездки участникам из России были предложены экскурсии в катакомбы Св.Агнессы и в Музеи Ватикана.

 

кафедра философии ОЦАД

zakrytie.JPG26 февраля 2016 года завершились курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных миссионерских отделов, организованные Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с Синодальным  миссионерским отделом.

По итогам курсов проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин) и заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) вручили слушателям удостоверения о повышении квалификации.

Курсы продлились с 22 по 26 февраля, в них приняли участие руководители миссионерских отделов из 43 епархий.

В рамках курсов состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и Синодальным миссионерским отделом Русской Православной Церкви. Документ был скреплен подписями ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона и председателя Синодального миссионерского отдела Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна.

 

 

00.JPG24 февраля 2016 года в рамках курсов повышения квалификации для руководителей миссионерских отделов епархий состоялась лекция председателя Синодального миссионерского отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна на тему «Опыт переосмысления миссионерского служения Русской Православной Церкви".

В своем выступлении Владыка уделил внимание содержанию миссионерского служения, а также вопросам определения методов и подходов в соответствии со спецификой региона. После лекции встреча продолжилась в формате вопросов и ответов.

В течение второго и третьего лекционных дней участники курсов прослушали лекции директора Правового информационно-консультативного центра по оказанию помощи в сфере защиты религиозных прав и свобод, члена экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ И.В. Иванишко («Правовое сопровождение миссионерской деятельности», «Типологизация новых религиозных движений»), президента Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского А.Л. Дворкина («Опыт проведения государственной религиоведческой экспертизы»), советника Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики Администрации Президента РФ А.В.Третьякова («Миссионерское служение Русской Православной Церкви и государственная политика в сфере взаимодействия с религиозными организациями»).

Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.В. Медведко рассказал о миссионерском служении Русской Православной Церкви в соответствии с законодательством РФ. Член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Р.А. Силантьев посвятил свое выступление православной миссии в аспекте противодействия религиозному экстремизму. 

Завершающей встречей третьего учебного дня стала лекция исполнительного директора Ибероамериканского центра Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации А.Л. Зенькович. Тема лекции - «Деловое общение и этикет».

пресс-служба ОЦАД

000.JPG22 февраля 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось открытие курсов повышения квалификации для руководителей епархиальных миссионерских отделов.

Программа курсов подготовлена совместно с Синодальным миссионерским отделом Русской Православной Церкви. Для участия в курсах, которые продлятся до 26 февраля, прибыли представители 43 епархий.

Церемонию открытия возглавили проректор Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин) и заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько). Отец Иоанн приветствовал слушателей от лица ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона. Во вступительном слове проректор обратил внимание на особое значение, которое священноначалие Русской Церкви придает делу церковной миссии и проповеди Христова Евангелия в современной России. Проректор отметил, что образовательная программа настоящих курсов строилось в первую очередь ввиду замечаний Святейшего Патриарха, сделанных в его докладе на прошедшем в начале месяца Архиерейском Соборе. "Сегодня нам предоставляется прекрасная возможность объединить усилия с Синодальным миссионерским отделом, чтобы создать самый первый, базовый курс, который будет полезным и положит начало новому подходу к общецерковной работе миссионерских отделов. В рамках данной программы мы сможем общаться, делиться мнениями, перенимать опыт из рук тех людей, кто упешно совершает миссионерское служение и занимается изучением ее истории»,  - подчеркнул отец Иоанн.

Заместитель председателя Синодального миссионерского отдела поблагодарил руководство Общецерковной аспирантуры за совместную работу над курсами, отметив, что общецерковность Аспирантуры делает ее «наиболее подходящей площадкой для подобных встреч». Далее отец Серапион открыл лекционную часть выступлением, посвященным истории, принципам и методам организации миссионерского служения в Русской Православной Церкви. 

В течение первого учебного дня участники также прослушали лекции руководителя Информационно-аналитического управления Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В.Кипшидзе, руководителя миссионерского отдела Московской областной епархии священника Димитрия Березина, заведующего кафедрой миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессора А.Б. Ефимова. Лекции были посвящены таким актуальным темам, как миссия в медиа, методы организации миссионерской деятельности на приходе, изучение истории православной миссии в системе миссионерского образования.

09 02 2016_1.JPG9 февраля 2016 года в Русской христианской гуманитарной академии состоялось заседание кафедры педагогики и теории образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры в Санкт-Петербурге. Заседание возглавил заведующий кафедрой профессор Д.В.Шмонин. В заседании также принял участие ректор РХГА профессор Д.К.Богатырев. 

Профессора, преподаватели и соискатели кафедры обсудили итоги завершившейся сессии магистерской программы «Теология образования», вопросы методического обеспечения программы и прошения о переводе на кафедру. Были заслушаны выступления руководителя теологической программы УрГГУ (Екатеринбург) кандидата педагогических наук протоиерея Игоря Бачинина и заведующего богословской кафедрой СПбДА кандидата богословия иерея Димитрия Лушникова о направлениях, целях и задачах их докторских диссертационных исследований. 

По результатам состоявшихся дискуссий было решено одобрить темы диссертаций и ходатайствовать об их утверждении перед руководством ОЦАД.

 

кафедра педагогики и теории образования ОЦАД в Санкт-Петербурге/

пресс-служба ОЦАД

IMG_20160206_182101.jpg6 февраля 2016 года в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялся премьерный показ кинофильма иранского режиссера Маджида Маджиди «Мухаммад - посланник Всевышнего». Мероприятие проходило в рамках года кино в России и было приурочено к 37-й годовщине иранской революции 1979 года.

По приглашению иранского культурного центра премьеру посетили заведующий Сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Ученый секретарь, заведующий кафедрой внешних церковных связей ОЦАД, руководитель Секретариата Межрелигиозного совета России священник Димитрий Сафонов; преподаватель Московской духовной академии священник Алексий Забелин; аспирант ОЦАД протоиерей Алексий Белоцерковский, учащиеся магистратуры ОЦАД С.В. Лыгус и А. Литвин. В показе кинофильма также приняли участие: Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в России Мехди Санаи; кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер Никита Сергеевич Михалков; режиссёр премьерного фильма Маджид Маджиди, а также представители академического сообщества, искусствоведы, деятели кинематографа.

Кинофильм повествует о жизни основателя ислама и содержит немало сведений, позволяющих сформировать более широкое представление об этой мировой религии, одной из традиционных в России. Участие представителей православных духовных школ в премьерном показе стало одним из этапов реализации культурного и научного обмена между духовными учебными заведениями России и Ирана. Договоренность об этом была достигнута в ходе IX заседания совместной российско-иранской комиссии по диалогу между православием и исламом в 2014 году в Тегеране.

Священник Димитрий Сафонов побеседовал с руководителем культурного центра Ирана в Москве Резой Малеки о перспективах дальнейшего сотрудничества.

 

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/new_logo-400-1.jpg'

new_logo-400-1.jpg29 января 2016 года по приглашению Русской христианской гуманитарной академии (Санкт – Петербург) заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры профессор В.Н. Катасонов прочел лекцию «О границах технологического мышления». 

В ходе лекции профессор рассказал об истории генезиса технологического мышления в XVII столетии, его роли в новоевропейской науке, образовании, политике. На основе христианской антропологии была дана критика универсалистских претензий технологического мышления , в частности, утопических проектов современности.

Профессор В.Н.Катасонов также принял участие в заседании Ученого Совета РХГА, где обсуждалась диссертация, посвященная проблеме трансгуманизма.

ECR_2567.jpg7 февраля 2016 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, когда празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и день памяти святителя Григория Богослова, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Этот храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), секретарь Ученого совета ОЦАД, заведующий Сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов, преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры в священном сане.

После сугубой ектеньи митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь совершает память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, которая совпадает с днем памяти святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского.

Святитель Григорий жил в IV веке, когда Церковь, с одной стороны, благоденствовала, потому что гражданская власть активно ей содействовала, помогала в строительстве храмов, создании митрополий; с другой стороны, Церковь была раздираема ересями, основной из которых была ересь арианская. Многие из нас читали о том в учебниках, в книгах по истории Церкви, но, может быть, не всякий сознает, насколько опасно было арианство. Арий, константинопольский пресвитер, учил, что Господь Иисус Христос не был единосущен Богу Отцу, что Он был одним из творений Божиих – конечно, более высоким, чем обычные люди, но все-таки не равным Богу и не единосущным Своему Отцу.

Когда люди в Константинополе, а затем и в других местах, услышали об этом новом лжеучении, народ Божий ощутил в этом какую-то неправду, почувствовал, что здесь что-то не так. С этой ересью начали разбираться богословы. Святитель Афанасий Великий, который на Первом Вселенском Соборе, осудившем Ария, присутствовал в качестве диакона,  после прилагал особые усилия для борьбы с арианством, потому что, несмотря на то, что Собор прошел и ересь была осуждена, она продолжала распространяться  и к середине IV века захватила многие митрополии, епархии и приходы.

Тогда Господь воздвиг трех Каппадокийских учителей: Василия Великого, его брата Григория Нисского и Григория Богослова. И именно святителю Григорию Богослову было суждено стать тем человеком, который наиболее точно сформулировал православное учение о Святой Троице. Он это сделал в своих «Пяти словах о богословии», которые произнес в тот недолгий период, когда возглавлял Константинопольскую кафедру. В них святитель ясно сказал о том, что все три Лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – равны между Собой. Они равночестны и единосущны, но Они не три Бога, а один Бог. Один Бог в трех Ипостасях. И Сын Божий, единосущный Богу Отцу, стал человеком, принял на Себя человеческую плоть и через это стал единосущным нам. Бог сошел на землю для того, чтобы нам не надо было восходить на небо, чтобы здесь, на нашей земле, создать Церковь и Самого Себя преподать нам в пищу и питие, чтобы мы могли здесь, не дожидаясь исхода из временной земной жизни, питаться Его Божественным Телом и Его Божественной Кровью и ощущать присутствие среди нас Царства Небесного, о котором Господь сказал в первых словах Своей проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17). А еще до Него об этом сказал святой пророк и Предтеча Господень Иоанн.

Царство Небесное приблизилось не в хронологическом смысле. Оно приблизилось, потому что сошло на землю. И с тех пор, как Сын Божий стал Сыном Человеческим, нет больше разделения между землей и небом. Нет больше непреодолимой преграды между Царством Небесным и царством земным. Преградой для человека являются только его собственные грехи, только его собственное нежелание или неспособность приобщиться к Царству Небесному, которое уже здесь и теперь присутствует в нашей земной жизни.

На протяжении многих веков Господь воздвигал святых, которые всей своей жизнью, а часто и подвигом своей мученической смерти, являли присутствие Царства Божия на этой земле, среди людей. И XX век не стал исключением. То был век жесточайшего гонения на Церковь Христову не только в нашей стране, но и в других государствах, где возникали революционные течения, коммунистические режимы, где к власти приходили люди, одержимые атеистической, безбожной идеологией, и начинали жестоко преследовать Церковь Христову. В это тяжелое время гонений Господь воздвиг великое множество мучеников и исповедников – они не преклонили свои головы под власть земного властителя, не склонились на посулы безбедной жизни, не отреклись от Христа даже под пытками, даже испытывая тяжелейшие физические и моральные страдания.

Мы знаем о том, как в первые века христианства, еще до Вселенских Соборов, многие мученики отдавали свою жизнь за Христа. Но, как правило, это происходило публично – например, на стадионах, когда страдальцев выводили на арену, а на них набрасывались львы. И вся местная община знала о подвиге того или иного мученика. Или же мучеников ставили перед лицом властителей, которые допрашивали их, а потом предавали на смерть. Даже протоколы, известные как мученические акты, сохранились от этих первых веков христианской истории.

В XX веке многие новомученики и исповедники Церкви Русской умирали в полной безвестности. И они не могли знать, что когда-нибудь Церковь прославит их, потому что сначала этих людей изолировали от общества, отправляли в далекие места, где новомученики томились в суровых условиях, а затем без суда и следствия расстреливали. И даже до сих пор многие протоколы этих допросов и приговоры так называемых «троек», которые заменяли суды, остаются засекреченными.

Но у Господа нет ничего тайного – Он видит жизнь и смерть каждого человека. Если были люди, которые не сумели сохранить веру в чистоте, не смогли пронести до конца возложенный на них крест, но сломались по пути к своей Голгофе, то было и великое множество людей, которые не сломались, не отреклись от Бога и до последнего своего вздоха жили присутствием Божиим. Царство Небесное было явлено в мученическом подвиге наших святых, и сегодня мы прославляем их как наших небесных покровителей и заступников.

Мы обращаемся к ним с молитвой о том, чтобы они у Престола Бога и Царя молились за Церковь Русскую, молились за каждого из нас, за нашего Патриарха, за Священноначалие нашей Церкви, за то, чтобы больше никогда наш народ не подвергся одурманивающему влиянию безбожной сатанинской идеологии, чтобы Русь Святая всегда хранила веру Православную, ибо в этой вере – спасение и для всего нашего народа, и для каждого из нас.

Я поздравляю отца проректора, всех начальствующих, учащих и учащихся с праздником. Радуюсь тому, что этот храм возрожден, что в нем теперь совершается ежедневно утром и вечером богослужение, что чреду здесь несут и преподаватели, и студенты Общецерковной аспирантуры.

Надеюсь на то, что с Божией помощью, под покровом Пресвятой Богородицы и по молитвам святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, небесного покровителя этого святого храма, все мы будем восходить от силы в силу, а наша духовная школа будет процветать и развиваться.

С праздником! Храни вас всех Господь!»

 

Служба коммуникации ОВЦС

rozd_krugly_stol.JPG29 января 2016 года в рамках ХХIV Международных Рождественских образовательных чтений в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялся круглый стол "Культура диалога и просветительство – общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии".

Председателем круглого стола выступил Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион. 

В научно-практической встрече приняли участие представители традиционных религиозных общин и органов государственной власти России, отечественные и зарубежные дипломаты, ученые, профессора высших учебных заведений. Курировал мероприятие руководитель Учебно-методического управления Общецерковной аспирантуры, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио

Митрополит Иларион обратился к участникам и гостям встречи со вступительной речью.

Дискуссионную часть открыла заместитель Министра культуры России А.Ю. Манилова. Она посвятила свое выступление деятельности Министерства культуры по распространению русской духовной культуры в мире, рассказав о многочисленных проектах, осуществляемых Министерством совместно с Русской Православной Церковью. По ее словам, наибольшее внимание уделяется популяризации русской иконописи и церковных хоровых коллективов, которые являются "достоянием всей российской культуры". "Культурное взаимодействие с другими странами чрезвычайно важно в современных международных условиях", - подчеркнула А.Ю. Манилова. 

Апостольский нунций в России архиепископ Иван Юркович рассказал о морально-этических аспектах дипломатии при новых формах конфликтов. 

Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрийской Республики в Российской Федерации Эмиль Брикс выступил с докладом “Как построить доверительные отношения между Россией и Евросоюзом”. Дипломат подчеркнул, что “мы не должны искать простых ответов на сложные вопросы: чтобы сохранить мир, не стоит делить его только на "черное" и "белое"”.

Заместитель директора Департамента по связям с субъектами Российской Федерации, парламентом и общественными объединениями Министерства иностранных дел России И.Н. Мозго в своем сообщении рассказал об основных направлениях взаимодействия российского внешнеполитического ведомства с Русской Православной Церковью.

Первый заместитель Председателя Духовного управления мусульман РФ, имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области Д.В. Мухетдинов дал характеристику кораническому гуманизму как интегральной основе для межрелигиозного диалога.

Глава политической секции Представительства Европейского Союза в России Томас Рейес Ортега поприветствовал участников круглого стола от лица главы Представительства Евросоюза в России Вигаудаса Ушацкаса. “Европейский союз - проект, основанный на диалоге, призванный решать спорные вопросы. На сегодняшний день необходимо развитие культуры диалога, поддержка прямых контактов между людьми”, - отметил господин Рейес Ортега.

После кофе-брейка заседание круглого стола, по благословению митрополита Волоколамского Илариона, возглавил заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Филарет (Булеков).

Заместитель директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России М.В. Хорев рассказал о  роли культурной дипломатии в современном мире. По словам российского дипломата "налаживание межгосударственного взаимодействия, прямых контактов между людьми является краеугольным камнем понимания культурной дипломатии".

Главный научный сотрудник Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино Е.Б. Рашковский поделился своими размышлениями о культуре и антикультуре как глубинном конфликте XXI столетия, обратив внимание на то, что “дипломатия понимается через культуру понимания себя и своего оппонента”. 

Об особом месте Церкви в построении диалога между странами рассказал постоянный заместитель Чрезвычайного и Полномочного Посла Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Андреас Майцнер. “Диалог подразумевает доверие, - подчеркнул докладчик. - Для современной дипломатии как никогда важен активный диалог между людьми, и здесь Церковь играет большую роль, помогая строить мосты доверия и понимания между нациями”.

Заведующий кафедрой философии Московского государственного института международных отношений МИД России А.В. Шестопал передал собравшимся приветствие ректора МГИМО А.В. Торкунова. Ученый представил доклад на тему "Подготовка дипломата в эпоху постсекулярного общества: культура диалога". А.В. Шестопал подчеркнул, что представляемое им учебное заведение придает большое значение сотрудничеству с Общецерковной аспирантурой и, в частности, с кафедрой внешних церковных связей ОЦАД. 

Руководитель Центра мировых культур Дипломатической академии МИД России Н.И. Маслакова-Клауберг посвятила свое выступление теме миграционного кризиса в Европе и падению общехристианских ценностей.

Профессор кафедры дипломатии МГИМО МИД России Т.В. Зонова представила вниманию публики доклад "Анализ последних заявлений Папы Франциска по проблемам культуры диалога и просветительства". 

По завершении заседания архимандрит Филарет подвел итоги обсуждения и поблагодарил организаторов мероприятия. 

Все выступающие получили памятные свидетельства об участии в XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях "Традиция и новации: культура, общество, личность". 

На круглом столе присутствовали секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Сергий Звонарёв, исполнительный директор Центра "Церковь и международные отношения" Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России В.В. Печатнов, ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Е.М. Стрельчик, представитель Общества святого Эгидия в России Алессандро Салаконе, заместитель начальника Отдела культуры Посольства Федеративной Республики Германия в РФ Ирек Сулейманов, сотрудники и члены преподавательско-студенческой корпорации Общецерковной аспирантуры, учащиеся Сретенской, Перервинской, Николо-Угрешской духовных семинарий.

 

Пресс-служба ОЦАД

0.JPG29 января 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия под председательством митрополита Волоколамского Илариона состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Основным вопросом повестки дня стало принятие в первом чтении подготовленного Комиссией текста Катехизиса Русской Православной Церкви.

Открывая заседание, Председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, в частности, сказал:

«Сегодня нам предстоит одобрить проект текста Катехизиса, подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией.

Впервые идея создания современного Катехизиса прозвучала на Архиерейском соборе 2008 года. В постановлении «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» было сказано: «Признано важным начать работу по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21). Новый Катехизис должен был стать актуальным источником ответов на вопросы современного христианина по всем разделам богословского знания, хранимого в Священном Предании Церкви.

Через год после проведения Собора – в июле 2009 года – Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной Богословской комиссии (позднее – Библейско-богословской комиссии) начать подготовку Катехизиса (Журнал №62 от 27 июля 2009 г.). Спустя полгода Синодом был утвержден состав рабочей группы по работе над Катехизисом, я был назначен ее председателем. Группа разработала и приняла структуру Катехизиса. Были определены авторы различных разделов.

Редакционную работу над текстами Катехизиса взял на себя Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», в котором был сформирован редакционный коллектив, трудившийся над проектом до декабря 2014 года и проделавший большую работу.

В 2013 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви поставил перед Богословской комиссией задачу ускорения процесса подготовки Катехизиса. В частности, в постановлениях Собора говорилось, что «Синодальной библейско-богословской комиссии необходимо до очередного Архиерейского Собора завершить работу над Катехизисом» (п. 23).

Финальной доработкой текста занимался секретариат СББК и специальная редакционная группа под моим руководством на базе Общецерковной аспирантуры. Я лично неоднократно читал и редактировал весь текст, в том числе реагируя на те вопросы, которые ставились в отзывах членов Богословской комиссии. Некоторые трудные и спорные места мы обсуждали на пленарных заседаниях СББК. Всего за последние два с лишним года состоялось три пленарных заседания, посвященных обсуждению текста Катехизиса (24 декабря 2013, 20 января и 22 декабря 2015). 

Хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в работе над текстом Катехизиса на протяжении этих лет: авторов, подготовивших первые тексты; редакционный коллектив ЦНЦ «Православная энциклопедия»: ее руководителя С.Л. Кравца и членов редакции Л.В. Литвинову и Е.В. Барского; редакционную группу, работавшую в Общецерковной аспирантуре; сотрудников секретариата СББК, которые до последнего момента работали с текстом и отзывами на него.

Хочу также поблагодарить всех членов Синодальной библейско-богословской комиссии. Некоторые из них очень тщательно и внимательно читали текст и предложили много поправок, обратив внимание на лакуны, ошибки и неточности. Особенно хотел бы отметить вклад председателя Синодальной богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви, митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина; ректоров Московской и Санкт-Петербургской духовных академий – архиепископа Верейского Евгения и архиепископа Петергофского Амвросия; членов Комиссии, представляющих Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, – протоиерея Владимира Воробьева и Петра Юрьевича Малкова; архимандрита Савву (Тутунова); протоиерея Валентина Асмуса; протоиерея Андрея Новикова; А.П. Козырева.

К настоящему моменту полный текст Катехизиса (без учета приложений) составляет по объему 27,6 а.л. 

Структура Катехизиса на сегодня такова:

• Предисловие главного редактора.

• Введение «Вера и источники христианского вероучения».

• Часть I «Бог, мир и человек».

• Часть II «Церковь и ее богослужение».

• Часть III «Жизнь во Христе».

• Приложения:

• Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

• Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

• Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию

Решение о включении в качестве приложений к основному тексту Катехизиса трех документов Русской Православной Церкви было принято на пленарном заседании СББК 22 декабря 2015 г.

Хотел бы подчеркнуть, что подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией текст Катехизиса, являет собой первый проект. Он будет представлен на Архиерейском соборе 2-3 февраля 2016 года. Процедуру и сроки дальнейшей работы над текстом Катехизиса установит Собор».

Члены Синодальной библейско-богословской комиссии единогласно утвердили проект Катехизиса Русской Православной Церкви.

 

rozd2016-01-26.jpg26 января 2016 года по приглашению Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению преподаватель кафедры внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры О. А. Коновалов (DBA, MBA) выступил с докладом на секции Рождественских Чтений “Духовно-нравственное просвещение и здоровый образ жизни”. Работу секции возглавили Епископ Глазовский и Игринский Виктор и профессор РГСУ Е.А.Петрова.

Доклад О. А. Коновалова “Роль и функции социально-значимых организаций” был посвящен современным эффективным методам и принципам организации социальной и благотворительной работы. В своем выступлении преподаватель рассказал о необходимости создания “культуры милосердия” в обществе.

Сопредседатели секции особо отметили практическую важность представленного доклада и предложили представителям епархиальных управлений и руководителям НКО обратить внимание на предложенные практики в своей работе.

rhga.jpgВ Санкт-Петербурге открылась очередная сессия магистерской программы "Теология образования"

25 января 2016 года в Санкт-Петербурге открылась очередная сессия магистерской программы "Теология образования" (профиль "Православное богословие образования и церковная образовательная политика"). Реализация программы осуществляется Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с Русской христианской гуманитарной академией. Программа осуществляется с 2014 года.

Занятия начались лекциями курса заведующего кафедрой педагогики и теории образования ОЦАД проф. Д.В. Шмонина "История и философия образования". Во время сессии, которая продлится до 5 февраля, магистранты программы РХГА-ОЦАД примут участие в теоретических и практических занятиях по таким дисциплинам как  "Управление инновациями в образовательной организации ", "Светское и церковное образование в России", "Актуальные проблемы церковно-государственных отношений", "Формальное и неформальное образование", "Культурология образования и религиозная культура", "Западное теологическое образование" и др,  в научно-методологическом семинаре "Религия. Теология. Образование", открытой дискуссионной площадке "Патриотизм и образование". 

В рамках сессии также пройдет лекция зав. кафедрой философии ОЦАД профессора В.Н.Катасонова и выезд на одну из баз практик кафедры в реабилитационный центр п. Саперное (Выборгская епархия).

 

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2016/01_jan/001.JPG'

001.JPG21 января 2016 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве состоялась II Международная научная конференция «Христианские социальные науки: ценностно-ориентированное управление». Организатором мероприятия выступил факультет социальных наук ПСТГУ.  Для участия в форуме были приглашены профессора, научные сотрудники, аспиранты и магистранты из России, Бельгии, Великобритании и Швеции. 

По приглашению организаторов в конференции приняли участие и представители кафедры внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. На секции «Феномен ценностно-ориентированного управления и его социальные практики» преподаватель кафедры внешних церковных связей О.А. Коновалов выступил с докладом «Организационная анатомия: новое слово в управлении организациями».

На секции «Церковное управление в ценностно-ориентированных управленческих практиках» магистрант Елена Сафонова представила свой доклад «Перспективы и способы увеличения социального капитала в деятельности Русской Православной Церкви». Магистрант Даниил Мельников выступил с сообщением на тему «Диалог Русской Православной Церкви с молодежью: многоликий портрет одного поколения».

Магистрант Николай Богатов принял участие в секции «Отношения Русской Православной Церкви и общества: конфликтологический подход», в ходе работы которой выступил с докладом «Русская Православная Церковь как эффективный медиатор межэтнических конфликтов: многомерная модель».

Доклады участников вызвали живой интерес и вопросы участников форума. 

Развернутые тезисы выступлений магистрантов вошли в сборник тезисов конференции.

 

кафедра внешних церковных связей/ пресс-служба ОЦАД

Please publish modules in offcanvas position.

?iaaen.Iao?eea