НОВОСТИ

nr1

23-24 мая в Научно-богословском центре междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского университета состоялась научная конференция «Наука и религия в глобализирующемся мире».

 На конференции приняли участие и выступили с докладами проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. Свв. Кирилла и Мефодия, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун): «Наука как матрица для гуманитарного мышления», проректор Общецерковной аспирантуры, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии прот. Владимир Шмалий: «О возможных формах диалога церкви и науки сегодня» и научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии, аспирант Общецерковной аспирантуры А.В.Шишков: «Постсекулярное общество: введение в проблематику».

В рамках конференции состоялся также круглый стол «модернизация России в постсекулярную эпоху», в котором также приняли участие и выступили с сообщениями прот. Владимир Шмалий и А.В.Шишков.

logo-new.png

17–18 мая 2011 г. по благословению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона в Смоленской духовной семинарии состоялась Международная научная конференция "Библия и археология: междисциплинарные подходы в библейской и раннехристианской истории". В работе конференции по благословению митрополита Волоколамского Илариона приняли участие представители Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Доклады первого дня конференции, под председательством ректора Смоленской духовной семинарии протоиерея Георгия Урбановича, были посвящены ветхозаветной археологии. Доклады второго дня конференции, под председательством зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры М.Г. Селезнева, были посвящены новозаветной археологии и раннехристианской истории.

Священник Михаил Желтов, зав. кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры, сделал доклад "Библейское богословие брака и православные чинопоследования обручения и венчания".

М.Г. Селезнев посвятил свой доклад теме «Масоретский текст Библии и Септуагинта. К полемике между еп. Феофаном (Говоровым) и проф. МДА Горским-Платоновым».

В завершение конференции состоялась презентация книги протоиерея Георгия Урбановича "Семь Церквей Апокалипсиса. Церковно-археологический очерк".

logo-new.png

16 мая 2011 года секретарь Отдела внешних церковных связей по делам дальнего зарубежья, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Сергий Звонарев прочитал лекцию в Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации; тема встречи: «Возрастание религиозного фактора в международных отношениях». На лекции присутствовали слушатели курсов повышения квалификации дипломатических работников МИД России из числа заместителей директоров, начальников отделов и главных специалистов департаментов министерства.

Представитель Общецерковной аспирантуры рассказал собравшимся о возрастании роли религии в различных аспектах международной жизни, в частности, в мирном урегулировании конфликтов, в борьбе с нравственным неблагополучием в обществе, в сфере миграционных процессов, а также о вкладе религиозных общин в обсуждение актуальной проблематики на площадках международных организаций.

Отдельной темой в выступлении священника Сергия Звонарева стало нравственное измерение международных отношений. Было отмечено, что в современном глобальном пространстве ощущается нехватка этической составляющей, а отношения между государствами строятся преимущественно в прагматическом русле. Для мирного сосуществования народов основополагающими принципами международной сферы призваны стать уважение и доверие, взаимопомощь и справедливость.

В ходе лекции слушатели также познакомились с ходом межрелигиозного диалога и его актуальными темами, услышали о потенциале религии в противодействии экстремистской и террористической деятельности.

По сообщению Службы коммуникации ОВЦС.

faenza1

12-14 мая 2011 в г. Фаенца близ Болоньи состоялся итало-российский семинар «Политика, культура и религия в постсекулярном мире».

В качестве организаторов семинара выступили Центр изучения религиозных и политических институтов в постсекулярном обществе Университета Тор Вергата в Риме, Центр изучения Центральной и Восточной Европы и Балканских стран Болонского университета, Ассоциация итальянских славистов и Институт синергийной антропологии.

Работа семинара проходила по трем направлениям: «Постсекуляризм в истории», «Философия, антропология, теология и постсекуляризм», «Теология, политическая философия, социальная теория и постсекуляризм».

В семинаре с российской стороны приняли участие: протоиерей Владимир Шмалий, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры свв. Кирилла и Мефодия, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, сотрудники секретариата СББК А.И. Кырлежев и А.В. Шишков, член СББК С.С. Хоружий, директор Института синергийной антропологии, а также О.И. Генисаретский и Г.Б. Гутнер (Институт философии РАН), В.С. Сергеев (МГИМО), Н.Л. Мусхелишвили (Институт теологии, философии и истории св. Фомы Аквинского).

С приветственным словом к участникам семинара обратились епископ Фаенцы и Модильяны Клаудио Стени и мэр г. Фаенца Джованни Мальпецци.

Семинар проводился в рамках подготовки масштабной российско-итальянской конференции «Политика, культура и религия в постсекулярном мире», которая соcтоится в Москве в феврале 2012 г.

 kr08794

12 - 13 мая 2011 г. в г. Орел в рамках IX Свято-Феофановских чтений состоялась международная научно-практическая конференция "Социальное учение церкви и современность".

Форум был организован при поддержке Орловско-Ливенской епархии, правительства Орловской области и Орловского государственного университета. По благословению ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона в конференции приняли участие: секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов, докторанты игумен Савва (Михеев) и священник Евгений Дроздов, аспирантка Н.А. Коваленко.

Ректор Общецерковной аспирантуры направил участникам конференции приветственное слово. В нем владыка Иларион напомнил о  направленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в органы государственной власти Российской Федерации «Предложениях по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве».

"В разработке планов по реализации каждого конкретного предложения Святейшего Патриарха могли бы помочь ученые, которые разделяют обеспокоенность Предстоятеля нашей Церкви проблемами современного российского общества", - выразил надежду ректор Общецерковной аспирантуры.

В рамках конференции состоялись 2 пленарных заседания, секционные заседания и круглый стол "Проблемы сохранения памятников христианской культуры: диалог Церкви, государства и общества". В первом пленарном заседании, в частности, прозвучал доклад докторанта Общецерковной аспирантуры и докторантуры, наместника Новоспасского ставропигиального монастыря игумена Саввы (Михеева), посвященный опыту совместной деятельности Церкви, государства и научной общественности по сохранению культурного наследия христианской Руси.

Во второй день конференции прозвучал доклад секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры А.И. Мраморнова "Богословские ученые степени в России: вопросы государственного и общественного признания". Мысли, высказанные в докладе, вызвали живую реакцию и сочувствие ректора Орловского государственного университета профессора Ф.С. Авдеева.

Работу круглого стола, посвященного проблемам сохранения памятников христианской культуры, возглавил докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры, настоятель храма Всех Святых в земле Российской просиявших пос. Софрино священник Евгений Дроздов. Доклады, прозвучавшие на круглом столе, сопровождались плодотворной дискуссией.

Итоги конференции во второй день ее работы подвел архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон. Тезисы докладов, прозвучавших на ней, опубликованы в сборнике "Социальное учение Церкви и современность: Материалы Международной научно-практической конференции «Социальное учение Церкви и современность» (12 – 13 мая 2011 г.)" (Орел, 2011).

***

Организатором конференции выступила кафедра религиоведения и теологии Орловского государственного университета, существующая с 1999 г. и является единственным в Орловско-Ливенской епархии центром богословского образования. Руководит кафедрой кандидат педагогических наук Т.Г. Человенко.

rgsu1

6 мая 2011 г. в Общецерковной аспирантуре состоялось заседание по реализации ранее подписанного митрополитом Волоколамским и академиком РАН В.И. Жуковым соглашения о сотрудничестве с Российским государственным социальным университетом.

Во встрече приняли участие: помощник ректора РГСУ О.В. Решетников, проректор Общецерковной аспирантуры протоиерей Владимир Шмалий, докторант Общецерковной аспирантуры и настоятель домового храма во имя Феодоровской иконы Божией Матери при РГСУ протоиерей Николай Ким, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры А.И. Мраморнов.

rgsu2

Стороны обсудили возможность реализации совместным программ в рамках магистратуры и курсов повышения квалификации, а также вопросы, связанные с организацией летней богословской школы на базе РГСУ и участием представителей Общецерковной аспирантуры в научных мероприятиях университета.

 

 

 

 

 

kenanidis

6 мая 2011 г. Общецерковную аспирантуру и докторантуру по приглашению ректора митрополита Волоколамского Илариона посетил генеральный директор Критской Православной академии доктор Константинос Кенанидис.

Высокого гостя встретили проректор протоиерей Владимир Шмалий и секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов. Между господином Кенанидисом и сотрудниками Общецерковной аспирантуры состоялась обстоятельная беседа.

Гость сообщил о направлениях научной, практической и общественно-просветительской деятельности Академии и выслушал рассказ об Общецерковной аспирантуре. Были намечены формы возможного сотрудничества.

vcs1

18 апреля 2011 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялось расширенное заседание кафедры внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В заседании приняли участие: проректор протоиерей Владимир Шмалий, заведующий кафедрой богословия Кирилл (Говорун), заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей священник Сергий Звонарёв, секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов, преподаватели кафедры иеромонах Стефан (Игумнов), священник Михаил Асмус, диакон Алексий Дикарев, Е.С. Сперанская, А.С. Хошев, Р.А. Силантьев, С.С. Судаков, П.И. Касаткин, секретарь кафедры М.Х. Паласио.
Обсуждался учебный план магистерской программы Общецерковной аспирантуры по специальности "теология" по профилю "внешние церковные связи".

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/04/march.jpg'

march

14 - 15 апреля 2011 г. в Общецерковной аспирантуре по приглашению ректора митрополита Волоколамского Илариона был прочитан специальный курс доктора исторических наук, первого проректора Пермской духовной семинарии протоиерея Алексия Марченко.

Гость учебного заведения прочитал 3 лекции и провел 1 семинарское занятие, посвященные "хрущевским" гонениям на Русскую Православную Церковь.

Специальный курс посетили аспиранты и студенты магистерской программы.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/04/yaz.jpg'

yaz

14 апреля 2011 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во исполнение поручения ректора митрополита Волоколамского Илариона состоялось расширенное заседание кафедры древних и новых языков.

В заседании приняли участие: проректор протоиерей Владимир Шмалий, заведующий кафедрой богословия архимандрит Кирилл (Говорун), заведующий кафедрой древних и новых языков В.А. Татаринов, заведующий кафедрой библеистики М.Г. Селезнев, секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов, а также преподаватели кафедры: священник Арсений Черникин, иеромонах Иоанн (Гуайта), Н.Е. Субботская,  К. Черникина.

Обсуждался вопрос о повышении уровня преподавания иностранных языков в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.

sovesh1

14 апреля 2011 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось очередное совещание по разработке магистерской программы.

В совещании, которое возглавил проректор протоиерей Владимир Шмалий, также приняли участие члены Ученого совета: заведующий кафедрой богословия архимандрит Кирилл (Говорун), заведующий кафедрой церковных искусств и археологии священник Стефан Ванеян, заведующий кафедрой истории А.Ю. Андреев, заведующий кафедрой философии В.Н. Катасонов, заведующий кафедрой библеистики М.Г. Селезнев, секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов.

Были затронуты вопросы о профилях, по которым будет произведен набор студентов в 2011 г., о распределении модулей по времени, о методическом обеспечении магистерской программы.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/04/ugr1.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/04/ugr2.jpg'

ugr1

12 апреля 2011 г. секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия А.И. Мраморнов посетил Николо-Угрешскую духовную семинарию.

 

Визит состоялся по благословению митрополита Волоколамского Илариона и приглашению ректора семинарии игумена Иоанна (Рубина).

Ректор семинарии показал гостю аудитории, кабинеты, актовый зал, после чего в присутствии членов семинарской корпорации состоялось обсуждение возможных форм сотрудничества двух духовных школ.

По окончании переговоров А.И. Мраморнов выступил перед учащимися и сотрудниками Николо-Угрешской семинарии с рассказом о деятельности Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Акцент был сделан на магистерской программе, на которую могут поступать выпускники духовных семинарий.

ugr2

Студенты семинарии задали гостю учебного заведения вопросы, которые касались специальностей, по которым осуществляется обучение, государственного признания дипломов и ученых степеней, а также обучения в Общецерковной аспирантуре иностранным языкам.

После встречи со студентами секретарь Ученого совета посетил также семинарскую библиотеку и церковно-археологический кабинет Николо-Угрешского ставропигиального монастыря.

 

 

 

 

german1

11 апреля 2011 г. Общецерковную аспирантуру и докторантуру им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия посетили участники рабочей группы "Церкви в Европе" российско-германского форума "Петербургский диалог": региональный епископ Виттенберга Евангелической Церкви Центральной Германии старший пастор Зигфрид Т.Каспарик; старший церковный советник Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии Михаэль Хюбнер; директор Института экуменики имени Йоханна-Адама-Мелера, координатор рабочей группы «Церкви в Европе» доктор Йоганесс Эльдеманн.

Гости прибыли в Общецерковную аспирантуру и докторантура в сопровождении участника рабочей группы со стороны Русской Православной Церкви представителя Русской Православной Церкви в Германии архиепископа Клинского Лонгина. По благословению митрополита Волоколамского Илариона гостей учебного заведения приветствовали проректор протоиерей Владимир Шмалий и секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов.

Проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры подробно рассказал гостям о задачах и деятельности Общецерковной аспирантуры и докторантуры и ответил на их многочисленные вопросы.

Стороны выразили готовность к установлению академических связей между немецкими теологическими факультетами и институтами и Общецерковной аспирантурой.

yakunin2

5 апреля 2011 г. в ректорском кабинете Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялась встреча председателя ОВЦС, ректора аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона с президентом ОАО «РЖД», председателем Попечительского совета Фонда св. апостола Андрея Первозванного В.И. Якуниным. Во встрече также приняли участие первый вице-президент Фонда св. Андрея Первозванного М.И. Якушев и сотрудники Общецерковной аспирантуры протоиерей Владимир Шмалий, Л.М. Севастьянов, А.И. Мраморнов.

Митрополит Иларион подробно рассказал гостю о целях и задачах, поставленных Святейшим Патриархом Кириллом перед Общецерковной аспирантурой и докторантурой, а также о Черниговском Патриаршем подворье, на территории которого аспирантура размещается с лета 2010 г.

В свою очередь, президент ОАО «РЖД» рассказал о проектах по строительству и восстановлению храмов и монастырей, в которых принимает участие Фонд Андрея Первозванного, в частности, о строительстве православного храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Таллинне.

Состоялся обмен мнениями по ряду проектов, представляющих взаимный интерес для Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Фонда св. апостола Андрея Первозванного.

В память о встрече В.И. Якунин преподнес митрополиту Илариону святую панагию. В свою очередь, председатель ОВЦС подарил главе

Фонда св. апостола Андрея Первозванного свои книги «Православие» в двух томах и «Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание».

По завершении встречи митрополит Иларион и В.И. Якунин вместе осмотрели комплекс зданий Черниговского Патриаршего подворья. 

Фотографии С.А. Титова.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/04/deutsch1.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/04/deutsch2.jpg'

deutsch1

1 апреля 2011 г. на кафедре древних и новых языков Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось заседание авторского коллектива немецко-русского учебного словаря научно-богословских терминов и учебника немецкого языка с основами научного перевода для специальности "теология".

В заседании приняли участие заведующий кафедрой древних и новых языков доктор филологических наук В.А. Татаринов, преподаватель кафедры К.И. Уколов, аспирант кафедры богословия А.В. Лаврентьев, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры А.И. Мраморнов.

deutsch2

Были подведены итоги предшествующей работы с актуальной научно-богословской литературой на немецком языке, намечены сроки окончания составления словаря. Подробно обсуждена концепция учебника, названия разделов и параграфов, распределены обязанности членов авторского коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

dsc_0020.jpg

30 марта 2011 года митрополит Волоколамский Иларион встретился со студентами богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). На встрече, которая прошла в конференц-зале вуза, также присутствовали глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению  епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, преподаватели университета.

Митрополита Илариона приветствовал ректор Свято-Тихоновского университета. В ответном слове ректор Общецерковной аспирантуры поздравил протоиерея Владимира Воробьева с 70-летием со дня рождения и подарил ему наперсный крест с пожеланиями помощи Божией в дальнейших трудах.

Выступая перед слушателями, владыка Иларион затронул тему реформы духовного образования. Эта реформа продолжается в Русской Церкви уже почти двадцать лет; новый импульс ее осуществлению придал около полутора лет назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, определивший четкий вектор развития реформы. «На последнем заседании Священного Синода были приняты рамочные документы. Они еще не имеют окончательного характера и будут совершенствоваться в процессе опробования на практике. В соответствии с ними будет осуществляться реформа духовного образования», – отметил владыка Иларион.

 Митрополит Иларион назвал ПСТГУ учебным заведением нового типа, соответствующим стандартам, предъявляемым к отечественной и (в значительной степени) к западной богословской науке.

По свидетельству митрополита Илариона, «одна из целей реформы богословского образования в Русской Церкви – сделать ее соответствующей тем стандартам, которые существуют в светской отечественной науке, а также западной богословской науке».

Архипастырь подчеркнул, что ПСТГУ стоит в авангарде реформы духовного образования и подает пример другим учебным заведениям. В частности, при создании Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, ректором которой является митрополит Волоколамский Иларион, использовался опыт Свято-Тихоновского университета. На сегодня между двумя учебными заведениями существует тесное сотрудничество: совместно разрабатывается магистерская программа, обдумывается стратегия дальнейшего развития. Митрополит Иларион выразил надежду на то, что и в дальнейшем между Общецерковной аспирантурой и ПСТГУ будет развиваться и углубляться сотрудничество, осуществляться обмен опытом и преподавателями, а выпускники университета будут поступать в аспирантуру.

По словам владыки Илариона, современному миру очень не хватает свидетельства о евангельских ценностях, поскольку между Церковью и светским обществом существуют барьеры психологического и даже лингвистического характера: «Церковь живет понятиями, мыслями и переживаниями, которые очень далеки от многих современных людей. И переступить грань, отделяющую мир сей от мира Церкви, людям достаточно сложно: для этого шага им нужны путеводители, которых не хватает. Нам не хватает мостов между миром Церкви и светским обществом».

«Такими мостами, такими путеводителями можете стать вы, обучающиеся в православном университете, но получающие широкий спектр знаний в самых разных областях, – продолжил владыка Иларион, обращаясь к студенческой аудитории. – Одной из миссионерских задач Церкви является воспитание людей, которые будут способны, живя в миру, находясь на мирских должностях, осуществлять огромную и необходимую миссионерскую работу, заповеданную нам Самим Господом».

В своем выступлении митрополит Иларион напомнил студентам университета, что изучение иностранных языков является одной из приоритетных задач системы духовного образования: «Сегодня мир становится все более и более цельным, исчезают границы между цивилизациями, народами, представителями различных языковых групп. Уметь говорить на языке других людей, понимать представителей иных вер и конфессий – очень важная задача для современного христианина».

Продолжая свою мысль, архипастырь отметил: «Сегодня мы не можем замыкаться в своем собственном контексте, в своей православной субкультуре, к которой мы привыкли и за пределы которой нам бывает трудно выйти. Мир сегодня живет по иным законам, чем Церковь. Задача современного христианина – не поступаясь верой, не делая никаких поблажек самому себе, не идя на компромиссы, уметь говорить с людьми на понятном и доступном для них языке и передавать свой церковный опыт так, чтобы люди могли его адекватно воспринимать. Для этого, помимо знаний, нужна внутренняя мотивация, миссионерский настрой».

Митрополит Иларион пожелал студентам всегда иметь миссионерскую мотивацию, напомнив, что настоящий христианин должен нести апостольское служение независимо от принадлежности к священству, от пола, возраста или иных факторов.

После выступления владыка ответил на многочисленные вопросы слушателей.

В завершение встречи ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев передал в дар Общецерковной аспирантуре и докторантуре книги издательства ПСТГУ.

Фотографии и текст - Службы коммуникации ОВЦС.

logo-new.png

31 марта 2011 г. исполнилось 2 года с момента принятия Священным Синодом Русской Православной Церкви решения о создании Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

За эти два года пройден большой путь по организации новой духовной школы. Подробнее о том, что сегодня из себя представляет Общецерковная аспирантура можно прочитать в статье ректора, митрополита Волоколамского Илариона.

Professor1

25 марта 2011 года, в день памяти преподобного Симеона Нового Богослова, во Фрибургском университете (Швейцария) состоялся акт по случаю присвоения звания титулярного профессора этого университета председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополиту Волоколамскому Илариону. 

Для участия в мероприятии во Фрибург прибыли Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет и председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох.

Среди православных гостей и участников мероприятия также были митрополит Швейцарский Иеремия (Константинопольский Патриархат), архиепископ Тульчинский и Брацлавский Иоанафан, епископ Корсунский Нестор, епископ Брашовский Софиан (Румынская Православная Церковь), ректор Парижской духовной семинарии иеромонах Александр (Синяков), клирики Корсунской епархии иеромонах Гавриил (Бунге), иеромонах Никодим (Павлинчук) и диакон Августин Соколовски, делегация Минского богословского факультета и клирики общин Поместных Православных Церквей на территории Швейцарии, Италии и Франции.

Католическую Церковь представляли Апостольский нунций в Швейцарии архиепископ Франческо Каналини, епископ Менгисте Аб Тесфа Мариам, временно управляющий Фрибургской епархией епископ Пьер Фарин, директор Института Восточных Церквей в Регенсбурге прелат Николай Вирволь.

На церемонии также присутствовали председатель Федерации швейцарских протестантских церквей пастор Готфрид Лохер, министр образования кантона Фрибург Изабель Шассо, директор департамента культуры кантона Фрибург Жерар Берже, другие представители светской и церковной общественности.

Акт открыл ректор Фрибургского университета прелат Гвидо Фергаувен, который в своем выступлении указал на важность продолжения академического сотрудничества между Православными Церквами и Фрибургским  университетом.

Со своей стороны министр образования кантона Фрибург Изабель Шассо подчеркнула, что впервые титулярным профессором богословского факультета Фрибургского университета становится епископ Русской Православной Церкви. По словам министра, Швейцарская Конфедерация призвана быть примером диалога традиций, местом свидетельства о христианских ценностях современному миру, в котором в трех четвертях случаев объектами преследований по религиозному признаку становятся христиане.

Сегодня вся христианская цивилизация находится под угрозой, отметила И. Шассо. Она поддержала призыв к созданию альянса во имя сохранения традиционных нравственных ценностей, прозвучавший ранее в выступлениях митрополита Илариона. В заключение своего выступления министр выразила надежду, что студенты богословского факультета будут воспитываться в духе диалога. Важную роль в этом может сыграть подписанный в тот же день договор о сотрудничестве между Фрибургским университетом и Общецерковной аспирантурой, отметила Изабель Шассо.

Затем слово взял декан богословского факультета Фрибургского университета профессор Мариано Дельгадо, отметивший, что труды митрополита Илариона особенно актуальны потому, что в них православный иерарх постоянно обращается к теме жизни во Христе в контексте современности.

От имени богословского факультета профессор Мариано Дельгадо вручил митрополиту Илариону диплом профессора Фрибургского университета.

Выступая с приветственным словом, митрополит Минский и Слуцкий Филарет отметил, что избрание владыки Илариона профессором Фрибургского университета – важное событие в жизни христианского богословия. По словам Патриаршего экзарха Беларуси, христиане Европы призваны явить своему континенту непреходящую ценность заповедей Христовых. О хрупкости современной цивилизации, о тщетности жизни без Бога напоминают людям в том числе и страшные природные катастрофы и бедствия, происходящие в мире, подчеркнул он. В ходе своего выступления митрополит Филарет также выразил мнение, что Швейцария со своим опытом борьбы за свободу человеческой личности несет важное свидетельство перед лицом всего мира. Православный иерарх напомнил о многолетнем сотрудничестве между Фрибургским университетом и Минскими духовными и богословскими школами; он с благодарностью отметил, что в минском кафедральном соборе находится частица мощей святителя Николая, переданная в дар из Фрибурга.

Приветствуя участников церемонии, председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох указал на связь торжественного академического события с праздником Благовещения, который отмечался в этот день по григорианскому календарю, ведь призвание богословия – быть наукой христианской радости, радости о Боге и человеческом призвании, считает кардинал. Затем кардинал Кох прочитал лекцию «О значении богословия на пути от Райского Сада к Браку Агнца».

В ответном слове председатель митрополит Волоколамский Иларион поблагодарил профессорско-преподавательскую корпорацию Фрибургского университета за оказанную честь и выразил уверенность, что сотрудничество Русской Православной Церкви и Университета будет продолжаться и впредь.

По окончании церемонии владыка Иларион посетил факультет музыковедения, где прочитал доклад на тему «Псалмы в православной традиции». В числе слушателей были председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, преподаватели и студенты факультета музыковедения и богословского факультета Фрибургского университета.

{gallery}stories/news2011/03/06/{gallery}

Фотографии и текст - Службы коммуникации ОВЦС.

Podpisanie4

25 марта 2011 года во Фрибурге (Швейцария) состоялось подписание договора о сотрудничестве между Фрибургским университетом и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Соглашение подписали ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион, ректор Фрибургского университета прелат Гвидо Фергаувен и декан богословского факультета этого вуза профессор Мариано Дельгадо.

Договор подразумевает взаимное признание дипломов, возможность одновременного обучения в обоих учебных заведениях, а также взаимный обмен студентами и преподавателями.

С православной стороны на церемонии подписания присутствовали: Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архиепископ Тульчинский и Брацлавский Иоанафан, епископ Корсунский Нестор, епископ Брашовский Софиан (Румынская Православная Церковь), ректор Парижской духовной семинарии иеромонах Александр (Синяков), клирики Корсунской епархии протоиерей Николай Макар, иеромонах Гавриил (Бунге), иеромонах Никодим (Павлинчук) и диакон Августин Соколовски, делегация Минского богословского факультета, многочисленные клирики общин Поместных Православных Церквей на территории Швейцарии, Италии и Франции.

Католическую Церковь представляли: председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, Апостольский нунций в Швейцарии архиепископ Франческо Каналини, епископ Менгисте Аб Тесфа Мариам, временно управляющий Фрибургской епархией епископ Пьер Фарин, директор Института Восточных Церквей в Регенсбурге прелат Николай Вирволь.

При подписании договора также присутствовали председатель Федерации швейцарских протестантских церквей пастор Готфрид Лохер, министр образования кантона Фрибург Изабель Шассо, директор департамента культуры кантона Фрибург Жерар Берже, другие представители светской и церковной общественности.

Подписание соглашения было ознаменовано кратким молебном, который отслужил митрополит Волоколамский Иларион. Во время молебна владыка Иларион освятил фреску, написанную на здании Института межхристианских связей румынским православным иконописцем Габриэлем Саломоном.

Затем к присутствующим обратился советник по делам культуры и искусства кантона Фрибург. В своем выступлении Жерар Берже подчеркнул важность неразрывной связи между культурой, искусством и богословием, зримо присутствующей в православной иконописи.

В заключение церемонии митрополит Иларион совместно с  кардиналом Куртом Кохом посадил дерево в саду Института межхристианских исследований в память о посещении Фрибурга и о подписании договора между двумя учебными заведениями.

Фотографии и текст - Службы коммуникации ОВЦС.

logo-new.png

25 марта 2011 года митрополит Волоколамский Иларион посетил факультет музыковедения Фрибургского университета, где прочитал доклад на тему «Псалмы в православной традиции». В числе слушателей были председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, преподаватели и студенты  Фрибургского университета.

Ваше Высокопреосвященство, кардинал Курт Кох,

Ваши Преосвященства, уважаемый господин ректор, досточтимое собрание Фрибургского кантонального университета, дамы и господа!

Прежде чем я начну свое выступление, хотел бы выразить благодарность  моим коллегам профессорам, а также Государственному городскому совету за избрание меня титулярным профессором Фрибургского университета. Это высокая честь, и я постараюсь оправдать оказанное мне доверие.

С университетом и с его преподавательским составом меня связывают давние теплые отношения. Вот уже много лет я преподаю догматические дисциплины на Богословском факультете, представляю Русскую Православную Церковь в рамках различных программ, направленных на укрепление межхристианских связей. В результате тесного взаимодействия между ректоратом Фрибургского университета и Московским Патриархатом  многие выпускники духовных школ Русской Православной Церкви прошли стажировку на богословском факультете во Фрибурге, защитили докторские и магистерские диссертации.

Я сотрудничаю с университетом не только как его преподаватель, но и в качестве ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия – учебного заведения, целью которого является подготовка квалифицированных кадров для преподавательской, церковно-дипломатической и управленческой работы в Русской Православной Церкви. Рад тому, что сегодня подписано рамочное соглашение между аспирантурой и Фрибургским университетом, открывающее новые, весьма широкие возможности для сотрудничества и взаимодействия.

К сожалению, в последнее время в связи с большой занятостью на посту председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата мне приходилось не так часто бывать во Фрибурге, как в прежние годы. Поэтому я испытываю особенную радость сегодня вновь иметь возможность выступать с лекцией в стенах дорогого для меня Фрибургского университета.

О книге псалмов

Одна из важнейших книг в Библии – Псалтирь. Это название, с теми или иными фонетическими вариациями, усвоено европейскими Церквами, в том числе и Русской Православной. В оригинальном написании книга называется Sepher Tehillim, что значит по древне-еврейски – Книга Хвалений. Привычное нам название «Псалтирь» впервые встречается у Филона Александрийского, это слово означало в греческой традиции струнный щипковый инструмент, наподобие лиры или небольшой арфы. Такое же название мы видим в Александрийском кодексе Библии (5 век н.э.). В Ватиканском кодексе (4 век н.э.) эта книга называется «псалмы» с подзаголовком «Книга псалмов». Само слово «псалом» греческое и происходит от глагола «псалло», означающего «петь», а также «играть, бряцать по струнам». Более интересно, конечно, оригинальное название книги: «Сефер Техилим». Слово «техилим» происходит от смыслового корня «хл» – означающего «восхвалять». Здесь очевидно более близкое к содержанию книги название.

Итак, Книга хвалений, или Псалтирь, входила в третью часть древнееврейской Библии – Кетувим. Две другие части – Тора (закон) и Набиим (пророки). При этом авторитет Псалтири уже в ветхозаветные времена был крайне высок. Из слов Христа, сохранившихся в евангелии от Луки, можно заключить, что Псалтирь давала название всей третьей части Библии. Господь говорит: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк. 24. 44).

В ветхозаветной традиции Книга хвалений разделялась на 5 частей. В традиции Православной Церкви Псалтирь разделяется на 20 частей, или кафизм.

По содержанию псалмов их иногда разделяют на хвалебные и благодарственные, молитвенные, учительные и мессианские.

Имена авторов псалмов отчасти сохранились в надписаниях, это – Моисей, Давид, Соломон, Ефам, Еман, Идифум и другие. Около половины псалмов (72) приписываются царю Давиду, поэтому вся книга справедливо называется Псалтирь царя Давида.

Уникальность Псалтири в том, что в ней заключен огромный многовековой духовный опыт народа Божия, она представляет собой богатейшее собрание возвышенных мыслей, описание благочестивых чувств и устремлений его лучших представителей, царей, пророков и учителей. Авторы псалмов, или псалмопевцы, выражают любовь к Богу, прославляют Его за постоянное промышление о Его народе, взывают к Нему о помощи, размышляют о человеке и истории Богом созданного мира. Нет такого направления богомыслия, которое бы не нашло своего отражения на страницах Псалтири. Причем сентенции Псалтири для любой области богословия являются определяющими, аксиоматичными.

Итак, можно совершенно определенно утверждать, что как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной Церкви, псалмы имеют непререкаемый авторитет.

Кроме того, что Сам Христос молился словами Псалтири и часто цитировал псалмы, Его апостолы, также более всего обращались к этому источнику мудрости и святости.

Например, в посланиях апостола Павла подчеркивается важность и необходимость назидания себя псалмами (Еф. 5. 19): научайте и вразумляйте друг друга псалмами (Кол. 3. 16). Со времен ранней Церкви совместному пению (чтению) псалмов придается особое значение. По примеру Иисуса Христа и апостолов в Церкви первых веков христианства Псалтирь часто употреблялась для молитвы (Еф. 5. 19; Кол. 3. 16; 1 Кор. 14. 26).

Но самое главное значение Псалтири в том, что она является, прежде всего, книгой молитвы. Молитвенный опыт через эту книгу передается верующему непосредственно, без излишних интеллектуальных рефлексий, затмевающих его чистоту и жизненность.

Именно молитвенный настрой объединяет все псалмы, входящие в эту книгу. В этом отношении их авторство уже не столь важно, ибо они составляют единую непрекращающуюся молитву народа Божьего ко Творцу. Каждая фраза этой великой книги созвучна всей Библии в целом, и само Слово Божие невозможно представить без Книги Хвалений, боговдохновенной Псалтири.

Более того, качество молитв псалмопевцев выделяет их из числа прочих молитв. Их обращение к Богу зачастую дерзновенно, выражается в сильных словах, с максимальной самоотверженностью и готовностью в любой момент «дать ответ о своем уповании». Какое чистое сердце надо иметь, чтобы бесстрашно обращаться к Богу: «Господи, Боже мой! Если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, – то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою и славу мою повергнет в прах» (Пс. 7. 4-6). Или: «…я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим; ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне» (Пс. 17. 22-24). В дерзновенных словах псалмопевцев выражено их ощущение сыновней близости к Богу, Который является для них «крепостью» и «утверждением», «прибежищем» и «избавителем», «помощником» и «защитителем», «рогом спасения» и «заступником» (Пс. 17. 2-3). Они с сыновней любовью называют Бога «Пастырем», пасущим Свой народ «на месте злачне» и воспитывающим его «на воде покойне» (Пс. 22. 1-2), а себя – «овцами пажити Его» (Пс. 99. 3).

Если подходить к книге псалмов именно с таких позиций, рассматривая ее главным образом как книгу молитв, а не как богословский трактат, тогда необходимо обратить серьезное внимание на ее литературные, выразительные свойства. И первое, с чем мы сталкиваемся при литературном анализе Псалтири, будет ее ярко выраженная поэтичность. Законоположительные писания, или исторические книги требуют от читателя значительных интеллектуальных усилий, а слова, выраженные поэтическим языком, обращаются прямо к сердцу человека. Таково свойство поэзии – это концентрированное выражения смысла, причем его передача, в значительной мере, происходит между слов, вне привычной логики обычных законов общения. Именно таков язык Псалтири. Псалтирь более всех книг Библии поэтична и музыкальна.

Поэтому для проникновения в подлинный смысл того или иного псалма необходимо использовать знание поэтических и музыкальных выразительных средств.

Так, невозможно верно понять многие псалмы без учета их структуры, композиции, внутреннего ритма. Закон ритма один из основных для всего сотворенного Богом мира – от космических макроритмов Солнца и планет до ритма человеческого сердца.

Внутренний ритм произведения может быть выражен различными поэтическими и смысловыми средствами. Это повторы, смысловые параллели, возвращения, рефрены. Конечно же, эти повторы не бывают механическими, но, как правило, накладываясь на процесс развития основной идеи, дают огромное разнообразие новых подходов и звучаний, каждый раз более богатое, более проникновенное.

При изучении псалмов как поэтических произведений нельзя не учитывать символизм и метафоричность языка, столь свойственные поэзии. Символика псалмов должна всегда приниматься во внимание при серьезном изучении псалмов. Укажем наиболее важные примеры из многочисленных символов и метафор, встречающихся в Псалтири.

Путь – один из главных символов, начиная с первого псалма (путь праведных и путь нечестивых).

Сердце – важнейший символ не только в Псалтири, но и в Библии. Сердце обозначает самую глубокую суть человека, определяющие свойства его личности. Такое же значение имеет сердце и в современной культуре, поэтому можно сказать, что символика сердца один из архетипов человеческого сознания.

Вообще, для символики псалмов характерно, что части тела человека живут как бы отдельной от него жизнью. Господь наставляет на Свой путь не самого псалмопевца, но его ноги, Он не дает поскользнуться стопе праведного. Все кости мои да скажут: Господи! кто подобен Тебе? – восклицает псалмопевец. Расплавь (т.е. испытай) внутренности мои и сердце мое! – молит он Господа.

Другой тип метафор, часто встречающихся в Псалтири, – подобие чувств и эмоциональных состояний элементам одежды. Господь облекается в силу и подпоясывается. Враги Господа облекаются в стыд или в проклятие. Праведника Бог облекает в радость. Велико символическое значение пояса (ведь в древности на поясе носили меч).

Встречаются в псалмах и такие символы как «камень» (скала), который обозначает твердость и надежность, напротив, «болото, трясина, топь» – указывают на опасность, ненадежность, зыбкость. Очень важный библейский символ – вода. Смысловое наполнение термина «вода» может быть самым разнообразным в зависимости от контекста. Например, воды, которые объяли псалмопевца до самой души его, – это выражение отчаяния, предчувствия гибели.

С другой стороны, несмотря на то, что псалмы имеют выдающиеся литературные и музыкальные свойства, конечно, нельзя забывать о том, что Псалтирь – это источник богословских истин на все времена. Но богословие Псалтири идет не столько от холодного рассудка, сколько от горячего верующего сердца. Это свойство определяет и характер богословия Псалтири, заключающийся в яркой образности и наглядности. Тем не менее, в Псалтири раскрыты практически все важнейшие темы Богопознания. И недаром Псалтирь иногда называют малой Библией. Она говорит о творении мира, добре и зле, грехе и добродетели. Многие псалмы посвящены описанию свойств Божиих, Его могуществу, святости, мудрости, любви, правду и милосердию.

Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Божие велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха, похвалы. Приведем некоторые наиболее выразительные стихи псалмов, в которых упоминается имя Божие:

  1. Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле (8.2).
  2. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе (33.4).
  3. Боже! Именем Твоим спаси меня (53.3).
  4. Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его (75.2).
  5. Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего (78.9).
  6. Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое (85.9).
  7. Пойте Господа, благословляйте имя Его (95.2).
  8. Свято и страшно имя Его (110.9).
  9. Господи! имя Твое вовек (134.13).
  10. Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки (144.1).

Учитывая, что Псалтирь занимает центральное место в православном богослужении и что даже собственно христианские гимны и молитвы впитали в себя образный строй и фразеологию псалмов, не приходится удивляться тому, что ветхозаветный культ имени Божия полностью вошел в православное богослужение, став его неотъемлемой частью. Такие выражения как «имя Божие», «имя Господне», встречаются в богослужебных текстах постоянно. Во многих случаях «имя Божие» является синонимом слова «Бог», и под поклонением имени Божию понимается поклонение Богу.

Богословие Псалтири это богословие живого Бога, Который не дремлет и не спит (Пс. 120. 4). Он, живущий на высоте во святилище (Пс. 77. 69), близок к человеку и к Своему народу, Он – Всемогущий над силами зла (Пс. 90. 1), над Своим Творением (Пс. 106. 25-29) и над людьми и историей (Пс. 67. 15). Он – Бог Всевышний (Пс. 46. 3), облеченный могуществом и силой (Пс. 92). Он знает мысли человека (Пс. 93. 11), слышит все, от Него нигде невозможно укрыться (Пс. 138 .2). Он – Бог Всеведущий (Пс. 146. 4) и вездесущий.

В псалмах мы читаем: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя (Пс. 138. 7-10). Поистине, Бог присутствует всюду, и от лица Его никуда не скрыться.

Христианство воспринимает Ветхий Завет через призму новозаветного откровения о Христе. В связи с этим многие места Ветхого Завета, которые в иудейской традиции воспринимаются как относящиеся либо к народу израильскому, либо к царю Давиду, либо к ожидаемому Мессии, в христианстве истолкованы как указывающие на Христа.

Так, слова в псалмах: «востани», «воскресни, Господи» относятся, согласно церковной традиции толкования, к воскресению Христову; слова о пленении понимаются в смысле пленения греховного; названия народов, враждебных Израилю – это духовные враги, а Израиль – обозначает церковный народ; призыв к избиению врагов – призыв к борьбе со страстями; спасение из Египта и Вавилона – наше спасение во Христе.

По подсчетам ученых, Ветхий Завет содержит в общей сложности более 450 пророчеств о Христе. Из них не менее ста содержится в Псалтири. К числу мессианских относятся, в частности, псалмы, в которых упоминается Сын Божий (Пс. 109).

В некоторых псалмах говорится о Сыне Божием как о Царе и Помазаннике. В христианской традиции за этими наименованиями прочно закрепилось мессианское толкование (Пс. 2. 1-12).

21-й псалом в христианской традиции воспринимается как говорящий о страданиях Иисуса Христа на кресте: пронзили руки мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят на Меня и делают из Меня зрелище (Пс 21. 2, 8-9, 15-21).

Пророчества о грядущем Мессии содержатся и во многих других псалмах. В частности, Пс 15, 10 воспринимается как указание на тридневное погребение и воскресение Христа. Первая часть псалма 44 (стихи 2-9) – как относящаяся к Христу, а вторая часть (стихи 10-16) – как относящиеся к Пресвятой Богородице. Некоторые стихи псалмов 68 и 117 толкуются как изображающие страдания Христа. Псалом 71 интерпретируется как повествующий о справедливости суда Мессии. В псалме 108 (в частности, в стихах 6-20) видят пророчество об Иуде-предателе. Многие стихи псалма 118 в христианской традиции воспринимаются как написанные от лица Христа.

Особенно важное значение имеет 109 псалом, в котором выражены основные понятия христологии: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109.1), из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (Пс. 109.3), Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109. 4) и др.

Христос предвосхищается в Псалтири как Царь (Пс. 2, 19, 20, 23, 71, 109); Жертвенный Агнец (Пс. 21); Добрый Пастырь (Пс. 22); Твердыня Спасения (Пс. 26. 5; 39. 3).

Именно наличием в книге уникально глубокой и живой Христологии связан взгляд Церкви на Псалтирь как на собрание молитв Самого Христа.

Отцы Церкви о псалмах

Скажу несколько слов о том, как воспринимали Псалтирь Отцы Восточной Церкви. Святые отцы видят в Богодухновенной Псалтири ключ к разумению всего Священного Писания. Псалмы стали первой богослужебной книгой Церкви, начиная с апостольских времен.

Свт. Афанасий Великий говорил о Псалтири: «В этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке». По замечанию св. Афанасия, псалмопевцы «излагают свою речь как бы от лица читателей, сливая свою душу с душею и сердцем читателей. От этого произошло то, что читающий и поющий псалмы читает и поет не чужое, а свое, сказанное от себя и о себе».

По словам свт. Василия Великого, «книга Псалмов объемлет всё, что представляют собой все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает законы для жизни и правила для деятельности» (Беседы на Псалмы. Предисловие). О самом названии книги святитель Василий Великий говорил: «Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов, которые из многих музыкальных орудий Пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как кажется мне, разуметь, что в нем издает гласы благодать, подаваемая свыше – от Духа; потому что в этом одном из музыкальных орудий причина звуков находится вверху. В цитре и в литавре внизу звучит медь под смычком; а псалтирь причины гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать горнего, и приятностию пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро самым устройством сего орудия показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к горнему». Псалтирь, по его мнению, превосходит и духовые инструменты, поскольку, когда трубишь в трубу или играешь на свирели – невозможно говорить слово и прославлять Творца.

Василий Великий еще так писал о Псалтири: «Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом по плоти, есть угроза суда Божиего. Здесь внушается надежда воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Все есть в книги Псалмов как в великой и всеобщей сокровищнице».

Блаженный Августин оставил фундаментальный труд – толкование Псалтири, а Григорию Нисскому принадлежит трактат «О надписании псалмов».

Блаженный Феодорит замечает, что в его время «духовное Давидово песнопение» просвещало христиан «во всех церквах по вселенной».

Новозаветное Откровение помогло глубже раскрыть смысл ветхозаветных образов и пророчеств, заключенных в Псалтири, и дало возможность воспевать все псалмы «не в ветхости буквы, но в обновлении духа».

Об употреблении Псалтири на православном богослужении

Богослужебная практика учеников Христа вне храма и синагоги, вероятно, основывалась на пении псалмов (именно в этом смысле следует понимать слово «воспев» в Мф. 26. 30, Мк. 14. 26), проповеди и чтении Писания (Ветхого Завета).

Основой монашеского богослужения в IV–V веках было пение или чтение псалмов.

В Христианской Церкви Псалтирь больше всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, поемые или читаемые или в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), или по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением в Православной Церкви постоянно совершается «рядовое» чтение Псалтири. По уставу церковному вся Псалтирь по порядку должна быть прочитана в течение недели, а в течение Великого поста Псалтирь прочитывается в православном храме дважды за неделю.

Автор многих покаянных псалмов царь Давид на собственном горьком опыте познал, что такое грех и покаяние, что такое помощь Божия и наказание Божие, и какова милость Господня грешнику кающемуся. В памяти Церкви этот человек остался прежде всего тем, кто научил нас покаянию и молитве. И самые сильные покаянные вопли, которые когда-либо были произнесены человеком и дошли до нас, это псалмы царя Давида. Нет более сокрушительных молитв, чем 50-й псалом и многие другие псалмы. И не случайно Церковь в течение Великого поста призывает особенно усердно читать Псалтирь. Это делается для того, чтобы привести нас к тем покаянным чувствам, которыми дышали псалмы и которые испытывал и воспел царь и пророк Давид.

И не случайно в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, читаемом на первой неделе Великого поста, о 50-м псалме «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей» говорится, что Давид написал его «яко на иконе песнь», т.е. живописуя на картине. Этот псалом является как бы словесной иконой того покаяния, которое мы должны приносить ежедневно и ежечасно.

Свидетельство о том, как на рубеже IV и V веков богослужения суточного круга совершались в монастырях Египта, Палестины и Месопотамии, принадлежит Иоанну Кассиану Римлянину. Свое описание ночного богослужения он начинает словами: «В разных странах постановлены различные правила касательно ночного псалмопения, так что число сих правил почти равняется числу монастырей и келий». В частности, в Египте и Фиваиде как на вечерних, так и на ночных собраниях читается по 12 псалмов с добавлением двух чтений из Ветхого и Нового Завета. Псалмы, отмечает Иоанн Кассиан, прочитываются не все сразу, а разделенные на две или три «статии»: при чтении стоит лишь один чтец, все остальные сидят на низких табуретках.

Псалмы не только входят целиком в состав богослужений, но и другие песнопения и молитвы имеют в своей основе отрывки из псалмов. Так, например, на вечернем богослужении между двумя ектениями (если служится вечерня со входом) или перед первой ектенией (если входа не было) читается молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам». Эта молитва составлена из отдельных библейских стихов. В частности, стих «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки» заимствован из песни трех отроков в Книге пророка Даниила (3. 26; имеется только в греческой Библии (Септуагинте)). Из Псалтири заимствованы стихи «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс. 32. 22); «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (118. 12); «Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри» (137. 8). В практике Русской Православной Церкви эту молитву на воскресной и праздничной вечерне принято петь.

Воскресная и праздничная вечерня завершается (подобно литургии) пением «Буди имя Господне», псалма 33 и благословением священника, за которым следует отпуст.

Основным элементом вседневной полунощницы является чтение псалма 118, разделенного на три части. В восточно-христианской традиции отношение к псалму 118 было особенно благоговейным: этот псалом воспринимался как мессианский, произносимый от лица Христа. В то же время, 118 псалом воспринимается как своего рода компендиум аскетической жизни, по словам святителя Афанасия Великого, в этом (псалме Давид) описывает жизнь святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе с тем и то, чем святые одерживают победу: Закон, слова Божии, терпение, помощь свыше, и наконец, что последует за трудами, награды, венцы, воздаяния.

Шестопсалмие, читаемое в начале утрени, представляет собой выборку из всей Псалтири, включающую наиболее характерные по тону и настроению псалмы покаянного и хвалебного содержания. Псалмы 3 и 37 выражают чувство внутреннего смятения, перерастающего в надежду на Господа. Псалом 62 проникнут чувством томительной жажды общения с Богом, влечения к Богу. Псалом 87 представляет собой утреннюю молитву, соединенную с воспоминанием о смерти. Псалом 102 содержит торжественную хвалу Богу, Творцу видимого мира. Псалом 142 вновь возвращает к настроению 3-го псалма и завершается просьбой о помощи и об освобождении от печали и уныния. В конце каждого псалма повторяется один или два наиболее выразительных стиха, как бы суммирующих его содержание.

По окончании кафизм и седальнов на воскресной и праздничной утрене поется «полиелей» – псалмы 134 и 135. В приходской практике из этих псалмов поется лишь четыре стиха.

Все богослужебные часы имеют сходную структуру: они включают в себя три псалма, чтение дневного тропаря и кондака, 40-кратное «Господи, помилуй», молитву общую для всех часов и отдельную завершительную молитву для каждого часа.

Евангельское повествование о Тайной вечере (Мф. 26. 26-29; Мк. 14. 22-25; Лк. 22. 19-20; Ин. 13. 1-30; 1 Кор. 11. 23-25) не содержит подробного описания чина пасхальной трапезы – вероятно, потому, что этот чин был всем известен. Однако некоторые детали повествования указывают на то, что Тайная вечеря была именно пасхальной трапезой. В частности, в Евангелиях упоминается приготовление пасхальной трапезы (Мф. 26. 19; Мк. 14. 16; Лк. 22. 13), благословение перед вкушением хлеба и преломление хлеба (Мк. 14:22; Мф. 26:26; Лк. 17:19), благодарение над чашей вина (Мк. 14. 23; Мф. 26. 27; Лк. 17.17), обмакивание куска хлеба в соус из горьких трав (Ин. 13. 26), пение псалма в завершение трапезы (Мф. 26. 30; Мк. 14. 26).

Евхаристическое богослужение в раннехристианской Церкви сохранило многие черты еврейской пасхальной вечери (так же как христианская Пасха сохранила символизм еврейской пасхи). По форме каждая Евхаристия была подобием еврейской пасхальной трапезы. Ее основным тоном было благодарение. За ней читались книги Ветхого Завета, произносились продолжительные поучения (Деян. 20. 9. 11), исполнялись «псалмы, славословия и духовные песни» (Кол. 3. 16), «славословия и песнопения» (Еф. 5. 19).

В «Апостольских постановлениях» – компиляции, относящейся ко второй половине IV века, но содержащей фрагменты значительно более раннего происхождения и отражающей сирийскую богослужебную практику, – описан весьма развернутый литургический церемониал. Первая часть евхаристического богослужения – литургия оглашенных – начинается чтениями из Ветхого Завета, которые перемежаются с исполнением псалмов Давида: при этом один певец возглашает стихи псалма, а народ подпевает последние слова стихов. Далее диакон или пресвитер читают Евангелие, все присутствующие внимают чтению стоя, «в глубоком безмолвии».

Чтение Апостола на Литургии предваряется пением прокимна – специально подобранного стиха из псалма. По окончании чтения Апостола трижды по трижды поется «аллилуйя», чередующиеся с избранными стихами из псалмов, называемыми аллилуариями.

Все сказанное свидетельствует о том, что Псалтирь занимает центральное место в богослужении Православной Церкви. Все богослужение пронизано стихами псалмов: они составляют ту ткань, из которой оно соткано.

Добавлю к сказанному, что псалмы царя Давида на протяжении веков служили источником вдохновения для композиторов и певцов. Сам Давид, согласно Библии, исполнял их в сопровождении гуслей. В древнееврейском литургическом обиходе псалмы исполнялись хором или солистами в сопровождении различных инструментов – струнных, духовых и ударных.

Однако Православная Церковь с самого начала своего существования отказалась от музыкальных инструментов, за исключением колоколов, которые звучат вне храма, созывая народ на службу. В Православной Церкви псалмы либо исполняются хором, либо читаются чтецом. В последнем случае мы слышим лишь текст псалмов, тогда как в первом случае к тексту прибавляется музыка – тот универсальный язык, который способен выразить многое из того, что невозможно выразить словами.

Думаю, что музыкальная сторона Псалтири могла бы стать предметом отдельной докторской диссертации. Надеюсь, что такое исследование будет когда-нибудь осуществлено в стенах Фрибургского университета. Готов взять на себя руководство такой работой – и в качестве титулярного профессора университета, и в качестве ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, с которой университет подписал сегодня договор о сотрудничестве и взаимодействии.

Благодарю вас за внимание.

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»