НОВОСТИ

logo-new.png

31 марта 2011 г. исполнилось 2 года с момента принятия Священным Синодом Русской Православной Церкви решения о создании Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

За эти два года пройден большой путь по организации новой духовной школы. Подробнее о том, что сегодня из себя представляет Общецерковная аспирантура можно прочитать в статье ректора, митрополита Волоколамского Илариона.

Podpisanie4

25 марта 2011 года во Фрибурге (Швейцария) состоялось подписание договора о сотрудничестве между Фрибургским университетом и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Соглашение подписали ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион, ректор Фрибургского университета прелат Гвидо Фергаувен и декан богословского факультета этого вуза профессор Мариано Дельгадо.

Договор подразумевает взаимное признание дипломов, возможность одновременного обучения в обоих учебных заведениях, а также взаимный обмен студентами и преподавателями.

С православной стороны на церемонии подписания присутствовали: Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архиепископ Тульчинский и Брацлавский Иоанафан, епископ Корсунский Нестор, епископ Брашовский Софиан (Румынская Православная Церковь), ректор Парижской духовной семинарии иеромонах Александр (Синяков), клирики Корсунской епархии протоиерей Николай Макар, иеромонах Гавриил (Бунге), иеромонах Никодим (Павлинчук) и диакон Августин Соколовски, делегация Минского богословского факультета, многочисленные клирики общин Поместных Православных Церквей на территории Швейцарии, Италии и Франции.

Католическую Церковь представляли: председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, Апостольский нунций в Швейцарии архиепископ Франческо Каналини, епископ Менгисте Аб Тесфа Мариам, временно управляющий Фрибургской епархией епископ Пьер Фарин, директор Института Восточных Церквей в Регенсбурге прелат Николай Вирволь.

При подписании договора также присутствовали председатель Федерации швейцарских протестантских церквей пастор Готфрид Лохер, министр образования кантона Фрибург Изабель Шассо, директор департамента культуры кантона Фрибург Жерар Берже, другие представители светской и церковной общественности.

Подписание соглашения было ознаменовано кратким молебном, который отслужил митрополит Волоколамский Иларион. Во время молебна владыка Иларион освятил фреску, написанную на здании Института межхристианских связей румынским православным иконописцем Габриэлем Саломоном.

Затем к присутствующим обратился советник по делам культуры и искусства кантона Фрибург. В своем выступлении Жерар Берже подчеркнул важность неразрывной связи между культурой, искусством и богословием, зримо присутствующей в православной иконописи.

В заключение церемонии митрополит Иларион совместно с  кардиналом Куртом Кохом посадил дерево в саду Института межхристианских исследований в память о посещении Фрибурга и о подписании договора между двумя учебными заведениями.

Фотографии и текст - Службы коммуникации ОВЦС.

logo-new.png

25 марта 2011 года митрополит Волоколамский Иларион посетил факультет музыковедения Фрибургского университета, где прочитал доклад на тему «Псалмы в православной традиции». В числе слушателей были председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, преподаватели и студенты  Фрибургского университета.

Ваше Высокопреосвященство, кардинал Курт Кох,

Ваши Преосвященства, уважаемый господин ректор, досточтимое собрание Фрибургского кантонального университета, дамы и господа!

Прежде чем я начну свое выступление, хотел бы выразить благодарность  моим коллегам профессорам, а также Государственному городскому совету за избрание меня титулярным профессором Фрибургского университета. Это высокая честь, и я постараюсь оправдать оказанное мне доверие.

С университетом и с его преподавательским составом меня связывают давние теплые отношения. Вот уже много лет я преподаю догматические дисциплины на Богословском факультете, представляю Русскую Православную Церковь в рамках различных программ, направленных на укрепление межхристианских связей. В результате тесного взаимодействия между ректоратом Фрибургского университета и Московским Патриархатом  многие выпускники духовных школ Русской Православной Церкви прошли стажировку на богословском факультете во Фрибурге, защитили докторские и магистерские диссертации.

Я сотрудничаю с университетом не только как его преподаватель, но и в качестве ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия – учебного заведения, целью которого является подготовка квалифицированных кадров для преподавательской, церковно-дипломатической и управленческой работы в Русской Православной Церкви. Рад тому, что сегодня подписано рамочное соглашение между аспирантурой и Фрибургским университетом, открывающее новые, весьма широкие возможности для сотрудничества и взаимодействия.

К сожалению, в последнее время в связи с большой занятостью на посту председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата мне приходилось не так часто бывать во Фрибурге, как в прежние годы. Поэтому я испытываю особенную радость сегодня вновь иметь возможность выступать с лекцией в стенах дорогого для меня Фрибургского университета.

О книге псалмов

Одна из важнейших книг в Библии – Псалтирь. Это название, с теми или иными фонетическими вариациями, усвоено европейскими Церквами, в том числе и Русской Православной. В оригинальном написании книга называется Sepher Tehillim, что значит по древне-еврейски – Книга Хвалений. Привычное нам название «Псалтирь» впервые встречается у Филона Александрийского, это слово означало в греческой традиции струнный щипковый инструмент, наподобие лиры или небольшой арфы. Такое же название мы видим в Александрийском кодексе Библии (5 век н.э.). В Ватиканском кодексе (4 век н.э.) эта книга называется «псалмы» с подзаголовком «Книга псалмов». Само слово «псалом» греческое и происходит от глагола «псалло», означающего «петь», а также «играть, бряцать по струнам». Более интересно, конечно, оригинальное название книги: «Сефер Техилим». Слово «техилим» происходит от смыслового корня «хл» – означающего «восхвалять». Здесь очевидно более близкое к содержанию книги название.

Итак, Книга хвалений, или Псалтирь, входила в третью часть древнееврейской Библии – Кетувим. Две другие части – Тора (закон) и Набиим (пророки). При этом авторитет Псалтири уже в ветхозаветные времена был крайне высок. Из слов Христа, сохранившихся в евангелии от Луки, можно заключить, что Псалтирь давала название всей третьей части Библии. Господь говорит: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк. 24. 44).

В ветхозаветной традиции Книга хвалений разделялась на 5 частей. В традиции Православной Церкви Псалтирь разделяется на 20 частей, или кафизм.

По содержанию псалмов их иногда разделяют на хвалебные и благодарственные, молитвенные, учительные и мессианские.

Имена авторов псалмов отчасти сохранились в надписаниях, это – Моисей, Давид, Соломон, Ефам, Еман, Идифум и другие. Около половины псалмов (72) приписываются царю Давиду, поэтому вся книга справедливо называется Псалтирь царя Давида.

Уникальность Псалтири в том, что в ней заключен огромный многовековой духовный опыт народа Божия, она представляет собой богатейшее собрание возвышенных мыслей, описание благочестивых чувств и устремлений его лучших представителей, царей, пророков и учителей. Авторы псалмов, или псалмопевцы, выражают любовь к Богу, прославляют Его за постоянное промышление о Его народе, взывают к Нему о помощи, размышляют о человеке и истории Богом созданного мира. Нет такого направления богомыслия, которое бы не нашло своего отражения на страницах Псалтири. Причем сентенции Псалтири для любой области богословия являются определяющими, аксиоматичными.

Итак, можно совершенно определенно утверждать, что как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной Церкви, псалмы имеют непререкаемый авторитет.

Кроме того, что Сам Христос молился словами Псалтири и часто цитировал псалмы, Его апостолы, также более всего обращались к этому источнику мудрости и святости.

Например, в посланиях апостола Павла подчеркивается важность и необходимость назидания себя псалмами (Еф. 5. 19): научайте и вразумляйте друг друга псалмами (Кол. 3. 16). Со времен ранней Церкви совместному пению (чтению) псалмов придается особое значение. По примеру Иисуса Христа и апостолов в Церкви первых веков христианства Псалтирь часто употреблялась для молитвы (Еф. 5. 19; Кол. 3. 16; 1 Кор. 14. 26).

Но самое главное значение Псалтири в том, что она является, прежде всего, книгой молитвы. Молитвенный опыт через эту книгу передается верующему непосредственно, без излишних интеллектуальных рефлексий, затмевающих его чистоту и жизненность.

Именно молитвенный настрой объединяет все псалмы, входящие в эту книгу. В этом отношении их авторство уже не столь важно, ибо они составляют единую непрекращающуюся молитву народа Божьего ко Творцу. Каждая фраза этой великой книги созвучна всей Библии в целом, и само Слово Божие невозможно представить без Книги Хвалений, боговдохновенной Псалтири.

Более того, качество молитв псалмопевцев выделяет их из числа прочих молитв. Их обращение к Богу зачастую дерзновенно, выражается в сильных словах, с максимальной самоотверженностью и готовностью в любой момент «дать ответ о своем уповании». Какое чистое сердце надо иметь, чтобы бесстрашно обращаться к Богу: «Господи, Боже мой! Если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, – то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою и славу мою повергнет в прах» (Пс. 7. 4-6). Или: «…я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим; ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал. Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне» (Пс. 17. 22-24). В дерзновенных словах псалмопевцев выражено их ощущение сыновней близости к Богу, Который является для них «крепостью» и «утверждением», «прибежищем» и «избавителем», «помощником» и «защитителем», «рогом спасения» и «заступником» (Пс. 17. 2-3). Они с сыновней любовью называют Бога «Пастырем», пасущим Свой народ «на месте злачне» и воспитывающим его «на воде покойне» (Пс. 22. 1-2), а себя – «овцами пажити Его» (Пс. 99. 3).

Если подходить к книге псалмов именно с таких позиций, рассматривая ее главным образом как книгу молитв, а не как богословский трактат, тогда необходимо обратить серьезное внимание на ее литературные, выразительные свойства. И первое, с чем мы сталкиваемся при литературном анализе Псалтири, будет ее ярко выраженная поэтичность. Законоположительные писания, или исторические книги требуют от читателя значительных интеллектуальных усилий, а слова, выраженные поэтическим языком, обращаются прямо к сердцу человека. Таково свойство поэзии – это концентрированное выражения смысла, причем его передача, в значительной мере, происходит между слов, вне привычной логики обычных законов общения. Именно таков язык Псалтири. Псалтирь более всех книг Библии поэтична и музыкальна.

Поэтому для проникновения в подлинный смысл того или иного псалма необходимо использовать знание поэтических и музыкальных выразительных средств.

Так, невозможно верно понять многие псалмы без учета их структуры, композиции, внутреннего ритма. Закон ритма один из основных для всего сотворенного Богом мира – от космических макроритмов Солнца и планет до ритма человеческого сердца.

Внутренний ритм произведения может быть выражен различными поэтическими и смысловыми средствами. Это повторы, смысловые параллели, возвращения, рефрены. Конечно же, эти повторы не бывают механическими, но, как правило, накладываясь на процесс развития основной идеи, дают огромное разнообразие новых подходов и звучаний, каждый раз более богатое, более проникновенное.

При изучении псалмов как поэтических произведений нельзя не учитывать символизм и метафоричность языка, столь свойственные поэзии. Символика псалмов должна всегда приниматься во внимание при серьезном изучении псалмов. Укажем наиболее важные примеры из многочисленных символов и метафор, встречающихся в Псалтири.

Путь – один из главных символов, начиная с первого псалма (путь праведных и путь нечестивых).

Сердце – важнейший символ не только в Псалтири, но и в Библии. Сердце обозначает самую глубокую суть человека, определяющие свойства его личности. Такое же значение имеет сердце и в современной культуре, поэтому можно сказать, что символика сердца один из архетипов человеческого сознания.

Вообще, для символики псалмов характерно, что части тела человека живут как бы отдельной от него жизнью. Господь наставляет на Свой путь не самого псалмопевца, но его ноги, Он не дает поскользнуться стопе праведного. Все кости мои да скажут: Господи! кто подобен Тебе? – восклицает псалмопевец. Расплавь (т.е. испытай) внутренности мои и сердце мое! – молит он Господа.

Другой тип метафор, часто встречающихся в Псалтири, – подобие чувств и эмоциональных состояний элементам одежды. Господь облекается в силу и подпоясывается. Враги Господа облекаются в стыд или в проклятие. Праведника Бог облекает в радость. Велико символическое значение пояса (ведь в древности на поясе носили меч).

Встречаются в псалмах и такие символы как «камень» (скала), который обозначает твердость и надежность, напротив, «болото, трясина, топь» – указывают на опасность, ненадежность, зыбкость. Очень важный библейский символ – вода. Смысловое наполнение термина «вода» может быть самым разнообразным в зависимости от контекста. Например, воды, которые объяли псалмопевца до самой души его, – это выражение отчаяния, предчувствия гибели.

С другой стороны, несмотря на то, что псалмы имеют выдающиеся литературные и музыкальные свойства, конечно, нельзя забывать о том, что Псалтирь – это источник богословских истин на все времена. Но богословие Псалтири идет не столько от холодного рассудка, сколько от горячего верующего сердца. Это свойство определяет и характер богословия Псалтири, заключающийся в яркой образности и наглядности. Тем не менее, в Псалтири раскрыты практически все важнейшие темы Богопознания. И недаром Псалтирь иногда называют малой Библией. Она говорит о творении мира, добре и зле, грехе и добродетели. Многие псалмы посвящены описанию свойств Божиих, Его могуществу, святости, мудрости, любви, правду и милосердию.

Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Божие велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха, похвалы. Приведем некоторые наиболее выразительные стихи псалмов, в которых упоминается имя Божие:

  1. Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле (8.2).
  2. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе (33.4).
  3. Боже! Именем Твоим спаси меня (53.3).
  4. Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его (75.2).
  5. Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего (78.9).
  6. Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое (85.9).
  7. Пойте Господа, благословляйте имя Его (95.2).
  8. Свято и страшно имя Его (110.9).
  9. Господи! имя Твое вовек (134.13).
  10. Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки (144.1).

Учитывая, что Псалтирь занимает центральное место в православном богослужении и что даже собственно христианские гимны и молитвы впитали в себя образный строй и фразеологию псалмов, не приходится удивляться тому, что ветхозаветный культ имени Божия полностью вошел в православное богослужение, став его неотъемлемой частью. Такие выражения как «имя Божие», «имя Господне», встречаются в богослужебных текстах постоянно. Во многих случаях «имя Божие» является синонимом слова «Бог», и под поклонением имени Божию понимается поклонение Богу.

Богословие Псалтири это богословие живого Бога, Который не дремлет и не спит (Пс. 120. 4). Он, живущий на высоте во святилище (Пс. 77. 69), близок к человеку и к Своему народу, Он – Всемогущий над силами зла (Пс. 90. 1), над Своим Творением (Пс. 106. 25-29) и над людьми и историей (Пс. 67. 15). Он – Бог Всевышний (Пс. 46. 3), облеченный могуществом и силой (Пс. 92). Он знает мысли человека (Пс. 93. 11), слышит все, от Него нигде невозможно укрыться (Пс. 138 .2). Он – Бог Всеведущий (Пс. 146. 4) и вездесущий.

В псалмах мы читаем: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя (Пс. 138. 7-10). Поистине, Бог присутствует всюду, и от лица Его никуда не скрыться.

Христианство воспринимает Ветхий Завет через призму новозаветного откровения о Христе. В связи с этим многие места Ветхого Завета, которые в иудейской традиции воспринимаются как относящиеся либо к народу израильскому, либо к царю Давиду, либо к ожидаемому Мессии, в христианстве истолкованы как указывающие на Христа.

Так, слова в псалмах: «востани», «воскресни, Господи» относятся, согласно церковной традиции толкования, к воскресению Христову; слова о пленении понимаются в смысле пленения греховного; названия народов, враждебных Израилю – это духовные враги, а Израиль – обозначает церковный народ; призыв к избиению врагов – призыв к борьбе со страстями; спасение из Египта и Вавилона – наше спасение во Христе.

По подсчетам ученых, Ветхий Завет содержит в общей сложности более 450 пророчеств о Христе. Из них не менее ста содержится в Псалтири. К числу мессианских относятся, в частности, псалмы, в которых упоминается Сын Божий (Пс. 109).

В некоторых псалмах говорится о Сыне Божием как о Царе и Помазаннике. В христианской традиции за этими наименованиями прочно закрепилось мессианское толкование (Пс. 2. 1-12).

21-й псалом в христианской традиции воспринимается как говорящий о страданиях Иисуса Христа на кресте: пронзили руки мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят на Меня и делают из Меня зрелище (Пс 21. 2, 8-9, 15-21).

Пророчества о грядущем Мессии содержатся и во многих других псалмах. В частности, Пс 15, 10 воспринимается как указание на тридневное погребение и воскресение Христа. Первая часть псалма 44 (стихи 2-9) – как относящаяся к Христу, а вторая часть (стихи 10-16) – как относящиеся к Пресвятой Богородице. Некоторые стихи псалмов 68 и 117 толкуются как изображающие страдания Христа. Псалом 71 интерпретируется как повествующий о справедливости суда Мессии. В псалме 108 (в частности, в стихах 6-20) видят пророчество об Иуде-предателе. Многие стихи псалма 118 в христианской традиции воспринимаются как написанные от лица Христа.

Особенно важное значение имеет 109 псалом, в котором выражены основные понятия христологии: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109.1), из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (Пс. 109.3), Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109. 4) и др.

Христос предвосхищается в Псалтири как Царь (Пс. 2, 19, 20, 23, 71, 109); Жертвенный Агнец (Пс. 21); Добрый Пастырь (Пс. 22); Твердыня Спасения (Пс. 26. 5; 39. 3).

Именно наличием в книге уникально глубокой и живой Христологии связан взгляд Церкви на Псалтирь как на собрание молитв Самого Христа.

Отцы Церкви о псалмах

Скажу несколько слов о том, как воспринимали Псалтирь Отцы Восточной Церкви. Святые отцы видят в Богодухновенной Псалтири ключ к разумению всего Священного Писания. Псалмы стали первой богослужебной книгой Церкви, начиная с апостольских времен.

Свт. Афанасий Великий говорил о Псалтири: «В этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке». По замечанию св. Афанасия, псалмопевцы «излагают свою речь как бы от лица читателей, сливая свою душу с душею и сердцем читателей. От этого произошло то, что читающий и поющий псалмы читает и поет не чужое, а свое, сказанное от себя и о себе».

По словам свт. Василия Великого, «книга Псалмов объемлет всё, что представляют собой все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает законы для жизни и правила для деятельности» (Беседы на Псалмы. Предисловие). О самом названии книги святитель Василий Великий говорил: «Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов, которые из многих музыкальных орудий Пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как кажется мне, разуметь, что в нем издает гласы благодать, подаваемая свыше – от Духа; потому что в этом одном из музыкальных орудий причина звуков находится вверху. В цитре и в литавре внизу звучит медь под смычком; а псалтирь причины гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать горнего, и приятностию пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро самым устройством сего орудия показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к горнему». Псалтирь, по его мнению, превосходит и духовые инструменты, поскольку, когда трубишь в трубу или играешь на свирели – невозможно говорить слово и прославлять Творца.

Василий Великий еще так писал о Псалтири: «Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом по плоти, есть угроза суда Божиего. Здесь внушается надежда воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Все есть в книги Псалмов как в великой и всеобщей сокровищнице».

Блаженный Августин оставил фундаментальный труд – толкование Псалтири, а Григорию Нисскому принадлежит трактат «О надписании псалмов».

Блаженный Феодорит замечает, что в его время «духовное Давидово песнопение» просвещало христиан «во всех церквах по вселенной».

Новозаветное Откровение помогло глубже раскрыть смысл ветхозаветных образов и пророчеств, заключенных в Псалтири, и дало возможность воспевать все псалмы «не в ветхости буквы, но в обновлении духа».

Об употреблении Псалтири на православном богослужении

Богослужебная практика учеников Христа вне храма и синагоги, вероятно, основывалась на пении псалмов (именно в этом смысле следует понимать слово «воспев» в Мф. 26. 30, Мк. 14. 26), проповеди и чтении Писания (Ветхого Завета).

Основой монашеского богослужения в IV–V веках было пение или чтение псалмов.

В Христианской Церкви Псалтирь больше всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, поемые или читаемые или в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), или по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением в Православной Церкви постоянно совершается «рядовое» чтение Псалтири. По уставу церковному вся Псалтирь по порядку должна быть прочитана в течение недели, а в течение Великого поста Псалтирь прочитывается в православном храме дважды за неделю.

Автор многих покаянных псалмов царь Давид на собственном горьком опыте познал, что такое грех и покаяние, что такое помощь Божия и наказание Божие, и какова милость Господня грешнику кающемуся. В памяти Церкви этот человек остался прежде всего тем, кто научил нас покаянию и молитве. И самые сильные покаянные вопли, которые когда-либо были произнесены человеком и дошли до нас, это псалмы царя Давида. Нет более сокрушительных молитв, чем 50-й псалом и многие другие псалмы. И не случайно Церковь в течение Великого поста призывает особенно усердно читать Псалтирь. Это делается для того, чтобы привести нас к тем покаянным чувствам, которыми дышали псалмы и которые испытывал и воспел царь и пророк Давид.

И не случайно в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, читаемом на первой неделе Великого поста, о 50-м псалме «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей» говорится, что Давид написал его «яко на иконе песнь», т.е. живописуя на картине. Этот псалом является как бы словесной иконой того покаяния, которое мы должны приносить ежедневно и ежечасно.

Свидетельство о том, как на рубеже IV и V веков богослужения суточного круга совершались в монастырях Египта, Палестины и Месопотамии, принадлежит Иоанну Кассиану Римлянину. Свое описание ночного богослужения он начинает словами: «В разных странах постановлены различные правила касательно ночного псалмопения, так что число сих правил почти равняется числу монастырей и келий». В частности, в Египте и Фиваиде как на вечерних, так и на ночных собраниях читается по 12 псалмов с добавлением двух чтений из Ветхого и Нового Завета. Псалмы, отмечает Иоанн Кассиан, прочитываются не все сразу, а разделенные на две или три «статии»: при чтении стоит лишь один чтец, все остальные сидят на низких табуретках.

Псалмы не только входят целиком в состав богослужений, но и другие песнопения и молитвы имеют в своей основе отрывки из псалмов. Так, например, на вечернем богослужении между двумя ектениями (если служится вечерня со входом) или перед первой ектенией (если входа не было) читается молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам». Эта молитва составлена из отдельных библейских стихов. В частности, стих «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки» заимствован из песни трех отроков в Книге пророка Даниила (3. 26; имеется только в греческой Библии (Септуагинте)). Из Псалтири заимствованы стихи «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс. 32. 22); «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (118. 12); «Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри» (137. 8). В практике Русской Православной Церкви эту молитву на воскресной и праздничной вечерне принято петь.

Воскресная и праздничная вечерня завершается (подобно литургии) пением «Буди имя Господне», псалма 33 и благословением священника, за которым следует отпуст.

Основным элементом вседневной полунощницы является чтение псалма 118, разделенного на три части. В восточно-христианской традиции отношение к псалму 118 было особенно благоговейным: этот псалом воспринимался как мессианский, произносимый от лица Христа. В то же время, 118 псалом воспринимается как своего рода компендиум аскетической жизни, по словам святителя Афанасия Великого, в этом (псалме Давид) описывает жизнь святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе с тем и то, чем святые одерживают победу: Закон, слова Божии, терпение, помощь свыше, и наконец, что последует за трудами, награды, венцы, воздаяния.

Шестопсалмие, читаемое в начале утрени, представляет собой выборку из всей Псалтири, включающую наиболее характерные по тону и настроению псалмы покаянного и хвалебного содержания. Псалмы 3 и 37 выражают чувство внутреннего смятения, перерастающего в надежду на Господа. Псалом 62 проникнут чувством томительной жажды общения с Богом, влечения к Богу. Псалом 87 представляет собой утреннюю молитву, соединенную с воспоминанием о смерти. Псалом 102 содержит торжественную хвалу Богу, Творцу видимого мира. Псалом 142 вновь возвращает к настроению 3-го псалма и завершается просьбой о помощи и об освобождении от печали и уныния. В конце каждого псалма повторяется один или два наиболее выразительных стиха, как бы суммирующих его содержание.

По окончании кафизм и седальнов на воскресной и праздничной утрене поется «полиелей» – псалмы 134 и 135. В приходской практике из этих псалмов поется лишь четыре стиха.

Все богослужебные часы имеют сходную структуру: они включают в себя три псалма, чтение дневного тропаря и кондака, 40-кратное «Господи, помилуй», молитву общую для всех часов и отдельную завершительную молитву для каждого часа.

Евангельское повествование о Тайной вечере (Мф. 26. 26-29; Мк. 14. 22-25; Лк. 22. 19-20; Ин. 13. 1-30; 1 Кор. 11. 23-25) не содержит подробного описания чина пасхальной трапезы – вероятно, потому, что этот чин был всем известен. Однако некоторые детали повествования указывают на то, что Тайная вечеря была именно пасхальной трапезой. В частности, в Евангелиях упоминается приготовление пасхальной трапезы (Мф. 26. 19; Мк. 14. 16; Лк. 22. 13), благословение перед вкушением хлеба и преломление хлеба (Мк. 14:22; Мф. 26:26; Лк. 17:19), благодарение над чашей вина (Мк. 14. 23; Мф. 26. 27; Лк. 17.17), обмакивание куска хлеба в соус из горьких трав (Ин. 13. 26), пение псалма в завершение трапезы (Мф. 26. 30; Мк. 14. 26).

Евхаристическое богослужение в раннехристианской Церкви сохранило многие черты еврейской пасхальной вечери (так же как христианская Пасха сохранила символизм еврейской пасхи). По форме каждая Евхаристия была подобием еврейской пасхальной трапезы. Ее основным тоном было благодарение. За ней читались книги Ветхого Завета, произносились продолжительные поучения (Деян. 20. 9. 11), исполнялись «псалмы, славословия и духовные песни» (Кол. 3. 16), «славословия и песнопения» (Еф. 5. 19).

В «Апостольских постановлениях» – компиляции, относящейся ко второй половине IV века, но содержащей фрагменты значительно более раннего происхождения и отражающей сирийскую богослужебную практику, – описан весьма развернутый литургический церемониал. Первая часть евхаристического богослужения – литургия оглашенных – начинается чтениями из Ветхого Завета, которые перемежаются с исполнением псалмов Давида: при этом один певец возглашает стихи псалма, а народ подпевает последние слова стихов. Далее диакон или пресвитер читают Евангелие, все присутствующие внимают чтению стоя, «в глубоком безмолвии».

Чтение Апостола на Литургии предваряется пением прокимна – специально подобранного стиха из псалма. По окончании чтения Апостола трижды по трижды поется «аллилуйя», чередующиеся с избранными стихами из псалмов, называемыми аллилуариями.

Все сказанное свидетельствует о том, что Псалтирь занимает центральное место в богослужении Православной Церкви. Все богослужение пронизано стихами псалмов: они составляют ту ткань, из которой оно соткано.

Добавлю к сказанному, что псалмы царя Давида на протяжении веков служили источником вдохновения для композиторов и певцов. Сам Давид, согласно Библии, исполнял их в сопровождении гуслей. В древнееврейском литургическом обиходе псалмы исполнялись хором или солистами в сопровождении различных инструментов – струнных, духовых и ударных.

Однако Православная Церковь с самого начала своего существования отказалась от музыкальных инструментов, за исключением колоколов, которые звучат вне храма, созывая народ на службу. В Православной Церкви псалмы либо исполняются хором, либо читаются чтецом. В последнем случае мы слышим лишь текст псалмов, тогда как в первом случае к тексту прибавляется музыка – тот универсальный язык, который способен выразить многое из того, что невозможно выразить словами.

Думаю, что музыкальная сторона Псалтири могла бы стать предметом отдельной докторской диссертации. Надеюсь, что такое исследование будет когда-нибудь осуществлено в стенах Фрибургского университета. Готов взять на себя руководство такой работой – и в качестве титулярного профессора университета, и в качестве ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, с которой университет подписал сегодня договор о сотрудничестве и взаимодействии.

Благодарю вас за внимание.

mag1

21 марта 2011 г.в конференц-зале гостиницы «Даниловская» состоялся общецерковный семинар по разработке магистерских и бакалаврских программ для духовных школ Русской Православной Церкви.

Семинар был организован совместно Общецерковной аспирантурой и докторантурой им св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и Учебным комитетом Русской Православной Церкви.

Возглавили работу семинара Высокопреосвященный Иларион, митрополит Волоколамский, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и Высокопреосвященный Евгений, архиепископ Верейский, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии.

В работе семинара приняли участие представители Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московской, Санкт-Петербургской, Киевской, Минской духовных академий, Казанской, Коломенской, Парижской, Перервинской, Самарской, Саратовской, Смоленской духовных семинарий, Российского православного института.

С основным докладом перед участниками семинара выступил первый заместитель председателя Учебного комитета архимандрит Кирилл (Говорун), представивший проект примерной образовательной программы для магистратуры, а также образец магистерского модуля, разработанного им для Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Проректор ПСТГУ священник Константин Польсков в своем выступлении поделился опытом подготовки магистерских программ в ПСТГУ, а директор национального офиса программы «Темпус» в РФ О.Н. Олейникова рассказала о принципах построения магистерских программ в европейских университетах. Проректор МДАиС протоиерей Павел Великанов и проректор СПбДАиС священник Владимир Хулап представили свои наработки в подготовке новых бакалаврских программ. В конце участники семинара обсудили график переход духовных учебных заведений Русской Православной Церкви на новую модель образования.

Выступает С.В. Чертков

22 марта 2011 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению ректора митрополита Волоколамского Илариона состоялась презентация собрания сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого (1881 - 1931).

Мероприятие было организовано кафедрой истории и приурочено к выходу 2-го тома собрания сочинений (Издательство "Даръ", 2011 год, рекомендация к печати Издательского Совета Русской Православной Церкви № ИС-10-17-1706). С лекцией о выдающемся православном богослове и религиозном мыслителе о. Валентине Свенцицком выступил издатель собрания сочинений С.В. Чертков. На презентации присутствовали: заместитель заведующего кафедрой истории, секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов, докторанты и аспиранты кафедры.

На презентации собрания сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого

В тот же день на кафедре истории состоялись два кафедральных семинара: регулярный, который провел заведующий кафедрой А.Ю. Андреев, и специальный, посвященный обсуждению последних работ по русской церковной истории XX в., который возглавил А.И. Мраморнов. Собравшиеся аспиранты и докторанты обсудили сборник документов "Алчущие правды. Материалы церковной полемики 1927 г.", монографию Д.А. Головушкина, посвященную обновленческому движению, двухтомник писем Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ/религий, книгу архимандрита Дионисия (Шишигина) о Патриархе Пимене.

 

 

star3

17 марта 2011 г. Общецерковную аспирантуру и докторантуру им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по приглашению ректора митрополита Волоколамского Илариона посетили представители Русской православной старообрядческой церкви: секретарь старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Корнилия протодиакон Виктор Савельев; главный редактор журнала «Церковь», руководитель Информационно-издательского отдела РПСЦ А.В. Антонов; заведующий учебной частью Московского старообрядческого духовного училища А.В. Муравьев.

Гостей учебного заведения приветствовал секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов, выразивший надежду на установление прочных академических контактов между сторонами.

Затем протодиакон Виктор Савельев огласил приветствие старообрядческого митрополита Корнилия учащимся Общецерковной аспирантуры. После этого А.В. Муравьев выступил с лекцией, посвященной истории и современности старообрядчества, а А.В. Антонов рассказал об издательской деятельности РПСЦ. Присутствующие аспиранты, докторанты и слушатели Общецерковной аспирантуры задали гостям многочисленные вопросы.

На лекции присутствовал секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством, консультант Отдела внешних церковных связей священник Иоанн Миролюбов.

bajan2

16 марта 2011 в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия для слушателей программы повышшения квалификации была прочитана лекция начальника Управления содействия интеграции ФМС России Т.А. Бажан.

В ходе лекции было рассказано об основных целях и задачах работы Федеральной миграционной службы РФ на сегодняшний день, раскрыты основные принципы миграционной политики Российской Федерации, приведены статистические данные, дающие возможность составить представление о сложившейся на сегодняшний день ситуации, связанной с пребыванием на территории России иностранных граждан.
Лектор отметила, что основную часть иностранных граждан, пребывающих на территории России составляют граждане стран СНГ, приезжающих к нам на заработки. Согласно статистике, первое место по количеству среди этих стран занимает Украина, далее следуют среднеазиатские республики и Молдова. Главной проблемой, связанной с деятельностью ФМС РФ, в данный момент являестся наличие большого количества незаконных мигрантов, т.е. лиц, либо нелегально прибывших на территорию России, либо занимающихся трудовой деятельностью без соблюдения требований закона, либо продолжающих заниматься трудовой деятельностью после истечения установленного законом срока (1 год).
Основным принципом внешней политики России сегодня является её заинтересованность в сохранении добрососедских отношений со странами СНГ, и поэтому создание условий для трудовой деятельности граждан этих стран можно назвать одним из способов осуществления данного направления внешней политики России.
Трудовая деятельность иностранных граждан на территории России должна быть выгодна как для России, так и для этих граждан. Решение этой задачи является основной целью Управления содействия интеграции ФМС РФ. И основным препятствием на пути решения данной задачи, по словам лектора, является проблема социальной и культурной адаптации мигрантов. Ещё одной серьёзной проблемой являются пробелы законодательства, регламентирующего трудовую деятельность иностранных граждан на территории РФ. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для развития коррупции в государственных органах РФ. Лектором была высказана мысль о том, что России в данном вопросе следовало бы учесть опыт европейских государств.bajan1
В своем выступлении Т.А. Бажан подчеркнула большое значение инициатив Русской Православной Церкви в решении проблем, связанных с миграционными процессами в России сегодня. ФМС сотрудничает сегодня с Синодальным Отделом по взаимодействию Церкви и общества и Синодальным отделом по социальному служению. Благодаря такому сотрудничеству в ближайшее время в нескольких епархиях Русской Православной Церкви планируется создать епархиальные центры интеграции мигрантов для их социальной и культурной адаптации в России.
Лекция вызвала живой интерес слушателей, ими были заданы многочисленные вопросы. В завершение гостем Аспирантуры была высказана просьба, обращенная ко всем слушателям - при столкновении с вышеперечисленными проблемами на практике в несении церковного служения служения и исполнении церковного послушания пытаться найти решение, соответствующее основным принципам христианства об отношении к ближним, и государственной политике, основания которой были раскрыты в ходе лекции.

   

Выступление кардинала Курта Коха

14 марта 2010 года Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению ректора митрополита 

Волоколамского Илариона посетил председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох.

Гость учебного заведения встретился с учащимися, рассказал им о деятельности возглавляемого им совета и ответил на многочисленные вопросы.

Переводил выступление католического иерарха, а также прозвучавшие  в ходе встречи вопросы и ответы  секретарь кафедры богословия доктор теологии Е.А. Пилипенко.

Выступление кардинала Курта Коха   

 

 

 

 

 

 

 

01

10 марта 2011 г. Председатель ОВЦС Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посетил Российский государственный гуманитарный университет.

У входа в главное здание университета Владыку встречал проректор РГГУ по научной работе Д.П. Бак. Митрополит Иларион вместе с сопровождавшими его представителями Общецерковной аспирантуры заведующим кафедрой библеистики М.Г. Селезневым и секретарем Ученого совета А.И. Мраморновым проследовал в кабинет ректора РГГУ.

Е.И. Пивовар, приветствуя высокого гостя, выразил удовлетворение проведенной работой по налаживанию сотрудничества между двумя вузами и напомнил митрополиту Илариону, что в 2006 г. РГГУ посетил митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Затем состоялась экскурсия по университету. В частности, митрополиту Илариону был продемонстрирован Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева. Об истории создания и миссии музея ректору Общецерковной аспирантуры рассказала директор Музейного центра РГГУ И.В. Баканова.

Экскурсия продолжилась в Научной библиотеке РГГУ, директор которой Л.Л. Батова показала гостю университета редкие издания, хранящиеся в библиотеке. Митрополит Иларион осмотрел читальные залы, каталог библиотеки, а также выставку, посвященную С.С. Аверинцеву.

По завершении экскурсии состоялось подписание договора о сотрудничестве Общецерковной аспирантуры с РГГУ. Договор предусматривает совместную организацию магистерских программ, курсов повышения квалификации, обмен профессорско-преподавательскими кадрами, координированное участие в научных проектах.

Митрополит Иларион рассказал Е.И. Пивовару о тех задачах, которые преследует Общецерковная аспирантура и докторантура по подготовке преподавателей духовных школ, церковных исследователей, управленцев и дипломатов. Владыка изложил свое видение тех сфер, в которых возможна реализация достигнутых между двумя учебными заведениями соглашений.

В свою очередь, Е.И. Пивовар отметил заинтересованность РГГУ в сотрудничестве с духовно-образовательными учреждениями Русской Православной Церкви. В частности, исследование многих вопросов истории и современного состояния православия проводится в Центре изучения религий. Кроме того, в университете осуществляется большая работа по изучению исторических архивов Русской Православной Церкви. Особенно была отмечена готовность РГГУ содействовать повышению уровня владения учащимися Общецерковной аспирантуры иностранными языками.

Ректоры РГГУ и Общецерковной аспирантуры приняли решение о создании рабочей группы по реализации подписанного договора о сотрудничестве.

По завершении переговоров их участники проследовали в зал заседаний Ученого совета РГГУ, где митрополит Иларион выступил с лекцией на тему «Церковное и светское в гуманитарной науке», после чего ответил на вопросы сотрудников и студентов РГГУ.

logo-new.png

2 марта 2011 г. в конференц-зале гостиницы «Даниловская» открылась научная конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Пленарное заседание провел ректор митрополит Волоколамский Иларион.

Открывая заседание и обращаясь к учащимся Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Владыка сказал:

Конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры – лучшая возможность для научного и личного общения корпорации нашей духовной школы. Она позволяет познакомиться с результатами исследований соискателей богословских ученых степеней. Большинство тем, по которым вы готовите диссертации, являются актуальными, важными для церковной науки и сегодняшней жизни нашей Церкви.

Каждому церковному исследователю важно иметь духовное и идейное основание для его деятельности – знание Слова Божия и Предания Церкви. Затем, в соответствии с интересами и сферой деятельности каждого человека выстраиваются научные изыскания. Для успешной работы церковного исследователя важно жить сосредоточенной духовной и интеллектуальной жизнью и при этом активно интересоваться текущими вопросами церковной жизни. Надо научиться одновременно смотреть и в источники своего исследования, и вокруг себя; и в прошлое, и в современность. Надо соизмерять ход исследования с происходящим в Церкви. Именно тогда ваши труды будут принадлежать церковной науке, а не какой-то отвлеченной интеллектуальной сфере умственной деятельности.

Для всех аспирантов и докторантов важно апробировать результаты исследований. Наша конференция – одна из площадок для такой апробации, обязательная в ходе вашего обучения, но далеко не единственная. Вы должны как можно чаще участвовать в профильных конференциях. И самое главное – вы должны публиковать результаты своих изысканий. Докторанты к концу второго года обучения должны иметь не менее трех публикаций по теме диссертации в тех научных журналах, которые входят в перечни ведущих периодических изданий (Общецерковной аспирантуры или Высшей аттестационной комиссии) или международные индексы цитирования. Кроме того, надо публиковаться и в других изданиях. Надо постараться сделать публикацию на иностранном языке. Необходимо, чтобы научное сообщество увидело, что вы специалист по избранной теме, а не просто интересующийся.

У нас открылась и уже действует магистерская программа. Она позволит нам подготовить новые поколения научно-богословских кадров – смену тем аспирантам и докторантам, которые, хочется верить, уже в следующем и, возможно, уже в этом году защитят первые диссертации в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.

В настоящее время готовится нормативная база для того, чтобы защиты наших диссертаций проходили по четко определенным правилам, прозрачным и понятным и в то же время задающим высокий уровень диссертации как научно-квалификационной работы.

Докторская диссертация – это еще более широкая по охвату материала и глубокая по изучению связанных с ее темой вопросов работа. В ней особенно важна оригинальность мысли, авторский вклад в богословскую науку.

Желаю вам помощи Божией в научных исследованиях и прошу проявить активность в обсуждении тех докладов, которые будут озвучены на нашей конференции.

Для участия в пленарном заседании были отобраны доклады 15 докторантов и аспирантов, обучающихся на разных кафедрах учебного заведения. Митрополит Иларион, внимательно выслушивая каждого докладчика, задавал вопросы по теме доклада и по ходу выполнения диссертации. Вопросы и ответы звучали как на русском языке, так и на основном иностранном языке каждого из выступавших (английском, французском, немецком, испанском).

Президиум конференции составили члены Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры: председатель Совета, ректор митрополит Волоколамский Иларион; проректор протоиерей Владимир Шмалий; заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей священник Сергий Звонарев; заведующий кафедрой церковно-практических наук священник Михаил Желтов; заведующий кафедрой церковных искусств и археологии священник Стефан Ванеян; заведующий кафедрой библеистики М.Г. Селезнев; заведующий кафедрой истории А.Ю. Андреев; секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов.

По окончании пленарного заседания и обеденного перерыва конференция продолжила работу по секциям.

logo-new.png

1 марта 2011 г. председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион принял ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева.

Во встрече приняли участие: от ПСТГУ – проректоры священник Константин Польсков и Л.А. Шамаро, от Общецерковной аспирантуры – проректор протоиерей Владимир Шмалий и секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов.

 

Ректоры двух учебных заведений Русской Православной Церкви, осуществляющих подготовку научных кадров высшей квалификации, обсудили вопросы, связанные с включением специальности «теология» в номенклатуру специальностей Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации.

sov028 февраля 2011 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им свв. Кирилла и Мефодия под председательством ректора, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона состоялось совещание, посвященное разработке магистерской программы для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В работе совещания приняли участие: архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии; архимандрит Кирилл (Говорун), первый заместитель председателя Учебного комитета; архимандрит Климент (Вечеря), проректор по учебной работе Киевской духовной академии; протоиерей Павел Великанов, проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии; протоиерей Владимир Шмалий, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры; священник Геннадий Егоров, проректор ПСТГУ по учебной работе; священник Константин Польсков, проректор ПСТГУ по научной работе; священник Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии; заслуженный профессор М.С. Иванов, проректор по учебной работе Московской духовной академии; А.И. Мраморнов, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры; Л.А. Шамаро, проректор ПСТГУ по внешним связям; иеродиакон Родион (Ларионов), помощник ректора Московской духовной академии по инновационной деятельности.

Магистерская образовательная программа разрабатывается во исполнение Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 29), в котором Архиерейский Собор одобряет трехуровневую (бакалавриат, магистратура, аспирантура) модель духовного образования, представленную в докладе на Соборе Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, и ставит задачу разработки необходимых регламентирующих документов.

В ходе совещания были рассмотрены основные параметры магистерской программы, в частности ее соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту и международным стандартам.

По результатам обсуждения процедуры разработки магистерской образовательной программы для духовных школ Русской Православной Церкви участники совещания пришли к выводу о целесообразности проведения этой работы на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Для осуществления координации и взаимодействия в процессе подготовки магистерской программы была создана рабочая группа, состоящая из представителей руководства Учебного комитета, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

logo-new.png

24 - 25 февраля 2011 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре выступит известный философ и богослов, доцент Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина Александр Семенович Филоненко.

Тема лекции гостя учебного заведения - "Богословие общения". Начало в 14.00 (оба дня).

Присутствие на лекции обязательно для всех студентов магистерской программы и аспирантов очной формы обучения. Приглашаются также все остальные учащиеся и желающие.

Лекция пройдет в аудитории № 1 Общецерковной аспирантуры по адресу: ул. Пятницкая д. 4/2, стр. 5.

А.И. Мраморнов выступает в СФИВ субботу 19 февраля 2011 г. А.И. Мраморнов, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, посетил Свято-Филаретовский православно-христианский институт.

По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона представитель Общецерковной аспирантуры  принял участие в пленарном заседании проходивших в этот день в институте Сретенских чтениях. Доклад гостя СФИ был посвящен методам репрессий против духовенства, осуществлявшихся в первые годы советской власти революционными трибуналами.

После лекции состоялось общение секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры с проректором Свято-Филаретовского института Д.С. Гасаком. Обсуждались вопросы возможного взаимодействия двух учебных заведений.

logo-new.png

17 - 18 февраля 2011 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия был прочитан специальный курс лекций "Актуальные проблемы истории высшего церковного управления Русской Православной Церкви в 1920 – 1930-е гг.".

 Автором спецкурса, состоящего из 8 лекций, является известный церковный историк, заместитель заведующего Научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви, доцент кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ священник Александр Мазырин.

Особое внимание в лекциях курса, специально подготовленного автором для Общецерковной аспирантуры, было уделено процессам возникновения церковных разделений в годы гонений на духовенство и верующих, приводившие к сбоям в церковном управлении.

Священник Александр Мазырин - кандидат исторических наук, магистр богословия, автор монографии "Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-1930-х годах".

logo-new.png

По благословению Высокопреосвященного Илариона, митрополита Волоколамского, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, 16-17 февраля состоялась рабочая поездка протоиерея Владимира Шмалия, проректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, секретаря Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, в Санкт-Петербург.

Целью поездки было обсуждение перспектив развития диалога и взаимодействия церковной и светской науки, а также сотрудничества в сфере подготовки кадров высшей научной квалификации.

Прот. В. Шмалия сопровождали научные сотрудники секретариата Синодальной библейско-богословской комиссии А.И. Кырлежев и А.В. Шишков.

В Научно-богословском центре междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета состоялась встреча с проректором по научной работе СПбГУ Н.Г. Скворцовым, в которой принял участие руководитель Центра прот. Кирилл Копейкин, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии.

Перспективы сотрудничества обсуждались также с директором Издательского дома СПбГУ Е.Ю. Новиковым и зав. кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ профессором М.М. Шахнович.

Сотрудники СББК также посетили Институт русской литературы РАН (Пушкинский дом), где имели беседу с директором членом-корреспондентом РАН В.Е. Багно, и приняли участие в научной конференции, посвященной 145-летию со дня рождения Вячеслава Иванова, которая состоялась в Музее-усадьбе Г.Р. Державина (филиал Всероссийского музея А.С. Пушкина).

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялась встреча прот. Владимира Шмалия с проректором по научно-богословской работе прот. Димитрием Юревичем, секретарем Ученого совета СПБДА прот. Кириллом Копейкиным и зав. кафедрой церковной истории проф. прот. Георгием Митрофановым, в ходе которой обсуждалось развитие магистерской программы и научно-исследовательской работы в духовных школах.

logo-new.png

17 февраля 2011 года по приглашению Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Милан Жуст прочел лекцию слушателям магистерской программы по кафедре внешних церковных связей.

Поделившись личным опытом, представитель Римской курии подчеркнул важность встреч и контактов между православными и католиками в деле преодоления взаимной отчужденности. Далее отец Милан Жуст познакомил аспирантов с историей Папского совета по содействию христианскому единству, с его структурой, деятельностью и выработанными в совете документами по межхристианскому диалогу. Докладчик подробнее остановился на теме диалога Римско-Католической Церкви с Православием, уделив особое внимание современным отношениям со славянскими Поместными Православными Церквами, в первую очередь с Русской Православной Церковью.

Слушатели Общецерковной аспирантуры приняли активное участие в обсуждении затронутых на лекции вопросов.

logo-new.png

10 февраля 2011 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялось выступление доктора философии, представителя Университета Тор Вергата в Риме профессора Кристины Штёкль (Kristina Stöckl).

 Тема доклада гостя Общецерковной аспирантуры - "«Возвращение религии» в социальную науку и политическую философию". На лекции присутствовали: проректор протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов, научный консультант Синодальной библейско-богословской комиссии А.И. Кырлежев, аспиранты и студенты магистерской программы.

По итогам выступления состоялась плодотворная дискуссия. Доклад Кристины Штёкль с ее любезного разрешения публикует сайт Общецерковной аспирантуры и докторантуры. С ним рекомендуется ознакомиться всем учащимся, которые не смогли присутствовать на лекции.

1

4 февраля 2011 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре была прочитана первая часть интенсивного спецкурса доктора философии, гостя из Фрибургского университета (Швейцария), клирика Московского Патриархата диакона Августина Соколовски.

Спецкурс о. Августина посвящен учению о благодати в западной христианской традиции. На лекции присутствовали аспиранты и студенты магистерской программы.

Специальный курс позволяет познакомить учащихся с той предметной областью, в которой его автор является лучшим или одним из лучших специалистов. Лектор показывает методологию своего исследования, погружает слушателей в самые актуальные проблемы по заявленной теме. Интенсивное проведение таких курсов позволяет пригласить для выступления в Общецерковной аспирантуре гостей не только из учебных заведений и научных центров Москвы, но и из других городов и стран.

Во 2-м триместре 2010/2011 учебного года предполагаются спецкурсы следующих видных лекторов и специалистов: философа и богослова, доцента Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. А.С. Филоненко; историка, доцента ПСТГУ священника Александра Мазырина; заведующего кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры священника Михаила Желтова.

Посещение этих курсов является обязательным для аспирантов очной формы обучения и студентов магистерской программы. Остальные учащиеся Общецерковной аспирантуры приглашаются по желанию.  

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»