НОВОСТИ

villanova-1.jpg 31 октября 2012 года ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион,посетил Университет Вилланова, одно из старейших учебных заведений США (близ Филадельфии, штат Пенсильвания, США) где состоялась церемония вручения ему диплома почетного доктора богословия.

Митрополит Иларион выступил перед профессорско-преподавательской корпорацией университета и студенчеством с докторской лекцией.


Выступление митрополита Илариона было посвящено теме  «Прошлое и настоящее православно-католического диалога». Открывая эту тему, иерарх Русской Православной Церкви подчеркнул:

«Учение святых отцов первого тысячелетия, когда Церкви Востока и Запада пребывали в единстве, хотя порой это единство и подвергалось серьезным испытаниям, является тем надежным фундаментом, на котором диалог между христианами может развиваться успешно и плодотворно. По моему глубокому убеждению, верность христианской традиции, сохранение преемственности в учении и жизни Церкви служит единственным реальным средством для восстановления единства учеников Христовых.

Именно из-за отказа некоторых протестантских деноминаций, а также общин Англиканского сообщества от древней христианской традиции для Православной Церкви сегодня все труднее становится продолжать взаимодействие с ними. Мне очень жаль, но те диалоги с протестантами и англиканами, которые мы вели на протяжении десятилетий, находятся под угрозой из-за процессов, происходящих в протестантских общинах Запада и Севера. Я имею в виду продолжающуюся либерализацию в области богословия, экклезиологии и нравственного учения. Некоторые деноминации узаконили благословение однополых союзов и рукоположение в священный сан лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Мы вынуждены говорить об этом, потому что хотим сохранить то доброе, что было достигнуто за годы диалога между православными с одной стороны и протестантами и англиканами — с другой. Защищая двухтысячелетнее Предание Церкви, мы остаемся верными диалогу, но вместе с тем видим, как протестанты и англикане отдаляются от нас, принимая нововведения, которые для нас неприемлемы.

Я говорю об этом в стенах католического университета отнюдь не потому, что боюсь критиковать англикан и протестантов в лицо. Напротив, всякий раз, когда представляется такая возможность, я открыто говорю о нашей озабоченности в прямом диалоге с братьями из англиканских и протестантских общин. Так например, в сентябре 2010 года на торжественном ужине Никейского клуба в Лондоне в присутствии Архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса я констатировал печальный факт, что «Православная и Англиканская Церкви находятся по разные стороны той бездны, которая разделила христиан традиционного направления и христиан либерального толка». Несколько дней назад я говорил о том же в старейшей англиканской семинарии Америки Nashotah House, ровеснице вашего университета.

В отличие от диалога с протестантизмом и англиканством, зашедшим в тупик, диалог с Римско-Католической Церковью представляется мне весьма перспективным – именно потому, что, как и православие, католичество не мыслит себя в отрыве от Предания, стремится учить и жить в соответствии с традицией, переданной нам апостолами и святыми отцами. На мой взгляд, значительное улучшение и укрепление отношений между нашими Церквами, наблюдаемые в последние годы, связаны именно со все большим осознанием того, что нас объединяет общее наследие, благодаря которому и православные, и католики могут и должны вместе свидетельствовать миру о непреходящих ценностях Евангелия».

villanova-2.jpg

Подробно остановившись на истории православно-католического диалога в XX веке, председатель ОВЦС отметил историческое значение состоявшегося в августе сего года визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу, в ходе которого Патриарх Кирилл вместе с председателем Польской епископской конференции архиепископом Юзефом Михаликом подписал Совместное послание народам России и Польши. «Это обращение со стороны Московского Патриархата и Римско-Католической Церкви в Польше призывает российский и польский народы, в своей истории прошедшие через взаимное отчуждение и вражду, к примирению и прощению в духе христианской любви. В центре поистине исторического послания – напоминание об общей христианской традиции, ценностях, которые на протяжении многих веков вдохновляли оба народа, учили жертвенности, любви к ближним и дальним», — подчеркнул докладчик.

Председатель ОВЦС также коснулся темы сотрудничества православных и католиков в деле защиты традиционных христианских ценностей:

«Православные и католики встречаются с одними и теми же вызовами, которые современная эпоха бросает традиционному жизненному укладу. В данном случае речь идет не о богословских вопросах, а о настоящем и будущем человеческого сообщества. Это именно та сфера, в которой православные и католики могут взаимодействовать без какого-либо ущерба для своей церковной идентичности. Иными словами, не будучи единой Церковью, будучи разделены по различным богословским и экклезиологическим вопросам, мы можем найти такие формы взаимодействия, которые позволяли бы нам совместно отвечать на вызовы современности.

Мы вместе можем помочь людям осознать, что такое традиционные христианские ценности – семья, ценность человеческой жизни от зачатия до смерти, воспитание детей, целостность и нерасторжимость брака. Все эти понятия в современном секулярном мире подвергаются радикальному переосмыслению. Сегодня в западном обществе традиционный семейный уклад, по сути дела, разрушен, следствием чего является постепенное сокращение численности западных народов. Это очень простой и реальный показатель духовного здоровья или духовной болезни того или иного народа. Если численность народа увеличивается, значит, в нем есть здоровые силы, которые позволяют ему воспроизводиться, если же она уменьшается — это признак болезни. И болезнь в данном случае заключается в том, что в обществе отсутствует традиционное представление о семье.

В основе данного мировоззрения лежит разрушение традиционного семейного уклада, и сегодня, если говорить о христианских общинах, традиционный семейный уклад проповедуют только Православная и Католическая Церкви. Это не значит, что все верующие следуют учению своей Церкви, но на официальном уровне именно Православная и Католическая Церкви защищают целостность брака, считают грехом аборт и призывают к его искоренению, считают недопустимой эвтаназию. Если вы сравните, например, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где говорится об очень многих нравственных и социальных вопросах, с Катехизисом Католической Церкви, где по тем же вопросам приводится официальное учение Католической Церкви, то практически везде вы увидите схожесть позиций. Это говорит о том, что мы можем объединить свои усилия, чтобы вместе защищать традиционные ценности, такие как семья, рождение и воспитание детей, целостность брака. Это то реальное поле, на котором мы сегодня можем и должны взаимодействовать с католиками».

villanova-3.jpg

Не менее актуальной темой, по мнению председателя ОВЦС, являются эксперименты в гендерной области, которые в наши дни получают все большее распространение:

«Несколько недель назад в прессе появилось сообщение, что в Соединенных Штатах одна лесбийская пара начала давать своему 11-летнему приемному сыну Томми препараты, останавливающие выработку мужских гормонов. Пара заявляет о том, что у мальчика с трехлетнего возраста наблюдаются проблемы с половой самоидентификацией, и он уже давно считает себя девочкой. Можно только догадываться, какие методы воспитания употребили эти две женщины, чтобы превратить своего приемного сына в себе подобного. Антигормональная «терапия» продолжится до достижения им 15-летнего возраста, когда Томми должен будет сделать окончательный выбор своего пола. Оставляя в стороне медицинскую проблематику, остановлюсь на этической составляющей этого инцидента. Несовершеннолетнему ребенку приемные «родители»-лесбиянки «помогают» сделать выбор в пользу смены пола. На мой взгляд, происходящее является чудовищным извращением и преступлением, за которое эти две женщины должны нести уголовное наказание. Однако государство не вмешивается в ситуацию.

В этой связи я убежден, что сотрудничество всех христианских конфессий, прежде всего, между Православной и Римско-Католической Церквами, крайне необходимо для защиты человеческой жизни и неотделимого от нее достоинства, равно как и семьи. Поэтому мы, объединенные верой во Христа и двухтысячелетней христианской традицией, должны с новой силой нести благую весть о сотворенных Создателем и ниспосланных миру семье и браке. Принимая вызов сегодняшней действительности, христианские семьи должны по-прежнему быть надеждой и гарантом христианской цивилизации. Необходимо оберегать и поддерживать благоприятную для семьи культурную традицию, нерушимость брака, обязательства супружеской верности, активно участвуя в создании благоприятных для семьи и основанных на ее природной сущности законов, прививая в обществе идеалы величия и совершенства семейного призвания».

Наконец, еще одним важнейшим, приобретающим все большую актуальность направлением возможного взаимодействия между православными и католиками, по мнению митрополита Илариона, является защита христиан от дискриминации:

«К сожалению, в странах так называемой «арабской весны», а также в целом ряде других стран Ближнего Востока, Африки, Азии и Океании христиане подвергаются дискриминации, преследованиям и гонениям. Этот вопиющий факт систематически замалчивается средствами массовой информации, которые предпочитают игнорировать данную проблему. Более того, планируя военное вторжение в ту или иную страну арабского мира или подготавливая свержение существующего в той или иной стране режима при помощи внешней силы, западные стратеги, как кажется, совершенно не учитывают тот факт, что главной жертвой становятся чаще всего именно местные христиане.

Примеры этому многочисленны. В Ираке от полуторамиллионного христианского населения, проживавшего там еще десять лет назад, осталась лишь одна десятая часть. В Египте мы становимся свидетелями массового исхода христиан. Практически не осталось христиан в Ливии. 95 процентов христиан покинули сирийский Хомс, занятый повстанцами. Мы, православные и католики, должны вместе возвышать свой голос в защиту христиан, подвергающихся гонениям и репрессиям в перечисленных странах, а также в Афганистане, Пакистане, Индии, Индонезии, на Филиппинах, в Нигерии и целом ряде других стран.

Европейские государства традиционно защищали интересы христиан, например, на Ближнем Востоке или в дальневосточной Азии. В данных обстоятельствах мы надеемся, что резолюция, принятая Европейским Парламентом 20 января 2011 года «О положении христиан в контексте религиозной свободы», а также заявление Комитета министров иностранных дел ЕС от 22 февраля, будут иметь практические последствия. Они стали результатом активной деятельности христианских Церквей в этом направлении. Надеемся, что и США присоединится к деятельности по защите христиан.

30 ноября 2011 года в Москве по инициативе Русской Православной Церкви прошла международная конференция «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан». Отрадно, что в ее организации приняла активное участие и Римско-Католическая Церковь в лице высоких представителей Святого Престола, католических общин России, Ближнего Востока и Пакистана.

Сегодня христиане подвергаются притеснениям не только в тех странах, где они составляют меньшинство, но зачастую и в странах с древними и глубокими христианскими традициями. Некоторые государства Западной Европы пытаются ограничить проявления христианской веры в общественной жизни, аргументируя это стремлением соблюдать права приверженцев других религий или атеистов. В подобной ситуации от православных и католиков требуются солидарные действия по защите христианской идентичности Европы и Америки.

В своем приветственном слове XIII Синоду католических епископов в Риме 16 октября этого года я обратился с призывом к моим братьям из Католической Церкви создать общий фронт для защиты христианской веры во всех странах, где ее угнетают и преследуют. Христианские общины Сирии и других стран Ближнего Востока вопиют о помощи, в то время как западные средства массовой информации не обращают никакого внимания на их крики о помощи. Политики также закрывают глаза на эту невиданную волну гонений. Мы, православные и католики всего мира, обязаны возвысить свой голос, встать на защиту христиан и христианского наследия на Ближнем Востоке. Наш долг состоит в том, чтобы постоянно взывать к политическим лидерам, международным организациям и средствам массовой информации, напоминая об этой разворачивающейся на наших глазах гуманитарной трагедии. Должен сказать, что мои слова нашли живой отклик среди синодальных отцов, особенно тех, что представляют католические общины в странах, где открыто преследуют христиан».

В завершение своего выступления митрополит Иларион подчеркнул: «Православным и католикам сегодня необходимо воспринимать друг друга не как соперников, а как союзников в деле защиты прав христиан. Мы должны развивать такое взаимодействие вне зависимости от успехов или неудач богословского диалога, вне зависимости даже от того, как складываются отношения между православными и католиками в конкретных регионах мира. Мы должны выстроить это взаимодействие, исходя из общей стратегической задачи, поскольку речь идет о будущем человечества. Именно от наших совместных усилий в первую очередь зависит будущее христианства в третьем тысячелетии».

Университет Вилланова, основанный в 1842 году монахами-августинианцами, является одним из крупнейших католических высших учебных заведений Соединенных Штатов Америки. В нем на пяти факультетах обучается более 10 000 человек из разных стран мира.

Служба коммуникации ОВЦС

logo-new.png

30 ноября 2012 г. по благословению Ректора митрополита Волоколамского Илариона в Общецерковной аспирантуре и докторантуре выступит старший научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук Игорь Александрович Курляндский. Начало лекции в 15.00.

Присутствие учащихся очной формы обучения обязательно, остальные приглашаются по желанию.

 

butovo-1.jpg

30 октября 2012 года, в день памяти жертв политических репрессий на Бутовском полигоне состоялась мемориальная акция "Голос памяти".

Акция началась с заупокойной литии в храме Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, которую совершил наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры епископ Воскресенский Савва. Архиерею сослужили настоятель храма протоиерей Кирилл Каледа, московское духовенство, в том числе докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Димитрий Конюхов.

Обращаясь к собравшимся по окончании богослужения, епископ Савва отметил, что если нить памяти прервется, подобная трагедия может повториться вновь.

«Когда люди забыли заповеди Божии и самого Бога, в сердца их вошел грех. Этим грехом они руководствовались и совершали другие грехи. Нет более страшного греха, чем братоубийство, — сказал иерарх. — Но я верю, что русский народ останется верен своей вере православной, вере в Бога, в Господа нашего Иисуса Христа. И если надо, то вновь принесет ту кровавую жертву, которая здесь была совершена совсем недавно. Не дай Бог, чтобы это произошло. Хотелось бы всем нам пожелать, чтобы всегда в сердцах наших была любовь к Богу. И если она будет, то и гонений никаких не будет, не будет испытаний. Но как только начнем забывать нашу Священную историю, то, неровен час, повторятся те скорбные события, которые мы с вами переживали совсем недавно».

Затем под звон колоколов состоялся крестный ход. У Соловецкого и Поклонного крестов на Бутовском полигоне были возложены цветы.

После этого на специально оборудованном помосте прошла мемориальная акция «Голос Памяти», в рамках которой из Бутовской Книги Памяти были зачитаны имена пострадавших в Бутово в соответствии с «расстрельными списками» НКВД, по дням приведения приговоров в исполнение. В чтении приняли участие духовенство, ученые, деятели культуры, родственники погибших на Бутовском полигоне. Произносились имена всех, о ком известно, без различия этнической и религиозной принадлежности. Среди читавших имена погибших был секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, принявший участие в акции по благословению митрополита Волоколамского Илариона.


По материалам официального сайта Московского Патриархата.

logo-new.png

9 ноября в 15.00 в ауд. №1 по благословению Ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона в Общецерковной аспирантуре выступит известный журналист, публицист, деятель культуры Александр Николаевич Архангельский.

Присутствие учащихся очной формы обучения обязательно, остальные приглашаются по желанию.

 

nashotah-06.jpg

25-26 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в США по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетил богословскую семинарию семинарию Нашота Хаус (Висконсин, США).

Данная семинария, открытая в 1842 году, считается одной из наиболее консервативных среди теологических школ англиканской традиции. Она была основана активными деятелями «Оксфордского движения», стремившимися к восстановлению кафолической традиции, и стала центром «Высокой Церкви» в США.

Семинария Нашота Хаус известна тем, что ее посещал святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, в бытность свою епископом в Соединенных штатах. Здесь ему по инициативе епископа Графтона была присуждена степень почетного доктора. Семинария по сей день бережно хранит знаки присутствия глубоко почитаемого в ней святителя Тихона.

25 октября председатель Отдела внешних церковных связей встретился с деканом семинарии Нашота Хаус епископом Робертом Салмоном, одним из инициаторов создания Англиканской церкви в Северной Америке, образованной в 2009 году на основе епархий и приходов Епископальной Церкви США, не принявших либеральную линию ее руководства. Епископ Салмон был одним из трех иерархов Американской епископальной церкви, к которым в 2006 году обратился с письмом поддержки митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), подчеркнув, что Священный Синод Русской Православной Церкви открыт к контактам и сотрудничеству с теми членами Американской епископальной церкви, которые сохраняют верность евангельскому нравственному учению.

Вечером того же дня в семинарии состоялась презентация второго тома английского перевода книги владыки Илариона «Православие», только что вышедшего в издательстве Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке.

26 октября митрополит Иларион принял участие в академическом акте семинарии Нашота Хаус, на котором ему была вручена степень почетного доктора. В своем выступлении Владыка, в частности, сказал:

«Позвольте мне выразить радость от пребывания в стенах духовной семинарии Нашота Хаус — прославленного духовного учебного заведения, одного из старейших на американском континенте и одного из ведущих в англиканском мире. В течение 170 лет своего существования семинария воспитала немалое число англиканских клириков и мирян, несших и несущих свое служение в различных общинах Англиканского Содружества.

Характерной особенностью семинарии всегда было стремление к здоровому консерватизму, желание сохранить и приумножить все лучшее, что имеется в англо-католической традиции. В наши дни слово «консерватизм» приобрело негативный оттенок. Между тем, одним из ключевых понятий христианского богословия является «Предание» (греч. paradosis, лат. traditio), указывающее на преемство передачи церковной Истины из поколения в поколения – от Христа и апостолов до наших дней. Христианская Церковь не может не быть традиционной, а следовательно и консервативной в положительном смысле этого слова. Забота о том, чтобы богословское и нравственное Предание сохранялось в неповрежденности и чистоте, всегда была одной из основных характерных особенностей христианской Церкви.

Особый долг сохранять и приумножать церковное Предание лежит на богословских школах, которые призваны воспитывать молодое поколение в духе верности учению Христа и апостолов. В эпоху, когда нравственные устои общества поколебались под влиянием секулярной и либеральной идеологии, христианский консерватизм и традиционализм становится особенно востребованным. И ответственность, лежащая на духовных семинариях, в этих условиях, несомненно, возрастает.

К сожалению, в современном англиканстве и протестантизме мы, православные, наблюдаем такие тенденции, которые не могут оставлять нас безразличными. Многие общины встали на путь размывания христианского богословского и нравственного учения, приспособления его к современным либеральным стандартам. Эта тенденция не обошла и Епископальную Церковь США, которая на протяжении долгих лет вела продуктивный диалог с Русской Православной Церковью. К сожалению, нам пришлось приостановить этот диалог по хорошо известным причинам, о которых нет надобности напоминать в этом высоком собрании. Мы готовы будем возобновить диалог, если причины, приведшие к его прекращению, будут устранены. И мы верим в будущее нашего диалога, но только в том случае, если Епископальная Церковь вновь встанет на путь защиты традиционных христианских ценностей, в том числе в области морали. В нынешних же условиях мы вынуждены ограничить наши контакты общением только с теми представителями Епископальной Церкви, которым дорого общехристианское Предание и которые стремятся к его сохранению.

К числу таковых мы не без основания относим вашу богословскую школу. Стремление защитить христианское вероучение от коррозии и искажения всегда было отличительной чертой семинарии Нашота Хаус. Этому немало способствовал и интерес к духовному наследию Православной Церкви, бережно хранящей общехристианское Предание. Не случайно в 1905 году семинария присвоила почетную докторскую степень епископу Тихону (Белавину), впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси, ныне прославленному в лике святых. Интерес к Православию не угасает в семинарии и ныне, более чем сто лет спустя, о чем свидетельствует соглашение, подписанное ею в 2009 году со Свято-Владимирской семинарией в Нью-Йорке.

Имея в виду выдающуюся роль, которую Нашота Хаус играла и продолжает играть в деле воспитания молодежи в лучших традициях англо-католичества, особое место, занимаемое семинарией в структуре Епископальной Церкви, и особое внимание, проявляемое семинарией к Православию, я с глубоким удовлетворением принял приглашение выступить перед вами сегодня».

В завершение академического акта председателю Отдела внешних церковных связей была торжественно передана памятная реликвия — епископское облачение, подаренное святителем Тихоном епископу Графтону.

В свою очередь митрополит Иларион передал в дар семинарии икону Спасителя, которая была с благодарностью принята руководством богословской школы.

Вечером того же дня в Милуоки состоялась встреча митрополита Илариона с руководством Фонда Бредли, на которой обсуждалось сотрудничество фонда с Русской Православной Церковью в сфере культуры и духовного просвещения.

По сообщению Службы коммуникации ОВЦС

tgu-1.jpg

21-24 октября 2012 г. в Томском Государственному Университете (ТГУ) состоялась XXIII Ежегодная Международная научная конференция "Язык и культура". Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия представлял на конференции докторант протоиерей Димитрий Конюхов, выступивший с докладом "Смерть языка в эпоху постмодерна". Состоялась плодотворная дискуссия, в том числе, с участием иностранных гостей из европейских стран.

Конференция проходила в юбилейный год 80 - летия кафедры иностранных языков и 50 - летия научной и педагогической деятельности основателя факультета иностранных языков в ТГУ профессора Гураль Светланы Константиновны, которая смогла сплотить вокруг себя коллектив высококлассных специалистов, выпустив из стен факультета большое количество профессионалов, работающих по всему миру.

По окончании конференции, Гураль С.К. высказала сугубую благодарность и признательность Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Илариону, митрополиту Волоколамскому, ректору общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, за инициативу по сотрудничеству общецерковной аспирантуры с факультетом иностранных языков ТГУ. Была выражена надежда на продолжение совместной работы.

{gallery}stories/news2012/10_oct/tgu/{gallery}

4ovcs.jpg

Во время учебы студент светского вуза проходит практику. Для одних это – удача и радость, для других – тяжкая повинность. А как обстоят дела в вузе церковном? Наш материал – о летней практике студентов Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Место практики – Отдел внешних церковных связей.

Устроиться работать в ОВЦС, на взгляд со стороны, – перспектива очень заманчивая: интересные люди, заграничные командировки, работа с иностранными языками и принадлежность к дипломатическому миру. По большей части, это мнение, как  и большинство взглядов, не подкрепленных личным опытом, – стереотип.  Что на самом деле представляет собой работа в Отделе, можно понять, только потрудившись здесь какое-то время.  В нынешнем году в Отделе впервые прошла обязательная двухмесячная практика магистрантов ОЦАиД, учащихся на кафедре внешних церковных связей.

-  Мне бы хотелось, чтобы практика помогла развеять некоторые мифы об ОВЦС – либо о том, что труды здесь – это как дорога, намазанная медом, с льготами и преференциями, или же, напротив, что работа в Отделе – что-то непосильно трудное и мрачное, - говорит заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАиД, кандидат богословия, секретарь по делам дальнего зарубежья ОВЦС протоиерей Сергий Звонарев.

После второго триместра магистрантов в соответствии с их пожеланиями, темами будущих диссертаций и потребностями Отдела распределили по разным подразделениям ОВЦС – в профильные секретариаты, службу коммуникаций, протокол, канцелярию и так далее. За каждым практикантом закрепили куратора – для контроля, а еще - чтобы было, к кому обращаться за помощью.

- В Общецерковную аспирантуру я поступал потому, что стремился получить образование в церковном вузе, а кафедру внешних церковных связей выбрал потому, что она является уникальной для системы церковного образования и профильной для ОЦАиД. От аспирантуры ждал  увлекательного обучения, - рассказывает магистрант Роман Вжещ.

Учеба действительно оказалась увлекательной – студент ею доволен – а из практики больше всего запомнились не конкретные задания, а «неформальное общение с людьми, которые реализуют политику священноначалия в сфере внешних церковных связей». На вопрос о том, думает ли он связать будущую работу с Отделом, Роман отвечает кратко: «Всё в руце Божией».

Другому студенту, Роману Пелиху, в Общецерковной аспирантуре понравилось то, что режим жизни учащихся несколько отличается от семинарского.

- Студент может заниматься научной деятельностью, развивая навыки самостоятельной работы с источниками, осваивая современные и древние языки, при этом, не отвлекаясь ни на что постороннее: дежурство на кухне, пение в хорах, просиживания на вахтах и разгрузку многотонных машин, - объясняет Пелих. - Это, так сказать, со стороны формы. С содержательной стороны привлекало наличие такой специализации как «Внешние церковные связи», которая является в полном смысле слова эксклюзивной.

Одно дело – ожидания, и другое – реальная жизнь.

- По прошествии первого года обучения в ОЦАиД я могу уверенно сказать, что реальность превзошла мои ожидания. Лично от ректора – митрополита Волоколамского Илариона - мы чувствуем постоянную отеческую заботу и заинтересованность в создании для студентов наиболее адекватных условий для раскрытия их способностей, а от профессоров и преподавателей –  искренний интерес в работе со студентами.

В научном и практическом плане Романа больше всего интересует диалог с Поместными Православными Церквами, поэтому практику студент проходил в Секретариате по межправославным связям.  Работа была по большей части «бумажная», может быть, не очень разнообразная, но полезная: навыки делопроизводственной работы и деловой переписки и представление о протокольном этикете для будущего сотрудника Отдела совсем не лишние. А еще, говорит студент, практика «развеяла некоторые предубеждения».

-  Меня приятно удивило, что в Отделе я встретил людей, которые гармонично сочетают в себе глубокую веру и высокий профессионализм, - рассказывает Роман.

Сейчас он  твердо хочет работать в ОВЦС:

- Н адеюсь в дальнейшие годы, проведенные в аспирантуре, только укрепят мое желание работать в области межправославных отношений, и полученные навыки сделают меня полезным для нашей церковной дипломатии.

Выпускник Перервинской духовной семинарии и магистрант ОЦАиД Сергей Мишин рассказывает, что поступал в Аспирантуру, чтобы  заполнить пробелы в прежнем образовании, особенно по иностранным языкам. И эти надежды оправдались.

-  За первый год учебы мои знания английского языка, благодаря энергичному и интересному преподавания иерея Арсения Черникина из нулевых поднялись до разговорного уровня. Очень много дал курс Методологии научного исследования, который вела Лариса Ивановна Маршева, - рассказывает Сергей.

Учеба в магистратуре ему очень нравится, а практику он выбрал как раз связанную с иностранным языком – в Службе переводов. Но языковая практика и для этого студента оказалась не самым важным моментом.

- Через службу переводов проходят официальные документы, в том числе письма предстоятелей братских Поместных Церквей. Особенно запомнилось, как я приносил из канцелярии письмо патриарха Константинопольского патриарху Московскому, в котором патриарх Варфоломей выражает соболезнование в связи с трагедией в г. Крымске. Очень интересное чувство - быть участников, хоть и косвенным и совсем незаметным,
общения двух патриархов, - делится впечатлениями Мишин.

В будущем он предполагает работать в ОВЦС, но не исключает и другие варианты:

- Отдел внешних церковных связей - ведущая структура Русской Православной Церкви и для меня большая честь трудиться там, но я считаю, что молодые люди с богословским образованием нужны и могут быть полезными не только здесь, но и в других местах. Для меня важна возможность реализовать получаемые сейчас знания и найти место, которое будет соответствовать моему характеру, место, где будет интересно работать.

Среди практикантов нынешнего года есть и священнослужители. Священник Сергий Осипов – выпускникМосковской духовной семинарии.  Через десять лет после окончания учебы он почувствовал потребность продолжать образование.

- Во-первых, возникло желание систематизировать свои  представления о историческом пути Церкви и формах Ее свидетельства в современном мире. Свое личное понимание отдельных сторон исторического процесса хотелось сопоставить с общецерковным видением в целом. А во-вторых, хотелось придать законченный профессиональный вид тому опыту работы, который я приобрел в церковно-приходской жизни, большую часть которой составляла издательская деятельность. Был также опыт создания и поддержки приходских сайтов, - рассказывает отец Сергий.

Ожидания от учебы оправдались полностью.

- Это хорошо организованный учебный процесс с множеством интересных  курсов. Некоторые даже были неожиданными, но, действительно, актуальными, - например, педагогика. Я не просто доволен учебой на дневном отделении, а воспринимаю ее как настоящую роскошь, - говорит священник.

Его увлекло исследование деятельности православных СМИ, поэтому, обучаясь на кафедре внешних церковных связей, практику он проходил в Службе коммуникации, чтобы взять сложившийся формат работы Службы Коммуникации за основу для сравнительного анализа деятельности других православных СМИ.

- Изначально я представлял практику как продолжение учебного процесса, которое состоит из наблюдений, сравнений и обобщений. На деле практика оказалась настоящей работой в реальном времени, что для изучения  деятельности  СМИ было наиболее ценно, - говорит священник.

Для него, как и для магистрантов-мирян, наиболее яркие впечатления также связаны с общением:

- Прежде всего практика дала мне опыт взаимодействия с коллегами, ведь любое СМИ - это команда единомышленников. Кроме того, большое впечатление произвел объем информации, поступающей из  зарубежных приходов нашей Церкви. И вот здесь пришлось развивать навыки, которые в размеренной приходской жизни сами собой не возникают, - мониторинг множества сайтов,  оперативный перевод с английского, рерайтинг. Безусловно, практика помогла мне отработать чисто технические   профессиональные приемы, но произошло еще и эмоциональное погружение в профессию.

На будущем отец Сергий не загадывает:

- Место служения священника определяет его  священноначалие. Но думаю, в современной  проповеди Евангелия без СМИ уже трудно обойтись. И образование, полученное в ОЦАиД, я смогу использовать на любом церковном поприще.

С ним согласен протоиерей Сергий Звонарев:

- Думаю, что значительный процент обучающихся на кафедре внешних церковных связей не предполагают связать свою жизнь с ОВЦС и лишь немногие планируют работать в Отделе. Это не пугает и не смущает, поскольку работа в ОВЦС – особое служение, в котором никогда не было массовости. В Отделе остаются люди, которые воспринимают работу здесь как нечто близкое их духу и характеру. Порой из целого потока студентов таковых наберётся 1-2 человека, но именно такие люди нам нужны. Бывает, что на работу в Отдел устраиваются случайные люди, но обычно они скоро уходят.

Я лично убеждён, что если человек получит образование на нашей кафедре, а после займётся иным церковным служением: станет приходским священником, миссионером или катехизатором, – у него все равно останется понимание важности внешней деятельности нашей Церкви. И это представление он сможет донести и до других. А потому мы трудились не зря.

logo-new.png

21-24 октября 2012 года докторант кафедры Внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Тимофей (Ясеницкий) выступил с докладом на VIII международном форуме «Диалог языков и культур СНГ и ШОС в XXI веке», проходившем в г. Минске.

Форум состоялся по инициативе Московского государственного лингвистического университета на базе Минского государственного лингвистического университета. В его работе приняли участие ведущие ученые и специалисты вузов СНГ, представители органов государственной власти, управления образованием стран СНГ, а также религиозные деятели.

На пленарных и сессионных заседаниях, круглых столах прошли научные дискуссии по различным вопросам, касающимся взаимодействия и сотрудничества стран СНГ и ШОС в сфере образования.

Иеромонах Тимофей (Ясеницкий) в своём докладе рассмотрел актуальные проблемы сотрудничества и диалога светских и духовных учебных заведений.

logo-new.png

31 октября (среда) в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоится гостевая лекция почетного председателя Папского Совета по Культуре и Папского Совета по межрелигиозному диалогу кардинала Поля Пупара, доктора теологии и доктора церковной истории.

Лекция будет прочитана в Административном корпусе Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Начало лекции в 15-30.

Приглашаются все учащиеся очной формы обучения Общецерковной аспирантуры и докторантуры, а также все желающие.

saint serge.jpg

18-20 октября 2012 г. в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже состоялась международная конференция «Предстоящий Собор Православной Церкви: понимание проблем».

В качестве организаторов коллоквиума выступили Свято-Сергиевский православный богословский институт и Центр экуменических исследований Католического Университета Лувена.

Со стороны Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению Ректора митрополита Волоколамского Илариона в рамках совместной исследовательской программы с университетом Фрибурга (Швейцария) в конференции приняли участие помощник Ректора ОЦАД иеродиакон Иоанн Копейкин, научный сотрудник Синодальной Библейско-богословской комиссии А.В. Шишков, сотрудник ОЦАД Э.Э. Терещенко, сотрудник ОВЦС А.И. Мурашов, докторанты – Д. Козлов и З. Чесноков.

В ходе дискуссии о подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви затрагивались вопросы литургического календаря, автокефалии и автономии, диптихов, диаспоры, а также экуменического движения и межцерковных отношений. Основными докладчиками выступили такие выдающиеся православные и католические богословы как: Джон Эриксон, Эммануил Клапсис, Барбара Халенслибен, Григориос Папатомас, Мишель Ставру и др.

Помимо участия в международной конференции представители ОЦАД посетили Парижскую православную семинарию и встретились с её ректором иеромонахом Александром (Синяковым).

konyukhov-1.jpg

17 октября 2012 г. докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры святых Кирилла и Мефодия протоиерей Димитрий Конюхов выступил с докладом на тему "Педагогический исихазм" на ежегодных XI Международных Покровских образовательных чтениях в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина.

Целью научно-практической конференции в стенах одного из старейших университетов России было обсуждение широкого круга вопросов, связанных с проблемой развития образования как фактора духовно-нравственной культуры российского общества.

В ходе конференции обсуждались актуальные проблемы развития образования в России с мировоззренческих позиций философии, психологии, педагогики. Были обобщены результаты исследований проблем развития духовно-нравственной культуры и воспитания, определены пути внедрения в систему образования и воспитания духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

На секциях и мастер-классах участники показали результаты своей работы на ниве христианского просвещения.

dayf-1.jpg

18 октября 2012 г. завершились краткосрочные курсы подготовки сотрудников церковных архивов, организованные Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и проводившиеся совместно с Российским государственным гуманитарным университетом и Государственным архивом Российской Федерации.

В последний, десятый, день курсов слушатели познакомились с актуальными вопросами деятельности современного архива, принципами конфиденциального делопроизводства, основами и практикой создания мультимедийных архивов. Лекции читали профессор, заведующий кафедрой истории и организации архивного дела ИАИ РГГУ Т.И. Хорхордина и доцент кафедры А.В. Попов.

По окончании лекционных занятий участники курсов собрались в актовом зале Историко-архивного института. Церковных архивистов приветствовал директор института д.и.н. профессор А.Б. Безбородов. В своем выступлении он отметил то, что сотрудникам института было очень интересно работать с церковными слушателями. Профессор выразил надежду, что проведение подобных курсов будет содействовать не только профессиональному росту людей, ответственных в епархиях и центральных церковных учреждениях за архивное хранение документов, но и укреплению церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия в отдельных сферах административной и организационной работы. После этого А.Б. Безбородов вручил слушателям удостоверения о повышении квалификации государственного образца.

Выпускников курсов также приветствовал секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, выразивший от имени организаторов и участников курсов благодарность Святейшими Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение этого мероприятия, преподанное Предстоятелем Русской Православной Церкви. Представитель Общецерковной аспирантуры и докторантуры также отметил, что курсы не состоялись бы без одобрительного отношения к ним и всемерной поддержки ректоров двух учебных заведений – ректора ОЦАиД митрополита Волоколамского Илариона и ректора РГГУ Е.И. Пивовара.

Затем А.И. Мраморнов вручил слушателям удостоверения о повышении квалификации церковного образца.

Выпускниками курсов стали:

  • игумен Венедикт (Кулешов), архивариус Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря Краснослободской епархии;
  • иеромонах Елеазар (Самсонов), старший архивариус Московской Патриархии;
  • иерей Сергий Сидоров, руководитель Историко-архивного отдела Шахтинской епархии;
  • иеромонах Дорофей (Пурис Дмитрий Владимирович), заведующий канцелярией, руководитель епархиального информационного отдела Нефтекамской епархии;
  • иерей Роман Филиппов, клирик Южно-Сахалинской епархии;
  • иеродиакон Анастасий (Онищенко), секретарь-делопроизводитель Общецерковной аспирантуры и докторантуры;
  • диакон Константин Жемчужин, клирик Боровичской епархии;
  • инокиня Нина (Пикова), руководитель службы делопроизводства и архива Московской Патриархии;
  • инокиня Евгения (Кузнецова) архивариус Московской Патриархии;
  • инокиня Иоанна (Рыжкова), старший делопроизводитель Московской Патриархии;
  • инокиня Евфросиния (Седова), редактор епархиальной газеты Латвийской Православной Церкви;
  • Дементьева Надежда Павловна, секретарь-делопроизводитель Ардатовской епархии;
  • Юдин Александр Юрьевич, заведующий канцелярией Балашовской епархией
  • Андреева Лилия Викторовна, старший научный сотрудник Братского городского объединенного музея, сотрудник Братской епархии;
  • Хлебин Алексей Анатольевич, руководитель информационного отдела Волгодонской епархии;
  • Котова Светлана Павловна, специалист по регистрационно-номенклатурному делопроизводству канцелярии Выксунской епархии;
  • Матола Вера Артуровна, сотрудник Искитимской епархии;
  • Петрунькин Сергей Викторович, сотрудник Касимовской епархии;
  • Колесников Дмитрий Викторович, сотрудник Нижне-Тагильской епархии;
  • Притула Юлия Александровна, представитель Орской епархии;
  • Городилов Денис Александрович, сотрудник Отрадненской епархии;
  • Гребенщикова Елена Викторовна, помощник руководителя канцелярии Покровской епархии;
  • Венедиктов Валентин Александрович, пресс-секретарь Скопинской епархии;
  • Малеваная Юлия Анатольевна, сотрудник библиотеки Московской православной духовной академии;
  • Либеровский Алексей Павлович, главный архивариус Православной Церкви в Америке.

После вручения документов о краткосрочном повышении квалификации участники курсов проследовали в Заиконоспасский мужской монастырь, где за трапезой имели возможность поделиться впечатлениями от прошедших курсов.

day9-1.jpg

17 октября 2012 г., девятый день краткосрочных курсов подготовки сотрудников церковных архивов, их участники провели в Государственном архиве Российской Федерации.

Занятия практического характера возглавили заместитель начальника отдела комплектования ведомственных архивов ГАРФ Е.А. Назарова и главный специалист того же отдела О.В. Олейников.

Слушатели ознакомились с системой принятия на хранение, комплектования и учета документов главного государственного архива страны. Были затронуты проблемы закупки архивного оборудования и принадлежностей.

logo-new.png

Сердечно приглашаем Вас на лекцию-беседу с заведующим архивом и председателем комиссии по канонизации Православной Церкви в Америке А.П. Либеровским. Лектор планирует осветить историю православных архивов в Америке, а также рассказать слушателям Аспирантуры о деятельности возглавляемого им архива. По завершении лекции слушатели смогут задать свои вопросы.

Для участия в лекции приглашаются магистранты I и II курса отдела Магистратуры, а также все интересующиеся историей и современностью Православной Церкви в Америке. Лекция состоится в административном здании Общецерковной аспирантуры и докторантуры в пятницу 19 октября (аудитория № 1, первый этаж). Начало лекции в 14-00.

mifi-11.jpg

15 октября 2012 г. председатель Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании Ученого совета Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». На повестке заседания рассматривался вопрос об открытии в НИЯУ МИФИ кафедры теологии.

Владыка выступил перед членами Ученого совета с докладом, в котором обозначил, какой должна быть современная кафедра теологии в России, а также ответил на вопросы членов Совета. Ученый совет единогласно утвердил открытие кафедры теологии в НИЯУ МИФИ и кандидатуру митрополита Волоколамского Илариона в качестве её заведующего. В заключительном слове ректор НИЯУ МИФИ профессор М.Н. Стриханов выразил надежду, что открытая в вузе кафедра может под руководством владыки Илариона стать ведущей в системе светского высшего образования в России.

После заседания Ученого совета митрополит Иларион встретился со студентами вуза. Обращаясь к ним, архипастырь сказал:

Дорогие друзья!

Только что на Ученом совете я представил то, чем будет заниматься кафедра теологии, и хотел бы сейчас об этом рассказать вам.

У кого-то может возникнуть естественный вопрос: почему кафедра теологии создается в Национальном исследовательском ядерном университете? Какое отношение имеет теология к ядерным исследованиям? Кто-то может даже сказать, что это является одним из признаков «клерикализации общества», смычки между Церковью и государством, о которых сегодня пишут журналисты.

Я хотел бы объяснить, почему создается кафедра и для чего она нужна. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» не случайно называется университетом. Университет отличается от обычного института тем, что он дает не только специализацию в какой-то конкретной области, но еще и эрудицию в различных других областях. Сама идея университета заключается в том, чтобы люди получали образование в самых разных областях человеческой деятельности, в самых разных науках. Не случайно во всех университетах существует такая система, согласно которой каждый человек получает определенную специальность, но помимо того, что связано непосредственно с его специальностью, он изучает еще и многие другие общеобразовательные предметы, которые позволяют ему повысить свою эрудицию и стать по-настоящему компетентным человеком во многих областях человеческого знания и деятельности. Таковой была задача университета еще в средние века, таковой же она остается и в наше время. Несмотря на то, что изменились обстоятельства, изменился контекст, в котором мы живем, изменились условия, изменился окружающий мир, университет по-прежнему призван давать людям образование, которое было бы более или менее универсальным, то есть человек, обладающий высокой степенью компетенции в одной области, не оказывался профаном в других областях.

В советское время, когда создавалась система высшего духовного образования, в том числе, когда создавались университеты, религиозный, теологический компонент был искусственно изъят из системы светского образования. Надо сказать, что этот компонент в какой-то степени был изъят из светского образования и в дореволюционное время, потому что в отличие от большинства стран Запада, где теологические факультеты изначально существовали в структуре университетов, а во многих случаях университеты развивались из теологических факультетов, в дореволюционной России богословские школы всегда существовали обособленно от университетов. Это было связано, прежде всего, с тем, что духовные академии у нас были созданы раньше, чем начали создаваться университеты. Духовные академии никогда не ставили перед собой ту задачу, которую ставят университеты, потому что духовная академия или семинария — это церковное учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать священнослужителей или церковных работников. Университет — это светское учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать профессионалов и людей эрудированных в разных областях знаний. Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, — это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, здесь я должен сказать, что мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в пятидесяти университетах и высших светских учебных заведениях Российской Федерации такие кафедры созданы и функционируют. И мы уже можем оценить какие-то плоды их деятельности.

Задача преподавания теологии в рамках общего университетского курса как раз и заключается в том, чтобы предоставить возможность студентам получить знания в той области, которая продолжает играть существенную роль в жизни людей, то есть в области религии.

С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни? Мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разным познаниями в разных областях, который прекрасно знает русскую и мировую литературу, который разбирается в других областях знания, проявляет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии. Эта некомпетентность вызывает у нас – профессиональных религиозных – деятелей смех: например, человек, публично выступая, говорит, что он посетил «мусульманскую церковь», или он не может отличить каких-то совершенно элементарных вещей, которые относятся к сфере религиозной жизни. Преодоление этой некомпетентности и невежества в религиозной сфере, которую мы унаследовали еще от советского прошлого, – это самая первая и простая задача кафедры теологии.

Но есть у этой кафедры и другие задачи. Дело в том, что сфера религиозного знания и сфера естественнонаучного знания очень различны, но они очень соприкасаются в том, что собственно относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии. Мы хорошо знаем, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие, как религиозные, так и нерелигиозные. Это связано с личным выбором человека. Но этот личный выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно подходит к вопросу о том, как все это появилось. В этом смысле характерна знаменитая книга Стивена Хокинга «Краткая история времени», где британский ученый пытается популярным языком донести до людей основные физические законы, по которым устроен наш мир. Каждая глава этой книги подводит к вопросу, который ученый оставляет без ответа, – к вопросу о том, откуда все это появилось, есть Бог или нет. Он не дает ответ, потому что такой ответ может быть только персональным, это ответ, который не может быть получен при помощи каких-то научных опытов. Для самого исследователя очень важно, куда приводит его исследования и как он в конечном итоге отвечает на этот основополагающий вопрос человеческого бытия, потому что от этого ответа зависит, как человек расставляет приоритеты для себя в жизни, как он определяет для себя смысл жизни.

Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы. Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции.

Я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься. В рамках общеобразовательного курса такое изучение станет возможным. Учитывая специфику МИФИ и ту уникальную роль, которую играет этот университет в нашей системе образования, я склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно этого вуза может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как для носителей естественнонаучного знания, так и для носителей религиозных традиций.

На Ученом совете меня спросили: «Будет ли создание такой кафедры способствовать межконфессиональному согласию в нашем обществе?». Я бы  хотел пояснить, что сегодня в России – помимо большинства, идентифицирующего свою принадлежность к Православной Церкви, – проживают и представители других религиозных конфессий, а также те, кто позиционируют себя как атеисты или, как сейчас более модно говорить, агностики. Каким образом кафедра теологии может отражать взгляды этих людей, и помогать студентам, которые пожелают получать знания в том числе и касающихся других религиозных традиций? Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ. Для того чтобы такая кафедра успешно функционировала и развивалась, нам очень важно будет слышать ваше мнение и получать от вас запрос на те курсы, ту тематику, которую мы должны разрабатывать и по которой потом будем создавать спецкурсы, лекционные курсы и учебные программы. Я думаю, что сама жизнь должна нам будет подсказать, какие направления теологий, какие направления в области изучения религии мы должны будем в первую очередь развивать, чтобы отвечать на те вопросы, которые наиболее насущны и наиболее интересны для вас, студентов этого университета.

Затем митрополит Иларион ответил на многочисленные вопросы.

Служба коммуникации ОВЦС

day8-1.jpg

В восьмой день краткосрочных курсов подготовки церковных архивистов 16 октября 2012 г. слушатели стали гостями Государственного исторического музея. Для них было организовано две экскурсии.

Первая экскурсия прошла в отделе рукописей ГИМ. Научный сотрудник отдела Е.И. Серебрякова рассказала церковным архивистам о принципах работы отдела, его трудах по сохранению, использованию и публикации древних рукописных памятников.

После этого слушатели проследовали в научный архив ГИМ, где заведующая архивом И.В. Клюшкина ознакомила их с деятельностью этого важного подразделения музея. В тот же день для участников курсов продолжились лекции в Историко-архивном институте, где им были прочитаны лекции по архивной эвристике.

Фотографии А.А. Хлебина.

day7-1.jpg

В понедельник 15 октября 2012 г. - в седьмой день краткосрочных курсов подготовки церковных архивистов - слушатели имели возможность встретиться с несколькими важными лекторами, имеющими большой практический опыт работы с церковной и светской архивной документацией.

Руководитель церковно-научного центра "Православная энциклопедия", заведующий кафедрой управления и канонического права Общецерковной аспирантуры С.Л. Кравец посвятил свое выступление важнейшим вопросам сохранения церковных архивных коллекций (на примере деятельности ЦНЦ "Православная энциклопедия"). Заместитель Управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) рассказал о деятельности Управления, важных аспектах документооборота и архивации текущей документации Московской Патриархии.

Заведующая архивом Отдела внешних церковных связей З.П. Самсонкина в предельно кратком слове обозрела историю этого важнейшего синодального учреждения Русской Православной Церкви и коснулась вопросов устройства его ведомственного архива. Директор Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко рассказал об устройстве федеральных архивов нашей страны, осветил деятельность ГАРФ в течение последних двух десятилетий, остановился на составе документации архива, отражающих историю Русской Православной Церкви в XX веке.

Слушатели имели возможность задать каждому лектору вопросы

logo-new.png

12-13 октября 2012 года в Московской духовной академии проходила Всероссийская научная историческая конференция «ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО В РОССИИ НА ПЕРЕЛОМНЫХ ЭТАПАХ ИСТОРИИ», посвященная 400-летию преодоления смуты в Русском государстве и 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Работа конференции была открыта пленарным заседанием, на котором протоиерей Павел Великанов, проректор по научно-богословской работе МДА, огласил приветствие Высокопреосвященнейшего Евгения, архиепископа Верейского, ректора МДА, председателя Учебного комитета при Священном Синоде. С приветственным словом к участникам конференции обратился также председатель «Общества потомков участников Отечественной войны 1812 г.» В. И. Алявдин.

На пленарном заседании прозвучало четыре доклада, а также состоялась презентация телефильма сотрудника МДА иерея Сергия Барицкого «Патриарх Гермоген». После пленарного заседания участники конференции продолжили свою работу, разделившись по двум тематическим блокам: «Церковь и государство: опыт взаимоотношений» (к  400-летию преодоления гражданской смуты в России в 1612 году) и «Роль Церкви в Отечественной войне 1812 года».

13 октября в рамках второго теоретического блока, модератором которого был председатель оргкомитета конференции, зав.кафедрой Церковной истории МДА профессор А.К. Светозарский, был представлен доклад докторанта 1 года обучения Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеродиакона Иова (Чернышева) на тему: «Николо-Угрешский монастырь в Отечественную войну 1812 года». В рамках своего выступления иеродиакон Иов рассмотрел состояние Угрешского монастыря в во время событий войны 1812 года, исследовал процесс эвакуации монастырских ценностей, а также проанализировал интересный источник – стихи, автором которых является угрешский игумен Павел, предлагающий в своем произведении духовно-нравственную оценку событий Отечественной войны 1812 года.

day5-1.jpg

В субботу 13 октября 2012 г., в пятый день проведения курсов подготовки церковных архивистов, слушатели Общецерковной аспирантуры и докторантуры познакомились с современным состоянием государственных, частных и ведомственных архивов Российской Федерации. Соответствующие лекции прочитал доцент Историко-архивного института РГГУ, к.и.н. А.В. Попов.

По окончании занятий слушатели проследовали в храм св. Иоанна Предтечи под Бором на Черниговском Патриаршем подворье, где молились за всенощным бдением, совершенным в канун воскресного дня и праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

На следующий день, в самый день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, слушатели курсов присутствовали на Божественной литургией в том же храме, совершенной клириками подворья в сослужении слушателей в священном сане: руководителя информационного отдела Нефтекамской епархии иеромонаха Дорофея (Пуриса), руководителя историко-архивного отдела Шахтинской епархии иерея Сергия Сидорова, клирика Боровичской епархии диакона Константина Жемчужина. За богослужением молился секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов.

По окончании богослужения А.И. Мраморнов провел для слушателей краткую экскурсию по зданиям и помещениям Черниговского Патриаршего подворья, рассказав им о важнейших фактах его истории.

После этого участники курсов церковных архивистов собрались на совместную трапезу, в ходе которой имели возможность обменяться впечатлениями от уже прошедших занятий и экскурсий в рамках краткосрочного обучения.

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Учебный комитет Богослов.RU