НОВОСТИ

logo-new.png

27 августа 2010 года завершается прием документов в Общецерковную аспирантуру и докторантуру им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Заявления от желающих поступить в учебное заведение принимались с июня. Набор проводится на программы подготовки кандидатов и докторов богословия, а также на программу повышения квалификации. Правила приема размещены на сайте mospat.ru.

Вступительные экзамены и собеседования пройдут в первой половине сентября.

logo-new.png

До 27 августа 2010 г. продолжается прием документов от желающих поступить в Общецерковную аспирантуру и докторантуру им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Документы на кандидатскую и докторскую программы и программу повышения квалификации принимаются согласно Правилам приема 2010 г., утвержденным ректором учебного заведения митрополитом Волоколамским Иларионом. Заявления о приеме должны быть направлены абитуриентами по почте и продублированы по электронной почте.

С 1 по 15 сентября 2010 г. состоятся вступительные испытания (экзамены и собеседования). Расписание экзаменов, указания по их сдаче и программа вступительного экзамена по богословию (PDF) опубликованы на сайте mospat.ru.

logo-new.png

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил поздравительный адрес председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополиту Волоколамскому Илариону по случаю дня тезоименитства.

Текст поздравительного адреса приводится ниже полностью.

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Илариону,
митрополиту Волоколамскому,
председателю Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата,
ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени
святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Ваше Высокопреосвященство!

В день памяти Вашего небесного покровителя преподобного Илариона Нового сердечно поздравляю Вас и молитвенно желаю крепкого здравия, мира, преуспеяния и радости о Господе. Всещедрый Творец даровал Вам многие таланты, которые Вы без остатка посвятили Его Святой Церкви, свидетельствуя миру о красоте Православия убедительностью проповеди, глубиной богословских исследований, благозвучием музыки.

Да обновит же Христос Жизнодавец Ваши телесные и духовные силы для дальнейшего усердного архипастырского служения на всех ответственных поприщах, доверенных Вам Священноначалием.

С любовью о Господе

+КИРИЛЛ,

Патриарх Московский и всея Руси

logo-new.png

16-18 июня 2010 года в университете Тринити Колледж в Дублине (Ирландия) состоялась международная научная конференция «От миссии в мире к межрелигиозному свидетельству: экуменизм в XXI веке».

В этом году отмечается столетний юбилей экуменической конференции «Миссия в мире», прошедшей в Эдинбурге в 1910 году. С тех пор произошли существенные изменения во взглядах и была провозглашена активная деятельная позиция экуменизма, благодаря чему стало возможно переосмыслить итоги экуменического движения и критически интерпретировать его достижения и ошибки. Уже на первой конференции было очевидно разнообразие религиозных традиций и культур, но последующее политическое, философское и богословское развитие в ХХ веке заставило пересмотреть значение и характер этого разнообразия и поставило перед христианством радикально новые задачи. К таким задачам на научной конференции в Дублине были отнесены, в частности, следующие. Как христианство переоценивает свою позицию в свете противоборства и свойственного современности противопоставления секуляризма и религиозности? Каков может быть его богословский ответ и свидетельство в современной публичной сфере, которая представляет собой не только многочисленные в географическом и историческом смысле традиции, но подразумевает внутренний плюрализм взглядов и мнений? Принесет ли XXI век постепенный переход от чисто христианского свидетельства в мире к межрелигиозному?

Обозначенные выше вопросы наряду с другими темами стали предметом серьезного философского и богословского обсуждения на конференции в Дублине, в которой по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона принял участие руководитель Службы коммуникации ОВЦС священник Георгий Завершинский. Отец Георгий выступил с докладом «Плюрализм и подлинный диалог. Православное свидетельство», в котором особо подчеркнул внутренне присущее человеческой природе стремление к общению и диалогу. Диалог достигает подлинного характера, когда происходит на личностном уровне и подтверждается личным присутствием Бога.

Глубоко укорененный в святоотеческой православной традиции божественный принцип «монархии Отца», как отметил отец Георгий в своем докладе, является основой представления человека о Боге. Принцип личностного бытия Бога отображается в бытии человека, созданного по Его образу и подобию. Многообразие культур и цивилизаций не могут изменить или до конца разрушить в человеке то, что дано Создателем, поэтому, осознанно или неосознанно, человек будет стремиться к такому общению, в котором ощущается личное присутствие Бога. Для православного христианина – это участие в Божественной Евхаристии и причастие Тела и Крови Христа. Преемство евхаристической традиции, твердо хранимое в Православии, само по себе выражает подлинность евхаристического общения или диалога, к участию в котором приглашены все, чья вера подтверждает это. Свидетельство миру о евхаристическом преемстве не отвергает современный плюрализм, но и не ставит его в основу бытия человека, которая остается личностной, носящей на себе отпечаток личностного бытия Бога. Это свидетельство не должно прекращаться ни при каких обстоятельствах и ни в какие времена, что, по мнению отца Георгия, и есть основа того ответа, который ждет от христианства современный мир.

фото18 июня 2010 года в Московской Духовной академии состоялось расширенное совещание ректоров духовных школ Русской Православной Церкви.

Заседание проводилось во исполнение распоряжения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о доработке концепции духовного образования Русской Православной Церкви. На нем, в частности, обсуждались вопросы совершенствования структуры системы духовного образования, порядок присуждения научных степеней и ученых званий, а также информационные проекты Учебного комитета.

С докладом на совещании выступил ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Владыка Иларион также принял участие в дискуссии, состоявшейся по результатам презентации проекта «Трансформация системы духовного образования», представленной на совещании первым заместителем Учебного комитета архимандритом Кириллом (Говоруном).

logo-new.png

Доклад ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на расширенном заседании Учебного комитета в Московской духовной академии 18 июня 2010 года.

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Ваши Преподобия,
уважаемые участники расширенного заседания Учебного комитета!

Я благодарю Высокопреосвященного Евгения, архиепископа Верейского, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, за приглашение выступить на этом заседании.

Сегодняшняя встреча проводится во исполнение поручения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по доработке ранее утвержденной Священным Синодом концепции духовного образования Русской Православной Церкви.

Основные ориентиры дальнейшего развития и совершенствования системы духовного образования уже были обозначены Святейшим Патриархом.

Так, на совещании ректоров духовных школ Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года Святейший Патриарх подчеркнул, что «духовное образование, его конкретные формы должны определяться не внешними привходящими обстоятельствами и мотивами, не сентиментальными, псевдоблагочестивыми рассуждениями, а очень ясным целеполаганием, исходя из фундаментальных задач церковной жизни и служения».

На основе такого фундаментального целеполагания должна строиться и вся система духовного образования, включая ее структуру, кадровую основу, методы образования и воспитания, а также принципы развития и контроля.

Важнейшей задачей системы духовного образования Церкви является подготовка священнослужителей. Святейший Патриарх говорит об этом так: «Воспроизводство кадров в Церкви – это, говоря по существу, есть передача церковного Предания от поколения к поколению».

Святейший Патриарх так описывает образ священника: «Священник должен быть добрым пастырем, продолжающим жертвенное служение Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 10. 1-16; 1 Тим. 2. 5-7), соработником Христовым (1 Кор. 3 9-10; 4 1-2, 9; 2 Кор. 5. 20), как об этом говорит апостол Павел в 1-м и во 2-м посланиях к коринфянам, образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4. 12), как он пишет к Тимофею, человеком молитвы, утвержденным в истинах веры, благочестии и страхе Божием».

Но при этом Святейший Патриарх обращает наше внимание и на следующее: «Священнослужитель должен быть человеком, в том числе, высокой светской культуры, он должен иметь хороший вкус, уметь видеть красоту. В этом присутствует и миссионерский императив, и пасторологический, и собственно церковный Мы должны учить наших будущих пастырей не словам о духовности , а самой духовности . Будущим священнослужителям необходимо привить навык постоянного и притом самостоятельного самосовершенствования в изучении Священного Писания и Церковного Предания».

Кроме подготовки кадров священнослужителей, чрезвычайно важной задачей системы духовного образования является подготовка преподавателей духовных школ, церковных исследователей и ученых, сотрудников центральных и епархиальных церковных учреждений, администраторов.

Многообразие задач духовного образования предполагает сохранение и дальнейшее развитие и функциональное уточнение традиционно существующей в системе духовного образования многоуровневой структуры (на сегодняшний день это семинарии, академии, общецерковная аспирантура и докторантура).

Важнейшим фактором развития и повышения качества образования в системе духовного образования, по мнению Святейшего Патриарха, должна стать государственная аккредитация духовных школ.

Напоминаю позицию Святейшего Патриарха по этому поводу: «Одним из определяющих факторов выявления уровня семинарий должен быть успех в деле получения духовными школами государственной аккредитации . В соответствии с решениями Архиерейского Собора 2004 года аккредитация учреждений духовного образования перешла из сферы дискуссии в сферу задач, требующих своего неукоснительного исполнения. Мы эти дискуссии закончили и сейчас, после решения Собора 2004 года, идем по этому пути».

Как многие из нас знают, российская система высшего образования интегрируется в единое европейское образовательное пространство в рамках так называемых Болонских соглашений, подписанных Российской Федерацией. Стандарты высшего образования «третьего поколения» уже полностью построены в рамках соответствия общеевропейским принципам высшего образования. Таким образом, государственная аккредитация семинарий и академий означает сегодня вхождение в светское образовательное пространство – как российское, так и общеевропейское.

Считаю важным подчеркнуть, что задача получения государственной аккредитации никоим образом не предполагает «обмирщения» духовного образования, утраты им своей специфики. Речь идет исключительно о формальном процессе. Так, например, для сопоставления трудоемкости реализуемой программы должна быть введена система так называемых зачетных единиц («кредитов»). Должны быть выполнены нормы соотношения аудиторной и самостоятельной нагрузки студентов, а также и иные формальные нормативы. При этом, разумеется, Министерство образования и науки не будет учить нас тому как, и в каких объемах преподавать, скажем, догматику или литургику.

Взаимодействие со светским образованием и наукой имеет большое значение сегодня как с точки зрения повышения качества нашего духовного образования, так и в плане развития христианского свидетельства современному миру.

С точки зрения повышения качества образования государственное российское и международное признание позволит нашей системе духовного образования получить доступ, в первую очередь, к лучшим православным и инославным зарубежным образовательным и научным учреждениям.

В плане же совершенствования свидетельства миру скажу лишь следующее. Мы живем сегодня в условиях все возрастающей социальной мобильности и информационной прозрачности. Традиционные формы закрытости нашего духовного образования, более или менее эффективно предохранявшие наших студентов от тлетворных мирских влияний двести и двадцать лет назад, сегодня уже не работают. Закрытость к тлетворным влияниям должна воспитываться сегодня в сердцах и умах, а не достигаться с помощью высоких стен и охраны. Наше духовное образование должно достичь той степени эффективности и качества, чтобы готовить таких священнослужителей и работников Церкви, которые будут в состоянии не только убежденно, но и убедительно свидетельствовать миру о Христе.

Для этого нам надо научиться действовать в условиях открытости. Нам надо научиться самим, а также научить наших студентов, будущих служителей Церкви, активному взаимодействию с миром, диалогу и полемике с миром. Еще и еще раз подчеркну: установка на открытость – это не обмирщение, а миссионерский императив.

Будучи ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, я ориентируюсь именно на такое видение задач духовного образования и развития церковной науки. Мы видим нашу задачу в том, чтобы на основании российского и международного образовательного опыта подготовить глубоко верующих и при этом прекрасно образованных преподавателей духовных школ, администраторов, дипломатов, исследователей.

В завершение вновь сошлюсь на слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Благочестие и культура, вера и образование — это не альтернативы . Нельзя культуру противопоставлять благочестию, а веру нельзя противопоставлять образованию. Это противопоставление недопустимо».

Задача и Общецерковной аспирантуры и докторантуры, и всей системы духовного образования нашей Церкви сегодня – готовить верных, преданных и хорошо подготовленных свидетелей о Христе современному миру.

Благодарю вас за внимание.

фото

16 июня 2010 года ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион провел заседание Ученого совета учебного заведения.

В заседании приняли участие члены совета: протоиерей Владимир Шмалий, архимандрит Кирилл (Говорун), священник Сергий Звонарев, священник Стефан Ванеян, священник Михаил Желтов, С.Л.Кравец, В.Н.Катасонов, А.И.Мраморнов.

Ученый совет Общецерковной аспирантуры подвел итоги первого в истории учебного заведения академического 2009/2010 года. Были заслушаны данные об успехах каждого аспиранта и докторанта, рассмотрены мнения об их работе из отчетов научных руководителей и консультантов. Все члены Ученого совета также ознакомились с результатами экзаменов кандидатского минимума.

По итогам обсуждения Ученый совет принял решения об аттестации аспирантов и докторантов, а также об исключении из Общецерковной аспирантуры тех учащихся, которые не выполнили установленных учебным планом требований.

В завершение заседания его участники обсудили отдельные вопросы функционирования учебного заведения в новом 2010/2011 учебном году.

фото

Со 2 по 11 июня 2010 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия первый раз в истории этого учебного заведения состоялись экзамены по программам кандидатского минимума.

Аспиранты очной и заочной форм обучения сдавали экзамены по специальности, иностранному языку, истории и философии науки. Программы и задания к экзаменам по специальности разрабатывались выпускающими кафедрами Общецерковной аспирантуры. Каждый экзамен выслушивался представительной комиссией из штатных и внештатных сотрудников кафедры, имеющих ученую степень доктора или кандидата.

Экзамены по иностранному языку и истории и философии науки принимались по программам и в соответствии с требованиями Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации.

Череда кандидатских экзаменов завершила первый академический год Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

фото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

logo-new.png

На сайте doctorantura.ru опубликованы правила приема в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в 2010 году.

Правила утверждены ректором, митрополитом Волоколамским Иларионом. Прием документов на все действующие программы учебного заведения (аспирантура, докторантура, повышение квалификации) проходит с 7 июня по 27 августа 2010 г. Вступительные экзамены и собеседования состоятся в сентябре.

фото

2 июня 2010 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась  встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с сотрудником Папского совета по содействию христианскому единству священником Миланом Жустом, находящимся в Москве по приглашению Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Во встрече принял участие сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям диакон Иоанн Гуайта.

Стороны выразили удовлетворение содержанием и результатами переговоров председателя ОВЦС с представителями Римской курии, состоявшихся в Риме в мае этого года.

В ходе встречи отец М.Жуст передал митрополиту Илариону подборку итальянской прессы о визите, фотографии и видеозапись концерта русской духовной музыки, прошедшего в Ватикане 20 мая в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.

В заключение отец сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Миланом Жуст поблагодарил председателя ОВЦС за приглашение прочитать лекцию в Общецерковной аспирантуре, а также за его послание по случаю смерти кардинала Томаша Шпидлика и подарил ему книгу кардинала о молитве на итальянском языке.

3 июня в Общецерковной аспирантуре ответственный сотрудник Святого Престола прочел лекцию на тему: «Папский совет по содействию христианскому единству и православно-католический диалог», посвященную 50-летнему юбилею совета, который был учрежден 5 июня 1960 года Папой Иоанном XXIII. Отец М.Жуст познакомил аспирантов с историей данного учреждения, с его структурой, деятельностью и выработанными в совете документами по межхристианскому диалогу. Подробнее докладчик остановился на теме диалога Римско-Католической Церкви с Православием, показав, какой существенный шаг навстречу друг другу проделали наши Церкви за прошедшие более чем 40 лет с момента начала диалога.

Слушатели приняли активное участие в обсуждении поднятых на лекции вопросов, проявив живой интерес к проблеме взаимоотношений между Православной и Римско-Католической Церквами. Встреча отца М.Жуста со слушателями Общецерковной аспирантуры прошла в форме увлекательной беседы и плодотворного обмена мнениями.

 

фото

1 июня 2010 года по благословению митрополита Волоколамского Илариона секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия А.И.Мраморнов встретился с деканом философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, первым заместителем председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества профессором Ю.Н.Солониным.

Общение состоялось в кабинете декана в стенах СПбГУ. В нем также принял участие профессор философского факультета доктор исторических наук С.Л.Фирсов.

На встрече обсуждались вопросы сотрудничества философского факультета и Общецерковной аспирантуры. Речь, в частности, шла о возможности проведения совместных конференций, о приглашении профессоров факультета осуществлять научное руководство диссертациями, выполняемыми на кафедрах Общецерковной аспирантуры, и проводить концентрированные лекционные курсы и семинарские занятия.

Кроме того, была достигнута договоренность о том, что в ближайшее время профессор Ю.Н.Солонин станет гостем Общецерковной аспирантуры и выступит с лекцией перед учащимися.

logo-new.png

31 мая 2010 года в Санкт-Петербурге по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Волоколамского Илариона секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И.Мраморнов встретился с директором Российского государственного исторического архива (РГИА) профессором А.Р.Соколовым.

Представитель Общецерковной аспирантуры рассказал А.Р.Соколову о задачах нового учебного заведения Русской Православной Церкви, в частности, связанных с развитием церковно-исторической науки.

Со своей стороны директор РГИА сказал, что с большим интересом и удовлетворением знакомится с выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла, посвященными взаимодействию Церкви и науки.

А.Р.Соколов отметил уникальность фондов РГИА, в которых хранится вся документация высшего управления Русской Церкви с начала XVIII века до 1917 года, и выразил надежду на сотрудничество архива и Церкви в деле изучения и публикации хранящихся в этих фондах документов.

logo-new.png

31 мая 2010 года в Российском государственном социальном университете (РГСУ) состоялось торжественное открытие первого молодежного Троицкого форума. Троицкий форум проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содружеством православных деятелей культуры, науки и образования.

Задачей форума является поддержка молодого поколения, способного генерировать, продвигать и реализовывать новые идеи и проекты в науке, технике, экономике и культуре, сочетающие в себе новаторскую эффективность и нравственную ответственность.

В работе форума приняли участие представители Синодальных отделов по взаимоотношениям Церкви и общества, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по делам молодежи, Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, Академии РВСН имени Петра Великого, Московского государственного областного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, фонда «Наши дети», журнала «Вверх», студенты и преподаватели московских вузов.

В рамках мероприятия состоялись пленарное заседание и круглые столы, на которых обсуждались вопросы православного воспитания и образования, укрепления нравственных устоев жизни, возрождения семьи, патриотического воспитания молодежи, а также задачи взаимодействия Церкви и государства в различных областях общественной жизни, проблемы науки и культуры в свете православного миропонимания, а также особенности работы с молодежью.

С приветственным словом к участникам форума и докладом о семейных ценностях выступил председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.

С основным докладом «Религия и XXI век» выступил В.Н.Катасонов, доктор философских наук, профессор ПСТГУ и Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

На пленарном заседании было оглашено приветствие председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попова.

Проведение Троицкого форума планируется сделать ежегодным, сообщает сайт «Патриархия.ру».

logo-new.png

31 мая 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархат, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион встретился с преподавателями и студентами Санкт-Петербургской Православной Духовной академии и семинарии.

Встреча состоялась в актовом зале академии.

От лица профессорко-преподавательской корпорации Санкт-Петербургских Духовных школ митрополита Илариона приветствовал ректор епископ Гатчинский Амвросий.

Владыка Иларион рассказал учащимся о ходе реформы богословского образования в Русской Православной Церкви.

«Вы, вероятно, знаете, какое значение сегодня придается развитию образования во всем мире. В современном быстро меняющемся постиндустриальном обществе знания и умения приобретают все большую ценность, – подчеркнул митрополит Иларион. – Информация, технологии, научные достижения становятся все более мощным капиталом на мировом рынке. Среди самых дорогих в мире сегодня оказываются уже не добывающие и перерабатывающие сырье корпорации, а компании, работающие с информацией.  Таким образом, образование, наука и технологии оказываются сегодня решающим фактором стратегического развития стран и народов».

По мнению ректора Общецерковной аспирантуры, развитие богословского образования и науки в Церкви на современном этапе является стратегической задачей: «А каково сегодня место образования и науки в Церкви? По моему глубокому убеждению, оно даже более значимо, чем в светском обществе. Почему это так? Потому что богословское образование имеет конституирующее значение для Церкви. Оно обеспечивают преемство того, что мы торжественно называем Преданием».

«Представьте себе на мгновение, что произойдет, если мы утратим способность понимать, а значит, и передавать следующим поколениям вероучение, наследие святых отцов, аскетическое, литургическое, каноническое, иконописное  наследие Церкви? Мы перестанем быть Церковью, – продолжил митрополит Иларион. – Чтобы быть Церковью, чтобы быть достойными своих предшественников, мы должны благоговейно принять и тщательно усвоить духовное и богословское наследие тех великих людей Церкви, которые служили Богу, свидетельствовали о Боге прежде нас».

Председатель ОВЦС подчеркнул, что современная Церковь – это не некая абстрактная организация: «Церковь – это вы сами! Именно вы завтра станете ее опорой, ее основой, ее священнослужителями. Именно вам необходимо благоговейно принять от предшествующего поколения, свято сохранить и передать следующему поколению сокровище Церковного предания, а вместе с ним – и ключ к его разумению», – отметил Владыка.

Священноначалие Церкви ставит сегодня перед духовными семинариями серьезную задачу: подготовить таких пастырей, которые были бы в состоянии совершать служение в современных условиях, неся слово Божие современному человеку, отметил митрополит Иларион. Глубокое овладение совокупностью богословских, церковно-практических и общегуманитарных познаний должно сочетаться в них с подлинной церковностью, любовью к молитве, серьезными аскетическими навыками.

Далее ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры рассказал о работе возглавляемого им учебного заведения, о требованиях, предъявляемых к абитуриентам.

Отвечая на вопрос одного из студентов, митрополит Иларион напомнил, что Общецерковная аспирантура и докторантура активно развивает сотрудничество со светскими российскими и зарубежными вузами. Владыка отметил, что на сегодня уже подписаны договоры о сотрудничестве с РАГС и РГСУ, установлены прочные связи с МГУ, МГИМО и некоторыми другими университетами России. По мнению председателя ОВЦС, важным является получение признания дипломов Общецерковной аспирантуры и докторантуры ведущими западными университетами, в которых существуют богословские факультеты. В частности, переговоры об этом ведутся с Фрибургским университетом в Швейцарии.

фото

1 июня 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных  Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион принял участие в Свято-Троицких образовательных чтениях, проводимых Русской христианской гуманитарной академией.

Чтения прошли в Санкт-Петербурге в стенах академии.

В начале встречи ректор академии Д.К.Бурлака от лица ученого совета сердечно приветствовал митрополита Илариона. Д.К.Бурлака отметил, что богословские труды ректора Общецерконой аспирантуры и докторантуры стали важным вкладом в дело проповеди Евангелия, в том числе в светской среде. «Евангельская миссия в светских кругах является приоритетной задачей Русской христианской гуманитарной академии», – подчеркнул Д.К.Бурлака.

Затем ректор Русской христианской гуманитарной академии огласил решение Ученого совета о присвоении митрополиту Илариону звания почетного профессора академии.

В свою очередь председатель ОВЦС поблагодарил Д.К.Бурлаку за внимание к трудам и выразил надежду на установление доброго сотрудничества между РХГА и Общецерковной аспирантурой и докторантурой.

Далее митрополит Иларион выступил с лекцией на тему «Православие и секуляризм».

В завершение встречи собравшиеся представители ученой интеллигенции Санкт-Петербурга имели возможность задать вопросы митрополиту Илариону.

В частности, был поднят вопрос о воинствующем поведении не только неверующих, но и религиозных людей. Владыка подчеркнул, что, говоря о воинствующем секуляризме, не следует забывать, что воинствующая религиозность также недопустима в современном обществе. «Все проявления агрессии со стороны людей, относящих себя к той или иной религии, происходят лишь тогда, когда само религиозное сознание искажено», – сказал Владыка.

Отвечая на вопрос о перспективах преподавания «Основ православной культуры» в российских школах, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры выразил убеждение, что преподавание не только культурологического курса, но и собственно религии должно стать полноценной частью общеобразовательной программы в России. По мнению Владыки, отсутствие такого курса в сетке образования приведет к невежеству, которое лежит в основе как воинствующего секуляризма, так и воинствующей религиозности.

В дар академической библиотеке Владыка передал свою книгу «Православие» в двух томах.

Митрополит Иларион и Д.К.Бурлака продолжили общение в кабинете ректора. Участники беседы обсудили пути дальнейшего соработничества и закрепили достигнутые соглашения, подписав двусторонний договор о сотрудничестве.

фото

26 мая 2010 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению ректора митрополита Волоколамского Илариона прошла конференция «Русские монастыри и монашество в XIX–XX вв.: духовная жизнь, хозяйство, социальное служение».

Конференцию почтили присутствием члены Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества: наместник Свято-Данилова ставропигиального монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Богородично-Рождественской девичьей пустыни в селе Барятино Калужской епархии игумения Феофила (Лепешинская).

Открывая заседание, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры А.И. Мраморнов приветствовал собравшихся и выступил с первым докладом, посвященным актуальности изучения монастырской истории. Докладчик привел статистические данные по диссертациям о монастырях, защищенным в последние 20 лет в светских диссертационных советах России. Были отмечены основные недостатки в изучении этой области церковной истории и сформулированы насущные задачи. А.И. Мраморнов также отметил, что ученые, трудящиеся над исследованием монастырской истории, способны предоставить весь необходимый исторический материал Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Для этого необходима координация исследовательских усилий.

Далее слово было предоставлено иеромонаху Антонию Ламбрехтсу, заведующему библиотекой бенедектинского Крестовоздвиженского монастыря Амэ-Шеветонь (Бельгия), который прибыл на конференцию вместе с настоятелем монастыря аббатом Филиппом Вандерхейденом. Докладчик рассказал о бытовании в среде русского монашества сочинения Фомы Кемпийского «О подражании Христу». По завершении доклада о. Антонию были заданы многочисленные вопросы.

Следующий доклад «Социальное служение Козельской Введенской Оптиной пустыни в XIX веке» был прочитан кандидатом исторических наук, доцентом Российского государственного социального университета Н.П. Рузановой, после чего слово было предоставлено научному сотруднику Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» кандидату исторических наук Т.В. Балашовой. Рассказав о двух ныне не существующих монастырях Московского Кремля – Чудовом и Вознесенском, – докладчица показала участникам конференции уникальные фотографии из фондов музеев Московского Кремля.

Профессор Университета Майами (штат Огайо, США) Скотт Кенуорси выступил на тему «Свято-Троицкая Сергиева лавра в период революций 1917 г.». Доклад был прочитан на английском языке. Перевод осуществлял аспирант Общецерковной аспирантуры иеродиакон Евлогий (Харитонов). Американский гость также рассказал о своей книги по истории монашества Троице-Сергиевой лавры, которая должна выйти в ближайшее время.

Следующий участник конференции, заместитель заведующего кафедрой истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова кандидат исторических наук Г.М. Запальский, рассказал о восприятии русским монашеством революционных событий 1917 г.

Участница из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Л.А. Головкова представила в своем докладе интересные сведения о судьбе монашества Московской епархии в XX в., проиллюстрировав свой доклад показом уникальных фотографий.

Два последних сообщения были прочитаны учащимися Общецерковной аспирантуры: аспирантом иеромонахом Тихоном (Васильевым) и докторантом иеромонахом Сергием (Родченко). Первый был посвящен опыту создания совместного монастыря (на примере Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря Донецкой епархии) и вызвал оживленные дискуссии. Предметом рассмотрения второго докладчика были избраны периодические издания Троице-Сергиевой лавры.

Ряд иногородних участников, которые не имели возможности прибыть на конференцию, прислали свои доклады для публикации в сборнике материалов конференции.

Гости и присутствовавшие на конференции учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры приняли активное участие в обсуждении всех докладов.

фото

В рамках своего визита в пределы Русской Православной Церкви 26 мая 2010 года Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и встретился с учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Илларион встретил Святейшего Патриарха Варфоломея у входа в здание ОВЦС.

В Большом конференц-зале Отдела внешних церковных связей от лица всех присутствующих сотрудников ОВЦС, членов Ученого совета и учащихся Общецерковной аспирантуры митрополит Иларион приветствовал высокого гостя:

«Ваше Святейшество! Рад приветствовать Вас в Отделе внешних церковных связей, который Вы посещаете не впервые. Хотел бы представить Вам учащихся Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви имени святых Кирилла и Мефодия. Эта богословская школа была основана по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  Кирилла, по решению  Священного Синода 31 марта 2009 года.

Перед Вами – учащиеся первого набора, среди которых епископ, несколько архимандритов и игуменов, священники, монахи и миряне. Это богословская школа нового века. Мы предлагаем нашим учащимся такой тип образования, который они не могли получить ни в Духовной семинарии, ни в Духовной академии.

Мы хотим предоставить нашим учащимся возможность слушать лекции выдающихся людей, известных ученых, чтобы обогатить свой опыт и расширить свои познания в сфере богословской науки, церковного управления, на поприще внешних церковных связей.

От имени всех учащих и учащихся Общецерковной аспирантуры я хотел бы вновь сердечно приветствовать Ваше Святейшество».

Затем Святейший Патриарх Варфоломей выступил перед присутствующими с лекцией «Мир как таинство. Богословское и духовное видение мира».

По завершении лекции Предстоятель Константинопольской Православной Церкви вновь обратился к собравшимся со словом:

«Дорогие братья и сестры! Я счастлив, что этот день начинается со встречи с вами, и я приветствую вас от всего сердца во имя Господа нашего. Я очень рад, что Владыка Иларион включил в программу нашего пребывания в России посещение Отдела внешних церковных связей. Семнадцать лет назад я действительно уже бывал здесь. Мы очень высоко ценим работу ОВЦС, потому что от имени Его Святейшества Святейшего Патриарха Кирилла Отдел занимается тем, что позволяет развивать братские отношения не только между Поместными Православными Церквами, но и с инославными христианскими церквами и деноминациями.

Я высоко ценю тот факт, что вы посвятили себя служению Церкви, что вы отдали себя в распоряжение Церкви, приготовили себя к благословению Церкви с тем, чтобы в дальнейшем служить ей. Мы, пожилые люди, нуждаемся в вас, в новом поколении молодых людей, хорошо подготовленных и хорошо образованных для того, чтобы будущее служение Церкви было плодотворным.

Я скажу несколько слов относительно проблемы окружающей среды. Как вы знаете, Вселенский Константинопольский Патриархат уже в течение ряда лет занимается этим вопросом в свете учения о Боге-Творце для того, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей к этой проблеме. Владыка Иларион сказал, что он приглашает в аспирантуру выступать выдающихся людей и выдающихся ученых. Я, к сожалению, ни выдающимся человеком, ни выдающимся ученым не являюсь, но я очень счастлив провести с вами это утро и оставить вам некоторые соображения относительно проблемы окружающей среды.

В наши дни здесь, в России, я очень рад видеть, что Церковь сотрудничает с людьми науки, с обществом, с политиками. Его Святейшество Патриарх Кирилл встречался со многими представителями российского общества буквально вчера. Мы очень высоко ценим эту открытость Патриарха Кирилла.

В XXI веке для Церкви непозволительно изолировать себя стенами храма. Мы нуждаемся в открытости по отношению к обществу. Я очень счастлив видеть молодых людей, таких как вы, потому что вы готовите себя для служения Церкви, для этой великой миссии. Поздравляю своего собрата Патриарха Кирилла, Его Высокопреосвященство Владыку Илариона и его сотрудников с началом реализации этого нового проекта – Общецерковной аспирантуры, начало которому было положено в прошлом году. Благодарю всех вас за внимание».

Ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Иларион поблагодарил Святейшего Константинопольского Патриарха за визит и за выступление перед учащимися:

«Ваше Святейшество! Позвольте мне от имени преподавателей и учащихся Общецерковной аспирантуры и докторантуры поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время и возможность посетить ОВЦС и выступить с лекцией перед учащимися Общецерковной  аспирантуры и докторантуры. Вы известны во всем мире не только как первый среди Предстоятелей Поместных Православных Церквей, не только как человек, который по своему положению является координатором межправославных усилий в самых разных областях, но и как человек, который уделяет особое внимание экологии. И в Вашей лекции Вы очень ясно показали, почему православный христианин, православный церковный лидер должен быть озабочен экологической проблематикой.

Хотел бы отметить, что около тридцати лет назад ныне покойный Святейший Патриарх Алексий II, тогда митрополит Ленинградский и Таллинский, выступил с большим докладом на тему экологии. Этот доклад был впоследствии опубликован в журнале «Церковь и время», издаваемом ОВЦС. Удивительным образом многое из того, что Вы говорили сегодня, перекликается с тем, что говорил покойный Святейший Патриарх. Защита окружающей среды является нашей общей задачей. Это наш священный долг как религиозных людей, как христиан. И Вы напомнили нам, цитируя слова преподобного Исаака Сирина, о том, что любовь к окружающей среде является и святоотеческим советом, а процитировав слова старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского, вы напомнили нам о том, что этот святоотеческий завет проходит красной нитью и через русскую литературу и культуру.

Вчера, когда Вы посещали загородную рабочую резиденцию Святейшего Патриарха Кирилла, Вы имели счастливую возможность пообщаться не только с членами делегации Русской Православной Церкви, но и с теми нашими малыми друзьями, которые населяют эту резиденцию: с лебедями и утками, с павлинами и фазанами, с собачками и кошками. И я рад, что эти краткие минуты отдохновения после напряженного рабочего дня напомнили нам о том, что человек, который любит весь созданный Богом мир, должен по завету преподобного Исаака Сирина любить все творение: и людей, и животных, и птиц, и пресмыкающихся, и всякую тварь.

Мы благодарим Вас, Ваше Святейшество, за Ваше доброе и мудрое слово, обращенное к нашим аспирантам. Желаем Вам помощи Божией в Вашем высоком и ответственном служении. Позвольте мне от имени учащихся нашей аспирантуры преподнести Вам этот образ Пресвятой Богородицы, написанный современным русским художником протодиаконом Алексием Труниным с пожеланием, чтобы Пресвятая Богородица хранила Вас на многая и благая лета».

Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей передал в дар Общецерковной аспирантуре книги со своими проповедями и выступлениями, после чего благословил; учащихся и вручил каждому из них иконку Спасителя.

Затем Предстоятель Константинопольской Православной Церкви и сопровождающие его архиереи и духовенство посетили кабинет председателя ОВЦС, где состоялась братская беседа.

logo-new.png

В рамках своего визита в пределы Русской Православной Церкви 26 мая 2010 года Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и встретился с учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Предстоятель Константинопольской Православной Церкви выступил перед учащимися с лекцией «Мир как таинство. Богословское и духовное видение мира».

Вступление: Творение и добродетель молчания

В «Филокалии» преподобный Антоний Египетский описывает природу как книгу, которая являет красоту творения Божия: «Творение, – говорит он, -  громко заявляет о своем Творце и владыке». Или как утверждал преподобный Максим Исповедник в VII веке, весь мир – это «космическая литургия». Каково же православное богословское и духовное видение мира?

Маленьким мальчиком, сопровождая священника нашей местной деревни к далеким часовням на нашем родном острове Имврос в Турции, я хорошо видел связь прекрасных горных склонов с великолепием Божием. Окружающая среда дает панорамное видение мира, подобно широкоугольным линзам камеры, и это видение не позволяет нам корыстно эксплуатировать природные ресурсы мира. Недавнее экологическое бедствие на севере Мексиканского залива в Луизиане обнажает последствия пренебрежения этим космическим взглядом на мир.

Но чтобы дойти до этой зрелости в отношении к природной среде, мы должны остановиться и прислушаться к голосу творения. Если мы помолчим, то услышим, что говорит нам Литургия святого апостола Иакова:

Покрылись небеса блистанием славы Его,
и хвалы Его исполнилась вся земля;
Его море, и Он создал его, и сушу сотворили руки Его.

Его море, и Он создал его;
и всякая тварь проповедует величие Бога.

К несчастью, мы живем, не замечая концерта окружающей среды, который исполняется перед нашими глазами и ушами. В этом оркестре каждая крошечная деталь играет важную роль. Ничто нельзя удалить, не нарушив всю симфонию. Ни дерево, ни животное, ни рыбу нельзя удалить, не испортив всю картину.

Православное богословие и окружающая среда

В своем самом главном символе – в Никео-Цареградском Символе веры, Православная Церковь исповедует «единого Бога, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым». На основе это основополагающего принципа и исповедания веры Православная Церковь формулирует, особенно в своих песнопениях, концепцию космического преображения. Праздник Преображения Господня 6 августа подчеркивает неотъемлемую связь между преображением (metamorphosis) и Богоявлением (theophania), распространяя божественный свет и преображающую силу на все творение:

Свете неизменный Слове
Света Отца нерожденна
в явленнем свете Твоем
днесь на Фаворе свет видехом Отца, свет и Духа,
светом наставляющаго всю тварь.

И на праздник Крещения Господа нашего 6 января возглашается:

Естество вод освятилось,
земля благословилась,
небеса просветились…
дабы стихии творения, и ангелы и человеки,
все видимое и невидимое славили святое имя Божие.

Широта и глубина православного космического видения видят в человечестве часть Богоявления, которое всегда больше одного человека. Как говорит преподобный Максим, «человек не отделен от остального творения. Он связан самой своей природой со всем творением». Так, в «Братьях Карамазовых» Достоевский призывает: «Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах».

Евхаристическая и аскетическая духовность

Чтобы достичь этого сакраментального видения творения, человек должен усвоить духовность благодарения и самодисциплины. В богословских категориях мы призваны быть существами евхаристическими и аскетическими. Так, Православная Церковь напоминает нам, что творение – не просто наше владение или собственность, а дар Бога Творца, дар чуда и красоты. С момента творения сей мир был дан Богом как дар, который следует передать дальше с благодарностью и любовью.

Именно так православный духовный путь избегает проблемы господства человека над миром. Ибо если этот мир есть священное таинство, тогда это само по себе исключает всякую попытку человека завладеть им. Ведь владение или эксплуататорская власть над ресурсами мира равносильна скорее первородному греху Адама, чем чудесному дару Божию. Это результат корысти и алчности, которые проистекают от отчуждения от Бога и отказа от сакраментального мировоззрения. Грех отделил священное от мирского, ввергнув последнее в царство зла и отдав его в жертву эксплуатации.

Помимо евхаристической духовности мы призваны и к аскетической этике, а именно к самоограничению и самоконтролю, чтобы мы больше не поглощали каждый плод, а проявляли чувство бережливости, отказываясь от чего-то ради всего. Тогда мы научимся заботиться о растениях и животных, о деревьях и реках, о горах и морях, о людях и мире. Тогда мы станем инструментами мира и жизни, а не орудиями насилия и смерти. Тогда все обретет свою божественную цель, как Бог изначально замыслил мир.

Творение и добродетель сочувствия

На шестой день творения Бог сотворил мужчину и женщину по образу Своему и подобию. Однако многие не замечают, что шестой день был посвящен не одному только созданию Адама. Тот шестой день был предназначен и для души живой по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их (см. Быт.; 1. 24). Эта тесная связь между человеком и остальным творением является сильным напоминанием о нашей неразрывной связи с окружающей средой. При всей безусловной уникальности нашего сотворения по образу Божию то, что объединяет нас, больше того, что разъединяет нас и друг с другом как людей, и с творением. Это трудный урок, который нам преподали последние десятилетия.

Святые нашей Церкви хорошо понимали это. Они знали, что человек с чистым сердцем способен почувствовать связь с остальным творением, в том числе с животным миром. Эта связь – не просто эмоциональная, а глубоко духовная, дающая чувство преемственности и общности. Это и выражение самобытности и сочувствия ко всему творению. Можно вспомнить, как преподобный Серафим Саровский кормил медведя в северном лесу. Как заметил святитель Исаак Сирин,

Сердце милующее горит о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека исторгают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого сострадания умиляется сердце и не может оно видеть какого-либо вреда, или малой печали, претерпеваемой тварью.

Интерпретация концепции греха

Если земля священна, тогда наша связь с природной средой – сакраментальна. Грех Адама заключается именно в его отказе принять мир как дар общения с Богом и с остальным творением. Апостол Павел ясно подчеркивает последствия грехопадения, утверждая: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8. 22), и «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8. 19).

Но слишком долго мы как Церкви и богословы концентрировались на понятии греха как разрыва в личных отношениях друг с другом и с Богом. Экологический кризис напоминает нам о космических последствиях греха, и это не просто социальные или узко-духовные последствия. Каждый акт загрязнения является преступлением перед Богом как Творцом. Покаяние подразумевает радикальное изменение путей и мировоззрения. Пятнадцать лет назад на конференции в Санта-Барбаре мы заявили:

Совершать преступление против мира природы – грех.; Вызывать исчезновение видов и нарушать биологическое многообразие творения Божия, подрывать целостность земли, вызывая изменения климата, лишать землю ее естественных лесов или нарушать ее заболоченные территории, заражать воды земли – все это грехи.

Социальные, политические и экономические последствия

Православное богословие признает природное творение неотделимым от подлинности и судьбы человечества. Каждое человеческое действие надолго оставляет след на теле земли. Отношение человека к творению и его поведение по отношению к нему прямо отражает отношение человека к другим людям и поведение по отношению к ним. Экология неизбежно связана с экономикой. Наша глобальная экономика просто переросла способность нашей планеты поддерживать ее. Речь идет не просто о возможности для нас поддерживать мир, а о выживании. В самом деле, ученые считают, что от глобального потепления больше всех пострадают те, кто меньше всего может позволить себе. Поэтому экологическая проблема загрязнения окружающей среды связана с социальной проблемой бедности, ибо вся экологическая деятельность измеряется ее воздействием на других людей, особенно бедных.

Следовательно, озабоченность экологическими проблемами непосредственно связана с заботой о социальной справедливости. Церковь, пренебрегающая молитвой о загрязненной окружающей среде, – это Церковь, которая отказывается давать пищу и питье страждущим людям. Общество, отказывающееся заботиться о людях, – это общество, которое в конечном итоге плохо относится к всему творению Божию. Термины экология и экономика имеют один и тот же этимологический корень от греческого oikos, означающий дом. Плохо и эгоистично то, что мы применяем это слово только к себе, как будто мы единственные обитатели этого мира. Эта планета является домом для всех, для каждого живого существа, равно как для каждой формы жизни.

Заключение: Новое мировоззрение

Мы неоднократно утверждали, что кризис, с которым мы столкнулись в нашем мире, не является прежде всего экологическим. Это кризис того, как мы воспринимаем мир. Мы относимся к нашей планете эгоистично и безбожно именно потому, что не видим в нем дар свыше. Наш долг – принять, соблюсти и передать этот дар будущим поколениям. Поэтому прежде чем действенно решать проблему нашей окружающей среды, мы должны изменить наш взгляд на мир. В противном случае мы будем заниматься просто симптомами, а не причинами. Нам нужно новое небесное мировоззрение, если мы хотим новой земли (Откр. 21. 1).

Это источник нашего оптимизма. Природная среда – лес, вода и суша – принадлежат всем поколениям. Ваше поколение имеет право на лучший, более светлый мир – мир свободный от деградации, насилия и кровопролития, мир великодушия и любви. Бескорыстная любовь к нашим детям укажет нам путь в будущее. И ваше поколение начнет перемены в образе жизни, которые обеспечат это будущее.

Да благословит вас Бог в этой священной борьбе.

фото

26 мая 2010 года, по завершении встречи с руководством, преподавателями и учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей с сопровождающей его делегацией посетили Троицкий собор московского ставропигиального Данилова монастыря.

Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук.

Святейшего Патриарха Варфоломея; с букетом цветов встречал наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Святейший Патриарх прошел в алтарь Троицкого собора, под сводами которого прозвучали песнопения на церковнославянском и греческом языках.

Наместник обители обратился к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви со словом приветствия:

«Ваше Святейшество! Братия и отцы обители святого благоверного князя Даниила приветствуют Вас в эти дни Святой Троицы здесь, в Троицком соборе, когда благодать Духа Святого изливается на всех верных чад Церкви.

Мы благодарим Вас за благословение, которое Вы принесли обители и народу Божию; благодарим за молитвы, которые Вы возносили и возносите на Русской земле за Русскую Церковь.

Мы желаем Вам благоденственного и мирного жития, процветания слова Божия по всей вселенной. Благодарим за ту проповедь, которой Вы просвещаете Божий народ, и испрашиваем Ваших святых молитв и благословения.

Ис полла эти, Деспота!»

фото

В ответном слове Святейший Патриарх Варфоломей сказал:

«Спасибо Вам, отец наместник, за Ваши добрые слова и щедрые подарки. Я с большой радостью нахожусь сегодня здесь спустя много лет после последнего моего посещения этого исторического монастыря. Когда этот монастырь был возвращен Церкви в 1980-х годах, это возвращение ознаменовало собой те изменения, которые постепенно происходили в Российской земле.

Каждый раз, когда я бываю в каком-либо храме, посвященном Святой Троице, и имею возможность петь тропарь Благословен еси, Христе Боже наш…, моя мысль обращается к богословской школе на острове Халки, которая со времени основания в 1844 и до момента закрытия в 1971 году размещалась в монастыре Святой Троицы. Этот монастырь, по преданию, был основан святителем Фотием – премудрым Патриархом, который направил с миссией в славянские страны святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Я от всего сердца благословляю собравшуюся братию, передаю любовь и заботу нашей Константинопольской Матери-Церкви, и испрашиваю ваших молитв за открытие богословской школы на острове Халки, на холме Надежды. Мы добиваемся того, чтобы эта школа была открыта, и надеемся, что надежда наша не посрамится. Благословляю и присутствующий сегодня здесь народ Божий, и в лице стоящих здесь благочестивых людей Божиих мы благословляем весь народ Русской Церкви. Христос всегда посреде нас!«

Насельники обители пропели многолетие Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею.

фото

21 мая 2010 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошло второе заседание рабочей группы по выработке концепции церковной магистратуры.

В рамках заседания состоялось общение членов рабочей группы группы с заместителем директора Национального офиса программы «Tempus» в России А.А.Муравьевой. Эксперт подробно рассказала присутствующим о методологии настройки традиционных образовательных систем в соответствии с принципами Болонского процесса.

 

В заседании участвовали члены Ученого совета Общецерковной аспирантуры: проректор протоиерей Владимир Шмалий, заведующий кафедрой богословия архимандрит Кирилл (Говорун), заведующий кафедрой церковно-практических наук священник Михаил Желтов, заведующий кафедрой истории А.Ю.Андреев, заведующий кафедрой философии В.Н.Катасонов, секретарь Ученого совета А.И.Мраморнов.

Кроме того, на встрече присутствовали преподаватель Общецерковной аспирантуры Е.А.Пилипенко и представители Московской Духовной академии: секретарь Ученого совета, главный редактор портала Bogoslov.ru протоиерей Павел Великанов, помощник ректора по общим вопросам игумен Мелетий (Соколов) и редактор официального портала Учебного комитета Русской Православной Церкви иеродиакон Родион (Ларионов).

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»