НОВОСТИ

26.jpg

19 сентября в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялся первый семинар из запланированной серии дискуссионных встреч философов и богословов на общую тему «Богословие и современная философия». Семинар был посвящен теме «Хайдеггер и христианская теология».

В качестве основного докладчика выступила доктор философских наук, доцент философского факультета РГГУ Светлана Александровна Коначева, которая обозначила позицию философа по вопросу о соотношении философии и теологии на основе его работ раннего периода творчества. В содокладе доктора философских наук Н.З. Бросовой (Белгородский университет) эта тема получила развитие на материале более поздних работ Мартина Хайдеггера.

Затем состоялась содержательная и компетентная дискуссия, в которой приняли участие А.В. Михайловский (философский факультет Высшей школы экономики), И.В. Лупандин (МФТИ), В.Н. Катасонов (ПСТГУ), О.Е. Иванов (РХГА, Санкт-Петербург), И.С. Хромец (НПУ им. Драгоманова, Киев), прот. Владимир Шмалий (ОЦАЦ), А.П. Козырев (философский факультет МГУ), Н.С. Семенов (Институт теологии Белорусского государственного университета, Минск).

В ходе дискуссии обсуждался вопрос о влиянии философии М. Хайдеггера на христианскую теологию XX века, протестантскую, католическую и православную, а также более общий вопрос о том, насколько совместима эта философия с христианской мыслью. Были высказаны различные мнения: от призыва окончательно размежеваться с хайдеггеровской философией до утверждения полезности отдельных аспектов и категорий этой философии для развития христианского богословия.

Семинар продемонстрировал заинтересованность философов и богословов в совместном обсуждении перспектив взаимодействия в контексте современной интеллектуальной культуры.

logo-new.png

Вниманию студентов 1-го и 2-го года магистерской программы, а также аспирантов 1-го года кандидатской программы

Опубликованы новые расписания занятий в I триместре (24 сентября 2012 - 30 ноября 2012)

N.B. 24-го сентября 2012 года, в понедельник в 10.00 в подклети храма Черниговского подворья состоится первое объединенное занятие по языкам для студентов 1-го и 2-го года магистерской программы, а также аспирантов 1-го года кандидатской программы. На этом занятии состоится распределение по языковым группам. В дальнейшем занятия по древним и новым языкам будут проходить согласно утвержденному расписанию.

 

logo-new.png

По решению ученого совета Общецерковной аспирантуры и по благословению митрополита Волоколамского Илариона с 13 по 23 ноября 2012 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре пройдут краткосрочные курсы повышения квалификации для преподавателей библеистики духовных учебных заведений.

Курсы посвящены знакомству с достижениями современной (прежде всего, европейской и американской) библейской науки, а также с перспективами их осмысления в православном мире.

В рамках курсов будут прочитаны циклы лекций по темам: «Текст и канон Ветхого Завета: русская Библия между масоретской Библией и Септуагинтой», «Введение в современную библеистику (Ветхий Завет)», «Введение в современную библеистику (Новый Завет)», «Проблемы библейской экзегезы: православный христианин перед лицом современной науки». Кроме того, предполагаются отдельные лекции по проблемам библейской археологии, Кумрана и экзегезы отдельных библейских книг.

Выпускники курсов получат удостоверения о повышении квалификации.

uchsov-1.jpg

20 сентября 2012 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось очередное заседание Ученого совета. Его возглавил ректор высшего учебного заведения, заведующий кафедрой внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

В заседании участвовали члены Ученого совета: проректор протоиерей Владимир Шмалий; заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей протоиерей Сергий Звонарёв; заведующий кафедрой церковных искусств и археологии протоиерей Стефан Ванеян; заведующий кафедрой церковно-практических наук священник Михаил Желтов; помощник ректора по магистратуре иеродиакон Иоанн (Копейкин); заведующий кафедрой философии В.Н. Катасонов; заведующий кафедрой управления и канонического права С.Л. Кравец; заведующий кафедрой библеистики М.Г. Селезнев; заведующий кафедрой богословия А.Р. Фокин; заместитель заведующего кафедрой истории, секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов. На заседании также присутствовали методист Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеродиакон Родион (Ларионов) и системный администратор А.Б. Глозман.

Во вступительном слово владыка ректор отметил, что в 2012 году в Общецерковную аспирантуру было проведено два набора: в июне и сентябре. Количество поступающих оказалось рекордным по сравнению с тремя предшествующими наборами (2009 - 2011 гг.): более 120 человек заявили о желании поступить в Общецерковную аспирантуру и около 100 человек явились к сдаче экзаменов (в июне и в сентябре). Из них по результатам вступительных экзаменов на магистерскую программу было зачислено 19 человек, на кандидатскую - 30 человек, на докторскую - 13. Всего в настоящее время в Общецерковной аспирантуре обучается 214 человек.

Митрополит Иларион также сообщил членам совета об успешно проведенном заседании Общецерковного диссертационного совета, на котором состоялись две докторские защиты, в том числе члена Ученого совета Общецерковной аспирантуры В.Н. Катасонова.

Члены совета обсудили представленные кафедрами предложения по темам и научным руководителям (консультантам) вновь зачисленных аспирантов и докторантов. Большая часть предложений была одобрена Ученым советом, а в отношении некоторых тем и кандидатур научных руководителей (консультантов) Ученый совет сформулировал дополнительные поручения заведующим кафедрам.

Ученый совет также рассмотрел вопрос об аттестации докторантов и аспирантов 3-го года обучения, допуске к защите тех из них, кто подготовил в срок диссертационное исследование и о переводе в число соискателей или отчислении тех, кто своевременно не выполнил учебный план.

На заседании также был рассмотрен ряд вопросов, касающихся магистерской программы Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Ученый совет одобрил "Положение о защите магистерских работ", учебный план магистратуры. В календарный план магистратуры были внесены некоторые коррективы.

27.jpg

19 сентября в 14:00 в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия (ул. Пятницкая, д. 4/2, строение 5) состоится семинар на тему «Хайдеггер и христианская теология».

Со вступительным докладом на семинаре выступит доктор философских наук, доцент философского факультета РГГУ Светлана Александровна Коначева, автор книги «Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология XX века» (М., 2010).

В семинаре примут участие философы и богословы из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Белгорода.

Данной темой открывается постоянный семинар «Богословие и современная философия», организатороми которого выступает Общецерковная аспирантура и докторантура совместно с философскими факультетами Московского государственного университета им. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики» и Российского государственного гуманитарного университета.

zvonarev.jpg

Протоиерей Сергий Звонарев: Церковная дипломатия – это свидетельство окружающему миру о правде Божией

Продолжается серия репортажей интернет-издания "Татьянин день" об Общецерковной аспирантуре и докторантуре. О кафедре внешних церковных связей рассказывает заместитель заведующего, кандидат богословия, секретарь по делам дальнего зарубежья ОВЦС протоиерей Сергий Звонарев.

- Отец Сергий, как получилось, что именно вы стали заведующим кафедрой внешних церковных связей?

-Кафедра внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры была образована в 2009 году на базе филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС. В 2006 году я, будучи сотрудником ОВЦС, поступил в этот филиал и по его окончании был назначен заместителем заведующего филиалом, то есть стал сопричастен учебному процессу, связанному с внешними церковными связями. Когда была образована Общецерковная аспирантура и в ее недрах - кафедра внешних церковных связей,-  митрополит Волоколамский Иларион стал ее заведующим, а мне предложил должность своего заместителя.

- Какие цели вы ставили, создавая кафедру?

- В моем поникании кафедра внешних церковных связей  должна была стать – и, надеюсь, уже таковой является, – площадкой для научного осмысления проблематики внешней деятельности Русской Православной Церкви. Кафедра внешних церковных связей – учебное и научное подразделение, призванное помочь Отделу внешних церковных связей в решении поставленных перед ним задач. Отдел занимается практической деятельностью, а кафедра призвана содействовать в её осуществлении путём аналитической работы и научных изысканий.

- Например?

- ОВЦС обеспечивает участие Русской Церкви в межправославном диалоге, межхристианских отношениях, межрелигиозном сотрудничестве. Многие темы в рамках указанных сфер требуют серьёзного анализа современной ситуации, который невозможен без богословского осмысления,  исторического экскурса. Мы стремимся, чтобы аспиранты и докторанты, слушатели магистерской программы избирали для диссертационных исследований соответствующие темы, результаты которых могли бы поступить в Отдел для использования в практической работе.

Можно привести и конкретный пример. Отдел внешних церковных связей осуществляет представительство нашей Церкви на площадках международных организаций, доносит церковную позицию по актуальным вопросам современности до международного сообщества. Эта важная работа нуждается в осмыслении исторического опыта и некоторой систематизации. Поэтому один из магистрантов второго года обучения готовит диссертацию на тему участия Русской Православной Церкви в деятельности международных организаций в 1990-х – 2000-х годах. Этот весьма интересный период характеризуется сменой тематики дискурса, в котором принимал участие Московский Патриархат. Уходят с первого плана повестки дня темы борьбы за разоружение, дело мира во всём мире, помощи угнетённым народам планеты и появляется проблематика нравственного осмысления таких тем, как аборты, эвтаназия, современные медицинские технологии, торговля людьми, легализации однополых союзов и проституции.

Также одной из важных задач кафедры является подготовка молодых специалистов в области внешней церковной деятельности, которые могли бы стать новой сменой, привнесли бы в деятельность Отдела интересные идеи и подходы в решении старых задач.

- Насколько совпадают цели, которые вы ставили при создании кафедры, и ожидания от кафедры абитуриентов?

- У абитуриентов очень разный уровень подготовки и разные ожидания.

Кого-то привлекает церковная дипломатия, возможность послужить Церкви на ниве внешней церковной деятельности, и тут наши ожидания в какой-то мере совпадают.

Многих привлекает сама личность митрополита Илариона, известного иерарха и  богослова. Работу под его начальственным руководством ребята воспринимают как хорошую возможность для собственного развития,  личностного и интеллектуального роста.

На кафедре обучаются студенты с базовым дипломатическим образованием, например, в потоке магистрантов 2-го года обучения имеются лица, в прошлом окончившие МГИМО и ещё продолжающие учёбу в этом дипломатическом вузе. Для них, занятия в ОЦАиД– возможность получить знания в области внешней церковной деятельности,  что немаловажно для всестороннего развития дипломата.

Не берусь судить, оправдываем ли мы ожидания всех студентов, обучающихся на кафедре. Полагаю, что наша первейшая задача - создать условия для образовательного роста учащихся: не преподать только лишь сумму знаний, но научить пользоваться знаниями, мыслить, находить решения. А потому и самоактуализация студентов, результат их пребывания в аспирантуре – в их собственных руках.

- Насколько абитуриенты готовы воспринять знания, которые будут давать на кафедре?

-  Если вести речь о сумме знаний, то нужно отметить, что её усвоение напрямую зависит от способностей обучающихся. Мы получаем абитуриентов, которые, по сути дела, не имеют базовых знаний в области внешних церковных связей, потому что ни одно учебное заведение Русской Церкви не готовит церковных дипломатов. Хорошо, если у наших будущих студентов есть высшее духовное или светское образование. Но всему, что касается внешней церковной деятельности, приходится учить с нуля.

Конечно, высшее духовное образование позволяет поступившим более четко понять нюансы внешней церковной деятельности, потому что церковная миссия за рубежом строится на тех же основаниях, что и внутренняя, – опирается на завет Христа идти и проповедовать, свидетельствовать о вере, противостоять тем разрушающим тенденциям в области общественной, личной, семейной жизни, которые способны разрушить базисные нравственные основы существования общества.

- Студенты ОЦАиД проходят практику в ОВЦС. Как она организована и как совмещается с учебой?

- Они сочетаются очень гармонично. Учебный год на магистерской программе разделен на три триместра. Два посвящены учебе, получению теоретических знаний и навыков, а третий, который начинается в летний период, – практике, которая длится два месяца.  Практика в ОВЦС обязательна для всех магистрантов кафедры внешних церковных связей.

В текущем году мы впервые провели учебную практику в Отделе. Магистранты, в соответствии с их пожеланиями, темами будущих диссертаций и потребностями Отдела, были распределены по разным подразделениям ОВЦС: в профильные секретариаты, службу коммуникаций, протокол, канцелярию и так далее. Магистрантам была предоставлена уникальная возможность познакомиться с деятельностью синодального учреждения, ответственного за внешние связи нашей Церкви. За каждым практикантом был закреплен куратор, который помогал в осуществлении практики и следил за её ходом.

Надеюсь, что те, кто прошел практику добросовестно, смогли подтвердить и расширить теоретические знания. А еще мне бы хотелось, чтобы практика помогла развеять некоторые мифы об ОВЦС – либо о том, что труды здесь – это как дорога, намазанная медом, с льготами и преференциями, или же, напротив, стереотип, что работа в Отделе – что-то непосильно трудное и мрачное. Я бы хотел, чтобы у студентов сложилась реальная, трезвая оценка деятельности ОВЦС.

- Разбор практики будет?

- После ее окончания каждый практикант пишет отчет о проделанной работе. Все вопросы, которые возникнут по окончании, можно будет адресовать руководителю  подразделения, в котором студент проходил практику.

- Митрополит Иларион неоднократно говорил о важности изучения иностранных языков, а для хорошего освоения языка необходима стажировка в стране изучаемого языка. Дает ли ваша кафедра возможность стажировки за границей?

- Кафедра внешних церковных связей не занимается стажировками за рубежом, но может рекомендовать студента в соответствующие подразделения ОЦАиД.

Заграничная стажировка по иностранному языку – это всегда индивидуальный проект, мы не придерживаемся  практики массового направления студентов за рубеж, поскольку это неэффективно. Перспективного студента, который хочет пройти стажировку, мы берём на заметку и стараемся сделать всё возможное, чтобы подобрать соответствующие языковые курсы.

- Изучение каких языков сейчас наиболее перспективно с точки зрения последующей работы в ОВЦС?

- Чтобы успешно осуществлять задачи в области внешних церковных контактов, необходимо свободно владеть английским языком. Кончено, приветствуется знание других иностранных языков, прежде всего – новогреческого,  поскольку значительную роль в деятельности ОВЦС играют межправославные связи, и, в первую очередь, с греческим миром. Востребован немецкий язык, поскольку он является одним из основных в контактах с немецкими протестантами, а также языком богословской мысли.  Важно знание итальянского, служащего инструментарием в диалоге с Римско-Католической Церковью.

- А что касается Латинской Америки?

- Это направления развивается. В ОВЦС, в частности в Секретариате, который я возглавляю, трудится сотрудник, которому, в том числе, поручено заниматься церковно-общественными и дипломатическими связями со странами Латинской Америки. Он свободно говорит по-испански, и все наши контакты с указанным регионом  осуществляются не без его участия.

Латиноамериканский мир интересен тем, что сохраняет глубокие христианские корни. Сегодня в мировом дискурсе мы сталкиваемся с проблемой оспаривания традиционных ценностей, например, института брака и семьи, с легализацией абортов и однополых браков, и в этой ситуации ищем союзников. В первую очередь – в странах христианского мира, в том числе – католических. В этом плане Латинская Америка может быть нашим союзником в деле защиты традиционных ценностей, поэтому контакты с этими странами для нас важны.

- В июньском наборе нынешнего года нет девушек. Девушки не учатся на вашей кафедре?

- Среди наших студентов есть только одна девушка – учащаяся магистерской программы второго года обучения. Но это не потому, что мы ставим какой-то заслон по гендерному признаку, просто так складывается, что к нам идут в основном молодые люди. Пользуясь случаем, хочу пригласить девушек обучаться на кафедре внешних церковных связей, последующее служение которых на ниве зарубежных контактов нашей Церкви – востребовано.

- А может быть, у девушек и женщин и правда меньше перспектив и возможностей в плане работы в ОВЦС? Молодого человека ведь можно взять с собой в любой монастырь, на Афон, если нужно – привести в алтарь, а для женщин априори существуют некоторые ограничения.

- Конечно, определенные ограничения есть, и есть сферы служения, которые женщинам недоступны. Но что касается внешней церковной деятельности, их не так много. Церковь состоит и из мужчин и из женщин, и служение женщин на самых разных направлениях церковной деятельности нисколько не умаляется по сравнению со служением мужчин. Талантливая и образованная женщина сможет найти применение своим способностям и знаниям в нашем Отделе. Наравне с остальными она может быть включена в церковную делегацию, деятельно участвовать в переговорах, подготовить статью или информационное сообщение, быть переводчицей. Лицо Русской Церкви имеет не только мужские черты.

- Вы допускаете, что на кафедру внешних церковных связей поступают в том числе не ради дальнейшей работы в ОВЦС?

- Думаю, что значительный процент обучающихся на кафедре не предполагают связать свою жизнь с ОВЦС и лишь немногие планируют работать в Отделе. Это не пугает и не смущает, поскольку работа в ОВЦС – особое служение, в котором никогда не было массовости. В Отделе остаются люди, которые воспринимают работу здесь как нечто близкое их духу и характеру. Порой из целого потока студентов таковых наберётся 1-2 человека, но именно такие люди нам нужны. Бывает, что на работу в Отдел устраиваются случайные люди, но обычно они скоро уходят.

Я лично убеждён, что если человек получит образование на нашей кафедре, а после займётся иным церковным служением: станет приходским священником, миссионером или катехизатором, – у него все равно останется понимание важности внешней деятельности нашей Церкви. И это представление он сможет донести и до других. А потому мы трудились не зря.

- «Церковная дипломатия» – термин несколько спорный. В каком-то плане дипломатия – это искусство лицемерия и обмана ради достижения своих целей, и тут есть некое противоречие с христианством. Не отвлечет ли изучение дипломатических приемов, нюансов и тонкостей от каких-то базовых христианских ценностей и принципов?

- Я сторонник термина «церковная дипломатия». В науке существует огромное количество дефиниций термина «дипломатия», и только одна из трактовок связана с негативным отношением к дипломатии как к некоему искусству лжи и обмана для достижения поставленных целей. Большая часть трактовок характеризует дипломатическое служение как миссию, нацеленную на защиту законных интересов и справедливого мироустройства.

Церковная дипломатия – это свидетельство окружающему миру о правде Божией, справедливости, нравственном законе, которое опирается на Священное Писание и Предание Церкви; это проповедь слова Божия окружающему миру. Сила слова церковного дипломата не в кружевах витиеватой речи, обмане или лицемерии, но в Божественной простоте благовестия, заповеданного Христом Спасителем к распространению. Порой такого проповедника не слушают, могут освистать с высоких трибун. Однако мы помним слова Иисуса Христа «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20). Это помогает нам в миссии внешнего церковного служения.

В связи с этим не думаю, что молодой человек, который избрал путь внешней миссии Церкви, потеряет что-то в вере, жизненных ориентирах, поскольку подлинный церковный дипломат – тот, кто, живя по вере, может донести эту веру до другого, например, до чиновника международной организации, государственного деятеля или политика.  Суметь выразить актуальные вопросы жизни современного общества сквозь призму религиозной веры -  это и есть церковная дипломатия. А тот, кто пытается действовать лицемерно или обманом, не является церковным дипломатом. Если он выбирает этот путь, значит, не понял, как должно свидетельствовать о Церкви Божией.

- Что нового ожидается на кафедре внешних церковных связей в будущем учебном году?

- Мы будем продолжать развивать учебный процесс в рамках магистерской программы, в частности, у нас стартует новый модуль по межхристианским отношениям. Также мы планируем совершенствовать учебно-методическую базу: на протяжении нескольких месяцев ведётся подготовка учебника по внешним церковным связям. Этот учебник будет первым в своем роде, поскольку раньше никто не описывал и не систематизировал в учебном контексте внешнюю деятельность Русской Церкви. Надеемся, что он поможет нашим магистрантам, аспирантам и докторантам, студентам Московской духовной академии, где преподаётся курс по внешним церковным связям, а также будет интересен и полезен широкому кругу читателей.

К подготовке учебника мы подходим тщательно, поэтому предпочитаем не торопиться, а получить хорошую, выверенную и качественную книгу.

Источник

vcs1.jpg

6 сентября 2012 года в ОВЦС прошёл вступительный экзамен для абитуриентов кандидатской и докторской программ, поступающих на кафедру Внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В состав приемной комиссии вошли: заместитель заведующего кафедрой, секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко.

vcs2.jpg

Абитуриентам были предложены вопросы, относящиеся к проблематике межправославного диалога, межхристианских связей, а также отношений Русской Православной Церкви с общественно-политическими кругами зарубежных государств.

Среди поступающих на кафедру Внешних церковных связей — клирики и миряне, представляющие различные епархии Русской Православной Церкви.

 

 

 

Служба коммуникации ОВЦС

logo-new.png

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению ректора митрополита Волоколамского Илариона начались вступительные экзамены второго набора. Первым экзаменом у абитуриентов докторской, кандидатской и магистерской программ было сочинение.

Источник

sept_zachisl.jpg

7 сентября 2012 года собеседованием с ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополитом Волоколамским Иларионом завершились вступительные испытания второго набора 2012 года.

Владыка Иларион принял лично каждого абитуриента магистерской, кандидатской и докторской программ, сдавших все экзамены на положительный балл.

По результатам экзаменов и состоявшейся беседы с ректором было принято решение о зачислении в Общецерковную аспирантуру и докторантуру.

Список зачисленных в соответствии с подписанными ректором приказами публикуется на сайте учебного заведения.

logo-new.png

Список зачисленных (сентябрь 2012)

 

Докторская программа:

на кафедру богословия:
1.    Духанина Валерия Николаевича
2.    Хандогу Николая Анатольевича
3.    Диакона Димитрия Цыплакова

на кафедру библеистики:
4.    Иерея Андрея Выдрина

на кафедру внешних церковных связей:
5.    Иерея Антония Борисова
6.    Вишневского Александра Константиновича
7.    Козлова Дениса Владимировича

на кафедру церковной истории:
8.    Иерея Димитрия Долгушина
9.    Иеродиакона Иова (Чернышева)
10.    Кудина Алексея Анатольевича

на кафедру управления и канонического права:
11.    Игумена Мефодия (Илюточкина)
12.    Протоиерея Тимофея Фетисова

 

Кандидатская программа

I.    По очной форме обучения:

на кафедру богословия:
1.    Брагину Елену Юрьевну
2.    Отто Дарью Александровну

на кафедру библеистики:
3.    Гороховца Антона Владимировича

на кафедру внешних церковных связей:
4.    Кашицына Илью Дмитриевича

на кафедру управления и канонического права:
5.    Иерея Николая Овсянникова

II.    По заочной форме обучения:

на кафедру богословия:
6.    Иерея Андрея Ломакина

на кафедру библеистики:
7.    Иерея Алексия Раздорова

на кафедру внешних церковных связей:
8.    Иеромонаха Зосиму (Балина)
9.    Иеромонаха Илариона (Мокрицкого)
10.    Диакона Иоанна Логинова
11.    Иерея Михаила Поваляева
12.    Тельтевского Романа Владимировича

на кафедру церковной истории:
13.    Иеромонаха Дорофея (Пурис)
14.    Протоиерея Максима Кокарева
15.    Диакона Евгения Кузнецова
16.    Иерея Аркадия Маковецкого
17.    Послушницу Инну Тарасову
18.    Диакона Даниила Храмова

на кафедру церковно-практических наук:
19.    Волкова Андрея Алексеевича
20.    Протоиерея Вячеслава Дроговоза
21.    Протоиерея Георгия Каратецкого

на кафедру церковных искусств и археологии:
22.    Ким Екатерину Сергеевну

sokolov.jpg

4 сентября 2012 года на заседании Общецерковного диссертационного совета состоялась защита докторской диссертации настоятеля Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне игумена Арсения (Соколова) «Книга пророка Амоса: историко-филологическая, традиционная еврейская и святоотеческая экзегеза». Исследование было подготовлено на кафедре библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Официальными оппонентами на защите выступили: Андрей Сергеевич Десницкий, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии; архимандрит Кирилл (Говорун), PhD; Евгений Борисович Рашковский, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, директор Центра религиозной литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. Ведущей организацией – Московская духовная академия.

Оппоненты высоко оценили работу игумена Арсения (Соколова), отметив в своих отзывах новизну метода, примененного соискателем в исследовании, и значимость диссертационной работы для развития отечественного богословия. Отзыв ведущей организации также носил положительный характер.

По результатам тайного голосования за присуждение искомой ученой степени игумену Арсению высказались 17 членов совета.

По завершении работы диссертационного совета митрополит Иларион обратил слово к игумену Арсению (Соколову), пожелав ему не прекращать усилий на поприще библейской науки.

Заседание диссертационного совета транслировалось в прямом эфире на сайте Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

katasonov.jpg 4 сентября 2012 года на заседании Общецерковного диссертационного совета под председательством митрополита Волоколамского Илариона состоялась защита докторской диссертации заведующего кафедрой философии Общецерковной аспирантуры В.Н. Катасонова«Концепция актуальной бесконечности как место встречи богословия, философии и науки».

Защита проходила в форме научного доклада, обобщающего результаты научно-исследовательской деятельности соискателя за 30-летний период.

Официальными оппонентами на защите выступили: Майоров Геннадий Георгиевич, доктор философских наук, заслуженный профессор философского факультета МГУ; протоиерей Дмитрий Лескин, доктор философских наук, кандидат богословия, заведующий межвузовской кафедрой теологии при Самарском государственном университете путей сообщения; Калябин Геннадий Анатольевич, доктор физико-математических наук, профессор кафедры математического анализа и теории функций Российского университета дружбы народов, профессор ПСТГУ. Ведущей организацией была Санкт-Петербургская духовная академия.

Оппоненты высоко оценили работу В.Н. Катасонова, отметив в своих отзывах актуальность разрабатываемой соискателем темы и ее значимость для развития отечественного богословия. В отзыве ведущей организации говорилось о важном вкладе, который вносит научная деятельность соискателя в развитие диалога богословия и науки.

По результатам тайного голосования за присуждение искомой ученой степени В.Н. Катасонову высказались 15 членов совета, 1 проголосовал против.

По завершении работы диссертационного совета его председатель, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион поздравил соискателя, отметив, что труды профессора В.Н. Катасонова в Общецерковной аспирантуре и докторантуре приносят большую пользу учащейся церковной молодежи. Владыка также обратил внимание присутствующих на то, что В.Н. Катасонов, будучи уже состоявшимся ученым, не оставляет исследовательской работы.

Заседание диссертационного совета транслировалось в прямом эфире на сайте Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

diss1-01.jpg

4 сентября 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялись два заседания Общецерковного диссертационного совета. Работу совета возглавил председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион.

В ходе первого заседания прошла защита диссертации заведующего кафедрой философии Общецерковной аспирантуры профессора В.Н. Катасонова по теме «Концепция актуальной бесконечности как место встречи богословия, философии и науки» на соискание ученой степени доктора богословия.

Второе заседание было посвящено рассмотрению докторской диссертации настоятеля Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне игумена Арсения (Соколова) «Книга пророка Амоса: историко-филологическая, традиционная еврейская и святоотеческая экзегеза».

Диссертационный совет по результатам тайных голосований вынес решения ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом об утверждении обоих соискателей докторами богословия.

В завершение заседания диссертационный совет рассмотрел вопрос о принятии к защите новых работ.

На сайте Общецерковной аспирантуры и докторантуры осуществлялась прямая трансляция работы диссертационного совета.

theolcom-02.jpg5 сентября 2012 года под председательством митрополита Волоколамского Илариона в здании Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»  состоялось заседание рабочего президиума Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В заседании приняли участие: профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент Московской духовной академии протоиерей Валентин Асмус, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, доцент МДА протоиерей Владимир Шмалий, доцент ПСТГУ и МДА, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священник Михаил Желтов, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, заведующий редакцией Священного Писания ЦНЦ «Православная энциклопедия» К.В. Неклюдов, заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доцент РГГУ М.Г. Селезнев, преподаватель кафедры библеистики МДА А.А. Ткаченко, научные сотрудники Синодальной библейско-богословской комиссии А.И. Кырлежев, А.В. Шишков.

В ходе заседания была рассмотрена концепция деятельности Синодальной библейско-богословской комиссии, утвержденная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Обсуждался вопрос создания Института богословия и библеистики.

Члены президиума рассмотрели план проведения в следующем году богословской конференции Русской Православной Церкви, выделили наиболее актуальные темы для обсуждения. Прозвучало предложение провести предваряющие конференцию тематические семинары в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и ряде других городов.

Собравшимися также обсуждалось состояние диалога Русской Православной Церкви с миром науки.

Митрополит Иларион проинформировал присутствующих о ходе работы над катехизисом Русской Православной Церкви. По окончании заседания С.Л. Кравец ознакомил председателя Синодальной библейско-богословской комиссии с работой ЦНЦ «Православная энциклопедия».

Затем под председательством митрополита Илариона прошло заседание Рабочей группы по подготовке катехизиса Русской Православной Церкви.

vssent

С 3 по 7 сентября 2012 г. по благословению ректора митрополита Волоколамского Илариона в Общецерковной аспирантуре и докторантуре начались вступительные экзамены второго набора.

3 сентября прибывшие к экзаменам абитуриенты докторской, кандидатской и магистерской программ писали сочинение. Каждый поступающий мог выбрать одну тему из трех предложенных администрацией и за два часа раскрыть ее.

Перед началом письменного экзамена поступающих приветствовал проректор протоиерей Владимир Шмалий, рассказавший о требованиях, предъявляемых проверяющими к содержанию сочинения.

По окончании письменного экзамена проректор протоиерей Владимир Шмалий и секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов провели краткую ознакомительную беседу с абитуриентами кандидатской и докторской программ.

mramornov-td.jpg

Александр Мраморнов: Мы не только даем возможность защитить соответствующие диссертации, но и помогаем людям их подготовить

С 3 по 7 сентября пройдут вступительные экзамены в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. О перспективах развития ОЦАиД, требованиях к учащимся и трудностях, к которым нужно быть готовыми, рассказывает секретарь Ученого совета Александр Игоревич Мраморнов.

-Александр Игоревич, каковы перспективы развития Общецерковной аспирантуры и докторантуры? Какие возможности, которых нет в других учебных заведениях Русской Церкви, она предоставляет учащимся?

- Общецерковная аспирантура создана и развивается как научно-образовательное учреждение Русской Православной Церкви, венчающее всю систему ее духовных школ. Именно у нас предоставляется возможность получить докторскую степень: как традиционную для России (с дореволюционных времен, когда нашей страной, и Церковью в том числе, была заимствована немецкая трехуровневая система ученых степеней), так и современную международную степень PhD. Мы не только даем возможность защитить соответствующие диссертации, но и помогаем людям их подготовить.

За три года существования Общецерковной аспирантуры и докторантуры нам удалось создать отлаженную систему научного руководства. Оно перестает быть формальностью (как это часто бывает и в духовных школах, и в светских аспирантурах): введена регулярная отчетность как научных руководителей, так и аспирантов и докторантов. Если Ученый совет видит, что работа не идет или профанируется, мы принимаем решение об отчислении таких учащихся. Если же работа идет, она дополнительно мотивируется теми возможностями, которые у нас имеются: оплата труда научного руководителя или консультанта, стипендиальное поощрение учащихся, возможности стажировок в отечественных и зарубежных вузах, языковая практика, научные командировки, доступ к базам данным и информационным ресурсам. Мы стараемся приложить все усилия, чтобы прошедший у нас обучение пастырь или мирянин приобрел аналитические способности, которых особенно не хватает выпускникам духовных школ, умел бегло ориентироваться в информационном пространстве и этими своими навыками приносил пользу Церкви и ее научно-образовательным структурам.

- На Ваш взгляд, в чем главные трудности обучения в Аспирантуре и на что нужно обратить внимание человеку, который хочет у вас учиться?

- О трудностях я уже отчасти сказал при ответе на первый вопрос. Подавляющему большинству приходящих к нам абитуриентов не хватает научно-аналитических навыков. Многие не умеют писать научную работу, будучи способны лишь составлять конспекты (хотя методике написания научной работы должны учить на первых курсах бакалавриата). То есть, я бы сказал, они находятся на начальном этапе обучения научно-исследовательскому процессу, где-нибудь на уровне 1-го курса серьезного вуза. Это иной раз и выпускники семинарий,  и академий, и православных вузов, и светских вузов, кроме, может быть, самых ведущих. Наши заведующие кафедрами и наши научные руководители пытаются в индивидуальной работе восполнить этот пробел. Но полагаю, что люди, которые размышляют об учебе у нас, могут начать самостоятельно ликвидировать этот пробел: читать важнейшие, как классические, так и новейшие работы специалистов в выбранной области знания. Надо стараться больше писать в жанре научной статьи, научного эссе, сообщения, учиться писать рецензии на выходящую литературу.

Кроме того, не могу не отметить, что наш ректор особое внимание уделяет изучению иностранных языков. Я лично думаю, что для поступающего к нам важно самостоятельное освоение некоторого объема научной литературы по специальности на иностранном языке. Аспирант должен знать терминологию своей науки и уметь делать адекватные переводы научной литературы, а приезжая на международные конференции, отправляясь на стажировку или сбор научного материала в зарубежные страны, грамотно и достойно (а не на уровне общения с официантом или метрдотелем) коммуницировать с иностранными коллегами, с официальными представителями братских Православных и инославных Церквей. Достичь этого уровня владения языком – общая задача Аспирантуры и поступающих к нам.

Источник

4kopeykin3.jpg

Иеродиакон Иоанн (Копейкин): Все можно успеть, когда приоритеты правильно расставлены

С 3 по 7 сентября пройдут вступительные экзамены в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. О магистратуре ОЦАиД рассказывает помощник ректора по магистратуре иеродиакон Иоанн (Копейкин).

-  Отец Иоанн, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия создано отделение магистратуры для чего оно открыто и на кого оно рассчитано? Каковы главные отличия (в плане образования) магистратуры ОЦАиД от магистратуры семинарии?

- Прежде всего, сразу замечу, что магистратура при Общецерковной Аспирантуре функционирует с 2010 года, в начале осени состоится ее первый выпуск. За плечами уже есть два года опыта и, что называется, настройки системы.

Чтобы понять специфику нашей магистратуры, достаточно вспомнить те задачи, которые ставились Святейшим Патриархом и Священным Синодом три года назад перед создаваемой тогда Общецерковной аспирантурой. Речь шла об открытии своего рода «кузницы кадров» для Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, о формировании некоего нового пространства, в котором традиция Православной Церкви во всем ее многообразии изучалась бы и осмысливалась ввиду важнейшей задачи: сделать свидетельство нашей Церкви доступным, а, самое главное, актуальным для современного общества. Практическое измерение такой задачи очевидно: необходимо воспитать новое поколение богословов и сотрудников Синодальных отделов, отчетливо представляющих себе «повестку дня» и задачи, стоящие перед Церковью, способных говорить на понятном для общества языке.

Для этого нужно переформатировать учебный процесс таким образом, чтобы уже за годы учебы студент знакомился с современной проблематикой церковно-общественных отношений, научился по настоящему оперировать богословским наследием Церкви в диалоге с любыми общественными институтами. Потому Общецерковная Аспирантура мыслилась и продолжает мыслиться как экспериментальная площадка, на которой, в соответствии с отечественными и международными стандартами образования, реализуется новая модель высшего богословского образования.

Однако опыт первого же года обучения показал, что на современном этапе в общепринятой схеме «бакалавриат – магистратура - аспирантура (докторантура)» не достаточно работать лишь в диапазоне высшего уровня. Для того чтобы получить ожидаемый результат от аспиранта или докторанта, необходимо, чтобы на предварительном этапе, то есть на этапе магистратуры, в него были заложены необходимые знания, а самое главное, навыки. На самом деле, на высшем этапе обучения – как в аспирантуре, так и в докторантуре – не предполагается ни обучение человека научному методу, ни восполнение лакун в его общей эрудиции. Все это закладывается на этапе бакалавриата и доводится до требуемого уровня в процессе обучения в магистратуре. Таким образом, при ближайшем рассмотрении, магистратура, с одной стороны, является завершающим этапом фундаментального богословского образования, а с другой, позволяет молодому богослову уже на этом этапе приступить к самостоятельному компетентному исследованию и аналитике.

Поэтому именно этот сегмент на сегодня является, в определенном смысле, ключевым в пространстве комплексной перестройки системы богословского образования Русской Православной Церкви. От того, насколько удачно мы наладим учебу на этапе магистратуры, зависит, ни много ни мало, научится студент или нет переводить полученную сумму знаний из пассива в актив.

Ввиду вышесказанного, решение Священноначалия об открытии магистратуры при Общецерковной Аспирантуре представляется абсолютно логичным и последовательным. Аспирантура, как научно-методическая площадка разработки и апробации программ высшего богословского образования для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, приобрела новый важный подуровень – магистратуру. Таким образом, стало возможным заняться разработкой целого комплекса магистерских программ, в рамках которых студенты достигали бы ожидаемого уровня компетенции, получали необходимые навыки современной научно-практической работы и становились способны к решению серьезных и ответственных задач.

При этом, мы четко осознаем, что наш продукт в виде готовых продуманных и интересных магистерских программ призван быть востребованным на внутрироссийском и международном уровне и стать образцом, моделью для многих семинарий нашей Церкви.

-  По каким направлениям можно обучаться в Общецерковной аспирантуре и докторантуре на магистерском отделении?

За прошедшие два года предметом особых усилий магистратуры Общецерковной Аспирантуры стала разработка профиля «Внешние церковные связи». На мой взгляд, этот профиль – по-настоящему достижение нашей магистратуры, уникальная разработка как в системе образования Русской Православной Церкви, так и всего Православного мира. Во-первых, уникальна сама кафедра Внешних церковных связей, ставшая основным разработчиком профиля. Кафедру возглавляет сам ректор, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион. В ее состав входят лучшие специалисты Отела: главы крупных направлений – межправославных, межхристианских и международных отношений, ведущие сотрудники секретариатов. Благодаря своему уникальному составу, авторитет кафедры высок в дипломатических кругах, среди отечественных и зарубежных общественных организаций. Силами кафедры на регулярной основе организуются спецкурсы и встречи с представителями МИДа России, зарубежными дипломатами, известными общественными деятелями.

Целью профиля «Внешние церковные связи» является, прежде всего, подготовка специалистов в области диалога Русской Православной Церкви с Поместными православными Церквами, с Римско-Католической Церковью и с другими христианскими конфессиями. Другой важной задачей является аналитика современных отношений Церкви с внешним миром – с политическими и общественными институтами. Важное внимание уделяется изучению этикета церковной и светской дипломатии.

Этот профиль – то, что у нас уже есть, что функционирует и дает свои плоды. В частности, некоторые магистранты, продолжая учебу, уже стажируются в Отделе внешних церковных связей и приносят реальную помощь Церкви.

Новый учебный год мы начинаем с реализации еще одного профиля «Христианские источники». Этот профиль – по сути, библейско-богословский. При его создании делался акцент на изучении последних достижений в исследовании Ветхого и Нового Завета, в области патристики и литургического богословия. В процессе обучения магистрант познакомится, по сути, со всеми основными источниками христианской мысли, получит хорошие знания по истории искусства Церкви. Спецификой профиля станет не только предоставление актуальной информации по целому спектру библейского, богословского и литургического наследия Церкви, но и обучение навыкам научной работы с этими источниками. В рамках данной магистерской программы студент сможет также выбрать более узкую область своего научного исследования и посещать специализированные курсы в области либо библеистики, либо патрологии, либо каноники, либо литургики. Такая специализация позволит уже на этапе магистратуры сформировать отчетливый научный интерес и затем, под руководством одного из профессоров выбранной кафедры, продолжить самостоятельное исследование в рамках докторантуры.

Замечу еще раз, что оба профиля нашей магистратуры созданы на модульной основе в полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с одной стороны, и удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним в европейских университетах – с другой. Представленные магистерские программы не только воплощают научный потенциал, который Общецерковной аспирантуре удалось привлечь в лице блестящих специалистов для их разработки, но и используют инновационные методические технологии.

«Несущей конструкцией» всех профилей служит современный научный гуманитарный инструментарий, включающий такие разделы как философия религии, современные богословские проблемы, методология научного исследования.

Наконец, особое место в наших магистерских программах уделяется языкам – каждому магистранту полагается изучить как минимум два иностранных языка.

Таким образом, будущие магистры по указанным направлениям получат мощную фундаментальную подготовку и современные научные навыки. Такие специалисты сейчас особенно востребованы Церковью.

Наши магистерские программы в ближайшее время пройдут предусмотренную законодательством экспертизу и получат государственную аккредитацию, что позволит нам выдавать дипломы государственного образца. Однако даже до этого момента мы предоставляем нашим магистрантам возможность получения двойных дипломов в случае индивидуального обучения по совместным магистерским программам с теми аккредитованными ВУЗами, с которыми у нас подписаны соответствующие договоры.

Именно эти особенности наших магистерских программ отличают их от аналогов в духовных академиях и семинариях. Но они для того и создавались – чтобы после апробации помочь нашим духовным учебным заведениям перейти на качественно новый уровень подготовки специалистов, в которых так сегодня нуждается наша Церковь.

-  Кто имеет право поступить в магистратуру? Обязательно ли человек должен быть православным, церковным, или же достаточно только желания получить у вас образование?

- В широком смысле магистратура Общецерковной аспирантуры и докторантуры рассчитана на специалистов, имеющих диплом бакалавра. Таким образом, любой выпускник Духовной семинарии может стать нашим абитуриентом и, в дальнейшем, студентом. Для бакалавров, не имеющих базового богословского образования, двери магистратуры тоже открыты, однако здесь решения о зачислении принимаются в индивидуальном порядке. В особых случаях в аспирантуру могут быть приняты представители иных христианских конфессий. Например, когда речь идет об исследованиях в рамках сотрудничества Аспирантуры с университетами за рубежом.

Безусловно, такое понятие, как воцерковленность – значимый фактор при принятии решения по тому или иному абитуриенту. Для тех, кто успешно сдал вступительные экзамены, проводятся индивидуальные собеседования вначале с заведующим магистерского отделения, а затем и лично с ректором. Эти встречи организуются в первую очередь для того, чтобы понять, насколько человек воцерковлен, насколько адекватно он себе представляет жизнь Церкви. В этом смысле, вместе с неподдельным интересом к учебе в человеке должен быть отчетливо виден своего рода «потенциал ответственности». Если этой ответственности не проглядывается, цель образования не будет достигнута. На такого человека просто нельзя будет положиться при решении важных задач. Поэтому объективные знания и способности абитуриента непременно должны сопрягаться с определенной христианской, да и просто человеческой, зрелостью. Считаю этот момент очень важным.

- Учащиеся аспирантуры нередко совмещают практику в ОВЦС или служение на приходе и учебу. Предусматриваете ли вы такие варианты для магистратуры? Как учеба может полноценно сочетаться, например, с практикой в ОВЦС?

- Учащиеся магистратуры не просто «нередко» совмещают практику с учебой, практика – неотъемлемая часть учебного процесса, также как научно-исследовательская работа и написание диссертации. В этом году все магистранты профиля «Внешние церковные связи» прошли летнюю практику в Отделе внешних церковных связей. Результаты замечательные. Достаточно почитать отчеты самих студентов, в которых они, все как один, отмечают важность, вслед за лекционным триместром, в летнем триместре соприкоснуться с реальной работой, фактически принять участие в каждодневном интенсивном труде Отдела, увидеть как теория успешно реализуется в практике.

Особенно приятно, что среди студентов, как я уже отмечал, есть такие, которые, полноценно учатся и при этом так же полноценно трудятся в Отделе в качестве стажеров. Вообще, я думаю, для молодого человека нет ничего более радостного, чем посильное ответственное участие в том творчестве, к которому он ощущает призвание. Поэтому вопрос сочетания учебы и практики – вопрос второстепенный и технический. Все можно успеть, когда приоритеты правильно расставлены.

Источник

logo-new.png

У В А Ж А Е М Ы Е    М А Г И С Т Р А Н Т Ы   ! ! !

 

НАПОМИНАЕМ ВАМ О ТОМ, ЧТО НАЧАЛО
УЧЕБНОГО ГОДА 2012/13 В МАГИСТРАТУРЕ
НАЗНАЧЕНО НА 24 СЕНТЯБРЯ. ПРОСИМ
ВАС СЛЕДИТЬ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ НА
ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ АСПИРАНТУРЫ.

 

26 СЕНТЯБРЯ В 17-00 СОСТОИТСЯ ОБЩЕЕ
СОБРАНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ МАГИСТРАТУРЫ.

 

 

СЕРДЕЧНО ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ МАГИСТРАНТОВ!

Телефон для справок: (495) 721-80-23.

logo-new.png

Репортаж телеканала "Союз" о вступительной кампании

"Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия заканчивает прием документов от желающих поступить в ведущее учебное заведение Русской Православной Церкви"

Источник

mgu-08.jpg

1 сентября 2012 года председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион принял участие в торжественном собрании по случаю общеуниверситетского праздника «День первокурсника — 2012″, проходившем в актовом зале главного здания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Ректор МГУ, вице-президент Российской академии наук академик В.А. Садовничий приветствовал почетных гостей, преподавателей и студентов. «Сегодня день первокурсника. У вас счастливые лица, и это понятно: вы поступили, вы одержали первую победу», — обращаясь к студентам, сказал он. Ректор пожелал им использовать студенческие годы так, «чтобы всегда… вы вспоминали этот отрезок как лучший в своей жизни». В.А. Садовничий также поздравил всех с открытием нового корпуса МГУ — корпуса Инновационных технологий.

От имени Святейшего Патриарха Кирилла собравшихся поздравил митрополит Волоколамский Иларион. Обращаясь к учащим и учащимся, он сказал:

«Уважаемые профессора, дорогие студенты, дорогие братья и сестры!
С радостью пользуюсь возможностью передать приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла руководству, профессорско-преподавательской корпорации и студентам Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Хотел бы всех вас поздравить с началом учебного года, особенно тех, кто только что поступил в Московский государственный университет. Вы переступили очень важный порог, который отделяет время юношества от взрослой жизни: поступив в университет, вы вступили во взрослую жизнь. Что это значит для каждого из вас? Здесь вы будете приобретать знания в разных областях и прежде всего, в той области, которую каждый из вас себе избрал. Но для того, чтобы стать полноценным человеком, для того, чтобы принести реальную помощь обществу и другим людям, недостаточно просто усвоить некоторую сумму знаний — нужно уметь еще ими оперировать, нужно понимать, для чего мы их получаем. Именно поэтому очень важно для студента целеполагание, дабы получаемые знания складывались в копилку, из которой человек всю жизнь будет отдавать людям: отдавать знания, компетенции и, самое главное, отдавать добро.
За вами будущее Отечества, от вас зависит, какой будет наша страна через 20, 30, 40 и более лет. И от того, как вы будете учиться, как пройдут ваши университетские годы, во многом зависит будущее не только вас самих, но и будущее нашей страны. Не теряйте время зря. Используйте тот срок, который вам отпущен для обучения в университете, для того, чтобы узнать как можно больше, чтобы научиться как можно большему, а самое главное, чтобы сформулировать для самих себя цель жизни.
Очень многие люди сегодня, в том числе те, которые окончили университеты и достигли больших успехов, не знают, зачем они живут. Их жизнь лишена смысла, а значит, нет в ней и счастья. Материальный успех и житейские блага не могут заменить внутреннего содержания, без которого жизнь становиться серой, скучной и бессмысленной. Это внутреннее содержание дает человеку религия. Каждый человек собственным путем приходит к Богу. Бог для всех один, но видим мы Его по-разному. Для немалого числа людей — порой, к сожалению, даже тех, которые считают себя верующими, принадлежащими к той или иной религии, — Бог остается некоей абстракцией. Эти люди так или иначе представляют себе Бога, так или иначе о Нем говорят, но живой связи с Богом они не ощущают. Само слово «религия» означает «связь» или «восстановление связи», и живая связь между человеком и Богом может быть такой же, как между ребенком и матерью, между мужем и женой, между двумя близкими друзьями. Потому что Бог — не абстракция, Бог живой и реальный, Он — Тот, кто слышит наши молитвы и отвечает на них. Бог — Тот, кто помогает нам на жизненном пути, Кто ведет нас по жизни подобно тому, как мать отводит ребенка в детский сад или школу, как профессора ведут своих студентов к получению все новых и новых знаний.
Каждого из вас Бог ведет своим путем, и ни для одного человека этот путь не бывает простым, но самое главное, чтобы вы понимали цель и смысл своей жизни. Если в вашей жизни будет смысл, все остальное приложится, если в ней будет содержание, вы не впадете в какую-либо пагубную зависимость, вы всегда будете понимать, для чего и зачем учитесь, для чего и зачем живете.
Желаю всем вам помощи Божией и успехов. Хочу пожелать, чтобы все, кто поступили в университет, успешно его окончили, чтобы жизнь каждого из вас была счастливой и приносила пользу окружающим людям. Успехов вам и да благословит вас Господь!»

В торжественном собрании также участвовали академик Российской Академии наук, академик Российской академии медицинских наук, декан факультета фундаментальной медицины МГУ В.А. Ткачук, депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель Либерально-демократической партии России, выпускник Института стран Азии и Африки МГУ и юридического факультета Московского государственного университета В.В. Жириновский, Народный художник России, президент Союза танцевального спорта России В.А. Юдашкин, почетный профессор МГУ, член национального совета по астрофизике Италии, профессор Неаполитанского университета Массимо Капаччоли и другие.

Служба коммуникации ОВЦС

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»