НОВОСТИ

×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/11 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/10 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/09 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/08 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/07 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/06 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/05 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/04 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/03/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/02/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/06_june/01/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/07_july/clip_image002.jpg'

clip_image002.jpg15 июля 2013 года в рамках реализации договора о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и Факультетом богословия и религиоведения Католического университета Лувен состоялась встреча заведующего кафедрой библеистики ОЦАД М.Г. Селезнева с директором Центра изучения Септуагинты (Centre for Septuagint Studies and Textual Criticism) Католического университета Лувен (Бельгия) профессором Бенедиктой Леммеляйн (Bénédicte Lemmelijn).

 Встреча была посвящена научному сотрудничеству Общецерковной аспирантуры с Лувенским университетом в области библеистики, прежде всего в области изучения греческого перевода Семидесяти в его связи с еврейским текстом Ветхого Завета. Изучение Септуагинты является одним из приоритетных направлений деятельности кафедры библеистики ОЦАД; с этой тематикой связаны диссертационные работы ряда аспирантов кафедры библеистики.

 Справка

Центр изучения Септуагинты был основан в Лувенском университете в 1988 г. В его работе принимали участие ученые с мировым именем - специалисты по Септуагинте и Кумранским рукописям - проф. Йохан Лест, проф. Эйберт Тигхлаар, проф. Марк Фервен, проф. Флорентино Гарсиа Мартинес.

 


Dr. M. Seleznev meets with leaders of the Catholic University of Leuven’s Centre for Septuagint Studies

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/07_july/book-church-history43.jpg'

book-church-history43.jpg В Издательстве Московской Патриархии вышла книга митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, «Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней».

Книга представляет собой краткое изложение исторического пути Православной Церкви, насчитывающего двадцать столетий. Обращение к историческому опыту Православия никогда не может быть лишним, поскольку мы сами погружены в историю и являемся ее частью.

 «Современное бытие Православной Церкви основано на ее историческом опыте. Православие исторично по самой своей сути, оно укоренено в истории: вне исторического контекста невозможно понять своеобразие Православной Церкви, ее догматического учения и канонического устройства, ее богослужебного строя и социальной доктрины. Поэтому обращение к истории, к истокам имеет для нас не только познавательное, но и воспитательное, духовное значение», — пишет автор.

Книга легла в основу 10-серийного документального фильма митрополита Илариона «Церковь в истории» (телеканал «Культура», 2012), в котором автор знакомит зрителей со всеми вехами истории Церкви и проводит их по местам главных событий: по Иерусалиму и Афинам, Риму и Константинополю, Владимиру и Киеву, Петербургу и Москве.

Презентация книги состоится на Московской международной книжной выставке-ярмарке 4-9 сентября 2013 года.

Издание осуществлено при участии Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова.

Патриархия.ru/

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/12/20130628_125449.jpg'

20130628_125449.jpg28 июня 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся с визитом в Вене по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетил фонд «Pro Oriente», где встретился с представителями австрийских светских и церковных средств массовой информации и провел переговоры с руководством фонда.

 Президент фонда Йоханн Марте тепло приветствовал иерарха Русской Православной Церкви.

Митрополит Иларион в приветственном слове осветил основные направления взаимодействия Русской Церкви с Европейским Союзом, в числе которых обратил особое внимание на необходимость совместной поддержки христианского населения государств Ближнего Востока и Северной Африки, переживающих внутренние нестроения. Отвечая на вопросы журналистов, владыка рассказал о современном состоянии отношений между Московским Патриархатом и Святым Престолом, межконфессиональных и межрелигиозных связях в России.

В ходе беседы митрополита Илариона с руководством фонда обсуждалось взаимодействие в сфере защиты христиан в странах так называемой арабской весны, а также вопросы развития научного сотрудничества и студенческого обмена между Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и высшими учебными заведениями Австрии.

Фонд «Pro Oriente» (дословный перевод – «Во имя Востока», или «За Восток») ставит своей целью развитие контактов Римско-Католической Церкви с православными и дохалкидонскими Церквами. Одной из первостепенных задач «Pro Oriente» является продвижение богословского диалога. Фонд основан в 1964 году по инициативе тогдашнего архиепископа Вены кардинала Франца Кенига. Имеет отделения в Вене и ряде других городов Австрии.

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/11/DSC_5230.jpg'

DSC_5230.jpgВторое пленарное заседание первого дня Кирилло-Мефодиевских научных чтений 25 июня 2013 г. было посвящено обстоятельному разбору аспектов деятельности святых первоучителей словенских, общего историко-культурного контекста, источников по кирилло-мефодиевской миссии. Заседание вел заведующий кафедрой управления и канонического права Общецерковной аспирантуры и докторантуры, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец.

 {gallery}stories/news2013/06_june/11{/gallery}

С докладами выступили: проф., член-корр. РАН Б.Н. Флоря (МГУ им. М.В. Ломоносова, «Славянская письменность Восточной Европы Раннего Средневековья»), д.и.н. А.В. Назаренко (Институт всеобщей истории РАН, «О некоторых малоизвестных латинских источниках по истории кирилло-мефодиевской миссии»), священник Михаил Желтов (Общецерковная аспирантура, «”Песненное последование” у славян: какое богослужение переводили свв. Кирилл и Мефодий»), к.ф.н. М.В. Первушин (Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, «К вопросу о миссионерском методе св. равноапостольного Кирилла»), д.и.н. Н.Н. Лисовой (Институт российской истории РАН, «Установление празднования Кириллу и Мефодию в XIX в.»), Руфь-Элисон Колосова (Durham University, England, «Cyrillo-Methodian Missionary Tradition in 19th century Russia, and its reception outside of Russia»).

Работу третьего пленарного заседания возглавил секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов. Прозвучали доклады: декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова «Изображение апостола Петра в мозаиках Софии Киевской. К вопросу о связях Восток-Запад», доцента Е.В. Федюкина (Государственная академия славянской культуры) «Место кирилло-мефодиевской традиции в современной православной культуре Польши»), профессора Мартина Гомзы (Университет Коменского, Братислава) «Великая Моравия между Востоком и Западом»). Свои выступления подготовили и представили также учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры: соискатель докторантуры к.б. М.В. Ковшов — «Богословский центр корпуса Паулинум в отечественной библейской науке» — и аспирант священник Максим Колесник — «Келейные молитвенные правила на Руси в XV - XVII вв.».

Заседания первого дня конференции завершились торжественным ужином в стенах Высокопетровского мужского монастыря, организованным по благословению наместника игумена Петра (Еремеева), ректора Российского православного института св. Иоанна Богослова.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/04_april/IMG_61222.jpg'

IMG_61222.jpg

26 июня 2013 года собеседованием с ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополитом Волоколамским Иларионом завершились вступительные испытания первого набора 2013 года.

Ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Иларион принял абитуриентов магистерской, кандидатской и докторской программ, выдержавших предложенные экзамены.

По результатам экзаменов и собеседований было принято решение о зачислении 9 абитуриентов на магистерскую, 12 на кандидатскую и 2 на докторскую программы.

 {gallery}stories/news2013/06_june/10{/gallery}

Вступительные экзамены второго набора пройдут в Общецерковной аспирантуре и докторантуре с 9 по 14 сентября.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/_DSC_6611sm.jpg'

_DSC_6611sm.jpg26 июня 2013 г., во второй день работы Юбилейных Кирилло-Мефодиевских чтений Общецерковной аспирантуры и докторантуры, организованных при поддержке Фонда просвещения «Мета», на полях конференции был продемонстрирован документальный фильм "Код Кирилла", созданный телеканалом «Россия-1». В фильме приняли участие митрополит Волоколамский Иларион, видные ученые и общественные деятели.

По завершении демонстрации фильма состоялся круглый стол, работу которого возглавили заведующие кафедрами Общецерковной аспирантуры и докторантуры: библеистики — М. Г. Селезнев и церковных искусств и археологии — протоиерей Стефан Ванеян.

{gallery}stories/news2013/06_june/09{/gallery}

С докладами и сообщениями на круглом столе: выступили профессор Братиславского университета им. Коменского Мартин Гомза (Словакия), учащийся магистратуры Общецерковной аспирантуры архимандрит Исаак (Бояджийски) (Болгария), профессор К. А. Максимович. Основными темами круглого стали вопросы, связанные с формами преемственности кирилло-мефодиевской традиции и значение духовного просвещения и образования в этой традиции. Большое внимание было посвящено вопросу, что именно следует считать кирилло-мефодиевской традицией: сохранение церковно-славянского языка в богослужении и переводе Священного Писания или миссионерский подход, подразумевающий просветительскую работу и понятность переводимых текстов для широкого круга людей.
 
Обсуждение указанных тем нашло отклик среди присутствующих. Участники дискуссии выразили уверенность, что затронутые при обсуждении вопросы получат свою разработку совместными усилиями учёных, изучающих наследие святых Кирилла и Мефодия.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/08/dsc_4701.jpg'

dsc_4701.jpg25 июня 2013 года в Большом зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы состоялась открытие юбилейных Кирилло-Мефодиевских чтений. Чтения организованы Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во взаимодействии с Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы при поддержке Фонда Просвещения «Мета».

 Среди участников чтений — представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель Болгарского подворья в Москве архимандрит Феоктист (Димитров), преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры, российские и зарубежные ученые-слависты.

Выступая на церемонии открытия, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волокoламский Иларион выступил с докладом на тему: «Просветительная деятельность Кирилла и Мефодия как живая церковная традиция».

С приветственными словами также выступили директор ВГБИЛ Е.Ю. Гениева, Посол Польши Войцех Зайончковский, Посол Сербии Славенко Терзич, советник Посольства Украины Тарас Малышевский, первый секретарь Посольства Болгарии Василка Кехайова, атташе по культуре Посольства Ватикана в России Джованна Парравичини.

На пленарном заседании прозвучали следующие доклады: профессора Е.М. Верещагина (Институт русского языка РАН) – «Филологический аспект деятельности свв. Кирилла и Мефодия весной 863 года», директора отдела славистики Амвросианской библиотеки Милана монсеньора д-ра Франческо Браски – «Свв. Кирилл и Мефодий и их жития в западных латинских богослужебных чинах», к.и.н. А.В. Виноградова (НИУ «Высшая школа экономики») (совместно с Д.В. Каштановым) – «”Чудо святого Климента” и хронология его традиции».

{gallery}stories/news2013/06_june/08{/gallery}


Служба коммуникации ОВЦС


Доклад председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона
"Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия как живая церковная традиция"

logo-new.png

24 июня 2013 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялось очередное заседание Общецерковного диссертационного совета. Работу совета возглавил профессор В.Н. Катасонов. На повестке дня рассматривался вопрос о принятии к защите новых диссертационных работ.

По итогам работы Совет принял к защите кандидатскую диссертацию С.А. Кожухова «Терминология Иоанна Кесарийского Грамматика». Официальными оппонентами соискателя были назначены протоиерей Олег Давыденков, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных церквей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и иерей Михаил Желтов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия. В качестве ведущей организации был выбран Институт философии РАН.

Защита кандидатской диссертации С.А. Кожухова состоится 3 сентября 2013 г.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/07/dsc_0068.jpg'

dsc_0068.jpg24 июня 2013 года по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона начались вступительные экзамены для первого потока абитуриентов магистерской, кандидатской и докторской программ.

 В первый день вступительных экзаменов абитуриентам было предложено сочинение по богословию и экзамен по иностранному языку. В оставшиеся дни вступительной сессии, которая продлится до 26 июня, поступающие сдадут устный экзамен по богословию с вопросом по древнему языку, специальности (для кандидатской и докторской программ) и пройдут собеседования с проректором и помощником ректора.

Завершающим этапом  вступительных экзаменов станет собеседование с ректором Общецерковной аспирантуры.

{gallery}stories/news2013/06_june/07{/gallery}

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/06/2vsn_8122-1200.jpg'

2vsn_8122-1200.jpg21 июня 2013 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Открывая заседание, Святейший Владыка представил собравшимся повестку дня, а также поделился мыслями о путях развития системы духовного образования в Русской Православной Церкви:

«Самой главной темой у нас сегодня выступает тема образовательной реформы в Русской Православной Церкви. Сейчас июнь, это разгар выпускных и вступительных экзаменов. И светские, и православные высшие учебные заведения, духовные школы начинают кампанию по привлечению абитуриентов. Самое время нам с вами обсудить проблемы, связанные с жизнью наших духовных учебных заведений.

Напомню, что необходимость реформирования системы духовного образования была прочувствована Церковью еще в 1990-х гг., поскольку сфера образования во всем мире стремительно меняется, и Церковь не может стоять в стороне от происходящих процессов.

Будущий священнослужитель выходит из стен семинарии или академии не в вакуум и не в прошлый век — он идет навстречу современному обществу с его вызовами, с его темпом жизни, с его скоростями передачи и обработки информации. Он должен быть обеспечен необходимым корпусом знаний и навыков, чтобы быть не только чадолюбивым пастырем (что в первую очередь необходимо сформировать в личности священника), но и интеллектуально соответствовать ожиданиям общества.{gallery}stories/news2013/06_june/06{/gallery}

Одному философу приписывают слова: «воспитание дело трудное, и улучшение его условий одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних». Развитие духовного образования, превращение нашего духовенства еще и в «интеллектуальный класс» нашего общества — это священная обязанность всех нас. И все это не ради некоего интеллектуального эстетства, не ради того, чтобы мы как участники общественного дискурса убедительно выглядели, — все это ради спасения души современного человека, для которого убедительны только те слова, которые способны произвести впечатление и в интеллектуальном плане.

В светском обществе можно порой встретить мнение, что наше духовное образование качественно уступает светскому, что оно слишком специализировано, оторвано от современности, что выпускник даже самой лучшей духовной академии не может стоять на одной планке с выпускником светского университета. Это, конечно, стереотипное мышление, которое сформировано определенным недоверием части общества и академической среды по отношению к системе духовного образования. Отказ видеть в духовных школах полноценных научных и педагогических партнеров нередко происходит по идеологическим соображениям. Ведь реально мы ведем диалог с небольшим кругом ученых; и с теми, с кем диалог ведется, никаких проблем нет, там всё на виду. А вот в среде тех, с кем мы диалог не ведем, такие стереотипы формируются. Думаю, это досадная инерция советского времени, примеры которой мы видим на различных этажах российского общества. Но в духовном образовании есть, конечно, и объективные проблемы, которые нужно безотлагательно разрешать.

Невзирая на то, что думают о духовном образовании люди чрезвычайно от него далекие, может быть, никогда в руках ни один богословский текст не державшие, нам необходимо стремиться к ситуации, когда наши православные институты, университеты, духовные школы будут входить в перечень лучших высших учебных заведений страны. Наши труды призваны приблизить время, когда мы сможем претендовать на место в мировом рейтинге вузов; и эту работу мы должны начинать сейчас, без промедления.

Духовные школы должны быть полностью признаны государством и обществом — как современные конкурентоспособные развитые научно-интеллектуальные гуманитарные центры, которые готовят не просто когорту священников, но академически образованных гуманитариев. Именно к такому результату должна привести образовательная реформа.

Мы не должны замыкаться на гуманитарных науках. Как для физиков может оказаться полезным знание о теологии (по крайней мере, прикосновение к этому знанию поможет разрушить те самые стереотипы и рудименты атеистического прошлого, о которых я говорил), так и выпускникам семинарии нужно понимать, какова современная научная картина мира, каковы современные достижения в теоретической физике и во многих других областях светских знаний, которые имеют очень значительные философские имплементации в жизни.

Священник призван быть разносторонне развитым человеком, ведь он общается с людьми разных профессий и с каждым должен уметь говорить на его языке. Поэтому считаю важным развивать сотрудничество с естественнонаучными вузами, приглашать их профессоров читать лекции в наших учебных заведениях. Со своей стороны мы также готовы, откликаясь на соответствующие просьбы, читать лекции или даже курсы в тех светских вузах, включая вузы технические, у которых есть интерес к получению сведений о современной богословской науке.

Наше общество сегодня многого ждет от священников. Образцового поведения, высокой культуры мысли, высокой культуры слова. Умения давать ответы на острые вопросы нашей жизни — морально-этические, общественные. Конечно, не надо потакать попыткам создавать образ идеального священнослужителя. Это не так, и так никогда не будет. Священники — люди, и они совершают ошибки. Это люди, которые обладают разными талантами, разными способностями, разными знаниями, разным уровнем образования. Но если священник, особенно выступающий публично, плохо образован и при этом еще и стремится поучать всех и вся, общество сразу формирует карикатурный образ. Мы не намерены оправдывать недостойное поведение наших собратьев, но считаем необходимым делать все для того, чтобы повышать духовный, культурный уровень нашего духовенства.

Наши духовные школы как раз и есть те места, где готовится закваска духовной жизни нашего общества. В этом смысле на них — большая ответственность. Апостол Петр говорит: «Пасите Божие стадо, …охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). Этими богодухновенными словами должна быть пронизана вся система нашего духовного образования, ибо в реализации этого поучения заключается ее подлинный смысл».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/Служба коммуникации ОВЦС

16 июня 2013 года гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал режиссер и сценарист Сергей Мирошниченко.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить об образе Христа в кинематографе и о том, как религиозная тематика преломляется в художественном и документальном кино. У меня в гостях режиссер и сценарист Сергей Мирошниченко. Здравствуйте, Сергей Валентинович!

 С. Мирошниченко: Здравствуйте, Владыка. Я много размышлял о том, можно ли изображать Христа в игровом кино. У меня есть на этот счет свое мнение, но сначала я бы хотел услышать Ваше.

Митрополит Иларион: Я думаю, что в принципе изображать Христа в кинематографе возможно – ведь Он изображается на картинах, Ему посвящается музыка. Я думаю, что с помощью кино можно нести христианское благовестие, в том числе и через изображение Христа, роль Которого будет исполнять какой-то актер. Но когда речь идет о конкретных фильмах, я все время задаюсь вопросом, насколько убедительно передана личность Христа, Его образ. Честно говоря, в тех фильмах, которые я видел, я еще не встречал такого образа Христа, который бы меня по-настоящему вдохновил и убедил. Я воспитан в православной традиции, которая воспринимает Христа, если говорить о визуальном образе, прежде всего, через икону. На меня очень часто как-то отталкивающе действует академическая живопись, изображающая Христа реалистичными красками, в реалистичной манере, тогда как икона передает заведомо идеализированный образ, заведомо дистанцированный от некой реальной, физической фигуры, которая жила в истории. Но это помогает тебе переживать образ Христа так, как ты сам его чувствуешь. Тебе никто не навязывает внешнюю трактовку, как, например, это делает Пазолини в своем фильме «Евангелие от Матфея».

С. Мирошниченко: Трактовку социалиста.

Митрополит Иларион: Да, откровенного социалиста.

С. Мирошниченко: Бунтаря, который изгоняет всех из храма. Это была трактовка Пазолини.                                                

Митрополит Иларион: Я думаю, что главная опасность изображения Христа в кинематографе заключается в том, что авторы фильма создадут такой образ Христа, который многими зрителями будет воспринят отрицательно и через который люди не смогут приобщиться к реальному, живому Христу. Для нас Христос – это не просто исторический персонаж, это личность, к которой можно приобщаться, с которой можно общаться.

С. Мирошниченко: Мне кажется, в данном случае человеческого становится больше, чем Божественного. Даже когда большой художник дает свою трактовку Христа, он сужает рамки. Несколько таких примеров есть и в нашем кинематографе, когда снимали фильмы по «Мастеру и Маргарите». В обоих случаях Христа играли разные актеры, причем весьма известные. Но в обоих случаях мне казалось, что это было непонимание святости. И меня это пугает.

Я недавно услышал, что один известный режиссер собирается поставить фильм о преподобном Сергии. Я понимаю, если бы он захотел снять фильм о Дмитрии Донском, об Александре Невском – там человеческие начала очень ясны, но сыграть преподобного Сергия, наверное, будет очень сложно, и, с моей точки зрения, лучше этого не делать.

Образ Бога и Христа шире, чем наше знание о Нем. Разумные творческие  люди (такие, как Тарковский) не брали впрямую образ Христа. Они снимали некие притчи, например «Сталкер», где речь шла о некоем человеке, который пытается нас привести к вере, а мы неспособны поверить. Это, собственно говоря, образ Христа. Или, например, в «Андрее Рублеве» есть ведь изображение Бога, но это рублевская «Троица», в которой Христос, как известно, протягивает руку к чаше.

Мне кажется, что в документальном кино, когда мы показываем девственный пейзаж, мы показываем лик Божий, отраженный каким-то особым образом, потому что такой пейзаж – это творение Бога на земле, не искаженное, не изуродованное. Я знаю, что Вы сейчас снимаете документальное кино.

Митрополит Иларион: Я снимаю документальное кино разного рода. Прежде всего, это фильмы, посвященные христианским темам, в том числе и самому Христу. Я снял десять фильмом на тему «Церковь в истории», которые были показаны на телеканале «Культура». Идея заключалась в том, чтобы в формате этих десяти серий – каждая по 26 минут – рассказать всю историю Церкви от Иисуса Христа до наших дней через какие-то самые яркие примеры. Из всей многовековой истории надо было выбрать самые основные, опорные пункты и их проиллюстрировать соответствующим видеорядом.

Другой проект у меня был тоже с телеканалом «Культура» — это фильмы под общим названием «Человек перед Богом», задуманные как некое введение в жизнь Церкви. Это сложная тема. Ее сложно показать интересно. Например, один фильм целиком посвящен таинству Крещения. Мы рассказываем о внешней стороне таинства, как оно происходит, какие молитвы читаются. Но ведь самое важное – людям рассказать о смысле, о том, что это не просто какой-то ритуал. Нужно показать, ради чего совершаются все эти священнодействия, что за этим следует, как меняется жизнь человека, который принял крещение. А для этого требуется мастерство, талант, фантазия. Вот куда может вложить свои силы документалист.

С. Мирошниченко: Я принял крещение во взрослом возрасте и хорошо помню свои ощущения. Это дополнительная сила, которая дается человеку, окрыляет его.

Митрополит Иларион: Вы сказали, что лик Божий можно передать через показ пейзажей и природы. Но лик Божий можно передать и через показ лиц и жизни людей. И это удается Вам очень хорошо. Мне очень нравится Ваш проект – отследить жизнь нескольких людей, рожденных в СССР, до настоящего времени. Я поражаюсь тому, как Вы задумали этот проект, рассчитанный на много лет вперед. Самое интересное, что в фильме показана судьба реальных людей, а не актеров с наклеенными бородами.

Если фильм о Сергии Радонежском будет все-таки снят, проблемы восприятия его образа начнутся сразу же: как только актеру наклеят бороду, это уже создаст дистанцию между этим актером и тем персонажем, которого он изображает. Уж лучше пусть актер бороду сам отрастит. Пусть он на это потратит несколько месяцев или даже лет, но это должно быть живое лицо – не замаскированное, не загримированное лицо человека.

С. Мирошниченко: А может быть, ему стоит пожить аскетической жизнью? Он должен быть таким человеком, который мог бы подойти к медведю, и медведь бы его лапой не цапнул. Но это невозможно. Лично я никогда не хотел снять художественный фильм о Христе. Как бы ни были прекрасно, профессионально показаны мучения Христа у Мела Гибсона, но через какое-то время начинаешь думать, что режиссер потратил слишком много времени на то, чтобы показать эту жестокость, и потерял за этим Бога, хотя он и верующий человек.

Митрополит Иларион: Я думаю, что фильм Гибсона был одним из лучших примеров изображения Христа в кинематографе. Кого-то, конечно, отпугнул этот подчеркнутый натурализм, но ведь Гибсон совершенно сознательно так показал страсти Христовы, чтобы напомнить людям, что это действительно были тяжелейшие физические страдания. Нам сегодня говорят: вот бичевание, но мы не представляем, что это такое. Для нас это абстракция. Ведь никого из нас не били ни розгами, ни плетьми. Человек нес свой крест, но мы плохо представляем, что такое крест, реальный, тяжелый, деревянный крест, под которым человек падает, причем уже после того, как он прошел через страшные физические мучения. Конечно, мы не представляем себе, что такое смерть на кресте, то есть смерть от истощения, от обезвоживания. Все это Гибсон показал, и за это ему большое спасибо.

Почему мы в православной традиции так любим иконы, фрески? Они не заслоняют того Христа, с которым мы общаемся в молитве. А попробуем представить себе, что человек насмотрелся на образ Христа в каком-то фильме, и потом он начинает молиться Христу, но при этом представляет себе не Христа, а того человека, который в фильме сыграл его роль. Это будет очень большое искушение. Для нас очень важно, чтобы образ Христа, который мы видим в изобразительном искусстве или музыке, не заслонял реальную возможность общения с Христом. И в этом смысле у кинематографа есть дополнительны опасности, связанные с реалистичностью того образа, который предстает на экране.

С. Мирошниченко: Владыка, у меня есть еще один вопрос. Вы много говорите о терпимости. Скажите, а как Вы относитесь к тому, как Христос изгонял торгующих из храма. Он говорил: «Не мир Я принес, но меч» (См. Мф. 10:34). Что Вы думаете по этому поводу?

Митрополит Иларион: Евангелие удивительным образом раскрывает живую личность Христа. Мы видим, что Христос не был абстрагирован от реальной жизни. Он был Человеком, полностью погруженным в нашу земную жизнь, в наши земные проблемы. Почему и реагировал Он на события эмоционально. Он пришел в храм, чтобы помолиться и увидел там торгующих. Вместо дома молитвы Он увидел дом торговли. Его сердце возмутилось. Он по-человечески возмутился и начал плетью изгонять этих людей из храма. Это был чисто человеческий конфликт.

Или, допустим, конфликт с фарисеями, которых Он осуждал. Обратите внимание: Он не осуждал ни мытарей, ни блудниц – тех, кого принято было осуждать. Он всех их как бы оправдывал. Он ко всем относился по-доброму. Но была такая группа людей, которых Он совершенно не мог терпеть – фарисеи, люди, которые спекулировали религией, которые продавали благочестие. Посмотрите, как Он жестко с ними говорит. Этот эмоциональный фон личности Христа, конечно, полностью уходит из иконографии, из музыки, посвященной Христу, но он присутствует в Евангелии.

С. Мирошниченко: Мне очень интересны Ваши рассуждения. Хочу пожелать Вам творческих успехов, потому что Вы сейчас на трудном пути. Действительно, очень сложно снять фильм о таинствах.

Митрополит Иларион: Эти фильмы мы уже сделали, а тот фильм, который мы сейчас готовим, будет посвящен 1025-летию Крещения Руси. Он будет показан на канале «Россия-1» 24 июля, в день, когда вся Русская Церковь будет праздновать это событие. В этом фильме я хочу показать путь, который Церковь прошла за последние 25 лет, от 1000-летия Крещения Руси до нынешнего момента. Вот в этом пожелайте мне успеха.

С. Мирошниченко: Желаю, чтобы все получилось.

Митрополит Иларион: А я желаю Вам успеха во всех Ваших проектах. Хочу воспользоваться случаем и поздравить Вас с присуждением Государственной премии. Это заслуженная награда. Надеюсь, что мы увидим еще много-много Ваших документальных фильмов, которые несут людям добро, которые наполнены глубоким смыслом.

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/-IMG_7065prw.jpg'

-IMG_7065prw.jpg20 июня 2013 г. в рамках проекта Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия «Религия, наука и общество» в Киевской духовной академии прошел исследовательской семинар, в котором приняли участие всемирно известные ученые профессоры Чарльз Тейлор (Университет МакГилл), Хосе Казанова (Джорджтаунский университет, США) и девять молодых ученых из России, Украины, Белоруссии и Литвы.

Перед началом семинара к участникам обратился проректор КДА прот. Сергий Ющик, зачитавший приветственное слово митрополита Бориспольского Антония,  ректора Киевских духовных школ, управляющего делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В частности, он отметил, что «реализация подобных проектов принесет значительную пользу и науке, и Церкви, и теологии, и философии религии». С ответным словом выступил проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий.

{gallery}stories/news2013/06_june/05{/gallery}

Семинар положил начало исследовательскому проекту, который будет продолжаться в течение года под научным руководством профессора Хосе Казановы. В ходе рабочего заседания участники семинара представили презентации своих исследовательских проектов, выслушали критику и предложения со стороны профессоров Казановы и Тейлора и других коллег.

Завершая семинар, профессор Тейлор отметил, что участие в проекте открыло для него совершенно новый горизонт проблем, связанный с состоянием религии на постсоветском пространстве. Научный руководитель исследовательской группы профессор Казанова пожелал участникам проекта наилучшим образом использовать возможность взаимодействия с западными учеными, участвующими в проекте.

Группа будет собираться для дискуссий и консультаций с зарубежными специалистами на каждом этапе работы проекта. Результаты исследований будут представлены на итоговой конференции.

Накануне в рамках проекта «»Религия, наука и общество» также состоялись публичные лекции в Киево-Могилянской академии. Профессор Хосе Казанова 18 июня прочитал лекцию «Светские режимы и религиозная динамика в постсоветских обществах: сравнительный анализ ситуации в Восточной Германии, Польше, Украине и России». На следующий день профессор Чарльз Тейлор выступил с лекцией «Различные понимания секуляризации на Западе».

Трехлетний проект «Религия, наука и общество» осуществляется Общецерковной аспирантурой и докторантурой в партнерстве с Синодальной библейско-богословской комиссией и англо-американским Обществом христианских философов при поддержке Фонда Джона Темплтона. За это время Россию, Украину и Белоруссию посетят пятнадцать ведущих ученых и специалистов в области социологии и философии религии, современной теологии, диалога науки и религии.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/04/img_2886.jpg'

img_2886.jpg18 июня 2013 года председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион встретился с президентом Международной академии «Tuning» профессором Джулией Гонзалес. Во встрече, которая прошла в Отделе внешних церковных связей,  также приняли участие помощник ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин) и исполнительный секретарь Учебного комитета, методист Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Родион (Ларионов).

В ходе беседы были обсуждены перспективы совместных проектов Общецерковной аспирантуры и академии.

 Митрополит Иларион рассказал о современном положении высшего духовного образования в Русской Православной Церкви и о тех трудностях, с которыми сегодня в России сталкивается теология как научная дисциплина. Профессор Дж. Гонзалес представила историю становления и развития методологии «Tuning», а также ее распространении в различных университетах мира.

Участники встречи обсудили возможности использования методологии «Tuning» для выстраивания механизмов сопоставления и признания образовательных программ Русской Православной Церкви со стороны зарубежных университетов, аккредитационных агентств и ассоциаций по контролю качества. Были намечены ближайшие практические шаги по реализации достигнутых договоренностей. В частности, стороны выразили обоюдную заинтересованность в создании международного Тьюнинг-центра по теологии в России.

В заключение участники встречи обменялись памятными подарками

{gallery}stories/news2013/06_june/04{/gallery}

                                                                                                           ***

Проект «Tuning» – «Настройка образовательных структур» («Tuning of educational structures») – начинался и развивался в широком контексте создания и постоянного реформирования системы европейского высшего образования. Задача проекта – связать цели, поставленные Болонским процессом, с целями высших учебных заведений Европы. За несколько лет участники проекта сформировали основные методологические подходы к планированию, разработке, оценке и повышению качества образовательных программ для первого, второго и третьего уровней высшего образования. Методология «Тюнинг» полностью соответствует контексту Болонского процесса и является основным академическим инструментом процесса создания единого европейского пространства высшего образования.

В настоящее время методология «Тюнинг» используется, помимо Европы, в университетах США, Латинской Америки, Африки, Южной Азии, Китая, Японии, Австралии.

Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/timothey-mglu.jpg'

timothey-mglu.jpg18-19 июня 2013 года в Московском государственном лингвистическом университете состоялся международный семинар-совещание представителей государств - участников СНГ по проблемам налаживания более тесных взаимоотношений в деле развития системы подготовки специалистов  в области истории и культуры традиционных религий «Перспективы развития духовного образования – взгляд в будущее».

Общецерковную аспирантуру и докторантуру на заседании представил  докторант кафедры Внешних церковных связей иеромонах Тимофей (Ясеницкий), который выступил с докладом, посвящённым теме «Вузы и их роль в изучении культуры традиционных религий в странах СНГ».

В ходе встречи, на которую собрались учёные, общественные деятели и журналисты, обсуждались актуальные вопросы в области международного  взаимодействия светских и духовных учебных заведений, повышения уровня и качества духовной культуры среди молодежи и, в этой связи, роли информационных технологий.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/IMG_6824prw.jpg'

IMG_6824prw.jpg17 июня 2013 г. выступлением одного из ведущих специалистов в области социологии религии профессора Хосе Казановы (Джорджтаунский университет, США) начался трехлетний проект Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапост. Кирилла и Мефодия «Религия, наука и общество». Лекция профессора Казановы «Социологическая значимость работы “Секулярный век” Чарльза Тейлора», прочитанная им в Национальном педагогическом университете им. Драгоманова, предварила лекционную и научно-исследовательскую часть проекта, связанную с визитом в Киев всемирно известного философа, христианского мыслителя, лауреата Темплтоновской премии профессора Чарльза Тейлора (Университет МакГилл, Канада).

{gallery}stories/news2013/06_june/03/{/gallery}

Перед началом выступления профессора Казановы слушателей от лица ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона приветствовал проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий. По окончании лекции слово взял профессор Чарльз Тейлор, он поблагодарил лектора за глубокий анализ его монографии «Секулярный век» и рассказал о причинах побудивших его написать книгу. Затем профессоры Тейлор и Казанова ответили на вопросы заинтересованной аудитории.

Киевский этап проекта «Религия, наука и общество» продлится до 22 июня. За это время научный руководитель первого года проекта профессор Хосе Казанова прочитает лекцию «Светские режимы и религиозная динамика в постсоветских обществах: сравнительный анализ ситуации в Восточной Германии, Польше, Украине и России» (Киево-Могилянская академия, 18 июня, 17:00). Профессор Чарльз Тейлор выступит с публичной лекцией «Различные понимания секуляризации на Западе» в Киево-Могилянской академии (19 июня, 15:00), а также проведет семинар для исследовательской группы в Киевской духовной академии (20 июня). Также запланирован ряд интервью с профессорами Тейлором и Казановой, обсуждение перспектив проекта, а также рабочая встреча организаторов проекта с исследовательской группой.

В течение первого года также планируются визиты классика современной социологии религии Дэвида Мартина из Лондонской школы экономики (Москва, 10-15 сентября 2013 г.), ведущего научного сотрудника Центра Йена Рамсея при Оксфордском университете Роджера Тригга (Санкт-Петербург, 2-6 октября 2013 г.), а также научного сотрудника авторитетного центра Pew Forum, занимающегося исследованием взаимодействия религии и общества в современном мире (Москва, 3-6 апреля 2014 г.). Завершит первый год второй визит в Киев профессора Хосе Казановы (Киев, 5-7 июня 2014 г.).

Проект осуществляется Общецерковной аспирантурой и докторантурой в партнерстве с Синодальной библейско-богословской комиссией и англо-американским Обществом христианских философов при поддержке Фонда Джона Темплтона.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/02/IMG_4110.jpg'

IMG_4110.jpg11 июня 2013 г. состоялось заседание кафедры истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Кафедрой была рассмотрена диссертация докторанта священника Алексия Колчерина на соискание ученой степени доктора церковной истории "Миссионерско-просветительская система Н.И. Ильминского (вторая половина XIX - начало XX в.) и христианизация малых народов Казанского края" (научный консультант - заведующий кафедрой доктор исторических наук профессор А.Ю. Андреев).

На обсуждении работы, прошедшем под председательством профессора А.Ю. Андреева, присутствовали заместитель заведующего кафедрой, секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов и рецензенты: доктор церковной истории, доктор исторических наук Н.Ю. Сухова (ПСТГУ), доктор исторических наук А.Ю. Полунов (МГУ им. М.В. Ломоносова), кандидат исторических наук А.Г. Кравецкий (Институт русского языка РАН).

По итогам заседания работы была рекомендована к защите в Общецерковном диссертационном совете при условии внесения поправок, отражающих высказанные рецензентами замечания.

{gallery}stories/news2013/06_june/02/{/gallery}

logo-new.png

Инициатива сотрудничества НИЯУ МИФИ с Русской Православной Церковью принадлежит руководству университета. В 2010 году МИФИ посетил по приглашению ректора Святейший Патриарх Кирилл, который освятил домовый храм и выступил перед преподавателями и студентами. В 2011 году было принято решение о создании в МИФИ междисциплинарного центра, на базе которого предполагалось развивать  диалог науки и религии.

В начале 2012 года в МИФИ состоялись двухнедельные курсы повышения квалификации для преподавателей богословских учебных заведений, которые читают лекции по основам естествознания и по вопросам соотношения науки и религии. В рамках этих курсов имели место выступления двадцати ведущих российских ученых-естественников – специалистов в области физики, биологии, геологии и географии, которые рассказали о современном состоянии и последних достижениях соответствующих наук. Организатором курсов со стороны Церкви была Общецерковная аспирантура и докторантура (видеозаписи размещены на сайте Общецерковной аспирантуры).

Следующей инициативой руководства МИФИ стало предложение открыть в университете кафедру теологии.

Решение об открытии такой кафедры было принято Ученым советом МИФИ 15 октября 2012 г. Перед членами Совета выступил митрополит Волоколамский Иларион, представивший членам Совета свое видение того, каким может быть место кафедры теологии в рамках светского университета.

Кафедра теологии в НИЯУ МИФИ не ориентирована на подготовку теологов, а является подразделением общегуманитарного блока, которое предлагает студентам ряд курсов по выбору и согласовывает свою работу с другими общеобразовательными подразделениями университета. Так, на 2013-14 учебный год подготовлены следующие курсы: «История христианской мысли», «Язык как феномен культуры», «История искусства», «Научная мысль в общекультурном контексте: формирование научных программ».

Открытие кафедры теологии в светском вузе не является новшеством. В настоящее время лицензию на подготовку теологов получили 37 государственных и 10 негосударственных вузов. Уже более десяти лет действует федеральный государственный образовательный стандарт по теологии.

Митрополит Волоколамский Иларион, избранный на должность заведующего кафедрой теологии в НИЯУ МИФИ, занимает значимое положение в иерархии Русской Православной Церкви. Он является председателем Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, постоянным членом Священного Синода, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председателем Общецерковного диссертационного совета, председателем Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

Избрание митрополита Илариона заведующим кафедрой теологии МИФИ было обусловлено не его иерархическим положением в Церкви, а тем, что Высокопреосвященный Иларион является одним из самых известных сегодня в академическом мире богословом, специалистом по патристике. Митрополит Иларион, защитивший докторскую диссертацию в Оксфордском университете, является профессором богословского факультета Фрибургского университета  и Московской духовной академии, почетным доктором и профессором ряда зарубежных и отечественных университетов, автором целого ряда фундаментальных научных исследований.

Отказ священнослужителю в праве осуществлять профессиональную деятельность преподавателя и ученого в светском вузе является дискриминацией по религиозному признаку, запрещенной Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» (1950).

Упоминаемый в письме вопрос об обеспечении ядерной безопасности находится в компетенции Ученого совета МИФИ. Работа кафедры теологии не предполагает какого-либо влияния на работу других кафедр, вмешательства в образовательную и научную деятельность, осуществляемую в рамках конкретных естественнонаучных дисциплин.

Кафедра теологии призвана способствовать расширению общегуманитарной составляющей образовательного процесса и дать возможность учащимся познакомиться с той ролью, которую религия играла и продолжает играть в истории и культуре нашей страны.

Некорректно говорить в связи с учреждением кафедры теологии о «проникновении Церкви» в систему образования. Кафедра теологии является структурным подразделением НИЯУ МИФИ, а не церковной структурой. Кафедра теологии осуществляет не религиозную, а исключительно образовательную деятельность в рамках российского законодательства, устава университета и под контролем соответствующих административных органов университета.

Вызывает сожаление, что группа уважаемых ученых выступила в жанре публичного доноса, намеренно или по незнанию искажая факты и порождая общественный конфликт. Такого рода акции, напоминающие нам о методах общественного воздействия советских времен, никоим образом не способствуют достижению гражданского мира и согласия.

С нашей точки зрения, следует не производить новые разделения в обществе, но стремиться к взаимопониманию и плодотворному сотрудничеству различных общественных, культурных и интеллектуальных сил. Недоумения и конфликтные ситуации необходимо разрешать цивилизованно, в ходе содержательного и взаимоуважительного диалога с участием всех заинтересованных сторон.
Мы со своей стороны готовы к такому диалогу.

Протоиерей Владимир Шмалий
Проректор Общецерковной Аспирантуры и докторантуры
Русской Православной Церкви

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/06_june/01/1.jpg'

1.jpg8-10 июня 2013 г. состоялся исследовательский семинар по диалогу религии и науки, организованный Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви.

Семинар проводился в рамках работы над документом «Соотношение науки и веры» Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, а также во исполнение решений Архиерейского Собора 2013 г. по дальнейшему развитию и систематизации диалога с наукой (п.23 Постановлений Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви).

В семинаре выступили с докладами и приняли участие в дискуссии церковные и светские специалисты – богословы, философы, религиоведы и социологи.

Участники семинара сделали предложения по разработке новой методологии диалога церковной и светской науки с учетом новейших тенденций в философии науки и религиоведении, а также в теологическом осмыслении последних достижений науки и техники.

{gallery}stories/news2013/06_june/01/{/gallery}

8 июня 2013 года гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал телеведущий и журналист Владимир Молчанов.

Митрополит Иларион: Дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о Церкви и интеллигенции. У меня в гостях телеведущий и журналист Владимир Молчанов. Здравствуйте, Владимир!

 В. Молчанов: Здравствуйте, Владыка. За последние двадцать пять лет я второй раз говорю на эту тему — «Церковь и интеллигенция». Первый раз это случилось в 1988 году на улице Неждановой в церкви Воскресения Словущего, где меня крестили. Я тогда разговаривал с архиепископом Питиримом – настоятелем этого храма. Он играл для меня на виолончели. И мы обсуждали тему «Церковь и интеллигенция». Мы говорили о двух литургиях – Чайковского и Рахманинова, которые при жизни композиторов не были исполнены в храмах. Литургия Чайковского лишь была исполнена, когда он скончался, а литургия Рахманинова в русском православном храме на территории тогдашнего Советского Союза прозвучала в 1987 году, спустя  семьдесят лет после того, как он ее написал, хором под управлением Минина. С этого мы начали наш диспут: существует ли конфликт между Церковью и интеллигенцией? Или это придумано? Что Вы думаете по этому поводу?

Митрополит Иларион: Во-первых, сначала надо определить, что такое «интеллигенция», потому что само это слово понимается очень по-разному. Интересно, что в иностранных языках такого слова нет. Хотя само слово имеет латинский корень, но оно не переводится ни на английский, ни на французский. Когда хотят это слово перевести, особенно в русском контексте, его так и переводят – intelligentsia, то есть как перевод с русского. Само по себе это говорит о том, что понятие интеллигенции, которое у нас сложилось в XIX веке, уникально для России, для российского контекста. Тогда интеллигенция понималась как класс образованных и свободомыслящих людей, как класс носителей прогресса – прежде всего, в смысле французского просвещения. И во многом эта интеллигенция была нецерковной или даже антицерковной.

Конфликт между Церковью и интеллигенцией на рубеже XIX-XX столетия был довольно острым. Именно интеллигенция готовила и свержение монархии, и удар по Церкви, и ниспровержение всего того традиционного жизненного уклада, который складывался в России на протяжении веков. Были, конечно, какие-то попытки наладить контакт между Церковью и интеллигенцией: это и религиозно-философское общество начала XX века, это и сборник «Вехи». Авторы, опубликовавшие свои статьи в «Вехах», пытались навести мосты между Церковью и интеллигенцией. Но все это, к сожалению, проваливалось в бездну предреволюционного хаоса, виновником которого стала как раз интеллигенция.

Но это – история. А сегодня открываются совершенно другие возможности, потому что нынешняя интеллигенция в значительной своей массе воцерковлена. И поэтому диалог между Церковью и интеллигенцией не отмечен тем антагонизмом, который существовал на рубеже XIX и XX веков.

В. Молчанов: Вы были рукоположены в 80-х годах.

Митрополит Иларион: В 1987 году.

В. Молчанов: Вы знали старое священство. Ощущали ли Вы, что в советскую эпоху настоящая интеллигенция была безусловным союзником Церкви, потому что Церковь уничтожалась, священство расстреливалось. Церковь как бы противостояла власти, а удел интеллигенции – быть отстраненной от власти. А когда все изменилось и Церковь заняла те позиции, которые она занимает сегодня, у некоторой части интеллигенции (я подчеркиваю, у некоторой) возникло неприятие официоза, официальной позиции Церкви.

Митрополит Иларион: Надо сказать, что Церковь не была активной противницей власти в советское время. Церковь была гонимой. Церковь была практически уничтожена в 20-30-е годы. В 40-е она немножко воспряла в результате того, что политика государства по отношению к Церкви поменялась во время войны. Но в 50-60-е она снова превратилась в объект жестких гонений, и практически до самого конца советской власти оставалась гонимой. Вы назвали очень важную для нас дату – 1988 год. Это 1000-летие Крещения Руси, когда по сути дела, Церковь впервые вышла из катакомб, когда впервые о Церкви заговорили с экранов телевизоров, когда прошли массовые шествия – крестные ходы по всей стране и когда началось то церковное возрождение, которое продолжается сейчас. Действительно, в 70-80-е годы у определенной части интеллигенции наблюдалось ярко выраженное стремление к сближению с Церковью. Довольно много представителей интеллигенции приходили в Церковь. Причем часто окольными путями – через философию, через увлечение буддизмом или йогой – они в конце концов находили себя в Православной Церкви.

Нельзя сказать, что в советское время Церковь была в открытой оппозиции к власти, потому что ее официальная позиция (как ее выражал Патриарх и Священный Синод) была позицией лояльности. Другое дело, что Церковь продолжала осуществлять свою миссию, которая по сути дела была государством запрещена.

В. Молчанов: Я внимательно слежу за тем, что происходит в Церкви в последнее время. Мне кажется, что по естественным причинам определенная часть молодого священства стала значительно менее интеллигентной, чем была при советской власти, значительно менее образованной. Это тоже интеллигенцию несколько раздражает. Вы не согласны с этим?

Митрополит Иларион: Может быть, это и было для нас характерно в 90-е годы, когда открылось столько священнический вакансий, что их просто невозможно было заполнить образованными людьми. Иной раз архиерею приходилось ставить не очень подготовленного и даже не очень подходящего для этого дела человека просто, чтобы хоть кто-то там служил. Но ситуация стала выправляться уже в конце 90-х и, особенно в 2000-е годы, когда Церковь стала постепенно повышать образовательную планку. Сейчас у нас есть официальное требование, что каждый священник имел высшее образование – либо светское, дополненное духовным, либо просто духовное. Сегодня для необразованного, мало знающего человека очень трудно соответствовать этим критериям, которые становятся все более и более высокими. И это хорошо, потому что в современной ситуации, когда Церковь является видимой частью общества, когда священнослужители присутствуют в публичном пространстве (не только у себя в храме, где священнику многое могут простить, потому что прихожане его знают и любят, но и за пределами храма, где каждое слово священника оценивается иногда с враждебных позиций). В этой ситуации мы не можем себе позволить иметь священников неинтеллигентных, необразованных, некомпетентных в каких-то областях. Мы сейчас работает над тем, чтобы создать духовенство нового поколения.

Я возглавляю такую духовную школу, которая называется Общецерковная аспирантура и докторантура. Ее создал Святейший Патриарх Кирилл сразу после того, как взошел на Патриарший престол. Мы установили очень высокую планку. Например, у нас каждый студент должен как минимум свободно владеть одним иностранным языком и еще одним – пассивно.

В. Молчанов: В 1987 году моя телепрограмма стала первой в СССР, которая показала не кающегося священника. Это был владыка Питирим. Когда я снял его, мне три месяца не разрешали его выпустить. Уже тогда, в 1987 году, государство стало бояться интеллигентных, мыслящих священнослужителей. Сегодня по телевидению мы часто видим священников, выступающих с проповедями, ведущих телепрограммы. Когда это люди культурные, высокообразованные, это очень интересно. Но не кажется ли Вам, что здесь некоторый перебор – особенно когда речь идет о ряде протоиереев, которые начинают менторским тоном поучать нас в различных ток-шоу?

Митрополит Иларион: Недавно у нас было заседание Высшего церковного совета. Это такой орган управления Церковью, который был создан Святейшим Патриархом недавно для координации работы различных синодальных отделов. Мы там говорили об информационной политике Церкви. И я как раз сказал, что очень важно не просто говорить людям какие-то истины, но и говорить их в правильном тоне, потому что тот менторский тон, о котором Вы говорите, а иной раз, и агрессивный тон, с которым священник может обращаться к предполагаемой пастве, отталкивает и отпугивает людей. Он не может сделать людей сторонниками Церкви. К сожалению, действительно бывает так, что священнослужитель, появляющийся на телеэкране, вместо того, чтобы говорить с людьми спокойно, убедительно, тихо, скромно, говорит с ними агрессивным тоном.  Конечно, это отталкивает людей.

В. Молчанов: Я и сам частично прошел через это. Такая выраженная позиция интеллигенции: «Мне не нужен посредник между мной и Богом. Я могу сам разговаривать с Богом вне общения со священником». Но потом я заметил, что на главные церковные праздники – будь-то светлое Христово Воскресение или Рождество – меня все равно тянет в храм. Я не могу не пойти туда. Но у некоторой части интеллигенции осталась такая позиция. Откуда это?

Митрополит Иларион: Есть такой стереотип, что священник пытается поставить себя между человеком и Богом, но на самом деле – он может помочь другому человеку обрести свой путь к Богу. Священник никогда не должен ни подменять, ни заслонять Бога. Священник, как Иоанн Предтеча, который готовит людей к принятию Христа, но когда приходит Христос, он отступает в тень. Мы всегда говорим, что личный религиозный опыт человека, личная встреча человека с Богом – это то, ради чего существует Церковь, это то, ради чего совершатся церковные таинства. Но, с другой стороны, мы говорим, что ни одно церковное таинство не может совершиться без священника – ни таинство Евхаристии, когда мы причащаемся Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина, ни таинство исповеди, когда мы называем свои грехи и получаем от Бога, не от священника их отпущение. Но происходит это через священника.

В. Молчанов: Меня потрясло одно высказывание Антона Павловича Чехова: «Я давно перестал верить в Бога и с изумлением смотрю на верующего интеллигента». Не кажется ли Вам, что некоторой части интеллигенции гораздо легче поверить в Бога, нежели в институт Церкви?

Митрополит Иларион: Противопоставление Бога и института Церкви – искусственное. Более того, это противопоставление сознательно придумывают враги Церкви, чтобы ее дискредитировать и тем самым воспрепятствовать людям приходить к Богу – ведь Церковь создана не людьми, а самим Христом. Другое дело, что люди созидали Церковь. Она созидалась человеческими руками. Но Сам Христос доверил людям это созидание. Ведь если бы Он захотел, Он Сам мог прописать правила церковной жизни. В конце концов, собственноручно что-то написать. Но он ничего этого не сделал. Он передал всю реализацию того, что Он хотел создать на земле, Своим ученикам – апостолам. Они создавали Церковь. Они ее создали такой, какой она дошла до наших дней. Конечно, что-то менялось в культурном плане, в плане миссионерской стратегии. Но по своей сути и по своей структуре Церковь остается такой же, какой она была создана апостолами. Поэтому утверждения о том, что Бог – это хорошо, а Церковь – это плохо, что в Бога я готов поверить, но Церковь не готов принять, – в лучшем случае, основаны на недостаточном знании христианства, а в худшем случае – это сознательное противление Богу, которое облекается в одежды так называемого антиклерикализма. По сути дела те, которых сегодня называют малопонятным словечком «антиклерикалы», это безбожники, это люди, которые открыто идут против Церкви.

В. Молчанов: Вы думаете, что против Церкви открыто идут именно безбожники. Вспомним эти периодические волны атак на Русскую Православную Церковь. Не кажется ли Вам, что это не удел интеллигенции – атаковать Церковь, что это происходит совсем по другой причине? Что это нападки не на Церковь, а на некую малую часть священства, чьи поступки или высказывания вызывают сомнения у людей?

Митрополит Иларион: Я не хочу сказать, что мы сами совсем не даем поводов для критики, и когда критика бывает конструктивной и доброжелательной, она нам полезна, и мы ее принимаем. Но когда мы встречаемся с агрессивной кампанией, которая использует ложь и клевету, мы понимаем, что это заказная кампания или кампания, которая исходит от людей, сознательно враждебных Церкви. И этот фактор нельзя исключить.

В. Молчанов: Никогда не мог понять, кому это выгодно. Нас крестят в Церкви при рождении и нас отпевают в ней, когда мы уходим.

Митрополит Иларион: Есть люди, которых не крестят и которые не хотят, чтобы их отпевали. Христос, когда создавал Церковь, предупредил Своих учеников, что они не будут жить в хороших условиях, что они будут гонимы, что их будут неправильно воспринимать, что их слова будут перетолковывать, что они будут становиться мучениками за веру, за Христа, за Евангелие. В ходе истории эти гонения принимали разные формы. Но были они всегда.

 

Служба коммуникации ОВЦС

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Учебный комитет Богослов.RU