НОВОСТИ

dayf-1.jpg

18 октября 2012 г. завершились краткосрочные курсы подготовки сотрудников церковных архивов, организованные Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и проводившиеся совместно с Российским государственным гуманитарным университетом и Государственным архивом Российской Федерации.

В последний, десятый, день курсов слушатели познакомились с актуальными вопросами деятельности современного архива, принципами конфиденциального делопроизводства, основами и практикой создания мультимедийных архивов. Лекции читали профессор, заведующий кафедрой истории и организации архивного дела ИАИ РГГУ Т.И. Хорхордина и доцент кафедры А.В. Попов.

По окончании лекционных занятий участники курсов собрались в актовом зале Историко-архивного института. Церковных архивистов приветствовал директор института д.и.н. профессор А.Б. Безбородов. В своем выступлении он отметил то, что сотрудникам института было очень интересно работать с церковными слушателями. Профессор выразил надежду, что проведение подобных курсов будет содействовать не только профессиональному росту людей, ответственных в епархиях и центральных церковных учреждениях за архивное хранение документов, но и укреплению церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия в отдельных сферах административной и организационной работы. После этого А.Б. Безбородов вручил слушателям удостоверения о повышении квалификации государственного образца.

Выпускников курсов также приветствовал секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, выразивший от имени организаторов и участников курсов благодарность Святейшими Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение этого мероприятия, преподанное Предстоятелем Русской Православной Церкви. Представитель Общецерковной аспирантуры и докторантуры также отметил, что курсы не состоялись бы без одобрительного отношения к ним и всемерной поддержки ректоров двух учебных заведений – ректора ОЦАиД митрополита Волоколамского Илариона и ректора РГГУ Е.И. Пивовара.

Затем А.И. Мраморнов вручил слушателям удостоверения о повышении квалификации церковного образца.

Выпускниками курсов стали:

  • игумен Венедикт (Кулешов), архивариус Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря Краснослободской епархии;
  • иеромонах Елеазар (Самсонов), старший архивариус Московской Патриархии;
  • иерей Сергий Сидоров, руководитель Историко-архивного отдела Шахтинской епархии;
  • иеромонах Дорофей (Пурис Дмитрий Владимирович), заведующий канцелярией, руководитель епархиального информационного отдела Нефтекамской епархии;
  • иерей Роман Филиппов, клирик Южно-Сахалинской епархии;
  • иеродиакон Анастасий (Онищенко), секретарь-делопроизводитель Общецерковной аспирантуры и докторантуры;
  • диакон Константин Жемчужин, клирик Боровичской епархии;
  • инокиня Нина (Пикова), руководитель службы делопроизводства и архива Московской Патриархии;
  • инокиня Евгения (Кузнецова) архивариус Московской Патриархии;
  • инокиня Иоанна (Рыжкова), старший делопроизводитель Московской Патриархии;
  • инокиня Евфросиния (Седова), редактор епархиальной газеты Латвийской Православной Церкви;
  • Дементьева Надежда Павловна, секретарь-делопроизводитель Ардатовской епархии;
  • Юдин Александр Юрьевич, заведующий канцелярией Балашовской епархией
  • Андреева Лилия Викторовна, старший научный сотрудник Братского городского объединенного музея, сотрудник Братской епархии;
  • Хлебин Алексей Анатольевич, руководитель информационного отдела Волгодонской епархии;
  • Котова Светлана Павловна, специалист по регистрационно-номенклатурному делопроизводству канцелярии Выксунской епархии;
  • Матола Вера Артуровна, сотрудник Искитимской епархии;
  • Петрунькин Сергей Викторович, сотрудник Касимовской епархии;
  • Колесников Дмитрий Викторович, сотрудник Нижне-Тагильской епархии;
  • Притула Юлия Александровна, представитель Орской епархии;
  • Городилов Денис Александрович, сотрудник Отрадненской епархии;
  • Гребенщикова Елена Викторовна, помощник руководителя канцелярии Покровской епархии;
  • Венедиктов Валентин Александрович, пресс-секретарь Скопинской епархии;
  • Малеваная Юлия Анатольевна, сотрудник библиотеки Московской православной духовной академии;
  • Либеровский Алексей Павлович, главный архивариус Православной Церкви в Америке.

После вручения документов о краткосрочном повышении квалификации участники курсов проследовали в Заиконоспасский мужской монастырь, где за трапезой имели возможность поделиться впечатлениями от прошедших курсов.

day9-1.jpg

17 октября 2012 г., девятый день краткосрочных курсов подготовки сотрудников церковных архивов, их участники провели в Государственном архиве Российской Федерации.

Занятия практического характера возглавили заместитель начальника отдела комплектования ведомственных архивов ГАРФ Е.А. Назарова и главный специалист того же отдела О.В. Олейников.

Слушатели ознакомились с системой принятия на хранение, комплектования и учета документов главного государственного архива страны. Были затронуты проблемы закупки архивного оборудования и принадлежностей.

logo-new.png

Сердечно приглашаем Вас на лекцию-беседу с заведующим архивом и председателем комиссии по канонизации Православной Церкви в Америке А.П. Либеровским. Лектор планирует осветить историю православных архивов в Америке, а также рассказать слушателям Аспирантуры о деятельности возглавляемого им архива. По завершении лекции слушатели смогут задать свои вопросы.

Для участия в лекции приглашаются магистранты I и II курса отдела Магистратуры, а также все интересующиеся историей и современностью Православной Церкви в Америке. Лекция состоится в административном здании Общецерковной аспирантуры и докторантуры в пятницу 19 октября (аудитория № 1, первый этаж). Начало лекции в 14-00.

mifi-11.jpg

15 октября 2012 г. председатель Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании Ученого совета Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». На повестке заседания рассматривался вопрос об открытии в НИЯУ МИФИ кафедры теологии.

Владыка выступил перед членами Ученого совета с докладом, в котором обозначил, какой должна быть современная кафедра теологии в России, а также ответил на вопросы членов Совета. Ученый совет единогласно утвердил открытие кафедры теологии в НИЯУ МИФИ и кандидатуру митрополита Волоколамского Илариона в качестве её заведующего. В заключительном слове ректор НИЯУ МИФИ профессор М.Н. Стриханов выразил надежду, что открытая в вузе кафедра может под руководством владыки Илариона стать ведущей в системе светского высшего образования в России.

После заседания Ученого совета митрополит Иларион встретился со студентами вуза. Обращаясь к ним, архипастырь сказал:

Дорогие друзья!

Только что на Ученом совете я представил то, чем будет заниматься кафедра теологии, и хотел бы сейчас об этом рассказать вам.

У кого-то может возникнуть естественный вопрос: почему кафедра теологии создается в Национальном исследовательском ядерном университете? Какое отношение имеет теология к ядерным исследованиям? Кто-то может даже сказать, что это является одним из признаков «клерикализации общества», смычки между Церковью и государством, о которых сегодня пишут журналисты.

Я хотел бы объяснить, почему создается кафедра и для чего она нужна. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» не случайно называется университетом. Университет отличается от обычного института тем, что он дает не только специализацию в какой-то конкретной области, но еще и эрудицию в различных других областях. Сама идея университета заключается в том, чтобы люди получали образование в самых разных областях человеческой деятельности, в самых разных науках. Не случайно во всех университетах существует такая система, согласно которой каждый человек получает определенную специальность, но помимо того, что связано непосредственно с его специальностью, он изучает еще и многие другие общеобразовательные предметы, которые позволяют ему повысить свою эрудицию и стать по-настоящему компетентным человеком во многих областях человеческого знания и деятельности. Таковой была задача университета еще в средние века, таковой же она остается и в наше время. Несмотря на то, что изменились обстоятельства, изменился контекст, в котором мы живем, изменились условия, изменился окружающий мир, университет по-прежнему призван давать людям образование, которое было бы более или менее универсальным, то есть человек, обладающий высокой степенью компетенции в одной области, не оказывался профаном в других областях.

В советское время, когда создавалась система высшего духовного образования, в том числе, когда создавались университеты, религиозный, теологический компонент был искусственно изъят из системы светского образования. Надо сказать, что этот компонент в какой-то степени был изъят из светского образования и в дореволюционное время, потому что в отличие от большинства стран Запада, где теологические факультеты изначально существовали в структуре университетов, а во многих случаях университеты развивались из теологических факультетов, в дореволюционной России богословские школы всегда существовали обособленно от университетов. Это было связано, прежде всего, с тем, что духовные академии у нас были созданы раньше, чем начали создаваться университеты. Духовные академии никогда не ставили перед собой ту задачу, которую ставят университеты, потому что духовная академия или семинария — это церковное учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать священнослужителей или церковных работников. Университет — это светское учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать профессионалов и людей эрудированных в разных областях знаний. Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, — это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, здесь я должен сказать, что мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в пятидесяти университетах и высших светских учебных заведениях Российской Федерации такие кафедры созданы и функционируют. И мы уже можем оценить какие-то плоды их деятельности.

Задача преподавания теологии в рамках общего университетского курса как раз и заключается в том, чтобы предоставить возможность студентам получить знания в той области, которая продолжает играть существенную роль в жизни людей, то есть в области религии.

С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни? Мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разным познаниями в разных областях, который прекрасно знает русскую и мировую литературу, который разбирается в других областях знания, проявляет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии. Эта некомпетентность вызывает у нас – профессиональных религиозных – деятелей смех: например, человек, публично выступая, говорит, что он посетил «мусульманскую церковь», или он не может отличить каких-то совершенно элементарных вещей, которые относятся к сфере религиозной жизни. Преодоление этой некомпетентности и невежества в религиозной сфере, которую мы унаследовали еще от советского прошлого, – это самая первая и простая задача кафедры теологии.

Но есть у этой кафедры и другие задачи. Дело в том, что сфера религиозного знания и сфера естественнонаучного знания очень различны, но они очень соприкасаются в том, что собственно относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии. Мы хорошо знаем, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие, как религиозные, так и нерелигиозные. Это связано с личным выбором человека. Но этот личный выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно подходит к вопросу о том, как все это появилось. В этом смысле характерна знаменитая книга Стивена Хокинга «Краткая история времени», где британский ученый пытается популярным языком донести до людей основные физические законы, по которым устроен наш мир. Каждая глава этой книги подводит к вопросу, который ученый оставляет без ответа, – к вопросу о том, откуда все это появилось, есть Бог или нет. Он не дает ответ, потому что такой ответ может быть только персональным, это ответ, который не может быть получен при помощи каких-то научных опытов. Для самого исследователя очень важно, куда приводит его исследования и как он в конечном итоге отвечает на этот основополагающий вопрос человеческого бытия, потому что от этого ответа зависит, как человек расставляет приоритеты для себя в жизни, как он определяет для себя смысл жизни.

Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы. Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции.

Я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься. В рамках общеобразовательного курса такое изучение станет возможным. Учитывая специфику МИФИ и ту уникальную роль, которую играет этот университет в нашей системе образования, я склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно этого вуза может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как для носителей естественнонаучного знания, так и для носителей религиозных традиций.

На Ученом совете меня спросили: «Будет ли создание такой кафедры способствовать межконфессиональному согласию в нашем обществе?». Я бы  хотел пояснить, что сегодня в России – помимо большинства, идентифицирующего свою принадлежность к Православной Церкви, – проживают и представители других религиозных конфессий, а также те, кто позиционируют себя как атеисты или, как сейчас более модно говорить, агностики. Каким образом кафедра теологии может отражать взгляды этих людей, и помогать студентам, которые пожелают получать знания в том числе и касающихся других религиозных традиций? Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ. Для того чтобы такая кафедра успешно функционировала и развивалась, нам очень важно будет слышать ваше мнение и получать от вас запрос на те курсы, ту тематику, которую мы должны разрабатывать и по которой потом будем создавать спецкурсы, лекционные курсы и учебные программы. Я думаю, что сама жизнь должна нам будет подсказать, какие направления теологий, какие направления в области изучения религии мы должны будем в первую очередь развивать, чтобы отвечать на те вопросы, которые наиболее насущны и наиболее интересны для вас, студентов этого университета.

Затем митрополит Иларион ответил на многочисленные вопросы.

Служба коммуникации ОВЦС

day8-1.jpg

В восьмой день краткосрочных курсов подготовки церковных архивистов 16 октября 2012 г. слушатели стали гостями Государственного исторического музея. Для них было организовано две экскурсии.

Первая экскурсия прошла в отделе рукописей ГИМ. Научный сотрудник отдела Е.И. Серебрякова рассказала церковным архивистам о принципах работы отдела, его трудах по сохранению, использованию и публикации древних рукописных памятников.

После этого слушатели проследовали в научный архив ГИМ, где заведующая архивом И.В. Клюшкина ознакомила их с деятельностью этого важного подразделения музея. В тот же день для участников курсов продолжились лекции в Историко-архивном институте, где им были прочитаны лекции по архивной эвристике.

Фотографии А.А. Хлебина.

day7-1.jpg

В понедельник 15 октября 2012 г. - в седьмой день краткосрочных курсов подготовки церковных архивистов - слушатели имели возможность встретиться с несколькими важными лекторами, имеющими большой практический опыт работы с церковной и светской архивной документацией.

Руководитель церковно-научного центра "Православная энциклопедия", заведующий кафедрой управления и канонического права Общецерковной аспирантуры С.Л. Кравец посвятил свое выступление важнейшим вопросам сохранения церковных архивных коллекций (на примере деятельности ЦНЦ "Православная энциклопедия"). Заместитель Управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) рассказал о деятельности Управления, важных аспектах документооборота и архивации текущей документации Московской Патриархии.

Заведующая архивом Отдела внешних церковных связей З.П. Самсонкина в предельно кратком слове обозрела историю этого важнейшего синодального учреждения Русской Православной Церкви и коснулась вопросов устройства его ведомственного архива. Директор Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко рассказал об устройстве федеральных архивов нашей страны, осветил деятельность ГАРФ в течение последних двух десятилетий, остановился на составе документации архива, отражающих историю Русской Православной Церкви в XX веке.

Слушатели имели возможность задать каждому лектору вопросы

logo-new.png

12-13 октября 2012 года в Московской духовной академии проходила Всероссийская научная историческая конференция «ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО В РОССИИ НА ПЕРЕЛОМНЫХ ЭТАПАХ ИСТОРИИ», посвященная 400-летию преодоления смуты в Русском государстве и 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Работа конференции была открыта пленарным заседанием, на котором протоиерей Павел Великанов, проректор по научно-богословской работе МДА, огласил приветствие Высокопреосвященнейшего Евгения, архиепископа Верейского, ректора МДА, председателя Учебного комитета при Священном Синоде. С приветственным словом к участникам конференции обратился также председатель «Общества потомков участников Отечественной войны 1812 г.» В. И. Алявдин.

На пленарном заседании прозвучало четыре доклада, а также состоялась презентация телефильма сотрудника МДА иерея Сергия Барицкого «Патриарх Гермоген». После пленарного заседания участники конференции продолжили свою работу, разделившись по двум тематическим блокам: «Церковь и государство: опыт взаимоотношений» (к  400-летию преодоления гражданской смуты в России в 1612 году) и «Роль Церкви в Отечественной войне 1812 года».

13 октября в рамках второго теоретического блока, модератором которого был председатель оргкомитета конференции, зав.кафедрой Церковной истории МДА профессор А.К. Светозарский, был представлен доклад докторанта 1 года обучения Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеродиакона Иова (Чернышева) на тему: «Николо-Угрешский монастырь в Отечественную войну 1812 года». В рамках своего выступления иеродиакон Иов рассмотрел состояние Угрешского монастыря в во время событий войны 1812 года, исследовал процесс эвакуации монастырских ценностей, а также проанализировал интересный источник – стихи, автором которых является угрешский игумен Павел, предлагающий в своем произведении духовно-нравственную оценку событий Отечественной войны 1812 года.

day5-1.jpg

В субботу 13 октября 2012 г., в пятый день проведения курсов подготовки церковных архивистов, слушатели Общецерковной аспирантуры и докторантуры познакомились с современным состоянием государственных, частных и ведомственных архивов Российской Федерации. Соответствующие лекции прочитал доцент Историко-архивного института РГГУ, к.и.н. А.В. Попов.

По окончании занятий слушатели проследовали в храм св. Иоанна Предтечи под Бором на Черниговском Патриаршем подворье, где молились за всенощным бдением, совершенным в канун воскресного дня и праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

На следующий день, в самый день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, слушатели курсов присутствовали на Божественной литургией в том же храме, совершенной клириками подворья в сослужении слушателей в священном сане: руководителя информационного отдела Нефтекамской епархии иеромонаха Дорофея (Пуриса), руководителя историко-архивного отдела Шахтинской епархии иерея Сергия Сидорова, клирика Боровичской епархии диакона Константина Жемчужина. За богослужением молился секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов.

По окончании богослужения А.И. Мраморнов провел для слушателей краткую экскурсию по зданиям и помещениям Черниговского Патриаршего подворья, рассказав им о важнейших фактах его истории.

После этого участники курсов церковных архивистов собрались на совместную трапезу, в ходе которой имели возможность обменяться впечатлениями от уже прошедших занятий и экскурсий в рамках краткосрочного обучения.

day4-1.jpg

Четвертый день курсов подготовки церковных архивистов, проходящих в эти дни в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, начался курсом лекций доцента Историко-архивного института РГГУ О.Г. Санина по истории архивов России.

day4-2.jpg

Лектор представил перед слушателями обзор истории становления архивных учреждений нашей страны, а по завершении цикла лекций ответил на вопросы слушателей.

День завершился встречей с участником курсов, заведующим архивом и председателем комиссии по канонизации Православной Церкви в Америке А.П. Либеровским. Он представил в своей лекции историю православных архивов в Америке, рассказал о деятельности возглавляемого им архива, о судьбе документов святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, оставшихся в Соединенных Штатах, где проходило его архипастырское служение в дореволюционный период. По завершении доклада гость американский гость ответил на вопросы участников курсов, в том числе о жизни Православной Церкви в Америке.

day4-3.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

day3-1.jpg

11 октября 2012 г., в третий день краткосрочных курсов подготовки церковных архивистов, организованных Общецерковной аспирантурой и докторантурой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, слушателям была прочитана серия лекций на тему "Архивы Русской Православной Церкви за рубежом". Лектором выступил доцент Историко-архивного института РГГУ А.В. Попов.

В тот же день участники курсов посетили с экскурсией Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Руководство и сотрудники канцелярии российского парламента ознакомили слушателей с принципами документооборота (в том числе электронного), принятыми в государственных учреждениях.

Затем слушатели посетили архив Государственной Думы, где им были продемонстрированы принципы учета и хранения документов.

Фотографии А.А. Хлебина.

2den4preview.jpg

Второй день краткосрочных курсов подготовки сотрудников церковных архивов, организованных Общецерковной аспирантурой и докторантурой с 9 по 18 октября 2012 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, начался лекциями по истории архивов Русской Православной Церкви.

Занятия проводились в Историко-архивном институте РГГУ на Никольской улице. Лектором первого дня был кандидат исторических наук, доцент О.Г. Санин.

По окончании лекционного курса слушатели совершили пеший переход в Российскую государственную библиотеку, где посетили с экскурсией Научно-исследовательский отдел рукописей (НИОР РГБ). Главный хранитель отдела О.Л. Соломина подробно рассказала о доме Пашкова, в котором находится читальный зал и хранилища отдела, о деятельности отдела.

Слушатели познакомились с системой каталогов, условиями хранения и учета документов. Участникам курсов продемонстрировали избранные документы и раритеты из фондов отдела, в том числе рукописное пергаменное Евангелие XIII в. Сотруднице НИОР РГБ были заданы многочисленные вопросы.

Фотографии А.И. Мраморнова, А.А. Хлебина.

logo-new.png

Докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры кафедры Внешних церковных связей  иеромонах Тимофей (Ясеницкий) принял участие в семинаре-совещании, проходившем 2-3 октября 2012 года в Московском государственном лингвистическом университете.   На повестке дня были рассмотрены вопросы, касающиеся разработки и реализации инновационных моделей подготовки и повышения квалификации специалистов по истории и культуре традиционных религий в государствах-участниках СНГ.

В своем докладе на тему:  «Синтез духовного и светского образования: опыт и перспективы» иеромонах Тимофей отразил основные вехи соприкосновения духовного и светского образования, берущие свои корни в позднеантичном мире на примере раннехристианских писателей и Святых Отцов, которые соединили античные знания, античную науку с богословием, основанным на Божественном Откровении. По мнению автора, проблема радикализма, сопровождаемого экстремистской трактовкой религиозных идей, может быть решена только тогда, когда государство, общество и традиционные религии, имеющие многовековой опыт мирного существования, объединят свои усилия для преодоления этого зла. «Здесь именно роль  совместного духовного и светского образования и воспитания (научиться твердо исповедовать свою веру и вместе с тем уважать и другие убеждения, культуру и традиции) имеет первостепенное значение», -  говорится в докладе.

В завершении своего выступления, иеромонах Тимофей (Ясеницкий) выразил убеждение в том, что в обозримой перспективе взаимодействие Церкви и системы светского образования должно расширяться, чтобы выпускники духовных школ были готовы действовать в современном мире с его публичностью, активным общением, диалогом культур и традиций в обществе, основанном на свободном высказывании различных точек зрения. Необходимо знакомить их с теми принципами, на которых это общество основано: «в систему церковного образования нужно привносить то лучшее, что имеется в опыте государственной высшей школы, но с другой стороны, очень важным аспектом является внедрение  в программы государственного образования тех ценностей, которые накоплены в системе духовного образования».

westmon-2.jpg

5 октября 2012 года Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия посетил доктор богословия священник Адальберто Пйовано, насельник монастыря Святой Троицы провинции Ломбардия (Италия). Отец Адальберто выступил с лекцией на тему «Историческое развитие западного монашества». На встрече присутствовали проректор ОЦАиД прот. Владимир Шмалий, заведующий кафедрой иностранных языков иером. Иоанн (Гуайта) и заведующий кафедрой  церковных искусств и археологии прот. Стефан Ванеян.

westmon-1.jpg

В своем выступлении лектор показал, как в конкретные исторические периоды менялось западное монашество. Сначала он рассказал об основателе западного монашества – прп. Бенедикте Нурсийском, устав которого лёг в основу большинства западных монастырей в первом тысячелетии. Такие монастыри можно назвать монастырями в нашем понимании этого слова. Далее речь шла о том, как в переломные эпохи существования Римско-Католической Церкви образовывались нищенствующие ордена, клерикальные ордена и конгрегации. Православному человеку бывает трудно понять разницу между разными орденами и направлениями и также то, что они являются конкретными проявлениями монашеской жизни. Поэтому отец Адальберто наглядно продемонстрировал эти два аспекта слушателям аспирантуры и магистратуры ОЦАиД.

westmon-3.jpg

После лекции было задано много вопросов, касающихся устройства монашеской жизни в Римско-Католической Церкви, монашеских уставов, современного положения монашества. Также отец Адальберто сообщил, что для учащихся ОЦАиД, желающих изучать итальянский язык, монастырь Святой Троицы готов организовывать стажировки в стенах монастыря и предложил помощь в их организации ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры митр. Илариону. Встреча с отцом Адальберто не оставила никого равнодушным.

 

 

 

slujba1-8.jpg

3 октября 2012 года, в день памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора,  председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье.

За Божественной литургией владыке Илариону сослужили проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий, консультант ОВЦС протоиерей Николай Ким, клирик церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье священник Михаил Немнонов, помощник ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеродиакон Иоанн (Копейкин) и учащиеся ОЦАД в священном сане.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В день памяти святых Михаила и Феодора Черниговских, небесных покровителей нашего Черниговского подворья,  мы совершили Божественную литургию в этом святом храме. Благоверный князь Михаил жил в XIII веке, правление его в Чернигове совпало с пришествием на русскую землю войск ордынского хана Батыя. Он пытался призвать помощь западных держав в борьбе против захватчиков, ездил для этого в Европу;  но помощь не последовала. Когда пришел его час предстать перед могущественным ханом Батыем, князь Михаил приехал в Золотую Орду вместе со своим боярином Феодором. По обычаю языческому было ему предложено воздать поклонение идолам. Но как христианин, воспитанный в твердых отеческих традициях, князь отказался поклониться идолам, за что был обезглавлен сначала он, а потом и боярин его Феодор.

Господь прославил Своих угодников, почитание их распространилось и в Чернигове, и в стольном граде Москве, и по всей земле русской. Мы прославляем их  как твердых исповедников веры и молитвенно просим  святых Михаила и Феодора Черниговских, чтобы они были Небесными покровителями нашего Черниговского подворья, помогали нам идти по пути христианской жизни.

В какие-то минуты жизни Господь призывает христианина к подвигу. Иногда это бывает единичный подвиг, когда однажды от человека требуется исповедание веры с риском для здоровья, свободы и самой жизни. Но бывает и так, что человек несет свой подвиг день за днем, исповедуя имя Христово и страдая за свое исповедание.

Мы слышали сегодня за богослужением слова Господа Иисуса Христа: «Если мир Меня возненавидел, то и вас будет ненавидеть» (см. Ин. 15:18-20). И в то же время Господь говорит: «Любите друг друга. Если вы будет любить друг друга, то по этому узнают в вас Моих учеников» (см. Ин. 13:34-35). Казалось бы, эти два утверждения являются взаимоисключающими. Но нужно помнить, что Господь принес Свою благую весть, Свое Евангелие в падший мир, в котором царствуют человеческие страсти и грехи, в котором очень многие люди избирают жизнь не по заповедям Божиим, а по стихиям мира сего и по похотям плоти. Любовь, которую Господь нам дает, которую мы имеем между собой и стараемся передать другим людям, нередко встречает жесткий отпор со стороны людей мира сего. Евангелие принесено Господом не на плодородную почву сердец, обращенных к Богу, но на сухую, жесткую и каменистую почву человеческих сердец, которые с трудом слышат слово евангельское. О людях с такими сердцами Господь сказал, что они имеют очи и не видят, имеют уши и не слышат (см. Мф. 13:13-15).

Наша с вами задача, дорогие отцы, братья и сестры, состоит, прежде всего, в духовном просвещении. Мы должны просвещать людей светом Евангельским и, как сеятель из притчи Господней, бросать наши семена в землю вне зависимости от того, какая она: плодородная ли, готовая принять зерно и принести плод, или каменистая и сухая, в которой это зерно умрет и не принесет плода. Наше с вами дело – сеять семена Божией правды, а какие они дадут всходы, не дано нам знать, потому что Сам Господь определяет, где и когда взойдет то или иное семя и какой плод оно принесет: стократный, шестидесятикратный, тридцатикратный или, может быть, по попущению Божию, не принесет никакого плода.

Мы с вами должны взирать на примеры евангельской веры, на примеры мучеников и исповедников, которые последовали путем Христовым. Никакое земное стяжание, богатство, никакая земная слава не могли заслонить им образ Христа. Эти угодники Божии, когда пробил им час исповедовать свою веру, без всякого колебания отдали свои жизни за Христа, тем самым принеся великий плод для Церкви Христовой, по слову Господа: «Если зерно, падши в землю, не умрет, то не принесет плода, а если умрет, то принесет плод» (см. Ин. 12:24).

Господь призывает каждого из нас умереть для этого мира, чтобы, подобно этому зерну, принести плод.

Во главу угла мы должны поставить евангельские заповеди, Церковь Христову, чтобы Христос и Его Церковь были для нас на первом месте, а все остальное – на втором. Если мы будем ориентировать свою внутреннюю жизнь на Христа, если будем помнить о том, что Христос и Его заповеди – это главное, что есть в жизни, а все остальное второстепенно, то  будем готовы каждый день на протяжении жизненного пути совершать подвиг исповедничества. Мы будем готовы и в тот особый день, когда Господь призовет нас к особому исповедничеству или даже мученичеству, не устрашиться страданий, но принять то, что Бог пошлет нам, чтобы наша жизнь принесла стократный плод.

Сегодня, в день памяти святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских, помолимся этим угодникам о том, чтобы их пример вдохновлял нас на жизненный подвиг.  Будем молиться о том, чтобы жизнь наша была исполнена плодами Духа Святого и мы находили в себе силы нести проповедь Христову другим людям и всему окружающему миру, чтобы мы были делателями на ниве просвещения, просвещая людей светом разума, светом Евангельских заповедей. Вознесем молитву о том, чтобы любовь царствовала между нами и от нас передавалась другим людям. Аминь!»

Служба коммуникации ОВЦС

logo-new.png

5 октября (пятница) в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоится лекция доктора богословия Института литургики г.Падуя (Италия) священника Адальберто Пйовано. Отец Адальберто является насельником монастыря Святой Троицы провинции Ломбардия (Италия). Предварительная тема лекции: «Историческое развитие западного монашества и сравнение некоторых его аспектов с православным монашеством».

Присутствие магистрантов и аспирантов дневной формы обучения Общецерковной аспирантуры и докторантуры является обязательным. Также приглашаем всех желающих принять участие в лекции.

Место проведения лекции: подклеть храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Черниговском переулке. Начало лекции в 14-00.

meetmagistr-2.jpg

1 октября 2012 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, провел встречу с учащимися. Владыка рассказал о том, какой работы и каких диссертаций ждет от студентов, ответил на вопросы и поделился с интернет-изданием «Татьянин день» впечатлениями от встречи.

В подклете храма Черниговского подворья, который относится к Общецерковной аспирантуре и докторантуре, светло и прохладно. В зале – два-три десятка магистрантов и аспирантов. Лишь трое из них – девушки, остальные – молодые ребята, а то и вовсе диаконы и священники.

- Батюшек у нас учится немало, - поясняет одна из магистранток.

Сегодня с учащимися встретится ректор ОЦАиД, митрополит Волоколамский Иларион, так что у них будет возможность задать ему любые вопросы, связанные с учебой, что-то выяснить по поводу научных работ или просто взять благословение. Наверное, не будет ошибкой сказать, что далеко не в каждом вузе студенты могут вот так вот пообщаться с ректором. Стремление к диалогу с учащимися – большой «плюс» Общецерковной аспирантуры.

Открывая встречу, митрополит Иларион пожелал своим подопечным прежде всего хорошей учебы. Еще бы: это главное, ради чего была создана Аспирантура. При этом он поясняет, что магистранты и аспиранты – люди достаточно взрослые, и главное, что от них требуется – развить в себе навыки самостоятельной работы с материалом.

meetmagistr-1.jpg

- Никакие учебные курсы не смогут собой подменить самостоятельную работу. Если, например, вы ходите на курс языковой, то каким бы он ни был интенсивным, все равно самый большой прогресс будет  в том случае, если вы будете заниматься самостоятельно, то есть читать на языке литературу, писать, слушать передачи и так далее.  Поэтому сразу хочу сказать: не ограничивайтесь только учебными курсами, старайтесь заниматься сами!

Цель Аспирантуры – подготовить хорошего специалиста, который сможет вести качественную научную работу.

- Задача, которую мы перед собой ставим в нашем учебном заведении – не просто дать вам какую-то сумму сведений, а помочь вам научиться самостоятельно работать с научным материалом, приходить  самостоятельно к научным выводам и чтобы каждый из вас в конечном итоге стал исследователем с высокой квалификацией, - говорит владыка.

Аспирантура как место, где можно выучить иностранные языки, устроиться на интересную стажировку и прослушать качественные лекции привлекательна для многих. Но важно понимать, что прежде всего ОЦАиД связана с Русской Православной Церковью.

- Хотел бы всем вам напомнить, что наше учебное заведение является церковным учебным заведением, - отмечает митрополит Иларион. - Поэтому мы прежде всего рассчитываем на то, что вы в дальнейшем  по окончании учебного заведения будете служить Церкви. Служить Церкви можно в разных качествах – в качестве священника, в качестве преподавателя богословия, в качестве преподавателя других дисциплин. Самое главное – чтобы вы связывали свое будущее с Церковью и чтобы именно служение Церкви мотивировало вас на учебу и на успехи в учебе.

Церковное служение – в том числе и для мирянина – и вообще церковная жизнь неразрывно связана с участием в богсолужениях.

- Хотел бы, чтобы вы все регулярно участвовали в богослужениях или на Черниговском подворье, или в храме в честь иконы иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке, или в приходах, где вы несете свое служение, чтобы вы не пропускали этот очень важный аспект в предстоящие годы вашего обучения, - отметил владыка.

После краткого вступительного слова студенты получили возможность задать вопросы. На минуту в зале воцарилась тишина – никто не решался, кажется, скорее ожидали каких-то слов от самого митрополита Илариона. После небольшой паузы последовал первый вопрос.

Вопросы задавали самые разные: о недавней поездке митрополита Илариона на Урал (владыка ответил в нескольких словах и обратил внимание на то, что нынешняя встреча организована, чтобы задавать вопросы именно по учебе в Аспирантуре), об отношениях с англиканской Церковью (один из студентов пишет работу по этой теме), об учебных курсах, требованиях к диссертациям, возможности организации библиотеки и так далее.

meetmagistr-3.jpg

Отвечая на один из вопросов по поводу того, что студенты «изголодались» по общению с ректором и хотели бы говорить с ним чаще, владыка остроумно заметил, что есть некоторые планы по поводу студентов, «изголодавшихся» в прямом смысле слова: с ближайшими к Аспирантуре ресторанами и кафе ведутся переговоры о том, чтобы на льготной основе они предоставляли питание учащимся ОЦАиД. Более того, возможно, что некоторую часть расходов на обеды будет компенсировать сама Аспирантуры.

По поводу организации библиотеки митрополит заметил, что, к сожалению, в ближайшее время не удастся организовать помещение, подходящее для хранения книг, поэтому Аспирантура будет обеспечивать доступ к книгохранилищам церковных и светских библиотек, в частности, библиотеки Московской духовной академии.

meetmagistr-4.jpg

О церковном служении спрашивали, что делать тем учащимся мирянам, которые не имеют навыка церковного чтения или пения. Владыка отметил, что это – существенный пробел, который надо срочно восполнять.

Естественно возник вопрос о темах будущих работ.

- Я бы хотел, чтобы ваши диссертации имели какую-то пользу для нашей церковной жизни, не были чисто теоретическими, - заметил митрополит Иларион. - Очень важно, чтобы тема была правильно сформулирована, так, чтобы уровень диссертации соответствовал объему материала. Если это магистерская диссертация, это одни объем, если кандидатская – другой, докторская – третий. Кроме того, когда вы уже пишете диссертацию, вы должны с самого начала четко понять и разъяснить читателю, что вы хотите этой диссертацией доказать.  Если этого не будет, вы можете написать 100 страниц, а читатель, в том числе тот, который ее будет оценивать, не поймет, для чего вы это писали. Мой учитель в Оксфорде, митрополит Каллист, говорил о лекции (но это относится и к написанию работ), что необходимо сделать три вещи: сказать людям, что вы им что-то скажете, потом это сказать, а после – сказать, что вы это сказали.  Каждая диссертация должна быть построена по такому плану.

Он также отметил, что на магистерском уровне допускается значительный уровень компилятивности и опоры на выводы других исследователей, докторская же диссертация должны быть самостоятельнымисследованием, разумеется, учитывающим опыт предыдущих исследований по выбранной теме.

Студенты просили митрополита Иларион отслужить литургию на Черниговском подворье, и тут же, проверив свое расписание, владыка сказал, что возглавит литургию 3 октября, в престольный праздник – день святых мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора.  Встречу назначили на 8.45, Божественную литургию – на 9 часов утра.

***

О встрече было интересно поговорить с самим митрополитом Иларионом.

meetmagistr-5.jpg

- Владыка, для чего Вы решили провести встречу со студентами? Каких результатов ожидаете от этого общения?

- Я думаю, что ректор учебного заведения должен знать своих студентов в лицо, должен знать, чем они живут, что их беспокоит, для того чтобы реагировать на озабоченность учащихся, на их проблемы, чтобы с учащимися всегда была обратная связь.

Профессорско – преподавательская корпорация не должна превращаться в закрытую корпорацию. Она должна очень чутко реагировать на запросы и настроения студентов. Думаю, что польза от таких встреч заключается именно в возможности интерактивного общения, возможности что-то сказать студентам, настроить их на рабочую волну и ВТО же время услышать, что их волнует и беспокоит.

- Если бы Вы сейчас в качестве студента присутствовали на встрече с ректором, каким образом использовали бы эту возможность, какие вопросы хотели бы задать?

- Если бы я был на месте только поступившего студента, я бы в первую очередь поставил вопрос о том, как правильно работать над диссертацией и что руководство учебного заведения ожидает от научных работ,  и такой вопрос был поставлен. Как я уже ответил сегодня, мы ожидаем, прежде всего, что наши студенты будут учиться самостоятельному исследованию. Мы ставим перед собой задачу не столько дать сумму каких-то базовых знаний – потому что предполагается, что такие базовые знания они уже получили на предыдущих этапах учебы – а именно научить их самостоятельно работать с материалом и заниматься самостоятельными исследованиями для того, чтобы их вклад в науку был реальным вкладом, а не просто компиляцией того, что уже было сказано кем-то другим. Кроме того, мне бы хотелось, чтобы темы диссертаций,  по крайней мере в своей абсолютном большинстве, были связаны с нашей реальной церковной работой и церковной жизнью, то есть чтобы это было не сухое оторванное от жизни  академическое богословие, а то богословие, которое принесет нам реальную пользу в нашей церковной жизни.

- Не кажется ли Вам, что обстановка во время встречи была несколько скованной? Кажется, студенты не столько стремились задать вопросы, сколько ждали каких-то слов от Вас.

- Очень многие вопросы студенты предпочитают задавать в личном порядке. Как вы видите, как только закончилась встреча, они начали подходить по одному и задавать вопросы о том, что у них наболело.

Фотографии Василия Терещенко.

по материалам интернет-издания "Татьянин день"

miron1

1 октября 2012 г. председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион принял директора Государственного архива Российской Федерации, заведующего кафедрой отечественной истории XIX - начала XX вв. Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова профессора С.В. Мироненко.

Беседа с высоким гостем прошла в стенах Общецерковной аспирантуры и докторантуры. В ходе нее были затронуты вопросы взаимодействия учебного заведения с архивом, насущные проблемы подготовки публикаций документов по истории Русской Православной Церкви и династии Романовых.

Митрополит Иларион поблагодарил гостя учебного заведения за содействие в подготовке курсов подготовки церковных архивистов, которые пройдут в ближайшее время в Общецерковной аспирантуре и в Российском государственном гуманитарном университете.

miron2

С.В. Мироненко и митрополит Иларион подписали соглашения о сотрудничестве Общецерковной аспирантуры и Государственного архива Российской Федерации.

На встрече присутствовал секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, ответственный за взаимодействие учебного заведения с архивными учреждениями.

 

 

 

ekbsem-1.jpg

29 сентября 2012 года глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион, находившийся с рабочим визитом в Екатеринбурге, встретился с преподавателями и учащимися Екатеринбургской православной духовной семинарии и регентской школы. Встреча состоялась в духовно-культурном центре «Патриаршее подворье» возле екатеринбургского храма-на-крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Митрополита Илариона приветствовал ректор семинарии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

ekbsem-2.jpg

Обращаясь к учащимся семинарии, митрополит Иларион отметил, что на нынешнем этапе развития церковной жизни возникли новые, ранее не известные большинству православных верующих трудности.  Для многих церковных людей события последнего года оказались неожиданными, они не были готовы к тому, что Церковь окажется под прицелом СМИ, станет объектом информационной атаки: «Некоторые из нас растерялись и до сих пор пребывают в недоумении: как такое могло произойти, кто за этим стоит и что нам делать?»

Митрополит Иларион убежден, что, отвечая на нынешние нападки, люди Церкви «не должны оправдываться, вставать в позу обиженного». «Самым правильным ответом на происходящее должно быть продолжение дела, которым Церковь занималась на протяжении веков, — нести, прежде всего, людям позитив, которого сегодня так не хватает в обществе, — продолжил председатель ОВЦС. — Сегодня мы окружены негативом, который льется через СМИ, приходит через окружающих нас  людей. В обществе очень высок градус агрессии, люди недовольны окружающим миром,  материальным положением, многими другими аспектами своей жизни, и это недовольство они выплескивают друг на друга и в общественное пространство, в том числе через СМИ и интернет».  Дополнительные возможности выплескивать свою агрессию создает анонимность в блогосфере, отметил далее иерарх: прячась под вымышленными именами, люди могут писать что угодно, не опасаясь, что их обнаружат.

Сегодня как никогда Церковь должна нести людям позитив, констатировал далее митрополит Иларион: «Господь наш Иисус Христос учит не отвечать злом на зло — когда нас бьют по одной щеке, мы должны подставить и другую. Значит ли это, что мы должны пассивно воспринимать то, что происходит вокруг нас? Нет. Мы должны защищать Церковь, отвечать на нападки, но не оправдываться, а доносить до людей тот позитив, которым Церковь живет».

Современные журналисты, с сожалением сказал далее архипастырь, в основном интересуются скандальными темами. Задавая вопросы о жизни Церкви, они, в первую очередь, спрашивают, почему тот или иной священнослужитель ездит на дорогой иномарке. Однако, продолжил митрополит Иларион, в большинстве случаев эти автомобили — служебные, и в скором времени тот, кто ими пользуется, может пересесть на «Жигули» или на трамвай. Абсолютное большинство священников (особенно в небогатых приходах) не ездит на дорогих машинах, но об этом пресса молчит, как молчит и о той огромной повседневной позитивной работе, которую проводит Церковь.

По словам председателя ОВЦС, отношение СМИ к Церкви можно уподобить их отношению к врачебному сообществу: почти никто не пишет о трудовых подвигах врачей, принимающих в день десятки пациентов, спасающих больных от смерти, стоя по многу часов у операционного стола. Но стоит врачу допустить ошибку или попасть в коррупционный скандал, об этом тотчас становится широко известно.

«Сегодня СМИ представляют людям окружающий мир таким образом, что может создаться впечатление, будто мы живем в королевстве кривых зеркал, — подчеркнул иерарх. — Однако такая информация не соответствует действительности: в нашей жизни куда больше позитива, чем в СМИ».

Сегодняшним семинаристам, считает митрополит Иларион, очень важно не только усвоить ту сумму знаний, которую дает духовная школа, но и получить определенный «позитивный заряд», которым они впоследствии смогут поделиться с людьми. Для того, чтобы овладеть этим искусством, надо работать над своей душой: «Что у человека внутри, то и снаружи, и редко кому удается скрыть внутреннюю темноту под личиной света». Если же кто-то и пытается это сделать, то люди быстро распознают фальшь и не верят проповеднику, который уподобляется фарисеям, напомнил архипастырь.

Митрополит Иларион напомнил собравшимся в зале слова святителя Григория Богослова: «Надо сначала очиститься — потом очищать; умудриться — потом умудрять; стать светом — потом просвещать; приблизиться к Богу — потом уже приводить к Нему других; освятиться — потом освящать».

«Источник этого Божественного света — Церковь и ее Таинства, прежде всего, Святая Евхаристия, — продолжил иерарх. — Желаю вам чаще приступать к Евхаристии как к главному источнику вдохновения, внутреннего мира, внутреннего содержания, которое вы будете передавать другим. Сегодня особенно актуальны слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Наверное, больше всего сегодня не хватает именно духа мирна. Люди раздерганы, взвинчены, каждый – словно пороховая бочка: поднеси фитиль, и он взорвется. Наша задача номер один — стяжать дух мирен, а задача номер два — передать этот дух другим».

Далее владыка коснулся темы духовного образования. В наше время, убежден митрополит Иларион, священнослужитель должен быть не только преданным Церкви и глубоко религиозным, но также и широко образованным человеком. «Мы должны говорить с людьми не только на узко церковные темы, но и обо всем, что их волнует, — отметил иерарх. — Чтобы иметь возможность общаться с людьми из разных общественных слоев, разного интеллектуального  уровня, мы сами должны получить хорошее образование». В Общецерковной аспирантуре и докторантуре, ректором которой он является, учащимся предоставляются очень широкие и разнообразные возможности обучения, отметил митрополит Волоколамский Иларион.

Он также подчеркнул, что очень большую пользу может принести обучение за рубежом – «не потому, что там обучают лучше, чем у нас, а потому, что это дает возможность существенно расширить свой кругозор». Так, студент получает возможность естественным образом изучить иностранный язык, общаясь с его носителями и находясь в соответствующей языковой среде.

«Вообще же я считаю, что самый эффективный способ изучить язык — написать на нем докторскую диссертацию, — продолжил владыка. — Если не получается написать сразу докторскую, можно начать с магистерской диссертации, пройти интенсивный языковой курс. Такие возможности сегодня имеются, в том числе, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре». Те из семинаристов, которые по окончании духовной школы желают продолжить образование, могут сделать это, поступив на магистерский курс Аспирантуры.

Обращаясь к учащимся семинарии, архипастырь подчеркнул: «Обучение, которое вы проходите в стенах духовных школ, имеет значение не только для вас лично, ваших близких и тех людей, которым вы впоследствии, когда станете священниками, сможете оказать реальную пастырскую помощь. Оно имеет значение сегодня для всей нашей страны и всего народа, потому что сегодня народ как никогда нуждается в слове Церкви и ее присутствии во всех сферах жизни. Сегодня нужно, чтобы Церковь в лице своих самых достойных и образованных представителей обращалась к людям со спокойным словом, которое может утешить, умиротворить их и наставить на путь истинный».

Митрополит Волоколамский Иларион пожелал слушателям помощи Божией в учебе, служении Церкви, сказав далее: «Пусть Господь помогает всем нам идти достойно по нашему христианскому жизненному пути».

По завершении встречи председатель ОВЦС отбыл в Москву. В аэропорту уральской столицы владыку провожали митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, клирики митрополии, представители городской администрации.

Служба коммуникации ОВЦС

ekbgoruni-2.jpg

28 сентября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Екатеринбурге с рабочим визитом, посетил Уральский государственный горный университет.

В УрГГУ председатель ОВЦС приехал по завершении заседания Совета ректоров Свердловской области, проходившего в Уральском федеральном университете. По прибытии митрополит Иларион в сопровождении ректора Уральского государственного горного университета Н.П. Косарева и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла направился в университетский храм во имя святителя Николая.

Далее митрополит Иларион и ректор проследовали в актовый зал, в котором собрались члены преподавательской корпорации и студенты вуза.

На основании решения Ученого Совета УрГГУ в начале встречи председателю ОВЦС был вручен диплом почетного профессора университета.

Затем митрополит Иларион обратился к собравшимся со словом, отметив:

«Очень часто люди узнают о Церкви из средств массовой информации, а СМИ, как известно, «заточены» на всякого рода негатив, потому что позитив не воспринимается публикой с должным интересом — так, по крайней мере, считают многие руководители СМИ. Поэтому, когда происходит какое-то чрезвычайное происшествие или скандал, которым тем или иным образом затронуты представители Церкви, средства массовой информации старательно смакуют подробности. А весь  огромный позитив, который несет Церковь на протяжении многих веков миллионам людей, часто остается за скобками. Очень многие люди не только не слышат, но и не знают о той огромной работе, которую сегодня ведет Церковь.

В настоящее время очень многие получают высшее образование,  в нашей стране становится все больше людей, компетентных в самых разных отраслях человеческого знания и эрудированных в широком смысле этого слова — людей, которые хорошо разбираются в литературе, искусстве, в различных областях знаний. Но при этом одним из признаков нашего общества остается невежество в религиозной сфере.

К сожалению, такое невежество можно наблюдать даже у тех, кто хорошо образован: иной человек знает наизусть десятки страниц из произведений Гоголя или Салтыкова-Щедрина, с легкостью может отличить запись сонат Бетховена в исполнении Святослава Рихтера 1969 года от аналогичной записи 1967 года или проявляет завидную компетенцию в тех или иных областях знания, но как только дело доходит до Церкви, до религии вообще, до богословия, люди проявляют поразительное невежество. Так, я знал людей, которые на протяжении двадцати лет общались с приснопамятным Патриархом Алексием II и при этом так и не научились правильно произносить его имя и до сих пор называют его Патриархом Алéксием. Много есть и других подобных примеров:  люди не могут отличить архимандрита от архиепископа, путаются в самых элементарных вещах, что у нас, служителей Церкви, не может не вызывать улыбку. Происходит это чаще всего оттого, что люди в свое время не получили базовые знания в религиозной области. Сегодня же существуют возможности получить такие знания.

В этом смысле, говоря об организации кафедры теологии в светских учебных заведениях, о создании различных междисциплинарных центров, которые затрагивают религиозную проблематику, мы не ставим перед собой некую миссионерскую задачу, не пытаемся обратить поголовно студентов в православную веру, тем более, обратить  тех людей, которые принадлежат к иным религиям. Наша задача — восполнить лакуну, которая образовалась в результате насильственного насаждения атеизма в обществе и искусственного изъятия религиозной тематики из университетской и академической среды, изгнания Церкви из общественной жизни.

Сегодня кафедры теологии создаются во многих высших учебных заведениях, и я рад тому, что и в Уральском горном университете такая кафедра действует. Думаю, что плоды ее работы очевидны для всех, кто преподает или учится в университете, потому что кафедра теологии – это, прежде всего, возможность для всех желающих восполнить лакуны в области образования в сфере религиозной проблематики, терминологии. Это возможность лучше узнать свою собственную религиозную традицию и традиции других народов нашей страны.

Радует, что при одном заведующем кафедры, каковым является митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, на кафедре существуют два направления: православное и исламское. Учащийся может выбрать для себя направление, по которому он будет заниматься. Это очень простой и очень красноречивый ответ тем людям, которые говорят: а как же мы будем создавать кафедры теологии, когда у нас многоконфессиональная страна, как же мы будем допускать священнослужителей к преподаванию, когда у нас светский характер учебных заведений? Ваше учебное заведение является блестящим примером того, как сочетается светский характер образования с присутствием религиозного элемента, причем в его многоконфессиональном выражении. Это также пример того, как сочетается высокая компетенция и профессионализм в тех специальностях, ради которых создавался этот университет, с широкой эрудицией в разных областях, в том числе и в области теологии. В этом смысле можно говорить о вашем университете как о высшем учебном заведении, которое подает пример другим учебным заведениям области и многим другим учебным заведениям нашей страны.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в конце ноября в Москве мы планируем провести совещание, посвященное теме преподавания теологии в светских учебных заведениях. На это совещание мы планируем пригласить архиереев тех епархий, где имеются духовные семинарии или академии, или же кафедры теологии в светских вузах. К обсуждению путей взаимодействия будут приглашены ректоры университетов и ректоры духовных учебных заведений.

Я хотел бы воспользоваться случаем, чтобы пригласить Вас, уважаемый Николай Петрович, принять участие в этом совещании. На нем Вы сможете поделиться опытом создания кафедры теологии в возглавляемом Вами Уральском горном университете.

Теперь я бы хотел сказать несколько слов о том, зачем вообще нужна теология — ведь сегодня некоторые люди отказывают теологии в звании научной специализации и приравнивают ее к мифологии, ненаучным феноменам, существующим в человеческом социуме. Для нас — людей Церкви, священнослужителей и богословов — теология является не просто научной специальностью, потому что отождествляется с опытом религиозной жизни, с опытом встречи человека с Богом. Для нас теология — не отвлеченная наука, ибо рассказывает она об опыте этих взаимоотношений, о том, как понимается в той или иной религии Бог, какие пути к Нему предлагает та или иная религия, какие есть способы общения с Богом, какие аскетические и нравственные правила свойственны той или иной религии.

В то же время теология не может быть совершенно оторвана от  опыта человека. Когда некоторые люди говорят: «Я имею Бога в своей душе, но в Церковь не хожу, обряды не исполняю, потому что считаю это совсем ненужным», — я отвечаю на это, что религия предполагает не только теоретическое знание, но и практику. Как невозможно овладеть горными специальностями, ни разу не побывав в горах, как невозможно овладеть военным делом, ни разу не пройдя строевым шагом, не разобрав и не собрав автомат Калашникова и не надев военную форму, точно так же невозможно в полной мере овладеть богословием или теологией, если человек не практикует, как сегодня говорят, ту или иную религиозную традицию, если он не является, например, практикующим христианином.

Богословие как чистая наука может остаться для человека предметом чуждым и непонятным, если он не будет изнутри переживать те истины, о которых оно говорит. Невозможно быть богословом только в качестве стороннего наблюдателя. Как и всякая наука, богословие предполагает практику, и как раз практикой для теологического образования является посещение церкви. Поэтому вполне естественно, что там, где учреждаются кафедры теологии, как правило, создаются и домовые храмы, чтобы те студенты, которые желают проверить на собственном опыте, насколько религиозное учение является истинным, насколько оно может в реальной жизни помочь человеку, могли это осуществить через посещение храма, через участие в литургической жизни.

Еще один важный вопрос: зачем человеку вообще нужна Церковь, нужна религия? Ведь есть люди, которые живут без религии и, как будто, прекрасно без нее обходятся. Более того, религия не спасает человека от болезней или иных испытаний. Нельзя сказать, что религиозным людям везет в жизни больше, чем нерелигиозным. Поэтому у некоторых возникает вопрос: зачем нужна религия, если без нее можно прожить? Зачем нужно ходить по воскресеньям в Церковь, если можно использовать этот день, чтобы отоспаться, пообщаться с семьей, в конце концов, чтобы развлечься и отдохнуть?

На этот вопрос я хотел бы ответить следующим образом. В современном мире человек живет, окруженный различными возможностями. И эти возможности, как большой рынок, предоставляют человеку все, что кажется интересным, симпатичным. Каждый может выбрать для себя тот спектр услуг и развлечений, тот круг общения, который ему кажется интересным. И в этом смысле каждый человек в некоторой степени является творцом своего счастья: если ему удалось получить профессию, которую он хотел получить, и достичь в этой профессии успеха, если он удачно вступил в брак, если достиг определенного материального благополучия и карьерного успеха, то, кажется, жизнь состоялась. Чего же еще тогда ждать от жизни, зачем тогда нужна религия, что она может прибавить, если у человека и так все есть?

Жизненный опыт людей показывает, что дело обстоит совсем не так просто. Есть те, кто этого всего достиг, — у них есть все: материальное благополучие, постоянный карьерный рост, есть даже хорошая семья, но при этом почему-то нет счастья. И часто такие люди сами себе задают вопрос: а чего мне не хватает, почему нет счастья, хотя, вроде бы, все в жизни есть?

И во многих случаях оказывается, что счастья у человека нет, потому что он не понимает, зачем живет. Чувство неудовлетворенности нарастает у человека по мере того, как он приближается к некоему естественному порогу, каковым является смерть. О ней многие люди стараются вообще не думать. Сейчас принята даже определенная культура общения, которая исключает всякое упоминание о смерти. Частенько приходится слышать: «Давайте не будем говорить о грустном, зачем вы сообщаете, что кто-то умер или при смерти, зачем затрагивать в беседе тему могил, кладбищ? Давайте будем жить, как будто этого не существует».

Но рано или поздно человек с этой реальностью встречается либо в собственной жизни, либо в жизни окружающих. Как правило, чем старше человек становится, тем больше вокруг него оказывается смертей: близкие, сверстники и друзья начинают умирать, и тем острее он ощущает временный характер своей собственной жизни. И тогда он начинает понимать, что накопленные материальные блага он может передать своим детям, но ему самому ничего не останется за тем порогом, который должен будет переступить каждый. По окончании жизни он куда-то уйдет, но не знает, куда. Простой вопрос, зачем и почему человек умирает, заставляет многих людей задуматься о том, в чем смысл жизни. Зачем человек живет, если когда-нибудь ему все равно придется умереть? Зачем накапливать богатства, если рано или поздно он все равно их лишится? Зачем ему достигать успеха в каком-либо деле, если рано или поздно придется оставить это дело и кто-то другой его подхватит?

Так называемые вечные вопросы не могут не занимать ум человека, если это человек думающий и задающий себе вопрос о смысле жизни. Очень многие люди, не находя ответа на этот вопрос вне религии, не могут найти и смысл жизни. Отсюда происходят многие болезни, которыми сегодня страдает наше общество. Они свойственны и пожилым, и молодым людям, и преуспевающим, и неблагополучным,  и мужчинам, и женщинам. Среди этих недугов — алкоголизм, наркотики или иные формы зависимости. По сути дела, они представляют собой попытки уйти от того, что мучает человека и грызет его сердце, не дает жить спокойно. Это попытка уйти в некую иллюзорную реальность хотя бы на время, чтобы не задавать себе мучительные вопросы.

Удивительно, но этими зависимостями страдают часто именно люди преуспевающие, не бедные, у которых все не так плохо в жизни. Все равно внутренний червь, который их точит, не позволяет им насладиться земным счастьем в полной мере, не позволяет забыть о том, что это счастье временное и преходящее. Он заставляет их вновь и вновь возвращаться к вопросу о смысле жизни.

Религия дает человеку ответ на вопрос о смысле жизни. Более того, она дает этот ответ каждому человеку на каждом этапе его развития и в самых разных обстоятельствах. Этот ответ мы не можем вычитать в книгах — его мы получаем непосредственно от Бога в нашем религиозном опыте. Сила религиозной веры в том, что религия открывает человеку иное измерение жизни, которое вроде бы отсутствует в видимом мире, но присутствует в мире невидимом. Именно это измерение дает ответы на многие вопросы, в том числе на вопрос о смысле жизни, о смысле страданий. Часто люди спрашивают: почему человек совершает зло и при этом преуспевает, а другой делает всем добро и при этом страдает? Почему один умирает молодым и при несчастных обстоятельствах, а другой достигает старости и умирает в своей постели в преклонных летах, хотя, может быть, по своим делам он совершенно этого не заслужил?

Ответы на эти и другие вопросы, в том числе на «вечный» вопрос о причине и смысле страданий, особенно страданий детей (вспомним  Достоевского, писавшего о слезинке ребенка), можно найти в религиозной перспективе, когда человек не просто умом, но опытом своей жизни приходит к пониманию того, что земная жизнь – лишь некий отрезок того пути, по которому его ведет Бог. Он осознает, что земное поприще кончится — для кого-то раньше, для кого-то позже, — и после этого начнется некая иная жизнь, которая будет продолжением жизни земной, и качество ее во многом будет зависеть от того, как человек жил здесь, на земле.

Иной раз, когда люди размышляют о том, как Церковь учит о загробном мире, они представляют это таким образом: за добро в загробном мире человек получит воздаяние, а за зло – наказание. Это очень упрощенный взгляд на жизнь после смерти. Конечно, всякое добро будет вознаграждено, за всякое зло человек будет наказан. Но нельзя это воспринимать в неких судебных категориях. Человек своими поступками, своим образом жизни осуждает себя на то или иное будущее, и в этом смысле мы являемся творцами своего будущего не только здесь, на земле, но и в вечной жизни.

Я приведу очень простой пример. Человек, находящийся на одной из поздних стадий алкоголизма, уже в этой жизни испытывает страдания, которые люди будут испытывать, попав в ад. Страдающие наркоманией или алкоголизмом бывают подвержены галлюцинациям, им являются демоны — они уже в этой жизни живут так, как будто находятся в аду. И в этом смысле они сами себе выносят приговор, их жизнь после смерти будет естественным продолжением того, как они жили на этой земле. Это произойдет не потому, что кто-то другой этого захотел, не потому, что Господь решил наказать человека за те или иные проступки. Бог готов простить человека за любой совершенный им грех — в этом одна из тайн церковной жизни. Какой бы грех человек ни совершил, он может прийти на исповедь и покаяться, и этот грех будет ему прощен. Качество же жизни человека на этой земле будет прямым образом сказываться на качестве жизни его после смерти.

Есть противоположный пример: люди, которые приходят в церковь, участвуют в богослужении, в Таинствах, особенно в Таинстве святого Причащения, иногда испытывают такие духовные состояния, которые невозможно описать человеческим языком. Их невозможно перевести на язык человеческих понятий, слова «восторг», «вдохновение» или «эйфория» не смогут правильно отразить их.

Такое духовное состояние сродни райскому блаженству, и человек здесь и теперь, живя на этой земле и в этом материальном теле, начинает ощущать его — может, не всегда, а в какие-то особые минуты, в те моменты, когда он общается с Богом в молитве и в Таинствах. Очень многие верующие такие моменты пережили, и именно это дает возможность пережить трудные моменты жизни, когда человеку порой кажется, что Бог его оставил, и достойно идти по своему жизненному пути.

Опыт рая и ада, опыт общения с Богом и с силами тьмы — все это, по сути дела, мы приобретаем уже здесь, в человеческой жизни. И во многом от того, какой духовно-нравственный выбор делает человек на своем жизненном пути, зависит то, какой будет его жизнь на земле и жизнь после смерти, а также какой будет жизнь наших ближних. Не будем забывать, что создавая ад для самих себя здесь, на земле, мы, как правило, создаем его еще и для окружающих. А приобщаясь к райскому блаженству уже в этой земной жизни, мы и других людей начинаем приобщать к этому райскому блаженству.

Эту весть всегда несла и будет нести людям Церковь. Об этом вы не услышите из СМИ, а узнаете только тогда, когда сами придете в Церковь и воочию, на собственном опыте убедитесь в истинности христианской веры. Об этом вы даже, наверное, не узнаете на кафедре теологии. Но все-таки изучение теологии как научной дисциплины для многих людей пролагает путь к познанию Бога, ко встрече с Ним — встрече, дороже которой в жизни человека нет и не может быть ничего».

По окончании выступления преподаватели и студенты продолжили общение с архипастырем в формате вопросов и ответов.

В завершение встречи владыка Иларион передал в дар библиотеке УрГГУ два тома своей книги «Православие».

В тот же день митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл посетили Екатеринбургскую консерваторию имени М.П. Мусоргского, где состоялся концерт духовной музыки.

По завершении концерта митрополит Иларион и заслуженный артист Российской Федерации  Д.П. Коган возглавили заседание Попечительского совета консерватории.

Служба коммуникации ОВЦС

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»