НОВОСТИ

Проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры Д.В. Шмонин выступил в Калининграде с докладом «Миссия университета и теология в современной образовательной среде»

Проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры Д.В. Шмонин выступил в Калининграде с докладом «Миссия университета и теология в современной образовательной среде»

В рамках XXI Международной научно-практической конференции по педагогическому образованию «Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформация. Ресурсы» (Калининград, 27-30 апреля 2022 г.) в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта) состоялся симпозиум «Антропологическая миссия современного образования». 

К участникам симпозиума с приветствиями обратились ректор БФУ им. И. Канта профессор А.А. Федоров и архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим.

С основным экспертным докладом «Миссия университета и теология в современной образовательной среде» выступил проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель экспертного совета ВАК при Минобрнауки России по теологии, председатель научного совета НОТА  профессор Д.В. Шмонин.

Вели дискуссию директор Института образования БФУ им. И.Канта профессор А.О. Бударина и директор Высшей школы философии, истории и социальных наук БФУ им. И.Канта профессор Р.В. Светлов. В симпозиуме приняли участие руководители Министерства образования Калининградской области, представители руководства и научно-педагогические работники высших учебных заведений региона, священнослужители Калининградской епархии.

 

В комментарии информационной службе БФУ им. И. Канта профессор Д.В. Шмонин отметил:

«В ходе симпозиуме состоялась полезная и для региона, и для всей России дискуссия об антропологической миссии университетского образования в современной ситуации. В кампусе Балтийского федерального университета, входящего в Научно-образовательную теологическую ассоциацию, удалось собрать экспертов, представляющих образование (светское и церковное, гражданское и военное, высшее и среднее), деятелей Церкви, административно-управленческие органы. Мне кажутся важными прозвучавшие мысли о том, что задача университета - не столько «собрать по стандарту» профессионала с набором компетенций, сколько обеспечить среду, формирующую личность современного человека. мировоззрением. Лучше, наверное, говорить не о модели, а об образе выпускника -профессионала с критическим мышлением и ценностным мировоззрением. Рисуя этот образ, мы можем и должны опираться на базовые ценности интеллектуальной и духовной культуры. История университетского образования показывает, что гуманистическое, антропоцентрическое, просветительское начало в образовании работало успешно, когда коррелировало с началом более глубоким - религиозно-философским, теологическим. Основы миропонимания, принципы морали коренятся в аксиоматике традиционных религий. Систематическое выражение основных законов жизни человека веками складывалось в богословских доктринах, в теологии. Осознание, четкое понимание религиозной компоненты в нашей истории и культуре раскрывает современный смысл образования в целом, в особенности - духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, той большой работы, которая заключена в емкой формуле «сохранения общероссийской гражданской идентичности». Теологические программы различных уровней у нас в стране реализуются в 96 вузах. Теология уже сложилась как отрасль науки. Присутствие теологии в семье университетских дисциплин - вопрос не церковный, а общекультурный, мировоззренческий. Раскрывая и соединяя прошлое, настоящее и будущее страны, этноса, региона, семьи, теология усиливает ресурсы формирования личности современного человека, профессионала с широким горизонтом, гражданина страны. Видеть эти векторы, осознавать и использовать дополнительные ресурсы, - в этом я вижу один из ключевых моментов антропологической миссии университета в новой образовательной парадигме».

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»