Выступление апостольского нунция в РФ архиепископа Ивана Юрковича на тему "Принципы деятельности Святого Престола на международной арене»

b_1200_530_16777215_00_images_stories_news2015_01_jan_06_IMG_2094.jpg

23 января 2015 года в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений в конференц-зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялся круглый стол «Христианские ценности как фактор современных международных отношений», организованный кафедрой внешних церковных связей ОЦАД. В мероприятии приняли участие эксперты, дипломаты, общественные деятели, представители Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, в том числе апостольский нунций в РФ архиепископа Иван Юркович.

Ваше Преподобие! Дамы и господа!

Святой Престол, несмотря на функциональную связь, соединяющую его с государством-городом Ватикан, действует на международной арене как центральный орган Римско-Католической Церкви, то есть как религиозная организация, проецирующая себя в духовной сфере и руководствующаяся целями, по характеру глубоко гуманитарными, которые близки глубинным чаяниям человеческой семьи. Это – мир, развитие, права человека, свобода религий, транснациональная интеграция и сотрудничество всех людей доброй воли в самых разных проявлениях человеческой деятельности.

Все эти виды деятельности Святой Престол осуществляет, прежде всего, через прямое участие местных церквей, а также различных католических организаций, которые участвуют в разнообразных международных инициативах, а также, особым образом, посредством контактов на континентальном и национальном уровнях.

Как институт Святой Престол действует и через папскую дипломатию, представляющую собой исключительный во многих отношениях инструмент на международной арене. Основные её функции происходят из церковных понятий и являются, с одной стороны, дипломатическими, специфически организованными для их осуществления, но с другой стороны, епископы, священники и иные лица, вовлечённые в папскую дипломатию, твёрдо придерживаются институционального профиля и охвачены пастырским рвением.

Конечно, следует добавить, что дипломатия Святого Престола является дипломатией понтифика – не только перед лицом государственной власти, но и для облегчения его связей как с местными католическими общинами, так и с иными религиозными лидерами стран, при том, что отношения с другими христианскими деноминациями носят особый характер.

В этой связи, Папское представительство в Российской Федерации имеет особенный профиль: в том смысле, что Москва является престольным градом Предстоятеля самой большой Православной Церкви.

Руководящие принципы современной папской дипломатии

Дипломатические действия Святого Престола, будь они двусторонние или многосторонние, не зависят от политической или экономической власти. Как я уже говорил, папская дипломатия основана на моральном и духовном авторитете Папы как Главы Католической Церкви, что должным образом признано и подтверждено международным правом. Не претендуя на исчерпывающий подход, хотел бы сформулировать основные принципы папской дипломатии.

1. Прежде и более всего – центральное положение человеческой личности, ее достоинства и права: права на жизнь на всех стадиях развития; права на свободу волеизъявления, свободу совести, вероисповедания (во всех его проявлениях, а не только права на свободу богослужения). Это право должно быть основополагающим в общественной, культурной, экономической и политической жизни.

В 1995 году, обращаясь к Организации Объединенных Наций по случаю пятидесятилетия ее образования, Папа Иоанн Павел II заявил на Генеральной ассамблее, что всеобщее стремление к свободе представляет собой одну из отличительных черт нашего времени… Именно всемирный характер [этого движения к свободе] дает нам важный "ключ" и подтверждает, что права человека воистину универсальны и укоренены в самой природе человеческой личности, и вызывает серьезную озабоченность то, что сегодня некоторые люди отрицают универсальность прав человека" (№№ 2,3).

Римско-Католическая Церковь всегда учила, что, поскольку целью политического сообщества является защита и продвижение общего блага лиц, его составляющих, политическая власть может требовать подчинения от граждан, только если она осуществляется ради общего блага (GS 74, 75). Другими словами именно человеческой личности – в ее индивидуальном и социальном измерении – должны служить всякий закон, система, структура или программа.

Именно поэтому Святой Престол активно участвует в международных конференциях по правам человека, подписал и ратифицировал международные договоры и соглашения, направленные на продвижение и защиту прав человека.

2. Вторым принципом, который я хотел бы упомянуть, является продвижение и, если это необходимо, защита мира и мирного сосуществования при этнических, религиозных и культурных различиях; отрицание войны как способа решения споров между государствами; способствование разрешению конфликтов и примирению и исцелению после их завершения.

Чтобы побудить все нации к подписанию и ратификации договоров и конвенций, которые могли бы сделать мир лучшим и более спокойным местом, Святой Престол подписал и ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия (1971) и Конвенцию о запрете противопехотных мин (1997), а также Конвенцию о запрещении химического оружия (1999), основные договоры по разоружению и Женевскую конвенцию.

3. Третий принцип – поддержание институтов и народов, которые защищают демократию и диалог в отношениях даже с "трудными" режимами.

Католическая Церковь не признает наилучшими никакую политическую систему или конституционный строй. Но она признает, что демократия обеспечивает участие граждан в политическом процессе и дает возможность нести совместную ответственность в определении судьбы собственной страны. Конечно, подлинная демократия не сводится к вопросу количества голосов – она означает, что голоса отдаются свободно, ответственно и должным образом информированными людьми.

Покойный Папа Иоанн Павел II так написал в 1991 году в Энциклике Centesimus Annus (№ 46): "Подлинная демократия возможна лишь в государстве, управляемом законом, и на основе правильной концепции человеческой личности… Если политическая деятельность не движется и не направляется высшей истиной, тогда идеями и убеждениями можно легко манипулировать ради власти. История свидетельствует, что демократия без ценностей легко превращается в открытый или плохо скрытый тоталитаризм".

4. Четвертый принцип, о котором хотелось бы сказать, – это уважение международного права и поддержка многосторонней дипломатии.

Святой Престол всегда проявлял уважение к международному праву как к основе международного порядка, опирающегося, как указывает Хартия Объединенных Наций, на принцип суверенного равенства всех Членов (§ 2.1) в контексте дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равных прав и самоопределения (§ 2.1).

От понтификата Пия XII (1939-1958) до понтификата Иоанна Павла II (1978-2005) Папы ясно выражали свою поддержку Организации Объединенных Наций. Также Папа Бенедикт XVI посетил штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, и Папа Франциск намеревается сделать это позже в этом году.

Папа Павел VI (1963-1978) очень красноречиво высказал свою поддержку, обращаясь к Генеральной Ассамблее в 1965 году, по случаю 20-летия образования ООН: "Наше послание означает прежде всего торжественное моральное одобрение этого высокого института… Как "эксперт по человеческим душам" мы высказываем этой Организации поддержку и одобрение – и со стороны наших недавних предшественников, и со стороны католической иерархии, и от нас самих. Ибо мы убеждены, что эта Организация являет собой обязательный путь для современной цивилизации и мира во всем мире… Вы освящаете великий принцип, что отношения между нациями должны регулироваться разумом, справедливостью, законом, соглашениями, а не силой, насилием, войной, и, разумеется, не страхом и обманом" (№№ 1, 2).

Тридцать лет спустя Иоанн Павел II, в уже упоминавшемся обращении к Генеральной Ассамблее ООН, сказал, в частности: "Через пятьдесят лет после своего основания, потребность в ООН стала еще более очевидной. Но чтобы должно отвечать на стоящие вызовы, она должна стоять выше некоего холодного административного института, становясь моральным центром, в котором все нации мира чувствовали бы себя дома, совместно осознавая бытие, будучи "семьей наций"… По своей сути, семья является общиной, основанной на взаимном доверии, поддержке и искреннем уважении. В настоящей семье сильный не доминирует; наоборот, он служит именно слабым членам семьи, именно потому, что они слабые" (№ 14).

В свою очередь, выступая в ООН в 2008 году, Папа Бенедикт XVI подчеркнул, что "ООН воплощает надежды людей на больший мировой порядок, вдохновляемый и управляемый принципом субсидиарности… Это тем более очевидно сейчас, когда мы становимся свидетелями парадокса, что многонациональный консенсус находится в кризисе, потому что он до сих пор подчинен решениям немногих, в то время как мировые проблемы требуют вмешательства в форме коллективных действий всего международного сообщества".

5. Пятый и последний принцип папской дипломатии, на котором я хотел бы остановиться, наиболее очевиден: дипломатические действия и присутствие Святого Престола в международном сообществе не окрашены политическими, экономическими или какими-либо иными интересами. Для Святого Престола важно способствовать достижению международного морального консенсуса, принимающего во внимание законные различия. Именно этого он стремится достичь в своих двусторонних и многосторонних отношениях.

Некоторые направления деятельности последних понтификов

В то время как Святой Престол представлен папскими посланниками почти во всех столицах мира и штаб-квартирах международных организаций, мы можем в определенном смысле сказать, что первым и главным дипломатическим лицом является сам Папа.

1. Иоанн Павел II

Это было особенно очевидным во время понтификата Папы Иоанна Павла II, побившего все рекорды по числу своих пастырских визитов, а также в плане своей личной вовлеченности в дело продвижения диалога между народами, культурами. Его подход отличался уважением к людям других взглядов и других религий, стремлением побудить политических и общественных лидеров работать ради общего блага, ради изменения к лучшему в обществах и политических системах. Это вдохновило миллионы молодых людей пересмотреть шкалу ценностей, помогало взаимопониманию и диалогу между народами и религиями во благо добра и победы над злом и его делателями.

Он делал это в убеждении, что единственной "осью координат" дипломатических действий Церкви является человеческая личность и все, что относится к ее достоинству и правам.

2. Бенедикт XVI

Не менее убедительной представляется деятельность Папы Бенедикта XVI, наследника трагедии, пережитой его народом в XX веке. В первом обращении к членам Дипломатического корпуса, аккредитованного при Святом Престоле, он говорил: "Я происхожу из страны, в которой ценятся мир и братство, особенно теми гражданами, которые, как я, пережили войну и разделение братьев и сестер, принадлежащих к одной и той же нации, произошедшее из-за разрушительного влияния антигуманных идеологий, которые под маской устремлений и иллюзий скрывали груз тяжелого угнетения. Поэтому вы поймете, почему я особенно чувствителен к диалогу между всеми людьми, ради преодоления любых конфликтов и напряженностей, чтобы сделать Землю Землей мира и братства.

Соединяя усилия, христианские общины, национальные лидеры, дипломаты, все люди доброй воли призваны достичь общественного мира, преодолеть соблазн конфронтации культур и рас, которые естественно различаются. Ради этого каждый народ призван отыскать в своем духовном и культурном наследии высшие ценности, которыми он обладает, чтобы безбоязненно встретить иное, чтобы быть готовым разделить собственные духовные и материальные богатства, ради всеобщего блага".

3. Папа Франциск

Папа Франциск, несмотря на пока что небольшой срок своего понтификата, уже внес новый личностный колорит в практическое применение тех принципов дипломатической деятельности, о которых мы говорим. В своем Обращении к представителям дипломатического корпуса (12 января 2015 г.) он сделал особый акцент на принципе защиты и продвижения мира. Для русского читателя этой эмоциональной речи будет особенно интересным узнать, что первый образ, который использует Папа Франциск, – это образ иконы Рождества Андрея Рублева, "соединяющей два основных христианских праздника, – Рождество и Пасху, – показывающей, что радостное восприятие Рождества неотделимо от драмы земной жизни Иисуса, Его унижения и отвержения, вплоть до Смерти Крестной".

Папа связывает отвержение Бога с "культурой отвержения", господствующей в современном обществе. Это привело к тому, что человечество исполнено боли, его постоянно рвут на части разного рода конфликты и напряженность. В результате нарушаются подлинные межчеловеческие связи, что ведет к общественным разломам, насилию и смерти. Конфликты, разные по форме и степени интенсивности, распространяются по всему миру, начиная с соседней Украины, ставшей драматическим полем сражений. Папа выражает "надежду, что посредством диалога усилия, предпринимаемые сейчас, чтобы остановить военные действия, будут консолидированы, и вовлеченные стороны, следуя по пути уважения международного права, взаимного доверия и братского примирения, положат конец существующему кризису".

С особой заботой Папа говорил о положении на Ближнем Востоке, возлюбленной земле Спасителя, которую, как известно, Его Святейшество посетил в мае прошлого года, приняв участие в молитве, совместно с Президентом Израиля Шимоном Пересом и Президентом Палестины Махмудом Аббасом.

Однако долгий срок трагических конфликтов на Ближнем Востоке привел к появлению фундаменталистского терроризма в Сирии и Ираке. "Религиозный фундаментализм, еще до того, как с невиданной жестокостью уничтожает людей, уничтожает Самого Бога, делая Его лишь идеологическим предлогом". Ради восстановления гармонии политические и религиозные лидеры, прежде всего, мусульманские, должны осудить фундаменталистские и экстремистские интерпретации религии. Ближний Восток без христиан будет изувеченным и искалеченным!

Не исчезает нестабильность и в ряде африканских стран – Центральной Африканской Республике, Судане, Сомали, Конго. В состоянии бедствия там долгое время живут миллионы людей, прежде всего женщин и детей. Это должно подтолкнуть международное сообщество к совместным усилиям для прекращения ненависти и насилия, укрепления мира и защиты сверхъестественного достоинства человеческой личности.

Культура отвержения проявляется и вне военных конфликтов. Среди "прокаженных" наших дней оказались миллионы людей, страдающих от распространения эпидемии Эбола. Военная, политическая и экономическая нестабильность, наряду с болезнями, является основной причиной хронической проблемы миграции в Европу. Ссылаясь на выступление в Европейском Парламенте, Папа еще раз призвал к большей заботе и вниманию к защите человеческого достоинства мигрантов, и самой их жизни – чтобы Средиземное море не превратилось в кладбище!

Но в современном мире существуют и "скрытые изгнанники" – это, прежде всего, престарелые и инвалиды, страдающие от "культуры отторжения", которая разрывает естественные человеческие связи, что сильнее усугубляется в контексте глобализации и во времена экономического кризиса. Святой Отец возвышает свой голос, чтобы государство и общество не оставляли усилий по интеграции и социальному развитию множества людей, потерявших смысл своего существования. На защиту сверхъестественного достоинства личности направлена и подписанная в Ватикане 2 декабря 2014 года представителями основных мировых религий Декларация против рабства.

Среди страдающих от "культуры отторжения" Папа Франциск особо выделяет женщин, положение которых в обществе не соответствует тому вкладу, который они вносят, в том числе и как проводники и хранительницы на практике традиционных, прежде всего, семейных, ценностей.

Тема нормализации социального положения и защиты личности женщины может стать новой темой для обсуждения в рамках межхристианского диалога. Никогда не будет лишним подтвердить, что этот диалог занимает совершенно особое, непререкаемое место в папской дипломатии. Помимо известного богословского обоснования этой неизменной позиции Святого Престола, становится все очевидней важность единой или согласованной позиции христиан по сохранению традиционных ценностей, ради блага и самого будущего современного общества!

Конечно, Святой Престол не претендует на ту роль, которую занимают ведущие игроки международной жизни. Но Святой Престол и его дипломатия, руководствуясь изложенными принципами, поднимают вопросы, которые не перестают быть важными, даже если они не решаются в течение десятилетий. Мы помним положительную реакцию Президента России В.В. Путина на письмо по вопросу мира в Сирии, направленное Папой в сентябре 2013 года. Хочу подчеркнуть, что одновременно с направлением письма Папа Франциск объявил неделю молитвы во всей Церкви о мире в Сирии – и это очень важно для понимания Папской дипломатии, которая является частью единого действия Католической Церкви.

Последний пример – личное участие Папы Франциска в шагах по нормализации отношений между США и Кубой. Интересно, что в своем послании к нации Президент США Б. Обама прямо сослался на письмо Его Святейшества. Это произошло впервые в истории – так же, как впервые в истории на письмо Папы сослался Президент России В.В. Путин.

Приветствуя страны, поощряющие человеческое развитие, политическую стабильность и гражданский мир между своими гражданами, Папа Франциск молитвенно призывает, чтобы наступивший 2015 год стал годом надежды и мира. Мира – не как окончания войн, но как целостного обращения человеческих душ и сердец!

Please publish modules in offcanvas position.

?iaaen.Iao?eea