В немецком Эрфурте прошла международная конференция о Всеправославном соборе

b_1200_530_16777215_00_images_zaglushka.jpg25-27 февраля 2016 года в Эрфурте (Германия) состоялась международная конференция «Всеправославный собор 2016 года – Новая эпоха для Православной Церкви? Междисциплинарные перспективы». Мероприятие было организовано Эрфуртским университетом совместно с Германской ассоциацией восточноевропейских исследований при участии Центра изучения современных проблем православной экклезиологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия и Мюнстерского университета.

К участию в конференции были приглашены богословы и исследователи религии из Германии, России, США, Великобритании, Франции, Бельгии, Австрии, Чехии, Греции, Болгарии. По благословению ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона в делегацию Русской Православной Церкви вошли руководитель Центра изучения современных проблем православной экклезиологии ОЦАД, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии А.В. Шишков; научный сотрудник Центра, член СББК А.И. Кырлежев, а также проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии, член СББК протоиерей Владимир Хулап.  

Конференция открылась лекцией «Понятие собора в восточной православной традиции и экклезиологии» профессора Батлерского университета (Индианаполис, США) Пола Вальера. Со специальными комментариями к лекции выступили Димитрий Мосхос (Афинский университет, Греция) и Дженифер Васмут (Берлинский Университет им. Гумбольдта), текст которых был зачитан организаторами конференции.  

Основная программа конференции началась 26 февраля сессией «Церковное устройство современного мирового православия», посвящённой организационному разнообразию Православной Церкви. В своём докладе «Мировое православие: типология автокефальных церквей» А.И.Кырлежев предложил несколько возможных типологий поместных православных церквей-участников всеправославного процесса. А.В. Шишков в докладе «Автокефалия и первенство как экклезиологические принципы: два понимания устройства Православной Церкви» на материале дискуссий о православной диаспоре выделил две теоретические модели устройства Православной Церкви, которые использовались при формулировке решений по спорным экклезиологическим вопросам.  

Вторая сессия «Православные церкви на современной (гео)политической арене» была посвящена геополитическому взгляду на Православную Церковь накануне Всеправославного собора. Преподаватель Астонского университета (Бирмингем, Великобритания) Лучиан Люстян в своем докладе «Православные национальные церкви и диаспоральные общины: вызовы национализации и национализма» остановился на проблеме национализма как фактора, влияющего на геополитическую ситуацию в мировом православии. Другой ракурс предложила научный сотрудник Софийского университета св. Климента Охридского (Болгария) Даниэла Калканджиева. Она выступила с докладом «Международная деятельность Московского и Константинопольского Патриархатов в ХХ веке как “церковная геополитика”», в котором предложила сравнительный анализ активности Московского и Константинопольского Патриархатов на межправославной арене в ХХ веке.  

Доклады третьей сессии «Экклезиальное разнообразие в современном православии» объединял социологический подход к многообразию современного православия. Научный сотрудник Эрфуртского университета (Германия) Себастьян Римештад в докладе «Кто не был приглашен на собор? Непризнанное и альтернативное православие» описал многообразие «альтернативного православия» и предложил свою типологию различных групп и сообществ, не признанных каноническими поместными православными церквами. Исследователь из Парижского университета (University of Paris 8, Франция) Василий Пневматикакис в докладе «Действительно ли множественность церковных юрисдикций в православной диаспоре является реальной проблемой?» проанализировал ситуацию мультиюрисдикционности в православной диаспоре на французском и американском примерах. В частности, он пришел к выводу, что множественность юрисдикций в диаспоре является скорее позитивным фактором для развития православия на этих территориях.   Четвертая сессия «Местное и глобальное/универсальное в православии» была посвящена вопросам соотношения местного/локального и универсального/глобального. В докладе специалиста по каноническому праву из Венского университета (Австрия) Евы Синек «Местные православия и Вселенское Православие: каноническая перспектива», который был зачитан организаторами конференции, вопрос соотношения местного и универсального рассматривался в перспективе канонического права. Исследователь Центра русских, кавказских и восточноевропейских исследований (Париж, Франция) Кати Русле в своем докладе «Православное христианство и глобализация: социологический подход» коснулась социологического аспекта вопроса и предложила свое видение участия Православной Церкви в мировых глобализационных процессах.   

Завершился первый рабочий день конференции панельной дискуссией на тему «Что мы можем и должны ожидать от Всеправославного собора?», в которой приняли участие протоиерей Владимир Хулап, а также директор Православного богословского института св. Иоанна Богослова в Брюсселе (Бельгия) священник Кристоф Д’Алусио и исследователь из Института православной теологии Мюнхенского университета (Германия) Георгий Влантис. Модератором дискуссии выступил профессор Мюнстерского университета Томас Бремер. 

27 февраля работа конференции продолжилась сессией «Православное христианство и (пост)модерный мир», посвященной современным социальным и политическим вызовам, стоящим перед мировым православием. Сессию открыл доклад профессора Фордемского университета (Нью-Йорк, США) Аристотеля Папаниколау «Православие и вызовы (либеральной) демократии», в котором был рассмотрен вопрос о совместимости православной политической теологии с либерально-демократическими идеями. Главный организатор конференции профессор Эрфуртского университета Василий Макридес представил текст профессора Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Александра Агаджаняна «Конструируя новую православную идентичность/идентичности в пост-коммунистическую эпоху», который проанализировал текст документа «Миссия Православной Церкви в современном мире», вынесенный на утверждение Всеправославного собора.   

Доклады заключительной сессии «Православное христианство и межхристианские отношения» касались темы взаимоотношений православия с инославным миром в повестке всеправославного предсоборного процесса. Ректор Богословской академии в Волосе (Греция) Панделис Калаицидис в своем докладе «Православие, экуменизм и межхристианский диалог» анализировал документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Профессор Лувенского университета (Бельгия) Петер Де Мей предложил сравнительный анализ отношения к экуменизму и инославию в повестке Всеправославного и Второго Ватиканского соборов.   

Конференция завершилась панельной дискуссией на тему «Взгляд других христиан на Всеправославный собор». В дискуссии приняли участие директор Института экуменических исследований им. Йохана-Адама Мёлера (Падеборн, Германия) Йоханнес Ольдеман, профессор факультета протестантской теологии Карлова университета (Прага, Чехия) Ивана Нобл, профессор факультета протестантской теологии Марбургского университета (Германия) Карл Пинггер. Модератором выступила преподаватель факультета лютеранской теологии Университета в Халле-Виттенберг (Германия) Анна Брискина-Мюллер.

Please publish modules in offcanvas position.

?iaaen.Iao?eea