9.jpg

14 июня 2017 года состоялось открытие Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве».
 
Цель форума, который проходит при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, – обсуждение актуальных теоретических и практических проблем становления теологической отрасли знания и развития теологических образовательных программ в современной России.
 
В подготовке и проведении конференции принимают участие высшие учебные заведения, на базе которых действует Объединенный диссертационный совет по специальности «Теология», а также Экспертный совет по теологии Высшей аттестационной комиссии при российском Министерстве образования и науки, Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН «Теология», экспертная группа по теологии при Межрелигиозном совете России, Межведомственная координационная группа Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах.
  
Участниками и почетными гостями мероприятия стали православные иерархи и священнослужители, руководители традиционных религиозных общин России, представители Администрации Президента Российской Федерации, Министерства образования и науки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Высшей аттестационной комиссии, Межведомственной координационной группы Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах, ректоры высших учебных заведений.
 
В числе участников конференции от Русской Православной Церкви – председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, заведующий кафедрой теологии МИФИ митрополит Волоколамский Иларион; митрополит Тульский и Ефремовский Алексий; митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, ректор Ставропольской духовной семинарии; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, ректор Саранской духовной семинарии; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии; епископ Дмитровский Феофилакт; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии; епископ Глазовский и Игринский Виктор; епископ Среднеуральский Евгений; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; ректор РПУ игумен Петр (Еремеев); ректор Курской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский); ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин); декан ПСТГУ  протоиерей Павел Хондзинский; заместитель директора Института богословия и пастырской педагогики при РХГА протоиерей Олег Скоморох; председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский); проректор по науке ПСТГУ протоиерей Константин Польсков.
 
Общецерковная аспирантура была представлена проректором по учебной работе иеромонахом Иоанном (Копейкиным), проректором по научной работе Д.В. Шмониным, руководителем Управления по общественным связям и протоколу Мигелем Паласио, сотрудниками и преподавателями.
 
В начале заседания митрополит Волоколамский Иларион огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
 
«Признание государством теологии как научной специальности, создание диссертационных советов и экспертного совета ВАК знаменует собой начало нового этапа в истории российского образования и науки. Все это свидетельствует о том, что общество постепенно освобождается от груза ложных представлений и идеологических штампов прошлого, в соответствии с которыми вне науки оставалось знание, не вписывавшееся в рамки материалистической философии и естествознания XIX века», – констатирует Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что сегодня среди ученых крепнет осознание того, что теология, которая прежде всего является систематическим выражением религиозной веры, представляет собой также и систем дисциплин, отвечающих критериям научности. «Искусственно отделять этот мощный пласт гуманитарного знания от науки и образования – значит обкрадывать нашу культуру, лишать ее исторической памяти, мировоззренческих и ценностных основ», – уверен Его Святейшество.
 
В выступлении  на конференции министр образования и науки О.Ю. Васильева сообщила о том, что подписан приказ, согласно которому теперь в России возможно присуждение ученых степеней кандидатов и докторов теологии. Научная специальность «Теология» появилась в России еще в 2015 году, однако специальных ученых степеней для теологов не предусматривалось.
 
«Мне кажется, что особое внимание нам нужно обратить на подготовку научных кадров. Поэтому встает следующий вопрос – это укрепление, усиление кафедр теологии», — сказала О.Ю. Васильева. По ее словам, в России нет никаких препятствий для того, чтобы данная область науки развивалась, и это только начало пути. Министр образования также отметила, что в вузах будет увеличено число бюджетных мест на специальность «Теология».
 
В прозвучавшем далее послании главы Администрации Президента Российской Федерации А.Э. Вайно признание теологии в России как комплексной научной и образовательной дисциплины названо «важным и значимым результатом многолетнего конструктивного взаимодействия органов власти, религиозных организаций, педагогических и экспертных сообществ, мощным стимулом для развития гуманитарного знания». Обращение огласил помощник Президента РФ А.А. Фурсенко.
 
По мнению выступившего далее руководителя Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, ректора Российского университета дружбы народов В.М. Филиппова, сегодня отношение к теологическому образованию в российском обществе строится на основе мифов и устаревших стереотипов. «Эти стереотипы вызваны отчасти идеологической зашоренностью, обусловленной воздействием агрессивной антирелигиозной пропаганды на протяжении многих десятилетий», – отметил он, констатировав, что теология не сводится к религиоведению и является комплексной научной дисциплиной, охватывающей значительную область гуманитарного знания.
 
Напомнив, что в России согласно Закону об образовании оно неразрывно связано с воспитанием, В.М. Филиппов указал: «В области теологического образования важным направлением является духовное воспитание молодежи».
 
Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Теология в современной России: становление отрасли».
 
По свидетельству владыки Илариона, на протяжении многих десятилетий теология была искусственно выброшена из образовательного пространства, однако сейчас эта противоестественная ситуация исправлена, и теология заняла свое законное место в системе гуманитарных наук, преподаваемых в светском университете.
 
При этом, напомнил архипастырь, с самого начала проект введения специальности «Теология» в светское образовательное пространство России носил межрелигиозный характер. «Теология – систематическая форма выражения доктрины определенной религиозной традиции, ее вероучения, она формирует религиозное мировоззрение. Создание качественной и современной системы теологического образования в такой стране, как Россия, где на протяжении многих столетий в мире и согласии живут лица разных вероисповеданий, – один из факторов устойчивого развития государства и межрелигиозного мира в нем», – подчеркнул председатель ОВЦС.
 
Изучать религиозные феномены с теологической точки зрения означает изучать их в обширном контексте религиозной традиции, как и изучение философских текстов и идей требует их рассмотрения в контексте философской традиции, напомнил иерарх: «И для этого необходимо систематическое теологическое образование, важным элементом которого является внутренняя коммуникация в сообществе теологов, включающем и преподавателей, и учащихся. В этом отношении теология обладает всеми чертами, характерными для других научных дисциплин. Соединение в рамках теологии личного опыта и теологических компетенций с научной методологией исследования дает эффект, который невозможен при внешнем, отстраненном подходе к религии».  Было отмечено, что теологические компетенции и теологические взгляды на изучаемые явления и процессы полезны, а иногда необходимы специалистам в других науках, в поле зрения которых находятся человек, природа или общество.
 
Признание научного статуса теологии соответствует современному мировому опыту и стратегии интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество, констатировал владыка Иларион, подчеркнув: «Но важно, чтобы теология стала открытой к общественным и социальным проблемам, решаемым в нашей стране, а ее роль в общем научно-гуманитарном пространстве полноценно использовалась для развития межрелигиозного диалога и сотрудничества».
 
При этом выступающий отметил, что говорить о теологии как «новой» отрасли знания можно только в нынешнем российском контексте. Исторически именно теология стояла у истоков университетского образования, и все крупнейшие университеты Западной Европы начинались как теологические школы.
 
Митрополит Волоколамский Иларион особо остановился на важнейшей тенденции последних лет в российском образовательном пространстве: постепенном сближении сферы конфессионального духовного образования со сферой светского образования. «В советское время эти сферы были разведены, между ними была выстроена глухая непроходимая стена, – напомнил он. – Сегодня эта стена разрушена, свидетельством чему стала, в частности, государственная аккредитация нескольких ведущих духовных школ Русской Православной Церкви».
 
Одним из действий, направленных на повышение уровня образования в духовных школах Русской Православной Церкви, стало введение единого образовательного стандарта. До этого учебные программы одной семинарии или академии могли разительно отличаться от программ другой духовной школы аналогичного уровня.
 
Как рассказал владыка участникам конференции, еще одним масштабным проектом, который осуществляется в Русской Православной Церкви, является создание новых учебников для духовных школ. Архипастырь представил собравшимся сигнальные экземпляры трех учебных пособий, которые накануне  были  одобрены на заседании Высшего Церковного Совета.
 
Коснувшись решения о присуждении ученых степеней не по «смежным» отраслям, как это предполагалось раньше (философия, история и др.), а именно по теологии, ректор ОЦАД подчеркнул: «Это означает, что теперь в своих исследованиях  теолог уже не обязан «подгонять» богословские темы под эти смежные науки и работать с оглядкой на специфику конкретно-научных методологий или академических привычек, распространенных в соответствующих сообществах специалистов. Мы можем смело опираться на собственно теологическую методологию и разработку теологической проблематики (включая вопросы догматического, литургического пастырского богословия, библеистики и др.). Это ставит перед нами новые задачи по наполнению отрасли знания «Теология» реальным контентом».
 
По мнению митрополита Илариона, на нынешнем этапе необходимо выделить внутри отрасли знания «Теология» конкретные направления – православное, исламское, иудейское. «Полагаю, что проектирование теологии как отрасли знания должно учитывать перспективу постепенного формирования полноценных групп специальностей, относящихся к определенной религиозной традиции или конфессии», – продолжил иерарх.
 
«Для того, чтобы развивать научную отрасль «Теология», мы должны не смешивать религиозные традиции, а изучать каждую из них в отдельности, – выразил уверенность митрополит Волоколамский Иларион. – При этом важно находить в них, при всех вероучительных и культурных отличиях, общее ценностно-мировоззренческое ядро, и исследовать его с позиций теологии. В этом залог взаимодействия различных религий, этносов и культур, а в долгосрочной перспективе – залог сохранения единства нашей великой многонациональной страны, которое мы обязаны сберечь не только для себя, но и для будущих поколений».
 
В ходе пленарного заседания также прозвучали доклады ректора Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» М.Н. Стриханова и ректора Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, доктора философских наук, профессора А.А. Федорова.
 
В рамках программы форума в этот день также состоялись заседания круглых столов по темам: «Теология как отрасль знания: проблемы и перспективы», «Теология и образовательные стандарты», «Теология как пространство межконфессионального сотрудничества».
 
Работа Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» продлится до 15 июня.
 
Служба коммуникации ОВЦС/Пресс-служба ОЦАД

11.jpg

​В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия завершила работу Четвертая международная патристическая конференция «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие».

В рамках шести пленарных заседаний ведущими специалистами в области патристики, сирологии и истории Древней Церкви были прочитаны доклады, посвященные богословскому и аскетическому учению преподобного Ефрема, текстологии его творений, различным проблемам, касающимся изучения и издания его обширного литературного наследия на сирийском и иных языках.

Рабочими языками конференции были русский и английский.

Итоги конференции подвел на ее заключительном заседании епископ Сакраментский Ириней (Стинберг), викарий Западно-Американской епархии РПЦЗ, профессор Оксфордского университета. Он высоко оценил прошедший в ОЦАД международный богословско-патристический форум, на котором состоялся плодотворный обмен мнениями между учеными из разных стран мира и представителями христианских Церквей Востока и Запада.

От имени всех участников конференции епископ Ириней выразил благодарность ректору ОЦАД митрополиту Волоколамскому Илариону за инициативу проведения ежегодных патристических конференций, предоставляющих специалистам в области патристики уникальную возможность встретиться друг с другом и обсудить актуальные вопросы изучения наследия того или иного Отца Церкви.

По итогам проведенной конференции было принято решение о подготовке сборника материалов, посвященных различным вопросам биографии, трудов и богословского учения преподобного Ефрема Сирина.

Под председательством митрополита Волоколамского Илариона было проведено заседание Организационного комитета следующей, Пятой международной патристической конференции, которую было решено посвятить богословскому наследию священномученика Иринея Лионского. Конференция пройдет в апреле 2018 года в Общецерковной аспирантуре.

zaglushka.jpg25-27 февраля 2016 года в Эрфурте (Германия) состоялась международная конференция «Всеправославный собор 2016 года – Новая эпоха для Православной Церкви? Междисциплинарные перспективы». Мероприятие было организовано Эрфуртским университетом совместно с Германской ассоциацией восточноевропейских исследований при участии Центра изучения современных проблем православной экклезиологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия и Мюнстерского университета.

К участию в конференции были приглашены богословы и исследователи религии из Германии, России, США, Великобритании, Франции, Бельгии, Австрии, Чехии, Греции, Болгарии. По благословению ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона в делегацию Русской Православной Церкви вошли руководитель Центра изучения современных проблем православной экклезиологии ОЦАД, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии А.В. Шишков; научный сотрудник Центра, член СББК А.И. Кырлежев, а также проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии, член СББК протоиерей Владимир Хулап.  

Конференция открылась лекцией «Понятие собора в восточной православной традиции и экклезиологии» профессора Батлерского университета (Индианаполис, США) Пола Вальера. Со специальными комментариями к лекции выступили Димитрий Мосхос (Афинский университет, Греция) и Дженифер Васмут (Берлинский Университет им. Гумбольдта), текст которых был зачитан организаторами конференции.  

Основная программа конференции началась 26 февраля сессией «Церковное устройство современного мирового православия», посвящённой организационному разнообразию Православной Церкви. В своём докладе «Мировое православие: типология автокефальных церквей» А.И.Кырлежев предложил несколько возможных типологий поместных православных церквей-участников всеправославного процесса. А.В. Шишков в докладе «Автокефалия и первенство как экклезиологические принципы: два понимания устройства Православной Церкви» на материале дискуссий о православной диаспоре выделил две теоретические модели устройства Православной Церкви, которые использовались при формулировке решений по спорным экклезиологическим вопросам.  

Вторая сессия «Православные церкви на современной (гео)политической арене» была посвящена геополитическому взгляду на Православную Церковь накануне Всеправославного собора. Преподаватель Астонского университета (Бирмингем, Великобритания) Лучиан Люстян в своем докладе «Православные национальные церкви и диаспоральные общины: вызовы национализации и национализма» остановился на проблеме национализма как фактора, влияющего на геополитическую ситуацию в мировом православии. Другой ракурс предложила научный сотрудник Софийского университета св. Климента Охридского (Болгария) Даниэла Калканджиева. Она выступила с докладом «Международная деятельность Московского и Константинопольского Патриархатов в ХХ веке как “церковная геополитика”», в котором предложила сравнительный анализ активности Московского и Константинопольского Патриархатов на межправославной арене в ХХ веке.  

Доклады третьей сессии «Экклезиальное разнообразие в современном православии» объединял социологический подход к многообразию современного православия. Научный сотрудник Эрфуртского университета (Германия) Себастьян Римештад в докладе «Кто не был приглашен на собор? Непризнанное и альтернативное православие» описал многообразие «альтернативного православия» и предложил свою типологию различных групп и сообществ, не признанных каноническими поместными православными церквами. Исследователь из Парижского университета (University of Paris 8, Франция) Василий Пневматикакис в докладе «Действительно ли множественность церковных юрисдикций в православной диаспоре является реальной проблемой?» проанализировал ситуацию мультиюрисдикционности в православной диаспоре на французском и американском примерах. В частности, он пришел к выводу, что множественность юрисдикций в диаспоре является скорее позитивным фактором для развития православия на этих территориях.   Четвертая сессия «Местное и глобальное/универсальное в православии» была посвящена вопросам соотношения местного/локального и универсального/глобального. В докладе специалиста по каноническому праву из Венского университета (Австрия) Евы Синек «Местные православия и Вселенское Православие: каноническая перспектива», который был зачитан организаторами конференции, вопрос соотношения местного и универсального рассматривался в перспективе канонического права. Исследователь Центра русских, кавказских и восточноевропейских исследований (Париж, Франция) Кати Русле в своем докладе «Православное христианство и глобализация: социологический подход» коснулась социологического аспекта вопроса и предложила свое видение участия Православной Церкви в мировых глобализационных процессах.   

Завершился первый рабочий день конференции панельной дискуссией на тему «Что мы можем и должны ожидать от Всеправославного собора?», в которой приняли участие протоиерей Владимир Хулап, а также директор Православного богословского института св. Иоанна Богослова в Брюсселе (Бельгия) священник Кристоф Д’Алусио и исследователь из Института православной теологии Мюнхенского университета (Германия) Георгий Влантис. Модератором дискуссии выступил профессор Мюнстерского университета Томас Бремер. 

27 февраля работа конференции продолжилась сессией «Православное христианство и (пост)модерный мир», посвященной современным социальным и политическим вызовам, стоящим перед мировым православием. Сессию открыл доклад профессора Фордемского университета (Нью-Йорк, США) Аристотеля Папаниколау «Православие и вызовы (либеральной) демократии», в котором был рассмотрен вопрос о совместимости православной политической теологии с либерально-демократическими идеями. Главный организатор конференции профессор Эрфуртского университета Василий Макридес представил текст профессора Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Александра Агаджаняна «Конструируя новую православную идентичность/идентичности в пост-коммунистическую эпоху», который проанализировал текст документа «Миссия Православной Церкви в современном мире», вынесенный на утверждение Всеправославного собора.   

Доклады заключительной сессии «Православное христианство и межхристианские отношения» касались темы взаимоотношений православия с инославным миром в повестке всеправославного предсоборного процесса. Ректор Богословской академии в Волосе (Греция) Панделис Калаицидис в своем докладе «Православие, экуменизм и межхристианский диалог» анализировал документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Профессор Лувенского университета (Бельгия) Петер Де Мей предложил сравнительный анализ отношения к экуменизму и инославию в повестке Всеправославного и Второго Ватиканского соборов.   

Конференция завершилась панельной дискуссией на тему «Взгляд других христиан на Всеправославный собор». В дискуссии приняли участие директор Института экуменических исследований им. Йохана-Адама Мёлера (Падеборн, Германия) Йоханнес Ольдеман, профессор факультета протестантской теологии Карлова университета (Прага, Чехия) Ивана Нобл, профессор факультета протестантской теологии Марбургского университета (Германия) Карл Пинггер. Модератором выступила преподаватель факультета лютеранской теологии Университета в Халле-Виттенберг (Германия) Анна Брискина-Мюллер.

1111111.JPG22-23 декабря 2015 года в честь пятилетия кафедры библеистики в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялась юбилейная научная конференция на тему «Актуальные проблемы современной библеистики». 

Открытие конференции возглавил заведующий кафедрой библеистики ОЦАД кандидат филологических наук М.Г.Селезнев, выступивший с кратким приветственным словом.

В работе форума приняли участие сотрудники кафедры, преподаватели, выпускники, докторанты и аспиранты. 

Первую секцию конференции открыл известный российский библеист, переводчик, публицист, доктор филологических наук А.С. Десницкий.  Он рассказал о роли метафоры суда и патроната в Новозаветном понимании спасения. По его мнению, вина и стыд являются культурными константами, по-разному проявляющими себя в разных обществах. В одних культурах люди стараются избегать чувства вины (внутри), в других – стыда (извне). В Библии стыд/почет значит намного больше, чем в современном западном и российском обществах. Очень важно учитывать это при переводе метафор суд и патроната в Новом Завете.

Помощник ректора Тобольской духовной семинарии иерей Петр Шитиков продолжил тему метафоры, рассмотревший перспективы применения элементов методов когнитивной лингвистики в системе комплексного анализа концептуальной метафоры Г. Стейна. На материале метафорических высказываний из Евангелия от Иоанна (на древнегреческом языке) в докладе была показана продуктивность пятишагового анализа Г.Стейна.

Настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте (Ливан) игумен Арсений Соколов прочитал доклад о супружеской метафоре в пророческой литературе.

Выступлением на тему «Деррида и Беньямин. Стратегия библейского переводчика» первую секцию конференции завершил руководитель пресс-службы Санкт-Петербургской епархии иерей Алексий Волчков. 

Вторая секция была посвящена Ветхому Завету.  Открыл заседание старший преподаватель кафедры истории и филологии древнего Ближнего Востока РГГУ А.К. Лявданский, представив свой доклад «Свидетельства текста официальных таргумов в арамейских заклинательных чашах из Месопотамии». Эти памятники, недавно введенные в научный оборот, содержат цитаты из еврейского текста Ветхого Завета и арамейских таргумов и являются важными источниками для датировки и локализации таргумов.

Архимандрит Сергий Акимов подробно рассказал о проблеме перевода термина «руах» в библейской Книге Екклезиаста.  

Иерей Алексий Сорокин выступил с сообщением на тему «Наименования растений в Синодальном переводе Ветхого Завета».

Аспирант первого года обучения кафедры библеистики ОЦАД  В.С. Зыков в своем выступлении дал  лексический и теологический анализ повествований о сотворении человека (Быт. 1-4) в еврейской и греческой Библии и подробно раскрыл тему индивидуального «Адама» и «человека» как родового понятия.

Второй день конференции открылся секцией под названием «Септуагинта», в ходе которой заведующий кафедрой библеистики ОЦАД  М.Г. Селезнев рассказал о своем исследовании антиантропоморфизмов в Септуагинте. Основное внимание было уделено переводу еврейского выражения בעני «в глазах» применительно к Богу и человеку.

Секретарь кафедры библеистики М.М. Юровицкая  выступила с сообщением о З0 (37) главе книги  Иеремии, сравнившая текст этой главы в греческой и еврейской версиях и предложившая несколько гипотез относительно причин разночтений.

Заведующая кафедрой Священного писания и библейских дисциплин Свято-Филаретовского  православно-христианского института Л.Ю. Мусина представила доклад на тему «Ἀνομία, ἄνομος, ἀνομέω в Септуагинте», который был посвящен переводу слова «беззаконный» в контексте богословия «Закона Яхве» для авторов греческого перевода Ветхого Завета. 

Л.В. Шуляков в своем сообщении провел сравнение апокрифического "Завещания Иова" с греческим переводом книги Иова.

Предпоследняя секция конференции «Новый Завет и его контекст» вызвала оживленное обсуждение.  К.В. Неклюдов представил присутствующим свое исследование дискуссии о галилейском контексте проповеди Иисуса Христа, кратко обозначив основные проблемы, сформулированные библеистикой XIX—XX вв., в свете данных современной археологии. Как он показал в своем докладе, именно археологические данные позволили выдвинуть и обосновать гипотезы, что население Галилеи времени Иисуса в подавляющем большинстве восходило к иудейским колонистам хасмонейского и иродианского периодов; религиозные практики этого населения в целом соответствовали религиозным практикам, сложившимся в Иудее; о том, что эллинизация широко затронула материальную культуру Галилеи как в городах, так и в деревнях, не вытесняя при этом традиционные религиозные практики (хотя во многих поселениях прослеживается тенденция к отказу от ряда предметов, ассоциировавшихся с греко-римским влиянием); о том, что строительные проекты тетрарха Антипы способствовали экономическому подъему в Галилее времени Иисуса.

Участники конференции отметили выступление иерея Александра Зиновкина, который рассказал о влиянии астрономической книги Еноха на Вседневные молитвы. 

Д.Б. Осипов (Екатеринбургская духовная семинария) предложил вниманию участников конференции очерк научной дискуссии 2 половины XX в., поднимающий вопрос: являлись ли фарисеи доминирующей партией в раннем иудаизме? 

Сотрудник комиссии по регулированию студенческого обмена ОЦАД Д.И. Серов выступил с докладом «Вопрос о дефиниции апокалиптического жанра в литературе Второго храма».

Конференция завершилась секцией «Библия в славянской и русской традициях», в рамках которой  выступили иерей Иоанн Реморов (доклад «Общероссийский пересмотр русского перевода Нового Завета в 1890-е годы: незавершённый проект») и магистрант русского отделения филологического факультета МГУ Н.К. Котова (доклад «К текстологии Пересопницкого Евангелия (1556-1561)»). В докладе о. Иоанна Реморова был предложен обзор материалов о проекте обновления русской Библии, хранящихся теперь в РГИА, а также была сделана попытка установить степень их использования К.П. Победоносцевым в своём переводе Нового Завета на основании архивных документов. 

 

Пресс-служба ОЦАД

0002.jpg19 декабря 2015 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялась конференция по философской теологии. В ее работе приняли участие представители духовных и светских учебных заведений России и ближнего зарубежья.

Модератором выступил проректор ОЦАД по научной работе протоиерей Владимир Шмалий, открывший заседание кратким приветственным словом.

На конференции, в частности, обсуждались такие вопросы, как феноменологическая герменевтика христианской онтологии (автор доклада - магистрант гуманитарного факультета Высшей школы экономики Илья Павлов), аннигиляционизм как переосмысление традиционной модели ада (докладчик - кандидат философских наук, преподаватель Приазовского государственного технического университета Валерий Кузев), время и вечность в философской теологии (докладчик - кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского христианского университета Татьяна Литвин), открытость бесконечности (докладчик - кандидат философских наук, старший преподаватель Института философии Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Зайцев).

О «богословии общения» и «богословие подражания Христу» в современной православной мысли рассказал в своем выступлении доцент Киевской духовной академии Сергей Бортник. Какие игры выбрать в 2016 для игры онлайн? Узнайте на странице Igrosof Россия , тут собрана целая коллекция бесплатных слот-игр современности. Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии священник Алексей Волчков представил присутствующим сообщение на тему «Оригинал вымаливает свой перевод: библейский перевод и деконструкция». Доктор философских наук, доцент кафедры современных проблем философии философского факультета Российского государственного гуманитарного университета Светлана Коначева выступила с докладом «Бог, который может быть» и «Бог, быть может», описав пути преодоления метафизики в современной теологической герменевтике. Кандидат философских наук, научный сотрудник Русской христианской гуманитарной академии Дмитрий Бирюков посвятил свое выступление теме догматического языка в православии и поделился некоторыми размышлениями о его природе в понятиях современной философии языка.

Со стороны ОЦАД на конференции выступил научный сотрудник Общецерковной аспирантуры, секретарь кафедры общественных наук Андрей Шишков. Его доклад был посвящен теме «Епископ в евхаристической экклезиологии как икона Христа и как идол: феноменологический подход».

 

 

Пресс-служба ОЦАД

0001.JPG21 ноября 2015 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялось закрытие III Международной патристической научно-богословской конференции «Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада».

Модераторами субботних секций стали кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии П. К. Доброцветов и профессор Университета Гонзага (США) Ричард Гудрич.

Дискуссию открыл монах бенедиктинского монастыря святого Иоанна, директор музея «Хилл» и библиотеки рукописей Колледжвилла (США) священник Колумба Стюарт, выступив с докладом «Рецепция преподобного Иоанна Кассиана на христианском Востоке».

Доцент Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) представил вниманию слушателей сообщение на тему «Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в греческой патристической и византийской традиции».

Преподаватель Барселонского университета Рауль Вильегас Марин посвятил свое выступление теме «Преподобный Иоанн Кассиан о послании к Римлянам, гл. 7: восточное аскетическое богословие и западные споры об impeccantia».

Доктор исторических наук В. М. Тюленев (Ивановский Государственный Университет) рассказал об аскезе и аскетическом выборе в литературном наследии Эннодия. С докладом «Термины alter, alius (aliud) и сопутствующие им в христологии преподобного Иоанна Кассиана и предшествующей патристической традиции» выступил кандидат богословия, преподаватель МДА С. А. Кожухов.

В своем выступлении «Преподобный Иоанн Кассиан и доуставное ирландское монашество» сотрудник Церковно-Научного Центра «Православная Энциклопедия» А. А. Королев коснулся вопроса развития западного монашества в исторической перспективе.

Профессор Объединенной пресвитерианской семинарии г. Ричмонд (Виргиния, США) Ребекка Уивер рассказала о педагогике преподобного Иоанна Кассиана в традиции чтения Священного Писания в монастыре святого Иоанна Арльского, а иеромонах монастыря Шеветонь (Бельгия) Антоний Ламбрехтс познакомил слушателей с докладом профессора патристики Университета Лотарингии (г. Мец, Франция) Мари-Анн Ваннье «Экхарт и Собеседования преподобного Иоанна Кассиана».

Заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры А. Р. Фокин представил собравшимся доклад схиархимандрита Гавриила (Бунге) о влиянии Евагрия Понтийского на труды преподобного Иоанна Кассиана. В заключение заведующий кафедрой богословия поблагодарил участников конференции и передал слово игумену Дионисию (Шлёнову). Священник прочитал стихотворение «В единении Востока и Запада», которое написал в последний день заседаний.

 Пресс-служба ОЦАД

001[1].jpg19 ноября 2015 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялось открытие III Международной патристической научно-богословской конференции "Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада". 

Ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим с кратким приветственным словом, в котором напомнил, что Общецерковная аспирантура и докторантура провела ранее две патристические конференции, посвященные наследию преподобного Иссака Сирина и преподобного Симеона Нового Богослова. 

В своем докладе "Учение преподобного Иоанна Кассиана о Евхаристии и причащении" митрополит Иларион рассказал о жизни святого и его основных научных трудах. 

Модератором первой секции конференции "Биография и труды прп. Иоанна Кассиана" стал профессор Папского Восточного Института священник Эдвард Фарруджа.

Работу первой секции открыло выступление профессора Бухарестского университета Ионут-Александру Тудорие, который  рассказал о детстве преподобного Иоанна Кассиана в Малой Скифии и поделился различными точками зрения на то, где родился святой.

Сотрудник Церковно-научного центра "Православная Энциклопедия"  Д.В. Зайцев посвятил свое сообщение теме "Хронология последних лет жизни св. Иоанна Кассиана и датировка его произведений".

Декан Института православных исследований свв. Кирилла и Афанасия Александрийских (США) архимандрит Ириней (Стинберг) представил собравшимся доклад "Монах и друг: дружба и монашеский идеал у прп. Иоанна Кассиана и в Православии". Выступление отца Иринея вызвало оживленную дискуссию.

В завершение первой секции конференции владыка Иларион поблагодарил всех присутствующих: "Надеюсь, что прозвучавшие выступления обогатят научное знание и помогут исследователям раскрыть новое в трудах преподобного Иоанна Кассиана Римлянина".

Конференция "Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада" продлится до 21 ноября. В форуме принимают участие ученые-богословы из Швейцарии, Бельгии, Германии, Франции, Италии, Испании, США и России.

Пресс-служба ОЦАД

DSC_0570.jpg19 мая 2015 года в Москве завершила работу двухдневная конференция «Книга Псалмов: история и интерпретация», которая была подготовлена кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия в рамках сотрудничества с Институтом восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета.

Целью мероприятия было обсуждение особенностей рецепции, богословского переосмысления и использования Псалтири в христианской традиции. В конференции приняли участие библеисты, патрологи, специалисты по литургике и искусствоведы из ОЦАД, РГГУ, МГУ, ПСТГУ, МДА, СФИ. В состав оргкомитета вошли заведующий кафедрой библеистики ОЦАД, доцент РГГУ М.Г. Селезнев, заведующий кафедрой богословия ОЦАД А.Р. Фокин, заведующий кафедрой церковно-практических наук иерей Михаил Желтов и доцент РГГУ Е.Д. Матусова.

Утренние заседания обоих дней были отведены под библейскую тематику. 18 мая на открытии конференции выступил игумен Арсений Соколов, представивший экзегетический комментарий к первому псалму в свете новозаветной, святоотеческой и традиционной еврейской его интерпретации. М.Г. Селезнев в своем докладе сравнил псалом 21(22):2 с евангельскими главами от апстолов Марка 15:34 и Матфея 27:46. Напоминая о последних словах Христа, он рассказал об уникальности сцены, в которой Иисус, умирая на кресте, обращается к Богу, об отсутствии аналогов ей среди повествований о еврейских или христианских мучениках, среди античных рассказов о благородной смерти героев и философов. В этой сцене евангельский Сын Божий оказывается человечнее и ближе к нам, чем люди житийной литературы.

А.И. Шмаина-Великанова в докладе «Тайна 79-го псалма» привела ряд аргументов в пользу того, что автором этого псалма можно считать Алкима, упоминаемого в Первой Маккавейской книге.

19 мая в рамках утреннего заседания выступил профессор К.-В. Нибур (Йена, Германия), подготовивший доклад о псалме, содержащемся в книге пророка Ионы, и об образе Ионы в Новом Завете.

Также доклады, посвященные библейской тематике, прочитали преподаватель ИВКА РГГУ А.К. Лявданский, научный сотрудник РБО Л.В. Маневич, доцент ПСТГУ А.С. Небольсин и аспиранты ОЦАД иерей Алексей Сорокин, М.М. Юровицкая и Л.Ю.Мусина.

На дневных заседаниях конференции обсуждалась рецепция Псалтири в христианской традиции. Несколько докладов было посвящено латинским Отцам Церкви: А.Р. Фокин рассказал о ранней латинской экзегезе, Д. Отто – о формировании образа царя Давида через толкование 50 псалма в трактате "Об Апологии царя Давида" святителя Амвросия Медиоланского.

Основным вопросом доклада И.С. Вевюрко (МГУ/ПСТГУ) было то, как в разных христианских и иудейских источниках толковалось слово «боги» в псалме 81. По его мнению, толкования отцов Церкви «рассматривают «богов» с исторической точки зрения как власти, которые поставлены на недосягаемую для обычных людей высоту (ср. Иудифь 8:12), но этот взгляд претерпевает инверсию в связи с евангельским контекстом, в котором выясняется, что изобличение ложных или несостоявшихся «богов» напрямую связано с истинным смыслом этого имени, относящимся к пребыванию святых с Богом, т.е. к предназначению человека как такового».

Доклады иерея Михаила Желтова и аспирантки ОЦАД А.Г. Волоковой были посвящены использованию псалмов в византийском богослужении. Иеромонах Иоанн (Гуайта) рассказал о псалмах в литургической традиции латинской Церкви.

Два доклада прочитали искусствоведы: И.А. Орецкая (ГИИ) подготовила сообщение о Псалтирях IX века с иллюстрациями на полях и Е.А. Виноградова (ПСТГУ) – о хвалитных псалмах в византийском искусстве.

Также в конференции приняли участие: профессор МГУ и МДА В.Я. Саврей, доцент ВШЭ А.Ю. Виноградов, преподаватель ПСТГУ П.Б. Михайлов, преподаватель СФИ К.А. Мозгов, аспиранты ОЦАД С. Пучкова и иеромонах Лука (Филатов).

По итогам конференции планируется издание сборника докладов.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

 

main_114433.jpg

11-12 декабря 2014 года в Москве в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ прошла II Международная патристическая конференция на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие».

Организатором форума выступила Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия совместно с НИЯУ МИФИ.

12 декабря пленарные заседания были посвящены богословскому учению и личности преподобного Симеона Нового Богослова, его предшественникам и современникам, а также последующей византийской традиции.В числе докладчиков выступили: епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь); профессор Анна Хант (Тринити Университет; Лидс, Великобритания); схиархимандрит Гавриил (Бунге) (Швейцария); доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета П.Б. Михайлов; архимандрит Ириней (Стинберг) (Православный институт имени святых Кирилла и Афанасия Александрийских, США) и другие.

После завершения пленарных заседаний состоялось подведение общих итогов конференции. В следующем году планируется издать сборник докладов ее участников.

Вечером участники конференции посетили Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, где состоялось торжественное открытие IV Московского Рождественского фестиваля классической музыки. На текст средневекового духовного гимна «Stabat Mater» были исполнены музыкальные сочинения А. Вивальди, Дж. Россини и митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).

В концерте принимали участие Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова, солисты Любовь Стучевская (сопрано), Анна Викторова (меццо-сопрано), Марат Гали (тенор), Максим Кузьмин-Караваев (бас). Дирижер концерта – Дмитрий Юровский.

Информационная служба ОЦАД / Служба коммуникации ОВЦС

Please publish modules in offcanvas position.

?iaaen.Iao?eea