АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма ОЦАД

11 сентября 2021 года, когда Церковь воспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в академическом храме ОЦАД — Иоанно-Предтеченской церкви под Бором на Черниговском Патриаршем подворье.

Архипастырю сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле, главный научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры игумен Арсений (Соколов), проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), помощник ректора ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики подворья.

На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.

Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения, обратившись к верующим со словом проповеди, архипастырь сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы воспоминаем сегодня Усекновение главы святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и совершаем престольный праздник нашего храма. Казалось бы, одно из самых ужасных событий, описанных в Священном Писании Нового Завета, а мы совершаем праздник. Человеку отрубили голову, а мы в красных ризах собрались и торжествуем, словно на Пасху. В жизни и восприятии Церкви все происходит иначе, чем в жизни и восприятии обычных людей, и то, что обычному человеку может казаться трагическим инцидентом, в Церкви может восприниматься совершенно иначе.

Неслучайно с самого раннего периода бытия Церкви особым почитанием в ней пользовались мученики — люди, которые жизнь свою закончили, по человеческим меркам, трагически, чья жизнь оборвалась преждевременно. Многие мученики ушли из этой жизни совсем юными, казалось бы, не реализовав свой земной человеческий потенциал. Но они удостоились мученического венца, совершив подвиг исповедания Христа Спасителя, за который их прославляет Святая Церковь.

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн был последним из пророков и первым из мучеников. Он стоит на пороге Нового Завета, возвещая людям о том, что «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1. 7-8). Иоанн Предтеча указывает на грядущего Спасителя и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29). Он первым распознает в Иисусе Христе не простого человека, не просто пророка, а Того, Кого Бог обещал израильскому народу — Мессию Христа, Спасителя мира, Который на Себя берет грех всего мира. Того, Кто пришел для того, чтобы искупить человеческий род от греха и смерти.

Святой Иоанн Предтеча, как бы предшествуя Господу Иисусу Христу не только здесь, на земле, но и в вечности, умирает раньше Него для того, чтобы уготовать Ему путь не только здесь, но и там. Как верует Церковь, после того, как Иоанн был убит беззаконным четвертовластником Иродом (о чем мы сегодня слышали в чтении из Евангелия от Марка), его душа сошла в адские бездны, дабы и там уготовать путь Спасителю, прямыми сделать стези Ему, чтобы и там возвестить о том, что грядет Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

И когда Господь Иисус Христос умер на Кресте, тогда, как мы веруем, Его душа сошла во ад не для того, чтобы там остаться, но для того, чтобы и адские бездны наполнились Божественным присутствием, для того, чтобы открыть путь к воскресению из мертвых и к вечной жизни всем тем, которые ожидали Спасителя в этих темных адских безднах. И, конечно, вместе с ними был выведен оттуда и святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, которого мы сегодня почитаем и прославляем как пророка, который указал и продолжает указывать людям путь ко Христу Спасителю».

Обращаясь к представителям профессорско-преподавательской корпорации ОЦАД и учащимся, ректор этого учебного заведения отметил:

«Мы совершаем престольный праздник, одновременно отмечая начало учебного года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Нынешний год начинается в непростых условиях, потому что, к сожалению, продолжается пандемия коронавируса. Нет возможности в полной мере обеспечить очное обучение для всех студентов, но, по крайней мере, после целого года, когда мы занимались заочно, сегодня мы имеем возможность видеть друг друга в лицо, пусть и в масках. Мы имеем возможность начать учебный год в очном режиме с надеждой на то, что при строгом соблюдении и преподавателями, и начальствующими, и учащимися необходимых противоэпидемических мер, сумеем избежать заражений, распространения коронавируса и сможем продолжить обучение в нормальных условиях.

Начало нынешнего учебного года ознаменовалось тем, что мы открыли новое общежитие для студентов — это значимое событие в жизни нашего учебного заведения. Оно знаменует собой, по сути, завершение ремонтных и реставрационных работ, которые мы проводили в течение многих лет. Также завершены работы в бывшем здании просфорни (а по некоторым сведениям, это была не просфорня, а конюшня); теперь там будет наш книжный магазин. Таким образом, мы полностью готовы к тому, чтобы обеспечить учебный процесс на качественном уровне.

Единственное, что всем нам необходимо, — строго соблюдать те меры, которые сегодня предписываются, дабы избежать распространения инфекции, защитить свою жизнь и жизни окружающих нас людей».

Для общежития Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион передал картину, которую получил в дар во время посещения в нынешнем году Нижегородской митрополии. На полотне изображен преподобный Серафим во время беседы с Николаем Мотовиловым о цели христианской жизни.

«Пусть эта картина напоминает нашим учащимся о цели христианской жизни и о цели обучения, — подчеркнул архипастырь. — Как говорил преподобный Серафим Саровский, цель христианской жизни – в стяжании Святого Духа Божия. А цель обучения (это я уже от себя говорю) заключается в том, чтобы не только приобрести какую-то сумму знаний, но также поставить их на службу Церкви, чтобы знания послужили ко спасению».

Служба коммуникации ОВЦС

Научно-образовательная теологическая ассоциация Православный портал ИИСУС Вопросы теологии Издательский дом «Познание»